Куйшегулова Г.Х.
учитель истории КГУ «Гимназия» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Сагадатова А.К.
учитель казахского языка КГУ «Гимназия» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Неггзгг свздер: Yлттыц спорт т}рлерг, , оцу эдгсте-мелж цуралы, эдгс-тзстдер, аттылы квшу жобасы.
Ключевые слова: национальные виды спорта, учебно-методический комплекс, метод, проектконногоперехо-да.
Keywords: aids, national sports, teaching methodical methods, horse transition project.
В _ kt_Щ
Вестник «Орлеу^-kst —
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНЫМ ВИДАМ СПОРТА НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА И ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА
Андатпа:
«¥лттык спорт - ел намысы» аттылы жобага ауысуына, оку эдютемелш куралын пайдалану бойынша кепшдемеш зерттеуге макала багытталган. ¥лттык спорт тYрлерiнiн теориялык эдiстемелiк кезкарастары теориялык бeлiмiнде ашылып кeрсетiлген. Сондай-ак казiргi Казакстанда осы спорт тYрлерiнiц мэнюь Талдау барысында ^лттык спорт тYрлершщ кец таралганы аныкталып, жалпы республика-да, Костанай облысында, Жiтiкара ауданында ^лттык спорт тYрлерiн пайдалану децгеш зерттелген, сол сиякты «¥лт-тык спорт - ел намысы» оку эдютемелш куралын пайдалану бойынша, аттылы кешу жэне жетiлдiру жобасынын кепiлдемесi ^сынылган, сондай-ак гимназия окушылары арасында сауалдама с^рагыньщ нэтижелерi керсетшген.
Аннотация:
Статья направлена на разработку рекомендаций по использованию учебно-методического пособия «¥лттык спорт - ел намысы», проекта конного перехода. В теоретическом разделе раскрыты теоретико-методологические ^
аспекты развития национальных видов спорта. £
№
В частности, отражены роль, сущность и развитие g
этих видов спорта в современном Казахстане. В аналити- g
ко-конструктивной части выявлены пути популяризации С
национальных видов спорта, исследован уровень развития R национальных видов спорта в республике в целом, в Жи-
тикаринском районе Костанайской области, предложены ^
рекомендации по использованию учебно-методического ^^
пособия «¥лттык спорт - ел намысы», проекта конного ^
перехода, а также приведены результаты анкетного опро- О са среди учащихся гимназии.
Annotaition: ¡х
This article has been sent to development usage g
recommendation of «¥лттык спорт - ел намысы» study ^
guide. Theoretical and methodological aspects of national §
sports development are disclosed in the theoretical section. S
Particularly the role, essence and development of these sports ^
in modern Kazakhstan are reflected. Popularization way of g
national sports is educed in the analytical and constructive part, ^ assignment level of national sports elements in the Republic
in general, in Zhitikara district Kostanai region particularly is i investigated, usage recommendation of «¥лттык спорт - ел
намысы» study guide are offered, horse transition project to ^
perfection, also questionnaire survey results of gymnasium ^ students are corrected.
щц
Вестник «Oрлеу»-kst
ЕЕ
№
I
О С о
I-
2
*
о с
ЕЕ 2
О
о да
№ о
Ё На ЕЕ
Н
<
В Казахстане создаются условия для развития массового спорта.Все больше детей и подростков стремятся в специализированные спортивные залы, где обучают древним казахским видам спорта.
Возрождающийся национальный спорт Казахстана позволяет подрастающему поколению впитывать традиции и культуру своих предков, понимать истоки философии и мен-тальности народа
История и развитие национальных видов спорта на современном этапе заинтересовала учащихся гимназии и побудила заняться исследовательской деятельностью. Результатом проведенного исследования явилось написание научного проекта на тему « Развитие национальных видов спорта на примере Жи-тикаринского района Костанайской области».
Цель данного проекта: показать количественные и качественные изменения в развитии национальных видов спорта на примере Житикаринского района.
Были поставлены задачи:
• Рассмотреть национальные виды спорта как бренд Казахстана;
• Показать уровень развития национальных видов спорта в Житикаринском районе;
• Составить описание национальных игр, озвучить видеоприложение;
• Систематизировать материал по теме «¥лттык спорт - ел намысы» в учебно-методический сборник;
• Составить проект конного перехода «Костанай-Оренбург».
В качестве методов использованы: анализ, сравнительный метод, логический метод, исторический метод, применялись техника обработки текстов, тематической видеоинформации, монтаж и редактирование цифровых видеофрагментов, техника создания флипчартовв программе АСту1шр^е, озвучивание видеоматериалов.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не раз говорил о важности создания так называемого «казахстанского бренда». Спорт - это мощный инструмент для продвижения имиджа своей страны.
Исходя из этого положения, учащиеся провели свое исследование о национальных видах спорта Казахстана, которые вполне могут стать таким брендом.
Наибольшую популярность приобрели национальные виды спорта в Карагандинской, Алмаатинской, Южно-Казахстанской, Акмолинской областях. К числу зрелищных видов спорта, вышедших на мировой уровень, следует отнести казакша курес, конный спорт, охота с ловчими птицами.
Какие национальные виды спорта сегодня наиболее популярны в Костанайском регионе?
Учащимися проведен анализ статистических данных отдела спорта и туризма акима-та Житикаринского района за три года,содер-жащие сведения по области. В ряде районов Костанайской области наблюдается подъем в развитии национальных видов спорта: казак ^реа,тогызк¥малак,ж¥дырыктасу,асык ату и конные виды спорта: кекпар,кыз куу,ауда-рыспак,тецге алу,тай жарыс, кунан бэйге , жорга жарыс, аламан бэйге.
Для определения уровня осведомленности учащихся гимназии 6-10классов о национальных видах спорта было проведено анкетирование, которое включало несколько вопросов. Число респондентов составило-97.
На вопрос « Какую национальную игру вы считаете более зрелищной?» - 44% учащихся ответили казакша курес, 34-байга,17-тогызкумалак ,5-беркутчи.
На вопрос «Какие качества в характере человека воспитывают национальные игры?» респонденты назвали: быстрота-16, целе-устремленность-8, ловкость-19, выносли-вость-15, ум-9,мышление-12, затруднились ответить-21 % учащихся.
На вопрос « Каким национальным видом спорта Вы занимаетесь?» респонденты ответили байгой занимаются 4,5%, тогызкума-лак- 14, казакша курес - 12,5, беркутчи - 2, а 68% респондентов не увлекаются спортом.
Результаты проведенного опроса показали, что среди учащихся нет полного представления о национальных видах спорта. Это привело нас к необходимости создания учебно-методического комплекса, включающего печатный сборник и электронное пособие для использования на уроках казахского языка , истории Казахстана, физической культуры. Электронное пособие включает цифровые образовательные ресурсы по национальным видам спорта, что позволит активизировать образовательный процесс, повысит интерес
Вестник «Орлеу^-kst
к предмету.
Данное пособие рассчитано на учащихся, которые проявляют интерес к истории национальных игр, казахскому языку и желают углубить и расширить свои знания..
Цель пособия - обеспечить обучающимся более высокий уровень владения устной речью и чтением на казахском языке, актуализировать и развивать знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации; развивать неподготовленную речь; воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Широкое использование лингвострано-ведческого материала позволяет расширить кругозор учащихся и развивать их познавательный интерес.
Также совместно с учащимися составлен проект Конный переход «Костанай-Орен-бург» .
Цель проекта - популяризация казахских национальных видов спорта через участие в совместном конном переходе по территории сопредельных областей.
Задача проекта: организовать зрелищный фестиваль и спортивные соревнования с участием жителей и гостей регионов ко Дню столицы..
Учащимися составлен информационный бюллетень конного перехода «Костанай -Оренбург» из Северного Казахстана на Южный Урал.
Национальные виды спорта направлены на воспитание у молодежи воли к достижению цели, на развитие не только физических, но и духовных качеств. Глубокое исследование исторического и спортивного наследия закладывает основы для популяризации массовых видов спорта, воспитывает активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью
Рекомендуем использовать -учебно-методическое пособие «Улттык; спорт - ел намысы» учителям и учащимся на уроках казахского языка,казахской литературы, истории Казахстана, физической культуры, во внеклассной работе, на курсах по изучению казахского языка, в качестве прикладного курса.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Послание Президента Республики Казахстан, лидера нации Назарбаева Н.А. «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» ,Казахстанская правда, декабрь 2012г.
2. К.Эбшдинов. Ел намысы бiркеiдеге-сыйганба? Астана: Жарыс, 2011.
3. Жолымбетов 0. Спорт элемь Алма-ты:Сездш - Словарь, 2010.
4. П.Ф.Матущак. Батыры на ковре. Алма-Ата: Рауан,1992.
5. Е.М^хитдиновДазакшакурес.Алма-ты: Казахстан,1984.
6. Г.С.Туманян,Э.Г.Мартиросов .Телосложение и спорт. Москва: Физкультура и спорт.
7. Т.Досм^хамбетов.Наржолын-дажYккалмас. Астана: Жарыс, 2011.
8. Е. Абылкасым. Спорт как национальный бренд. http://www.kazpravda.kz
9. Газета «Российский курьер Центральной Европы» (Венгрия), 18 Марта 2009
10. От Золотого человека до Аттилы. Из истории дальних конных переходов. http:// www.kdvorik.ru
11. Х. Булебеков. Номад
12. М.Т.Таникеев. От байги до олимпиады. Алма-Ата, 1983.
13. М.Т.Таникеев. История физической культуры в Казахской ССР. Алма-Ата, 1973.
14. Н.И.Пономарев. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. Москва, 1970.
15. М.Гунер. Казахский народный конный спорт (правила соревнований).Алма-А-та, 1957.
16. Рахимкулов М. Казакша-курес.Ал-ма-Ата, 1957.
17. Б. Лоу. Красота спорта. Москва: Радуга, 1984.
18. Акимат Житикаринского района www. zhitikara.kostanai.kz
19. Е.Ильясов. Национальный бренд. http://www.alageum.com/press-center/ publication
20. М. Чакиев. Спорт-брендинг - эффективный инструмент капитализации страны и бизнеса. http://www.facebook.com/ brandchakiev
ЕЕ
№
I
О С о
I-
Е! о с
и о да
£
рз О
е
hQ iE
Н
<