Научная статья на тему 'Развитие письменной речи учащихся на уроках казахского языка'

Развитие письменной речи учащихся на уроках казахского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1020
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ / СЛОВОСОЧЕТАНИЯ / КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Байшагирова А.П.

Статья посвящена вопросам организации развития письменной речи учащихся на уроках казахского языка. Автор раскрывает методы формирования умений и навыков письменной речи. Особое внимание обращает коммуникативным методам обучения, как основного, при развитии речи учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие письменной речи учащихся на уроках казахского языка»

РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА

© Байшагирова А.П.1

Назарбаев Интеллектуальная школа, Республика Казахстан, г. Астаны

Статья посвящена вопросам организации развития письменной речи учащихся на уроках казахского языка. Автор раскрывает методы формирования умений и навыков письменной речи. Особое внимание обращает коммуникативным методам обучения, как основного, при развитии речи учащихся.

Ключевые слова графическая система, речемыслительных навыков, словосочетания, коммуникативной компетенции.

В данной статье мы рассмотрим особенности развития письменной речи учащихся на уроках казахского языка. Цель данной статьи - анализ методов формирования умений казахской письменной речи.

Письмо - графическая система, которая является формой плана выражения и средством представления языка при помощи знаков. Письмо при помощи этих знаков позволит сохранить устную речь во времени и может передавать ее на расстоянии.

Развитие письменной речи является базовым в развитии устной речи. Поэтому методика развития письменной речи имеет свои цели и задачи. Основная задача методики развития речи - формирование коммуникативной компетенции учащихся. Содержание методики обучения письменной речи учащихся включает в себя такие компоненты, как формирование графических автоматизмов, формирование речемыслительных навыков, формирование умений формулировки мысли в соответствии с письменным стилем.

В систему значения термина «письмо» включают графику, орфографию, письменная фиксация устной речи. И когда рассматривают «письмо» как вид речевой деятельности, то известно, что имеют в виду письменную речь.

Письменная речь, как все виды речевой деятельности, имеет свою структуру. Во-первых, ориентировка, то есть цель письма, адресат письма и содержание письма. Во вторых, планирование формы и содержания речи. В-третьих, осуществление процесса письма.

Методика развития речи учащихся для эффективного обучения письменной речи рассматривает различные методы и приемы, которые способствуют овладению письменной речи. Для развития письменной речи учащихся применяются различные виды речевых упражнений.

Эльконин Д.Б. пишет, что особенность письменной речи связана с необходимостью создания воображаемой ситуации общения и перехода в ту си-

1 Учитель-эксперт, учитель казахского языка и литературы.

туацию, в которой находится лицо, к которому обращено письменное высказывание. По мнению ученого, возможность создания воображаемой ситуации развивается в процессе обучения ребенка в начальной школе. Развивающая способность к созданию воображаемой ситуации проявляется в эволюции стиля письма: от писем, сходных с устной речью большим количеством союзов и небольшими повторами, через письма с длинными фразами [1].

Развитие письменной речи является процессом, который имеет свои особенности. При передаче своих мыслей у учеников возникают проблемы: они допускают орфографические ошибки, пропускают буквы, нарушают порядок слов в предложении (Бардым мен мектепке вместо Мен мектепке бардым), путают окончания инструментального падежа (квмектес септiк -мен / -бен / -пен) и союза (мен, бен, пен), допускают грамматические ошибки (баратырьщ правильно будет бара жатырмыз) и др.

Составление казахского предложения считается ценным упражнением, потому что при составлении предложения у ученика происходит осмысление и запоминание учебного материала. Конструирование предложения формирует у учащихся следующие навыки:

- ученики самостоятельно учатся строить предложения по предложенному образцу;

- при письме соблюдать графические, орфографические и пунктуационные правила;

- уметь выбирать языковые единицы в зависимости от коммуникативной цели, морфологической и синтаксической, лексической характеристики.

Известно, что письменная речь отличается от устной речи и по строению, и по способу функционирования. Письменная речь является отвлеченной. И именно это представляет трудность для школьников. При строении письменного текста ученик контролирует себя, относится очень серьезно к выбору лексики, к построению синтаксической структуры словосочетания и предложения [2].

В то же время, письменная речь, как продукт речемыслительной деятельности, характеризуется как речь, подготовленная и поддающаяся исправлению, способствует развитию культуры речи учащихся.

Все работы по развитию речи должны быть тесно связаны с коммуникативной потребностью. Именно эта цель даст положительный эффект. Но коммуникативные упражнения необходимо использовать на всех уроках казахского языка. Также являются эффективными стилистические упражнения, которые способствуют не только развитию речи, но и повышению культуры речи [3].

Задачи развития речи учащихся на уроках решаются также с помощью упражнений с конструированием текста на казахском языке. Поэтому школьникам необходимо дать знание о моделях текста и упражнения, связанные с

66

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

текстом. Основные письменные работы, такие как изложение, сочинение, эссе будут способствовать и развитию речи, и повышению их творческого потенциала.

Основное направление обновленной программы обучения казахскому языку в казахской школе - практическое. И это направление обуславливает необходимость выбора коммуникативного метода обучения как основного при развитии речи учащихся.

Современная методика казахского языка не располагает достаточными разработками ни в теоретическом, ни в практическом планах. Последние исследования по развитию речи учащихся на уроках казахского языка проведены в 90-ые годы ХХ века. Необходимо провести анализ уровня знаний, умений и навыков учащихся по письменной казахской речи. Нужно установить причины речевых и грамматических ошибок, наметить пути их предупреждения. Также надо провести серьезную работу по изучению разных языковых уровней в связи с работой по развитию речи учащихся.

Мы согласны с мнениями методистов и учителей, которые пишут, что необходимым условием развития казахской речи является выполнение речевых упражнений. Рахметова С., Курман Н. в своих исследованиях по развитию устной и письменной речи учащихся в начальных и старших классах едины в своих мнениях в том, что в системе традиционного обучения казахскому языку недостаточно полно представлена методика развития письменной речи [4, 5].

При формировании правильной письменной речи на уроках казахского языка необходимо использовать такие методы и приемы, которые применяются в определенной последовательности. Развитие письменной речи требует от учителя большего контроля, чем устная, так как к письменной речи предъявляются определенные требования. Также общеизвестно, что для успешного развития письменной речи учащихся необходима специальная система упражнений. Приведем некоторые виды упражнений:

- Знакомство с нормами казахского языка и уместное применение в необходимых речевых ситуациях.

- Составление предложений из слов одной темы.

- Составление предложения по словосочетанию.

- Делить тексты на предложения.

- Творческие работы.

- Подбор синонимов к словам.

- Вместо многоточия вставить подходящее по смыслу слово.

- С данными союзами придумайте и запишите предложения.

- Составьте графическую схему предложений.

- Перепишите предложения, вставляя вместо точек пропущенные падежные окончания.

В заключение можно сделать выводы о том, что работа по развитию письменной речи учащихся на уроках казахского языка является частью работы по формированию общей культуры школьника. Работа по развитию письменной речи является многогранной, она направлена на то, чтобы школьники владели не только грамматической теорией, но и практическими навыками правильного произношения слова, предложения в речи, составления словосочетаний, предложений, абзацев и связных текстов.

Список литературы:

1. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. - М., 1998.

2. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. -М.: Просвещение, 1980. - 187 с.

3. Бубнова Г.И., Гарбовский Н.К. Письменная и устная коммуникация: Синтаксис и просодия. - М., 1991.

4. Рахметова С.Р. Бастауыш кластарда окушылардыц тшн ^старту. - А., 1997. - 130 с.

5. Карман н.Ж. Казак тшн окытудыц эдаснамалык; непздер1. - Астана, 2008. - 160 с.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В КИНЕЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИКУМЕ

© Камуз В.В.1

Самарская государственная сельскохозяйственная академия, г. Кинель

В статье описана реализация принципов обучения при использовании педагогической технологии модерации. На примере выбранной темы показано, какие принципы особенно важно учитывать при изучении механизации посева и посадки сельскохозяйственных культур. Автор проанализировал межпредметные и внутрипредметные связи данной темы, подобрал методы и средства, выявил особенности применения принципов обучения через призму технологии модерации.

Ключевые слова: интерактивная технология, групповая технология, модерация, принципы обучения, профессиональное образование, механизация посева и посадки сельскохозяйственных культур.

1 Доцент кафедры «Педагогика, философия и история», к.п.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.