112
„ Е.Г. Шелухина
| Развитие орфографических навыков учащихся в процессе работы с текстом
В статье рассмотрены актуальные вопросы методики обучения русскому языку, связанные с повышением грамотности учащихся. Основной единицей, средством формирования правописных навыков является текст как ориентировочная основа для всех видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения, письма). В процессе анализа текста повторяются и обобщаются орфографические правила, что дает возможность эффективно подготовить учащихся к итоговой аттестации за курс средней школы - единому государственному экзамену.
Ключевые слова: орфография, орфографические навыки, лексическая единица, текст, контекст, письмо.
Каждый раздел орфографии представляет собой систему частных правил, реализующих определенный принцип написания, являющийся для раздела ведущим. В связи с этим в системе орфографических правил выделяют правописание морфем, сложных слов, различение на письме служебных и знаменательных частей речи и т.п. Проверка орфографических навыков традиционно входит в систему итоговой аттестации по русскому языку. В заданиях с выбором ответа проверяется умение школьников применять орфографические правила, но не практическую грамотность, в основе которой лежат автоматические навыки письма.
Как показывают результаты тестирования, сдающие единый государственный экзамен решают орфографические задания, связанные с правописанием морфеем, лучше, чем задания, посвященные другим разделам школьного курса по русскому языку. Однако в последние годы ухудшилась результативность выполнения заданий на слитное, дефисное и раздельное написание слов (сложных существительных, прилагательных, наречий и т.д.). Хуже всего учащиеся справляются с правописанием сложных прилагательных: дети не различают сложное прилагательное и причастие с наречием меры и степени (ярко-зеленый и ярко зеленеющий), выбирая дефисное написание для словосочетания; сложные прилагательные, образованные от существительных, пишущихся через дефис (юго-восточный от юго-восток), и сложные прилагательные, образованные от словосочетаний с подчинительной связью (североамериканский -от Северная Америка).
В банке экзаменационных материалов есть задания, проверяющие уме- ш ние учащихся дифференцировать служебные и знаменательные части ¡5 речи (также - так же, как и ...; поэтому - по этому полю...). Данные £ задания требуют умения анализировать слово в контексте (определять § часть речи, понимать смысл высказывания). Поэтому в школе в процес- © се изучения орфографии необходимо обращать внимание учащихся на условия, влияющие на слитное, раздельное или дефисное написание слов. Таким образом, основная задача учителя - научить детей работе со словом в контексте, там, где возможно, показывать, что в ином контексте это же слово может писаться иначе (спрятался за то дерево - ее я не знал, зато знал ее родителей). Подобные упражнения требуют навыка работы с текстом.
Текст (связное высказывание) является основной дидактической единицей, которая позволяет рассмотреть языковое явление со всех сторон: с точки зрения структуры, семантики, функционирования в речи. Текст объединяет все единицы языка, делая их коммуникативно значимыми, несущими конкретную информацию. Это не просто средство обучения языку и речи - это ориентировочная основа для любого вида речевой деятельности, в том числе и для письменной речи. В ходе работы над текстом происходит формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции школьников. Кроме этого, анализ текста активизирует деятельность школьников, их речемыслительные умения, формирует устойчивый интерес к урокам русского языка.
Приведем пример работы по развитию орфографических навыков учащихся с опорой на текст.
Я сделал дли(н,нн)ую прогулку по обрывам над морем и лег в камыш... вое кресло на балконе.
Ночная бездо(н,нн)ость неба переполне(н,нн)а разноцветными в... сящими в нем звездами, и среди них воздушно сере.т прозрачный и то(же) полный звезд (М,м)лечный (П,п)уть, двумя (не)равными дымами скл... няющ... йся к южному г.ризонту, бе(з,зз)вездному и (по)этому почти ч.рному. Балкон выходит в сад, усыпа(н,нн)ый галькой, редкий и ни(с,з)корослый. С балкона открывается ночное море. Бледное (млеч-но)зеркальное, оно летаргически (не)движно, молчит. Буд(то) молчат и звезды. И одн... бразный, (не,ни) на секунду (не,ни)прерывающ...йся хрустальный звон стоит во всем этом молч.ливом ночном мире, подобно какому(то) звенящ. му сну...
Покой особый, предра(с,сс)ветный царил еще и во всем том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо
и как(то) (по)иному, чем днем, стояли (много)око(н,нн)ые дома с их | многочисле(н,нн)ыми об..тателями.
| (И.А. Бунин)
Выразительно прочитав текст, школьники подбирают к нему заголовок, устанавливают средства и способы связи предложений в тексте, затем выполняют следующие задания.
«Выпишите слова с пропущенными буквами, сгруппировав их в соответствии с орфографическим правилом».
«Выберите минимальный, но достаточный контекст, чтобы решить вопрос о слитных, раздельных и дефисных написаниях. Как вы написали слова? А можно ли их написать иначе? Приведите примеры. Изменилась ли при этом часть речи?»
Первое задание носит классификационный характер. Цель таких упражнений - привести знания учеников в систему, приучить систематизировать материал и группировать его по определенным признакам. Так, в данном тексте представлены следующие правила: правописание н/нн в суффиксах различных частей речи, правописание орфограммы не/ни, различение на письме служебных и знаменательных частей речи, правописание сложных слов, морфем.
После прохождения первой ступени работу следует продолжить. Школьники получают задание сгруппировать орфографические правила в зависимости от того, в какой морфеме находится орфограмма: суффиксы имен прилагательных (длинную прогулку, с многочисленными обитателями), правописание безударных проверяемых гласных в корнях (висящими, черному, обитателями и др.), правописание безударных непроверяемых гласных в корнях слов (к горизонту), правописание корней с чередованием гласных (склоняющийся), правописание удвоенных согласных в корнях слов (предрассветный), правописание приставок на з/с (беззвездному), правописание н/нн в кратких прилагательных и причастиях (переполнена звездами), правописание о, е после шипящих и ц (камышовое кресло), правописание личных окончаний глаголов (сереет), различение на письме приставки не-(ни-) и частицы не(ни) (недвижно, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон), различение союза и созвучного сочетания слов (поэтому, тоже), употребление дефиса в словах разных частей речи (какому-то, млечно-зеркальное), образование сложных имен прилагательных и их написание (низкорослый, многооконные дома) и т. д.
Выполнение данного задания позволяет не только повторить и закрепить пройденный материал, но и учит школьников определенной последовательности мыслительных операций.
Второе задание обращает внимание учащихся на принадлежность ш слова к определенной части речи, изменению ее в зависимости от кон- ¡5 текста. Сравним: ...тоже полный звезд Млечный путь и он выполнил то £ же задание, что и вчера; в первом случае перед нами - наречие, во вто- § ром - местоимение с частицей; и поэтому почти черному... и и по этому © пути нельзя идти (союз и местоимение); ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон (причастие с зависимым словом) и непрерывный звон (прилагательное). В последнем примере особенно важным оказывается знак различения прилагательных и причастий, так как слитное и раздельное написание регулируется разными правилами. Так, в ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон не пишется раздельно с идущим далее причастием, у которого есть зависимые слова. Именно наличие зависимых слов влияет на раздельное написание. На это следует обратить особое внимание учащихся.
Подобная работа по анализу языковых единиц в тексте позволяет подготовить учащихся к ЕГЭ, обобщить правила по грамматике и орфографии, научить детей сопоставлять языковые явления по тем или иным признакам, совершенствовать грамотность учащихся.
На наш взгляд, уместным будет обратиться и к анализу самого текста, его структуры, содержания; посмотреть, какие средства выразительности использует писатель для создания художественного образа.
Темой данного текста является описание города, раскинувшегося на огромное расстояние. Автор постоянно подчеркивает эту протяженность, вводя в текст слова с орфограммой нн (длинная прогулка, бездонность неба, усыпанный галькой сад, многочисленные обитатели и т.д.). Лексические повторы (балкон - балкон, звезды - звезды - беззвездный, море -небо - море - небо, молчит - молчаливо - молчат, ночное море - ночной мир, хрустальный звон - звенящий сон) не только заставляют обратить внимание на однообразие картины, но и подчеркивают впечатление непрерывности, неизменности бытия.
Писатель поочередно использует прямой порядок слов и инверсию в предложениях, что заставляет читателя неспешно рассматривать изображаемую картину, полнота которой с грамматической точки зрения предстает в сложных словах (млечно-зеркальное море, многооконные дома).
Подводя итог данной работы, отмечаем, что настоящий мастер слова, вводя в текст разнообразные синтаксические конструкции, сложные слова, принадлежащие к разным частям речи, пытается передать более точную и полную картину описываемого образа.
Итак, система работы по развитию орфографических навыков в процессе действий с текстом предполагает формирование у школьников
определенных речеведческих понятий, умения обдуманно пользоваться | правилами правописания, развивает логическое мышление учащихся, | способность анализировать и синтезировать изученный материал, способствует осознанному усвоению языковых явлений.
Библиографический список
1. Валгина Н.С. Теория текста. М., 2004.
2. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М., 2006.
3. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. М., 2003.