Научная статья на тему 'Развитие православных приходов в постсоветский период на севере Западной Сибири (на примере прихода храма в честь святителя Стефана Великопермского села Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры)'

Развитие православных приходов в постсоветский период на севере Западной Сибири (на примере прихода храма в честь святителя Стефана Великопермского села Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миссионерская работа / Русская православная церковь / Ханты-Мансийская митрополия / Ханты-Мансийский автономный округ – Югра / Югорская епархия / Белоярское благочиние / Березовское благочиние / missionary work / Russian Orthodox Church / Khanty-Mansi metropolia / Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Yugra / Yugra diocese / Beloyarsk deanery / Berezovsk deanery.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ткачева Татьяна Владимировна, Харина Наталья Сергеевна

В исследовании описывается история образования прихода храма святителя Стефана Великопермского с. Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, охарактеризованы основные направления и результаты жизнедеятельности прихода. Цель исследования – на примере прихода храма святителя Стефана Великопермского с. Казым показать влияние территориального фактора и особенностей окружающей среды на деятельность прихода, на взаимоотношения с населением, в том числе представителями коренных малочисленных народов Севера. Научная новизна заключается в том, что на основе документов, введенных впервые в оборот научно-го исследования, рассмотрена приходская жизнь на территории, отнесенной к российскому Арктическому Северу. Проведенное исследование показало, что приход, особенно со строительством хра-ма в честь святителя Стефана Великопермского, постепенно стал духовно-просветительским центром села, что положительно повлияло на устойчивое развитие территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ткачева Татьяна Владимировна, Харина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Orthodox parishes during the post-Soviet period in the north of Western Siberia (by the example of the parish of the church in honor of St. Stephen of Perm in the village of Kazym of the Beloyarsk district of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Yugra)

The study describes the history of formation of the parish of the church of St. Stephen of Perm in the village of Kazym of the Beloyarsk district of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Yugra, charac-terizes the main areas and results of the parish’s activities of daily living. The aim of the study is to show the influence of the territorial factor and environmental features on the activities of the parish, on relations with the population, including representatives of the indigenous peoples of the North, as exemplified by the parish of St. Stephen of Perm in the village of Kazym. The scientific novelty lies in the fact that on the basis of documents introduced for the first time into scientific use, parish life in the territory classi-fied as the Russian Arctic North is considered. The study shows that the parish, especially with the con-struction of the church in honor of St. Stephen of Perm, gradually became the spiritual and educational center of the village, which positively influenced the sustainable development of the territory.

Текст научной работы на тему «Развитие православных приходов в постсоветский период на севере Западной Сибири (на примере прихода храма в честь святителя Стефана Великопермского села Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры)»

{ rpämöfo

Манускрипт • Manuscript

ISSN 2949-3242 (online) ISSN 2618-9690 (print)

2023. Том 16. Выпуск 5 | 2023. Volume 16. Issue 5

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Развитие православных приходов в постсоветский период на севере Западной Сибири (на примере прихода храма в честь святителя Стефана Великопермского села Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)

Ткачева Т. В., Харина Н. С.

Аннотация. В исследовании описывается история образования прихода храма святителя Стефана Великопермского с. Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. охарактеризованы основные направления и результаты жизнедеятельности прихода. Цель исследования - на примере прихода храма святителя Стефана Великопермского с. Казым показать влияние территориального фактора и особенностей окружающей среды на деятельность прихода, на взаимоотношения с населением, в том числе представителями коренных малочисленных народов Севера. Научная новизна заключается в том, что на основе документов, введенных впервые в оборот научного исследования, рассмотрена приходская жизнь на территории, отнесенной к российскому Арктическому Северу. Проведенное исследование показало, что приход, особенно со строительством храма в честь святителя Стефана Великопермского, постепенно стал духовно-просветительским центром села, что положительно повлияло на устойчивое развитие территории.

EN

Development of Orthodox parishes during the post-Soviet period in the north of Western Siberia (by the example of the parish of the church in honor of St. Stephen of Perm in the village of Kazym of the Beloyarsk district of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra)

Tkacheva T. V., Kharina N. S.

Abstract. The study describes the history of formation of the parish of the church of St. Stephen of Perm in the village of Kazym of the Beloyarsk district of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra, characterizes the main areas and results of the parish's activities of daily living. The aim of the study is to show the influence of the territorial factor and environmental features on the activities of the parish, on relations with the population, including representatives of the indigenous peoples of the North, as exemplified by the parish of St. Stephen of Perm in the village of Kazym. The scientific novelty lies in the fact that on the basis of documents introduced for the first time into scientific use, parish life in the territory classified as the Russian Arctic North is considered. The study shows that the parish, especially with the construction of the church in honor of St. Stephen of Perm, gradually became the spiritual and educational center of the village, which positively influenced the sustainable development of the territory.

Введение

Актуальность исследования связана с динамикой развития православных приходов благодаря переменам и событиям, происходящим в жизни Церкви, в том числе в государственно-церковных отношениях на современном этапе. Центром церковной жизни для верующих всегда остается приход, храм, в котором сформирована община. Знаковым событием для внутрицерковной жизни и государственно-церковных отношений стал Поместный собор Русской православной церкви 1988 г. Во-первых, Собор принял новый Устав, который вернул духовенство к управлению хозяйственной жизнью приходов, во-вторых, обозначил стратегию государственно-конфессиональных отношений на волне происходивших перемен.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns20230063

© 2023 Авторы. © 2023 ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. © 2023 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г. показал, что государство законодательно признало иерархичность Церкви. Православный приход уже не воспринимался государством как абсолютно обособленная единица, но рассматривался как юридическое лицо, неотъемлемо входящее в структуру централизованной религиозной организации (О свободе совести и религиозных объединениях: Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ. http://www.kremlin.rU/acts/bank/11523/page/1). Архиепископ Смоленский Кирилл (с 2009 г. - Святейший Патриарх) в своем докладе «Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки» указывал на незыблемую веру в возрождение приходской жизни в современной России (Кирилл, 1990, с. 32).

Устав Русской православной церкви 2017 г. определил приход как общину православных христиан, состоящую из клира и мирян, объединенных при храме. По Уставу приход является каноническим подразделением Русской православной церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея. Для получения статуса юридического лица приход регистрируется государственными органами в порядке, определяемом законодательством страны нахождения прихода. Границы приходов устанавливаются епархиальным советом (Устав Русской православной церкви. 2017. http://www.patriarchia.ru/db/text/133141.html).

Изучение истории организации и работы приходов Русской православной церкви в постсоветский период позволяет охарактеризовать формы и особенности миссионерской деятельности Церкви, особенно на территории севера Западной Сибири, где в советское время храмы отсутствовали или были отданы под склады, мастерские и т. п.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи: во-первых, проследить историю образования прихода храма святителя Стефана Великопермского с. Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а во-вторых, охарактеризовать основные направления и результаты деятельности прихода.

Материалами для исследования послужили документы, находящиеся в приходе храма в честь святителя Стефана Великопермского с. Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

- Дневники прихода храма в честь святителя Стефана, епископа Великопермского. 1996-2009;

- Рапорты Г. Д. Лялиной, председателя приходского совета религиозной организации прихода храма в честь святителя Стефана, епископа Великопермского, села Казым Белоярского района, Его Высокопреосвященству, архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию. 1999-2009;

- Отчет о работе прихода святителя Стефана, епископа Великопермского, села Казым Белоярского района. 2005-2006;

- Книга записи о Таинстве Крещения. 2007-2016;

- Журнал посещения Храма жителями с. Казым и гостями. 2009-2012;

- Богослужебные журналы для записи о совершаемых богослужениях, Таинствах и требах прихода храма в честь святителя Стефана, епископа Великопермского, села Казым Белоярского района. 2010-2013;

- Богослужебный журнал храма в честь святителя Стефана, епископа Великопермского, с. Казым Белоярского благочиния. 2017-2019.

В работе использовались документы Русской православной церкви (http://www.patriarchia.ru), Государственного архива Югры (ГАЮ) (https://u21912.na4u.ru), официальные сайты Ханты-Мансийской митрополии (https://ugraeparhia.ru), Югорской епархии (https://yugorsk-eparhia.ru), сельского поселения Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (http://admkazym.ru/#tabs-container1), полевые материалы авторов (ПМА).

Основными методами исследования являлись: хронологический и сравнительно-исторический. Хронологический метод позволил последовательно изложить события, связанные с организацией прихода храма в честь святителя Стефана, епископа Великопермского, с. Казым Белоярского благочиния Югорской епархии Ханты-Мансийской митрополии. Сравнительно-исторический метод применен для выявления форм миссионерской, социальной, просветительской деятельности прихода, взаимодействия с церковным руководством разного ранга, с органами власти Белоярского района и сельского поселения Казым, местными производственниками и предпринимателями.

В последнее десятилетие возрос интерес церковных и светских исследователей к изучению места, роли прихода и общины в современном православии (Кашеваров, 2011; Приход и община..., 2011), в структуре отношений с властью на местах (Подлесная, 2015), миссионерского и социального служения православного прихода в России (Абдулаев, 2011; Забаев, Орешина, Пруцкова, 2013), организации хозяйственной деятельности прихода (Анисимов, 2011). Теоретическую базу настоящего исследования составили работы Г. Н. Гор-бачука (2015), Д. А. Орешиной (2016), О. Б. Молодова (2016), Т. В. Зальцман (2016). Особо следует отметить исследование М. А. Подлесной (2014), в котором рассматриваются модели приходов Русской православной церкви и способы их связи с окружающей средой.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов исследования при подготовке монографий, пособий по истории деятельности Русской православной церкви на севере Западной Сибири в постсоветский период.

Обсуждение и результаты

Сельское поселение Казым является муниципальным образованием Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры В состав муниципального образования сельского поселения Казым входит три населенных пункта, а именно: село Казым (административный центр), деревня Нумто, деревня Юильск. Расположены они на значительном расстоянии друг от друга - 100-245 километров. На территории поселения осуществляются следующие виды деятельности: оленеводство, рыбный и охотничий промыслы, разведение серебристо-черных лисиц, реализация хлеба и хлебобулочных изделий. Численность населения сельского поселения Казым составляет 1738 человек разных национальностей, включая представителей малочисленных народов Севера -1286 человек (О поселении // Официальный сайт сельского поселения Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. http://admkazym.ru/info/about/#tabs-container 1).

Казымская территория ведет свою историю с периода, когда в XV-XVII вв. в Нижней и Средней Оби существовало 8 остяцких «княжеств», среди них было и Казымское княжество. В первой трети XVIII в. на месте остяцкого укрепленного поселения русскими казаками был сооружен Казымский городок, который просуществовал до середины XIX века. В январе 1924 г. в с. Казым Березовского района был образован сельский Совет, который 15 сентября 1926 г. преобразовался в туземный Совет. Началом истории села, как долговременного поселения, явилось строительство Казымской культурной базы. Она была создана в ноябре 1931 г. с целью улучшения условий жизни коренных народов и просуществовала до 1951 г. Впоследствии территория Культбазы стала называться национальным селом Казым (О поселении // Официальный сайт сельского поселения Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. http://admkazym.ru/info/about/#tabs-container1).

6 сентября 1996 г. в с. Казым была создана православная община в честь святителя Стефана, епископа Вели-копермского. На учредительном собрании, на котором присутствовали 23 человека, в том числе в качестве председателя собрания - выпускник Казымской школы, студент Уральского государственного университета Андрей Канев (в 1998 г. рукоположен в сан священника), были приняты Устав православного прихода, прошение управляющему Тобольско-Тюменской епархии об утверждении Устава, наименование прихода; избраны члены приходского совета. Обязанности старосты прихода выполнял Н. К. Филиппов (Дневник прихода храма в честь святителя Стефана, епископа Великопермского, 1996).

Управление юстиции администрации Ханты-Мансийского автономного округа зарегистрировало православный приход 1 декабря 1999 г. С 17 января 2007 г. приход святителя Стефана Великопермского стал приписной общиной храма преподобного Серафима Саровского г. Белоярского.

С 1998 г. в течение 18 лет обязанности старосты прихода имени Стефана Великопермского в Казыме исполняла Галина Дорофеевна Лялина. Галина Дорофеевна родилась 17 января 1937 г. в д. Аркуль Кильмезского района Кировской области. После окончания школы в 1952 г. поступила в Малмыжское педагогическое училище, а завершила обучение в 1956 г. уже в г. Яранске, куда позже перевели учебное заведение. Трудовую деятельность начала учителем начальных классов, а затем завучем в 2-комплектной школе в рабочем поселке Черновское Кировской области. Из-за болезни мамы ей пришлось уволиться и устроиться на работу поближе к семье в начальную школу д. Ключевская, где она проработала два года. В 1962 г. переехала в г. Кокчетав Казахской ССР, работала учителем начальных классов. В 1969 г. за добросовестный труд была награждена значком «Отличник народного просвещения». В г. Кокчетаве заочно окончила педагогический институт, получила звание старшего учителя (высшую категорию). В 1983 г. ее пригласили на работу в Ханты-Мансийский автономный округ, который остро нуждался в педагогических кадрах. Галину Дорофеевну направили в школу с. Казым, где она проработала 15 лет завучем по учебно-воспитательной работе. После ухода на пенсию всецело посвятила себя службе в приходе святителя Стефана Великопермского. С 2016 г. и до настоящего времени служит псаломщицей в храме (Г. Д. Лялина, записано 13.09.2023 г., с. Казым (ПМА)).

Первоначально православный приход в с. Казым располагался в комнате культурно-антропологической школы (Казым-КАШ). Приход окормлялся духовенством храма преподобного Серафима Саровского г. Белоярского. Так, 17 ноября 1996 г. состоялась встреча отца Сергия из храма преподобного Серафима Саровского г. Белоярского с членами общины и жителями с. Казым. В беседе были подняты следующие темы: посты, их значение в духовной жизни человека; молитва в жизни человека, молитвенное правило; таинства покаяния, причащения, крещения в православии. 26 ноября 2000 г. благочинный Ханты-Мансийского округа, протоиерей Алексий Сидоренко провел богослужение, состоящее из молебна святителю Стефану, епископу Великопермско-му. Приход часто посещали епископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин), священники Тобольско-Тюменской епархии, студенты Тобольской духовной семинарии (Дневники прихода храма..., 1996-2000). 8 апреля 2005 г. через таинство исповеди и причащения прошли 6 жителей с. Казым и 33 прихожанина: 18 человек -взрослых, 15 - детей, пособоровались 18 человек (Рапорты Г. Д. Лялиной., 2004-2005).

26-27 января 2013 г. богослужения вел иерей Еварест (Нигамедьянов): исповедовались 16 человек, из них 4 детей; причастились - 16, из них 4 детей (Богослужебные журналы для записи о совершаемых богослужениях., 2013).

В течение 7 лет приход окормлял иерей Леонид Степанов. В августе 2014 г. настоятелем прихода стал отец Петр (Чередов), в 2015 г. его перевели в г. Нягань. 25 августа 2016 г. настоятелем прихода был назначен иерей Владимир Ильиных (скончался 28 марта 2021 г. после болезни) (Приход имени Стефана Великопермского в Казыме. https://vk.com/stefanvelikopermski).

В мае 1998 г. при содействии администрации села община получила помещение из трех комнат в бывшем здании сельской больницы, которое отремонтировали усилиями прихожан и жителей поселка (Рапорты Г. Д. Лялиной..., 1999).

Событием для прихожан всегда был приезд священнослужителей из города. В отчетах прихода Г. Д. Лялина отмечала: «.все батюшки, которые были в Белоярском, побывали и у нас. <...> Все прихожане и некоторые жители поселка исповедовались и причастились Христовых Тайн. Собирается от 30 до 50 человек, меньше тогда, когда Богослужение проводится не в воскресенье, а среди недели» (Рапорты Г. Д. Лялиной., 2001). Охват прихожан уменьшался осенью, когда население уходило на несколько недель в лес (жили во временных избушках) для заготовки ягод, грибов, орехов на зиму.

К 2001 г. в приходе были созданы условия для проведения Божественной литургии: собрали иконостас, приобрели потир на 0,25 л с латунными и золочеными принадлежностями, подсвечник, кадило большое шестигранное, копие большое и малое. Летом 2003 г. приход получил дополнительные площади, позволившие оборудовать два класса для занятий, крестильную комнату (Рапорты Г. Д. Лялиной., 2001-2003).

В документах прихода указывались единичные крещения целыми семьями, чаще всего некрещенные родители хотели крестить детей. В приходе велись записи о принявших Таинство Крещения. Отмечалось, что за период с 1996 по 2009 г. крещение приняли около 300 жителей села. Перед крещением обязательно проводились огласительные беседы. Так, во время приездов в Казым иерея Леонида Степанова из Белоярского храма Серафима Саровского в феврале, марте и августе 2006 г. были проведены три литургии, три крещения, покрестилось 19 человек (7 детей и 12 взрослых), панихида, проведено два соборования (42 человека), освящение четырех квартир (Отчет о работе прихода., 2005-2006).

Село Казым, как и деревни Нумто и Юильск в Белоярском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, относится к национальным поселениям, где проживает в основном коренное население ханты, придерживающееся языческих верований. Поэтому одним из важных направлений деятельности прихода являлось распространение среди них православной веры. Из рапорта Г. Д. Лялиной: «Местные жители постоянно обращаются к нам за помощью, задают вопросы, спрашивают о Таинстве Крещения, заходят в приход, чтоб рассказать о проблемах, о недугах, иные просто из-за любопытства, пока только так, а мы помогаем, чем можем, беседуем, рассказываем, о чем прочитали в газетах, книгах. Большой спрос свечей, иконок, крестиков, складней, молитв за умерших. <.> В нашем приходе есть прихожане из оленеводческих бригад. Зимой они живут вместе с семьей в юртах. Когда они уезжают в эти бригады, мы снабжаем их литературой: газетами, книгами. Во время зимних вечеров проводятся совместные читки, беседы» (Рапорты Г. Д. Лялиной., 1999).

Когда в деревне Нумто была открыта молельная комната, объединившая первоначально 30 человек, Казымский приход окормлял комнату, отправлял подписные издания, книги, иконы. Руководитель молельной комнаты деревни Нумто присутствовала на занятиях воскресной школы прихода в Казыме, получала консультации по организации миссионерской и социальной работы.

В документах прихода указывается, что до 1996 г. секта пятидесятников часто посещала с. Казым для проведения встреч с жителями. Однако в последующие годы сектанты перестали приезжать, но имелась информация об активной агитации в других поселках (Рапорты Г. Д. Лялиной., 1999). В отчете прихода за 2006 г. отмечалось, что один житель села изредка по воскресеньям принимал у себя на дому евангельских баптистов из г. Белоярского для проведения служб. Попытка привлечь жителей села к подобным мероприятиям не увенчалась успехом (Отчет о работе прихода., 2005-2006).

В 1996 г. была создана приходская воскресная школа для подростков от 12 до 17 лет. Занятия проводились два раза в неделю: в субботу и воскресенье. В субботу занятие начиналось в 16:00, в воскресенье - в 09:00 с утренней молитвы, затем читался Канон, если идет пост, или Акафист Господу, Пресвятой Богородице, святым. Ученики в течение 3 лет изучали Ветхий Завет, с 1999 г. - Новый Завет, церковнославянский язык. В 1996 г. обучалось до 15 человек, в 1999 г. - до 30. С 1997 г. начала работать воскресная школа для детей от 7 до 11 лет. Занятия в младшей группе проводились по воскресеньям с 13:00. Изучали следующие предметы: Закон Божий, азы православия, труд, рисование, музыка. В 1996 г. занятия посещали 5 человек, в 1999 г. - 15. В воскресной школе работали учителя - В. И. Канева, В. А. Наруш, которые вели уроки труда, А. А. Попова -рисование (Рапорты Г. Д. Лялиной., 1999-2005).

К каждому празднику выпускались газеты, проводились беседы, мероприятия, например к Рождеству. В великие православные праздники учителя общеобразовательной Казымской школы приводили учеников в приход на экскурсию и после таких экскурсий число детей в воскресной школе заметно пополнялось. Все праздники двунадесятые в приходе отмечались особенно торжественно: Рождество Христово, Пасха. К ним начинали готовиться заранее: разучивали песни, стихи, ставили елку с игрушками, изготовленными воспитанниками воскресной школы на уроках труда, выпускалась праздничная газета, оформлялся стенд с рисунками детей. Воспитанники воскресной школы выступали перед прихожанами с концертом, на который приходили ребята из общеобразовательной школы. После концерта организовывались чаепитие и вручение всем подарков, подготовленных спонсорами - предпринимателями села.

Окормление воскресной школы осуществлялось храмом преподобного Серафима Саровского г. Белояр-ского. Духовенством организовывались экскурсии учащихся в храм и воскресную школу, проводились беседы «Первые шаги в Храме», в доступной форме рассказывали о святых иконах. Обычно экскурсии завершались чаепитием в трапезной.

Библиотека православной литературы в приходе собиралась с момента его образования: «С самого начала создали библиотеку и видеотеку. Книгами библиотеки пользуются и прихожане, и жители поселка. Книги самые разные: есть катехизаторские, детские, творения святых отцов ("Добротолюбие", 6 томов), книги о православии, о вере и жизни христианской, о сектах и ереси, о русской классике в свете Евангелия, о науке и религии, о православных обрядах, книги для разных уровней подготовки прихожан. Фонды постоянно увеличиваются за счет прихожан, пожертвований гостей. Так, наш гость иеромонах Василий из Санкт-Петербурга подарил нам 390 книг и брошюр. Прихожане, выезжая в отпуск, приобретают духовную литературу и дарят ее приходу» (Рапорты Г. Д. Лялиной., 1999). В 2001 г. фонд библиотеки уже насчитывал 816 экземпляров книг, 297 газет и журналов (Рапорты Г. Д. Лялиной., 2001).

В рапортах прихода отмечается доброжелательный характер отношений с местными властями: «.глава администрации (села Казым. - Т. Т., Н. Х.) предоставляет нам помещение, в котором проходят сейчас наши занятия, постоянно ощущаем помощь и поддержку с его стороны. Ни в чем нет отказа, с чем бы ни обратились. Помогает нам и совхоз, когда обращаемся за помощью. В поселке есть предприниматели, которые стали нашими спонсорами, они оказали разовую материальную помощь в сумме 2000 руб., когда мы перешли в новое помещение. На праздник Рождества Христова готовили подарки детям и взрослым. Когда был ремонт помещения, оказали помощь стройматериалами, обоями. Один из предпринимателей готов помочь нам привезти из Москвы по нашей заявке необходимое для прихода: свечи, иконы, алтарную утварь. Статус прихода в глазах казымчан значительно вырос. К нам обращаются за консультациями. Много желающих покрестить своих детей, принять самим Таинство Крещения. Приглашают выступать на общих поселковых собраниях граждан перед молодежью в праздники» (Рапорты Г. Д. Лялиной., 2001).

Необходимо отметить, что социальное служение являлось одним из основных направлений деятельности прихода. Из рапорта 1999 г.: «В нашем поселке есть бабушки, деды, которые из-за недуга не могут посещать наших занятий. Их мы не оставляем без внимания. В праздник Рождества Христова, Пасху идем с детьми воскресной школы, учителем музыки к ним домой, исполняем им песни, дарим подарки, в обычные дни помогаем убрать в комнате: моем пол, посуду, колем дрова, ходим в магазин, расчищаем дорожки от снега. Несколько наших бабушек находятся в доме престарелых г. Белоярского. Мы посещаем их, везем им подарки, обязательно фотографируемся на память. Бабушки рады нашим встречам. <.> В поселке много безработных, материальное положение желает оставаться лучшим, поэтому детей воскресной школы крестим бесплатно, иногда отдают за требу столько, сколько могут. Иногда у бабушек нет денег на свечу, даем в этом случае бесплатно. Материальная помощь оказывается во время болезни, когда прихожане лежат в больнице. Тогда мы навещаем их, успокаиваем, приносим им святой или крещенской водички, передачу, беседуем о том, как нужно относиться к болезням, как переносить их» (Рапорты Г. Д. Лялиной., 1999).

Доход в приходе шел от добровольных пожертвований организаций, граждан, от продажи свеч, иконок, крестиков, треб. Большая часть дохода шла на благотворительность. Так, с июня по сентябрь 2000 г. материальной помощи малоимущим, многодетным семьям было оказано на сумму 4934 руб., в том числе «это помощь тем, кому тяжело, у кого горе, беда случилась, это поздравление прихожан с юбилеем, посещение больных в больнице, дома и многое другое» (Рапорты Г. Д. Лялиной., 2001).

Вещи для раздачи малоимущим привозили из Белоярского храма, также сдавали вещи и состоятельные люди села. Спонсорскую помощь приходу оказывал Казымский рыбокомбинат. Например, в 2001 г. были выделены 3000 руб., в 2009 г. - 5000 руб. на приобретение церковных товаров, в 2005 г. - денежная сумма на поездку в Тобольско-Тюменскую епархию (Рапорты Г. Д. Лялиной., 2001-2009).

Из рапорта Г. Д. Лялиной: «Внимательна к нам и директор школы Л. Г. Канева. Мы обращались к ней с просьбой о выделении автобуса на поездку в г. Белоярский, отказа не было. Заверила, что будет помогать во всем, просила обращаться постоянно. Не отказал в помощи и начальник ИТЭК в Казыме А. С. Тарихин, выделил электрика для устранения неполадок в освещении 4-х комнат в приходе. <.> Помогают нам и наши спонсоры: А. И. Бочкарев и В. М. Магданов. Ни в чем ни разу не отказали. Подарки к Рождеству Христову бабушкам и детям, спонсирование поездок в г. Тобольск и г. Сургут за утварью и свечами - бескорыстная их помощь нам. Оба сказали, что будут помогать и при строительстве Церкви» (Рапорты Г. Д. Лялиной., 2005).

За всю историю села в Казыме никогда не было церкви. Инициатором того, чтобы у православных прихожан села была своя обитель, выступил протоиерей Екатеринбургской епархии Андрей Канев, ставший настоятелем Владимирского прихода на Семи Ключах в Екатеринбурге. Решающую поддержку в деле строительства храма оказала администрация Белоярского района в лице главы Белоярского района С. П. Маненкова. На встрече жителей села с главами района и села 19 января 2006 г. было принято решение о строительстве в Казыме церкви. В декабре 2007 г. была забита первая свая под основание будущей церкви, а в августе 2008 г. началось строительство храма. 14 мая 2009 г. на строящуюся церковь были подняты купола с крестом. Высота храма после постройки составляет 17 м, общая площадь - 176 кв. м (Архивный отдел администрации Белоярского района, ф. 44, оп. 3, д. 35, л. 23 (ГАЮ. https://u21912.na4u.ru/index.php?option=com_content&view= article &layout=edit &id=886)).

20 августа 2009 г. состоялся визит в с. Казым архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия с миссионерской группой, который освятил Малым чином новый храм. 27 августа 2012 г. Правящий архиерей епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел совершил чин Великого освящения храма в честь святителя Стефана Великопермского. На освящении присутствовал глава Белоярского района С. П. Маненков (Епископ Павел освятил три храма в Белоярском районе // Официальный сайт Ханты-Мансийской митрополии. 04.09.2012. https://ugraeparhia.ru/episkop-pavel-osvyatil-tri-hrama-v-beloyarskom-rayone/). Правящий архиерей

новообразованной в 2014 г. Югорской епархии Епископ Югорский и Няганский Фотий (Евтихеев) за время своего служения не оставлял без внимания работу прихода, посещал храм для совершения богослужебных мероприятий, проводил встречи с прихожанами (Таблица 1).

Таблица 1. Итоги приходской жизни храма в 2017-2019 гг. (Богослужебный журнал храма..., 2017-2019)

Служения и священнодействия 2017 г. (с 30.09 по 31.12) 2018 г. 2019 г.

Божественные литургии 10 53 40

Архиерейские богослужения - 1 1

Крещения 1 12 12

Исповеди 10 53 40

Венчания - - -

Молебны 7 26 16

Соборования - 4 4

Отпевания 1 4 5

Панихиды 8 31 22

В настоящее время службы в храме ведут священники Белоярского благочиния Югорской епархии - благочинный Белоярского благочиния протоиерей Георгий Полевщиков, назначенный Указом управляющего Югорской епархией от 6 апреля 2021 г. № 19 настоятелем храма в честь святителя Стефана Великопермского с. п. Казым, штатный клирик храма преподобного Серафима Саровского г. Белоярского протоиерей Максим Дурнев. Старостой прихода является А. М. Игишев.

За время работы гостями храма были жители близлежащих населенных пунктов - п. Верхнеказымский, д. Нумто, с. Полноват, г. Белоярского и др., городов Нягани, Сургута, Ханты-Мансийска (например, депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры), Екатеринбурга, Москвы, Минска (в 2012 г. делегация Союза строителей республики) (Журнал посещения Храма., 2009-2012).

30 сентября 2023 г. в ходе визита в Белоярское благочиние Югорской епархии митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, временно управляющий Югорской епархией, совершил Божественную литургию в храме в честь святителя Стефана Великопермского с. Казым Белоярского района. Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Ханты-Мансийской епархии игумен Антоний (Кирпичев), благочинный Белоярского благочиния протоиерей Георгий Полевщиков, секретарь Югорской епархии иерей Николай Щерба, протоиерей Максим Дурнев. Диаконский чин возглавил диакон Даниил Матвеев. На богослужении присутствовали глава Белоярского района С. П. Маненков и глава сельского поселения Казым А. Х. Назырова (В день памяти мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, митрополит Павел совершил Литургию в храме в честь свт. Стефана Великопермского с. Казым // Официальный сайт Югорской епархии. 30.09.2023. https://yugorsk-eparhia.ru/v-den-pamyati-mczcz-very-nadezhdy-lyubovi-i-materi-ih-sofii-mitropolit-pavel-sovershil-liturgiyu-v-hrame-v-chest-svt-stefana-velikopermskogo-s-kazym/).

Заключение

Постсоветский период развития Русской православной церкви отмечен новым этапом по организации православных приходов и храмостроительством, особенно на территориях, на которых проживает коренное ино-христианское население. В этой деятельности поддержку Церкви оказывали региональные органы государственной власти и местного самоуправления. С принятием Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г., Устава Русской православной церкви 2017 г. у православных приходов появилась возможность получить статус юридического лица, интегрироваться в культурную и социальную сферу общества.

Пример прихода святителя Стефана Великопермского с. Казым Белоярского района позволяет охарактеризовать особенности жизнедеятельности православного прихода в районах, отнесенных к Арктическому Северу, выполнения им основных функций: богослужение, совершение таинств; катехизаторская и образовательная функции, реализующиеся в создании воскресных школ; социальная и благотворительная деятельность, взаимодействие с иными учреждениями. С момента образования прихода постепенно возрастала его роль в организации социальной и культурной жизни села, прихожане становились активными акторами в духовном объединении людей, поддержании стабильного развития территории. Этот процесс ускорился со строительством храма святителя Стефана, епископа Великопермского. Активизации приходской жизни способствовало духовенство Тобольско-Тюменской, Югорской епархий и Ханты-Мансийской митрополии.

В качестве перспектив заявленной проблематики исследования можно назвать выявление общего и особенного в приходской деятельности на территориях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Источники | References

1. Абдулаев К. Социальное служение приходов и их взаимодействие с муниципальными социальными службами (на примере храма вмч. Пантелеимона г. Пушкино Московской области) // Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом: материалы к изучению приходской жизни. М.: ПСТГУ, 2011. Вып. 1.

2. Анисимов М. Экономика и организация хозяйственной деятельности православного прихода в России // Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом: материалы к изучению приходской жизни. М.: ПСТГУ, 2011. Вып. 1.

3. Горбачук Г. Н. Современный приход Русской православной церкви и тенденции его функционирования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 19.

4. Забаев И. В., Орешина Д. А., Пруцкова Е. В. Специфика социальной работы на приходах Русской православной церкви: проблема концептуализации // Журнал исследований социальной политики. 2013. Т. 11. № 3.

5. Зальцман Т. В. Приходская община как основание развития социального служения // Христианское чтение. 2016. № 6.

6. Кашеваров А. Н. Современное состояние Русской православной церкви // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2011. № 1.

7. Кирилл, архиепископ Смоленский и Калининградский. Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 2.

8. Молодов О. Б. Православный приход: понятие и система управления в 1945-2000 гг. (на материалах Европейского Севера) // Новейшая история России. 2016. № 3.

9. Орешина Д. А. «Партнерский приход»: сотрудничество священнослужителей и мирян как фактор развития социальной деятельности в современных приходах Русской Православной Церкви // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 5 (67).

10. Подлесная М. А. Модели приходов Русской Православной Церкви и способы их связи с окружающей средой // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 3 (7).

11. Подлесная М. А. Православные приходы в структуре отношений с властью на местах // Власть. 2015. № 5.

12. Приход и община в современном православии. М.: Весь мир, 2011.

Финансирование | Funding

RU

EN

Публикация подготовлена в рамках научного проекта Российского научного фонда № 22-28-20414 (https://rscf.ru/project/22-28-20414/) и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

The publication was funded by the Russian Science Foundation and the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra, research project No. 22-28-20414 (https://rscf.ru/project/22-28-20414/).

Информация об авторах | Author information

RU

Ткачева Татьяна Владимировна1, к. ист. н., доц. Харина Наталья Сергеевна2, к. ист. н.

1 2 Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EN

Tkacheva Tatyana Vladimirovna1, PhD Kharina Natalia Sergeevna2, PhD 1 2 Yugra State University, Khanty-Mansiysk

1 tattkacheva@mail.ru, 2 hanase83@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 12.10.2023; опубликовано online (published online): 28.11.2023.

Ключевые слова (keywords): миссионерская работа; Русская православная церковь; Ханты-Мансийская митрополия; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра; Югорская епархия; Белоярское благочиние; Березов-ское благочиние; missionary work; Russian Orthodox Church; Khanty-Mansi metropolia; Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra; Yugra diocese; Beloyarsk deanery; Berezovsk deanery.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.