Л.А. СИТАК кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске*
Развитие представлений о взаимодействии человека с природой
Все сферы жизни человека, будь то семья, труд, быт или что иное, пронизано отношениями. Природа является не просто сферой жизнедеятельности человека, но и средой обитания, которую человечество изменяет, подстраивая под себя. Тысячелетия труда, борьба за свое существование привели не только к прогрессу и развитию цивилизации, но и вызвали значительные изменения в окружающей среде. На протяжении всей истории перед обществом возникали проблемы экологического содержания. Появление человека на Земле привело к его существенному влиянию на биосферу. Культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами Природы. В условиях индустриального общества и демографического взрыва отрицательные последствия деятельности человека приобрели глобальный характер. Потребляя, человеческое общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Современное общество пришло к осознанию необходимости разумного перспективного развития и сохранению жизненно необходимой природной среды. Решение экологических проблем следует искать, прежде всего, в области культуры взаимодействия людей и природы.
Взаимодействие человека с природной окружающей средой включало и движения натуралистов, и природоохранительное просвещение, экологическое образование и воспи-
* Ситак Лариса Александровна, е-таН: [email protected]
тание, направленные на формирование экологической культуры. Такое развитие миропонимания не было случайным, оно основывалось на убеждении, традиции и ценности культуры. Отношение к природе заключает в себе культурологическое содержание. Культурные, общечеловеческие ценности оказывают заметное влияние на становление того или иного типа отношения к природе. И о том, как эти ценности были усвоены, об уровне общей и экологической культуры человека и общества можно судить по характеру отношения этого человека или общества к природе.
Следует осмыслить и уточнить представление о взаимодействии общества и природы.
«Экология» - это область знаний, которая охватывает сферу взаимодействия человека и природы. Истоки этой научной области знаний обнаружены еще в Древнем Мире. Сохранившиеся наскальные изображения, оставленные первобытными людьми, являются письменным доказательством того, что интерес человека к природе был ярко выражен. Анализ таких изображений современной наукой позволяет судить о поведении и внешнем животных, об экологических проблемах первобытных людей.
Жизнь диктовала развитие экологических представлений. Уникальные сведения содержат древние египетские, индийские, тибетские и античные письменные источники. До наших дней дошли тексты об охотничьих запретах и изменении численности животных и научных трактатов «Рамаяне» и «Махабхарате», относимых к 6-7 вв. до нашей эры. В этих источниках имеются сведения о поведении и образе жизни около 50 видов животных. Предыстория экологии начинается с античного периода и эпохи Возрождения. Начиная с V века до н. э., проблемы взаимоотношений человека и природы рассматривались в работах Гиппократа и его школы, а затем Платона, Ксенофонта, Аристотеля и Галена. Философ античности Аристотель одним из первых стал связывать животных с их местом обитания. До Аристотеля Гераклит обращал внимание на существование всеобщей связи в живой природе, на вечную подвижность и изменчивость.
Ф. Бэкон и Р. Декарт подвели черту в процессе формирования представлений о природе в эпоху Возрождения, они и определили цель развития науки, отмечая, что человек «слуга и истолкователь природы».
Французский философ - материалист Поль Гольбах, разделяя точку зрения Бэкона и Декарта, считал, что человек - часть природы и должен уважать ее законы. Соотечественник П. Гольбаха, философ и политический деятель Ж.А. Кондорсе, исследуя проблемы взаимодействия общества и природы, культуры этого взаимодействия, утверждал о том, что необходимо исследовать законы природы, т.к. «только тогда мы сумеем определить размеры и пределы наших надежд».
Однако наступивший период феодализма повлек за собой отрыв от окружающей действительности, безразличное и презрительное отношение к природе. Наряду с этим накапливались фактические сведения о природных объектах, что постепенно меняло взгляды на природную среду и формировало новое миропонимание.
Следует признать актуальность взглядов Демокрита для современного общества: «самое мудрое со стороны человека и общества - это следовать природе».
А.И. Герцен первым рассмотрел историю человечества, историю мышления, как продолжения истории природы, а человека - как её вершину. Герцен считал, что природа в целом есть единый материальный процесс, который нельзя остановить, четко расчленить на маленькие участки, отделить строгой чертой от человеческого мира.
На протяжении двух тысячелетий сотни ученых собирали данные о взаимоотношениях растений, животных и природной среды. В 19 в. Карл Линней высказал предположение о том, что существует «экономия природы», выделяя положение о «взаимном отношении всех естественных тел, на которых основывается равновесие в природе».
Термин «экология» ввел в науку немецкий исследователь Э. Геккель в 1868 г., объединив два греческих слова: «oikos» - жилище, место пребывания, убежище, дом и «logos» - учение. С того времени наука об отношениях организмов между собой и с окружающей средой стала оформляться в отдельную область знаний. Со временем общество все больше внимания уделяло проблеме взаимодействия человека и природы. В трудах достойнейших представителей человечества: А.С. Пушкина, Ф.И. Достоевского и Л.Н. Толстого в России, Ф. Скорины и Я. Коласа в Беларуси, Г. Торо и Р. Эмерсона в Америке, Т. Карлейля в Англии, Р. Роллана во Франции, Тагора и Ганди в Индии,
Утимара Кандзо, Окакура Какудзо в Японии видно стремление к внутренней гармонии Человека и единстве Человечества к осознанию целостности мира.
Русское философское наследие также рассматривало отношения человека и природы. Исследование философского наследия Л.Н. Толстого позволяет определить следующие положения его представлений:
- любая форма жизни имеет самостоятельную ценность;
- природа, во всей её сложности и разнообразии, есть результат симбиоза, которая также обладает «внутренней самостоятельной ценностью» - человек часть природы, и в силу своего могущества и способности понимать он несет большую ответственность по отношению к ней, чем любой другой биологический вид.
Необыкновенное чувство полноты жизни, гармонии с миром, по мнению Л.Н. Толстого, присуще лишь ребенку. Красота природы, по его мнению, позволяет проявиться в нравственной красоте. Воспитатель должен постоянно содействовать этому процессу, будить нравственную красоту в каждой детской душе.
В России в конце 19 в. широко распространяются идеи русских философов-космистов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова и других, которые утверждали «сущностное единство человека с природой». Ими выдвинуты идеи спасения и утверждения жизни как духовный императив социального прогресса. Русские космисты возвысили святое чувство почитания Матери-Земли воплотив ее в божественный - космический принцип единения - «Софию», вечную душу. Эта «единящая сила мира» отражена в философии единства народов мира ради «общего дела» - взращивание «розы мира» (Д. Андреев), как путь совершенствования человечества и одухотворения природы. Просветление науки философским духом, понимание «духовности материи» (К. Циолковский) приближает человечество к осознанию ноосферы как мыслящей материи, где нравственный, одухотворенный разум определяет бытие (В.И. Вернадский).
Русский философ В.С. Соловьев рассматривал поэтапное развитие взаимодействия человека с природой. На первом этапе человеком у природы было насильственно изъято все насущно необходимое. На втором этапе изъятие происходит с «оглядкой», однако такое разумное изъятие
также является насильственным. На третьем этапе, который наступит в будущем, возможно полное прекращение насилия над природой.
Биосфера в истории Земли длительное время развивалась как саморегулирующаяся система. Происходили усложнения структуры биосферы, распространение на новые оболочки Земли. Такая взаимосвязь всех элементов биосферы приводила к тому, что всякое изменение, протекавшее в ней, приводило к модернизации и самообновлению всей системы. Такие прогрессивные изменения были характерны для развития биосферы.
Научные предпосылки становления учения о биосфере связаны с работами французских исследователей Ламарка и Бюффона, немецкого ученого Гумбольта, австрийского естествоиспытателя Зюссе, натурфилософов Шеллинга и Гегеля. В отечественной науке бесспорный вклад внесли П. Вавилов, В. Докучаев. В. Сукачев, К. Темирязев, К. Циолковский и др., но, прежде всего, В.И. Вернадский.
Ноосферу определяют как сферу разума, которая стала качественно новым этапом развития биосферы. Термин «ноосфера» был предложен французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом в 1927 г. Эти ученые понимали ноосферу только как ступень развития сознания, они не учитывали громадной преобразующей силы деятельности человека, сложных и противоречивых отношений биосферы и человеческого общества с его социальными и особыми общественными законами развития.
В 30-40 гг. ХХ в. В.И. Вернадский развил представление о ноосфере с материалистических позиций. В отличие от французских ученых он понимал под ноосферой не что-то внешнее по отношению к биосфере, а новый этап в её развитии, этап разумного регулирования отношений человека и природы. Человек внес в биосферу разум, труд, мысль, науку. Он влияет и на течение человеческих факторов. И это господство дает не только положительные, но и отрицательные результаты.
В своих работах «Живое вещество и биосфера», «Биосфера», «Научная мысль как планетарное явление» В.И. Вернадский выразил предположение о переходе биосферы под воздействием человека к своему новому состоянию -ноосфере. Вопросы, исследованные ученым, сохраняют свою актуальность и на современном этапе: взаимо-
действие человека и окружающей среды в условиях преобразования биосферы, пути их сохранения и развития здоровья человека.
Дальнейшее развитие данной научной концепции связано с современной экологической ситуацией и необходимостью выработки человечеством экологических ориентированных стратегий поведения и деятельности. В науке появились такие понятия, как «этика благоговения перед жизнью» (А. Швейцер), «экологическая совесть» (Х. Ролс-тон, Б. Коммонер), «человеческие качества» (А. Печчеи), «коэволюция человека и биосферы» (Н. Моисеев).
Такие духовные искания не стали еще нормой бытия. Разрыв между темпами деградации природы и духовно-нравственном просветлением культуры возрастает. Необходим прорыв в сознании человека: мир един, и только единое человечество способно жить в гармонии с миром.
Подход к биосфере, как целостной системе жизни, развитие идей В.И. Вернадского об эволюции биосферы в ноосферу коренным образом изменили отношение к экологическому знанию. Единение в экологии знаний закономерностей развития природных экосистем, социальных процессов и социоприродных систем, значение экологии в преодолении кризиса цивилизации придают ей широкое мировоззренческое значение. Настало время осмысления новой экологической картины мира.
Современное состояние окружающей среды неизбежно приводит к решению проблем качественного преобразования ценностных ориентиров культуры, формированию принципиально новых ценностей, целей и идеалов на основе экологического мышления. Интересно мнение Э.В. Гиру-сова: «Ясно, что кризис, хотя и называется экологическим, но это кризис общества, кризис современной культуры. В конечном счете его преодоление возможно через преодоление кризиса традиционной системы ценностей».
В России во второй половине XX века развитие экологических представлений получило в работах Н.Ф. Рей-мерса, Л.Н. Гумилева, Н.Н. Моисеева, С.Н. Глазачева, Э.В. Гирусова, которые призывают к объединению духовности и рациональности в целях выработки новых этических оснований развития человечества. Устремления науки и образования к объединениям усилий о спасении человечества на основе целостного восприятия мира - это способ активи-
зации духовной деятельности на одну из важных направлений - в сфере трансляции новых ценностей культуры.
Экологические проблемы возникали в такие периоды развития цивилизации, во время которых человек стремился не только активно вмешиваться в природу, но и покорять её. Достижения научно-технического прогресса, используемые для решения социальных проблем человечества, заметно обострили состояние природной среды. Возникнув в недрах биологической науки как область знаний о «доме для живого», экология освоила все направления науки, культуры, практики. Это синтез наук о воспроизводстве жизни и о гео-, био- социальных факторов этого воспроизводства.
Планетарно-экологический кризис угрожает выживанию человечества. Технократическое развитие цивилизации, мощный антропогенный пресс на национальные экосистемы и биосферу в целом угрожают механизмам гомеос-тазиса - поддержания динамической устойчивости биосферы. Нарушены возможности биосферы коррелировать все антропогенные влияния, привнесение хозяйственной деятельности. Превышен предел допустимого вмешательства в развитие экосистемы за которым следует процесс деградации. Культура, возникла как адаптационный механизм в системе общество - природа, перестала выполнять свою функцию, оказалась неадекватной природе.1
Таким образом, в процессе развития человеческого общества отмечается изменение взглядов на природу, движение к осмыслению экологического конфликта, человечество глубже осознает необходимость позитивных отношений основных составляющих экосистемы -социальной и природной.
Экологические проблемы XXI в. делают актуальными экологическое образование и воспитание, процесс формирования экологической культуры как фактора единства и гармонии природы и общества.
Ситак Л.А. Развитие представлений о взаимодействии человека с природой. В статье проводится анализ представ-
1 Ситак Л.А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе: Монография, Пятигорск: ГОУ ВПО ПГЛУ, 2011, с. 12-14.
лений о взаимодействии общества и природы в работах известных отечественных и зарубежных ученых. Отмечается изменение взглядов на природу, движение к осмыслению экологического конфликта в системе человек-природа. Отмечается ведущая роль принципиально новых ценностей, целей и идеалов на основе экологического мышления человека.
Ключевые слова: взаимодействие человека и окружающей среды, биосфера, экология, экологическая культура человека и общества.
Sitak L.A. The development of ideas about the interaction of men with nature. In the article the analysis of ideas about the interaction of society and nature in the works of famous domestic and foreign scientists. There has been a change of views on the nature, the movement towards understanding environmental conflict in the system man-nature. Marked the leading role of fundamentally new values, goals and ideals on the basis of ecological thinking of the person.
Key words: human interactions with the environment, the biosphere, environmental science, human culture and society.