Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
предпринимательские компетенции школьников / обучение предпринимательству в школе / понятия «компетенция» и «компетентность» / entrepreneurial competences of schoolchildren / entrepreneurship education at school / concepts "competence" and "competence".

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуломжон Абдусаломович Набиев, Ойнура Бакирова

В статье рассматривается актуальность формирования предпринимательских компетенций у школьников. Определяются основные задачи предпринимательского образования учащихся. Представлена модель общих предпринимательских компетенций учащихся, факторы их формирования. Рассмотрены субъекты социального партнерства, как одна из форм социально ориентированной системы обучения и развития определенных компетенций у школьников и молодежи. Сделан акцент на необходимость формирования педагогических условий обучения предпринимательству у школьников, формирования у школьников системного мышления и навыков принятия и реализации решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCES IN STUDENTS OF GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article discusses the relevance of the formation of entrepreneurial competencies in students. Define the basic objectives of entrepreneurship education of students. The model of General entrepreneurial competences of pupils, factors of their formation is presented. The subjects of social partnership are considered as one of the forms of socially oriented system of education and development of certain competences of schoolchildren and youth. The emphasis is placed on the need for the formation of pedagogical conditions of entrepreneurship education among students, the formation of students ' systemic thinking and skills of decision-making and implementation.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У

ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Гуломжон Абдусаломович Набиев Ойнура Бакирова

Phd преподаватель КарГУ Студентка КарГУ

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается актуальность формирования предпринимательских компетенций у школьников. Определяются основные задачи предпринимательского образования учащихся. Представлена модель общих предпринимательских компетенций учащихся, факторы их формирования. Рассмотрены субъекты социального партнерства, как одна из форм социально ориентированной системы обучения и развития определенных компетенций у школьников и молодежи. Сделан акцент на необходимость формирования педагогических условий обучения предпринимательству у школьников, формирования у школьников системного мышления и навыков принятия и реализации решений.

Ключевые слова: предпринимательские компетенции школьников; обучение предпринимательству в школе; понятия «компетенция» и «компетентность»

DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCES IN STUDENTS OF GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

ABSTRACT

The article discusses the relevance of the formation of entrepreneurial competencies in students. Define the basic objectives of entrepreneurship education of students. The model of General entrepreneurial competences of pupils, factors of their formation is presented. The subjects of social partnership are considered as one of the forms of socially oriented system of education and development of certain competences of schoolchildren and youth. The emphasis is placed on the need for the formation of pedagogical conditions of entrepreneurship education among students, the formation of students ' systemic thinking and skills of decision-making and implementation.

Keywords: entrepreneurial competences of schoolchildren; entrepreneurship education at school; concepts "competence" and "competence".

В настоящее время одним из приоритетных направлений Узбекистане является развитие и поддержка предпринимательской деятельности, при этом особую актуальность приобретает поддержка молодежного бизнес движения,

формирования бизнес-компетенций у подростков. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.

Чтобы обеспечить страну эффективными, конкурентоспособными предпринимателями и конкурентоспособной системой предпринимательства, эту систему надо создать. Ее нужно воспитать, сформировать и сделать ее действительно конкурентоспособной. Для этого нужно вырастить самих предпринимателей, которые станут клеточками этой системы. По этому пути прошли все страны земного шара. Хочется, чтобы наша страна по этому пути также прошла как можно быстрее и как можно успешнее.

Как сказал Питер Друкер (Piter Drucker): «Большинство из того, что вы слышите о предпринимательстве, неправда. Оно не волшебство, не таинство, и не имеет никакого отношения к генам. Предпринимательство - это дисциплина и, как любой дисциплине, ему можно научиться». [5] И учиться этому надо начиная со школьной скамьи и чем раньше, тем лучше. Это одна из приоритетных задач современной школы, общества и государства.

Предприниматель — это вообще не профессия, это компетенция. И этой компетенции можно научить. Другое дело - кто должен учить, когда и где. В разных странах к этому подходят по-разному. Но очевидно, что учить предпринимательству надо со школьных лет.

К подготовке молодежи и школьников к предпринимательской деятельности нужно подходить несколько по другому, учитывая их возрастные и психологические особенности, актуальность компетентностного подхода, различные системы влияния на молодого человека со стороны педагогов, учреждений дополнительного образования, работников предприятий, общественности.

Школьникам можно доступно и интересно рассказать о понятиях: предпринимательство, предпринимательская идея, бизнес-план, риски, с которыми сталкивается предприниматель и т.д.

И все же школа должна не просто давать представление о том или ином вопросе жизнедеятельности человека, а формировать у каждого ребенка цельное экономическое мышление, практические предпринимательские навыки.

Существуют различия между понятиями «компетенция» и «компетентность». Под компетенцией (competency) обычно понимают совокупность знаний, умений, навыков и качеств личности, которые формируются в процессе обучения для успешной деятельности в определенной области. Компетенция относится к поведенческим характеристикам личности, мотивации и личностным качествам, в то время как компетентность (competence)

- способность к осуществлению реального, жизненного действия, приводящего к определенному результату. Согласно определению, принятому Европейской комиссией, компетентностью является «доказанная способность использовать знания, навыки и личные способности в работе, обучении и в профессиональном и личном развитии». [1]

Под предпринимательскими компетенциями школьников мы понимаем знания основ предпринимательской деятельности, набор умений и навыков, которые помогут выпускнику эффективно организовать свое дело, результативно вести предпринимательскую деятельность и успешно построить карьеру.

Особое значение приобретает проблема формирования у школьников системного мышления и навыков принятия и реализации решений, реализации практико-ориентированного, деятельностного подхода в образовании, развития социально-экономической компетентности молодежи.

Мировой опыт убедительно доказал огромную значимость малого и среднего предпринимательства. В экономике зарубежных стран малые и средние предприятия определяют темпы экономического роста, развития инновационного потенциала экономики, обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест; 50% населения, занятого в этом секторе, формируют от 40 до 70% ВНП; малыми инновационными формами создается около 50% нововведений. [2] Основная цель предпринимательского образования учащихся - это формирование у них первоначальных знаний по основам предпринимательства и умений применять имеющиеся знания из различных областей при организации малого бизнеса. При этом необходимо решать следующие основные задачи: 1. Знакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями;

2. Формировать знания о предпринимательстве как о важной форме человеческой деятельности в условиях рыночной экономики;

3. Развивать экономическое и правовое мышление;

4. Воспитывать такие качества личности, как предприимчивость, расчетливость, экономность, умение оперативно решать поставленные задачи;

5. Подготовить школьников к самостоятельной жизни в условиях нынешней рыночной экономики.

Современному рынку труда нужны практико-ориентированные специалисты, имеющие не только глубокие знания, но главным образом, имеющие способности и опыт их применения на практике.

Под предпринимательскими компетенциями понимают круг вопросов, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом для успешного ведения предпринимательской деятельности; поведение, демонстрируемое в процессе эффективного выполнения задач в бизнесе.

Трусовой Л.А. была представлена модель общих предпринимательских компетенций учащихся, которые можно формировать для более целенаправленной и эффективной подготовки молодого поколения к построению деловой карьеры и успешному ведению предпринимательской деятельности в будущем.[3]

Рис.1. Модель общих предпринимательских компетенций учащихся Формирование данных компетенций - сложный и комплексный процесс, который зависит от разных факторов, среди которых ключевыми являются: профессиональные качества преподавателя экономических дисциплин в школе, где его роль меняется от роли лектора к роли наставника, целенаправленная подготовка педагогов к такому направлению, работа классного руководителя, воспитательная система учреждения, психолого-педагогическая поддержка лидерских и деловых качеств, умения работать в команде, желания постоянно учиться и развиваться.

Развитие предпринимательских компетенций школьников должно быть вплетено в образовательный процесс и на уроке, и на внеклассном (внепредметном) мероприятии, и во внешкольной деятельности ученика.

Школьников необходимо учить не только теоретическим основам экономических знаний. Следует учить зарабатывать, и что еще более важно, тратить деньги, составлять бюджет, рассчитываться расходную часть и свой вклад

в доход. Сделать это обучение интересным, информативным может и реализация в учреждении образования школьной бизнес - компании (бизнес - инкубатора).

Организовать социально ориентированную систему обучения и воспитания, развитие определенных компетенций у школьников и молодежи помогает социальное партнерство.

Многие страны мира, особенно Европы, имеют широкий опыт такой совместной практики подготовки подрастающего поколения к адаптации в обществе с позиций не только гражданственности, умения общаться, но и профессиональной ориентации, активной жизненной позиции, навыков самостоятельного анализа и решения ситуаций, и развития предпринимательского мышления, и готовности обеспечивать себе достойную жизнь своим собственным трудом.

К субъектам социального партнерства можно отнести:

- общеобразовательные учреждения;

- учреждения дополнительного образования;

- учреждения профессионального образования;

- органы управления образованием (федеральные и региональные);

- детские и молодежные общественные объединения;

- органы труда и занятости (федеральные, региональные и местные);

- работодатели всех уровней;

- общественные организации;

- предприятия и организации:

- обучающиеся, их родители, общественность.

Большие возможности для изучения вопросов предпринимательства также дает профильное обучение. Профильное обучение позволяет учащимся старших классов свободно выбирать направление обучения с учетом индивидуальных интересов и способностей, создает условия для профессиональной ориентации будущих выпускников и осознанного выбора направления дальнейшего образования.

Подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности в условиях профильного обучения должна быть направлена на достижение следующих целей: формирование положительной мотивации в изучении предпринимательских дисциплин и участию в предпринимательской деятельности; приобретение учащимися знаний основ предпринимательской деятельности; формирование предпринимательских умений и навыков; развитие качеств личности, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности (инициативности, предприимчивости, уверенности в себе, самостоятельности и других).

Таким образом, после получения знаний по предпринимательству, школьник сформировавший предпринимательские компетенции, должен:

- уметь видеть возможности для деятельности и, хорошо знать инфраструктуру, конъюнктуру и рынок труда;

- уметь планировать, разрабатывать бизнес-планы создания нового бизнеса;

- оценивать ситуацию, определять сильные и слабые стороны; оценивать риски, связанные с бизнесом;

- владеть методами принятия оптимальных решений;

- уметь работать с информацией;

- уметь представлять организацию и вести переговоры;

- мотивировать других и быть мотивированным и решительным в достижении целей;

- уметь прогнозировать сценарии развития бизнеса и т.д.

Для формирования предпринимательских компетенций у школьников важно, чтобы преподаватель обладал базовым пониманием такого подхода к обучению, а также имел практический опыт в этой области, положительно относился к предпринимательству и умел ориентировать школьников на практическое применение преподаваемых предпринимательских знаний, навыков и отношения к делу.

Подводя итог к исследуемой теме можно сказать, что развитие общих предпринимательских компетенций поможет развить личностные и профессиональные компетенции школьника и подготовить молодое поколение для более целенаправленного и эффективного построения деловой карьеры и успешному ведению предпринимательской деятельности в будущем.

REFERENCES

1. Abdusalomovich, N. G. (2019). VISIONS OF ONSOR AL-MAALI KEYKAVUS ABOUT ORGANIZING COMMERCIAL AND TRADE ACTIVITY. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 7(12).

2. Набиев, Г. А. (2020). ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОСТИ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. In ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (pp. 82-85).

3. Набиев, Г. А. (2012). Духовно-волевая подготовка учеников-подростков к организации экономических отношений. Актуальные проблемы современной науки, (5), 65-67.

4. Раимова, М. Д., & Гуломхасанов, Э. М. (2022). МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ. Scientific progress, 3(1), 475-479.

5. Кочкаров, Г., & Файзуллаев, К. (2021). КИЧИК БИЗНЕС ВА ХУСУСИЙ ТАДБИРКОРЛИК КОРХОНАЛАРИДА ИШЧИЛАР МЕХ,НАТИНИ МОТИВЛАШ

ВА РАFБАТЛАНТИРИШ ТИЗИМИНИНГ ТА^ЛИЛИ. Иктисодиёт ва таълим, (3), 113-118.

6. Fayzullaevich, K. G. (2021). Analysis of the System of Motivation and Incentiveness of Workers in Small Business and Private Enterprises. Academic Journal of Digital Economics and Stability, 438-444.

7. Odilovich, O. A., Fayzullaevich, K. G., Djuraevna, R. M., Bakhtiyorovich, K. S., & Narkulovich, D. O. (2020). Suggestions For Improving The Efficiency Of Management Of Training Highly Qualified Personnel In The Higher Education System Of Uzbekistan. European Journal of Molecular & Clinical Medicine, 7(3), 3687-3695.

8. Sultanov, T.I. (2021). Alisher Navoi Century and Prose in Almaz Ulviy Research. International Journal of Alisher Navoi, 1(2), 166-171.

9. Bozarov, E., & Babayeva, L. (2021). TURIZM SOHASIDA KLASTERLARNING SAMARASI VA AHAMIYATI. Scientific progress, 2(6), 208-212.

10. Erkaeva, G. P. (2021). Innovative Methods of Foreign Countries to Increase the Investment Attractiveness of Regions. Academic Journal of Digital Economics and Stability, 522-528.

11. G'Ulomxasanov, E., Suyunova, N. J. Q., Akramov, S., & Asadova, S. B. Q. (2022). TURIZMNING NOODATIY TURLARI. Scientific progress, 5(1), 805-810.

12. G'ulomxasanov, E., & Rahmatova, N. (2021). QASHQADARYO TURIZMIDA SHAHRISABZ SHAHRINING TUTGAN O'RNI. Scientific progress, 2(5), 483-487.

13. Умурзаков, У. П., & Рахмонов, К. Р. (2017). Ер-ахборот базасини яратиш самарадорлиги. Irrigatsiya va Melioratsiya, (3), 49-52.

14. Khikmatov, F., Jumabaeva, G., & Rakhmonov, K. (2020, July). Altitude regularity of climatic factors in suspended sediments flowing formation of Mountain Rivers. In 1OP

Conference Series: Materials Science and Engineering (Vol. 883, No. 1, p. 012052). IOP Publishing.

15. Rakhmonov, K. (2021). IMPROVEMENT OF LAND CADASTRAL INFORMATION SYSTEM IN THE ADMINISTRATIVE DISTRICT. 36ipuuK наукових праць ЛОГО?.

16. Kosimdjon, R. (2021). MODEL OF CREATION OF LAND CADASTRAL ONFORMATION BASE IN AGRICULTURAL SECTOR. 36ipHUK наукових праць SC1ENT1A.

17. Хромова, Г. А., Мухамедова, З. Г., & Юткина, И. С. (2016). Оптимизация динамических характеристик аварийно-восстановительных автомотрис. Монография. Научный журнал:«Fan va texnologiya», Ташкент-2016.-253 c.[In.

18. Yakubov, M. S., Mukhamedova, Z. G., Isroilov, U. S., & Fayzullaev Zh, S. (2018). Methodological aspect of continuous monitoring of traction electrical equipment diagnostics using spectral analysis methods. International periodical journal "Chemical Technology Control and Management, (3), 67-73.

19. Ziyoda, M. (2017). Mathematical model for calculation of oscillations in the main bearing frame of railcar with changing stiffness and physical parameters. Журнал Сибирского федерального университета. Техника и технологии, 10(5), 682-690.

20. Мухамедова, З. Г. (2015). Динамическая модель для исследования продольных колебаний главной рамы электровоза с учетом установки демпфирующего поглощающего аппарата в автосцепке. Известия Транссиба, (2 (22)), 18-23.

21. Sagatovich, Y. M., & Gafurdjanovna, M. Z. (2018). Analysis of optimal periodicity of preventive maintenance of rail service car taking into account operational technology. European science review, (1-2), 167-170.

22. Yakubov, M. S., Muxamedova, Z. G., Isroilov, U. S., & Fayzullaev, J. S. (2018). Methodological aspects of continuous controlling and diagnostics traction electrical equipments using methods of spectral analysis. Chemical Technology, Control and Management, 2018(1), 85-90.

23. Khromova, G. A., Mukhamedova, Z. G., & Yutkina, I. S. Optimization of dynamic characteristics of emergency rail service cars. Monograph. ISBN 978-9943-975-966.-Tashkent:" Fan va tekhnologiya", 2016.-253 p.

24. Mukhamedova, Z. (2015). Development of generalized dynamic model of oscillations of the main frame and running gear of rail service cars. Transport Problems, 711.

25. Khromova, G., Mukhamedova, Z., & Yutkina, I. (2017). Mathematical model of oscillations of bearing body frame of emergency and repair railcars. Transport problems, 12.

26. Khromova, G., Mukhamedova, Z., & Yutkina, I. (2017). Mathematical model of oscillations of bearing body frame of emergency and repair railcars. Transport problems, 12.

27. Valizhanovna, K. L. (2022). RATIONAL APPLICATION OF NEW PEDAGOGICAL METHODS OF TEACHING IN A MODERN UNIVERSITY, RESULTS AND EFFECTS OF INTERACTIVE LEARNING. БАРДАРОРЛИК ВА ЕТАКЧИ ТАДДИДОТЛАР ОНЛАЙНИЛМИЙЖУРНАЛИ, 2(2), 33-38.

28. Ovlayarovich, K. J. (2022). QISHLOQ XO'JALIGIDA MALAKALI KADRLARGA BO 'LGAN TALABNI ANIQLASHNING USLUBIY JIHATLARI. Барцарорлик ва Етакчи Тадцицотлар онлайн илмий журнали, 2(1), 59-64.

29. Кучаров, Ж. О. (2021). Кишлок; Хужалигини Инновацион Ривожланиши Ва Кадрлар Билан Таъминлашда Кластерли Ёндашув. Барцарорлик ва Етакчи Тадцицотлар онлайн илмий журнали, 1(6), 512-521.

30. Кучаров, Ж. О. (2021). КИШЛОК ХУЖАЛИГИДА МАЛАКАЛИ КАДРЛАР ТАЙЁРЛАШНИ ДАВЛАТ ТОМОНИДАН КуЛЛАБ-к;УВВАТЛАШ ЙУЛЛАРИ. Инновацион технологиялар, (Спецвыпуск 2), 140-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.