Подземное строительство
------ЖИЛИЩНОЕ ---
строительство
Научно-технический и производственный журнал
УДК 69.035.4
А.Г. ШАШКИН1, д-р геол.-мин. наук, координатор Санкт-Петербургской комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям, ген. директор ([email protected]);
В.Н. ЗЕНЦОВ2, канд. техн. наук; В.М. УЛИЦКИЙ3, д-р техн. наук, научный руководитель ООО «ПИ Геореконструкция»
1 ООО «ПИ Геореконструкция» (190005, г. Санкт-Петербург, Измайловский пр., 4, оф. 414) 2 Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого (195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29) 3 Петербургский государственный университет путей сообщения им. Императора Александра I (190031, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 9)
Развитие подземного пространства мегаполиса
Особую актуальность освоение подземного пространства современного мегаполиса имеет для Санкт-Петербурга, имеющего обширный исторический центр, приспособление которого для современной жизни может осуществляться только за счет подземного строительства. Развитие городского андеграунда позволяет решать транспортные, инфраструктурные проблемы, насытить центр города необходимыми местами для парковки; снабдить городские культурные центры, возведенные в прошлые века, просторными вестибюлями. Подземные объемы под объектами культурного наследия позволяют обеспечить их длительную сохранность и приспособить для современного использования. В ряде случаев удается даже вернуть устаревшему зданию-памятнику его первоначальную функцию. До недавнего времени подземное строительство в северной столице ограничивалось исключительно устройством метрополитена и глубоких коллекторов. В последние полтора десятилетия стали появляться подземные объемы под отдельными сооружениями. Имеются как положительные, так и отрицательные примеры устройства подземных сооружений (в части влияния на окружающую застройку). Развитие подземного пространства в настоящее время тормозится отсутствием соответствующих ориентиров в генеральном плане города. В нем должны быть отражены приоритеты развития подземного пространства, направленность, технические параметры. Кроме того, отсутствует трехмерный кадастр земельных участков, не развиты в нормативном и практическом аспектах вопросы размещения инженерных коммуникаций в проходных коллекторах. В статье обсуждается необходимость планирования освоения подземного пространства на уровне генерального плана города, создания 3D-кадастра, нормативных документов. Приводится информация о наличии в распоряжении специалистов-геотехников эффективного расчетного аппарата и апробированных проектных решений по устройству подземных сооружений в условиях городской застройки на слабых глинистых грунтах. Отмечается необходимость привлечения к освоению подземного пространства исключительно высококвалифицированных специалистов.
Ключевые слова: подземное пространство, подземное строительство, генеральный план города, трехмерный кадастр, проходные коллекторы, слабые глинистые грунты, сохранение памятников, геотехника.
Для цитирования: Шашкин А.Г., Зенцов В.Н., Улицкий В.М. Развитие подземного пространства мегаполиса // Жилищное строительство. 2018. № 9. С. 30-36.
A.G. SHISHKIN1, Doctor of Sciences (Geology and Mineralogy), Coordinator of Sankt-Petersburg Commission on Bases Foundations, and Underground Facilities, General Director ([email protected]); V.N. ZENTSOV2, Candidate of Sciences (Engineering); V.M. ULITSKY3, Doctor of Sciences, Research Manager, OOO 'PI Georeconstruction" 1 OOO "PI Georeconstruction" (4, off. 414, Izmaylovsky Prospect, Saint-petersburg, 190005, Russian Federation) 2 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (29, Polytehnicheskaya Street, Saint-Petersburg, 195251, Russian Federation) 3 Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (9, Moskovsky Prospect, Saint-Petersburg, 190031, Russian Federation)
Development of Underground Space of Megapolis
The development of the underground space of the modern metropolis is particular relevant for St. Petersburg, which has an extensive historical center, the adaptation of which for modern life can be carried out only through underground construction. The development of the urban underground makes it possible to solve transport and infrastructure problems, to saturate the city center with the necessary parking places; to supply the city cultural centers built in the past centuries with spacious lobbies. Underground volumes under the objects of cultural heritage allow to provide their long-term preservation and to adapt for modern use. In some cases, it is even possible to restore the original function of the obsolete building-monument. Until recently, underground construction in the Northern capital was limited exclusively to the subway and deep collectors. In the last decade and a half underground volumes under separate facilities began to appear. There are both positive and negative examples of underground structures (in terms of their impact on the surrounding development). The development of underground space is currently hampered by the lack of appropriate guidelines in the Master plan of the city. It should reflect the priorities for the development of underground space, orientation, technical parameters. In addition, there is no three-dimensional cadastre of land, problems of the placement of utilities in the straight-way collectors are not developed in the regulatory and practical aspects. The article discusses the need for planning the development of underground space at the level of the master plan of the city, the creation of 3D-cadastre, regulatory documents. Information on the availability of the efficient calculation apparatus and approbated design on the construction of underground structures under the conditions of city development on weak clayey soils at the disposal of geotechnical specialists are presented. It is noted that it is necessary to involve only highly qualified specialists in the development of underground space.
Keywords: underground space, underground construction, Master plan of city, 3D cadastre, straight-way collectors, weak clayey soils, preservation of monuments, geotechnics.
For citation: Shishkin A.G., Zentsov V.N., Ulitsky V.M. Development of underground space of megapolis. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2018. No. 9, pp. 30-36. (In Russian).
30
92018
Научно-технический и производственный журнал
Петр Великий был великим архитектором. Он так представил себе свою морскую столицу, что вот уже три века она развивается согласно его планам. Это известное высказывание совершенно справедливо. Санкт-Петербург вошел в историю градостроительства как город, изначально строившийся по единому генеральному плану: с системой широких проспектов и улиц, набережных, с фасадами дворцов и рядовой застройки, выходящими на красные линии улиц, с высотным регламентом, предписывающим не строить гражданские здания выше карниза Зимнего дворца, с системой высотных доминант, замыкающих перспективы главных проспектов [1—4].
В современных условиях европейские столицы, крупные исторические города интенсивно осваивают собственное подземное пространство. В Мадриде, городе с населением 2,5 млн жителей, построено более 50 транспортных тоннелей, решающих не только транспортные, но и эстетические проблемы. Например, транспортный поток, преграждавший пешеходам подходы к королевскому дворцу, уведен под землю, а на поверхности образовалась красивая зеленая площадь. Вокзал, на который приходят пригородные электрички и поезда дальнего следования, вместе со станцией городского метро спрятан под площадью Соль в самом центре испанской столицы.
В Париже, недалеко от библиотеки им. Франсуа Миттерана целый район, занятый железнодорожными путями - наподобие Сортировочной в Петербурге - сегодня перекрыт сплошным плоским мостом, на котором расположились дома, улицы, скверы, превратившие железнодорожный уровень в подземный. Вестибюль под дворами Лувра не только объединил в единый музейный комплекс различные корпуса, не только раскрыл археологическую жемчужину - основание средневекового замка, но и соединил музей с паркингом экскурсионных автобусов и целой торговой галереей.
Современные железнодорожные вокзалы получили новую возможность развития благодаря устройству подземных этажей и тоннелей (рис. 1).
Почему бы, например, не воспользоваться опытом небольшого французского городка и не устроить обширный подземный паркинг прямо под руслом реки? Не пора ли российским мегаполисам начать плановое освоение подземного пространства? На этот вопрос геотехники - специалисты по механике грунтов, основаниям, фундаментам и подземным сооружениям, конечно же, ответят положительно. Однако в наш век узкой специализации нелишне напом-
нить, что во главе всякого строительного дела всегда стоит главный строитель, что по-гречески звучит так: архитектор. И пока архитектор не придумает, как придать пространству ту или иную форму и содержание, не начнется ни одно строительное дело.
Именно поэтому так важен диалог между разными специалистами: градостроителями и архитекторами, которые знают, где и что следует построить; градозащитниками и специалистами по охране памятников, которые должны следить за сохранением исторического облика города в целом и отдельных зданий; геотехниками, которые знают, как безопасно осваивать подземное пространство под городом.
О генеральном плане подземного города
Совершенно очевидно, что без генерального плана под землей может сложиться только стихийный город - наподобие тех, что возникали в эпоху средневековья: с узкими кривыми улицами, случайными постройками. Более того, подземные постройки в отличие от наземных гораздо сложнее преобразовать, реконструировать и даже просто снести. Если под перекрестком двух улиц, под городской площадью разместить подземное сооружение можно быть уверенным, что на этом месте в ближайшую сотню лет не возникнет ничего нового. Там уже не смогут построить транспортную развязку, разместить необходимую городу функцию. Поэтому, несомненно, исходя из нужд города в целом должна быть разработана строгая иерархия освоения и развития подземного пространства.
На первом месте, очевидно, должны стоять общегородские надобности: уже упомянутые автомобильные тоннели, сквозные магистрали под городом, развязки, подземные вокзалы, общественные парковки и пр. Перечисленные зоны подземного пространства города должны быть зарезервированы именно под эти нужды. Даже если сегодня не представляется возможным запланировать их финансирование, этот резерв следует сохранить для потомков.
Другие общегородские подземные пространства можно наделить определенными функциями по аналогии с наземным генеральным планом. Конечно же, под землей не будет жилья, но вестибюли музеев, театров, концертных залов вполне могут там расположиться. Там могут появиться торговые и даже деловые зоны, зоны по обслуживанию населения.
Наконец, под отдельными историческими зданиями при их реконструкции и даже под памятниками архитектуры при
Рис. 1. Устройство подземных этажей в историческом здании лондонского вокзала 92018 ~
Подземное строительство
цн
л
Научно-технический и производственный журнал
Рис. 2. Фрагмент схемы размещения подземных сооружений в Хельсинки [5]
их приспособлении для современного использования должно быть освоено подземное пространство на глубину хотя бы одного-двух этажей. Строить в историческом городе и не осваивать при этом подземное пространство - непозволительная роскошь.
Между подземными объемами различной собственности и назначения должны быть предусмотрены горизонтальные связи, которые можно использовать не только для удобства обычной коммуникации, но и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Скажем, если в ряде зданий на городском проспекте имеются подземные паркинги, а под проспектом проложена транспортная магистраль, отчего же не решить въезды в эти паркинги непосредственно с этой магистрали?
В Хельсинки концепцию освоения подземного пространства начали разрабатывать в середине 1970-х гг., а в 1980-х епартамент по градостроительству занялся созданием подземного раздела генерального плана - так называемого «подземного плана» (рис. 2). В генеральном плане города зафиксированы участки, которые заняты под городские нужды, и отражена информация о пространствах, пригодных для строительства. В настоящее время многое из того, что было запланировано полвека назад, уже реализовано.
Рис. 3. Устройство развитого подземного пространства под Ка-менноостровским театром позволило сохранить памятник и вернуть ему первоначальную функцию
Однако при желании все эти вопросы успешно разрешаются: нормы совершенствуются, разрабатываются необходимые компенсационные мероприятия. Один из авторов статьи был свидетелем такого подхода при реставрации и приспособлении одного памятника архитектуры под правительственную резиденцию. Для того чтобы избежать бесконечных ремонтных работ на поверхности (которые по понятным причинам не нравились службе безопасности), все коммуникации были упрятаны в одном проходном коллекторе, а обычно непримиримые службы эксплуатации различных сетей как-то очень быстро и мирно договорились между собой.
Полной противоположностью этому подходу выглядит другой пример. При очередной попытке проектирования подземного сооружения под площадью Восстания в Санкт-Петербурге (такие попытки наблюдаются с периодичностью 5-7 лет) выяснилось, что владельцам сетей не нужны никакие проходные коллекторы; отдайте им верхние 3 м для размещения коммуникаций, как везде и всюду, а о том, что расположено ниже, они и знать не хотят. В таком случае подземное сооружение сразу же лишается самого интересного верхнего яруса.
Об освоении подземного пространства как способе сохранить исторический центр города
О 3Р-кадастре и подземных коммуникациях
Одной из проблем, стоящих на пути освоения подземного пространства, является инертность мышления и нежелание совершенствовать сложившуюся систему. Плоский подход к рассмотрению прав собственности на землю, отразившийся в плоском кадастре, привычка к размещению инженерных коммуникаций в земле на стандартной глубине и расстоянии друг от друга требуют глубокого изменения.
Каждый владелец земельного участка должен четко знать, на какую глубину распространяются его права собственности, какие коммуникации глубокого заложения или сооружения метрополитена уже находятся или запланированы под его владением и на какой глубине.
Размещению инженерных коммуникаций в траншеях должен быть положен конец как пережитку прошлого века. В центральной части города они должны располагаться в проходных коллекторах. Обычное возражение звучит так: невозможно из условий безопасности разместить все коммуникации в одном коллекторе, этого не допускают действующие общефедеральные и ведомственные нормы.
32| -
Санкт-Петербург имеет самый большой в мире исторический центр, охраняемый ЮНЕСКО, который достигает границ городской застройки столицы Российской империи рубежа XIX и ХХ вв., население которой тогда превышало 1 млн жителей. В таких городах, как Флоренция, на охраняемой территории проживало 50-60 тыс. жителей, в Венеции - 150 тыс. жителей. Очевидно, что опыт этих сравнительно небольших городов по превращению всего исторического центра в музей под открытым небом неприемлем для исторического мегаполиса, каким является Санкт-Петербург. У специалистов нет права обрекать жителей исторического центра на участь музейных экспонатов. Очевидно, что колоссальный исторический центр Санкт-Петербурга должен приспосабливаться для современного использования. Наиболее адекватным путем приспособления является развитие и освоение подземного пространства.
Это весьма перспективно как для города в целом, так и для отдельных исторических зданий и памятников. Город сохраняет нетронутым свой исторический облик. Все новое, необходимое для обеспечения современной жизни, прячется под землей.
^^^^^^^^^^^^^^ |9'2018
Научно-технический и производственный журнал
Устройство подземных объемов под зданиями позволяет привести их в соответствие с актуальными требованиями к комфорту, надежности и безопасности. На минус первом и втором этажах могут разместиться парковки, технические помещения для многочисленных инженерных коммуникаций, вентиляционные камеры, подсобные помещения.
Развитие подземного пространства имеет колоссальный потенциал в деле приспособления объектов культурного наследия для современного использования. Во многих случаях при этом появляется возможность не только возвратить памятник в общественный обиход, но и вернуть ему первоначальную функцию, что может считаться «высшим пилотажем» в деле сохранения памятников. Так, благодаря устройству обширного подземного этажа под Каменно-островским театром, который вчетверо превышал площадь памятника (рис. 3), здание стало пригодно для современной театральной жизни и снова смогло использоваться по своему первоначальному назначению [6, 7]. Парадный вестибюль, организованный под Константиновским дворцом и террасой, позволил удовлетворить требованиям современного протокола и вернуть зданию высшие государственные представительские функции [8].
Насколько безопасно освоение подземного пространства для памятников и исторической застройки?
Ответ на этот вопрос очень прост: достаточно привлечь профессионалов. Доказательством тому служат, например, заглубленные объемы под объектами ансамбля «Новая Голландия» [9], на Почтамтской ул. [10], в Загородном пр. [11]. В распоряжении специалистов-геотехников имеются достоверные расчетные модели, учитывающие (как того требует 384-ФЗ) взаимодействие сооружения и основания, нелинейную и реологическую работу материалов конструкций и грунтов. Разработаны надежные проектные решения по устройству котлованов подземных сооружений, обеспечивающие безопасность существующей застройки [12]. Выбраны безопасные геотехнологии и отлажены щадящие режимы их работы [9]. Отработана система геотехнического мониторинга, позволяющего контролировать соблюдение безопасного ведения работ для существующей застройки [13].
Однако имеются ли механизмы защиты от непрофессионалов? К сожалению, на этот вопрос сегодня следует дать отрицательный ответ. В настоящее время непрофессионал уравнен в правах с профессионалом. Наличие многолетнего опыта, ученых званий, реальных достижений в освоении подземного пространства легко уравновешиваются демпинговой ценой дилетанта, который, по меткому замечанию профессора В.М. Улицкого, не знает даже того, чего он не знает.
Дилетантизм становится массовым явлением, которое по своим последствиям страшнее бубонной чумы. Созданные для профессионалов сложные расчетные программы, высокие технологии (требующие высокого интеллекта) в руках профанов становятся опасными игрушками, маскирующими полное отсутствие знания предмета. В современных условиях главное препятствие на пути освоения подземного пространства под историческим центром города состоит в том, что отсутствует эффективный механизм защиты от дилетантов. Без его создания к освоению подземного пространства, связанному с повышенным количеством факторов и уровнем риска, лучше и не приступать.
92018 ^^^^^^^^^^^^^
О нормативном обеспечении
механической безопасности городской застройки при развитии подземного пространства
В России любят говорить о несовершенстве законов и норм. В этой критике часто много справедливого. Однако встречаются и весьма прогрессивные законы. Имеются все основания утверждать, что для обеспечения механической безопасности (в том числе при освоении подземного пространства) достаточно соблюдать Федеральный закон 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Перечислим ряд ключевых положений закона, особенно актуальных для подземного строительства.
В нем прописаны требования к расчетным моделям, схемам, основным предпосылкам расчета. Они должны отражать действительные условия работы здания или сооружения, отвечающие рассматриваемой строительной ситуации. Необходимо учитывать пространственную работу строительных конструкций, геометрическую и физическую нелинейность и даже пластические и реологические свойства материалов и грунтов. Особо оговаривается необходимость расчета зданий и оснований с учетом их взаимодействия.
Закон № 384-Ф3 вводит требование об обеспечении безопасности окружающей застройки. Негативное влияние строительства на окружающую застройку должно быть минимальным, не допускается возникновение угрозы для жизни и здоровья граждан, для сохранности имущества. Согласно закону в проектной документации должны быть предусмотрены меры, предупреждающие или уменьшающие последствия техногенных воздействий.
Закон приветствует применение результатов исследований. Без научных исследований, без обобщения достижений современной геотехники решение задач развития подземного пространства абсолютно невозможно. В законе № 384-ФЗ введено требование о научном сопровождении изысканий и проектирования для сложных и ответственных объектов. Для них проектируемые мероприятия по обеспечению безопасности должны быть обоснованы результатами исследований, расчетами, испытаниями, моделированием сценариев возникновения опасных техногенных воздействий, оценкой риска их возникновения. Если проектировщик видит недостаток норм, он должен восполнить пробел, прибегая к исследованиям, созданию новых расчетных моделей и проводя испытания.
Таким образом, требования Закона № 384-ФЗ предъявляют высокие профессиональные требования ко всему строительному сообществу - изыскателям, проектировщикам, строителям, эксплуатирующим организациям, экспертным и надзорным органам. Последовательное и обязательное применение закона не оставляет места любительским формированиям, которые часто побеждают во всевозможных тендерах, проводимых по критериям «кто дешевле» или «кто ближе». Требованиям закона способен удовлетворять только высокий профессионал, активно занимающийся самообразованием, для которого научные исследования являются пищей для размышлений. Закон нацеливает на инновационные подходы к строительному процессу, повышению его эффективности. Основные положения закона развиты в системе нормативных документов - сводов правил и ГОСТов. Однако, как известно, в России строгость
- 33
Подземное строительство
------ЖИЛИЩНОЕ ---
СТРОИТЕЛЬСТВО
Научно-технический и производственный журнал
законов смягчается необязательностью их исполнения. Весьма способствует этому и система негосударственной экспертизы - этих платных «экзаменаторов», которые не могут поставить двойку нерадивому «студенту», иначе останутся без средств для существования.
Остается надеяться, что государственные органы все же научатся содействовать исполнению прогрессивного Федерального закона № 384-ФЗ.
О сохранении исторических зданий
Санкт-Петербург знаменит не только своими памятниками, но и почти полностью сохранившейся дореволюционной рядовой застройкой, создающей фон для архитектурных шедевров. В связи с этим совершенно естественно стремление сохранить историческую застройку, которое закреплено в городском законе № 820. Однако формулировка этого закона такова, что сохранению теперь подлежат все дореволюционные строения без разбора (почему-то кроме аварийных), вне зависимости от их ценности, включая дровяные сараи и каретники. Такое замораживание центра города является препятствием для продолжения жизни в нем, обрекает центр на ветшание и вымирание. В нынешнем виде городской закон является препятствием и для развития подземного пространства: если нельзя сносить малоценную и негодную для современной жизни дворовую застройку, где же устраивать подземные объемы? Необходимо изменить принятый в законе критерий, позволяющий принимать решение о сохранении или демонтаже исторической застройки. В настоящее время закон устроен так, что историческое строение можно снести только тогда, когда оно станет аварийным, причем вне зависимости от его эстетических достоинств, не говоря уже о моральном старении. Следовательно, инвестор появится в центре города, когда конкретный объект придет в аварийное состояние и появится возможность его реконструкции. Абсурдность такого способа «сохранения» города очевидна.
Необходимо изменить принятый в законе критерий «аварийность» на критерий «ценность» того или иного строения. При работе с объектом, не являющимся памятником, инвестор должен иметь право самостоятельно принимать решение, каким образом он сохраняет внешний облик исторического здания - буквально сберегая лицевое строение, фасадную стену либо путем воссоздания исторического фасада. Критерий «целесообразность» должен быть в руках инвестора, но при строгих правилах, исключающих изменение внешнего облика лицевого строения.
О достижениях геотехники в деле освоения подземного пространства
Опыт устройства подземных сооружений в условиях городской застройки Санкт-Петербурга, накопленный в последние 10-15 лет, обобщен в многочисленных публикациях [9-15], где подробно рассмотрены особенности конструирования ограждения глубоких котлованов, применения различных геотехнологий. Поэтому здесь остановимся только на основных принципах проектирования подземных сооружений в условиях распространения слабых глинистых грунтов.
Одной из самых существенных особенностей инженерно-геологических условий Санкт-Петербурга, которую не-
34| -
обходимо учитывать при любом строительстве, а при освоении подземного пространства, в особенности, является распространение под всем историческим центром города так называемых слабых глинистых грунтов. Эти отложения озерно-морского и озерно-ледникового генезиса способны изменять свое поведение при нарушении природного сложения. Воздействия, характерные для строительной площадки, во многих случаях приводят к нарушению их природной структуры. При этом грунт перестает работать как квазитвердое тело и превращается в жидкообразную среду. Поэтому все, что происходит на строительной площадке, следует оценивать в аспекте нарушения структурных связей в водонасыщенном глинистом грунте. Нарушение структурных связей может происходить при динамических воздействиях, при вытеснении грунта из объема скважины при устройстве свай по технологии «Fundex», «Atlas», DDS и т. п., при избыточном извлечении грунта из объема выработки при изготовлении буровой сваи, стены в грунте и пр. [8, 14]. Нарушение структурных связей отражается преимущественно на скоростях развития деформаций при идентичных воздействиях.
В качестве итога многолетних натурных исследований одним из авторов этой статьи предложена вязкопласти-ческая модель грунта, описывающая поведение водона-сыщенных глинистых грунтов малой и средней степени литификации при квазистатическом нагружении и разгрузке [10], реализованная в программном комплексе FEM models еще в 2002 г. и его новом варианте IEE Cloud. Основной идеей построения этой феноменологической модели поведения грунта является независимое описание деформационного упрочнения при уплотнении и формоизменении. При этом параметры модели определяются из стандартных испытаний - из компрессионных опытов и трехосных испытаний. Одним из параметров этой модели является вязкость грунта, который при нарушении структуры грунта влияет на ускорение развития деформации на два порядка.
Предложен следующий принцип проектирования глубоких котлованов: расчеты подземных сооружений в условиях городской застройки необходимо проводить по двум группам предельных состояний, как для самого проектируемого сооружения, так и для соседней застройки [15].
Расчет по второй группе предельных состояний (по деформациям) должен выполняться исходя из удовлетворения нормативных требований СП 22.13330 по допустимым дополнительным деформациям соседней застройки от всей суммы воздействий, связанной со строительством объекта.
Исходя из этого условия выбирается конструкция ограждения котлована и система его крепления, обеспечивающая допустимые деформации соседней застройки при принятой последовательности и скорости производства работ с соблюдением штатных технологических режимов. В этом случае очень важно точно прогнозировать скорость развития деформаций основания во времени, принимая адекватные реологические модели. Очевидно, что наиболее экономичное решение ограждающих и распорных конструкций можно получить, если обеспечить сохранность природной структуры грунта.
Однако проект, основанный исключительно на предположении о сохранности природной структуры грунта и не имеющий инструментов по противодействию аварий-
^^^^^^^^^^^^^ |9'2018
Научно-технический и производственный журнал
Рис. 4. Строительство подземного сооружения в условиях плотной городской застройки на Загородном пр. в Санкт-Петербурге
ному сценарию развития событий, по нашему глубокому убеждению, не имеет права на существование. Ошибка в производстве работ или задержка сроков их выполнения не должны приводить к катастрофическому разрушению соседней застройки. Поэтому в практику геотехнических расчетов авторами введено понятие расчета соседней застройки по первой группе предельных состояний [15]. Соседняя застройка должна быть рассчитана по прочности и устойчивости при воздействиях со стороны строительства
Список литературы
1. Пашкин Е.М. Модернизация подземного пространства в пределах исторических территорий мегаполисов // Метро и тоннели. 2012. № 3. С. 38-40.
2. Дашко Р.Э., Горская В.А. Исторический аспект геоэкологических исследований при решении инженерно-геологических проблем освоения и использования подземного пространства мегаполисов (на примере Санкт-Петербурга) // Евразийский союз ученых. 2015. № 6-5 (15). С. 131-136.
3. Дашко Р.Э., Горская В.А. О необходимости изучения микробиологической компоненты в подземном пространстве мегаполисов для решения инженерно-геологических проблем (на примере Санкт-Петербурга) // Научный альманах. 2015. № 9 (11). С. 1100-1105.
4. Коротаев В.П. Развитие подземного пространства -часть совершенствования пространственной структуры территории города Москвы // Градостроительство. 2016. № 1 (41). С. 27-37.
5. Sterling R., Admiraal Н., Bobylev N., Parker H., Godard J.-P., Vähäaho I., Rogers C.D.F., Xiaodong Shi, Hanamura T. Sustainability issues for underground space in urban areas // Proceedings of the Institution of Civil Engineers. Urban Design and Planning. Paper 1000020. Received 01/03/2010 Accepted 11/10/2010. P. 1-14.
6. Дементьева В.А., Рахманов В.С., Шашкин А.Г. Камен-ноостровский театр: синтез достижений реставрации и геотехники. СПб.: Геореконструкция, 2014. 272 с.
7. Шашкин А.Г. Модификация метода TOP-DOWN для условий реставрации и реконструкции исторического здания // Жилищное строительство. 2009. № 2. С. 12-14.
9'2018 ^^^^^^^^^^^^^
подземного сооружения, связанных с неопределенными задержками во времени строительства и нарушением природной структуры грунта. Другими словами, нарушение щадящих технологических режимов и сроков производства работ не должно приводить к разрушению соседней застройки. Расчеты по первой группе предельных состояний для соседней застройки следует выполнять из условий обеспечения прочности и устойчивости несущих конструкций, исходя из их совместного расчета с основанием.
В техническом отношении превышение допустимых осадок (эта величина ограничивается, например, действующими федеральными, а также петербургскими и московскими региональными нормами) означает частичную или полную потерю эксплуатационной пригодности здания. Превышение предельных осадок по первой группе предельных состояний для соседней застройки означает угрозу катастрофического обрушения. В юридическом отношении превышение допустимых осадок означает возникновение имущественной ответственности виновной стороны, а превышение предельных осадок может быть связано с уголовной ответственностью.
Изложенная методология проектирования подземных сооружений была успешно апробирована на нескольких десятках объектов в Санкт-Петербурге, в числе которых подземный паркинг под жилым зданием на Загородном пр. (рис. 4).
References
1. Pashkin E.M. Modernization of underground space within the historical territories of megacities. Metro i tonneli. 2012. No. 3, pp. 38-40. (In Russian).
2. Dashko R.E., Gorskaya V.A. The historical aspect of geo-ecological research in solving engineering and geological problems of the development and use of the underground space of megacities (on the example of St. Petersburg). Evraziiskii soyuzuchenykh. 2015. No. 6-5 (15), pp. 131-136. (In Russian).
3. Dashko R.E., Gorskaya V.A. On the need to study the microbiological component in the underground space of megacities for solving engineering and geological problems (using the example of St. Petersburg). Nauchnyi al'manakh. 2015. No. 9 (11), pp. 1100-1105. (In Russian).
4. Korotaev V.P. The development of the underground space is part of the improvement of the spatial structure of the territory of the city of Moscow. Gradostroitel'stvo. 2016. No. 1 (41), pp. 27-37. (In Russian).
5. Sterling R., Admiraal Н., Bobylev N., Parker H., Godard J.-P., Vahaaho I., Rogers C.D.F., Xiaodong Shi, Hanamura T. Sustainability issues. Proceedings of the Institution of Civil Engineers. Urban Design and Planning. Paper 1000020. Received 01/03/2010 Accepted 11/10/2010. P. 1-14.
6. Dementieva V.A., Rakhmanov V.S., Shashkin A.G. Kamennoostrovskii teatr: sintez dostizhenii restavratsii i geotekhniki [Kamennoostrovsky Theater: synthesis of the achievements of restoration and geotechnics]. Sain Peterburg: Georeconstructsia. 2014. 272 p.
7. Shashkin A.G. Modification of the TOP-DOWN method for the conditions of restoration and reconstruction of a historic building. Zhilishchnoe stroitefstvo [Housing construction]. 2009. No. 2, pp. 12-14. (In Russian).
8. Ulitsky V.M., ShashkinA.G.,Shashkin K.G. Geotekhnicheskoe soprovozhdenie razvitiya gorodov [Geotechnical support
- 35
Подземное строительство
------ЖИЛИЩНОЕ ---
СТРОИТЕЛЬСТВО
Научно-технический и производственный журнал
8. Улицкий В.М., Шашкин А.Г., Шашкин К.Г. Геотехническое сопровождение развития городов. СПб.: Стройиз-дат Северо-Запад, Геореконструкция, 2010. 551 с.
9. Богов С.Г. Применение технологии струйной цементации для освоения подземного пространства Санкт-Петербурга // Промышленное и гражданское строительство. 2017. №12. С. 31-43.
10. Шашкин А.Г. Проектирование зданий и подземных сооружений в сложных инженерно-геологических условиях Санкт-Петербурга. М.: Академическая наука - Геомаркетинг, 2014. 352 с.
11. Шашкин А.Г., Богов С.Г. Использование технологии jet grouting при устройстве подземного объема в условиях слабых глинистых грунтов // Жилищное строительство. 2014. № 9. С. 27-33.
12. Шашкин А.Г., Шашкин К.Г. Подземное строительство в Санкт-Петербурге: Краткий обзор технических решений // Жилищное строительство. 2016. № 9. С. 15-22.
13. Шашкин А.Г., Улицкий В.М. Основы мониторинга механической безопасности сооружений при строительстве и эксплуатации // Промышленное и гражданское строительство. 2017. № 12. С. 6-14.
14. Шашкин А.Г., Богов С.Г. Апробация технологии «стена в грунте» в инженерно-геологических условиях Санкт-Петербурга // Промышленное и гражданское строительство. 2012. № 11. С. 20-22.
15. Шашкин А.Г. Основы расчета подземных сооружений в условиях городской застройки на слабых глинистых грунтах // Жилищное строительство. 2011. № 6. С. 39-46.
of urban development]. Sain Peterburg: Stroiizdat Severo-Zapad, Georekonstruktsiya. 2010. 551 p.
9. Bogov S.G. Application of the technology of jet grouting for the development of the underground space of St. Petersburg. Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo. 2017. No. 12, pp. 31-43. (In Russian).
10. Shashkin A.G. Proektirovanie zdanii i podzemnykh sooruzhenii v slozhnykh inzhenerno-geologicheskikh usloviyakh Sankt-Peter-burga [Design of buildings and underground structures in the complex engineering and geological conditions of St. Petersburg]. Moscow: Academic Science - Geomarketing. 2014. 352 p.
11. Shashkin A.G., Bogov S.G. The use of technology jet grouting in the installation of underground volume in conditions of weak clay soils. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2014. No. 9, pp. 27-33. (In Russian).
12. Shashkin A.G., Shashkin K.G. Underground construction in St. Petersburg: a brief overview of technical solutions. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2016. No. 9, pp. 15-22. (In Russian).
13. Shashkin A.G., Ulitsky V.M. Fundamentals of monitoring the mechanical safety of structures during construction and operation. Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo. No. 12, pp. 6-14. (In Russian).
14. Shashkin A.G., Bogov S.G. Approbation of the «wall in the ground» technology in the engineering and geological conditions of St. Petersburg. Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo. 2012. No. 11, pp. 20-22. (In Russian).
15. Shashkin A.G. Bases of calculation of underground constructions in the conditions of city building on weak clay soils. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction. 2011. No. 6, pp. 39-46. (In Russian).
XIV Всероссийский конгресс
«Государственное регулирование градостроительства 2018 Осень»
16-17 октября 2018 г. Конгресс-центр гостиницы «Космос»
Темы конгресса
• Территориальное планирование; ДПТ; сметная • Упрощенный порядок ИЖС (Федеральный Закон, стоимость строительства; комплексное освоение принятый в июле 2018 г. «О внесении изменений в территорий и развитие промышленных зон: Градостроительный кодекс Российской Федерации практика правоприменения за 2018 г. и отдельные законодательные акты РФ»).
• Градостроительная подготовка земельных • Техрегулирование градостроительной деятельности. участков. Согласование проектов генеральных • Кадастровый учет земельных участков для целей планов, проектов правил землепользования и градостроительства, в том числе вопросы застройки. обжалования решений о приостановлении
• Охранные зоны: новый Федеральный Закон, государственного кадастрового учета. принятый в июле 2018 г. • Подготовка и экспертиза проектной документации.
• Самовольные постройки: новый Федеральный Выдача разрешительной документации на Закон, принятый в июле 2018 г. строительство и реконструкцию.
К выступлению на Конгрессе приглашены представители: Министерства экономического развития РФ; ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России»; НП «Центр инноваций муниципальных образований»; Юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP; Компании "Land&RealEstate. LegalConsulting" и другие эксперты.
Организатор компания «АСЭРГРУПП» Более подробная программа, условия и стоимость участия на сайте: http://www.asergroup.ru
E-mail: [email protected] Тел./факс: (495) 988-61-15, 971-56-81
36
9'2018