Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ (КРАУДФАНДИНГА) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ (КРАУДФАНДИНГА) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краудфандинг / краудинвестинг / краудлендинг / инвестиционная платформа / утилитарные цифровые права / информационная система / привлечение инвестиций / защита прав инвесторов. / crowdfunding / crowdinvesting / crowdlending / investment platform / utilitarian digital rights / information system / investment attraction / protection of investors ' rights.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анютин Михаил Владимирович

С 01.01.2020 вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ставший первым шагом в формировании правового режима краудфандинга и включении в сферу надзора Центрального банка РФ параллельной системы финансового (небанковского) посредничества. В статье анализируются ваимодействие Закона № 259-ФЗ с иными нормативными правовыми актами, сфера регулирования которых была затронута, и направления внесения в них последующих изменений. Отмечена целесообразность разрешения вопроса о том, что законодательство о защите прав потребителей не распространяется на отношения, в которых физические лица участвуют в качестве инвесторов, а также расширения сферы действия кредитных историй на иные способы привлечения инвестиций помимо выдачи займов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION OF INVESTMENTS USING INVESTMENT PLATFORMS (CROWDFUNDING) IN THE RUSSIAN FEDERATION

From 01.01.2020, Federal Law No. 259-FZ of 02.08.2019 "On Attracting Investments using Investment Platforms and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" came into force, which became the first step in the formation of the legal regime of crowdfunding and the inclusion of a parallel system of financial (non bank) mediation in the supervision of the Central Bank of the Russian Federation. The article analyzes the interaction of Law No. 259-FZ with other normative legal acts, the scope of regulation of which was affected, and the directions for making subsequent changes to them. It is noted that it is expedient to resolve the issue that the legislation on consumer protection does not apply to relations in which individuals participate as investors, as well as to expand the scope of credit histories to other ways of attracting investment in addition to issuing loans.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ (КРАУДФАНДИНГА) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

«Научные исследования и инновации»

УДК 346.7

Анютин Михаил Владимирович Anyutin Mikhail Vladimirovich

Студент 2 курса магистратуры Student magistracy Института права Institute of Law

Самарский государственный экономический университет

Samara State University of Economics

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ (КРАУДФАНДИНГА) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION OF INVESTMENTS USING INVESTMENT PLATFORMS (CROWDFUNDING) IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Аннотация. С 01.01.2020 вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ставший первым шагом в формировании правового режима краудфандинга и включении в сферу надзора Центрального банка РФ параллельной системы финансового (небанковского) посредничества. В статье анализируются ваимодействие Закона № 259-ФЗ с иными нормативными правовыми актами, сфера регулирования которых была затронута, и направления внесения в них последующих изменений. Отмечена целесообразность разрешения вопроса о том, что законодательство о защите прав потребителей не распространяется на отношения, в которых физические лица участвуют в качестве инвесторов, а также расширения сферы действия кредитных историй на иные способы привлечения инвестиций помимо выдачи займов.

Annotation From 01.01.2020, Federal Law No. 259-FZ of 02.08.2019 "On Attracting Investments using Investment Platforms and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" came into force, which became the first step in the formation of the legal regime of crowdfunding and the inclusion of a parallel system of financial (non - bank) mediation in the supervision of the Central Bank of the Russian Federation. The article analyzes the interaction of Law No. 259-FZ with other normative legal acts, the scope of regulation of which was affected, and the directions for making subsequent changes to them. It is noted that it is expedient to resolve the issue

VМеждународная научно-практическая конференция that the legislation on consumer protection does not apply to relations in which individuals participate as investors, as well as to expand the scope of credit histories to other ways of attracting investment in addition to issuing loans.

Ключевые слова: краудфандинг, краудинвестинг, краудлендинг, инвестиционная платформа, утилитарные цифровые права, информационная система, привлечение инвестиций, защита прав инвесторов.

Keywords: crowdfunding, crowdinvesting, crowdlending, investment platform, utilitarian digital rights, information system, investment attraction, protection of investors ' rights.

В зависимости от получения донором взаимного представления взамен финансирования различают пять моделей краудфандинга:

Благотворительная модель, когда взносы фактически являются пожертвованиями. Инвесторы ничего не получают и не предполагают возврата внесенных денежных средств. Пожертвования могут финансировать также коммерческие предприятия;

Условно-возвратная модель. Предлагает передачу встречного представления инвестору за внесенные денежные средства, финансовая ценность которого может носить, скорее, условный характер. Наградой донора может быть сувенир, например цепочка для ключей, указание имени в титрах фильма, посещение съемочной площадки, возможность пообщаться лично со звездой, приглашение на ужин и пр. Данная модель распространена для сбора денежных средств в развлекательной индустрии, прежде всего для съемок фильмов;

Модель предварительного приобретения, когда доноры вместо финансовой отдачи, такой как проценты, дивиденды или часть прибыли предприятия, получают экземпляр продукта, который производит предприниматель. Например, это может быть какой-то новый гаджет, на запуск производства которого и собираются денежные средства;

Модель однорангового кредитования (краудлендинг) представляет собой онлайн процесс кредитования физическими лицами других физических лиц или организаций с помощью специализированного интернет ресурса. Доноры в качестве вознаграждения получают процент от вложенной суммы в течение

«Научные исследования и инновации» определенного времени, а вложенные денежные средства возвращаются к ним по истечении установленного срока. В этом виде коллективного финансирования выделяют следующие сегменты: P2P (финансирование частным лицом физического лица), P2B (финансирование частным лицом бизнеса), B2B (финансирование бизнесом бизнеса);

Модель акционерного краудфандинга (equity crowdfunding), которая предлагает инвесторам долю в капитале проекта, в который они вложились, и возможность получения части прибыли.

Рост популярности института закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд обусловил образование нового рынка финансовых услуг — рынка тендерного краудкредитования [1, c. 68].

Благодаря этому рынку участники получили возможность увеличить количество аукционов, в которых они могут принять участие, так как при проведении электронных аукционов заказчик устанавливает требование к обеспечению заявок участников задатком путем внесения денежных средств.

На сайте одной из специализирующихся на тендерном краудфандинге площадок (Penenza) предложены следующие варианты займов:

- заем на обеспечение заявки;

- государственный факторинг;

- заем материалами;

- заем на исполнение контракта.

Адвокатский краудфандинг, представляющий собой механизм сбора денежных средств от неопределенного круга третьих лиц в целях оплаты труда адвоката и компенсации издержек по оказанию им юридической помощи, в России пока не развит. Это связано с меньшим размером государственной пошлины и цен на услуги адвокатов, в отличие, например, от США. Однако разъяснения Федеральной палаты адвокатов подтверждают формирование интереса к этой теме и возможное формирование перспективного рынка [8, c. 17].

VМеждународная научно-практическая конференция Закон о привлечении инвестиций вовлек в сферу правового регулирования

исключительно коммерческий краудфандинг, предусмотрев исчерпывающий

список способов инвестирования с использованием инвестиционных платформ:

предоставление займов;

приобретение эмиссионных ценных бумаг, размещаемых с использованием платформы;

приобретение утилитарных цифровых прав.

К лицам, участвующим в деятельности по привлечению инвестиций с использованием инвестиционных платформ, относятся:

оператор инвестиционной платформы, который должен быть внесен в специальный реестр, формируемый Банком России, и соответствовать установленным законом требованиям, в том числе минимального размера собственного капитала, ограничениям по видам осуществляемой деятельности и субъектному составу контролирующих лиц;

реципиенты / лица, привлекающие инвестиции — организации и индивидуальные предприниматели, привлекающие инвестиции посредством инвестиционной платформы;

инвесторы/доноры — юридические и физические лица, осуществляющие инвестиции посредством инвестиционной платформы;

Банк России в качестве органа, контролирующего деятельность операторов инвестиционных платформ [5, c. 39].

Под инвестиционной платформой в Законе о привлечении инвестиций понимается информационная система в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, используемая для заключения с помощью информационных технологий и технических средств этой информационной системы договоров инвестирования, доступ к которой предоставляется оператором инвестиционной платформы. При этом в силу прямого указания ч. 3 ст. 2 Закона № 259-ФЗ понятие «информационная система» используется в значении, определенном Федеральным законом от

«Научные исследования и инновации» 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о

защите информации».

Согласно определению, содержащемуся в ст. 2 Федерального закона об информации, информационная система — это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Именно фиксация права в такого рода системе обусловливает повышенное доверие к записям о нем, упрощенную легитимацию владельца права и порядок его передачи. Технология в данном случае сообщает объекту права новое качество, имеющее правовые последствия.

Анализ Закона об информации позволяет сделать вывод о том, что сформулированное в нем понятие информационной системы не в полной мере соответствует задаче формирования через нее понятия цифровых прав.

При определении основного содержательного наполнения информационной системы в Законе об информации говорится не о цифровых правах, а исключительно об информации. Это свидетельствует о необходимости законодательного закрепления расширительного толкования понятия информационной системы, внесения поправок в Закон об информации и установления критериев разграничения информации и прав, формирующихся и передающихся в рамках информационной системы [4, c. 47].

Существенным пробелом в организации краудфандинга является отсутствие объективных критериев оценки и сравнения онлайн платформ и единых профессиональных стандартов деятельности, что не позволяет инвесторам объективно оценить потенциальные риски и в конечном итоге может отрицательно сказаться на зарождающемся рынке в целом. На необходимость введения критериев оценки платформ указывает, в частности, Управление по финансовому регулированию и контролю (FCA) — центральный орган надзора за рынком финансовых услуг Великобритании.

Инвестиционная платформа не принимает на себя кредитных рисков и обязательств — все займы выдаются за счет денежных средств кредиторов (доноров). Сервис проводит скоринг заемщиков, в ряде случаев оказывает услуги

VМеждународная научно-практическая конференция по сбору просроченной задолженности и удобной оплаты по выданным кредитам. Некоторые площадки, например система «Поток», предлагают услугу гарантии по займам, в погашении которых у кредитора есть определенные сомнения, что оформляется дополнительным соглашением между организатором кредитования и кредитором, по которому площадка в случае просрочки платежа должником в будущем заключает с кредитором договор уступки прав требований по просроченному займу [7, с. 473].

Юридическая квалификация данного соглашения до конца не определена. С учетом того, что площадка берет на себя обязательство заключить определенный договор в будущем, данное условие относится к предварительному договору, хотя конструкция поручительства здесь более применима, так как фактически соответствует существу рассматриваемых обязательств [3, с. 147].

В соответствии со ст. 19 Закона о привлечении инвестиций на регулируемые им отношения не распространяется действие Федерального закона № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Однако в ст. 19 отсутствует упоминание о Законе 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», который, несмотря на давность принятия, является действующим.

Краудфандинг исключает жесткий контроль над бизнесом со стороны инвестора, характерный для традиционных способов инвестирования. Доноры не наделяются правами инвесторов, предусмотренными Законом № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Например, в силу п. 3 ст. 7 последнего незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью соинвесторов. Однако краудфандинг такой возможности не предусматривает. Кроме того, в отличие от инвесторов, доноры не вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций (п. 5 ст. 5 Закона № 1488-1). Таким образом, деятельность доноров не может считаться инвестиционной с точки зрения Закона № 1488-122.

«Научные исследования и инновации»

В связи с тем, что деятельность по привлечению инвестиций посредством

инвестиционных платформ предполагает активное участие инвесторов — физических лиц, актуальным является вопрос о правовых мерах их защиты, так как краудфандинговая деятельность по определению является высокорисковой, особенно на фоне низкой финансовой грамотности населения.

Одним из основных направлений защиты инвесторов в Законе о привлечении инвестиций являются меры, направленные на установление минимального набора необходимой информации, которая должна находиться в открытом доступе на инвестиционной платформе.

Закон возлагает обязанность по обеспечению доступа к названной информации на оператора, который несет ответственность перед участниками за убытки, «причиненные вследствие раскрытия недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации об информационной платформе и о ее операторе». Такая ответственность устанавливается и в законодательстве зарубежных стран. Например, в Бельгии краудфандинговая площадка и реципиент отвечают перед инвестором-потребителем за недобросовестное поведение, в том числе за введение его в заблуждение или сокрытие от него какой-либо информации [2, ^ 50].

Единственная сфера, регулирование которой возможно законодательством о защите потребителей, это отношения, возникающие из договора оказания услуг между физическим лицом (инвестором) и оператором инвестиционной платформы, но только в рамках деятельности по организации привлечения инвестиций. С учетом того, что надлежащее информирование является одной из наиболее действенных мер защиты прав инвесторов, законодатель ожидаемо включил инвестиционные платформы в перечень источников формирования кредитной истории [9, ^ 62].

Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» распространяет свое действие исключительно на отношения, связанные с выдачей кредитов и займов, в то время как круг способов инвестирования,

VМеждународная научно-практическая конференция предусмотренных Федеральным законом № 259-ФЗ, шире и включает также

приобретение утилитарных цифровых прав и эмиссионных ценных бумаг.

Инвестирование с помощью инвестиционных платформ предполагает привлечение широкого круга доноров, не обладающих специальными познаниями и навыками, необходимыми для самостоятельной оценки представленных предложений и надежности реципиентов. Поэтому представляется необходимым внесение изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» с целью обеспечения возможности формирования кредитных историй по всем лицам, привлекающим инвестиции любыми способами, допускаемыми законом, а не только путем получения займов[6, с.

14].

Подведя итоги, можно сделать вывод о том, что: Краудфандинг в настоящий момент не конкурирует в полной мере с банковскими продуктами, но с учетом значительных темпов развития по всему миру в перспективе может занять значительную долю рынка кредитования. Риск рассматриваемых инвестиций гораздо выше, чем у консервативных финансовых инструментов.

Это вызывает необходимость в развитии системы защиты прав инвесторов с сохранением инвестиционной привлекательности краудфандинга для лиц, привлекающих инвестиции, как более простой и доступной системы получения финансирования. Закон о привлечении инвестиций стал одним из первых шагов в формировании правового регулирования краудфандинга, однако новизна и специфический характер регулируемых им отношений не позволили в полной мере вписать их в существующую правовую систему, и уже сейчас очевидна необходимость внесения соответствующих изменений в действующие нормативные правовые акты и дальнейшего совершенствования Закона о привлечении инвестиций.

«Научные исследования и инновации»

Библиографический список:

1. Амелин Р. В. Правовое регулирование общественных отношений в сфере информационных систем: цивилистический и информационно-правовой подходы // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 12. — С. 68.

2. Диркова Е. Краудфандинг глазами бухгалтера // Расчет. — 2017. — № 12. — С. 50.

3. Казаченок О. П. Взаимное (Р2Р) кредитование как современный инструмент альтернативного финансирования // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2018. — № 10 (50). — С. 147—155.

4. Казаченок О. П. Несоответствие действующего законодательства потребностям информационного общества на примере займа электронных денежных средств // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2017. — № 10. — С. 47.

5. Казаченок О. П. Цифровые права в современном гражданском обороте: тенденции и перспективы развития // Хозяйство и право. — 2019. — № 11. — С. 39.

6. Кузнецов В. А. Краудфандинг: актуальные вопросы регулирования // Деньги и кредит. — 2017. — № 1 С. 14.

7. Кузнецова О. А. Экономико-социальная природа и правовая форма краудфандинговых отношений // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. — 2019. — № 1. — С. 473.

8. Сарнаков И. В., Слепцова Ю. М. Правовые горизонты P2P, P2B и B2B кредитования в России // Юрист. — 2018. — № 5. — С. 17.

9. Яценко Т. С. Проблема охраны прав инвесторов в краудфандинге: риски инвестирования и пути их преодоления // Журнал российского права. — 2019. — № 8. — С. 62.

© М.В. Анютин, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.