Молодые исследователи
С.А. Мудрак
развитие отношения человека к природе (о субъективации и субъектификации)
Актуализируется проблема изучения взаимосвязи двух личностных феноменов, непосредственно связанных с развитием субъективного отношения человека к природе: личностной субъективации и субъектификации природных объектов.
Ключевые слова: экологическое сознание, субъективное отношение к природе, субъективация, субъектификация природных объектов.
Поиски путей и направлений развития человечества, выхода из глобального экологического и духовного (цивилизационного) кризиса привели к возникновению в философии, психологии, культурологии и педагогике подходов, которые перестали рассматривать мир, природу только как среду обитания, объект познания человека, источник удовлетворения прагматических целей, объект-средство. Пришло время на более высоком уровне сознания человечества прочувствовать единство и неразрывную связь человечества и мира вокруг него [1-3; 6].
Классическая философия и научная мысль сначала создали представление о природе как объективной реальности, дистанцированной от субъекта. Как писал Б. Рассел, «даже в лучших проявлениях философии после Демокрита ошибка состоит в неоправданно преувеличенном внимании к человеку по сравнению с Вселенной». Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была доминантой в культуре техногенной цивилизации вплоть до нашего времени.
Русские космисты (Н. Федоров, В. Вернадский, А. Чижевский и др.) уже в конце XIX - начале XX вв. пытались вернуть человека в мир природы, возродить картину гармоничного космоса, считали, что человек
цивилизацией убит, порабощен. Их работы были проникнуты осознанием всеобщей взаимообусловленности и всеединства мира-космоса.
В 70-е гг. XX в. формируется новая философия природной среды. В одном из ее направлений, глубинной экологии (А. Нейсс, У. Фокс), отношения с природой рассматриваются через развитие схватывания «целостности Мира», высокую экологическую чувствительность, «чуткость к | Вселенским ритмам», личное переживание единства Мира, охват свер- о ху с позиции «вненахождения», через способность более глубоко отождествляться с окружающим миром (В.Е. Ермолаева). Это отношения «Я - Ты». Б. Дивол, Дж. Сешенс называют это схватывание объективным неантропоцентричным пониманием по контрасту с субъективистским антропоцентризмом. У. Фокс представляет это как путь формирования экологического сознания, А. нейсс - как новую онтологическую идентификацию переживания единства мира. Предлагается трансцен-дирование как выход за пределы «я», расширение сознания, самотожде-ственности, т.е. субъект-объектная парадигма преодолевается эволюционно-синергетической (А.С. Арсеньев, В.Е. Ермолаева, Н.Н. Моисеев,
А.П. Назаретян и др.).
В работах ведущего экопсихолога В.И. Панова отмечается, что на современном этапе требуется экологическая переориентация профессионального, личностного и общественного сознания современного человека. Он обосновывает необходимость преодоления физикальной и гносеологической парадигм в психологии путем перехода к онтологической (экологической, гуманистической) парадигме, в которой отношения с природой выходят на субъект-субъектный уровень, а мир рассматривается как самоорганизующаяся целостность со своей глобальной динамикой с участием человека, предопределяющей коэволюцию (Н.Н. Моисеев) человека и природы.
В концепции В.И. Панова утверждается онтологический подход в экопсихологии, провозглашается единство со-бытия человека и природы, совместного развития в рамках единого существования. С позиции онтологии единства нельзя взирать на реальность как зритель - со стороны, необходимо участвовать, одновременно изменяя и себя [6].
В настоящее время назрела необходимость дальнейшего углубления понимания онтологической (отражающей субъект-субъектный тип взаимодействия) парадигмы в экопсихологии.
С точки зрения философии и психологии субъект всегда наделяется самостоятельной активностью, в том числе и в рамках взаимодействия, рефлексивным, а также смысообразующим компонентом. В субъект-объ-ектных же отношениях только субъект обладает активностью, рефлек-
37
технологии
Молодые исследователи
сией, способностью наделять смыслами и ценностью, а объект не чувствует и не рефлексирует субъекта, не порождает ценности.
Центральное место в структуре экологически ориентированного сознания известные экопсихологии В.А. Ясвин и С.Д. Дерябо отводят субъективному отношению человека к миру природы. Они рассматривают процесс наделения природы свойствами субъекта, выделяя несколько путей, в том числе и субъектификацию [7].
Заострение аксиологического аспекта в рамках онтологического подхода приводит к поднятию вопроса о ценностном характере взаимодействия человека и природы. Следует изменить в целом отношение к миру, говорить о единых, универсальных ценностях человека и природы [3]. Возможно, преодолеть дуализм социальной и природной истории.
Природа, как равноправный участник отношений, заставила обратить на себя внимание и задала себя как большую ценность, как ценность, равную нашей. Б. Колликот писал: «Пока я думаю, что заключен в собственном теле, я буду заботиться о нем, часто ценой “тел” других -минералов, растений, животных и даже людей. Но раз я понял, что на самом деле внутренне связан со всеми остальными, все в мире оказываются моим телом... Природа внутренне ценна в той мере, в какой внутренне ценно “Я”». Т.е мир природы наделяется несомненной ценностью для человека как части его сущности. Встает вопрос - а для природы является ли ценностью человечество? Да, в рамках общих законов развития и эволюции.
Западный мир до настоящего времени шел по пути отстаивания индивидуальной ценности человека в социуме, пытаясь гармонично совместить индивидуализм с законами социума, отдавая ценностный приоритет индивидуальности. Природа оставалась лишь объектом-средством в рамках прагматического подхода.
На Востоке (Китай, Япония) традиционно формировалось общество, в котором культивировалось превосходство общесоциальных (государственных) ценностей над индивидуальными. При этом в буддизме признавалось, что все есть процесс, поддерживаемый универсальной энергией, объемлющей весь мир. Человек - не более чем всплеск в этом универсальном потоке, он часть природы. Все вещи и явления в процессе взаимодействия тяготеют к равновесию и гармонии.
Африка предоставляет нам пример сохранившегося восприятия человеком себя как части мира и природы на уровне бытия и сознания, где природа на ценностном уровне имеет даже некоторую доминантность.
Для современного человека встает вопрос не только субъектификации природы, но и субъективации отношений с ней, развития в синергетической связи с природой.
Само понятие субъективации предполагает процесс, обратный объективации. Это сеть, несомненно, активных и рефлексивных отношений. Субъективация скорее осуществляется, чем принадлежит (А. Нейсс). |
В работе М. Фуко «Субъект и власть» субъективация - это процесс о
складывания субъективности, до этого процесса субъект не существует.
М. Фуко рассматривает его как нечто, происходящее в социальном мире.
В литературном анализе под субъективацией понимается перемещение точки видения из сферы автора в сферу сознания персонажа.
Если рассматривать человека как сущность единого природного и социального мира, то для становления полноценной субъективации последнего необходимо действие в мире социума и природы. Причем необходимо субъектифицировать природные объекты, на этом основании изменяется собственная субъективация [4; 5]. А в идеале процесс должен привести к переживанию единства [6], т.е субъективации себя и мира как единой системы. Альтернативной же «киборгизации» человечества, детерминантой дальнейшей эволюции станет коэволюция человека и природы [1].
Библиографический список
1. Глазачев С.Н. Ноосферные идеи Вернадского и современное образование // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2012. № 1.
С. 9-12.
2. Глазачев С.Н., Гагарин А.В. Экологическая культура специалиста-управ-ленца: акмеологический аспект // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 3. С. 87 - 90.
3. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. М., 2008.
4. Мудрак С.А., Гагарин А. В. Эмпирическое изучение экологической компетентности личности студентов разных национальностей // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер.: «Социально-экологические технологии». 2012.
№ 2. С. 90-92.
5. Мудрак С.А., Гагарин А.В., Глебов В.В. Features of Ecological Competence of Students Living in Conditions of Big City (by the Example of the Students of the Peoples’ Friendship University of Russia) // Вестник Российского университета Дружбы народов. Сер.: «Психология и педагогика». 2012. №. 4.
С. 78-84.
6. Панов В.И. Методологические проблемы экопсихологии развития // Экоп-сихологические аспекты развития индивидуальности / Под ред. В.И. Панова. М., 1997. С. 5-21.
7. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 2000.
39
технологии