Научная статья на тему 'Развитие плодово-ягодного рынка России'

Развитие плодово-ягодного рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
653
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ПЛОДОВО-ЯГОДНАЯ ПРОДУКЦИЯ / РОЗНИЧНАЯ ПРОДАЖА / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / MARKET / FRUIT AND BERRY PRODUCTS / RETAIL SALE / CONSUMPTION / IMPORT / EXPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухаметзянов Рафаил Рувинович

В статье рассмотрены вопросы формирования и развития рынка плодово-ягодной продукции в России. Проанализирована динамика розничных продаж свежих фруктов, формирование ресурсов и их использование, в том числе в расчете на 1 человека. Выявлено, что для российского рынка плодово-ягодной продукции характерно увеличение параметров спроса населения и его обеспечения преимущественно за счет импорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of both formation and development of fruit and berry products market in Russia are considered in the article. Fresh fruit retail sale dynamics, resources formation and their use, including their consumption per capita, have been analyzed as well. It has been discovered that Russian market of fruit and berry products is characterized by both an increase in consumer demand parameters and market saturation mainly through import.

Текст научной работы на тему «Развитие плодово-ягодного рынка России»

УДК 339.13:[635.07:634.1.075](470)

РАЗВИТИЕ ПЛОДОВО-ЯГОДНОГО РЫНКА РОССИИ

Р.Р. МУХАМЕТЗЯНОВ

(Кафедра мирового сельского хозяйства и ВЭС РгАу-МСХА имени К.А. Тимирязева)

В статье рассмотрены вопросы формирования и развития рынка плодово-ягодной продукции в России. Проанализирована динамика розничных продаж свежих фруктов, формирование ресурсов и их использование, в том числе в расчете на 1 человека. Выявлено, что для российского рынка плодово-ягодной продукции характерно увеличение параметров спроса населения и его обеспечения преимущественно за счет импорта.

Ключевые слова: рынок, плодово-ягодная продукция, розничная продажа, потребление, импорт, экспорт.

Любой рынок формируется за счет двух источников: собственного производства и ввоза продукции извне. Когда мы говорим о национальном рынке, то, как альтернатива ввозу, используется понятие «импорт». Помимо этого, часть производимой внутри страны или ввозимой на ее территорию продукции может вывозиться в третьи страны, тем самым также влияя на реальные параметры внутреннего рынка.

В настоящее время наша страна является активным участником мирового плодово-ягодного рынка, имея существенные позиции по импорту многих видов анализируемой продукции. Так, согласно статистике ФАО, в 2008 г. Россия занимала первое место в мире по ввозу яблок, абрикосов, вишни, персиков и нектаринов, мандаринов (включая тангарины и клементины), сушеных абрикосов, чернослива; второе — винограда, лимонов и лаймов, апельсинов, слив, грецких орехов очищенных; третье — изюма, арахиса очищенного; четвертое — грейпфрута, фундука очищенного, фисташек; пятое — бананов; седьмое — киви, клубники.

Между тем, в таких объемах Россия включилась в международную торговлю сравнительно недавно. Особенности исторического развития нашей страны определили и специфику ее участия на мировом рынке плодово-ягодной продукции. Во время существования Советского Союза политика государства была направлена на достижение удовлетворения потребностей населения во фруктах, ягодах и орехах преимущественно за счет собственного производства, и частично за счет ввоза из союзных государств, прежде всего из региона СЭВ. Так, в среднем за 1981— 1990 гг. в СССР ежегодно было импортировано 452,6 тыс. т яблок; 308,3 тыс. т апельсинов; 94,6 тыс. т лимонов и лаймов; 69,1 тыс. т грейпфрута; 69,1 тыс. т бананов;

57,1 тыс. т изюма; 12,1 тыс. т мандаринов.

Таким образом уже в последнее десятилетие существования СССР на первом месте ввоза был, как казалось, такой традиционный для нашей страны продукт, как яблоко. Естественно, что в настоящее время, сравнивая эти параметры с современными российскими, несколько удивляют прошлые объемы ввоза, особенно тех видов

плодово-ягодной продукции, которые не производились в странах бывших СССР и региона СЭВ. Например, уже в 1994 г. только в Россию было ввезено 458,4 тыс. т апельсинов; 410,6 тыс. т яблок; 381,7 тыс. т бананов; 79,4 тыс. т лимонов и лаймов,

47,1 тыс. т персиков и т.д.

В целом можно говорить о том, что в какой-то степени рынок плодово-ягодной продукции стал создаваться еще во время советского периода истории нашей страны. Естественно, что тогда и среди государственных деятелей, и среди производителей, и среди потребителей мало кто оперировал понятиями рынка: спросом и предложением. В большей степени говорили о потребностях населения в плодово-ягодной продукции и о необходимости их наиболее полного удовлетворения в основном отечественными производителями. Да и цены на фрукты, ягоды и орехи прежде всего устанавливались не в результате взаимодействия спроса и предложения, а директивно соответствующими органами власти.

В рамках агропромышленного комплекса был сформирован плодово-ягодный подкомплекс, все хозяйствующие субъекты которого были призваны в конечном итоге достигнуть единой цели максимизации производства фруктов, ягод и орехов. Тем более в тот период возможности для этого как территориальные, так и природноклиматические были гораздо разнообразнее, чем сегодня. Большие объемы плодовоягодной продукции производились в Молдавии, на Украине, в Закавказских республиках, в республиках Средней Азии. Вплоть до середины 80-х годов государство занималось целенаправленной деятельностью по развитию соответствующих производств тех видов фруктов, ягод и орехов, которые могли в промышленных масштабах выращиваться на территории СССР, расширяло мощности по хранению, переработке и транспортировке данных видов продукции. Например, в период Советского Союза большое внимание уделялось развитию виноградарства. Существенные сдвиги в развитии отрасли наступили в 60-е годы прошлого столетия. За пятилетний период 1956-1960 гг. было посажено 650 тыс. га виноградников. Таких темпов развития не знала ни одна страна в мире. В 70-80-е годы продолжалась закладка новых виноградных насаждений, одновременно решались вопросы рационального размещения, специализации и концентрации производства, сортового состава, механизации, мелиорации и химизации, была улучшена агротехника по уходу за плодоносящими насаждениями.

Однако антиалкогольная кампания, проводимая в 1985-1988 гг., нанесла непоправимый ущерб отрасли. В Советском Союзе за этот период было раскорчевано более 300 тыс. га и разрушено более 750 винодельческих заводов и предприятий. В стратегию и тактику претворения в жизнь этого на внешний вид прогрессивного постановления было заложено практически уничтожение отраслей виноградарства и виноделия. В результате этого, а также дальнейшего кризиса в отрасли, в России за 1985-2009 гг. площади виноградных насаждений сократились в 2,8 раз: с 177 до 63,8 тыс. га.

Распад СССР и реформирование экономики нашей страны в целом привел к ряду негативных последствий, которые предопределили специфику формирования и последующего развития национального рынка плодово-ягодной продукции. Либерализация экономики и переход к рыночным отношениям должны были благоприятно повлиять на активизацию предпринимательской деятельности как в области производства, так и в области сбыта фруктов, ягод и орехов. Однако в реальности произошло разрушение единого экономического пространства, разрыв многих десятилетиями наработанных связей между хозяйствующими субъектами плодовоягодного подкомплекса, теперь находящихся в суверенных государствах. Единая

цепочка товародвижения от непосредственного производителя к конечному потребителю была нарушена.

К тому же инфляция и кризис во многих отраслях народного хозяйства привели к существенному падению доходов большинства граждан России, которые, в свою очередь, были вынуждены сократить свой спрос на плодово-ягодную продукцию. Снижение покупательской способности вынудило население в целях обеспечения своих потребностей наращивать объемы производства фруктов и ягод в личных подсобных хозяйствах и на дачных участках. Все это в совокупности вместе с увеличением импорта относительно дешевой плодово-ягодной продукции из стран дальнего и ближнего зарубежья поставило сельхозорганизации, выращивающие данную продукцию, в особенно сложные экономические условия, что еще больше усугубило ситуацию с отечественным товарным производством.

Рассмотрим формирование и развитие российского рынка плодово-ягодной продукции более подробно, используя статистическую и прочую информацию. Следует отметить тот факт, что мы анализировали данные из разных источников, как российских, так и зарубежных, а также использовали сведения из периодической печати и мнения экспертов. При этом не всегда они в полной мере согласуются друг с другом.

Данные отечественной статистики (Росстат) свидетельствуют о том, что в период 1990-2009 гг. на российском рынке розничная продажа фруктов существенно варьировала (рис. 1). Отметим, что в 1970 г. она составляла 1453 тыс. т, в 1980 г. —

ФФФФФФФФФФФФОООООООООО

т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-СЧСЧСЧСЧСЧСЧСЧСЧСЧСЧ

Рис. 1. Розничная продажа свежих фруктов в России по годам, тыс. т

1615 тыс. т, а в 1990 г. — 3000 тыс. т. Таким образом, в какой-то степени можно говорить о том, что за период 1970-1990 гг. соответствующий розничный рынок вырос на 100%.

Трансформация экономики, становление рыночных отношений, негативные тенденции социально-экономического развития определили дальнейшую вариативность эволюции отечественного рынка плодово-ягодной продукции. Так, если в 1991 г. емкость розничного рынка составила 2550 тыс. т, то в 1992 г. она увеличились до 2850 тыс. т. Затем вплоть до 1994 г. она стала снижаться, достигнув 2310 тыс. т. После кратковременного роста в 1995-1996 гг. до параметров 1990 г. наблюдается существенный спад. Основная причина — прежде всего негативные тенденции в экономике, в т.ч. финансовый кризис 1998 г. В результате падение платежеспособного спроса населения и как следствие минимальные объемы розничной продажи плодово-ягодной продукции наблюдались в 1999 г. — 2115 тыс. т. С тех пор вплоть до настоящего времени наблюдается существенный рост розничного рынка плодово-ягодной продукции. По сравнению с 1999 г. он увеличился до 5758 тыс. т в 2009 г., или в 2,7 раз. Согласно этим данным среднегодовой темп роста в анализируемом периоде составил 9,4%. В основном он был вызван повышением доходов российских граждан и, следовательно, платежеспособного спроса. Помимо этого росту потребления способствовали и другие факторы, в частности, некоторое изменение покупательских приоритетов населения, увеличение предложения относительно дешевых импортных фруктов, конкуренция фирм-поставщиков, развитие ими прямых связей с непосредственными производителями продукции, создание собственных логистических центров по хранению и транспортировке. В итоге, со стороны предложения рост рынка произошел за счет увеличения импорта фруктов, ягод и орехов.

Об общей ситуации, характеризующей параметры импорта и прочих аспектах формирования ресурсов плодово-ягодной продукции, а также направлений их использования свидетельствует баланс по данной продуктовой группе (табл. 1). Для наглядности добавлены данные по розничной продаже и доле импорта в % к ресурсам. Как видно, за анализируемый период ввоз плодово-ягодной продукции по своим объемам в среднем составил 5,5 млн т, достигнув максимума в 2009 г. — 6 млн т. Эти данные не вполне согласуются с более низкими объемами розничных продаж фруктов. Даже если предположить, что производственное потребление, потери и экспорт полностью формируются за счет импорта (что не соответствует действительности), то доля последнего в розничных продажах составляет около 87%.

Таким образом, налицо имеющиеся противоречия в данных, которые могут быть вызваны тем, что в статистике розничных продаж представлены цифры только по свежим фруктам, а продукты их переработки не нашли свое отражение. В то время балансы продовольственных ресурсов содержат данные как по сырым продуктам, так и по продуктам их переработки в переводе на основной вид продукции по соответствующим коэффициентам.

Тем не менее на основании представленных в таблице 1 данных можно просчитать, какой объем личного потребления фруктов и ягод обеспечивается за счет рынка. В среднем за анализируемый период его доля составила 68,6%, при этом имела место тенденция роста с 61,2% в 2005 г. до 72,9% в 2009 г.

На рисунке 2 представлен график, построенный на основе сопоставления данных динамики потребления основных продуктов питания по Российской Федерации на душу населения (в частности, фруктов и ягод) и розничных продаж в расчете на одного человека. Таким образом, в среднем в 2009 г. потребление фруктов и ягод составляло 56 кг на одного человека, из них 40,6 кг обеспечивалось за счет розничных

Т а б л и ц а 1

Ресурсы и использование фруктов и ягод в Российской Федерации по годам (тыс. т)

Показатель 2005 2006 2007* 2008 2009 2005-2009 в среднем

Ресурсы

Запасы на начало года 1503,0 1508,0 1479,8 1730,4 1449,2 1534,1

Валовой сбор 2723,3 2162,1 2818,4 2668,6 3066,6 2687,8

Импорт 4612,6 5502,0 5806,1 5697,9 6023,6 5528,4

Итого ресурсов 8838,9 9172,1 10104,3 10096,9 10539,4 9750,3

Доля импорта в % к ресурсам 52,2 60,0 57,5 56,4 57,2 56,7

Использование

Производственное потребление 639,6 702,9 929,1 806,2 847,3 785,0

(включая переработку на вино)

Потери 90,7 85,6 102,2 92,2 98,6 93,9

Экспорт 99,1 111,0 131,0 120,0 75,7 107,4

Личное потребление 6501,5 6795,5 7211,6 7629,3 7899,6 7207,5

Запасы на конец года 1508 1477,1 1730,4 1449,2 1618,2 1556,6

Розничная продажа свежих 3982,0 4416,0 5008,0 5568,0 5758,0 4946,4

фруктов

Личное потребление за счет 61,2 65,0 69,4 73,0 72,9 68,6

рынка, %

* С 2007 г. включены данные по Чеченской Республике.

продаж, т.е. за счет рынка. Остальная часть, вероятно, за счет производства и потребления в рамках личных подсобных хозяйств.

В Федеральных округах и субъектах Российской Федерации наблюдаются существенные вариации как потребления плодово-ягодной продукции населением, так и балансов ресурсов и использования фруктов и ягод. Во-первых, это связано с разным уровнем доходов населения, долей городских жителей, традициями и культурой потребления и прочими факторами регионального уровня, прямо влияющих на спрос. Во-вторых, с различием производственных возможностей субъектов РФ, которые во многом зависят от природно-климатических условий. В-третьих, с участием конкретного региона в транзите через его территорию или переработке плодово-ягодной продукции. Например, в Московскую обл. в 2009 г. было ввезено (включая импорт) 865,8 тыс. т, произведено 277,2 тыс. т, вывезено (включая экспорт) 579 тыс. т, а личное потребление составило 417,0 тыс. т фруктов и ягод. Данные по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской и Липецкой обл. еще более отличаются по параметрам сравнения личного потребления и ввоза. Среди прочих регионов выделяются также Забайкальский и Краснодарский края.

Таким образом, статистика потребления фруктов и ягод в расчете на 1 человека не дает полной картины о степени удовлетворения населения в плодово-ягодной продукции за счет рынка. Мы можем только приблизительно, на основании данных о розничной продаже, говорить о текущих параметрах спроса. Тем не менее в среднем по России имеется тенденция роста как потребления фруктов и ягод, так и их розничной продажи на одного человека.

т-т-т-т-т-т-т-т-т-СМСЧСЧСЧСМСМСЧСЧСЧСМ

♦ Розничная продажа фруктов в расчете на одного человека —О— Потребление фруктов и ягод в расчете на одного человека

Рис. 2. Потребление фруктов и ягод и розничная продажа фруктов в расчете на одного человека в Российской Федерации по годам, кг

Ситуация в регионах свидетельствует о том, что есть субъекты Российской Федерации, где потребление фруктов и ягод в расчете на душу населения существенно выше, чем в среднем по стране и конкретному федеральному округу (табл. 2). Например, в Центральном ФО в 2009 г. максимумы потребления фруктов и ягод были характерны для Воронежской, Липецкой обл. и г. Москвы — 69, 68 и 66 кг на одного человека соответственно. В то же время минимум был зафиксирован в Костромской (38 кг) и Брянской обл. (41 кг). Это почти в 1,5 раза ниже, чем в среднем по России.

Подобная тенденция имеет место практически в любом федеральном округе. Например, в Северо-Западном колебание составляет от 44 кг в Республике Карелия до 64 кг в Калининградской обл., в Южном — от 28 кг в Республике Калмыкия до 96 кг в Краснодарском крае. Кстати, последний единственный субъект России, где объемы потребления фруктов и ягод соответствуют рекомендациям Минздравсоц-развития России по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания.

В Уральском федеральном округе рассматриваемый показатель в 2009 г. варьировал от 52 кг в Тюменской обл. до 66 кг в Свердловской, в Сибирском — от 18 кг в Республике Тыва до 54 кг в Красноярском крае, в Дальневосточном федеральном округе — от 14 кг в Чукотском автономном округе до 73 кг в Хабаровском крае.

Таким образом, в разрезе субъектов России максимальный уровень потребления фруктов и ягод в расчете на одного человека почти в 7 раз больше минимального. Естественно, что подобные различия вызваны комплексом факторов, основные из

Т а б л и ц а 2

Потребление фруктов и ягод в России, федеральных округах и в некоторых субъектах по годам (на душу населения в год; кг)

Регион 2005 2006 2007 2008 2009

Российская Федерация 46 48 51 54 56

Центральный федеральный округ 49 51 53 55 59

Воронежская обл. 54 53 64 63 69

Липецкая обл. 50 50 57 64 68

г. Москва 57 62 61 62 66

Северо-Западный федеральный округ 45 48 51 57 56

Вологодская обл. 45 57 59 65 61

Калининградская обл. 52 54 58 65 64

г. Санкт-Петербург 43 48 53 59 59

Южный федеральный округ 59 60 60 64 65

Краснодарский край 88 89 90 95 96

Волгоградская обл. 70 70 71 71 75

Приволжский федеральный округ 41 44 47 48 50

Кировская обл. 36 42 49 52 55

Нижегородская обл. 41 52 53 53 55

Самарская обл. 61 63 64 65 67

Уральский федеральный округ 46 48 53 58 59

Свердловская обл. 50 53 57 63 66

Сибирский федеральный округ 33 35 39 43 43

Забайкальский край 44 47 48 49 50

Красноярский край 41 44 52 54 54

Дальневосточный федеральный округ 50 53 55 56 58

Приморский край 52 54 59 60 61

Хабаровский край 63 68 69 69 73

которых мы уже упоминали. Тем не менее не вполне понятно, почему в регионах с относительно благоприятными природно-климатическими условиями для производства плодово-ягодной продукции объем их потребления незначителен даже по среднероссийским меркам. Например, в Ставропольском крае в 2009 г. уровень анализируемого показателя составил всего 37 кг на душу населения, в Карачаево-Черкесской республике — 30 кг.

Как мы отмечали, любой рынок можно насытить как за счет собственного производства, так и за счет импорта соответствующей продукции. В советский период в силу политической ситуации мы стремились к максимальному самообеспечению. Так, в среднем за 1981-1985 гг. валовой сбор плодово-ягодной продукции в России составлял 3634 тыс. т, в 1986-1990 гг. — 3289 тыс. т ежегодно. Затем произошел существенный спад, прежде всего в общественном секторе. В то же время население стало наращивать объемы производства. Однако приблизиться к уровню 80-х годов до сих пор не удалось. Так, в 2009 г. во всех категориях хозяйств было собрано 3066,6 тыс. т плодово-ягодной продукции. Что касается импорта, то он с начала 90-х годов стабильно возрастал, достигнув в 2009 г. 6023,6 тыс. т.

Таблица 3

Динамика импорта в Россию бананов, цитрусовых и яблок из стран вне СНГ и из стран СНГ по годам

Показатель 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2009 в % к 1996

Со странами вне СНГ

Бананы 309,0 661,0 477,0 378,0 503,0 612,0 650,0 802,0 860,0 865,0 895,0 979,0 1007,0 981,0 3,2

Цитрусовые плоды 426,0 554,0 529,0 371,0 439,0 537,0 685,0 766,0 842,0 902,0 1172,0 1235,0 1267,0 1267,0 3,0

н Яблоки 323,0 281,0 277,0 141,0 115,0 218,0 321,0 424,0 488,0 553,0 662,0 757,0 824,0 819,0 2,5

о _0 Итого по трем видам 1058,0 1496,0 1283,0 890,0 1057,0 1367,0 1656,0 1992,0 2190,0 2320,0 2729,0 2971,0 3098,0 3067,0 2,9

1— о. о Со странами СНГ

с Бананы 0,0 11,3 6,0 3,8 3,4 0,4 1,7 1,7 2,4 0,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Цитрусовые плоды 18,1 33,1 19,2 10,7 34,3 25,5 18,8 17,0 17,2 50,7 15,3 25,5 21,0 12,8 0,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Яблоки 97,1 171,0 89,2 29,9 103,0 122,0 46,2 193,0 225,0 177,0 176,0 166,0 125,0 133,0 1,4

Итого по трем видам 115,2 215,4 114,4 44,4 140,7 147,9 66,7 211,7 244,6 227,8 191,3 191,5 146,0 145,8 1,3

Итого импорт 1173,2 1711,4 1397,4 934,4 1197,7 1514,9 1722,7 2203,7 2434,6 2547,8 2920,3 3162,5 3244,0 3212,8 2,7

Со странами вне СНГ

Бананы 119,0 154,0 150,0 151,0 175,0 173,0 200,0 273,0 360,0 451,0 481,0 585,0 670,0 630,0 5,3

Цитрусовые плоды 186,0 179,0 157,0 109,0 125,0 159,0 228,0 270,0 340,0 467,0 692,0 830,0 941,0 1012,0 5,4

с; о Яблоки 166,0 108,0 86,9 38,2 38,4 58,9 103,0 134,0 164,0 234,0 286,0 380,0 416,0 434,0 2,6

ч: I Итого по трем видам 471,0 441,0 393,9 298,2 338,4 390,9 531,0 677,0 864,0 1152,0 1459,0 1795,0 2027,0 2076,0 4,4

1— Со странами СНГ

о. о с Бананы 0,0 4,2 2,5 2,0 1,6 0,1 0,8 0,8 1,3 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Цитрусовые плоды 11,4 15,5 7,2 3,9 10,2 5,6 4,7 5,3 5,7 17,3 6,1 12,4 9,5 6,2 0,5

Яблоки 90,9 110,0 55,0 15,3 48,7 41,7 12,3 66,9 75,5 62,5 72,2 128,0 133,0 114,0 1,3

Итого по трем видам 102,3 129,7 64,7 21,2 60,5 47,4 17,8 73,0 82,5 79,8 78,3 140,4 142,5 120,2 1,2

Итого импорт 573,3 570,7 458,6 319,4 398,9 438,3 548,8 750,0 946,5 1231,8 1537,3 1935,4 2169,5 2196,2 3,8

Примечание. Рассчитано на основе данных Росстата.

При этом основные виды плодово-ягодной продукции, ввозимые в Россию, — бананы, цитрусовые и яблоки. Данные отечественной статистики свидетельствуют о том, что существенный объем импорта этих фруктов приходится на страны дальнего зарубежья: в среднем за 1996-2009 гг. в Россию было ввезено 99,7% бананов; 97,2% цитрусовых и 77% яблок (табл. 3). Естественно, что доля Содружества Независимых Государств в импорте из года в год варьировала, особенно по яблокам: в отдельные годы до трети объемов этого фрукта ввозились из этой группы стран.

Основное количество плодово-ягодной продукции из стран дальнего зарубежья импортируется через порты в Санкт-Петербурге, а также Новороссийска. Продукция, поступающая из стран СНГ, в основном доставляется автомобильным и железнодорожным транспортом.

Экспорт плодово-ягодной продукции из России по сравнению с ее импортом незначителен. Это наглядно доказывают данные по балансу ресурсов фруктов и ягод и их использования. Например, в 2009 г. объем вывоза за пределы Российской Федерации составил всего 75,7 тыс. т.

Заключение

В целом для отечественного рынка плодово-ягодной продукции, особенно в последний десятилетний период, характерно постепенное развитие как количественно, так и качественно выраженное в увеличении параметров спроса населения и его обеспечении преимущественно за счет импорта. При этом основным предъявителем спроса на фрукты и ягоды выступает городское население, особенно мегаполисов и крупных городов, имеющее существенно более высокие доходы и меньшую заинтересованность в обеспечении своих потребностей во фруктах и ягодах за счет собственного производства на приусадебных участках.

Библиографический список

1. Агирбов Ю.И. Рынки сельскохозяйственной продукции. Учебное пособие / Ю.И. Агирбов, Р.Р. Мухаметзянов, А.П. Леснов. М.: Изд-во РгАУ-МСХА, 2005. 345 с.

2. Сельскохозяйственные рынки. Учебник / В.В. Шайкин [и др.]. М.: Колос, 2001. 264 с.

3. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. М.: Росстат, 2011. Режим доступа http://www.gks.ru, свободный. Загл. с экрана.

4. Сайт Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (Food and Agriculture Organization of the United Nations) [Электронный ресурс]. Rome, Italy: FAO, 2011. Режим доступа http://wwwfao.org, свободный. Загл. с экрана.

Рецензенты — д. э. н. Ю.И. Агирбов, д. э. н. А.П. Зинченко SUMMARY

The questions of both formation and development of fruit and berry products market in Russia are considered in the article. Fresh fruit retail sale dynamics, resources formation and their use, including their consumption per capita, have been analyzed as well. It has been discovered that Russian market of fruit and berry products is characterized by both an increase in consumer demand parameters and market saturation mainly through import.

Key words: market, fruit and berry products, retail sale, consumption, import, export.

Мухаметзянов Рафаил Рувинович — к. э. н., доцент кафедры мирового сельского хозяйства и ВЭС РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева (127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49; тел. (499) 977-10-77; e-mail: MRafailR@land.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.