Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙНЫХ ПРИЗНАКОВ КОНЦЕПТА НАСТАВНИК В XVIII - XIX ВВ'

РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙНЫХ ПРИЗНАКОВ КОНЦЕПТА НАСТАВНИК В XVIII - XIX ВВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА / МАКРОКОНЦЕПТ / КОНЦЕПТ / МЕНТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОНЯТИЙНЫЕ ПРИЗНАКИ / МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юрченко Марина Геннадьевна

Исследование концепта наставник, являющего составляющей частью макроконцепта обучение, представляет собой важное значение для современной лингвокультурологии, поскольку наставник является сердцевиной процесса передачи общественного опыта, накопленного человечеством. В связи с долгим и многосложным процессом формирования культурных символов их значение меняется на каждом витке истории, и они доходят до нас в измененном виде. Анализ эволюции понятийных признаков концепта наставник в XVIII - XIX вв., утрата языком старых смыслов, трансформация и появление новых в тесной связи с историческим развитием русского общества стало целью настоящей статьи. В работе использованы следующие методы лингвистического исследования: описательный, сравнительно-сопоставительный, интерпретативный и статистический метод обработки данных. Исследование и анализ словарей русского языка и материалов отечественной диахронической лингвистики позволяют сделать вывод о сужении понятийных признаков концепта в XVIII-XIX вв. по сравнению с количеством предшествующего периода (18 понятийных против 29 мотивирующих) при сохранении актуальности части мотивирующих признаков концепта наставник до указанного периода. Результаты актуализации понятийных признаков в указанный период в Национальном корпусе русского языка представлены в статье. Определена частотность употребления выявленных понятийных признаков и их связь с мотивирующими. Анализ языкового материала показал актуальность всех выделенных понятийных признаков в текстах XVIII-XIX вв. за исключением признака ‘инструкция’, примеры актуализации которого в языковом материале данного периода не отмечены. Анализ понятийных признаков концепта наставник доказывает его непрерывную эволюцию, в тесной связи с развитием русского общества, его культурной и языковой картиной мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CONCEPTUAL SIGNS OF THE MENTOR CONCEPT IN THE XVIII-XIX CENTURIES

Mentor concept being a component of the teaching macro-concept is of great importance for modern linguocultural studies since the mentor is at the core of the social experience process accumulated by mankind. Due to the long and complex process of cultural symbols generation, their meanings change at every historical convolution, and they reach us in a new form. The purpose of this article is to analyze the evolution of the conceptual signs of the mentor concept in the XVIII - XIX centuries, the language loss of old meanings, the transformation and the incipience of new ones in close connection with the historical development of Russian society. The following methods of linguistic research are used in the work: descriptive, comparative, interpretive and statistical methods of data processing. Studying and analysis of the Russian language dictionaries and materials of national diachronic linguistics allow us to conclude that the conceptual signs of the concept in the XVIII - XIX centuries narrowed compared to the number of the previous period (18 conceptual vs. 29 motivating), while maintaining the actualization of some of the mentor concept’s motivating signs till the affected period. The results of the conceptual signs foregrounding in the specified period in the National Corpus of the Russian language have been presented in the article. The frequency of the identified conceptual signs and their connection with motivating ones has been determined. The analysis of the language material showed the actualization of all the selected conceptual sings in the texts of the XVIII-XIX centuries, with the exception of the “instruction” sign. The examples of this sign have not been noted in the language material concerned. The analysis of the conceptual signs of the mentor concept proves its continuous evolution in close connection with the development of Russian society, its cultural and linguistic world view.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙНЫХ ПРИЗНАКОВ КОНЦЕПТА НАСТАВНИК В XVIII - XIX ВВ»

УДК 81.27

М. Г. Юрченко

Развитие понятийных признаков концепта наставник в XVIII - XIX вв.

Киргизско-Российский Славянский университет, Бишкек, Киргизская Республика

Аннотация. Исследование концепта наставник, являющего составляющей частью макроконцепта обучение, представляет собой важное значение для современной лингвокультурологии, поскольку наставник является сердцевиной процесса передачи общественного опыта, накопленного человечеством. В связи с долгим и многосложным процессом формирования культурных символов их значение меняется на каждом витке истории, и они доходят до нас в измененном виде. Анализ эволюции понятийных признаков концепта наставник в XVIII - XIX вв., утрата языком старых смыслов, трансформация и появление новых в тесной связи с историческим развитием русского общества стало целью настоящей статьи. В работе использованы следующие методы лингвистического исследования: описательный, сравнительно-сопоставительный, интерпретативный и статистический метод обработки данных. Исследование и анализ словарей русского языка и материалов отечественной диахронической лингвистики позволяют сделать вывод о сужении понятийных признаков концепта в XVШ-XIX вв. по сравнению с количеством предшествующего периода (18 понятийных против 29 мотивирующих) при сохранении актуальности части мотивирующих признаков концепта наставник до указанного периода. Результаты актуализации понятийных признаков в указанный период в Национальном корпусе русского языка представлены в статье. Определена частотность употребления выявленных понятийных признаков и их связь с мотивирующими. Анализ языкового материала показал актуальность всех выделенных понятийных признаков в текстах XVШ-XIX вв. за исключением признака 'инструкция', примеры актуализации которого в языковом материале данного периода не отмечены. Анализ понятийных признаков концепта наставник доказывает его непрерывную эволюцию, в тесной связи с развитием русского общества, его культурной и языковой картиной мира.

Ключевые слова: лингвокультурология, языковая картина мира, концептуальная картина мира, макроконцепт, концепт, ментальное образование, понятийные признаки, мотивирующие признаки.

DOI 10.25587/т1547-4606-1044^

ЮРЧЕНКО Марина Геннадьевна - к. пед. н., доцент, заведующая кафедрой иностранных языков, Киргизско-Российский Славянский университет, Бишкек, Киргизская Республика E-mail: m4rinaiurchenko@yandex.ru

IURCHENKO Marina Gennadievna - Candidate of Pedagogy, Associate Professor, head of foreign languages department, Kyrgyz-Russian Slavic university. Bishkek, Kyrgyz Republic.

M. G. Iurchenko

The development of conceptual signs of the mentor concept in the XVIII-XIX centuries

Kyrgyz-Russian Slavic university, Bishkek, Kyrgyz Republic

Abstract. Mentor concept being a component of the teaching macro-concept is of great importance for modern linguocultural studies since the mentor is at the core of the social experience process accumulated by mankind. Due to the long and complex process of cultural symbols generation, their meanings change at every historical convolution, and they reach us in a new form. The purpose of this article is to analyze the evolution of the conceptual signs of the mentor concept in the XVIII - XIX centuries, the language loss of old meanings, the transformation and the incipience of new ones in close connection with the historical development of Russian society. The following methods of linguistic research are used in the work: descriptive, comparative, interpretive and statistical methods of data processing. Studying and analysis of the Russian language dictionaries and materials of national diachronic linguistics allow us to conclude that the conceptual signs of the concept in the XVIII - XIX centuries narrowed compared to the number of the previous period (18 conceptual vs. 29 motivating), while maintaining the actualization of some of the mentor concept's motivating signs till the affected period. The results of the conceptual signs foregrounding in the specified period in the National Corpus of the Russian language have been presented in the article. The frequency of the identified conceptual signs and their connection with motivating ones has been determined. The analysis of the language material showed the actualization of all the selected conceptual sings in the texts of the XVIII-XIX centuries, with the exception of the "instruction" sign. The examples of this sign have not been noted in the language material concerned. The analysis of the conceptual signs of the mentor concept proves its continuous evolution in close connection with the development of Russian society, its cultural and linguistic world view.

Keywords: conceptual world view, linguistic world view, linguocultural studies, macroconcept, concept, mental formation, conceptual signs, motivating signs.

Введение

Вопрос соотношения, взаимосвязи и взаимодействия понятий «язык», «мышление», «культура» является центральным в среде отечественных и зарубежных философов, филологов, культурологов, психологов. Понятие языковой картины мира, введенное неогумбольдтианцем Лео Вайсбергером [1], прочно закрепилось в современной лингвокультурологии. Знания и представления отдельного человека и общества о себе, об окружающей его объективной реальности порождают концептуальную картину мира, включающую в себя языковую, и могут быть описаны в виде концептов.

Учитывая трансдисциплинарность современной лингвокультурогии, не вызывает удивления отсутствие единообразия в толковании термина концепт представителями разных научных школ. Так, С. Х. Ляпин и В. И. Карасик понимают под концептом «многомерное дискретное культурно-значимое социологическое и психическое

образование в коллективном сознании, зафиксированное в языковой форме [2, с. 45]. Ю. С. Степанов образно называет концепт «сгустком культуры в сознании человека», «пучком» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождают слово» [3, с. 43]. С. Г. Воркачев подчеркивает «этнокультурную специфику» концепта, необходимость соотнесения семантических единиц с языковой личностью [4, с. 47].

Понимая под структурой концепта «совокупность всех потенциальных признаков, свойственных тому или иному концепту» [5, с. 31], М. В. Пименова отмечает функциональную значимость для культуры концептуальных признаков, заключенных в концепте и их объективацию «...в закреплённой и свободной формах сочетаний соответствующих языковых единиц - репрезентантов концепта» [6, с. 82-90].

Е. С. Кубрякова акцентирует внимание на непрерывном развитии и «оперативной подвижности» концептуальной структуры, которая «постоянно преобразуется под влиянием приходящей извне информации, <...> а также в результате ее усвоения и переработки мыслящим человеком» [7, с. 169].

На «культурное» приращение смыслов к его первичному зерну - концептуму на разных этапах развития общества указывал В. В. Колесов [8].

Являясь сторонниками Санкт-Петербургско-Кемеровской школы концептуальных исследований, в частности методологии концептуального анализа структуры ментального образования М. В. Пименовой, мы будем понимать под понятийными признаками концепта «актуализированные в словарных значениях в виде семантических компонентов (сем и семем) слова - репрезентанта концепта» [9, с. 314], выявление которых «посредством определения его семантических компонентов» и «описание синонимического ряда лексемы-репрезентанта концепта» [10, с. 60] будем рассматривать в качестве одного из этапов изучения структуры концепта.

Цель статьи - анализ эволюции понятийных признаков концепта наставник в XVIII - XIX веках.

Материалы и методы

Исследование и анализ материала пяти словарей русского языка, как и материалов отечественной диахронической лингвистики, позволили достичь поставленных целей. Электронная коллекция русскоязычных текстов Национального корпуса русского языка (www.ruscorpora.ru) послужила источником языкового материала статьи. В работе мы опирались на труды отечественных и зарубежных лингвистов, прежде всего М. В. Пименовой, [11], В. А. Масловой [12], В. И. Карасика [13], С. Г. Воркачева [14], Ю. С. Степанова [15], Дж. Фельдмана [16], Р. В. Лэнекера [17] и других, составивших теоретическую базу статьи.

Результаты и их обсуждение

Для определения понятийных признаков, появившихся в структуре концепта наставник в период XVШ-XIX вв., было проанализировано пять словарей русского языка (табл.).

«Полный церковно-славянский словарь славянских языков XVIII в.» приводит значение слова наставникъ: «путеводитель, вождь, наставник, учитель»; к слову наставляю дает такое определение: «указываю дорогу, веду, предводительствую» [18, с. 336].

«Словарь старославянского языка» предлагает три статьи, репрезентирующие изучаемый концепт: 1. Наставьникъ («1. Вождь; 2. Наставник, учитель; 3. Знаток закона, защитник»); 2. Наставлшти («указывать правильный путь, приводить, вести»); 2. Наставлкник («ведение, руководство, наставление») [19, с. 318-319].

В «Словарь церковнославянского и русского языка» включено четыре статьи: 1. «Наставлеше» («действие наставляющего и наставившего; 2. Учение, руководство,

назидание; 3. Предписание, наказ») [20, стлб. 853]; 2. «Наставлять» («1. То же, что наставливать; 2. Научать, руководствовать, давать наставление; показывать путь или средство к достижению чего-либо») [20, стлб. 853-854]; 3. «Наставник» («дающие наставления, руководитель, учитель»); 4. «Наставница» («дающая наставления, руководительница, учительница») [20, т. II, стлб. 854].

В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» предлагает статью «наставлять, наставить», в которой определяет данный глагол как «научать, поучать, учить, руководить, давать наставленья» [21, с. 487]. Далее приводятся устаревшие словоформы наставлятель, наставитель и их эквиваленты в форме женского рода: «Наставлятель муж. -ница жен. кто наставляет кого и что: делает к чему наставку, или настораживает, либо поучает. Наставитель муж. наставительница жен. наставник муж. наставница жен. учитель или воспитатель, руководитель: наставитель может заняться этим случайно; наставник, по прямой обязанности» [20].

«Словарь русского языка XVIII века» предлагает несколько статей. В первой статье «наставник» даются такие толкования: «Тот, кто наставляет, учит, воспитывает; |О том, кто поучает, наставляет, указывает на что-либо» [22, с. 59]. В другой статье «наставничество» такая дефиниция: «Должность, занятие наставника, наставницы» [22]. Трактовка слова «настановитель» в словаре дается следующая: «Наставник, учитель, руководитель» [22, с. 59-60]. Наставление в этом словаре толкуется так: «1. Действие по глаголу наставить-наставлять; 2. Чаще мн. Сведения, служащие воспитанию, образованию, обучению; | Занятия, уроки, лекции, беседы; | Учение о чем-л.; | Вероучение; 3. Поучительный совет, назидание, нравоучение; 4. Указание, распоряжение; совет, рекомендация; 4. Руководство, инструкция» [22, с. 58-59].

Таблица 1

Понятийные признаки концепта наставник в словарях XVIII - XIX веков

№ Признаки Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Дьяченко Г. Полный церков-но-славянский словарь Словарь русского языка XVIII века Словарь старославянского языка Словарь церковнославянского и русского языка

'вероучение' - - + - -

'вожатый' (мотивир.) - - - - -

'вести/ приводить' - 'вождь' (мотивир.) - + - + -

'возводить' (мотивир.) - - - - -

'воспитывать/ воспитание' - - + - -

'выпрямлять' (мотивир.) - - - - -

'господствовать' (мотивир.) - - - - -

'должность/ занятие' - - + - -

'занятия/ уроки/ лекции/ беседы' + - + - -

'заставить' (мотивир.) - - - - -

'защитник' - - - + -

'знаток закона' (мотивир.) - - - + -

'игумен' (мотивир.) - - - - -

'инструкция' - - + - -

'навести/ направить' (мотивир.) - - - - -

'надсмотрщик' (мотивир.) - - - - -

'назидать/ назидание' - - + - +

'назначить' (мотивир.) - - - - -

'наказ' - - - - +

'налагать (пошлины, повинности и т.п.)' (мотивир.) - - - - -

'наставление' - 'наставлять' (мотивир.) + + + + +

'настораживать' + - - - -

'настоятель (монастыря)' - - - - -

'научить/ научать' (мотивир.) + - - - +

'начальник' (мотивир.) - - - - -

'нравоучение' - - + - -

'образование' - - + - -

'основатель (монастыря - св. Савва)' (мотивир.) - - - - -

'оттачивать' (о режущем инструменте) (мотивир.) - - - - -

'повелитель' (мотивир.) - - - - -

'обучать/ обучение' + - + - -

'поучать' - - + - -

'(поучительный) совет' - - + - -

'предводитель' (мотивир.) - + - - -

'предписание' - - - - +

'проводник' (мотивир.) - - - - -

'распоряжение' - - + - -

'рекомендация' - - + - -

'руководитель/ руководство/ руководствовать/ руководить' - 'руководитель' (мотивир.) + - + + +

'старшая монахиня' (мотивир.) - - - - -

'сооружать' (мотивир.) - - - - -

'ставить' (мотивир.) - - - - -

'стать' (мотивир.) - - - - -

'указание/ указывать путь или средство к достижению' - '(давать) указания' (мотивир.) - - + - +

'путеводитель' - 'указывающий путь' (мотивир.) - + + +

'учение' - - + - +

'учить' - 'учитель' (мотивир.) + + + + +

Словари русского языка XVШ-XIX веков показывают, что у концепта наставник в этот период фиксируется сужение количества признаков по сравнению с количеством предшествующего периода (18 понятийных против 29 мотивирующих).

Часть мотивирующих признаков концепта наставник сохранила свою актуальность до периода XVШ-XIX вв. Это признаки: 'знаток закона', 'научить/ научать', 'предводитель'. Другая часть признаков претерпела трансформацию: 'вести/ приводить' - 'вождь' (мотивир.), 'наставление' - 'наставлять' (мотивир.), 'руководитель/ руководство/ руководствовать/ руководить' - 'руководитель' (мотивир.), 'указание/ указывать путь или средство к достижению' - '(давать) указания' (мотивир.), 'путеводитель' -'указывающий путь' (мотивир.), 'учить' - 'учитель' (мотивир.). Третья часть понятийных признаков появилась в этот период: 'вероучение', 'воспитывать/ воспитание', 'должность/ занятие', 'занятия/ уроки/ лекции/ беседы', 'защитник', 'инструкция', 'назидать/ назидание', 'наказ', 'настораживать', 'нравоучение', 'образование', 'обучать/ обучение', 'поучать', '(поучительный) совет', 'предписание', 'распоряжение', 'рекомендация', 'учение'.

Рассмотрим вопрос об актуализации найденных понятийных признаков в указанный период в Национальном корпусе русского языка.

Новый признак 'вероучение' отсылает к духовному наставничеству (Мягкие их души готовы давно уже были к восприятию нового вероучения, и они охотно внимали всему, что говорили им наставники. А. И. Красницкий. Гроза Византии. 1898). Данный признак ассоциируется с христианством.

Трансформированный признак 'вести/ приводить', восходящий к мотивирующему 'вождь', сохраняет свою актуальность в период XVШ-XIX вв., о чем свидетельствуют даты произведения (Но не бешенством ли пахнет приносить хранителю своему ладан, вино, цветы, а не последовать ему туда, куда ведет Божий сей наставник? Г. Сковорода. Разговор, называемый Алфавит или Букварь мира. 1760-1775).

Наставник призван через поучение воспитывать молодое поколение (И вот, чтобы бороться с этим, духовные наставники из столетия в столетие учат нас воспитывать в себе внимание, собранность. митрополит Антоний (Блум). О молитве. 1985-1995). Признак 'воспитывать/ воспитание' указывает на основную функцию наставника (Наставник долго воспитывать не может - две станции! Ю. Д. Черниченко. Комбайн косит и молотит. 1982).

Наставничество - это особое занятие в системе образования (Но во всяком случае, Остерман, как наставник и руководитель научных занятий царя-отрока, оставил по себе добрую память. Б. Б. Глинский. Царские дети и их наставники). Признак 'должность/ занятие', появившийся в период XVШ-XIX вв., подчеркивает нововведения в русской лингвокультуре (Ректор Эдинбургской академии с должностью главного начальника и главного наставника соединяет должность пастора школьной церкви и духовника воспитанников. К. Д. Ушинский. Три элемента школы).

Если в предшествующем признаке занятие понимается как работа, то в признаке 'занятия/ уроки/ лекции/ беседы' актуализируется смысл «учебное время» (Вот из этих-то «потешных книг» умный наставник и сумел сделать полезное применение для своих классных занятий с учеником. Б. Б. Глинский. Царские дети и их наставники). Этот признак актуален при описании процесса преподавания, обучения воспитанников (Вот почему я помещаю наглядное обучение в число обязанностей наставника русского языка и ставлю это занятие прежде двух других — обучения письму и чтению, хотя все эти три занятия, конечно, должны идти одновременно. К. Д. Ушинский. Родное слово; Благодарю вас, - сказала она однажды своему наставнику, после долгой беседы с ним, — вы успокоили мою душу и примирили меня с самой собою. И. И. Панаев. Опыт о хлыщах. 1854-1857).

Новый признак 'защитник', зафиксированный в словарях периода XVШ-XIX вв., обнаружен в произведениях этого времени (Будущий вице-король Египта видел в Лессепсе

защитника перед суровым отцом и даже наставника. М. В. Барро. Фердинанд Мари де Лессепс. Его жизнь и деятельность. 1893).

Перешедший из разряда мотивирующих в разряд понятийных признак 'знаток закона' актуален для концепта наставник в изучаемый период (К предупреждению сего нещастливаго следствия церковь при крещении младенцев определила быть восприемникам, чтоб они в случае или неимения родителей, или их малаго просвещения, или нерадения, всегда были восприемным детям наставниками в законе и добронравии. архиепископ Платон (Левшин). Слово на крещение Господне. 1779). Этот признак реализует значение знания наставником не только законов мирских, но и законов божьих (А всем трем - будьте покорны вашим наставникам, которые теперь представляют для вас и закон ваш, и ваши обязанности. Б. Б. Глинский. Царские дети и их наставники. 1899).

Новый понятийный признак 'назидать/ назидание' появился в структуре концепта

наставник в данный период (Будем произносить слово назидания по требованию существенной необходимости, не как наставники, а как нуждающиеся в наставлении и тщащиеся соделаться причастниками наставления, преподаемого Богом в Его всесвятом Слове. епископ Игнатий (Брянчанинов). О прелести. 1846). В этот же период появляется понятийный признак 'наказ' (И дьяк, покорный ученик Схариа, исполнял со всею точностью и усердием наказ своего наставника и второго отца, как он называл его; еврею известно было все, что делалось в доме Образца, на половинах боярской и басурманской. И. И. Лажечников. Басурман. 1838).

Трансформированный понятийный признак 'наставление/ наставлять' происходит от мотивирующего 'наставлять' (Главные признаки ее заключались в милой предупредительности, в почтительном выслушивании наставлений старших, в умении, по зову наставника, бесшумно и не торопясь перебежать в одно мгновение ока с одного конца залы на другой, в искусстве смотреть в глаза старшим доверчиво и прямо, но не дерзостно и т. д. М. Е. Салтыков-Щедрин. Наша общественная жизнь. 1863-1864). В этот период данный признак встречается как в научном дискурсе (У греков во время Троянской войны человек, который жил до третьего века, повсеместно уважался для премудрости и наставлений и первым почитался советником и наставником во всех их предприятиях. С. Е. Десницкий. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. 1768), так и художественном (Мы так глубоко тронуты были назидательным для нас наставлением нашего наставника, что невольно, по сердечному влечению, отдали ему поклон, довлеющий одному начальнику, и при изъявлении вечной благодарности все его мудрые правила обещали навек запечатлеть в юных сердцах наших и следовать им. Г. Ф. Квитка-Основьяненко. Пан Халявский. 1839).

Сохранивший свою актуальность мотивирующий признак 'научить/ научать' переходит в разряд понятийных (У них наставником старец Пафнутий, а он вовсе полоумный: научит он тебя таким делам, что ты и животу не будешь рада». М. Н. Загоскин. Брынский лес. 1846). Не только наставник учит своих воспитанников (Она - мой первый наставник, научивший меня знать и любить бога. И. С. Никитин. Письма (1853-1861), но и они учат его (Ученик сам разрешит вопрос учителя и будет очень рад научить своего наставника тому, что сам хорошо знает, а над иным вопросом задумается и будет решать его, может быть, целые недели и месяцы. К. Д. Ушинский. Воскресные школы. 1861).

Наставник, будучи задействован в сфере обучения, сам должен быть образован (Наивысшую трудность при учреждении высшего института наставников составит, конечно, образование совокупности надлежащих профессоров. Д. И. Менделеев. Заветные мысли). В концептуальной структуре появляется признак 'образование' (И это вот суть Церкви - все священники и наставники с академическим образованием! архиепископ Николай Японский (Касаткин). Дневники святого Николая Японского. 1896).

Еще один сохранивший свою актуальность мотивирующий признак 'предводитель' перешел в разряд понятийных (Ты уготовляеши сего младаго Князя быть нам предводителем: но буди же Ты сам руководителем и Ему и наставником на всякую истинну. архиепископ Платон (Левшин). Поздравительный речи Ея Императорскому Величеству и Его Императорскому Высочеству. 1763-1776).

Новый понятийный признак 'настораживать' указывает на необходимость обучения предосторожности у своих воспитанников из-за их неопытности и незнания жизни (Такое приятное занятие, показывавшее, так сказать, воочию то спокойное состояние, в котором находились мои наставники, - возмущали меня, человека неопытного и потому трусившего опасностей. Д. И. Стахеев. За Байкалом и на Амуре. 1869). Наставник предупреждает воспитанников о возможной опасности в будущем (Сергия, моля Угодника, да будет ему наставником и защитником в опасностях жизни. Н. М. Карамзин. История государства Российского: Том 7. 1813-1820). Оценка деятельности наставника также требует осторожности (Надо до чрезвычайности осторожно анализировать факты, чтобы стать судьею между дптьми и наставниками, и если вы будете безпристрастны, то всегда найдете, что виноваты вторые, считающ1е святое дтло воспитатя пустою игрою, доставляющею средства къ существоватю. А. К. Шеллер-Михайлов. Жизнь Шупова, его родных и знакомых. 1865).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наставник следит за моралью и нравственностью обучаемого (Если б у меня был наставником Сильвестр и докучал мне своими нравоучениями, то я, и не будучи Иоанном Грозным, прогнал бы его от себя за тридевять земель! И. С. Аксаков. Письма родным. 1849-1856). Новый признак 'нравоучение' относится к этой функции наставника (Как наставник Нерона заключал письма свои к Луцилию каким-нибудь кратким нравоучением, так наш Педагог никогда не пропущал, чтобы при выпуске из классов не потчевать нас какою-нибудь латинскою пословицею. И. М. Муравьев-Апостол. Письма из Москвы в Нижний Новгород. 1813-1815).

Новый понятийный признак 'обучать/ обучение' закономерен (Таким образом, интерес рисования не ослабевает, а вместе с тем возрастает верность руки и глаза, да и наглядность обучения получает сильного помощника в рисовании, если только наставник сумеет им воспользоваться. К. Д. Ушинский. Родное слово. 1864; Наследник достиг уже совершеннолетия, принял присягу, и в 1837 году, для довершения своего обучения, в сопровождении Жуковского и некоторых других наставников, предпринял, по желанию государя, длинное путешествие по России. Б. Б. Глинский. Царские дети и их наставники. 1899). Он связан с мотивирующим признаком 'учитель', который стал источником для появления двух понятийных признаков 'учить' и 'учение' (Он смолоду хорошо учился, путешествовал; потом служил в войне с великою похвалою; а как он враг праздности, то открылся мне, что охотно взял бы на свои руки благородного младенца, чтоб быть ему наставником и учить его тому, чему сам смолоду выучился. Д. И. Фонвизин. Выбор гувернера. 1790-1792; Отцы и деды - евреи не могли воспитать своих детей и внуков в преданиях Христовой веры, которая унаследуется сначала в семейном быту, от родителей, и потом развивается и укрепляется учением, проповедью наставников и наконец всем строем жизни Христианского общества. И. А. Гончаров. Письма великому князю Константину Константиновичу. 1886).

Процесс обучения контролируется государством, он строго регламентирован. В этой связи новый понятийный признак 'предписание' соответствует системе наставничества. На эту систему оказывают влияние разные общественные течения (Хотя франкмасоны не предписывают догматов, - развивал далее свою мысль наставник, - тем не менее они признают три истины, лежащие в самой натуре человека и которые утверждает разум наш, - эти истины: бытие бога, бессмертие души и стремление к добродетели. А. Ф. Писемский. Масоны. 1880). Этот понятийный признак активен в научном и религиозном дискурсе (Бог дал вам Библию, а нам волхвов: вы не исполняете ее

предписаний, а мы слушаемся своих наставников и ни с кем не спорим... Н. М. Карамзин. История государства Российского: Том 4. 1808-1820).

Общение наставника с воспитанниками происходит через поучение и совет в форме наставления. Соответствующие признаки 'поучать' и '(поучительный) совет' входят в структуру изучаемого концепта (Операция кончилась, и наказанный, как ни в чем не бывало, встает, утирая слезы, подпоясывается, отдает по заведенному порядку своему наставнику низкий поклон - благодарность за поучение... И. С. Никитин. Дневник семинариста. 1860; Денис и Алексий хотели было предать себя обрезанию, но их наставники не дозволили и советовали держать жидовство втайне, а явно показываться христианами. Н. И. Костомаров. Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. 1863).

В этом же ряду находятся новые понятийные признаки концепта наставник: 'распоряжение' (Если и теперь иногда слово «училище» пугает будущих школьников, то в прежнее время, когда ученики отдавались родителями в бесконтрольное распоряжение наставников, слово это действительно могло наводить ужас на такие нервные натуры, как Перов. Л. К. Дитерихс. Василий Перов. Его жизнь и художественная деятельность. 1893; Саша остался в полном распоряжении своего наставника, который был по породе и по душе истый немец. А. Ф. Писемский. Тюфяк. 1850), 'рекомендация' (Гоголь желал познакомиться с лирическими произведениями Франциска Ассизского, и я через Панова доставил их ему в том издании старинных итальянских поэтов, которое, уже вы знаете, рекомендовал мне мой наставник Франческо Мази. Ф. И. Буслаев. Мои воспоминания. 1897).

Трансформировавшийся из мотивирующего 'руководитель' понятийный признак 'руководство/ руководствовать/ руководить' показывает свою актуальность в период XVШ-XIX вв. (Ныне, по причине совершенного оскудения духоносных наставников, подвижник молитвы вынужден исключительно руководствоваться Священным Писанием и писаниями Отцов. епископ Игнатий (Брянчанинов). Правильное состояние духа. 1860-1866). Наставник - пример для подражания (Еще забыл я сказать, что Иван Васильевич знал наизусть генеалогию всех французских королей, названия многих африканских и американских мысов и городов, терялся в дробях, как в омуте, и довольно нахально начал судить, по примеру наставника, о многих книгах и о всех науках, руководствуясь одними заглавиями. В. А. Соллогуб. Тарантас. 1845).

Еще два ассоциативно связанных, трансформировавшихся из мотивирующих '(давать) указания' и 'указывающий путь', понятийных признака 'указание/ указывать путь или средство к достижению' и 'путеводитель' актуальны для концепта исследуемого периода (Осмеливаюсь подвергнуть вашему суждению мои мысли, полагая, что они заключают в себе первые основания нравственности и могут указывать на те правила, которым следовать обязаны наставники. Н. И. Лобачевский. Речь о важнейших предметах воспитания. 1828; Есть еще здесь некоторый род набожных мужчин, которых они иногда в нужных случаях употребляют и кои более всех уважаются по своей скромности; они втираются в лучшие домы в звании душевных наставников и путеводителей на стезю спасения и обещевают руководствовать к небесному жилищу всех в доме без изъятия. И. А. Крылов. Почта Духов, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами. 1789; Я сблизился с философом, просил его быть моим приятелем, наставником, путеводителем в стране, столь для меня чуждой и загадочной, в которой, по-видимому, суждено мне навсегда остаться, и начал было длинный комплимент насчет его ума, познаний, опытности, седин, как вдруг он схватил меня за воротник и начал колотить кулаком по шее. О. И. Сенковский. Сентиментальное путешествие на гору Этну. 1833).

Результат анализа языкового материала показывает актуальность всех понятийных признаков в текстах XVIII-XIX вв., кроме признака 'инструкция', примеры актуализации которого в языковом материале данного периода не отмечены. 106 -

Заключение

Анализ словарного и языкового материала убедительно показал актуальность всех выделенных понятийных признаков в текстах XVIII-XIX вв., содержащихся в Национальном корпусе русского языка, за исключением признака 'инструкция', примеры актуализации которого в языковом материале данного периода не отмечены.

Анализ понятийных признаков концепта позволил прийти к выводу о его непрерывной эволюции, в тесной связи с развитием русского общества, его культурной и языковой картиной мира.

Л и т е р а т у р а

1. Вайсгербер, Й. Л. Родной язык и формирование духа / Й. Л. Вайсгербер // Пер. с нем., вступ. ст. и коммент. О. А. Радченко. - Москва : Изд-во МГУ, 1993. - 224 с.

2. Ляпин, С. Х. Концептология: к становлению подхода / С. Х. Ляпин, В. И. Карасик. - Москва, 1997. - 115 с.

3. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. / Ю. С. Ляпин // Изд. 3-е, испр. и доп.

- Москва : Академический проспект, 2004. - 992 с.

4. Воркачев, С. Г. Концепт «счастье» в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологи-ческого анализа / С. Г. Воркачев. - Краснодар : Технический университет КубГУ, 2001. - 142 с.

5. Пименова, М. В. Методика анализа и теоретические установки Кемеровской школы концептуальных исследований / М. В. Пименова // Науковий вюник Херсоньского державного утверситету. Сер1я Шнгвютика. - 2013. - Вип. 18. - С. 50-59.

6. Пименова, М. В. Типология структурных элементов концептов внутреннего мира (на примере эмоциональных концептов) / М. В. Пименова // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1.

- С. 82-90.

7. Кубрякова, Е. С . Роль словообразования в формировании языковой картины мира / Е. С. Кубрякова // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - Москва : Наука, 1988.

- С. 141-172.

8. Колесов, В. В. Ментальные характеристики русского слова в языке и в философской интуиции / В. В. Колесов // Язык и этнический менталитет. - Петрозаводск : ПГУ, 1995. - С. 13-24.

9. Пименова, М. В. Концепт сердце: образ, понятие, символ / М. В. Пименова // Серия «Концептуальные исследования». - Вып. 9. - Кемерово : КемГУ, 2007. - 500 с.

10. Пименова, М. В. О типовых структурных элементах концептов внутреннего мира (на примере концепта душа) / М. В. Пименова // Язык. Этнос. Картина мира: сб. науч. тр. / Отв. ред. М. В. Пименова.

- Кемерово : Графика. - 2003. - С. 28-39. (Серия Концептуальные исследования. Вып. 1).

11. Пименова, М. В. Типы концептов и этапы концептуального исследования / М. В. Пименова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. - № 2-2. - С. 127-131.

12. Маслова, В. А. Коды лингвокультуры / В. А. Маслова, М. В. Пименова. - Москва : Флинта, Наука, 2016. - 180 с.

13. Карасик, В. И. Концепт как единица лингвокультурного кода / В. И. Карасик // Известия ВГПУ.

- 2009. - Т. 44. - № 10. - C. 4-11.

14. Воркачев, С. Г. Концепт как «зонтиковый термин» / С. Г. Воркачев // Язык, сознание, коммуникация. - 2003. - Вып. 24. - C. 5-12.

15. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов // Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Академический проспект, 2004. - 992 с.

16. Feldman J., and Narayanan S. Embodied meaning in a neural theory of language // Brain Lang. 89, 2004. 385 - 392. doi: 10.1016/S0093-934X(03)00355-9.

17. Langacker R. W. Concepts, Imageand Symbol. The Cognitive Basis of Grammar. - Berlin.B.; N.Y.:Moutonde Gruyter, 1990. - 395 p.

18. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь / Г. Дьяченко. - Москва : Типография Вильде, 1900. - 1120 с.

19. Словарь старославянского языка. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2006. - Т. II. - 646 с.

20. Словарь церковнославянского и русского языка / сост. II-м Отделением Императорской Академии наук. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Изд. Н. Л. Тиблена, 1867. - Т. II. - 988 стлб.

21. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль // Санкт-Петербург : Изд. книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 1881. - Т. II. - 807 с.

22. Словарь русского языка XVIII века. - Москва : Наука, 2004. - Вып. 14. - 280 с.

R e f e r e n c e s

1. Vajsgerber, J. L. Rodnoj yazyk i formirovanie duha / J. L. Vajsgerber // Per. s nem., vstup. st. i komment. O. A. Radchenko. - Moskva : Izd-vo MGU, 1993. - 224 s.

2. Lyapin, S. H. Konceptologiya: k stanovleniyu podhoda / S. H. Lyapin, V. I. Karasik. - Moskva, 1997.

- 115 s.

3. Stepanov, Yu. S. Konstanty: Slovar' russkoj kul'tury. / Yu. S. Lyapin // Izd. 3-e, ispr. i dop. - Moskva : Akademicheskij prospekt, 2004. - 992 s.

4. Vorkachev, S. G. Koncept «schast'e» v russkom yazykovom soznanii: opyt lingvokul'turologicheskogo analiza / S. G. Vorkachev. - Krasnodar : Tekhnicheskij universitet KubGU, 2001. - 142 s.

5. Pimenova, M. V. Metodika analiza i teoreticheskie ustanovki Kemerovskoj shkoly konceptual'nyh issledovanij / M. V. Pimenova // Naukovij visnik Herson'skogo derzhavnogo universitetu. Seriya Lingvistika. - 2013. - Vip. 18. - S. 50-59.

6. Pimenova, M. V. Tipologiya strukturnyh elementov konceptov vnutrennego mira (na primere emocional'nyh konceptov) / M. V. Pimenova // Voprosy kognitivnoj lingvistiki. - 2004. - № 1. - S. 82-90.

7. Kubryakova, E. S . Rol' slovoobrazovaniya v formirovanii yazykovoj kartiny mira / E. S. Kubryakova // Rol' chelovecheskogo faktora v yazyke. Yazyk i kartina mira. - Moskva : Nauka, 1988. - S. 141-172.

8. Kolesov, V. V. Mental'nye harakteristiki russkogo slova v yazyke i v filosofskoj intuicii / V. V. Kolesov // Yazyk i etnicheskij mentalitet. - Petrozavodsk : PGU, 1995. - S. 13-24.

9. Pimenova, M. V. Koncept serdce: obraz, ponyatie, simvol / M. V. Pimenova // Seriya «Konceptual'nye issledovaniya». - Vyp. 9. - Kemerovo : KemGU, 2007. - 500 s.

10. Pimenova, M. V. O tipovyh strukturnyh elementah konceptov vnutrennego mira (na primere koncepta dusha) / M. V. Pimenova // Yazyk. Etnos. Kartina mira: sb. nauch. tr. / Otv. red. M. V. Pimenova.

- Kemerovo : Grafika. - 2003. - S. 28-39. (Seriya Konceptual'nye issledovaniya. Vyp. 1).

11. Pimenova, M. V. Tipy konceptov i etapy konceptual'nogo issledovaniya / M. V. Pimenova // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2013. - № 2-2. - S. 127-131.

12. Maslova, V. A. Kody lingvokul'tury / V. A. Maslova, M. V. Pimenova. - Moskva : Flinta, Nauka, 2016. - 180 s.

13. Karasik, V. I. Koncept kak edinica lingvokul'turnogo koda / V. I. Karasik // Izvestiya VGPU. - 2009.

- T. 44. - № 10. - C. 4-11.

14. Vorkachev, S. G. Koncept kak «zontikovyj termin» / S. G. Vorkachev // Yazyk, soznanie, kommunikaciya. - 2003. - Vyp. 24. - C. 5-12.

15. Stepanov, Yu. S. Konstanty: Slovar' russkoj kul'tury / Yu. S. Stepanov // Izd. 3-e, ispr. i dop. - Moskva : Akademicheskij prospekt, 2004. - 992 s.

16. Feldman J., and Narayanan S. Embodied meaning in a neural theory of language // Brain Lang. 89, 2004. 385 - 392. doi: 10.1016/S0093-934X(03)00355-9.

17. Langacker R. W. Concepts, Imageand Symbol. The Cognitive Basis of Grammar. - Berlin.B.; N.Y.:Moutonde Gruyter, 1990. - 395 p.

18. D'yachenko G. Polnyj cerkovno-slavyanskij slovar' / G. D'yachenko. - Moskva : Tipografiya Vil'de, 1900. - 1120 s.

19. Slovar' staroslavyanskogo yazyka. - Sankt-Peterburg : Izd-vo SPbGU, 2006. - T. II. - 646 s.

20. Slovar' cerkovnoslavyanskogo i russkogo yazyka / sost. II-m Otdeleniem Imperatorskoj Akademii nauk. - 2-e izd. - Sankt-Peterburg : Izd. N. L. Tiblena, 1867. - T. II. - 988 stlb.

21. Dal', V. I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka / V. I. Dal' // Sankt-Peterburg : Izd. knigoprodavca-tipografa M. O. Vol'fa, 1881. - T. II. - 807 s.

22. Slovar' russkogo yazyka XVIII veka. - Moskva : Nauka, 2004. - Vyp. 14. - 280 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.