Научная статья на тему 'Развитие предпринимательства в сельской местности: этноэкономический аспект (на примере Республики Башкортостан)'

Развитие предпринимательства в сельской местности: этноэкономический аспект (на примере Республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айдарбаков Ф.Ф., Барлыбаев А.А., Барлыбаев У.А., Насыров Г.М., Ситнова И.А.

В статье показано, что развитие традиционных для рассматриваемой местности сфер и видов деятельности сельских семей в постсоветский период сопровождается также усилением факторов, препятствующих ему, и рисков, угрожающих устойчивости территориального развития. Выявлены формы и масштабы замещения «сетевой взаимопомощи» как базисной институциональной структуры сельской экономики переходного периода рыночными отношениями, позитивные и негативные тенденции изменения «институционального облика» сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Айдарбаков Ф.Ф., Барлыбаев А.А., Барлыбаев У.А., Насыров Г.М., Ситнова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ETHNIC ENTREPRENEURIAL ECONOMY: REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN CASE STUDY

The article demonstrates that the development in rural households of spheres and kinds of activity traditional for the study locality in the post-Soviet period is equally accompanied by augmentation of factors impeding such development and risks that threaten its sustainability in the territory. The study identifies the forms and extent to which a mutual aid network as a basic institutional structure of a rural economy during the transition period is being superseded by market relations as well as positive and negative trends in the changing “institutional appearance” of a rural area.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательства в сельской местности: этноэкономический аспект (на примере Республики Башкортостан)»

Ф. Ф. Айдарбаков, А.А. Барлыбаев, У.А. Барлыбаев, Г.М. Насыров, И.А. Ситнова

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ: ЭТНОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (на примере Республики Башкортостан)1

В статье показано, что развитие традиционных для рассматриваемой местности сфер и видов деятельности сельских семей в постсоветский период сопровождается также усилением факторов, препятствующих ему, и рисков, угрожающих устойчивости территориального развития. Выявлены формы и масштабы замещения «сетевой взаимопомощи» как базисной институциональной структуры сельской экономики переходного периода рыночными отношениями, позитивные и негативные тенденции изменения «институционального облика» сельской местности.

Разрушение государственных форм организации аграрного производства и социальной инфраструктуры обусловило массовый отток населения, особенно молодежи, из сельской местности, что усугубило остроактуальную в стране проблему исчезновения деревень, хозяйственного опустошения обширных территорий. Выход из этой ситуации и последующее устойчивое развитие сельских территорий невозможны без существенного оживления на них экономической жизни, без растущей «вглубь и вширь» хозяйственной и предпринимательской активности местного населения. Необходим коренной поворот от экономики, в которой доминируют эгоистические устремления к обеспечению собственного благополучия к устойчиво развивающейся экономике, отвечающей общим интересам и современного, и будущего поколений. Вместе с тем рост благосостояния людей предполагает не только рост ВВП, прибылей и доходов, но и наличие не менее важных, чем экономические составляющие, базисных условий жизнедеятельности. Речь идет о безопасности и здоровье людей, сохранении природных и культурных богатств, экологическом и семейном благополучии, приумножении человеческого и социального капитала, создании и поддержании благоприятного социально-психологического климата в обществе [1].

Любая сельская местность обладает целым набором различных, отчасти эксклюзивных ресурсов, уникальными продуктами, производимыми только в данной местности, и благоприятными условиями для массового производства продуктов или услуг, которые определяют его конкурентные преимущества, основу экономического процветания и социального благополучия. Однако во многом базовые факторы и условия местного экономического развития остаются невостребованными или используются не во благо местного населения, а в интересах отдельных лиц и групп людей. Причины этого: неразвитость местного самоуправления, примитивный уровень используемых технологий и организационных форм, недоступность финансовых и природных ресурсов для инициативных жителей села, отсутствие эффективных институтов развития, каналов сбыта продукции, неумение извлекать экономическую выгоду из специфики условий сельской местности и преимуществ навыков местных жителей.

В конечном счете решение данной проблемы связано с формированием новой системы отношений между всеми участниками хозяйственных процессов на конкретной территории - населением, предпринимателями, местной властью и госу-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Правительства Республики Башкортостан (проект № 18-410-020028 «Стратегия развития этноагротуризма в Республике Башкортостан»).

дарственными структурами. При существующем порядке горизонтальные, кооперативные и сетевые связи «подавлены» отношениями по вертикали, административно-иерархическими структурами, доминирует централизованная система управления ресурсами, развиты монополизм и коррупция, имеет место тенденция к вытеснению долговременных созидательных мотивов кратковременными стимулами распределительного характера. Административные структуры заинтересованы в субсидиях, дотациях, преференциях в большей степени, чем в полном и эффективном использовании внутреннего потенциала развития местности.

В этих условиях в хозяйственной жизни постсоветского села сформировались два полюса. На одном - «верхнем» - сосредоточены представители властных структур, аффилированные с ними и приближенные к ним предприниматели, фермеры и другие хозяйствующие субъекты, имеющие доступ к административным ресурсам и владеющие вытекающими отсюда преимуществами в пользовании земельными, бюджетными и иными государственными ресурсами, а также в разделе местного рынка. На противоположном - «нижнем» - полюсе сельскохозяйственной жизни находится подавляющая часть населения, развивающаяся, как правило, благодаря собственной предприимчивости, за счет наращивания собственных производительных сил и использования имеющегося экономического потенциала.

Этнический фактор развития сельского предпринимательства и местной экономики. При изучении проблем развития сельского предпринимательства и местной экономики на территориях компактного проживания того или иного народа важно учитывать его этническую специфику. Этносы различаются не только уникальностью своего исторического развития, культуры, национального языка, но и особенностями экономического уклада, проявляющимися в традиционных видах производства, продуктах потребления, технологиях, особых знаниях, навыках и умениях, системах отношений и институтов. Этот многоплановый, сложный аспект хозяйственной системы составляет содержание этноэкономики [2].

Этноэкономику на микро- и мезоуровне можно рассматривать как традиционную модель устойчивой и сбалансированной системной связки «природа - социум - хозяйство». Как таковая она может и должна играть существенную роль в социально-экономическом переформатировании современного российского села, помогая сконструировать у хозяйствующих субъектов типы экономического поведения, мотивационных установок и адаптационных стратегий, отвечающие новой парадигме экономического развития.

В Республике Башкортостан начинают возрождаться и получают существенное развитие исконные виды деятельности и хозяйственные традиции башкир - скотоводство, коневодство, пчеловодство, бортничество, народные промыслы и ремесла. Соответственно возникает необходимость в переосмыслении векового местного хозяйственного опыта с позиций современного и будущего состояния села в контексте его устойчивого развития.

Предлагаемое исследование представляет результат многолетнего социально-экономического мониторинга2 и включенного наблюдения за процессами, происходящими в сельской местности на юго-востоке Башкирии, заселенной преимущественно башкирами, в наибольшей степени сохранившими местные традиции и этнические особенности хозяйствования. Накопленные авторами знания локального

2 Мониторинг проводился в виде периодического социально-экономического обследования личных подсобных и фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей в восьми муниципальных районах Республики Башкортостан, занимающих почти 30% всей территории, с немногим более 8% всей численности населения Республики. В 1994-1996 гг. было обследовано 130 домохозяйств, в 1999-2000 гг. — 401 домохозяйство, в 2010-2011 гг. — 552 домохозяйства, в 2012-2013 гг. — 918 домохозяйств. Обследования проводились при поддержке Московского общественного научного фонда (1994-1996 гг.), Российского гуманитарного научного фонда (2010-2011 гг.), Академии наук Республики Башкортостан (1999-2000 гг., 2012-2013 гг.).

характера позволили сформировать общую платформу для теоретической конструкции, которую можно применять при исследовании широкого круга социально-экономических явлений и процессов, происходящих в сельской местности.

Исследуемые муниципальные территории Республики Башкортостан моноструктурны, им присущи вытекающие отсюда негативные социально-экономические последствия - низкие доходы и высокая безработица, отток молодежи в промышленные центры и регионы, высокие риски для предпринимательства, слаборазвитая производственная и социальная инфраструктура. Промышленность в преобладающей степени представлена добывающей отраслью (70-75% всей промышленности). В сельском хозяйстве доминируют выращивание зерновых и мясо-молочное животноводство (около 95% всего сельхозпроизводства). Нестабильная конъюнктура на мировом и отечественном рынках цветных металлов, зерна, мяса, молока, высокие природные риски ведения сельского хозяйства предопределяют неустойчивость социально-экономической ситуации в регионе и тормозят его развитие.

В отраслевой структуре хозяйств населения достаточно сильно выражена специфика традиционного хозяйства башкир. Так, подавляющая часть домохозяйств в сельской местности (примерно от 60 до 90%, в зависимости от населенного пункта) занимается мясо-молочным скотоводством, 10-25% - овцеводством и козоводством, 5-25% - пчеловодством, 3-15% - коневодством и кумысоделием, 2-50% - народными промыслами и ремеслами .

Около половины обследованных семей расширяют или планируют расширить в ближайшем будущем свое хозяйство. Причем большинство из них связывает его с развитием традиционных для местности отраслей - пчеловодства, скотоводства, овцеводства, козоводства, коневодства и кумысоделия, народных промыслов и ремесел.

Удельный вес желающих развивать свое хозяйство с середины 1990-х годов (тогда он составлял около 70%) неуклонно падает, а не желающих, наоборот, имеет тенденцию к росту (от 20 до 30%). Растет доля и тех, кто находится в состоянии неопределенности (от 10 до 21%).

Главные причины, из-за которых селяне не хотят или не могут расширять и развивать собственное хозяйство, приведены в табл. 1. По ответам на данный вопрос можно судить и об основных проблемах хозяйственной деятельности сельских семей, которые тормозят их развитие.

Таблица 1

Причины, по которым респонденты не хотят или не могут расширять и развивать собственное хозяйство, % к общему числу респондентов

Причина 1996 г. 2000 г. 2013 г.

Отсутствие техники 26,2 48,0 39,5

Отсутствие денежных средств 14,8 36,7 36,4

Низкие цены на продукцию и трудности сбыта 22,8 29,9 28,1

Нехватка сенокосов и пастбищ 16,9 32,4 22,5

Нехватка рабочих рук 3,5 4,3 12,1

Факторы личного характера (сила воли, организованность,

знания, умения, навыки) 0,7 4,2 5,3

Рост актуальности проблем обеспеченности рабочей силой отражает глубокие негативные тенденции в демографии сельской местности. Речь идет о сокращении на селе доли молодых людей и постепенном старении населения, а также о профессиональной и личностной деградации определенной части трудового потенциала. В населенных пунктах, расположенных вблизи городов, молодежь массово не покидает село, но

3 Немало семей сочетают различные направления и виды деятельности.

большинство из них занято в городских организациях и учреждениях (маятниковая занятость), что не позволяет им полноценно трудиться в семейных хозяйствах.

Первые четыре барьера на пути развития семейных хозяйств на селе (см. табл. 1) во многом обусловлены также низким уровнем социального и культурного капитала в сельских сообществах. Преодолению этих барьеров мог бы способствовать выход на более высокий и качественный уровень совместных действий и доверительных отношений на основе регулярного и тесного сотрудничества, кооперации сил и средств. В постсоветский период разрушенные накопленный социальный опыт и прежняя культура совместного хозяйствования на селе не позволили эффективно адаптироваться к новой ситуации. Сегодня эта проблема особенно остра, и без ее целенаправленного и последовательного решения невозможно создать социально-экономические, организационные и технические предпосылки качественных перемен в жизнедеятельности селян.

В официальных документах необходимость возрождения и развития традиционного экономического уклада связывается, главным образом, с сохранением культурной самобытности этноса. Нам представляется, что подходить к данной проблеме следует в первую очередь с позиций качественного изменения местной и региональной экономики, обеспечения устойчивого и сбалансированного развития сельских территорий. В условиях, ставящих хозяйства, с одной стороны, в жесткие рамки рациональности и конкурентоспособности, а с другой - возрастающих требований по отношению к окружающей среде и производимому продукту, вековой опыт хозяйствования, адаптированный к условиям местности, оказывается востребованным. Например, приспособленность башкирской породы лошадей к местным природным условиям - практически круглогодичное нахождение их в естественных пастбищах и хорошие продуктивные качества - обеспечивают лучшую, по сравнению с другими направлениями животноводства, рентабельность и окупаемость вложений. При этом традиционное коневодство не имеет отрицательных последствий для природной среды: наоборот, для сохранения биологического разнообразия и естественного состояния природных ландшафтов требуется оптимальная численность местных лошадей [3].

Развитие традиционного коневодства как составной части экономической культуры народа способствует сохранению и возрождению многих видов национальных продуктов питания, не только натуральных по происхождению и экологически чистых, но и обладающих целебными свойствами. Немаловажно и то, что в привязке к данной отрасли получают импульс к развитию различные народные традиции, обряды и виды хозяйственной деятельности, имеющие значение для диверсификации местной экономики и повышения ее доходности. Речь идет о различных праздничных и спортивных мероприятиях с участием лошадей, эко-, этно-, агро- и конном туризме, иппотерапии и кумысотерапии, переработке продуктов коневодства.

Аналогично обстоит дело и с пчеловодством. Местная порода пчел обладает способностью за короткий период массового цветения медоносных растений (липы) собрать максимальное количество меда эталонного качества. Они хорошо адаптированы к суровой природе местности [4]. Сохранившиеся только на территории, прилегающей к верхнему течению реки Белой, дикие пчелы и связанное с этим бортничество могут стать местными брендами наряду со всемирно известной Каповой пещерой, способствующими повышению привлекательности региона для туристов и развитию отраслей, сопряженных с туризмом.

На базе растущего интереса людей к культурно-духовному наследию различных народов, их истории, языку, фольклору, обрядам, легендам, быстро набирает обороты познавательный туризм. В результате, возрождение традиционных произ-

водств и хозяйственных укладов, положительные изменения в природопользовании, местных ландшафтах, социально-культурном облике локальных сообществ сами по себе могут стать факторами экономического роста и привести к качественным переменам в жизнедеятельности людей на этих территориях [5].

По нашим наблюдениям, традиционная хозяйственная деятельность сельских семей способствует трудовому воспитанию и социализации подрастающего поколения, культивирует его стремление к профессионализму, преданность семейному делу и малой родине, чувство ответственности за будущее, формирует глубинный пласт мо-тивационных факторов и побудительных сил экономической деятельности и оказывает определяющее воздействие на качество человеческого и социального капитала.

Этнопредпринимательство как симбиоз формальных и неформальных хозяйственных отношений и практик. Сегодня сельское предпринимательство, особенно его этнический сегмент, во многом развивается в рамках неформальных хозяйственных отношений, что создает определенные трудности в изучении его состояния, структуры и динамики. Официальные данные зачастую не представляют полную и достоверную информацию. Наиболее адекватное представление о происходящих здесь процессах может быть достигнуто на основе накопления и систематизации достаточного массива эмпирического материала, который получен в ходе непрерывного наблюдения в течение продолжительного времени, с тем, чтобы установить закономерности и тенденции количественных и качественных изменений.

Неотъемлемой составной частью этноэкономического комплекса исторически являлась неформальная сеть межсемейной кооперации и взаимопомощи с укорененными в производственных отношениях культурными ценностями, этическими нормами, обычаями и традициями. Так, еще несколько десятилетий назад жизнедеятельность башкирской деревни нельзя было представить без «уммы» (общины), означающей совместную безвозмездную работу по благоустройству территории села, возведению общественных зданий и частных домов, заготовке кормов, забою скота и птицы, стрижке овец и др. Такая неформальная кооперация, как и вся сельская экономика взаимопомощи в целом, по сути представляла собой социальный капитал деревни. К совместным работам привлекались и дети, что способствовало социализации подрастающего поколения и обеспечивало преемственность в развитии села.

Система взаимопомощи и сегодня сохраняет свое социально-экономическое значение для населения исследуемой нами территории. Значительная часть ресурсов и благ распределяется и перераспределяется по сетям взаимопомощи. Так, по итогам исследований, проведенных в 2010-х годах, более 34% респондентов уверены в том, что в деревне невозможно жить, если не помогать друг другу, если многие хозяйственные дела не делать сообща. При этом около 17% респондентов регулярно обращаются за помощью к другим, 67% - от случая к случаю. Что касается видов требуемой помощи, то 29% респондентов отметили, что обращаются за помощью при заготовке кормов, 28% - при возникновении потребности в транспорте и другой технике, 22% - при выполнении различных хозяйственно-бытовых работ, 21% - при нехватке денег, 20% - при обработке земли. Человек, нуждающийся в помощи, обращается, прежде всего, к родственникам (65% респондентов), друзьям (38%) и соседям (29%).

Многоплановые и наиболее интенсивные межсемейные экономические связи характерны для взаимоотношений родительского дома с семьями своих детей. Почти половина респондентов отметили, что значительная часть произведенной в домохозяйстве продукции идет на нужды детей, проживающих отдельно от родителей и не имеющих достаточно налаженного собственного хозяйства. Как показывают наши наблюдения, родительское подворье или крестьянское (фермерское) хозяйство нередко служит, особенно в случае проживания детей в городах, общим для всех инвести-

ционным проектом, в осуществление которого каждая семья вносит посильный вклад и участвует в распределении произведенной продукции или заработанного дохода.

Социально-экономические перемены постсоветского периода трансформируют систему неформальных связей и хозяйственных практик на селе. Происходят существенные изменения их субъектов, мотивации, форматов, правил и норм. Так, 43% респондентов готовы оказать трудовые или другие услуги односельчанам только за плату. Еще 20-25 лет назад подавляющая часть селян почитала бы своим долгом оказывать безвозмездную помощь всем тем, кто об этом просит или хотя бы тем из них, с кем сложились доверительные отношения. Здесь этические соображения и рационализм действовали рука об руку. Можно говорить об особой форме взаимных обязательств, основанной на доверии, которая часто не предполагает строгого учета объемов оказанной помощи и своевременного предъявления ответных требований. В настоящее время среди тех, кто обращается за помощью к другим, 43% рассчитываются за оказанную помощь деньгами, 14% - отработкой, 7% - продукцией. В этом случае трудно говорить об экономике взаимопомощи, речь идет уже об оказании рыночных услуг за определенную плату, устанавливаемую по договоренности сторон или в соответствии с общепринятыми местными ставками.

Около 30% респондентов указали на то, что им помогают на основании имеющихся договоренностей о взаимности в отношениях, и лишь немногим более 17% сослались на существующий в деревне порядок, согласно которому все друг другу помогают. Иными словами, в местных сообществах, границы которых могут определяться одним населенным пунктом или несколькими деревнями, расположенными поблизости, сформировался и развивается местный рыночный сегмент, а сетевая взаимопомощь практически утратила свое доминирующее положение. Вместе с тем больше половины респондентов (51%) признаются в том, что они вступают в неформальные объединения с другими людьми и семьями для совместного осуществления каких-либо хозяйственных дел и работ (обработка земли, посев, сенокос, уборка урожая, заготовка леса или дров, строительство и т. д.). Необходимость таких объединений объясняется ими, в основном, выгодностью коллективного выполнения работ (45%), нехваткой собственных средств и трудовых ресурсов (10%).

Включенное наблюдение позволяет устанавливать происходящие в неформальных экономических отношениях изменения более конкретно и выявить такие детали, которые незаметны при других методах исследования. Так, во многих, успешных в экономическом плане, домохозяйствах можно наблюдать сегментацию круга контрагентов уже не по признаку родства, соседства, дружбы, а по деловым качествам и профессиональным компетенциям. Например, владелец сельскохозяйственной техники оказывает услуги значительной части односельчан, не представляющих для него деловой или профессиональный интерес, преимущественно на рыночных условиях. Для тех же, кто ему может своевременно и добросовестно оказать необходимую помощь в хозяйстве, предлагается вариант услуга за услугу со строгим соблюдением договорных обязательств по срокам, объемам, качеству работ. Третью группу контрагентов составляют или высоко квалифицированные профессионалы (токарь, сварщик, слесарь), без которых невозможно обеспечить продолжительную эксплуатацию техники, или редкие местные специалисты различных направлений (лечение и забой скота, кузнечное дело, пилорама), к которым приходится регулярно обращаться по важным для хозяйства проблемам. В этом случае может образоваться своего рода неформальная кооперация, в рамках которой взаимные услуги могут принять форму совместной деятельности на основе общих интересов. Встречаются самые различные сочетания вариантов сегментации домохозяйствами своих контрагентов.

В официальной статистике и научной литературе выделяются лишь обобщенные субъекты хозяйствования - сельскохозяйственные организации, хозяйства населения, фермеры и местные предприниматели. Границы неформальной экономики на селе, как правило, определяются секторами личных подсобных и частично фермерских хозяйств. Реальная же ситуация намного сложнее этих общепринятых представлений. В экономическую сферу села сегодня активно внедряются чиновники разных государственных структур и уровней власти, владельцы и руководители предприятий и организаций, непосредственно не связанных с сельской экономикой, городские домохозяйства. Наблюдается переплетение формальных и не-

формальных схем комбинирования профессиональных компетенций, капитала и административного ресурса.

Так, преобладающая часть поголовья лошадей на исследуемых нами муниципальных территориях, хотя и официально принадлежит фермерам и личным хозяйствам селян, реально же находятся в собственности других лиц. Среди них значительна доля руководителей и служащих федеральных, республиканских и муниципальных органов управления и надзора. По понятным причинам здесь выстраиваются неформальные отношения, которые наиболее завуалированы. Однако следует указать на набирающую вес тенденцию формализации экономической деятельности чиновников в аграрной сфере, что связано с растущей государственной поддержкой производителей сельскохозяйственной продукции. Чиновники все чаще идут на то, чтобы официально зарегистрировать на имя близкого или доверенного лица крестьянское (фермерское) хозяйство и получать гранты или другие формы поддержки от государства. Несомненно, такой вариант кооперации выгоден и контрагенту, хозяйственная деятельность которого получает надежную «крышу», облегчающую решение вопросов с кормами, пастбищами, сенокосами, сбытом, упрощающими отношения с государственными органами управления и надзора. Тем более, что данный фермер или владелец ЛПХ может в одном и том же или параллельном табуне содержать совместно с лошадьми «хозяина», и своих, и чужих - за определенную плату.

Другая значительная группа табунов лошадей на местах принадлежит состоятельным людям из среды владельцев и руководителей предприятий, предпринимателей, основная сфера деятельности которых напрямую не связана с сельским хозяйством. Для них вложения в сельскую экономику - или хобби, или помощь близким, живущим на селе, или способ диверсификации бизнеса, или все вышесказанное вместе. Эти люди могут официально зарегистрировать свою деятельность со всеми вытекающими отсюда последствиями, могут и осуществлять ее на основе неформальных доверительных отношений. При этом возможны самые различные варианты сочетания формальных и неформальных отношений.

Существенное развитие получила и такая разновидность неформальной кооперации, при которой от нескольких до десятка семей, как местных, так и из других сел и городов, имеющих небольшое поголовье лошадей, объединяют их в один табун, за которым круглогодично ухаживает одна семья, обладающая достаточными знаниями и опытом в коневодстве и кумысоделии. Взаимоотношения этой семьи с хозяевами лошадей, как правило, официально не закрепляются и основываются на доверии. Плата за услуги гибкая и может быть разной, в зависимости от времени года, глубины снежного покрова, так как расход кормов и объем семейного труда по уходу за табуном меняются в зависимости от этих условий. Летом, в сезон «большого» кумыса, за содержание дойной кобылы плата может и не взиматься, ибо семья зарабатывает на продаже кумыса. Данная семья может нанимать дополнительных работников, постоянных или сезонных, в зависимости от объема работы и доходов, например, для заготовки кормов или дойки кобыл, взаимоотношения с которыми также основаны преимущественно на неформальных доверительных связях.

Рассмотренный применительно к сфере коневодства симбиоз формальных и неформальных хозяйственных связей и практик имеет место, хотя и в меньших масштабах, в таких направлениях местной экономики, как пчеловодство, овцеводство, скотоводство, туризм, охота и рыболовство. Он имеет, с позиций обеспечения устойчивого развития села, как положительные, так и отрицательные последствия.

К первым можно отнести в первую очередь растущий приток в сельскую малую экономику остродефицитного капитала и усиление здесь концентрации ресурсов и производства на основе неформальной кооперации, что важно для вывода ее на новый качественный уровень в техническом, технологическом, организационном и социально-экономическом планах. Происходит воссоздание забытых или полузабытых сфер деятельности, сохраняются и взращиваются специалисты-профессионалы, которые в ближайшем будущем могут превратить эти сферы в высокодоходный сегмент местного хозяйственного комплекса.

Отрицательные стороны «невидимых» отношений во многом связаны с социальными тенденциями, которые могут иметь далеко идущие последствия. Так, массовый приход в малую сельскую экономику «тяжеловесов», имеющих несравненно большие административные и экономические ресурсы, чем подавляющее большинство деятельного местного населения, сопровождается передачей им в долговременное пользование значительных и, как правило, самих лучших массивов сельскохозяйственных земель. Они имеют преимущества и при распределении бюджетных средств, направляемых на поддержку личных подворий, фермерских хозяйств, предпринимательства. Все это создает предпосылки для дальнейшего углубления социального и имущественного расслоения, нарастания у значительной части «низов» апатии и пассивности, чувства несправедливости, неверия в свои силы и возможности. При таком сценарии высока вероятность того, что негативные последствия нынешних социальных процессов на селе перекроют положительные эффекты, и это приведет к

дисбалансу интересов основных субъектов хозяйства, а не консолидации их, к усугублению деградации села, а не его возрождению и развитию.

Развитие солидарных отношений в сельском сообществе как основа модернизации местных хозяйственных комплексов. Наши локальные исследования позволяют сформулировать ряд выводов, положений и рекомендаций, имеющих существенное значение для сельского развития в целом.

На селе еще сохранились семьи, обладающие достаточными компетенциями в той или иной сфере, в том или ином виде деятельности, стремящиеся полнее реализовать свой предпринимательский, творческий и трудовой потенциал. Однако общая деградация человеческого капитала, производственной и социальной инфраструктуры подавляющей части сельских территорий сопровождается торможением процессов распространения и накопления в хозяйственной сфере положительного опыта, практических знаний и эффективных технологий, воссоздания народных промыслов и ремесел, порождая отрицательные синергетические и кумулятивные эффекты. Сельские жители во многом растеряли навыки коллективного хозяйствования и обустройства общей территории жизнедеятельности, создания используемых коллективно объектов - производственных и социальных, и эффективного управления ими в интересах сообщества. Как следствие этого, мы имеем обширные сельские территории со слабо консолидированными интересами населения, не способного к самоорганизации и самоуправлению. Такие местные сообщества не готовы взять на себя реализацию коллективных интересов и стать движущей силой солидарного местного развития.

Сегодня сельское сообщество подвержено углубляющемуся процессу сегментации по виду хозяйственной деятельности, социальному статусу, экономическому положению и соответственно имеет место растущее разнообразие индивидуальных и групповых интересов. Углубляется дифференциация села по уровню благосостояния, виду и форме трудовой занятости, уровню экономической самостоятельности и типу хозяйства.

Все это актуализирует проблему вовлечения как можно большей части местного населения в коллективную деятельность для процветания каждого и всех, постепенного возрождения и укрепления села, солидарных отношений [6].

Сегодня в Республике Башкортостан, как и в целом по Российской Федерации, предпринимаются шаги в направлении институционализации коллективных интересов и формирования активных субъектов - носителей коллективных интересов. В частности, ведется целенаправленная и последовательная работа по развитию на селе потребительской кооперации и осуществлению программы поддержки местных инициатив (ППМИ).

С 2015 г. в Республике реализуется программа грантовой поддержки кооперативов, а в марте 2018 г. утверждена «Концепция развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Башкортостан на период 2018-2020 гг.» (далее -«Концепция»). Она предусматривает, наряду с предоставлением правовой, информационно-методической, образовательной поддержки системе кооперативов, также и государственную поддержку доходогенерирущих проектов, основанных на гражданских инициативах по объединению в кооперативы. Она оказывается путем предоставления на конкурсной основе гранта на реализацию такого проекта в размере до 3 млн. руб. при условии софинансирования со стороны кооператоров в размере не менее 9% стоимости проекта.

Эти меры уже дают положительный результат. Так, если в республике за период 2007-2013 гг. количество сельскохозяйственных кооперативов неуклонно сокращалось (зарегистрированных - с 89 до 42 ед., реально действующих - с 53 до 24 ед.), то в последнее время наблюдается динамичный рост их числа. На сегодня зарегистрировано всего 116 кооперативов, из них 39 - в 2017 г., 16 - в 2018 г. Согласно

Концепции, к концу 2020 г. число сельскохозяйственных потребительских кооперативов в республике должно достичь 450 ед., т. е. возрасти в 4 раза [7].

Экономическая целесообразность в кооперативном объединении сельских жителей, ведущих личное подсобное и фермерское хозяйства, возникает лишь в том случае, если они уже производят продукцию в таком объеме, который позволяет значительную ее часть реализовать на рынке. Иными словами, базу для кооперации составляют товарные хозяйства и предприимчивая часть населения, а не натуральные хозяйства и экономически пассивные жители села. Такая база в Республике Башкортостан была создана и продолжает расширяться благодаря поддержке малых форм хозяйствования на селе, осуществляемой на федеральном, региональном и местном уровнях начиная с 2008 г. [8]. Поэтому перенос акцента в сельской экономике на кооперацию представляется достаточно логичным и разумным шагом со стороны региональных властей. Главное сейчас - не достижение только количественных показателей, а качественные изменения в системе экономических отношений на селе, включая взаимодействия индивидуальных сельских товаропроизводителей не только между собой, но и с потребителями, поставщиками, финансовыми учреждениями, инвесторами, местными и государственными органами управления и надзора.

Говоря о качестве отношений, мы имеем в виду углубление в хозяйственной жизни села сотрудничества и партнерства, укрепление принципов равноправия, взаимной выгоды, самостоятельности, самоокупаемости и рентабельности, устойчивого развития, а также рост доверительности, честности и обязательности, т. е. повышение экономической культуры.

Программа поддержки местных инициатив в Республике Башкортостан, задействованная в 2014 г., входит в число приоритетных задач Стратегии развития республики до 2030 года. Главная цель проекта - это решение социально значимых проблем сельских поселений путем объединения финансовых ресурсов и усилий регионального бюджета, бюджетов муниципальных образований, средств физических и юридических лиц.

Порядок реализации Программы поддержки местных инициатив регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 июня 2016 года № 230 «О реализации на территории Республики Башкортостан проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах». С этого же года в Программу включились и городские жители.

В России данная Программа реализуется под эгидой Всемирного банка. Роль координатора этой программы в Башкирии выполняет специально созданный для этого в Академии наук Республики Башкортостан Центр изучения гражданских инициатив.

Реализация каждого проекта включает несколько этапов. Первый этап - это собрание жителей, на котором определяется приоритетный проект и создается инициативная группа. На втором этапе инициативная группа при содействии местной администрации готовит и направляет заявку по проекту в электронном виде. Содержание третьего этапа составляет проверка и конкурсный отбор заявки на получение субсидии. Суммарный объем субсидии на один проект не превышает 1 млн. руб. Минимальный уровень со-финансирования (от объема запрашиваемой субсидии) не менее 5% из местного бюджета и не менее 3% средств населения. Решение о размерах софинансирования принимается населением на общем собрании. Местный вклад может быть сделан также в форме материалов, неоплачиваемых работ и пр. Последний этап - это реализация проекта, в ходе которой представители местной администрации совместно с инициативной группой выбирают подрядные организации, решают поставленные в рамках проекта задачи и после завершения работ подрядчиком осуществляют прием объекта. Акт выполненных работ подписывают представители местной администрации, инициативные граждане и представители подрядной организации.

По состоянию на начало 2018 г. реализовано более тысячи проектов (табл. 2), подавляющая часть которых (примерно 80%) приходится на долю сельских поселений и районов. Среди них наибольший удельный вес имеют проекты, связанные с ремонтом учреждений образования и культуры (33%), дорог (15%), с благоустройством мест общего пользования (14%), водоснабжением (13%), обустройством мест захоронения (11%). Осуществлялись проекты также по строительству, ремонту детских и спортивных площадок, обустройству полигонов твердых бытовых отходов, приобретению коммунальной техники и другие [9].

Таблица 2

Объем субсидий, количество поданных и реализованных заявок за 2014-2017 гг. по Программе поддержки местных инициатив в Республике Башкортостан

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Общая сумма субсидий, млн. руб. 60 60 300 300

Количество поданных заявок, ед. 116 99 666 873

Количество проектов, получивших

субсидию, ед. 69 99 487 436

Программа поддержки местных инициатив в Республике Башкортостан, помимо решения насущных для сельских территорий социально-экономических задач, способствует, массово вовлекая жителей в данный общественный процесс, формированию у населения активной гражданской позиции, навыков обсуждения и реализации коллективных проектов, общественного контроля, укреплению доверительных отношений между собой и с представителями властных структур.

Сегодня важна комплексная и систематическая организационная работа по возрождению и развитию традиционных укладов, ремесел и промыслов. Она должна охватить проблемы сертификации и продвижения товаров и услуг местных производителей, рекламную и информационную поддержку последних, проведение фестивалей, конкурсов, выставок и других массовых мероприятий, способствующих популяризации и развитию традиционных видов хозяйственной деятельности, выявлению людей, умеющих и желающих заниматься ими. Не вызывает сомнения необходимость восстановления в сельских школах обязательного трудового обучения с углубленной подготовкой детей к традиционным для местности направлениям и видам хозяйственной деятельности, ремесел или промыслов.

Многие народные промыслы и ремесла сохранились или возрождены благодаря немногочисленным местным энтузиастам, бережно и творчески относящимся к традициям предков. Для большинства из них это общественное призвание, а не способ добывания материальных благ или средств к существованию. Соответственно дальнейшая судьба этих промыслов и ремесел во многом будет определяться духовной консолидацией людей, неравнодушных к местным традициям и историческому прошлому, количественным и качественным изменением их сообществ.

На наш взгляд, здесь в неполной мере используются уже существующие организационно-правовые и экономические предпосылки и условия. Речь идет в первую очередь о различных некоммерческих объединениях, ассоциациях, партнерствах, а также о государственных и общественных грантах, предоставляемых таким организациям для развития гражданского общества, социально-культурной сферы и т. д.

Трудно говорить о консолидации сельских сообществ и устойчивом территориальном развитии без пересмотра существующего порядка природопользования с тем, чтобы сельские сообщества могли влиять на хозяйственные процессы, осуществляемые на их территории и воздействующие на их жизненную среду. Сегодня местные ресурсы, чаще всего, беспощадно эксплуатируются предпринимателями в

селениях, расположенных в горной и лесной зонах. Леса и полезные ископаемые отдаются в аренду крупным пользователям, и местным жителям с трудом удается получить доступ к этим ресурсам. Промыслы и ремесла, связанные с лесом и другими природными богатствами, постепенно начинают исчезать, рушатся вековые традиции, разрывается преемственность.

В целом законодательство страны по природопользованию и государственные программы по развитию и поддержке отраслей и сфер экономики исходят из приоритетности крупных форм хозяйствования и создают привилегированные условия для крупного капитала при пользовании природными, финансовыми и человеческими ресурсами страны. Если такой подход сохранится, то вряд ли можно ожидать кардинального улучшения ситуации в сельской местности.

* * *

Как показывает опыт местного развития, и руководители, и население большую значимость придают внешним факторам - бюджетной поддержке, привлечению инвестиций со стороны и т.д. Мы полагаем, что внешние факторы могут дать существенный эффект лишь в том случае, если они опираются на имеющийся внутренний потенциал: человеческий и социальный капитал местных сообществ, природные ресурсы, исторически сложившийся культурный ландшафт.

Традиционные промыслы и ремесла, этнопредпринимательство - важнейший внутренний источник развития местного хозяйственного комплекса, умелое использование которого открывает широкие возможности для диверсификации, интеграции и кооперации на локальном и региональном уровнях. Углубление этих процессов будет сопровождаться структурным усложнением и ростом динамичности экономики; увеличением доли добавленной стоимости в производимой продукции и оказываемых услугах; повышением уровня занятости населения и его благосостояния, заселенности территорий; возникновением местных брендов; формированием высокой культуры во всех сферах жизнедеятельности населения. Всем этим в конечном счете и предопределяется долгосрочное устойчивое развитие территорий.

Литература

1. Стиглиц Д., Сен А., Фитусси Ж.-П. Неверно оценивая нашу экономику. Почему ВВП не имеет смысла? Доклад Комиссии по измерению эффективности экономики и социального прогресса. М.: Изд-во Института им. Гайдара, 2016. 216 с.

2. Овчинников В.Н., Колесников Ю.С. Этноэкономика как фактор развития //Проблемы прогнозирования. 2006. № 1. С. 118-123.

3. Миркин Б.М., Хазиахметов Р.М. О концепции экологически-ориентированного управления степной агро-экосистемой // Степной бюллетень. 2000. № 8. С. 30-34.

4. Юмагужин Ф.Г. История и современное состояние бурзянской бортевой пчелы. Уфа: Гилем, 2010. 107 с.

5. Ахметов В.Я., Барлыбаев А.А., Насыров Г.М. Туризм как фактор диверсификации сельской экономики // Проблемы прогнозирования. 2009. № 6. С. 105-111.

6. Барлыбаев Х.А. Философия солидарности. Анти — Хантингтон. Солидарология. М.: ИД «Научная библиотека», 2018. 498 с.

7. Об утверждении Концепции развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Башкортостан на период 2018-2020 годов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446662573

8. Айдарбаков Ф.Ф., Барлыбаев А.А., Барлыбаев У.А., Ситнова И.А., Саитбаталова В.Т. Государственная поддержка модернизации индивидуально-семейного сектора сельской экономики (на примере Республики Башкортостан) //Проблемы прогнозирования. 2016. № 3. С. 77-85.

9. ППМИ в Республике Башкортостан. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ppmi. bashkortostan.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.