Научная статья на тему 'Развитие познавательного потенциала будущих менеджеров в вузе'

Развитие познавательного потенциала будущих менеджеров в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ / МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юртаева Юлия Александровна, Резанович Ирина Викторовна

В статье дано авторское понимание сущности познавательного потенциала будущего менеджера, определены его критерии и показатели. Специальное внимание отведено изложению методики развития познавательного потенциала в аспекте профессиональной подготовки будущих менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юртаева Юлия Александровна, Резанович Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательного потенциала будущих менеджеров в вузе»

РАЗДЕЛ V ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

УДК 378.016

Юртаева Юлия Александровна

Старший преподаватель кафедры «Международные коммуникации» Южно-Уралъ-ского государственного университета, yul-yurtaeva@yandex.ru, Челябинск

Рвзанович Ирина Викторовна

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Управление персоналом» Южно-Уральского государственного университета, ivr@if.susu.ac.ru, Челябинск

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ

МЕНЕДЖЕРОВ В ВУЗЕ

Yurtaeva Yulia Alexandrovna

Assistant Professor of International Communication Department South- Ural State University, yul-yurtaeva@yandex.ru, Chelyabinsk

Rezanovich Irina Victorovna

Doctor of Pedagogy, Professor, head of “HR Management" chair South-Ural State University, ivr@if.susu.ac.ru, Chelyabinsk

COGNITIVE POTENTIAL DEVELOPMENT OF FUTURE MANAGERS IN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально меняет роль образования в структуре современного общества. Специфика современного образования состоит в том, что оно должно не только вооружить студентов вуза прочными знаниями, но и сформировать у них потребность в непрерывном обновлении знаний, обеспечить отработку умений и навыков самообразования, иными словами развить познавательный потенциал.

В философской литературе познавательный потенциал рассматривается как число познавательных и практически приемлемых моделей действительности, построенных на принципах минимакса, которые можно получить путем упрощения некоторой предельно точной и потенциально доступной познавательной модели, описывающей окружающую его действительность. Познавательный потенциал представляет собой также число научных парадигм, которые может использовать человек для непротиворечивого описания некоторого явления окружающей его действительности [цит. по 4, с. 8].

В психологии познавательный (гносеологический) потенциал личности определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность (о природном и социальном внешнем мире, о самом себе). При

113

этом познавательный потенциал отождествляется, как правило, с познавательными способностями (Б. А. Аветисян), познавательными возможностями (И. Г. Липатникова, Т. Б. Ванеева), обучаемостью или зоной ближайшего развития (Л. В. Савельева), что далеко не раскрывает его сущности и всех особенностей.

При определении понятия «познавательный потенциал будущих менеджеров» мы опираемся на понимание потенциала как сущностной характеристики человека, которая отражает совокупность его врожденных и приобретенных способностей относиться к окружающей действительности, а также определяет норму возможного реагирования на социально-педагогические условия.

Представление о структуре познавательного потенциала предполагает его рассмотрение как системы, конфигурация и характер связей внутри которой остаются неизменными (при изменениях самой системы) в определенных пределах. Если рассматривать данную систему в наиболее общем плане, то следует выделить два основных структурных элемента: явный и скрытый потенциалы.

Явный потенциал фактически определен и полноценно реализуется в различных аспектах познавательной деятельности. Скрытый потенциал-это еще нереализованная и невостребованная студентами на данном этапе составляющая, которая при изменении внешних условий может проявиться в явном виде. В этих рассуждениях мы придерживаемся позиции, принятой в исследованиях И. Ю. Дергалевой, А. Б. Ивановой, Е. А. Пагнаевой [1; 3; 7].

Каждый структурный элемент обладает несколькими составляющими. Так, явный потенциал состоит из знаний о способах учебной деятельности, познавательных умений и личностных качеств. Скрытый потенциал состоит из мышления, познавательных способностей и познавательных мотивов.

Таким образом, познавательный потенциал будущих менеджеров -это целостная развивающаяся система способностей и ресурсных возможностей, которая обеспечивают активизацию продуктивных способов познавательной деятельности, мобилизацию операциональных функций, направленных на реализацию планов и стратегий профессионально-управленческой подготовки.

В данном определении мы попытались подчеркнуть тот факт, что познавательный потенциал будущих менеджеров представляет собой диалектическое единство явного и скрытого субпотенциалов, что находит отражении в словосочетаниях «развивающаяся система» и «способности и ресурсные возможности».

Структура познавательного потенциала непосредственно связана с вопросом о его развитие. В профессиональной педагогике профессиональное развитие трактуется как рост, становление профессионально значимых личностных качеств, способностей, профессиональных знаний и умений,

активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю, способу жизнедеятельности, творческой самореализации в профессии [2; 5; 6 и др.].

В соответствии с этим развитие познавательного потенциала будущих менеджеров можно определить как поступательный и направленный процесс качественного преобразования целостной развивающейся системы способностей и ресурсных возможностей, которая обеспечивает успешную организацию и результативное осуществление познавательной деятельности.

Таким образом, развитие познавательного потенциала будущих менеджеров является сложным процессом, отличающимся поступательным и направленным характером качественных изменений в структуре познавательных способностей и ресурсных возможностей. Кроме того, это длительный процесс, который (как и любая другая деятельность) носит этапный характер. На каждом из этапов данного процесса осуществляются вполне конкретные изменения, обусловленные разрешением диалектического противоречия между явным и скрытым субпотенциалами. Для того, чтобы вести наблюдения за происходящими внутрисистемными изменениями, необходимо рассмотреть вопрос о критериях и показателях познавательного потенциала.

На основе анализа различных точек зрения (В. А. Беликов, В. И. За-гвязинский, Т. Е. Климовой и др.) мы определяем критерий как качество, свойство изучаемого объекта, которое дает возможность судить о его состоянии, уровне функционирования и развития. Опираясь на принцип адекватности, мы выявили, что явный потенциал можно определить по знаниям и способам учебной деятельности (объем, качество, разнообразие), по познавательным умениям (способы получения и приобретения знаний, перенос знаний в новые ситуации, конструирование новых способов применения знаний) и по личностным качествам (самостоятельность, активность, целеустремленность).

Скрытый потенциал можно определить по характеристикам мышления (критичность, динамичность, дивергентность), по познавательным способностям (воображение, внимание, память, восприятие) и по познавательным мотивам (самореализация, самооценка, общественное признание).

Для проведения оценки состояния познавательного потенциала был использован уровневый подход, который позволяет рассматривать любой процесс развития личности как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному.

Опираясь на данный подход, а также на проведенные исследования состояния познавательного потенциала у студентов вуза и практикующих менеджеров, мы выделили три уровня исследуемого потенциала: репродуктивный, ситуативный и продуктивный.

В этой связи репродуктивный уровень - уровень элементарно-функциональной грамотности - способность решать проблемы учебной де-

ятельности на основе овладения общеучебными знаниями, умениями, навыками, усвоения правил и алгоритмов;

- ситуативный уровень - уровень общекультурной грамотности - способность решать учебные и познавательные проблемы на основе оценки конкретных ситуаций и выбора источников информации;

- продуктивный уровень - уровень познавательной компетентности -знания, способность, умения и навыки решения задач профессиональной направленности на основе эвристических, поисковых и исследовательских методов.

Понимание сущности познавательного потенциала, определение его структуры, выделение критериев и показателей для определения уровня его развития позволили разработать совокупность педагогических условий и спроектировать соответствующую методику.

Методика развития познавательного потенциала будущих менеджеров представлена 3 этапами:

- целепостановочным;

- мотивационно-обучающим;

- деятельностно-развивающим.

На каждом этапе реализовывалась совокупность педагогических условий:

1) стимулирование познавательной активности студентов через создание атмосферы общей заинтересованности в индивидуальном и групповом успехе субъектов учебной деятельности;

2) организация проблемного обучения, направленного на развитие мышления через расширение практики проектной, исследовательской и поисковой работы;

3) развитие умений и навыков студентов осуществления познавательной деятельности посредством увеличения доли, разнообразия форм и способов самостоятельной работы;

4) педагогический коучинг, направленный на обеспечение связи развития познавательного потенциала и жизненной перспективы студентов.

Структурированное представление каждого этапа методики развития познавательного потенциала будущих менеджеров отражено в таблице, которая дает представление о реализации педагогических условий, трансформации используемых форм и методов педагогической работы в зависимости от целей каждого этапа.

На первом целепостановочном этапе, который занимал но времени 2 месяца (начало обучения в вузе), была проведена педагогическая работа со студентами по обоснованию роли непрерывного обновления и расширения профессиональных знаний, развития умений получения, структурирования и обработки информации, обогащения профессионального опыта точного и грамотного использования информации в эффективной управленческой деятельности менеджера.

В виду того, что разработанная методика направлена на развитие скрытых элементов познавательного потенциала (мышление, познава-116

тельные способности и познавательные мотивы), основное внимание на данном этапе уделялось пропаганде их развития.

Второй этап - мотивационно-обучающий. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Третий этап - деятельностно-развивающий. На данном этапе мы стремились к развитию познавательного потенциала с помощью обогащения педагогических условий творческими заданиями.

Результатом двухлетней работы по развитию интересующего нас потенциала стало повышение уровня потенциала в экспериментальных группах у 89% студентов, в количественном выражении можно представить усредненные результаты в экспериментальных группах (по 5-ти балльной системе оценок) следующим образом: знания о способах учебной деятельности повысились на 1,2 балла; познавательные умения улучшились на 1,3 балла; личностные качества усовершенствовались на 0,8 балла; мышление улучшилось на 0,7 балла; познавательные способности возросли на 0,9 балла; познавательные мотивы выросли на 1,4 балла.

Естественное развитие компонентов познавательного потенциала в контрольной группе было незначительным, так как не осуществлялась систематическая и целенаправленная работа по формированию интересующего нас качества. Таким образом, мы доказали экспериментально, что существует реальные возможности совершенствования образовательного процесса в учреждениях высшего профессионального образования в области развития познавательного потенциала будущих менеджеров, повышая тем самым их конкурентоспособность на профессиональном рынке труда.

1 условие - Стимулирование познавательной активности у студентов через создание атмосферы общей заинтересованности в индивидуальном и групповом успехе субъектов учебной деятельности 2 условие - Организация проблемного обучения, направленного на развитие мышления через расширение практики проектной, исследовательской и поисковой работы 3 условие - Развитие у студентов умений и навыков осуществления познавательной деятельности посредством увеличения доли, разнообразия форм и способов самостоятельной работы 4 условие - Педагогический коучинг, направленный на обеспечение связи развития познавательного потенциала и жизненной перспективы студентов

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Использование на лекциях субъективно-прагматического метода, информационных вопросов, иллюстрационных приемов, свободы высказывания, элементов проблемности и состязательности, а также приемы эффективного общения. Практические занятия - элемент состязательности. Объяснение правил получение личного и группового рейтинга; Выполнение творческих заданий: «образ «я», «единство», «приветствие», «доверяющее падение», «я тебя понимаю», «метафора». Подготовка к посвящению в студенты - Проектно обучение выполненные проекты «Знакомьтесь, мы студенты группы (номер)», «Первый месяц в вузе», «Дрес-код», «Имидж студента международного факультета». - Исследовательские работы - проведение Б^УОТ-анализа умений осуществления познавательной деятельности; - самооценка предпочитаемых способов получения информации и освоения теоретического материала; - Поисковая деятельность Получение личных кодов доступов в информационные программы; самостоятельный поиск необычной информации; исследование фондов реальных и виртуальных библиотек - Получение студентами рабочих тетрадей по основным предметам; - открытие кабинетов самоподготовки и самотестирования для студентов - освоение форм самостоятельной работы первого уровня сложности - Прикрепление студентов к страшекурсникам-курато-рам и тьютору; - составление плана предстоящих самостоятельных работ по каждой дисциплине и разработка личного плана их выполнения; - создание «Карты учебной активности»

И. В. Резанович, Ю. А. Юртавва

ВТОРОЙ этап

- Лекция с запланированной ошибкой, лекция-визуализация - Методы с применением затрудняющих условий (Метод новых вариантов, Метод информационной недостаточности; Метод информационной насыщенности); Логические головоломки - Принципы нелинейной дидактики: принцип сэндвича; органайзер учебных продвижений; кооперативные учебные формы: групповой паззл, паззл с партнёром, «паззл с партнёром» «разговор втроём», «депутат» и др. - Конкурсы: «Лучший конспект студента»; «Лучший студент», «Лучшая студенческая группа»; - Выполнение творческих заданий: «представление», «ассоциации», «интервью», «найди пару», «зеркало», «без маски»; Дидактические задания двух видов; - Проектно обучение Участие в разработке проектов совместно с преподавателями «Обновление сайта факультета»; «Программа студенческих новостей»; «Бизнес-планы», сценарий «День науки на 1 курсе» и др. Самостоятельно выполнены студентами проекты: Видеоклип «День открытых дверей»; Пакет рекомендаций «Чайнику» вуза»; «Сказка о деде менеджменте и бабке экономике» и др. - Исследовательские работы «Прогнозирование тенденций развития региональной экономики на примере Челябинской области», «Создание модели влияния изменения валютных курсов на уровень жизни населения Уральского региона» и др.; - Командный и индивидуальный самоанализ - Поисковая деятельность Нахождение общего и отличительного в понятиях и точках зрения (навыки классификации); активизация сайта факультета через личные страницы преподавателей и почтовые рассылки по группам - Электронный банк учебных материалов в помощь студенту и преподавателю; - электронный репетитор; - интерактивные учебные пособия; - выполнение заданий для самостоятельной работы на 2 и 3 уровнях сложности - электронный рейтинг студентов; - коуч-сессии с преподавателем; - мини коуч-сессии со студентом-кура-тором; мини-тренинги «Тайм-менеджмент», «Эффективные коммуникации», «Стресс-менеджмент», «Лидерство», «Проектирование профессионального успеха» и «Имидж в карьере менеджера»; - учебное пособие «Мои первые консультации»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В ВУЗЕ

ТРЕТИИ ЭТАП

- Лекция вдвоём, лекция пресс-конференция, лекция проблемного характера; - Методы с применением затрудняющих условий и Методы группового решения творческих задач (Метод Дельфи, Метод «черного ящика», Метод дневников); Логические головоломки; - Разные способы размещения мебели в учебной аудитории: «класс»; «буква П»; «прямоугольник»; «круг»; «дискуссионный клуб»; - Участие во Всероссийских студенческих олимпиадах по экономике и иностранному языку; - Участие во внутривузовской научно-практической студенческой конференции; - Проектно обучение Проведение конкурсов «Информационный мараф он», «Бл иц-турнир»; Различные проекты в индивидуальной или групповой формах исполнения Видеофильм о специальности, Электронная газета курса, Электронный журнал учебных достижений, Дизайн-макет образовательных программ ЦДПО, Прогноз собственного профессионального развития и Прогноз развития членов учебной группы - Исследовательские работы - Ролевые предпочтения в групповой работе; - «Прогноз развития валютного рынка в России», «Законодательная база создания совместных предприятий», «Оффшорные зоны: плюсы и минусы», «Международные правила рекламы и их особенности», «Мировые тенденции развития рынка труда» и др. - Поисковая деятельность Поиск дополнительной информации, иллюстрирующей тему лекции; В профессиональных журналах, сайтах и международных порталах поиск фактов решения проблем предприятия - Выполнение самостоятельной работы 4-5 уровней сложности; - Закрепление навыков самостоятельной работы на 1-3 уровнях сложности; - Подготовка к участию в научно-практических конференциях - 5 коуч-сессий с преподавателем; - Дневник коуч-сессий; - Рефлексия достижений; - Технологии Т.О.Т.Е.; SCOR; GROW

И. В. Резанович, Ю. А. Юртаева

Библиографический список

1. Дергалева, И. Ю. Развитие профессионального потенциала менеджеров в системе бизнес-образования [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И. Ю. Дергалева. - Челябинск, 2009. - 24 с.

2. Дудина, М. М. Профессиональная педагогика : психологический аспект [Текст]: учеб. пособие / М. М. Дудина. - Екатеринбург: Российский гос. проф.-пед. ун-т, 2006. - 94 с.

3. Иванова, А. Б. Активизация лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности [Текст]: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Б. Иванова. - Челябинск, 2010. - 207 с.

4. Липатникова, И. Г. Понятийный аппарат познавательного потенциала студентов высших учебных заведений [Текст]/ И. Г. Липатникова, Т. Б. Ванеева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. -№ 10 (88). - С. 5-9.

5. Маркова, С. М. Профессиональная педагогика в понятиях и терминах: учеб. пособие [Текст]/ С. М. Маркова. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. - 154 с.

6. Общая и профессиональная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. И. Серкова и др.; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2007. -365 с.

7. Пагнаева, Е. А. Развитие инновационного потенциала учителя в условиях школы как самообучающейся организации [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. А. Пагнаева. - Челябинск, 2009. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.