Научная статья на тему 'Развитие предпринимательства на основе цифровых платформ в условиях деглобализации'

Развитие предпринимательства на основе цифровых платформ в условиях деглобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
предпринимательство / цифровая экономика / локальные рынки / конкуренция / цифровая платформа / экономическая эффективность / entrepreneurship / digital economy / local markets / competition / digital platform / economic efficiency.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л. И. Кулакова, А. В. Полянин

В условиях деглобализации, когда в мировых рыночных отношениях появились центробежные тенденции, территориальные и локальные рынки и работа на них являются главными центрами приложения усилий для предпринимательской деятельности. Если ранее цифровые платформы создавались с целью глобальной экспансии и захвата как можно большей доли мирового рынка, то на сегодняшний момент именно территориальные (локальные, отраслевые, монофункциональные) цифровые платформы находят все большее применение в предпринимательской среде. В статье обосновывается, что цифровая трансформация в предпринимательской деятельности обусловлена необходимостью изменений бизнес моделей на основе цифровых платформ в условиях деглобализации. Сформулированы три авторских положения применения цифровых платформ в предпринимательской деятельности для повышения экономической эффективности. Дано авторское определение дополнительной стоимости (ценности) цифровой платформы в отличие от информационной системы. Авторами определены элементы конкурентных преимуществ и порядок снижения затрат при применении цифровых платформ. Представлена эволюционная схема развития и поэтапные цели при создании цифровых платформ в различные периоды. Определены место, роль и цели локальных и территориальных предпринимательских сообществ и порядок создания и использования ими различных типов цифровых платформ: по типологии программного продукта (инструментальная, прикладная, инфраструктурная) и по владению активом (централизованная, децентрализованная, гибридная). В зависимости от типовых характеристик цифровых платформ предложен порядок применения различных видов этих платформ исходя из целей и потребностей предпринимательских сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT BASED ON DIGITAL PLATFORMS UNDER CONDITIONS OF DEGLOBALIZATION

In the conditions of deglobalization, when centrifugal tendencies appeared in world market relations, territorial and local markets and work on them are the main centers of efforts for entrepreneurial activity. Previously, digital platforms were created with the goal of global expansion and capture the largest possible share of the world market, but today it is the territorial (local, industry, monofunctional) digital platforms that are increasingly used in the business environment. The article substantiates that the digital transformation in entrepreneurial activity is due to the need to change business models based on digital platforms in the context of deglobalization. Three copyright provisions are formulated for the use of digital platforms in entrepreneurship to increase economic efficiency. The author's definition of the additional cost (value) of a digital platform is given, in contrast to the information system. The authors identified the elements of competitive advantage and the procedure for reducing costs when using digital platforms. The evolutionary scheme of development and phased goals when creating digital platforms in different periods are presented. The place, role and goals of local and territorial entrepreneurial communities and the procedure for creating and using various types of digital platforms are determined: by typology of the software product (instrumental, applied, infrastructure) and asset ownership (centralized, decentralized, hybrid). Depending on the typical characteristics of digital platforms, a procedure has been proposed for using various types of these platforms based on the goals and needs of business communities

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательства на основе цифровых платформ в условиях деглобализации»

08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10131

Л.И. Кулакова - декан экономического факультета, кандидат экономических наук, Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации,тИаки12606@гатЫег.ги,

L.I. Kulakova - Dean of the faculty of Economics, candidate of economic Sciences, far Eastern branch of the all-Russian Academy of foreign trade of the Ministry of economic development of the Russian Federation;

А.В. Полянин - декан экономического факультета, доктор экономических наук, профессор, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, polyanin.andrei@yandex.ru,

A.V. Polyanin - Dean of the faculty of Economics, doctor of Economics, Professor, Central Russian Institute of management - branch of Ranepa.

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В УСЛОВИЯХ ДЕГЛОБАЛИЗАЦИИ ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT BASED ON DIGITAL PLATFORMS UNDER CONDITIONS

OF DEGLOBALIZATION

Аннотация. В условиях деглобализации, когда в мировых рыночных отношениях появились центробежные тенденции, территориальные и локальные рынки и работа на них являются главными центрами приложения усилий для предпринимательской деятельности. Если ранее цифровые платформы создавались с целью глобальной экспансии и захвата как можно большей доли мирового рынка, то на сегодняшний момент именно территориальные (локальные, отраслевые, монофункциональные) цифровые платформы находят все большее применение в предпринимательской среде. В статье обосновывается, что цифровая трансформация в предпринимательской деятельности обусловлена необходимостью изменений бизнес моделей на основе цифровых платформ в условиях деглобализации. Сформулированы три авторских положения применения цифровых платформ в предпринимательской деятельности для повышения экономической эффективности. Дано авторское определение дополнительной стоимости (ценности) цифровой платформы в отличие от информационной системы. Авторами определены элементы конкурентных преимуществ и порядок снижения затрат при применении цифровых платформ. Представлена эволюционная схема развития и поэтапные цели при создании цифровых платформ в различные периоды. Определены место, роль и цели локальных и территориальных предпринимательских сообществ и порядок создания и использования ими различных типов цифровых платформ: по типологии программного продукта (инструментальная, прикладная, инфраструктурная) и по владению активом (централизованная, децентрализованная, гибридная). В зависимости от типовых характеристик цифровых платформ предложен порядок применения различных видов этих платформ исходя из целей и потребностей предпринимательских сообществ.

Abstract. In the conditions of deglobalization, when centrifugal tendencies appeared in world market relations, territorial and local markets and work on them are the main centers of efforts for entrepreneurial activity. Previously, digital platforms were created with the goal of global expansion and capture the largest possible share of the world market, but today it is the territorial (local, industry, monofunctional) digital platforms that are increasingly used in the business environment. The article substantiates that the digital transformation in entrepreneurial activity is due to the need to change business models based on digital platforms in the context of deglobalization. Three copyright provisions are formulated for the use of digital platforms in entrepreneurship to increase economic efficiency. The author's definition of the additional cost (value) of a digital platform is given, in contrast to the information system. The authors identified the elements of competitive advantage and the procedure for reducing costs when using digital platforms. The evolutionary scheme of development and phased goals when creating digital platforms in different periods are presented. The place, role and goals of local and territorial entrepreneurial communities and the procedure for creating and using various types of digital platforms are determined: by typology of the software product (instrumental, applied, infrastructure) and asset ownership (centralized, decentralized, hybrid). Depending on the typical characteristics of digital platforms, a procedure has been proposed for using various types of these platforms based on the goals and needs of business communities.

Ключевые слова: предпринимательство, цифровая экономика, локальные рынки, конкуренция, цифровая платформа, экономическая эффективность.

Keywords: entrepreneurship, digital economy, local markets, competition, digital platform, economic efficiency.

Цифровая трансформация в предпринимательской деятельности обусловлена необходимостью изменений бизнес моделей на основе цифровых платформ, которые приводят к радикальному росту объемов рынка и конкурентоспособности компаний. Экономическая эффективность применения цифровых платформ в предпринимательской деятельности определяется следующим положениями:

- во-первых, цифровая платформа, встраиваемая в бизнес-модель на основе высоких технологий, создает дополнительную стоимость (ценность), облегчая обмены между большим числом взаимозависимых участников бизнес процесса;

- во-вторых, цифровая платформа представляет собой группу технологий, которая используется в качестве основы, обеспечивающей создание конкретизированного цифрового взаимодействия с целью получения конкурентных преимуществ;

- в-третьих, цифровая платформа включает в себя систему алгоритмизированных взаимовыгодных отношений значимого количества независимых участников предпринимательского сообщества, приводящую к снижению общих издержек (прежде всего транзакционных издержек), за счет применения пакета цифровых технологий по формированию цепочек поставок, оптимизации бизнес процессов и разделению труда.

По первому положению о создании дополнительной стоимости. Как мы знаем главная цель предпринимательской деятельности создание добавленной стоимости (количественный показатель), это вид стоимости создается посредством правильного формирования себестоимости и прибыли [5] в процессе производства и реализации продукции (оказания услуг и выполнения работ) посредством принятия правильных управленческих решений и рациональной организации производственного процесса. Дополнительная стоимость это не количественный, а качественный показатель, который создается не самими предпринимателями, а получается в результат оценки их деятельности.

Например, такие известные платформы по бронированию и оплате гостиничных услуг, как международные платформы planetofhotels.com, booking.com; общероссийские платформы tripadvisor.ru, trivago.ru, ostrovok.ru, komandirovka.ru, alean.ru, hotels.ru; региональные платформы orelhotel.ru (Орловская область), kamchatkatravers.ru (Камчатский край) и другие создают именно дополнительную стоимость. Они не просто объединяют и предоставляю широкому кругу пользователей данные о стоимости услуг гостиниц, а одновременно создают систему рейтингования этих услуг самими пользователями [7]. Ранее созданная система административного деления гостиниц по «звездности» относилась только к материальному обеспечению, теперь она дополняется нематериальными ценностями, такими как: качество обслуживания, запах и шум в помещении, вкус пищи, цветовое восприятие, чистота и соблюдение гигиенических требований, внимание персонала, быстрота обслуживания и т.д., которые оцениваются самими клиентами [8]. То есть эти платформы интересны не как справочник по гостиничному фонду, а как информационная база о качестве предоставляемых услуг и возможностью выбора на основе индивидуальных предпочтений. Таким образом к добавленной стоимости предпринимателя плюсуется или вычитается дополнительная стоимость, создаваемая пользователями.

Именно наличие дополнительной стоимости на наш взгляд может служить тем критерием, что информационная система называется цифровой платформой. Если выше приведенные электронные ресурсы (booking.com, tripadvisor.ru, trivago.ru, ostrovok.ru и т.д.) являются цифровыми платформами, то портал государственных услуг Gosuslugi.ru или система взимания платы с автомобилей имеющих максимальную разрешенную массу свыше 12 тонн platon.ru цифровыми платформами не являются, это просто информационные системы, не создающие дополнительной стоимости.

По второму положению о конкурентных преимуществах. Наиболее ярко создание конкурентных преимуществ с помощью конкретизированного цифрового взаимодействия на основе цифровых платформ проявляется в финансовой отрасли, когда пользователи банковских и страховых услуг начинают оказывать себе услуги самостоятельно [2], получая доступ к соответствующим ресурсам организации. На сегодняшний момент банки соревнуются между собой в создании электронных сервисов, причем как физических лиц, так и юридических лиц, создавая коммуникацию между клиентами. И это не только онлайн-банкинг, но и страховые услуги, биржевые операции, обмен коммерческой информацией с соблюдением норм и правил экономической и информационной безопасности. Конкурентные преимущества обеспечиваются за счет устойчивости к высоким нагрузкам и кибератакам, цифровая платформа в этом случае должна сама выявлять угрозы (проблемы) и ликвидировать их [6], а разработчики и администраторы платформы постоянно совершенствовать алгоритмы защищенности.

Так как микросервисная архитектура лежит в основе построения цифровых платформ, то их главное отличие от стандартных информационных систем в том, что они должны иметь возможность постоянной реконструкции и модернизации. Например, в своем смартфоне мы можем постоянно в операционную систему подгружать и удалять приложения без вреда другим приложения, так и цифровая платформа должна в своем архитектурном решении постоянно иметь возможность обновления и модернизации [4]. Таким образом микросервисная архитектура позволяет цифровым платформам обеспечивать динамичность и гибкость. В менеджменте именно принцип динамичности и принцип гибкости позволяют обеспечивать конкурентные преимущества предпринимательским структурам и дают возможность своевременно принимать и корректировать управленческие решения.

По третьему положению о снижении издержек. При применении алгоритмизированных взаимовыгодных взаимоотношений независимых участников, когда они осуществляют свою деятельность в единой информационной среде, происходит снижение транзакционных издержек. Транзакционные издержки неизбежно возникают

при заключении сделок (договорных отношений) между двумя и более участниками экономических отношений. Они представляют собой затраты для обеспечения перехода права собственности и охраны этого права [3]. Возникновение у предпринимателя транзакционных издержек наблюдается на разных этапах сделки: 1) на этапе подготовки контракта, это издержки связанные с поиском информации (сведения о контрагентах, условиях, товарах, ценах, услугах, репутации и т.д.); 2) на этапе проведения переговоров по сделке, здесь возникают издержки связанные с потерей времени и усилий предпринимателя, а также юридическим сопровождением; 3) на этапе реализации сделки возникают издержки связанные с процессом контроля выполнения условий и обязательств со стороны контрагентов. Также у предпринимателя иногда могут возникнуть транзакционные издержки по принуждению соблюдения обязательств контрагентами, как правило это издержки связанные с судопроизводством и юридическими расходами. Кроме того на всех этапах могут возникнуть непредвиденные транзакционные издержки по защите транзакций от посягательства третьих лиц и другие обстоятельства связанные с информационной, правовой и экономической безопасностью.

Помимо транзакционных издержек в предпринимательской деятельности можно снизить и другие затраты, прежде всего внереализационные и операционные расходы. Именно информационные технологии могут ускорить процесс обработки и передачи информации, уменьшить сроки и время переговоров, провести детальный мониторинг и всесторонний контроль условий контракта. Цифровые платформы со встроенными «умными контрактами», проведением транзакций с использование блокчейн технологий и использованием больших массивов данных с помощью облачных технологий позволяют максимально снизить транзакционные издержки [9]. Также если при создании цифровой платформы применить ЯРГО -технологии и инструменты функциональной децентрализованной среды Ethereum можно добиться максимального снижения издержек в предпринимательской деятельности.

Исходя из многообразия классификаций цифровых платформ, мы считаем целесообразным разделить все виды цифровых платформ на две основных категории: 1) в зависимости от того, кто владеет активом и устанавливает цены и другие условия: децентрализованные, гибридные, централизованные; 2) в зависимости от типологии программного продукта и возможности обмена ценностями: инструментальные, инфраструктурные, прикладные. В таблице 1 представлены примеры цифровых платформ согласно разделения их на две категории.

Таблица 1 - Классификация цифровых платформ по типологии программного продукта и владению активом.

\ЦП по владению активом и установлению условий \ ЦП по \ типологии \ программного продукта \ Децентрализованная цифровая платформа, владелец устанавливает условия и предлагает актив непосредственно пользователю Централизованная цифровая платформа, владеет активом и устанавливает условия, обеспечивает стандартизацию Гибридная цифровая платформа, владение и риск децентрализованы, а стандартизация и уровень обслуживания централизованы

Инфраструктурная ЦП - в основе экосистема участников по автоматизации их деятельности примеры: AirBnB; HomeAway; Cian; Hostelworld; Udacity; Do-mofond; Coursera; Stepik; Univer-sarium; Edx примеры: WhatsApp; Telegram; WeChat; Tamtam; Apple iOS; Skape; Avirton; Farechat; Android; SailfishOS примеры: WePay; PayPal; Amazon Pay; Apple Pay; eBay; Ro-bokassa; QIWI;

Инструментальная ЦП - в основе находится программно-аппаратный комплекс примеры: Facebook; Twitter; In-stagram; Linkedin; Chrome; Vk; Odnoklassniki; Firefox; Opera; Safari примеры: Google; Bing; Yahoo; Baidu; Mail; Java; Yandex; Rambler; MacOs; Sputnik; Windows; Linex; Bitrix примеры: Youtube; Vimeo; MetaCafe; Rutube; Ozon; Ivi; Aliexpress; Amazon; Ticketland; Etsy;

Прикладная ЦП - в основе находиться бизнес модель по ведению хозяйственной деятельности примеры: Groupon; Kickstarter; Planeta; IndieGoGo; Starttrack; Boomstarter; Biglion; Crowd-funder примеры: Zipcar; Tripadvisor; Rent the runway; Aviasales; Tourvisor; Travelata; Skyscan-ner; Kayak; Gosuslugi примеры: Lyft; Uber; Blablacar; City-mobil; Indeed; Job; Up-work; Rentmania; CareerBuilder

Основной вид деятельности инфраструктурных цифровых платформ - предоставление ИТ-сервисов и информации для принятия решений. Результатом деятельности на инфраструктурной цифровой платформе - информация необходимая для принятия решений на основе результатов работы ИТ-сервиса. Основным бенефициаром будет продуктолог (являться заказчик ИТ-сервиса для потребителя). Инфраструктурная цифровая

платформа имеет определенные группы участников: разработчики платформы, разработчики ИТ-сервиса, операторы платформы, поставщики информации и потребители ИТ-сервисов.

Инструментальные цифровые платформы предназначены для программных решений на основе сквозных технологий работы с данными, в инструментарий уже включены типовые функции и интерфейсы которые позволяют осуществлять программно аппаратные решения. Основной вид деятельности на базе платформы - программно-аппаратные решения. Результатом деятельности на цифровой платформе будет программное средство (продукт) для обработки информации и технологические операции обработки информации [1]. Основным бенефициаром будет являться разработчик программных решений.

Главной характеристикой прикладных цифровых платформ является то, что в основе находиться бизнес модель по ведению хозяйственной деятельности. Основной вид деятельности на прикладных цифровых платформах является обмен определенными экономическими ценностями на заданных рынках. Результатом является сделка (обмен) товарами (услугами) между участниками рынка. Основным бенефициаром будет конечный потребитель, решающий бизнес-задачу. Оператор платформы осуществляет регуляторные функции по обеспечению требований законодательства.

Если ранее цифровые платформы создавались с целью глобальной экспансии и захвата как можно большей доли мирового рынка, то на сегодняшний момент именно территориальные (локальные, отраслевые) цифровые платформы находят все большее применение в предпринимательской среде. В условиях деглобализации, когда в мировых рыночных отношениях появились центробежные тенденции, территориальные и локальные рынки и работа на них являются главными центрами приложения усилий для предпринимательской деятельности. В современных условиях, вновь создаваемые платформы будут направлены на другие рынки, но по типологии программного продукта и владению активом существенных изменений на наш взгляд не произойдет.

Рисунок 1 - Авторская схема параллельного развития технологий по созданию цифровых платформ

(ЦП) с учетом различных ограничений.

Почему же происходят процессы деглобализации и дробление рынков? На наш взгляд предпосылкой к этому процессу стало появление технологии блокчейн в 2008 году, на первых порах внедрение различных крип-товалют и смарт контрактов как любая инновация встречали жесткое сопротивление, Но постепенно когда в нашу

жизнь вошли понятия «криптовалюта» «умный контракт», «умная специализация», «электронная торговля», «интернет вещей», то появились экономические предпосылки к становлению экономики отдельных пользователей и их сообществ. Параллельно изменилась социальная взаимосвязь в обществе, на смену переговорам и личному общению пришли социальные коммуникации в виде таких категорий как: социальные сети, мессенджеры, поисковые системы, видеоплатформы, интернет-браузеры и т.д., что подготовило почву для изменения социальных условий взаимодействия в обществе и бизнесе. И наконец, в январе 2017 года при приходе на пост президента США Д.Трампа, который через три дня после инаугурации подписал указ о выходе США из Транстихоокеанского партнерства, а также призвал товаропроизводителей своей страны расширять производство в США, а не за рубежом, появились политические предпосылки деглобализации экономических отношений. Последующая политика руководства США и остальных стран, с наибольшим влияние на мировую экономику, лишь расширила возможности деглобализации и территориальной разобщенности экономических сообществ. Авторская схема параллельного развития технологий представлена на рисунке 1.

В последующем инструментарий, созданный на основе технологии блокчейн, позволил обходить финансовые ограничения (снизил зависимость от фиатных денег), а также изменил порядок согласования и условия ведения правовых взаимоотношений предпринимателей. Социальные связи в глобальной сети интернет позволили изменить порядок социального взаимодействия в обществе. Политические действия руководителей ведущих стран и международных институтов только закрепили эти изменения. Таким образом, три основных фактора (финансовый, социальный и политический) создали синергетический эффект, который запустил основные процессы деглобализации экономики и формирования отдельных предпринимательских сообществ.

В 2020 году пандемия и развивающийся кризис лишь ускоряют эти процессы. Основа этих изменений была заложена в 2008 году Сатоси Накамото (псевдоним человека или группы людей), разработавших протокол криптовалюты биткойн и создавших первую версию программного обеспечения, в котором этот протокол был реализован. Этот протокол положил начало изменениям в экономико-социальных и правовых отношениях всего общества. Как мы видим, шло параллельное развитие двух ветвей формирования цифровых платформ, как ведущих к монополизации, так и к демонополизации, соответственно к глобализации и деглобализации. Как известно из истории экономики и основ экономической теории - любая монополия обречена на провал. Поэтому деглоба-лизация естественный способ изменения социально-экономических отношений, соответственно и построение цифровых платформ будет развиваться в этом направлении.

На наш взгляд будущее за цифровыми платформами сообществ предпринимателей и потребителей, формирующихся по территориальному, отраслевому или функциональному признакам. Главными требованиями к этим цифровым платформам будут: 1) создание дополнительной стоимости (ценность), облегчая обмены между большим числом взаимозависимых участников бизнес процесса; 2) обеспечение конкретизированного цифрового взаимодействия с целью получения конкурентных преимуществ; 3) взаимовыгодные отношения независимых участников предпринимательского сообщества и потребителей, приводящие к снижению издержек.

Источники:

1. Авдеева И.Л. Современный анализ и перспективы развития цифровых технологий в промышленных экономических системах / Авдеева И.Л., Цысов А.С. // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 2 (28). С. 24-30.

2. Вертакова Ю.В. Управление структурными преобразованиями экономических систем с учетом фактора риска / Вертакова Ю.В., Плотников В.А., Хорьков А.В., Лю Ч. // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. № 1 (70). С. 126-137.

3. Головина Т.А. Методика реализации процедур управленческого контроля в условиях экономической неопределенности / Головина Т.А. // Финансы и кредит. 2010. № 30 (414). С. 50-56.

4. Докукина И.А. Особенности формирования децентрализованной системы управления данными в медицинских учреждениях на основе технологии блокчейн / Докукина И.А. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 3. С. 106-112.

5. Лытнева Н.А. Оценка рентабельности предпринимательской деятельности в управлении устойчивым бизнесом / Лытнева Н.А., Парушина Н.В., Жукова Т.В. // Экономическая среда. 2019. № 4 (30). С. 5-13.

6. Меркулов А.В. Информационное обеспечение системы публичного управления с учётом современных вызовов и угроз / Меркулов А.В., Авдеева И.Л., Головина Т.А. // Среднерусский вестник общественных наук. 2018. Т. 13. № 1. С. 153-165.

7. Проняева Л.И. Управление развитием малого предпринимательства в регионе / Проняева Л.И., Федотен-кова О.А. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2020. Т. 16. № 3 (384). С. 496-518.

8. Пьянова Н.В. Проблема применения социального маркетинга для удержания потребителей в малом бизнесе / Докукина И.А., Пьянова Н.В. // Вестник ОрелГИЭТ. 2018. № 4 (46). С. 42-48.

9. Репичев А.И. Анализ и перспективы развития цифровой экономики в Российской Федерации / Репичев А.И., Тугачева Л.В., Павлова А.В. // Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 137-143.

References:

1. Avdeeva I.L. Modem analysis and prospects for the development of digital technologies in industrial economic systems / Avdeeva I.L., Tsysov A.S. // Natural humanitarian studies. 2020. No. 2 (28). S. 24-30.

2. Vertakova Yu.V. Management of structural transformations of economic systems taking into account the risk factor / Vertakova Yu.V., Plotnikov V.A., Khorkov A.V., Liu Ch. // Bulletin of the South-West State University. 2017. No 1 (70). S. 126-137.

3. Golovina T.A. Methodology for the implementation of management control procedures in the conditions of economic uncertainty / T. Golovina // Finance and credit. 2010. No. 30 (414). S. 50-56.

4. Dokukina I.A. Features of the formation of a decentralized data management system in medical institutions based on blockchain technology / I. Dokukina // Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. 2018. No. 3. S. 106112.

5. Lytneva N.A. Evaluation of the profitability of entrepreneurial activity in the management of sustainable business / Lytneva N.A., Parushina N.V., Zhukova T.V. // Economic environment. 2019.No 4 (30). S. 5-13.

6. Merkulov A.V. Information support of the public administration system taking into account modern challenges and threats / Merkulov A.V., Avdeeva I.L., Golovina T.A. // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2018.Vol. 13. No. 1. P. 153-165.

7. Pronyaeva L.I. Management of the development of small business in the region / Pronyaeva L.I., Fedotenkova O.A. // National interests: priorities and security. 2020.Vol. 16. No. 3 (384). S. 496-518.

8. Pyanova N.V. The problem of applying social marketing to retain consumers in small business / Dokukina I.A., Pyanova N.V. // Bulletin of OrelGIET. 2018. No. 4 (46). S. 42-48.

9. Repichev A.I. Analysis and prospects for the development of the digital economy in the Russian Federation / Repichev A.I., Tugacheva L.V., Pavlova A.V. // Economics and entrepreneurship. 2018. No. 5 (94). S. 137-143.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10132

P.P. Аванесова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики и менеджмента» Белореченского филиала ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», mbc_@mail.ru,

R.R. Avanesova - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of "Economics and management" of the Belorechensk branch of the "Adygea state University";

Л.Р Газиева - кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры Менеджмент ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет", mbc_@mail.ru,

L.R Gazieva - candidate of economic sciences, lecturer of Management Department, FSBEI HE "Chechen State University", mbc_@mail.ru.

ПОСТРОЕНИЕ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ДЕПРЕССИВНЫХ РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА BUILDING A METHODOLOGY FOR ANALYZING AND DIAGNOSING THE EFFECTIVENESS OF INTERREGIONAL INTEGRATION AND INNOVATION PROCESSES IN THE DEPRESSED REPUBLICS OF THE NORTH CAUCASUS

Аннотация. Для инновационных систем экономически развитых стран на сегодня одной из актуальных проблем выступает недостаточность координации и кооперации ее составляющих. В качестве базы модели открытых инновационных систем выступает коллективное взаимодействие участников инновационной деятельности.

Регулирование статичных систем возможно посредством использования кибернетического подхода в управлении путем прямого воздействия государственных структур на субъекты инновационных процессов.

Надо отметить присущесть динамическим нелинейным системам всевозможных механизмов саморазвития. Это говорит о том, что процесс их управления осуществляется на основе использования синергетического подхода. Вместе с тем, эксперты отмечают, что в практической деятельности приведенные подходы управления инновационными процессами выступают как взаимодополняющие друг друга и не имеют никаких противоречий.

С позиции стратегического управления инновационной деятельностью на региональном и межрегиональном уровнях (с использованием принципов синергетики и самоорганизации) очень актуально понять, что нужно предпринять для обеспечения трансформации основ открытой бизнес-модели на соответствующих иерархических уровнях экономики с учетом их институциональной специфики.

Все это требует уточнения методологических принципов синергетики и рассмотрения основных свойств региональной социально-экономической системы.

Abstract. For the innovative systems of economically developed countries, one of the most pressing problems today is the lack of coordination and cooperation of its components. The basis of the model of open innovation systems is the collective interaction of participants in innovation activities.

Regulation of static systems is possible through the use of a cybernetic approach in management, i.e. by direct influence of state structures on the subjects of innovative processes.

It should be noted that dynamic nonlinear systems have various mechanisms of self-development. This suggests that their management process is based on a synergistic approach. At the same time, experts note that in practice, these approaches to managing innovative processes act as complementary to each other and do not have any contradictions.

From the point of view of strategic management of innovation activities at the regional and interregional levels (using the principles of synergy and self-organization), it is very important to understand what needs to be done to ensure the transformation of the foundations of an open business model at the appropriate hierarchical levels of the economy, taking into account their institutional specifics.

All this requires clarification of the methodological principles of synergy and consideration of the main properties of the regional socio-economic system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.