Научная статья на тему 'Развитие познавательной самостоятельности обучающихся на основе применения геосервиса Google Maps и персонального сайта учителя в обучении английскому языку во внеаудиторное время'

Развитие познавательной самостоятельности обучающихся на основе применения геосервиса Google Maps и персонального сайта учителя в обучении английскому языку во внеаудиторное время Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / GOOGLE КАРТЫ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ / EDUCATIONAL PROCESS / AUTONOMOUS COGNITIVE ACTIVITY / USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES / GOOGLE MAPS / PERSONAL SITE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHER / ENGLISH LANGUAGE / MOTIVATION FOR LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пасечник Татьяна Борисовна, Старокадомская Алена Игоревна

В статье рассматриваются возможности применения картографического сервиса Google Maps на базе использования персонального сайта учителя английского языка с целью обеспечения познавательной самостоятельности обучающихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы во внеаудиторное время. В работе демонстрируются примеры возможного включения технологии Google Карт в практику преподавания английского языка и разработан алгоритм создания карт на базе Google Maps для преподавателей и обучающихся в рамках организации проектной деятельности с применением данного картографического сервиса. Наше исследование показывает, что такие технологии дают серьезные преимущества: активная вовлеченность учащихся в процесс обучения, рост мотивации, эффективная организация учебного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пасечник Татьяна Борисовна, Старокадомская Алена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING LEARNERS’ COGNITIVE AUTONOMY ON THE BASIS OF ‘GOOGLE MAPS’ GEO-SERVICE AND TEACHER’S PERSONAL SITE WHILE CONDUCTING ADDITIONAL ENGLISH CLASSES

The article examines the possibilities for using ‘Google Maps’ service on the English teacher’s personal site to promote cognitive autonomy of middleand senior-grade students of general education institutions in extra-curriculum education. The paper provides examples of using ‘Google Maps’ technology in the English language teaching and proposes an algorithm for teachers and students to generate Google maps within the framework of project-based activity. The study indicates that such technologies provide serious advantages: students’ active involvement into educational process, raising motivation, efficient organization of educational space.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной самостоятельности обучающихся на основе применения геосервиса Google Maps и персонального сайта учителя в обучении английскому языку во внеаудиторное время»

https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2019.4.22

Пасечник Татьяна Борисовна, Старокадомская Алена Игоревна

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕОСЕРВИСА GOOGLE MAPS И ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА УЧИТЕЛЯ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ВО ВНЕАУДИТОРНОЕ ВРЕМЯ

В статье рассматриваются возможности применения картографического сервиса Google Maps на базе использования персонального сайта учителя английского языка с целью обеспечения познавательной самостоятельности обучающихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы во внеаудиторное время. В работе демонстрируются примеры возможного включения технологии Google Карт в практику преподавания английского языка и разработан алгоритм создания карт на базе Google Maps для преподавателей и обучающихся в рамках организации проектной деятельности с применением данного картографического сервиса. Наше исследование показывает, что такие технологии дают серьезные преимущества: активная вовлеченность учащихся в процесс обучения, рост мотивации, эффективная организация учебного пространства. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2019/4/22.html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 4. C. 123-130. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net

сечений и проекций объемных тел, на соотнесение развертки и реальных геометрических фигур способствует формированию геометрических представлений младших школьников.

Список источников

1. Александров А. Д. О геометрии // Математика в школе. 1980. № 3. С. 56-62.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 288 с.

3. Белоглазова Е. В. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе подготовки будущих учителей начальных классов // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10. № 2. С. 20-27.

4. Брыксина О. Ф., Галанжина Е. С., Смирнова М. А. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе. М.: Академия, 2015. 208 с.

5. Гафурова Н. В., Чурилова Е. Ю. Педагогическое применение мультимедиа средств. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2015. 204 с.

6. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 2009. 134 с.

7. Маслова С. В. Задачи на поиск закономерностей как средство формирования творческой деятельности младших школьников: монография. Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т, 1998. 116 с.

8. Руденко Т. В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс]. URL: http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/ (дата обращения: 02.12.2019).

9. Талызина Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Юрайт, 2019. 172 с.

10. Уваров А. Ю. Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 484 с.

11. Чиранова О. И. К вопросу о формировании основ информационной компетентности младших школьников // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 2 (26). С. 91-95.

12. Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989. 143 с.

13. Янкина Л. А. Формирование логических универсальных учебных действий младших школьников при изучении геометрических понятий // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1 (29). С. 78-81.

USING COMPUTER TECHNOLOGIES TO FORM JUNIOR PUPILS' GEOMETRIC CONCEPTIONS

Maslova Svetlana Valer'evna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Saransk maslovasv@mail. ru

The article shows the potential of computer technologies when familiarizing junior pupils with planar and three-dimensional geometric figures, developed views and projections of a cube, developed views and sections of geometric bodies. Information and communication tools emphasize visualization techniques, make it easier to provide complete and accurate information about the geometric body under study, allow a wider range of methodological techniques when introducing educational material.

Key words and phrases: geometric material; planar figures; three-dimensional figures; junior pupil; personal computer; multimedia equipment.

УДК 372.881.111.1 Дата поступления рукописи: 02.10.2019

https://doi.Org/10.30853/pedagogy.2019.4.22

В статье рассматриваются возможности применения картографического сервиса Google Maps на базе использования персонального сайта учителя английского языка с целью обеспечения познавательной самостоятельности обучающихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы во внеаудиторное время. В работе демонстрируются примеры возможного включения технологии Google Карт в практику преподавания английского языка и разработан алгоритм создания карт на базе Google Maps для преподавателей и обучающихся в рамках организации проектной деятельности с применением данного картографического сервиса. Наше исследование показывает, что такие технологии дают серьезные преимущества: активная вовлеченность учащихся в процесс обучения, рост мотивации, эффективная организация учебного пространства.

Ключевые слова и фразы: образовательный процесс; самостоятельная познавательная деятельность; использование инновационных технологий; Google Карты; персональный сайт учителя иностранного языка; английский язык; мотивация в обучении.

Пасечник Татьяна Борисовна, к. филол. н., доцент Старокадомская Алена Игоревна

Государственный социально-гуманитарный университет, г. Коломна ptb. 65@mail. ru; alyonastar96@gmail. com

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕОСЕРВИСА GOOGLE MAPS И ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА УЧИТЕЛЯ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ВО ВНЕАУДИТОРНОЕ ВРЕМЯ

Современное общество на этапе его широкой информатизации и цифровизации предъявляет все более высокие требования к образованию. Одним из его важнейших аспектов сегодня является гармоничное и всестороннее

развитие личности. Соответственно, должны создаваться определенные условия, способствующие формированию социально зрелой и компетентной личности, способной самостоятельно функционировать и реализовывать себя в обществе. Формирование такой личности и является целью современной системы образования, основными чертами которого выступают индивидуализация обучения и активизация познавательной самостоятельности обучающихся. Постановка перед учителем таких серьезных целей и задач в учебном процессе обусловливает актуальность данного исследования, так как оно рассматривает возможные пути их достижения.

В настоящее время активно развивается и внедряется в образовательный процесс использование компьютерного обучения, основанное на применении современных технологий. При рациональном использовании новых технологий обучающийся получает выгоду с точки зрения интерактивности заданий, а также индивидуального темпа обучения [11]. Кроме того, в силу ожидаемых изменений в плане содержания обязательных выпускных экзаменов [10], в частности вероятного внесения в этот список такой учебной дисциплины, как иностранный язык, появляется необходимость в дополнительных путях самостоятельной подготовки к предстоящим экзаменам во внеаудиторное время для тех обучающихся, которые, имея внутреннюю мотивацию и осознавая потребность в дополнительном самостоятельном познании, стремятся к более высоким результатам.

Таким образом, актуальность темы данного исследования заключается в том, что использование компьютерного обучения на современном этапе научно-технического прогресса может и должно применяться для успешного развития познавательной самостоятельности обучающихся при обучении иностранным языкам, в частности английскому, и, соответственно, должна вестись непрерывная работа по усовершенствованию данного процесса. С точки зрения практического применения компьютерного обучения это не только повысит эффективность обучения иностранному языку, но и в значительной степени будет мотивировать обучающихся на дальнейшее самостоятельное изучение языка и непрерывное саморазвитие и самоактуализацию, к чему и стремится современное образование.

Цель нашего исследования - рассмотреть возможности применения картографического сервиса Google Maps, повышающего познавательную самостоятельность обучающихся при работе с персональным сайтом учителя иностранных языков.

Задачи исследования:

1) изучить существующие в современной методике преподавания иностранных языков подходы к определению и развитию познавательной самостоятельности обучающихся;

2) рассмотреть практические аспекты применения картографического сервиса Google Maps в обучении английскому языку с целью формирования познавательной самостоятельности обучающихся;

3) проанализировать результаты внедрения в учебный процесс некоторых типов заданий с применением технологий Google Maps, нацеленных на развитие познавательной самостоятельности в рамках обучения английскому языку в среднем и старшем звене общеобразовательной школы на основе работы с персональным сайтом учителя английского языка.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе предложен разработанный нами алгоритм создания карт на основе применения сервиса Google Maps в рамках использования персонального сайта учителя английского языка с целью формирования познавательной самостоятельности обучающихся при обучении английскому языку во внеаудиторное время.

Многие философы и педагоги рассматривали проблему самостоятельности. Так, Я. А. Коменский развивал самостоятельность в наблюдении и речи и отмечал, что хорошо можно выучить лишь тот материал, который понятен рассудку. Ж.-Ж. Руссо основывал свою дидактику на развитии самостоятельности и указывал на необходимость выявления интереса ученика к обучению, в основе которого должны лежать самостоятельность и самодеятельность ребенка. Выдающийся немецкий педагог Ф. А. Дистервег среди основных принципов воспитания выделял самодеятельность, а также природосообразность и культуросообразность. Под последними он подразумевал, соответственно, важность учета процессов естественного развития на каждом из возрастных этапов и учета условий места и времени жизни человека. Самодеятельность же понимается им как собственная мыслительная деятельность обучающихся и напряжение в процессе умственной работы, поэтому учителю необходимо организовывать процесс обучения таким образом, чтобы способствовать развитию самодеятельности и познавательной самостоятельности [6].

За последнее время значительно возросла проблема самостоятельности обучающихся в образовательном процессе, что требует дальнейшего анализа и рассмотрения различных путей повышения познавательной активности и самостоятельности обучающихся. В контексте современных условий достичь развития познавательной самостоятельности школьников представляется возможным средствами компьютерного обучения, так как в век информатизации и технологизации общества в обучении устанавливается ориентир на воспитание самостоятельной и творческой личности.

Человек может развить познавательную самостоятельность только посредством деятельности, при этом деятельностный подход является обязательным условием формирования, развития и функционирования любых личностных характеристик.

Л. В. Жарова в качестве основных характеристик познавательной деятельности отмечает учебные достижения обучающихся, устойчивость мотивации и нравственные основы отношения обучающихся к учебной деятельности. Она разработала три критерия, которым соответствуют три уровня развития познавательной самостоятельности: подражательно-пассивный (низкий), активно-поисковый (средний) и интенсивно-творческий (высокий) [2].

Огромное значение для организации самостоятельной деятельности играют технические средства обучения, среди которых существенная роль сейчас отводится компьютеру. Так, Б. Г. Ананьев видел в их использовании один из главных факторов повышения качества обучения и воспитания. Оптимизация учебного процесса предусматривает следующие важнейшие направления:

1) разработка новых методов и приемов обучения;

2) внедрение новых форм организации процесса обучения, где основной упор сегодня делается на самостоятельной познавательной деятельности обучающихся во внеурочное время;

3) активное внедрение в процесс преподавания разных видов ТСО [1].

В контексте информатизации общества и компьютеризации современного образования возникает необходимость развивать дистанционное образование, представляющее собой целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия между учителем и обучающимся средствами компьютерного обучения и инвариантный относительно расположения в пространстве и времени.

Среди приобретающих популярность современных технологий можно выделить обучение с применением интерактивной доски, очков виртуальной реальности, однако для этого требуется дорогостоящее оборудование, которое может себе позволить далеко не каждая образовательная площадка. Более того, их использование может осуществляться в рамках урока, тогда как для самостоятельной познавательной деятельности школьников необходимо искать более доступные технологии, среди которых можно выделить компьютерное обучение. Предполагается, что сегодня в каждой семье есть ПК, который может быть рационально использован для самостоятельной познавательной деятельности не только взрослых, но и школьников, в том числе в обучении иностранному языку.

Ж. А. Караев предлагает опираться на современные информационные возможности компьютерных технологий и ресурсов [5]. Здесь необходимо отметить, что образовательные возможности, предоставляемые интернет-ресурсами, довольно широки и позволяют обучающимся и преподавателям получить всю необходимую информацию из любой точки мира в любое удобное время. В плане обучения иностранным языкам интернет-технологии разнообразны и по-своему эффективны. С. С. Ибрагимовой в качестве подобных средств обучения выделяются блоги, заключающие в себе большой дидактический материал и позволяющие преподавателю публиковать там рабочий план и задания со ссылками на другие ресурсы, размещать медиа-файлы и осуществлять оперативную обратную связь с учениками [4].

Компьютерное обучение иностранному языку представляет собой обучение с использованием учебных программ, созданных для работы с компьютером [9]. Помимо учебных программ создаются и развиваются различные интерактивные интернет-сервисы и приложения, направленные на изучение иностранных языков, такие как Duolingo (https://www.duolingo.com/), Busuu (https://www.busuu.com/), English with Lingualeo (https://www.lingualeo.com/), Puzzle English (https://www.puzzle-english.com/) и многие другие. Широкое распространение получают персональные сайты учителей иностранного языка, отличающиеся богатым тематическим наполнением, например персональный сайт учителя иностранных языков Н. В. Ермолаева (http://lang-teacher.ucoz.ru/) и персональный сайт учителя английского языка Н. А. Миненко (https://learning-phrasal-verbs.000webhostapp.com/). Многие, изначально не созданные в учебных целях, сервисы также успешно и широко применяются в образовательном процессе. К последним можно отнести Youtube (https://www.youtube.com), Google Maps (https://maps.google.com), Google Earth (https://www.google.com/intl/ru/earth/) и другие.

Компьютерное обучение предполагает высокую степень интерактивности заданий, большее взаимодействие обучающихся с преподавателем и друг с другом, развивая навыки самостоятельной работы с информацией и умение взаимодействовать с другими, в том числе через Интернет, а также повышая активность учащихся в процессе обучения. Интерактивность рассматривается С. В. Титовой в рамках нескольких процессов: как процесс коммуникации и как процесс какого-либо действия или воздействия. Так, ученики проявляют творческую интерактивность путем создания собственных продуктов творческой деятельности, например, создавая различные веб-проекты, веб-сайты и т.д. [8].

И. М. Залова отмечает, что среди различных средств обучения в современном образовательном процессе широкую популярность в реализации интерактивного подхода имеют методы и технологии, основанные на применении платформ Веб 2.0. Исходя из разницы в функциональных возможностях и круге решаемых задач, И. М. Залова выделяет следующие группы сервисов современного Интернета:

1) сервисы для хранения закладок;

2) сервисы для хранения мультимедийных ресурсов;

3) сервисы для создания и редактирования документов, информационных объектов, дидактических материалов;

4) социальные сети, сервисы для онлайн-общения;

5) карты знаний;

6) сервисы для поиска информации;

7) сервисы для ведения онлайн-дневников;

8) социальные геосервисы [3].

С точки зрения обучения иностранному языку могут быть использованы практически все вышеперечисленные сервисы, предоставляющие учителю и обучающимся неограниченные возможности, однако, на наш взгляд, наиболее ярко эти возможности проявляются в картографических сервисах, таких как Google Maps или Google Earth, а также при поддержке персонального сайта учителя иностранных языков на базе Google

Sites, uCoz и др. В нашем исследовании мы использовали платформу Google Sites, как наиболее современную и функциональную, и географический сервис Google Maps, как довольно простой и бесплатный ресурс, не требующий особых технических знаний. Google Maps представляет собой собирательное название для приложений, построенных на основе бесплатного картографического сервиса и технологий, предоставляемых компанией Google по электронному адресу http://maps.google.com.

Использование в обучении иностранному языку компьютерного обучения, и в частности таких сервисов, как Google Sites и Google Maps, имеет довольно широкие перспективы внедрения как непосредственно в рамках деятельности на уроке, так и для развития познавательной самостоятельности обучающегося во внеаудиторное время. Учитывая активную цифровизацию современного общества, и в частности сферы образования, можно отметить, что сегодняшние подростки с трудом выпускают из рук телефон даже во время уроков, однако по большей части их интересуют лишь социализация и геймификация через использование своих мобильных устройств. Таким образом, перед учителем встает задача научить ребенка пользоваться своим девайсом не только как игрушкой, отвлекающей от уроков, но и как потенциальным учебным ресурсом с широким спектром возможностей.

Ввиду недостаточного технического оснащения школ, особенно в сельской местности, у некоторых учителей могут возникать трудности с реализацией компьютерного обучения. Оптимальным решением данной проблемы является использование компьютерных классов, где есть возможность использования ПК не только для воспроизведения мультимедийной презентации или открытия специальной обучающей программы с доступом к Интернету, но и для работы с сервисами Веб 2.0, что, в свою очередь, значительно расширяет возможности организации учебной деятельности и, в частности, самостоятельной познавательной деятельности школьников.

Однако есть и другой вариант решения изложенной выше проблемы - использование на уроке и во внеаудиторное время современных смартфонов обучающихся с возможностью выхода в Интернет. С целью выяснения возможности реализации данного метода в практической деятельности нами был осуществлен опрос среди обучающихся 8 и 10 классов средних образовательных школ города Коломны (апрель, сентябрь 2019 г.), который показал следующие результаты. Среди обучающихся 8 класса у 100% школьников есть возможность использования своего смартфона, однако 42% из них не имеют свободного доступа в сеть Интернет. Для того чтобы обеспечить всех обучающихся, не имеющих доступа в Интернет, учитель в состоянии раздать ребятам Интернет со своего смартфона на время использования компьютерных технологий. Среди опрошенных школьников 10 класса таких технических заминок уже не возникает, так как у 100% есть возможность использования современного смартфона. Более того, эти же 100% опрошенных имеют свободный выход в сеть Интернет, что в перспективе (и на практике в ходе проведения внеклассного мероприятия) позволяет им пользоваться такими популярными сервисами, как Google Sites и Google Maps, в образовательных целях. Это решает проблему недостаточной оснащенности школьных кабинетов и вероятности отсутствия персонального компьютера дома у обучающегося. На основании результатов опроса в 8 и 10 классах следует заключить, что в старшем звене повышается степень реализации подобного метода обучения и самостоятельной познавательной деятельности школьников в силу их большей увлеченности передовыми технологиями и более широкими возможностями использования своих мобильных устройств. Задача учителя в данном случае состоит в том, чтобы показать ребятам более полезные и продуктивные способы применения этих устройств и их персональных компьютеров с позиции изучения иностранных языков, в частности английского языка, на уроках и особенно во внеаудиторной деятельности школьников.

Следует отметить такие достоинства внедрения компьютерного обучения в среднем и старшем звене, как: интерактивность заданий, значительная степень самостоятельности школьников в рамках познавательной деятельности, возможность создания различных проектов как индивидуально, так и в парах или группах. При этом отмечается повышение уровня мотивации обучающихся, так как они могут не только просматривать образовательные сайты и пользоваться картами для навигации и передвижения по городу, но также и создавать свои уникальные творческие проекты и обмениваться полученным опытом.

Далее мы подробнее остановимся на возможностях применения такого географического сервиса, как Google Maps, которые он предоставляет c точки зрения обучения иностранному языку, в сочетании с использованием технологии создания персонального сайта учителя иностранного языка на базе Google Sites.

Говоря о применении Google Maps, необходимо сказать о широкой вариативности заданий и возможности их модификации практически под любую тему и уровень владения обучающегося иностранным языком. Так, например, Александра Сладковская выделяет следующие варианты упражнений на основе картографического сервиса Google Maps.

- A Picture Is Worth a Thousand Words (Картинка стоит тысячи слов). Здесь отмечается межпредметная связь английского языка с географией, основанная на работе с фотографиями из разных точек мира, сделанными благодаря функции просмотра улиц (Street View). Данное задание предполагает описание картинки, желательно с использованием более точных определений и сложных слов и выражений, например уточнение вида дерева, представленного на картинке (e.g. coconut palm - кокосовая пальма вместо tree - дерево). Кроме того, на подобных фотографиях в большинстве случаев можно увидеть образы и силуэты людей, поэтому также представляется возможным дать ученикам задание описать действия, которые они видят на картинке, а также сделать выводы относительно своих предположений. На наш взгляд, целесообразно предлагать обучающимся подобный вид задания в рамках самостоятельной поисково-познавательной деятельности, где школьникам следует, используя сервис Google Maps и функцию просмотра улиц, создать скриншоты требуемых объектов для последующего описания или сравнения, после чего, при поддержке

учителя английского языка, загрузить данные изображения на страницу персонального сайта учителя в целях оптимизации дальнейшей с ними работы и доступности материалов задания для всех остальных учеников.

- Find out Information (Выясни информацию). Данный географический сервис онлайн-карт подходит также и для заданий на чтение, особенно чтение вида scanning (чтение с целью нахождения определенной информации в тексте) или detailed (чтение с целью поиска более детальной информации). Для работы с таким заданием А. Сладковская предлагает создать для обучающихся таблицу, которую нужно заполнить специфической информацией (например, дается название улицы, нужно заполнить клеточки «город» и «почтовый код», а также ответить на дополнительный вопрос по типу «Как называется большой парк, расположенный рядом с этой улицей?»). Следует отметить, что подобный формат задания может успешно применяться для учеников с низким уровнем владения иностранным языком. Его несомненным преимуществом является возможность охвата и контроля сразу группы учеников, в том числе в осуществлении ими самостоятельной познавательной деятельности с их домашних ПК или смартфонов, при условии, что учитель заранее создаст страницу на своем сайте, где закрепит карту местности для осуществления поиска информации и Google Таблицу, которая будет автоматически сохраняться со всеми внесенными учениками изменениями. Таким образом, учитель сможет дистанционно проконтролировать работу учащихся и при необходимости осуществить помощь и техническую поддержку.

- Take a Tour (Пройди экскурсию). Данное задание предполагает создание виртуальной экскурсии, при необходимости с введением нужной лексики, если это уже готовый тур. Мы считаем, что наилучшим образом это задание обучающиеся могут реализовать с помощью проектной методики. В рамках изучения определенной темы учитель может предложить школьникам создать свой собственный тур по местности, например, своего проживания или по маршруту недавнего путешествия. Такой вид деятельности предполагает более высокий уровень владения иностранным языком и может проводиться индивидуально, в парах или группах в рамках внеурочной деятельности и последующей презентации на уроке. Для успешной реализации такого проекта обучающимся необходимо владеть алгоритмом создания карты на базе Google Maps, что проявляется в осуществлении межпредметных связей с информатикой и развитии ИКТ-компетенции обучающихся. При отсутствии опыта работы с картографическим сервисом Google Maps преподаватели могут воспользоваться разработанным нами алгоритмом создания карт на базе данного сервиса и возможности закрепления созданных карт на страницах персонального сайта учителя иностранного языка.

- Guess the Landmark (Угадай достопримечательность). Еще один интересный вариант использования технологий Google Maps, где ученикам индивидуально или в группах предлагается назначить знаковое здание и, используя функцию просмотра улиц, виртуально посетить его прямо со своего смартфона и дать письменное или устное описание того, что они видят. На наш взгляд, можно немного модифицировать это задание, превратив его в игру, тем самым повысив мотивацию обучающихся, и предложить учащимся самим выбрать здание, например какую-то достопримечательность Лондона, а остальным ученикам в группе отгадать, что за здание описывает их одноклассник. В рамках внеаудиторных занятий целесообразно предложить обучающимся предварительно самостоятельно изучить обозначенную учителем местность на предмет поиска достопримечательностей. Реализация данного задания также требует довольно высокого уровня владения изучаемым языком.

- Make a Quiz (Создай викторину). Чуть более затратный по времени, но оттого не менее захватывающий вариант задания - создание обучающимися в парах или же группах своего собственного теста с использованием Google Maps. Здесь же можно подключить персональный сайт учителя английского языка, где на странице сайта разместить вопросы теста и рядом карту местности для поиска ответов на вопросы теста, например карту Нью-Йорка с вопросами "What street is the National September 11 Memorial on?" (На какой улице расположен Национальный мемориал в память об 11 сентября?), "What is the biggest park in New York?" (Какой самый большой парк в Нью-Йорке?) и другие [7]. Данный формат задания в значительной степени активизирует познавательную активность школьников и реализуется в их самостоятельной творческой (продуктивной) деятельности на английском языке. По нашему мнению, самым оптимальным вариантом представляется создание учителем Google Таблицы с отдельным листом под вопросы теста для каждой пары или группы учащихся, с дальнейшей ее интеграцией на соответствующую страницу сайта.

И. М. Залова в качестве примера использования географического сервиса в учебных целях на занятиях по иностранному языку приводит групповую исследовательскую работу, основанную на создании долгосрочного исследовательского проекта [3]. Здесь следует отметить, что проекты, созданные с применением технологий Google Maps, могут иметь как краткосрочный, так и долгосрочный характер, исходя из цели и задач проекта.

Прежде чем начинать работу с картографическим сервисом, учителю необходимо, прежде всего, освоить его базовые возможности, чтобы в дальнейшем уметь объяснить и показать на примере обучающимся технологию работы в данном сервисе. Кроме того, следует изучить и другие сервисы Интернета, выступающие в качестве площадки для размещения и хранения материалов, например Google Sites, Google Таблицы, Youtube и другие.

В ходе нашего исследования был разработан следующий алгоритм работы с Google Maps для удобства практикующих учителей и обучающихся среднего и старшего звена. Однако, прежде чем следовать пунктам данного алгоритма, нужно завести аккаунт в Google в случае его отсутствия.

Алгоритм создания карты на базе Google Maps:

1. Зайти в аккаунт Google Maps.

2. В верхнем левом углу нажать кнопку Меню и выбрать пункт Мои места.

3. На открывшейся боковой панели выбрать пункт Карты.

4. В нижнем левом углу нажать Создать карту.

5. Далее следует дать название карте, для чего нужно нажать на заголовок Карта без названия и в открывшемся окне ввести свой заголовок карты на иностранном языке, при необходимости добавить описание карты, после чего нажать на кнопку Сохранить.

6. Добавить отметку на карте можно двумя способами:

a. Воспользоваться иконкой Добавить маркер в верхней части экрана, после чего кликнуть курсором мыши на нужную точку на карте. В открывшемся окне дать название и описание данной метке. Нажать кнопку Сохранить.

b. Если адрес метки уже известен, то его можно ввести в строку поиска в верхней части экрана и нажать на иконку Поиск или кнопку Ввод (кнопка enter на клавиатуре). В открывшемся окне выбрать Добавить на карту.

7. Созданные метки можно редактировать, меняя название, добавляя текст и фото. Для этого необходимо нажать на иконку Изменить. После внесенных изменений нажать Сохранить. Все изменения на карте автоматически сохраняются на Google Диске. Таким образом, повторив пункты 6 и 7 алгоритма необходимое количество раз, можно создать собственный проект по той или иной теме.

8. Созданную карту целесообразно закрепить на персональном сайте учителя английского языка для оптимизации и облегчения доступа к данному ресурсу. Для этого необходимо в Конструкторе сайта справа на вкладке Вставка выбрать пункт Карта. В открывшемся окне на вкладке Мои карты выбрать нужную карту из списка, после чего она автоматически загрузится на страницу сайта.

Последний пункт разработанного нами алгоритма относится к деятельности учителя по организации оптимальной виртуальной среды для развития познавательной самостоятельности обучающихся, в то время как последним для создания проектов на базе Google Карт вполне достаточно пунктов с 1 по 7 данного алгоритма. При этом учителю следует помнить, что при добавлении материалов на сайт ему необходимо открыть доступ, чтобы учащиеся также смогли видеть, воспроизводить и редактировать контент.

В рамках практической апробации нашего исследования данный алгоритм предлагался ученице 10 класса, готовившей карту с пунктами приема вторсырья для дальнейшей переработки в Коломне. Данное задание было дано в рамках внеаудиторной самостоятельной поисковой деятельности и предполагало добавление меток с описанием пунктов приема вторсырья на карту Коломны. Карта была изначально создана учителем, но ученице был открыт доступ для создания и редактирования меток на карте. Позже данная карта успешно применялась на внеклассном мероприятии в 10 классе по теме "The Recycling Loop" («Цикл переработки»), где обучающиеся по группам изучали метки на карте и, проанализировав их, предоставляли небольшие сообщения о возможностях переработки вторсырья в своем родном городе (сентябрь 2019 г.). В итоге предложенный нами алгоритм создания карт на основе Google Maps прошел успешную апробацию в ходе эмпирического исследования и послужил опорой для создания краткосрочного проекта по теме «Цикл переработки» в рамках внеаудиторной деятельности в 10 классе. Так как результат данного краткосрочного проекта, а именно созданную карту, предполагалось задействовать в рамках внеклассного мероприятия, несомненным плюсом послужила возможность дистанционного контроля хода работы с картой со стороны учителя английского языка. Согласно отзыву обучающейся, следовавшей пунктам алгоритма при создании карты и меток на ней, у нее не возникло существенных трудностей при реализации проекта. Данный факт отражает посильность задания, однако не отрицает вероятности возникновения некоторых технических неполадок, поэтому в дальнейшем нами планируется практическая работа по вовлечению большего числа обучающихся в процесс создания и применения сервиса Google Maps на базе персонального учительского сайта при обучении английскому языку во внеаудиторное время, а также разработка методических рекомендаций по теме исследования.

Также в апреле 2019 г. нами проводилось внеклассное мероприятие, основанное на применении Google Maps и персонального сайта учителя английского языка А. И. Старокадомской, задачей которого было проведение виртуальной экскурсии по известным колледжам и университетам стран изучаемого языка в рамках темы модуля 7 УМК «Английский в фокусе» для 8 класса. Заранее созданная учителем карта "Famous Colleges and Universities" («Известные колледжи и университеты») была закреплена на одноименной странице персонального сайта учителя, куда учащиеся заходили со своих мобильных устройств, и сопровождалась лексико-грамматическими заданиями, разработанными для проверки усвоения материала виртуальной экскурсии. Учащиеся с энтузиазмом принимали участие в творческой работе на уроке, особенно благодаря использованию в работе смартфонов в образовательных целях и широким возможностям онлайн-платформ, с помощью которых создавалось данное мероприятие-экскурсия по известным колледжам и университетам Ирландии, Великобритании и США. Во время проведения мероприятия школьникам удалось прогуляться по улицам данных университетов с помощью функции просмотра улиц, изучить официальные сайты учебных заведений, ссылки на которые также были закреплены в описании каждого университета. Основываясь на результатах проведенного нами мероприятия, можно констатировать заметный рост мотивации к самостоятельной познавательной деятельности обучающихся за счет применения современных способов организации самостоятельной деятельности школьников, активизацию познавательной деятельности на основе самостоятельной работы с предложенным на метках карты актуальным и валидным материалом. На наш взгляд, значительным преимуществом явилась возможность организации поисковой самостоятельной деятельности на базе изучения аутентичных материалов на официальных сайтах предложенных учебных заведений.

Кроме обозначенной выше проектной деятельности, данный географический сервис использовался для описания и сравнения фотографий популярных ресторанов Лондона в рамках апробации задания A Picture

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Is Worth a Thousand Words в 6 классе по теме "Places to Eat" («Места, где можно поесть»). Помимо описания фотографий ресторанов внутри и снаружи и выражения личного мнения, обучающимся было предложено также сравнить рейтинг данных ресторанов, основываясь на количестве звезд, поставленных посетителями. Данная карта также была закреплена на персональном учительском сайте и сопровождалась заданиями коммуникативного характера. Результатами самостоятельной познавательной деятельности школьников явились создание обучающимися собственных диалогов на основе диалога-образца, представленного на сайте, более детальное изучение ими предложенных ресторанов, их рейтинга и выбор наиболее понравившегося места, где бы мог состояться составленный ребятами диалог. Так как обучающиеся впервые работали с данными сервисами, следует отметить, что они проявляли искренний интерес и принимали активное участие. Правильным и рациональным оказалось решение закрепить все задания и карту на специально созданной странице сайта, тем самым обеспечив обучающимся легкий доступ сразу ко всем материалам, собранным в одном месте. В результате во время самостоятельной познавательной и продуктивной деятельности во внеаудиторное время у обучающихся не возникло трудностей в работе с предложенной информацией и поиске дополнительной информации для реализации творческой деятельности.

Основываясь на проделанном исследовании, мы сделали следующие выводы. Развитие познавательной самостоятельности происходит через включение в обучение самостоятельной работы, ориентированной на формирование самостоятельной личности. Благодаря компьютерному обучению возможно эффективное развитие познавательной самостоятельности обучающегося в процессе изучения английского языка во внеаудиторное время, которое может успешно осуществляться посредством работы с персональным сайтом учителя английского языка, картографическим сервисом Google Maps и некоторыми другими электронными ресурсами, такими как, например, Google Таблицы.

В рамках рассмотрения практических аспектов применения картографического сервиса на основе работы с персональным сайтом учителя английского языка следует также отметить, что представленные выше темы и приемы работы с геосервисом Google Maps на базе персонального учительского сайта довольно эффективны и актуальны в условиях технического прогресса, однако представляют собой еще не полный перечень возможных заданий и способов организации самостоятельной познавательной деятельности школьников. Они могут быть модифицированы и изменены, исходя из личностных особенностей обучающихся, их интересов и уровня владения языком, а также опираясь на тематическое планирование и технические возможности класса и преподавателя английского языка. Карты Google Maps позволяют значительно разнообразить учебную и самостоятельную творческую деятельность школьников, повысить их мотивацию и эффективность обучения иностранному языку. Таким образом, опыт применения данного картографического сервиса позволяет определить следующие его функции в области обучения английскому языку:

1) представление и расширение учебных материалов посредством самостоятельной поисковой и познавательной деятельности, в ходе которой происходит расширение и углубление получаемых знаний при работе с аутентичными материалами и источниками;

2) повышение мотивации к самостоятельной познавательной активности обучающихся путем применения новых способов организации самостоятельной деятельности школьников, в частности работы не только с картами, но и с материалами, представленными на сайте учителя иностранного языка;

3) вовлечение обучающихся в более активный режим деятельности, способствующий раскрытию творческого потенциала обучающихся и созданию предпосылок для усвоения повышенных объемов информации.

Применение на уроках и во внеаудиторной деятельности картографического сервиса и учительского сайта в рамках развития познавательной самостоятельности школьников среднего и старшего звена позволяет успешно строить межпредметные связи в образовании, в частности с такими школьными предметами, как география и информатика. Кроме того, это позволяет развивать ИКТ-компетенцию обучающихся, владение которой уже считается неотъемлемой частью успешной самореализации и самоактуализации в современном мире.

Таким образом, работа обучающихся с сервисом Google Maps на базе персонального сайта учителя английского языка выступает в качестве их самостоятельной познавательной деятельности, регулируемой учителем и направленной на достижение материального результата творческой работы на географической карте либо на основе ее использования. Для облегчения данной работы нами был разработан и успешно апробирован в ходе практической деятельности алгоритм создания карт на базе сервиса Google Maps с дополнительным пунктом для учителей иностранного языка, предполагающим закрепление карты на учительском сайте для оптимизации дальнейшей с ней работы.

Список источников

1. Ананьев Б. Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии // Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. 288 с.

2. Жарова Л. B. Учить самостоятельности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 203 с.

3. Залова И. М. Географический сервис Google Maps как эффективное средство обучения иностранному языку в рамках проектной методики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 11 (65). Ч. 2. С. 184-188.

4. Ибрагимова С. С. Компьютерное обучение английскому языку как инновационная технология // Вестник Дагестанского государственного университета. 2013. № 4. С. 239-242.

5. Караев Ж. А. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях применения компьютерной технологии обучения: автореф. дисс. ... д. пед. н. Алматы, 1994. 48 с.

6. Мазалова М. А., Уракова Т. В. История педагогики и образования. М.: Высшее образование, 2006. 192 с.

7. Сладковская А. Google Maps на уроке английского [Электронный ресурс]. URL: https://skyteach.ru/2017/10/18/ google-maps-na-uroke-angliyskogo (дата обращения: 29.09.2019).

8. Титова С. В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. 267 с.

9. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учебное пособие. М.: Филоматис, 2008. 188 с.

10. https://tass.ru/obschestvo/4290970/amp (дата обращения: 20.10.2019).

11. https://www.povertyactionlab.org/sites/default/flles/publications/NBER-23744-EdTech-Review.pdf (дата обращения: 23.08.2019).

DEVELOPING LEARNERS' COGNITIVE AUTONOMY ON THE BASIS OF 'GOOGLE MAPS' GEO-SERVICE AND TEACHER'S PERSONAL SITE WHILE CONDUCTING ADDITIONAL ENGLISH CLASSES

Pasechnik Tat'yana Borisovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Starokadomskaya Alena Igorevna

State University of Humanities and Social Studies, Kolomna ptb. 65@mail. ru; alyonastar96@gmail. com

The article examines the possibilities for using 'Google Maps' service on the English teacher's personal site to promote cognitive autonomy of middle- and senior-grade students of general education institutions in extra-curriculum education. The paper provides examples of using 'Google Maps' technology in the English language teaching and proposes an algorithm for teachers and students to generate Google maps within the framework of project-based activity. The study indicates that such technologies provide serious advantages: students' active involvement into educational process, raising motivation, efficient organization of educational space.

Key words and phrases: educational process; autonomous cognitive activity; use of innovative technologies; Google Maps; personal site of foreign language teacher; English language; motivation for learning.

УДК 37.02 Дата поступления рукописи: 23.09.2019

https://doi.Org/10.30853/pedagogy.2019.4.23

В статье анализируется работа, проводимая на кафедре английского языка № 1 Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации по оптимизации учебного процесса на первом курсе. Автор анализирует способы интенсификации обучения и рассматривает возможности применения императивов и технологий системы управления качеством (Total Quality Management) для разработки методических приемов по развитию отдельных языковых умений и навыков при обучении студентов с разным уровнем подготовки. Статья адресована преподавателям иностранных языков неязыковых вузов, а также студентам бакалавриата, обучающимся по направлениям «международные отношения» и «регионоведение».

Ключевые слова и фразы: способы интенсификации образовательного процесса; система управления качеством; иноязычная коммуникативная компетенция; обучение студентов с разным уровнем подготовки; рабочая программа дисциплины; урок иностранного языка; образовательная среда; учебный процесс.

Цветкова Наталья Игоревна, к. пед. н.

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации nacvetkova@yandex. ru

СПОСОБЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИМПЕРАТИВОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП)

За последние годы существенно повысился уровень оптимизации во всех образовательных сферах. В центре внимания большинства проводимых исследований в области обучения иностранному языку находятся идеи интенсификации и повышения качества преподавания, совершенствования существующих и поиск новых методов и приемов [1-5; 8; 11; 14]. Одним из таких возможных методов может стать применение системы управления качеством для разработки методических приемов по развитию иноязычной коммуникативной компетенции студентов-международников.

Актуальность работы заключается в необходимости в условиях обучения студентов с разным начальным уровнем подготовки обеспечить достижение современного уровня оценки качества при помощи внедрения новых методов и технологий в обучение и профессиональное развитие будущих специалистов, а также в отсутствии разработанных рекомендаций по оптимизации процесса обучения английскому языку студентов-международников на основе использования инфраструктуры системы качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.