Научная статья на тему 'Развитие основных компонентов инвестиционного механизма агропромышленного комплекса Ставропольского края'

Развитие основных компонентов инвестиционного механизма агропромышленного комплекса Ставропольского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ / КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуреева Мария Евгеньевна

Наряду с госинвестициями в аграрный сектор в Ставропольском крае наблюдается незначительный рост доли собственных инвестиционных средств хозяйств. Одни авторы оценивают данный процесс положительно, считая, что он отражает тенденцию формирования рыночной структуры инвестиций, где оба источника – госинвестиции и частные вложения – должны в совокупности помочь в развитии сельского хозяйства. Другие рассматривают эти сдвиги как негативные, свидетельствующие о банкротстве государства как неспособном самому решить проблемы капиталовложений в аграрном секторе экономики. Третьи полагают, что резкое возобновление госисточников финансирования аграрного сектора экономики в условиях глубокого экономического кризиса (когда основная масса предприятий находится на грани банкротства) экономически и политически не будет оправдано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гуреева Мария Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие основных компонентов инвестиционного механизма агропромышленного комплекса Ставропольского края»

Развитие основных компонентов инвестиционного механизма агропромышленного комплекса Ставропольского края.

Г уреева Мария Евгеньевна

аспирант,

ФБГОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университет

Россия, г.Ставрополь

Аннотация: Наряду с госинвестициями в аграрный сектор в

Ставропольском крае наблюдается незначительный рост доли собственных инвестиционных средств хозяйств. Одни авторы оценивают данный процесс положительно, считая, что он отражает тенденцию формирования рыночной структуры инвестиций, где оба источника - госинвестиции и частные вложения - должны в совокупности помочь в развитии сельского хозяйства. Другие рассматривают эти сдвиги как негативные, свидетельствующие о банкротстве государства как неспособном самому решить проблемы капиталовложений в аграрном секторе экономики. Третьи полагают, что резкое возобновление госисточников финансирования аграрного сектора экономики в условиях глубокого экономического кризиса (когда основная масса предприятий находится на грани банкротства) экономически и политически не будет оправдано.

Abstract: Along with state investments into agrarian sector into Stavropol Territory insignificant growth of a share of own investment means of economy is observedOne authors estimate the given process positively, considering that it reflects a tendency of formation of market structure of investments where both sources - state investments and private investments - should help with agriculture development in aggregate. Others consider these shifts as the negative states testifying to bankruptcy as incapable most to solve problems of capital investments in agrarian sector of economy. The third believe that sharp renewal of state sources of financing of agrarian sector of economy in the conditions of a deep economic crisis (when the great bulk of the enterprises is on the verge of bankruptcy) economically and politically it will not be justified.

Ключевые слова: предпринимательство, инвестиции,

агропромышленный комплекс, рыночная экономика, капиталовложения, кризис.

Keywords: Business, investments, agriculture, market economy, capital investments, crisis.

Инвестиционный кризис затронувший, в том числе и Ставропольский край, обусловлен в основном переходными процессами, присущими всей

российской экономике. Вместе с тем в агропромышленном комплексе действовали и специфические факторы, способствующие появление инвестиционного кризиса, о чем свидетельствует последовательное снижение доли вложений в сельхозпредприятия по сравнению с общими народнохозяйственными объемами инвестиций в основной капитал.

По экономическому содержанию данный кризис является и элементом, и прямым результатом системного финансово-производственного кризиса агросферы края, основу которого составляют: отсутствие нужных и

достаточных накоплений у большинства предприятий АПК Ставрополья (кризис накоплений) и наличие значительных инвестиционных рисков, оздающих препятствия преобразованию потенциальных накоплений в инвестиции (кризис доверия).

В число важнейших факторов, способствующих ухудшению инвестиционного климата в АПК края, на наш взгляд входят:

Во-первых - это уменьшение притока финансовых поступлений в отрасли АПК (снижение выручки от реализованной продукции) вследствие сокращения платежеспособного спроса населения.

Во-вторых - это проведение в максимально сжатые сроки, не на должном уровне основной перестройки бюджетной структуры, отказ от существовавших форм государственной поддержки сельского хозяйства без равноценной компенсации денежных потерь товаропроизводителей.

В-третьих - это монополизм структуры промышленного сектора государственного АПК, а так же отсутствие рыночных компонентов механизма, регулирующего ценовые отношения перерабатывающих, торгово-закупочных сельскохозяйственных и ресурсопроизводящих предприятий.

В-четвертых - это неоконченные процессы земельной реформы и изменение формальных, неформальных преобразований в сельском хозяйстве и в соприкасающихся отраслях агропромышленного комплекса.

Местоположение сельхоз предприятий на рынке инвестиций, характеризует их с одной стороны, как предприятия не готовые к результативному освоению средств, так и с другой - неготовность возможных инвесторов вкладывать капиталы в нереформированные предприятия из-за высоких рисков.

Удельный вес инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве занимает наименьшую долю среди прочих отраслей экономики Ставропольского края, и, несмотря на некоторое увеличение абсолютного показателя инвестиций с 425,9 млн руб. в 2006 году до 701,2 млн руб. - в

2011 г. все же данный показатель находится на крайне низком уровне (таблица 1).

Таблица 1 - Инвестиции в основной капитал по отраслям экономики

Ставропольского края (в фактически действующих ценах, млн. рублей)

Показатели 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Инвестиции в основной капитал, в т.ч.: 7957 10927 11245 12481 13687 14224,7

сельское хозяйство 405,9 557,3 627,9 672,8 701,2 743,7

Промышленность 2198,6 3442,3 3787,5 4017,2 4392,7 4673,6

Строительство 315,5 655,6 821,1 945,4 1054,5 1201,9

транспорт и связь 3055,9 3944,8 4321,8 4682,1 4962,3 4987,1

другие отрасли 1981,7 2327,5 1687,4 2315,9 2576,4 2618,4

Инвестиции в основной капитал, в т.ч.: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

сельское хозяйство 5,1 5,1 5,3 5,4 5,1 5,2

Промышленность 27,8 31,5 33,6 32,1 32,4 33

Строительство 4,0 6,0 7,6 7,7 7,7 8

транспорт и связь 38,6 36,1 38,5 36,3 36,7 35

другие отрасли 24,5 21,3 15,0 18,5 18,9 18

Таким образом, для аграрного сектора экономики в Ставропольском

крае как на ближайшие годы, так и на перспективу основной проблемой стала инвестиционная политика. Капиталоемкий сектор, такой как агропромышленный, не может успешно функционировать и интенсивно развиваться при отсутствии необходимых для этого условий - высоких темпов и значительных масштабов накопления капитала.

Главная причина увеличения объема инвестиций в аграрную экономику заключается в резкой смене политики государственного

финансирования агропромышленного комплекса по всем направлениям, предопределенная радикальным реформированием экономики в целом, что в свою очередь предполагает замену государственной системы распределения инвестиционных ресурсов на рыночный механизм перевода капитала, а также изменение соотношения бюджетных и внебюджетных источников капитальных вложений в сторону резкого повышения роли последних.

Агропромышленный комплекс на протяжении последних 10 лет является одним из важнейших «потребителей» бюджетных ассигнований. Так, в целях обеспечения реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446, создан институт Региональных учебнометодических центров, целью которого служит возрождение информационно-консультационной службы для сельских

товаропроизводителей.

В источниках финансирования аграрного сектора экономики произошли существенные изменения: за годы реформы возобновилось финансирование капиталовложений в АПК из бюджетов всех уровней.

Наряду с госинвестициями в аграрный сектор в Ставропольском крае наблюдается незначительный рост доли собственных инвестиционных средств хозяйств. В научных изданиях оценки изменения структуры капиталовложений существенно расходятся. Одни авторы оценивают данный процесс положительно, считая, что он отражает тенденцию формирования рыночной структуры инвестиций, где оба источника - госинвестиции и частные вложения - должны в совокупности помочь в развитии сельского хозяйства. Другие рассматривают эти сдвиги как негативные, свидетельствующие о банкротстве государства как неспособном самому решить проблемы капиталовложений в аграрном секторе экономики. Третьи полагают, что резкое возобновление госисточников финансирования

аграрного сектора экономики в условиях глубокого экономического кризиса (когда основная масса предприятий находится на грани банкротства) экономически и политически не будет оправдано.

В современных условиях развития АПК Ставропольского края весьма важное значение приобретает инвестиционная политика, ее инновационная ориентация. Некоторый рост объемов капиталовложений в сельское хозяйство края привел к увеличению темпов концентрации основных производственных фондов в действующих хозяйствах и эффективности их использования.

Анализируя изменения размеров денежных вложений в основной капитал и активируя производственные мощности агропромышленного комплекса в целом, можно заметить, что наибольшая доля инвестиций приходится на сельское хозяйство (таблица 2). Из показателей таблицы можно сделать следующий вывод - процесс концентрации инвестиций и основных производственных фондов в сельском хозяйстве колеблется по годам и имеет тенденцию к росту, начиная с 2006 г.

Таблица 2 - Структура отраслевых инвестиций в основной капитал АПК СК (в фактически действовавших ценах, в % к итогу.)

Показатели 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Всего инвестиций 100 100 100 100 100 100

в сельское хозяйство 78,3 82,1 84,3 84,6 85,8 86,5

в пищевую промышленность, в т.ч. 10,7 7,7 7,2 6,8 6,5 6,5

в пищевкусовую 10,2 7,3 7,4 6,9 5,6 5,6

в мясомолочную 0,2 1,4 0,3 0,8 0,9 0,8

в рыбную 0,6 1,5 0,8 0,9 1,2 0,6

Рынок потребителей более чем на 70% сформирован из товаров народного потребления и продовольственных товаров, произведенных из сельхозпродукции. Инвестиции должны направляться именно в отрасли АПК, учитывая ее дотационный характер во всем мире, а также исходя из высокой социальной значимости отрасли.

За рассматриваемый период в крае было реализовано несколько крупнейших инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе на сумму привлеченных инвестиций более чем 3,6 млрд. рублей. А абсолютное выражение трехдольного индекса скопления инвестиций (часть инвестиций в трех наиболее капиталоемких инвестиционных проекта) при этом составило 2,8 млрд. рублей - это свидетельствует об сверхконцентрации инвестиционных вложений в АПК СК. Для проведения анализа условий целесообразного использования инвестиций как на практике, так и в экономической науке применяется категория инвестиционного климата. Это обобщенная характеристика совокупности экономических, социальных, правовых, организационных, социокультурных предпосылок, политических, определяющих привлекательность и рациональность инвестиционного процесса в ту или иную хозяйственную структуру (экономику страны, региона).

Выделяют три наиболее свойственных подхода к оценке инвестиционного климата.

Первый - суженный. Он основывается на оценке: динамики ВВП, объемов производства продукции и национального дохода; динамики перераспределения национального дохода, соотношения накопления и потребления; движения приватизационной деятельности; состояние законодательного управления инвестиционными процессами; совершенствование обособленных инвестиционных рынков (фондового, денежного).

Второй - факторный (расширенный) - основывается на анализе набора факторов, оказывающих влияние на инвестиционный климат:

- характеризованность экономического потенциала;

- общие условия хозяйствования (экологическая безопасность, совершенствование отраслей материального производства, уровень амортизации основных производственных фондов, развитие АПК);

- сформированность рыночной среды в регионе (рыночная развитость инфраструктуры, влияние приватизации на активность инвесторов, уровень инфляции и ее воздействие на инвестиционную деятельность, степень заинтересованность населения в процессе инвестирования, зрелость конкурентной среды предпринимательства, объем местного рынка сбыта, насыщенность межхозяйственных связей, наличие иностранного капитала);

- политические аспекты (уровень доверия к региональной власти у населения, отношения властей региона и федерального центра, степень социальной стабильности, положение национально-религиозных отношений);

- организационно-правовые (значение иностранных инвесторов для

властей, соблюдение законодательства органами власти, при регистрации предприятий степень оперативности, доступность и достоверность информации, уровень осуществления профессиональной деятельности местной администрации, результативность деятельности

правоохранительных органов,);

- финансовые (доходы бюджета, а также финансовая обеспеченность внебюджетных фондов на душу населения, общедоступность материальных ресурсов из регионального и федерального бюджетов, приемлемость кредита в иностранной валюте, уровень процентной ставки, межбанковское сотрудничество, кредиты банков на 1000 человек, сумма вкладов на душу населения, удельный вес долгосрочных кредитов, доля нерентабельных предприятий).

При оценке инвестиционного климата хозяйствующих систем различного уровня в факторном подходе сводным показателем является сумма множества средневзвешенных оценок всех факторов:

где: Q - суммарная взвешенная оценка инвестиционного климата региона, отрасли;

] = 1

х]- - средняя бальная оценка j-го фактора для региона, отрасли;

Р]- - вес j-го фактора.

Сводное значение оценки инвестиционного климата, как правило, дополняется сведениями о зрелости тех или иных факторов, имеющих непосредственное влияние на положение и динамику инвестиционного климата, а это значит что, он не может быть единственным фактором привлекательности той или иной системы хозяйствования для инвестирования. При этом, каждый инвестор, при инвестировании объекта, ориентируется только на свой выбор критериев.

Третий подход - рисковый. В основе данного подхода лежат две составляющие, по мнению сторонников: инвестиционный потенциал и инвестиционные риски; инвестиционные риски и социально-экономический потенциал. Кредитные риски учитываются не всегда.

Инвестиционные риски расцениваются с точки зрения вероятности потерь дохода и инвестиций. В их числе учитываются: политический, экономический, социальный, финансовый, законодательный, экологический и криминальный. В основе большой группы показателей анализируется рейтинг отдельного региона в целом, в отдельности по каждому риску и каждому составляющему блоку инвестиционного потенциала.

Для обеспечения сбалансированности интересов инвесторов и инвестируемой социально-экономической структуры необходим комплексный анализ эффективности распределения привлекаемых средств и устойчивости инвестиционного климата. С данной точки зрения возможно что неправомерно рассматривать как признак наиболее рационального инвестиционного климата количество привлеченных инвестиций, а также их рост, не учтя последствия для экологической, социально-экономической, научно-технической перспективы роста хозяйственной системы.

Для увеличения количественного уровня вложенных средств в региональные АПК целесообразно повышать заинтересованность инвесторов путем увеличения инвестиционной привлекательности регионов.

Среди основных компонентов инвестиционного климата рейтинг и инвестиционная привлекательность региона можно определить как:

1) инвестиционный потенциал, как сумму объективных условий для продуктивного вложения инвестиций, зависящих от существования и разнообразия сфер и объектов инвестирования;

2) инвестиционный риск, как возможность потери инвестиций или приобретения дохода от них.

Итак, под инвестиционным потенциалом региона мы будем воспринимать реальные возможности данного региона, ассигнованные суммой характеристик, рассматривающих главные макроэкономические показатели, концентрацию факторов производства на территории (основными производственными фондами, рабочей силой, природными ресурсами, социальной и экономической инфраструктурой и т.д.), потребительский спрос населения и т.д.

Оценивать уровень инвестиционного риска для вложений в конкретизированный регион необходимо на основе учета определенных групп показателей:

1) экономического риска (уровень экономического спада, тенденции в образовании регионального валового продукта и т.п.);

2) социального риска (степень социальной нестабильности в регионе);

3) политического риска (уровень предрасположенности властей рыночным преобразованиям, синхроничность их действий в создании благоприятствующего инвестиционного климата и т.п.);

4) финансового риска (уровень согласованного регионального бюджета и доходов предприятия);

5) законодательного риска (юридические требования инвестирования в те или иных сферах и отраслях, последовательность эксплуатации отдельных аспектов производства);

6) экологического риска (уровень усложнения экологической обстановки в регионе, деградации окружающей среды, решения по стабилизации природоохранных мер);

7) криминального риска (степень преступности, количественный показатель теневой экономики, анализ заинтересованности криминальных кругов в легализованную экономику).

Если сравнивать, то имеющийся не высокий инвестиционный потенциал Ставропольского края, не может из-за высоких инвестиционных рисков быть использован полностью. Итак, Ставропольский край по инвестиционному потенциалу занял более высокое место в сравнении со всеми республиками Северо-Кавказского Федерального округа (разумеется, что в некоторых районах края потенциал выше). Но по инвестиционным рискам на Ставрополье обстановка немного хуже, в более не выгодном положении находятся Чеченская республика и Республика Ингушетия. В связи с этим на наш взгляд, для Ставропольского края важную актуальность приобретают меры и действия по созданию в регионе благоприятствующего инвестиционного климата.

По уровню рыночной адаптированности АПК (конкурентоспособность и реализации продукции, инвестиционной привлекательности и, разумеется, реальному объему инвестиций в качестве капитальных вложений и увеличению оборотного капитала) регионы СКФО следует разделять на 2 группы:

1) средние по общероссийским масштабам - Ставропольский край, Карачаево-Черкесская республика, Северная Осетия-Алания, республика Кабардино-Балкария. В этих регионах инвестиции на душу населения раскачиваются от 21,4% до 134,1%, часть негосударственных источников -от 34,9 до 98,6%.

2) низко привлекательные регионы - Республики Ингушетия, Дагестан, Чечня (инвестиции на душу населения движутся от 0,7% до 8,5%, уровень негосударственных источников - от 0 до 53,2%).

Экономическое развитие Ставропольского края во многом будет осуществляться согласно возможностям привлечения инвестиций, которые устанавливаются состоянием инвестиционного климата в регионе, а также заманчивостью самих инвестиций. Следовательно, инвестиционная привлекательность - это совокупность различных реальных возможностей и ограничений, определяющих основной капитал. Согласно оценке рейтинга инвестиционного потенциала, Ставропольский край можно охарактеризовать как регион весьма обширных возможностей для инвестиционных каналов.

По нашему мнению, для привлечения прямых инвестиций в экономическое развитие края необходимо организовать ряд мероприятий: осуществлять господдержку прямых инвестиций на уровне региона; создавать особые площадки технологического и экономического развития; создать специализированные побудительные инструментальные методы и механизмы для потенциальных инвесторов; создать действенную информационную систему по привлечению потенциальных инвесторов; создать высокий уровень имиджа края в глазах потенциальных инвесторов.

По потенциалам таким как инфраструктурный, природно-ресурсный и инновационный Ставропольский край имеет сравнительно неплохие характеристики. К сожалению данный потенциал не востребован в силу высокого уровня инвестиционного риска.

Но все же прослеживается тенденция к улучшению общего фона инвестиционной привлекательности и снижению инвестиционного риска.

Библиографический список:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ставропольский край. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 30 января 2008 г. № 18-рп «Об определении министерства сельского хозяйства Ставропольского края уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации на территории Ставропольского края мероприятий, предусмотренных

Г осударственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 -

2012 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края.

- 2008. - № 2.

2. Ашинова, М.К. Активизация инвестиционного процесса в АПК Республики Адыгея / М.К. Ашинова // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - № 6. - С.67-70.

3. Бусыгин, А. В. Предпринимательство / А. В. Бусыгин. Основной курс: Учебник для вузов. - М. : Инфра - М. - 2007. - 608 с.

4. Видяпин В.И. Региональная экономика. Основной курс. Учебник для вузов / В.И. Видяпин. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 236 с.

5. Дружинин, А.Г., Ионов, А.Ч. Концептуальные основы регионализации экономики. - Ростов н/Д : Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. - 65 с.

6. Кистанов, В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Копылов Н.В. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 584 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.