Научная статья на тему 'Развитие отечественных логистических систем в условиях западных санкции'

Развитие отечественных логистических систем в условиях западных санкции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / САНКЦИИ / КРЫМ / LOGISTICS / SANCTIONS / CRIMEA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арский Александр Александрович

В статье рассматриваются направления совершенствования отечественных логистических систем, обеспечивающих транзит товаров между КНР и Евросоюзом, развитие атомной энергетики на полуострове Крым с дальнейшим распределением электроэнергии на международных рынках. Проблематика рассматривается при действии экономических санкций в отношении Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of domestic logistics systems under sanctions

The article examines the development of logistics systems in terms of sanctions. Development of the Crimea. Development of nuclear power in the Crimea. Development of transit logistics systems between the EU and China.

Текст научной работы на тему «Развитие отечественных логистических систем в условиях западных санкции»

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономический журнал

№ 1 (3) 2014

стр 118

Развитие отечественных логистических систем в условиях западных санкций

Автор статьи:

Арский Александр Александрович

Кандидат экономических наук

Старший преподаватель кафедры «Маркетинг и логистика» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Arskiy Aleksandr

PhD in economics

Lecturer training department «Marketing and Logistics» Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: arskiy@list.ru

Development of domestic logistics systems under sanctions

В статье рассматриваются направления совершенствования отечественных логистических систем, обеспечивающих транзит товаров между КНР и Евросоюзом, развитие атомной энергетики на полуострове Крым с дальнейшим распределением электроэнергии на международных рынках. Проблематика рассматривается при действии экономических санкций в отношении Российской Федерации.

The article examines the development of logistics systems in terms of sanctions. Development of the Crimea. Development of nuclear power in the Crimea. Development of transit logistics systems between the EU and China.

Ключевые слова: логистика, санкции, Крым.

Keywords: Logistics, sanctions, Crimea

В наши дни отечественные экономисты обладают уникальной возможностью генерировать модели трансформации логистических систем в режиме экономико-политических «санкций».

Автор отказывается от обсуждения и анализа мотивов разработчиков «санкций» и того «эффекта», который должны обеспечить механизмы «санкций». Автор считает, что достижение «эффекта» приведет коллег к Пирровой победе и очередной дискредитации «развитых экономик» в части их способности находить пути выхода из мирового экономического кризиса (тоже, кстати, являющегося их детищем).

Глобализация мировых товарно-сырьевых рынков определяет зависимость субъектов системы от динамики развития друг друга. Зависимость субъектов усиливается при отсутствии альтернативных вариантов реализации процесса товарообмена. Под альтернативным вариантом реализации процесса товарообмена понимается нахождение новых поставщиков/потребителей на рынке для выполнения полного торгового цикла, итогом которого является получение прибыли. Таким образом, отсутствие альтернативы имеет две крайности - с одной стороны, безальтернативность «связывает руки» зависимому партнеру, делает его объектом диктата со стороны партнера «монополиста», с другой стороны, побуждает искать новые направления основной деятельности или новые рынки снабжения /сбыта.

Уникальное географическое положение Российской Федерации, платежеспособность субъектов экономики, развитый энергетический комплекс и устойчивая политическая система - вот основные конкурентные преимущества, которые в современных форматах международного сотрудничества (Всемирная торговая организация, Таможенный союз) позволяют преодолевать различные режимы санкций или как минимум снижать тот негативный эффект, на который изначально рассчитывают наши «партнеры» на международной арене.

Заявления партнеров о новых санкциях, о целых «пакетах» санкций - это своего рода стресс-тестирование отечественной экономики, проверка на прочность и тех экономических связей, которые связывают нас с зарубежными партнерами, и проверка способности фондовых и сырьевых рынков реагировать на условия внешней среды.

Как известно, предпринимается целый комплекс мер, обеспечивающий снижение негативных эффектов при «рецидиве» санкций[1], однако в условиях глобализации мировой экономики данные меры будут действенны и принесут максимальный эффект в долгосрочной перспективе 5-7 лет. Что же предпринять отечественной экономике, а именно ее логистическому комплексу оперативно, уже сейчас?

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление № i (3) 2014

электронный научно-экономический журнал стр 119

Автор видит следующие направления совершенствования логистических систем, импульс развития которых задает режим «санкции».

1. «Санкции» позволили увидеть «истинное лицо» партнеров, их генерирующих. Партнеры из Евросоюза и США не заинтересованы в развитии нашей экономики, так как, развиваясь, экономика Российской Федерации «оттягивает» на себя ресурсы данных экономик (и самый ликвидный из них - деньги), лишая данные экономики поддержки в условиях мирового экономического кризиса. Следовательно, «диалог» после деэскалации истерии должен учитывать новые перспективы развития энергетического сектора, и прежде всего газотранспортной системы и атомной энергетики. Завершение строительства Крымской АЭС или строительство новой АЭС на западном берегу полуострова позволят не только обеспечить Крым дешевой электроэнергией, но и продавать ее соседним странам (возможно при строительстве линий электропередачи по дну Черного моря в Румынию, Молдавию и Болгарию). Реализация данных проектов, имеющих мультипликативный эффект для отечественной экономики, позволит, в том числе, «сблизить позиции» Российской Федерации и партнеров из Евросоюза при возникновении спорных ситуаций.

2. Евросоюз зависим от промышленного производства КНР, которая имеет свои планы на промышленную мировую гегемонию и движется к ней. Российская Федерация готова предложить свою территорию для транзита грузов из КНР в Евросоюз, при этом время реализации логистического процесса международной торговли сократится более чем в 3 раза, также будут исключены риски транзита товаров по множеству территорий Ближнего Востока и Африки (где «стараниями» США генерируется напряженность)[2].

Таким образом, «санкции» помогают оздоровить отечественную экономику, дав «прививку» от иллюзий всеобщего равенства и братства на планете. Кризис в отношениях с Евросоюзом и США будет преодолен, каждая сторона получит свои «бонусы» и уроки, однако почему никто из европейских коллег не оценил те возможности, которые были упущены в мировой экономике в результате «холодной войны»? Сколько триллионов долларов, золота и прочих ресурсов было потрачено на генерацию рисков и военные действия. И что в итоге? Что получилось в сухом остатке из-за политики санкций и экономического и политического шантажа? Перечислим: миллионы жертв на Ближнем Востоке и в Африке, международный терроризм, экономические кризисы, беженцы, увеличение стран, ведущих разработку ядерного оружия, двойные стандарты и интерпретации в международном праве, реставрация фашизма и т.д[3].

Какую роль Российская Федерация вынуждена принять на современном этапе - однозначно роль поводыря, способного вывести «партнеров» из экономического и политического тупика, в котором они оказались. И такой пример есть, примеру этому нет и года еще. Сирийский кризис показал эффективность отечественной дипломатии, которая сберегла несколько тысяч жизней женщин и детей Сирии и не дала погрузить Сирию в хаос гражданской войны, разжигаемой Аль-Каидой.

Источники информации

1. Информационное сообщение агентства «ИТАР-ТАСС» www.itar-tass.com/ekonomika/1147888 (дата обращения 28 апреля).

2. Арский А.А. Механизм управления взаимодействием таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности с использованием услуг транспортно-логистических компаний. Монография. - М.: «Дашков и К», 2014, 125 с.

3. Арский А.А. Управление внешними рисками логистических систем // Стратегии бизнеса. Электронный научно-экономический журнал Финуниверситета. [Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 56252 от

28.11.2013. Номер ISSN: 2311 -7184] Публикация 26 марта 2014г. http://clck.ru/99tuZ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.