Научная статья на тему 'Развитие познавательной самостоятельности младших школьников с использованием технологии проблемно-ориентированного обучения'

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников с использованием технологии проблемно-ориентированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБОР КОПИЛКИ / ПАСПОРТ ОБЪЕКТА / СИСТЕМНЫЕ ОПЕРАТОР И ЛИФТ / ИГРОВЫЕ ТРЕНИНГИ / ПРИЕМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Вера Михайловна

В статье описывается опыт применения технологии проблемно-ориентированного обучения на базе ОТМС-ТРИЗ в работе с младшими школьниками, которая результативно формирует универсальные учебные действия, составляющие каркас образовательной компетентности, является эффективным средством достижения многих целей, поставленных новыми российскими образовательными стандартами, ориентирована на работу с проблемами, поможет сформировать у ученика «умения учиться», самостоятельно добывать знания. Это одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной самостоятельности младших школьников с использованием технологии проблемно-ориентированного обучения»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО

ОБУЧЕНИЯ Галкина В.М.

Галкина Вера Михайловна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 77, г. Тольятти

Аннотация: в статье описывается опыт применения технологии проблемно-ориентированного обучения на базе ОТМС-ТРИЗ в работе с младшими школьниками, которая результативно формирует универсальные учебные действия, составляющие каркас образовательной компетентности, является эффективным средством достижения многих целей, поставленных новыми российскими образовательными стандартами, ориентирована на работу с проблемами, поможет сформировать у ученика «умения учиться», самостоятельно добывать знания. Это одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования. Ключевые слова: сбор копилки, паспорт объекта, системные оператор и лифт, игровые тренинги, приемы фантазирования.

УДК 373.31

Перед современной школой стоят задачи по обновлению содержания и структуры образования. Для этого необходимо делать акцент в преподавании на развитие функциональной грамотности: учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, т. е. школа должна перейти от информативного метода обучения к активной творческой деятельности. [1].

При разработке стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, поиск новых форм и методов обучения. Поэтому всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов, методов и технологий, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования. [2].

Опираюсь на проведенные исследования (Сидорчук Т.А., Сокол А.Б., Терехова Г.В., Нестеренко А.А. и др.), которые показали, что обучение использованию моделей из общей теории сильного мышления и теории решения изобретательских задач в качестве инструментов для получения, описания, преобразования информации в процессе учения позволяет повысить познавательную самостоятельность учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий. [3].

Ведущая педагогическая идея: внедрение в учебный процесс инструментов учебной деятельности на базе ОТСМ-ТРИЗ, ориентированных на работу с проблемами, поможет сформировать у ученика «умения учиться», самостоятельно добывать знания.

Сущность опыта состоит в организации способа активного взаимодействия учащегося с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

В совместной деятельности с учителем учащийся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное открытие еще неизвестного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов,

| 43 | Современные инновации № 4(32) 2018

способов или условий действия; как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию предмета.

Основа ТРИЗ - это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы. Выполнение анализа по определенным правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов. [2].

В результате обучения формируется модель ученика и ряд важных и востребованных качеств личности и умений: организованность, критичность и дивергентность мышления; способность к самообучению и быстрому освоению новых знаний и навыков; уверенность в своих силах, в способности преодолевать трудности; системный подход к возникающим проблемам (умение «разложить проблему по полочкам», установить простейшие причинно-следственные связи); умение быстро ориентироваться и находить выход в необычных ситуациях; умение адаптироваться в новой для ребенка социальной среде.

Как правило, все исследования начинаются с задания детям сбора копилок (так к уроку окружающего мира дети собирали «копилки»: календарей; диких животных леса; предметов, содержащих воду и т.д.; к уроку русского языка - частей слов, частей речи, слов, начинающихся с прописной буквы, предлогов и т.д.; к уроку математики «копилки» математических объектов: геометрических фигур, тексты с числами, математических выражений). [3].

Приемы и методы, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся: модели для работы с признаками ЭИЗ (вопрос-ответ для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений): «Карточки признаков»; (для выявления признаков объектов); «Паспорт объектов» (для описания объектов разными паспортами, составление различных загадок); «Было, стало, изменилось» (для фиксации изменений в природе, словах, в математических терминах и др., связывания признаков между собой); «Копилка» (предметов, слов, математических выражений и др.; любое исследование начинается с копилки); «Волшебники фантастического мира» (Ф-мир для размышлений над проблемами; волшебники: Фея Инверсия меняет значение на противоположное, Великан-Кроха (для увеличения-уменьшения); Тянульщик-Стремглав (для ускорения-замедления процессов).

Вывод: внедрение в учебный процесс инструментов учебной деятельности на базе ОТСМ-ТРИЗ, ориентированных на работу с проблемами, поможет сформировать у ученика «умения учиться», самостоятельно добывать знания.

Список литературы /References

1. Нестеренко А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на

базе ОТСМ-ТРИЗ. М.: Bookinfile, 2013. 608 с.

2. Нестеренко А.А. По следам ТРИЗ-эксперимента: начальная школа. М.: Trizbook.

2016. 93 с.

3. Нестеренко А.А. Ура! У нас проблема. М.: Trizbook. 2016. 191 с.

Современные инновации № 4(32) 2018 Щ 44 Щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.