Научная статья на тему 'Формирование направлений фундаментального развития воспроизводственной системы региона'

Формирование направлений фундаментального развития воспроизводственной системы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / САНКЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ЗАМЕЩЕНИЕ ИМПОРТА / REGIONAL ECONOMY / SANCTIONS RESTRICTIONS / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмадов М.А.

В статье представлены последствия введения торгово-экономических отношений для стран и регионов, рассмотрено формирование альтернативных направлений развития социально-экономических и воспроизводственных систем, охарактеризованы возможности и направления развития российских производителей, необходимые для эффективного замещения импорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахмадов М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the implications of trade and economic relations between countries and regions, discussed the formation of alternative directions of development of socio-economic and reproductive systems, described the possibilities and directions of development of Russian producers required for effective import substitution.

Текст научной работы на тему «Формирование направлений фундаментального развития воспроизводственной системы региона»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Ахмадов М.А.,

аспирант РГЭУ (РИНХ) E-mail: fnauka@bk. ru

ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

В статье представлены последствия введения торгово-экономических отношений для стран и регионов, рассмотрено формирование альтернативных направлений развития социально-экономических и воспроизводственных систем, охарактеризованы возможности и направления развития российских производителей, необходимые для эффективного замещения импорта.

Ключевые слова: региональная экономика, санкционные ограничения, замещение импорта.

Akhmadov M.A.

FORMATION OF DIRECTION FUNDAMENTAL DEVELOPMENT REPRODUCTION SYSTEM IN THE REGION

The article presents the implications of trade and economic relations between countries and regions, discussed the formation of alternative directions of development of socio-economic and reproductive systems, described the possibilities and directions of development of Russian producers required for effective import substitution.

Key words: regional economy, the sanctions restrictions, import substitution.

Последствием экономических санкций и соответствующих мер послужило полное ограничение на поставки продуктов из стран Австралии, Евросоюза, Канады, США, Норвегии, поэтому некоторые как российские, так и мировые партнеры вынуждены видоизменить траектории сво-

их торговых маршрутов, усовершенствовать актуальные возможности товарообмена и формирования долгосрочных контрактов с растущими рынками торгово-экономических регионов.

В профессиональных экономических кругах бытует мнение, что в результате введения санкций, которые, как следует отметить, имели неоспоримый эффект бумеранга, региональные компании, осуществляющие сопровождение продукции, имеют дополнительные шансы для успешной деятельности.

В данном ракурсе следует отметить, что основа реформации региональных цепей поставок предусматривает приоритетность социально-экономических интересов основного итогового звена - покупателя. Формирование альтернативных возможностей должно сопровождаться поэтапной адаптацией к условиям нового рынка. Могут измениться сроки поставок, условия контрактов и многие другие характеристики, однако в соответствии с социальными аспектами, запросами потребителя, необходимо придерживаться требований к качеству и итоговой цене продаж.

Развитие региональных социально-экономических систем в условиях им-портозамещения порождает формирование новых и укрепление существующих торгово-экономических отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, постепенно импорт переориентируется, ослабляя европейское сотрудничество и развивая связи с другими партнерами, поставки которых ранее имели меньшие объемы.

В данный момент интересно проследить, каким образом функционирует схема работы компании по предоставлению комплексной услуги поставки овощей и фруктов из Китая через Забайкальск в практически все регионы России. Сначала осуществляется перевозка из регионов Китая до складов в Маньчжурии как с обычными, так и с любыми необходимыми температурными режимами. Там партнеры компании осуществляют перегрузку, хранение, консолидацию грузов. Далее грузы перевозятся машинами на территорию СВХ в За-байкальске. Там производится таможенное

оформление, и машины отправляются по территории России. Клиентам, которым нужна низкая стоимость доставки и для которых сроки не являются критичными, предлагается перевозка в контейнерах по «короткому морю» через Владивосток. Дальше, если требуется оперативность, груз перегружается во Владивостоке в обычные рефрижераторные машины и отправляется по России, либо перегружается на железную дорогу, либо отправляется в контейнерах, в зависимости от целей и бюджета клиента. По сути, это индивидуальный подход в зависимости от задач, бюджета и сроков, которые необходимо соблюсти [2].

Следует отметить, что в результате уменьшения объемов внешнего товарного потока национальные производители выбывших импортных категорий имеют возможность доказать свою состоятельность, в ситуации замещения как минимум, продуктов питания.

Все началось с ограничительных мер, введенных против России странами ЕС при поддержке США. Позднее к ним присоединилась Австралия и другие государства. Первые санкции были направлены против ограниченного списка физических лиц, затем к ним добавили и несколько десятков российских компаний. Последний пакет санкций был введен несколько дней спустя после крушения пассажирского «боинга» над территорией Украины. В ответ на год эмбарго наложено на: мясо крупного рогатого скота (свежее, охлажденное и замороженное); свинину (свежая, охлажденная или замороженная); мясо и пищевые субпродукты домашней птицы (свежие, охлажденные или замороженные); мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое; рыбу и ракообразных моллюсков и прочих водных беспозвоночных; молоко и молочную продукцию; овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды; фрукты и орехи; колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови, а также готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе; готовые продукты, включая сыры и творог на основе растительных жиров; молокосо-

держащие продукты и продукты на основе растительных жиров [3].

В данном отношении потребности внутреннего в целом и региональных рынков, в частности, сконцентрированы в двух экономических категориях:

- качестве выводимой на рынок продукции;

- итоговой цене или продажной стоимости товара.

Можно с уверенностью предположить, что российские региональные производители и представители социально-экономических систем в данный момент должны сконцентрировать свои усилия на формировании продукции, соответствующей требованиям рынка. Необходимо создание цепей поставок, которые смогут соответствовать параметрам качества и ценовых категорий. Организация региональной социально-экономической деятельности по доведению готового продукта до потребителей, то есть обеспечение процессов транспортировки в машинах, контейнерах, вагонах на всей территории России, возможности складирования, гру-зопереработки и разукрупнения по всей цепи поставок требуют оптимизации затрат и рисков на всем пути следования товаров в рамках региональных систем.

Следует отметить, что определенное количество мнений относительно воздействия санкций и экономических запретов, которые на сегодняшний день приняты и которые обсуждаются, как довершающая волна представителями США и Евросоюза, существенно отражаются на организационно-экономическом функционале систем производства и социальной сферы региона.

Некоторые последствия касаются значительного осложнения импортно-вывозных взаимоотношений с Украиной из-за сформировавшихся условий общественно-политического, финансового и общественного упадка в результате развития негативной геополитической ситуации. Определенным русско-украинским партнерам пришлось прервать собственно совместную работу, в основной массе из-за ситуации с неплатежеспособностью украинских фирм. Помимо данного, в послед-

нее время многим отечественным перевозчикам перевозить грузы в Украину становится попросту опасным.

Как еще одну тенденцию развития региональных социально-экономических систем в условиях действия санкций можно представить разработку и реализацию новой формации региональных товарных потоков входных и выходных в Крымский федеральный округ (КФО).

Однако в данном ракурсе можно отметить, что существуют определенные территориальные ограничения, которые могут существенно усложнить проецируемые действия. В данный момент затруднен путь через Керченский пролив - единственный способ попасть на полуостров. Крым стал российской территорией, но, для того чтобы построить Керченский мост, необходимо несколько лет, поэтому в данный момент объем материальных потоков не слишком велик. Однако следует учитывать, что в ближайшие несколько лет объемы поставок значительно возрастут.

Еще одна тенденция развития российских социально-экономических систем и реорганизации цепей поставок предполагает усложнение партнерства и непосредственно взаимоотношений с Европой. По оценкам экономических аналитиков, отечественная система товародвижения была тесно взаимоувязана с территорией Литвы. В данный момент эти связи приостановлены, и, что интересно, около 25-30% прибыли от участия в данных экономических системах, приходящихся на железнодорожный транспорт, Литва уже потеряла.

Следует отметить, что далеко не все мнения относительно последствий санкций однозначны. Естественно, экономика российских регионов также претерпевает трудности, в первую очередь связанные с ростом курса иностранной валюты и соответственно падением национальной. Но оздоровление российской экономики, эффективное взаимодействие торговых компаний и производителей, поставщиков в рамках российского и мирового рыночного пространства могут существенно оптимизировать ситуацию, в результате которой российский потребитель получит каче-

ственную и относительно недорогую продукцию.

Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции была принята еще в 2013 году и рассчитана до 2020 года. По линии этой программы власти намерены реализовать замещение импорта, попавшего под санкции, в сфере продовольствия и сельхозпродукции. Но программа нуждается в существенной корректировке. На замещение импорта потребуется дополнительно 625,7 млрд руб. на пять лет, на 2015 год необходимо 77 млрд руб. В проекте госбюджета на ближайшие три года расходы уже подверглись увеличению - на 11%. Бюджет при этом остается низкодефицитным - 0,6% ВВП. Но и допрасходы из-за санкций велики. Кроме импортозамещения власти планируют провести вливания в развитие Крыма, а также на реализацию программ развития Дальнего Востока и Забайкалья, на развитие Московского транспортного узла, на поддержку экспорта и другие проекты. Ключевое направление грядущих субсидий - создание по стране крупных оптово-логистических центров для доставки и хранения сельхозпродукции, ее переработки и замораживания. Предпочтительнее строить именно крупные центры, которые легче контролировать на предмет исполнения закона. Сами законы придется менять, в частности, закон о торговле. Функционирование центров будет определено новыми земельно-имущественными, налоговыми и санитарными нормами. Необходимо создать треугольник: торговая сеть или любой магазин продуктов - логистический центр - сельхозпроизводитель [1].

Ранее отечественные региональные производители не имели достаточно возможностей, чтобы непосредственно конкурировать с крупными мировыми сетями, но в данный момент, оценивая собственные возможности и угрозы, можно в короткие сроки добиться значительных результатов.

Достаточно давно осознано, что продукция, некоторые категории или товарные группы, которые видны на прилавках в по-

следние десятилетия не высшего качества. Большинство товаров производятся европейскими государствами непосредственно для экспорта, некоторые категории даже не могут, в результате несоответствия нормам и стандартам, продаваться в государствах, защищенных с этой стороны законодательно. Но в качестве развития последствия такой ситуации можно предвидеть «оздоровление нации» и развитие производственных и социально-экономических систем региона.

Еще одна тенденция, взаимосвязанная с предыдущей. Конструировать развитие региональных социально-экономических систем отечественные производители смогут без навязывания правил игры иностранных импортеров. Это существенный плюс. Ведь импортеры строят свой бизнес на массовизации поставок, в который возможную часть брака покрывают объемы поставок. Но российский рынок, как и рынок любой другой страны, скрывает угрозы, риски, материализованные в финансовые потери. Поэтому следует эффективно организовать альтернативные процессы развития социально-экономических систем. В этом отношении вариантов развития может быть несколько, различных, в зависимости от участия региональных производителей.

Участники отечественных социально-экономических систем, сбытовых цепей и корпоративных сетей распределения могут чувствовать себя в состоянии рыночного приоритета, обслуживая материальные потоки на пути их следования по территории России.

Формирование альтернативных

направлений развития социально-экономических систем в условиях действия санкций временно усложнено относительной отлаженностью и эффективностью существовавших ранее, ориентированных на Европу торговых операций. Но при этом, рассматривая условия сотрудничества в альтернативе, следует научно оценить, представить с точки зрения региональной экономики возможности новых партнеров, которые профессионально предлагают товары и выстраивают опти-

мальные системы распределения, разумно учитывая запросы внутреннего российского рынка. Ранее существовавшие каналы и сети были построены с учетом коммерческих и общеэкономических условий, продиктованных иностранными компаниями, контрагентами, которые существенно ограждали себя от рисков и затрат, связанных с транспортировкой по территории России.

Непосредственно по этой причине некоторые компании стремятся действовать согласно «проложенному пути», продолжая следовать ранее сформировавшейся торговой концепции.

Так, рассматривая сценарии прогрессивного развития социально-экономических систем в условиях действия санкций, можно утверждать с уверенностью, что уже на сегодня существенно снижен приток импортных продуктов на региональные рынки. Но при этом национальные производители должны всегда быть приоритетно защищены законодательством, как это происходит в большинстве самих же европейских государств.

Альтернатив у российского рынка достаточно, но отдельным направлением может считаться сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), которые в настоящее время занимают активную рыночную позицию по отношению к России. В данной ситуации время и возможности региональных производителей и поставщиков являются определяющими характеристиками. В данной обстановке, в условиях импортозамещения национальным рыночным игрокам также следует придерживаться, в первую очередь, рыночной стратегии своих зарубежных конкурентов и поставлять собственную продукцию на внутренний рынок, а также учитывать возможности для выхода на внешние рынки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Владимир Путин провел в Ново-Огарево совещание с членами правительства. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.msn.com/m-m/newsfeatured/%/ ar-BB7FYur

2. Western sanctions - a chance for the Russian logistics system. - Режим доступа: http://cargofon.ru/logistics/sankcii-zapada-shans-dlya-rossij skoj -logisticheskoj -sistemy.html

3. News Russian logistics. Electronic resource. - Режим доступа: http://www.logistic.ru/news/news.php?num=2 014/08/26/35/31231865

BIBLIOGRAPHIC LIST 1. Vladimir Putin in Novo-Ogaryovo meeting with government members. Electron-

ic resource. Access: http://www.msn.com/ru-ru/news/featured/%o/ar-BB7FYur

2. Electronic resource. Western sanctions - a chance for the Russian logistics system. Access: http://cargofon.ru/logistics/sankcii-zapada-shans-dlya-rossijskoj-logisticheskoj-sistemy.html

3. News Russian logistics. Electronic resource. Mode of access: http://www.logistic.ru/news/news.php?num=2 014/08/26/35/31231865

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.