Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худышева Марина Васильевна, Мартынова Любовь Николаевна

В настоящее время педагогическая наука считает вопросы развития творческих способностей дошкольников наиболее актуальными, а в современной научной литературе проблеме творчества уделяется серьёзное внимание, что объясняется сложностью этого вида художественной деятельности. В статье рассматриваются эффективность и научная обоснованность обстоятельств развития песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации в процессе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_

РАЗВИТИЕ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Худышева М.В.1, Мартынова Л.Н.2

'Худышева Марина Васильевна - студент, кафедра дошкольного и специального образования, институт психологии и педагогики Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец, воспитатель, Муниципальное общеобразовательное учреждение Двулученская средняя общеобразовательная школа им. А.В. Густенко, с. Двулучное;

2Мартынова Любовь Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного и специального образования, институт психологии и педагогики Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец

Аннотация: в настоящее время педагогическая наука считает вопросы развития творческих способностей дошкольников наиболее актуальными, а в современной научной литературе проблеме творчества уделяется серьёзное внимание, что объясняется сложностью этого вида художественной деятельности. В статье рассматриваются эффективность и научная обоснованность обстоятельств развития песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации в процессе дополнительного образования. Ключевые слова: дошкольное образование, педагогика, песенное творчество, дополнительное образование.

В ряде документов (Национальном проекте «Образование», Концепции художественного образования в Российской федерации, «Законе об образовании в РФ», «Концепции модернизации образования», «Концепция дошкольного образования» и др.) указывается на особое значение воспитания воображения и критического мышления; способности говорить о своих чувствах, мировосприятии при помощи разной деятельности. Для развития данной сферы ребенку необходимо научиться наблюдать за предметами и явлениями с разных сторон, учитывать их уникальность и выстраивать образ; свободно применять свои идеи по выражению представлений о предмете или явлении, применять что-то новое.

Дошкольное образование является важной ступенью системы общего образования в Российской Федерации. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в детских дошкольных учреждениях необходимо создавать соответствующую среду для развития личности ребенка, критического мышления, благоприятной социальной жизни.

Значение детского творчества в развитии личности описано в работах Выготского Л.С., Дикой Л.А., Дикого И.С., Холодовой Ю.В., Шевелёвой А.К. и многих других.

Развитие и создание особых условий для проявления творчества изучали отечественные психологи: Б.Г. Ананьева, В.В. Анисимовой, Т.И. Бабаевой, М.В. Крулехт, B.C. Хазиев и др.; педагоги: Н.А. Ветлугина, Нечаева О.А., И.А. Дзержинская, А.И. Ходькова и др.

Вышеперечисленные исследователи отмечают, что песенное творчество имеет важное значение в процессе музыкального воспитания дошкольников, а рассматривать его следует как сложный интегративный процесс, включающий интеграцию видов музыкальной и творческой деятельности.

В психолого-педагогической литературе существуют различные трактовки определение «песенное творчество». Так Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, О.П. Радынова, А.И. Кантинене, М.Л. Палавандишвили и др. рассматривают детское песенное творчество в рамках одного из многих видов деятельности дошкольника, обладающее обширным спектром (песня, танец, музыкальный инструмент), таким как музыкальная импровизация песен, несложных мотивов и др.

Развитие песенного творчества детей дошкольного возраста возможно не только в образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, но и в процессе дополнительного образования. В связи с этим, научную актуальность имеют стратегии развития песенного творчества в системе дополнительного образования в дошкольных организациях, определяющееся как цикличный и обобщенный процесс. В рамках современных тенденций дошкольного образования обрело наибольшую популярность в научной педагогике [5, а 14].

В современных условиях именно дополнительное образование является той развивающей средой, в которой возможно поддерживать интерес к детскому творчеству и развивать песенное творчество, возможна компенсация недостатка времени у педагога, возможность индивидуального занятия, учёт интересов, склонностей, предпочтений ребёнка и обеспечение эффективного развития песенного творчества.

В этом понимании, дополнительное образование выступает не только как системный элемент процесса общего образования, а является частью инклюзивного образования. Таким образом, дополнительное образование в ДОУ представляет собой нестандартную стратегию осуществления образовательного процесса, при помощи которых каждый обучающийся обретает способность выбирать более комфортный для него образ жизни. Процесс дополнительного образования значительно отличается от основного, где в рамках свободного времени ребенок добровольно выбирает себе деятельность, в которой чувствует себя наиболее комфортно и которая направлена на развитие у него творчества[1, а5].

«Дополнительное образование, - считает А.Г. Асмолов, - поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития» [1, а 4].

В процессе музыкального воспитания дошкольников выделяется 4 этапа, которые составляют различные задания для определения первоначальных знаний и умений в процессе творческой деятельности, а также заданий, которые направлены на усвоение этих самых умений и знаний и применении их в жизни. Важным фактором в определении детского творчества выступает своего рода эмоциональная копилка впечатлений от совместной деятельности с предметами искусства, выступающие примером творческой деятельности [8, а 21].

Песенное творчество обладает рядом отличительных черт. Для воспитания у дошкольника умения исполнять мелодии собственного сочинения, важно обращать внимание на развитие таких способностей как: чувства лада, ритма, слуха. Чем выше владение дошкольниками основными навыками пения, выражения своих эмоций в процессе, тем успешнее будет осуществляться музыкальное воспитание. Также следует учитывать, что песенное творчество требует умений практически выражать свои индивидуальные способности, а именно фантазии, нестандартного мышления [9, 27].

Таким образом, следует выделить следующие особенности развития песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста:

6

- песенное творчество является достаточно новым видом развития творческой деятельности. В процессе сочинения старший дошкольник в любом случае обретает новые знания и умения, эмоции;

- результаты воспитания песенного творчества выступают в качестве результатов самовыражения обучающегося, формирование его ценностных ориентаций, что является новшеством, в первую очередь для самого ребенка;

- ребёнок старшего дошкольного возраста имеет возможность дополнения, изменения и соотношения известных песенных мотивов и использует их в новых условиях, реализует новые стратегии достижения творческих целей;

- песенное творчество может способствовать мотивации к самовыражению посредством эмоционального и интеллектуального воздействия;

- в-пятых, элементарная импровизация доступна всем детям, песенное творчество -это ритмическое и пластическое воплощение музыкального и художественного образа.

Дополнительное образование, как «образование будущего», «уникальный путь социального проектирования общества» в ситуации неопределенности выполняет исключительно функцию расширения образовательных стандартов и призвано восполнять имеющийся у детей дефицит информации, знаний, способов деятельности, внимания «близких» взрослых, комфортной среды за счёт наполнения образовательного пространства новыми ресурсами [3, а 127].

В рамках изучения процессов эффективности развития песенного творчества, необходимо выделить следующие педагогические условия:

1. Отбор песенного материала, стимулирующего детей к проявлению песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях и в дополнительном образовании.

2. Реализации единого подхода к организации и содержанию песенного творчества детей, как на музыкальных занятиях, так и в дополнительном образовании.

3. Обогащение программы вокальными упражнениями (на звукоподражание, на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и различной интонацией, на импровизацию вопросов и ответов, певческую перекличку, на завершение мелодии, начатой педагогом, на сочинение мелодий с опорой на заданную интонацию) с учётом голосовых возможностей и направленными на развитие песенного творчества старших дошкольников.

Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Импровизационный характер творчества наиболее близок детской природе, поскольку сущность творчества, отраженного в импровизации, составляет непосредственная эмоциональная реакция. Толчком к самовыражению становятся эмоции и интуиция, то есть сама сущность психики детей дошкольного возраста. Носителем содержания импровизации как продукта творчества является сам деятельностный процесс, что также органично природе ребенка [10, а 227].

Таким образом, творческая деятельность детей выступает не только как предметный результат, но и как целостный процесс творческой деятельности. Основополагающей причиной такой актуальности выступает новизна в отношении творческого воспитания посредством развития песенного творчества дошкольников, где главное внимание обращено на их индивидуальные способности, отличающие их от творческой деятельности взрослых.

Список литературы

1. Асмолов А.ЛДополнительное образование как зона ближайшего развития

образования в России: от традиционной педагогики к логике развития //

Внешкольник, 1997. № 9. С. 7.

2. Брыгина Г.В. Русская народная песня, как средство обучения выразительному пению / Г.В. Брыгина // Дошкольное воспитание, 1980. № 7. С. 87.

3. Выготский Л.С. Психология искусства / под ред. М.Г. Ярошевского. Москва: Педагогика, 2007. 520 с.

4. Праслова Г.Н. Музыкальная игра как средство развития / Г.Н. Праснова // Музыкальный руководитель, 2004. № 3. С. 13-16.

5. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников / Л. Прохорова / Дошкольное воспитание, 2006. №5. С. 21-27.

6. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика; под ред. Г.М. Цыпина. М., 2003. 113 с.

7. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова, А.И. Катинене. Москва: Академия, 2010. 130 с.

8. Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания / О.П. Рыданова // Дошкольное воспитание, 1994. № 2. С. 24-30.

9. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. Москва: Педагогика, 2006. Т. 2. 328 с.

ВОЗМОЖНОСТИ МОБИЛЬНОГО ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

1 2 3

Белюченко О.П. , Ждамирова И.В. , Котова Е.И.

1Белюченко Ольга Павловна - учитель изобразительного искусства, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 10; 2Ждамирова Ирина Валерьевна - учитель химии, Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение Образовательный комплекс «Алгоритм Успеха», п. Дубовое, Белгородский район;

3Котова Елена Ивановна - учитель русского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чураевская основная общеобразовательная школа, Шебекинский район, Белгородская область

Аннотация: в статье анализируются возможности нового цифрового ресурса,

используемого в образовательном процессе.

Ключевые слова: мобильное электронное образование, тьютор.

Все неизведанное всегда вызывает страх, но в то же время - это возможность двигаться вперед, развиваться в своей профессии. Так и в образовательной деятельности любые инновационные технологии сопряжены со сложностями в освоении, перестройке учебного процесса, но открывают для педагога новые возможности. Конечно, педагог должен быть уверен, что он готов развиваться, совершенствоваться, идти в ногу со временем [1].

Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека. Применительно к образовательному процессу инновация предполагает нововведение в педагогическую деятельность, введение различных изменений в процесс, содержание и технологии обучения, имеющие цель: повысить их эффективность [2].

В настоящее время очень активно входит в педагогический процесс мобильное электронное образование, которое рушит все стереотипы классического урока. Что же представляет собой этот электронный образовательный продукт?

МЭО - это очень большой и информативный ресурс для учителей, учеников и родителей. Это новая цифровая образовательная среда. В ней есть все необходимое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.