Развитие оффшорного бизнеса в России И.Б. Соколов
Финансовый факультет МГТУ, кафедра экономической теории и отраслевой экономики
Аннотация. В настоящей работе рассматриваются причины возникновения и история развития оффшорного бизнеса в Российской Федерации. На основе анализа оффшорного бизнеса как экономического явления, характерного для современной России, обосновывается необходимость его государственного регулирования.
Abstract. In the work the reasons of occurrence and history of offshore business development in the Russian Federation have been considered. On the basis of the analysis of offshore business as an economical phenomenon typical for the modern Russia, the necessity of its state regulation has been substantiated.
1. Введение
Использование хозяйствующих субъектов, которые ведут свою деятельность на территории РФ, а центр накопления прибыли размещают за ее пределами, приводит, с одной стороны, к сокращению налоговых поступлений в российский бюджет, а с другой - к несанкционированной утечке капитала за рубеж. Как следствие, Россия финансирует целый ряд и без того благополучных стран, испытывая при этом острую потребность в инвестициях для модернизации собственной экономики (Архипов и др., 1994).
Актуальность проблем, связанных с оффшорным бизнесом, определяется масштабами нанесенного стране ущерба и важностью их решения для экономики страны. В настоящее время точно не известен размер капитала, вывезенного из России с начала 90-х годов, и эксперты называют различные цифры, но по данным Центрального Банка России, утечка капитала за указанный период составила от 50 до 80 млрд долл. в США, а по оценке Интерпола 150-300 млрд долл. (Шишков, 1998). Указанные обстоятельства диктуют необходимость принятия энергичных мер, призванных защитить национальную экономику от негативного воздействия со стороны оффшорного бизнеса.
Вместе с тем, следует отметить, что в современном мире оффшорные зоны и связанные с ними способы ведения хозяйственно-экономической деятельности стали неотъемлемой частью мировой экономической системы и национальных экономик многих, в том числе высокоразвитых, стран. При этом в оффшорных финансовых центрах сосредоточились значительные капиталы, оказывающие влияние на происходящие на всей планете процессы. Дело зашло так далеко, что не остался в стороне даже Ватикан, который проводит оффшорные финансовые операции через собственный коммерческий банк "Instituto per le Opere di Religione" (Зименев, 1998). Кроме того, к концу XX века оффшорный бизнес претерпел не только количественные, но и качественные изменения.
Наиболее полно воплотил в жизнь новые идеи некий предприимчивый бизнесмен Марк Педли (он же Марк Веллингтон, он же Цемах "Бен" Давид Нецер Корим), который для проведения оффшорных финансовых махинаций основал на крошечном, безымянном, необитаемом атолле в Тихом океане собственное государство Доминион Мельхиседека иначе Доминион Мильчизедека (Dominion of Melchizedek). Эта новоиспеченная страна уже признана рядом государств и активно торгует не только готовыми к продаже оффшорными банками, но и своими паспортами, в том числе и дипломатическими (Царство Божие..., 1998).
Главной движущей силой возникновения и постоянного развития оффшорного бизнеса является противоречие между желанием правительств контролировать экономическую ситуацию в своих странах и нежеланием граждан быть подконтрольными и отдавать часть своей прибыли в виде налогов. При этом у внешнего наблюдателя может сложиться мнение, что указанное противоречие оффшорный бизнес пытается разрешить цивилизованными методами. Однако это далеко не так и, например, в США его называют "пиратством XX века". Если говорить о РФ, то бесконтрольные финансово-экономические взаимоотношения российских предприятий и частных лиц с оффшорными компаниями при бездействии или неверных действиях властей уже привели к невосполнимому оттоку капиталов и обнищанию государства. Под угрозу поставлены на только экономическая безопасность страны, но и жизненно важные интересы будущих поколений.
Сегодня, в условиях, когда интересы государства требуют принятия жестких мер по увеличению налоговых поступлений в бюджет и пресечению незаконного вывоза за рубеж российского национального богатства, проблемы, связанные с оффшорными зонами и в целом с оффшорным бизнесом, в России
являются одними из самых острых. От их успешного решения во многом зависит экономическая безопасность страны.
2. Развитие и современное состояние оффшорного бизнеса в России
В той или иной форме на протяжении всей истории человечества у различных стран и народов прослеживаются попытки активизации международной торговли и привлечения иностранных капиталов за счет создания на части своей территории особых, благоприятных в налоговом отношении условий хозяйствования. Процесс этот начался еще в период процветания финикийцев, затем большим центром свободной торговли была столица Первого Афинского морского союза - остров Делос. Что же касается средневековья, то в связи с этим периодом истории упоминают итальянские города Ливорно и Триест, а также югославский Шибеник, а история института доверительной собственности - траста восходит ко временам крестовых походов. В XVIII в. зоны свободной торговли появились в Гибралтаре и Гонконге (Климанов, 1996). В 30-х годах XX в. начали формироваться оффшорные юрисдикции в Люксембурге, Панаме и на Нидерландских Антильских островах.
Однако современная история оффшорного бизнеса началась во второй половине нынешнего века при активном участии Великобритании. Оффшорные центры Соединенного Королевства стали развиваться в 60-х годах в качестве налоговых убежищ для состоятельных британцев, которые стремились уклониться от уплаты налогов, составлявших тогда 80-90 %. В роли таких центров выступали небольшие островные государства - колониальные владения или зависимые территории Великобритании. По мере развития мировой экономики все большее число стран стало создавать на своей территории оффшорные зоны, привлекая финансовые организации и частных лиц меньшими налогами, минимальным регулированием предпринимательской деятельности и строгими законами о конфиденциальности, надежно закрывающими двери перед расследованиями.
Естественно, что стремление к созданию оффшорных зон возникло не вдруг, а было подготовлено исторически процессами интернационализации мировой экономики. Основной причиной возникновения повышенного "спроса" на оффшорные зоны в 60-х годах XX века стало качественно новое содержание экономической интеграции, которое она получила благодаря развитию международных рынков ссудных и производительных капиталов. Произошло это в результате бурного развития во второй половине нынешнего столетия транснациональных корпораций, когда их экспансия и быстрый рост международного товарообмена потребовали не только значительного увеличения финансовых ресурсов, но и свободного доступа к ним в любом месте на планете. Такая потребность породила вненациональные рынки капитала, способствовала резкой интернационализации банковской деятельности. Свидетельство тому тот факт, что "в 1971 г. зарубежные активы национальных банков всех стран мира по депозитным вкладам составили 208 млрд долл., в 1980 г. - 1839 млрд долл., в 1990 г. - 6791 млрд, а в 1995 - свыше 8 трлн долл." (Шишков, 1998). Это, в свою очередь, способствовало возникновению повышенного спроса на посреднические финансовые операции и услуги по использованию различий норм, регулирующих деятельность финансовых компаний и налогообложение их доходов в различных частях света.
Так появился оффшорный бизнес, который можно определить как бизнес, осуществляющийся за пределами юрисдикции, в которой зарегистрирован хозяйствующий субъект, имеющий зарубежные по отношению к ней источники дохода и поэтому подлежащий в ней льготному налогообложению. Тогда оффшорное предприятие - хозяйствующий субъект, о котором говорится в данном выше определении. В зависимости от формы собственности это может быть компания или товарищество. Помимо компаний и товариществ, в оффшорном бизнесе нашли широкое применение и другие, смешанные организационно-правовые формы, как, например, компании с ограниченной ответственностью (LLC), компании с ответственностью, ограниченной по гарантии, и т.п. В виде схемы структура владения и управления оффшорной компанией представлена на схеме 1.
Схема 1. Структура владения и управления оффшорной компанией
Оффшорная компания
Г
1 1 L
Секретарская компания
Номинальные владельцы
i ЕГ 1 ЕГ
1 Т
Номинальные директора
-г
ЕГ
Реальные владельцы
Реальные управляющие
1 - взаимоотношения с официальными властями оффшорной юрисдикции;
2 - текущая информация;
3 - конкретные инструкции;
4 - непосредственное управление счетом реальным владельцем по доверенности;
5 - исполнение инструкций по управлению счетом;
6 - уровень доступа к конфиденциальной информации.
Соответственно, под оффшорной зоной или оффшорной юрисдикцией понимается юрисдикция, в которой законодательно определены статус оффшорных фирм и нормы, в соответствии с которыми совершаются финансово-экономические операции оффшорного типа. Иными словами, в оффшорной юрисдикции должны быть официально установлены организационно-правовые основы оффшорного бизнеса и условия, при соблюдении которых бизнес будет считаться оффшорным.
Если рассматривать оффшорные зоны с точки зрения содержания ведущейся в них финансово-экономической деятельности, то все оффшорные юрисдикции можно разделить на 4 группы (схема 2).
В первую группу входят юрисдикции, которые можно охарактеризовать как I00 % оффшоры. Это так называемые "налоговые гавани", "налоговые убежища", или "tax haven", как принято их называть во всем мире. Ими, как правило, являются небольшие островные государства, самоуправляющиеся или зависимые территории. Лицо этой группы определяют прежде всего оффшорные зоны Карибского бассейна, и нередко по ним вообще судят обо всем оффшорном бизнесе.
Ко второй группе оффшорных юрисдикций можно отнести страны со льготным режимом налогообложения отдельных видов деятельности. В частности, налоговыми привилегиями пользуются холдинговые, посреднические финансовые и лицензионные компании в Нидерландах; холдинговые компании и инвестиционные фонды в Люксембурге; торговые, холдинговые и сервисные фирмы в Швейцарии.
Третью группу оффшорных юрисдикций составляют административно-территориальные образования, в которых действует оффшорный (льготный) режим, хотя сами они являются частью обыкновенного государства. К таким оффшорным зонам можно отнести штаты Делавэр, Вайоминг, Невада в США, где их часто называют корпоративными убежищами (corporate haven); Ингушетию, Калмыкию, эколого-экономический район "Алтай", свободную экономическую зону "Алтай", Угличский муниципальный округ в РФ; некоторые кантоны Швейцарии.
Схема 2. Мировое семейство оффшорных зон (Классификация по содержанию финансово-экономической деятельности)
.'1ы ШКЫ1' шрнс ли.инн
Нл.шпшме шпини
l^lti'mmc. faun. ЫМ>. Вануиу, I tpwtu.
I lxi|U."iri|1. I IHIHIHI. lAfpiM. !>■ <11.
t ifi»M, < »4«*, МИН»||«НЫ e-M, Kof l»-Иик*. u-m. - IhCc|wih. ЧанритИ. Mtt-HiK". Ilrimt ii Kmc, imi 4w-
Лихтенштейн, Л|окчччГку|11. Им Ji-|MitJi.n.i, 111ui'Hiij|iiin ti
В отдельную, четвертую группу,
оффшорных юрисдикций целесообразным выделить оффшорные зоны, а именно: оффшорную юрисдикцию
представляется нетрадиционные "универсальную" - Ирландию,
качинонс. [кв Лат an, Ча ц'кра, США | Наиичиш, Jr.iiHtp, Ik'naia). IIJ Bin парии (limn iv.ii., ФриЛург, Цу г ), |nii4'iiiii'KJiv иффширм II
()фф ill opi ил' гсррн i opnii
Kaop. Hp-ian.inu, МЯЛЬТЯ (.'I» 2ШМ I.)
УIIII Щ'рсн. 11 • 11111L' офф| юрисдикции
юрисдикцию с "низким уровнем налогов" - Кипр.
Еще недавно к данной группе стран можно было причислить Мальту. Однако в настоящее время регистрация оффшорных компаний на Мальте прекращена, а уже существующие оффшорные фирмы будут закрыты к 2004 г. Вызвано это тем, что в стремлении обеспечить своей стране членство в Европейском Союзе власти Мальты перестраивают свою налоговую систему по стандартам ЕС.
Массовое развитие оффшорного бизнеса в России началось с конца 1991 г. в связи с отменой монополии государства на внешнеэкономическую деятельность. Однако принятые законодательные акты, которые определяли механизм контроля внешнеэкономической деятельности, не были до конца продуманы. В результате контроль за указанной деятельностью оказался малоэффективным.
Немало способствовало этому то обстоятельство, что лишь в конце 1993 г. была создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, и только в 1995 г. было достигнуто соглашение о сотрудничестве между ГНС России и ВЭК России.
Необходимо также отметить, что налоговая служба и налоговая полиция в России в то время только начали формироваться и не имели ни четкой законодательной базы, ни практического опыта. Что же касается органов внутренних дел и госбезопасности, уже осуществлявших до этого борьбу с экономическими, в том числе и внешнеэкономическими, преступлениями, то их старый опыт в новых экономических условиях оказался малопригодным. К тому же "с 1982 г. и по сей день правоохранительные органы находятся в состоянии непрерывной реорганизации, а говоря проще -социального и правового хаоса" (Гуров, 1993).
В качестве наиболее существенных экономических причин, обусловивших потребность в оффшорном бизнесе, можно привести следующие:
Во-первых, с началом реформирования экономики у российских граждан появилась масса легальных и нелегальных способов зарабатывать деньги, но при этом вкладывать их в бизнес внутри страны оказалось или невыгодно, или рискованно.
Во-вторых, с распадом Союза ССР межреспубликанские хозяйственные связи превратились в международные экономические отношения суверенных государств. Указанная трансформация дала возможность направить дополнительные товарные и денежные потоки через оффшорные посреднические фирмы и тем самым вывести полученную прибыль из-под российского налогообложения. Кроме того, в данной ситуации стало целесообразным строить экономические отношения, используя преимущества международных договоров об избежании двойного налогообложения. В частности, экономические отношения между компаниями, расположенными в разных странах СНГ, в налоговом отношении выгоднее осуществлять через кипрскую оффшорную компанию, поскольку все эти страны, за исключением Грузии, имеют с Кипром договора об избежании двойного налогообложения.
В-третьих, в связи с тем, что отечественная банковская система оказалась малоэффективной при ведении внешнеэкономической деятельности, отечественные бизнесмены стали активно пользоваться услугами оффшорных банков. Неудивительно, что в этих условиях произошло бурное развитие оффшорного бизнеса в РФ.
Надо отметить, что первыми обратили внимание на оффшорный бизнес наиболее удачливые российские бизнесмены и организованная преступность. Причем практически сразу оффшорный бизнес в России стал развиваться в трех формах, которые в той или иной степени имеют место и в настоящее время.
Первая форма - стихийное использование оффшорных компаний. В данном случае в ходу самые примитивные варианты использования оффшорных фирм.
Вторая форма ведения оффшорного бизнеса связана с возникновением и деятельностью российских секретарских компаний. Основной бизнес таких фирм заключается в продаже уже готовых оффшорных компаний, варианты дальнейшего использования которых разрабатываются их владельцами. Налоговое планирование или экспорт капитала за рубеж с применением оффшорных схем строится в основном на использовании явных "дыр" в российском налоговом законодательстве, в связи с чем при документальных проверках факт использования оффшорных компаний сразу обращает на себя внимание налоговых органов.
Третья форма, в которой российскими юридическими и физическими лицами ведется оффшорный бизнес, связан с появлением и активной деятельностью на российском рынке международных оффшорных секретарских компаний. Уже в 1992 г. в России работали крупные международные секретарские компании, которые накопили к этому времени огромный опыт успешной работы в условиях противодействия хорошо разработанным налоговым законодательствам многих, и прежде всего высокоразвитых, стран. Благодаря им эффективный оффшорный бизнес в РФ стал доступен всем желающим.
К тому же отмена монополии государства на внешнеэкономическую деятельность способствовала выходу на внешний рынок неквалифицированных в этой области специалистов (Наговицын, 1996). В данных условиях услуги компетентных иностранных консультантов оказались весьма кстати.
Мировые "киты" оффшорного бизнеса не столько помогают российским гражданам учредить оффшорное предприятие, сколько в соответствии с нуждами заказчика разрабатывают конкретные деловые проекты, в которых использование оффшорных структур происходит в комплексе с другими мерами, направленными на глубокое переструктурирование бизнеса во имя достижения поставленной цели (Пеппер, 1999). В результате при изучении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пользующегося услугами профессиональных консультантов по налоговому или финансовому планированию, контролирующим органам бывает трудно распознать утечку капиталов за границу или преднамеренное занижение налоговых выплат. Перед глазами проверяющих предстает нормально работающее предприятие,
которое платит все необходимые российские налоги, но в силу объективных обстоятельств налоговые выплаты невелики, или предприятие вынуждено оставлять за рубежом большую часть своих валютных поступлений. Естественно, что отмеченные выше "объективные" обстоятельства на самом деле таковыми не являются - они тщательно спланированы и искусственно созданы для решения заранее поставленной задачи.
При этом, чтобы избежать повышенного интереса и нареканий со стороны налоговых и правоохранительных органов, с помощью довольно простых приемов использование оффшорных структур происходит завуалировано. Так, например, оффшорная компания регистрируется на Багамских островах, а в Англии открывает банковский счет и абонирует почтовый ящик, используемый во всех документах как адрес компании. Для тех, кто заботится о своем имидже и готов за это платить, возможен другой, более изящный вариант: учреждение швейцарской домицилированной компании с реально функционирующим офисом где-нибудь во Фрибурге.
Вместе с тем в целях объективности следует сказать, что части российских предприятий благодаря воплощению в жизнь детально продуманных оффшорных проектов удалось не только выжить, но и стабилизировать свое финансовое положение.
Противоречивую сущность оффшорного бизнеса как экономического явления, характерного для современной России, можно рассмотреть на примере широкого использования рыбодобывающими предприятиями Мурманской области способа приобретения судов посредством специфической формы финансового лизинга, так называемого "бербоут-чартера" (схема 3). В настоящее время на Северном бассейне работает уже более 40 бербоут-чартерных судов. Владельцами их являются, как правило, фирмы, зарегистрированные в оффшорных зонах.
Иностранной П ро 1.1 пси судна
НоППЛСНШ иьцкдещ или м > 11 российского налоггьп г| ппжсння прнЬылп л' шздощ б ■ фед| фютнй
Мннесгор
(российская кем Г1;ЩИ>1 >
Ишнчрлмлым
банк
[ 1 выплаты к счет Оилша
погашения аренды рыбо-
кредита ^ продукт! е н
Фрахтователь
(российская комшнн .
Схема 3.
Использование рыбодобывающими предприятиями Мурманской области
способа приобретения судов посредством специфической формы финансового лизинга, так называемого "бербоут-чартера"
По условиям бербоут-чартерного договора российские добывающие предприятия рассчитываются за предоставленный иностранным банком кредит доходом от продажи рыбы, выловленной за счет российских квот, главным образом трески и пикши. Чтобы оплатить кредит и выкупить через 10 лет бербоут-чартерное судно в свою собственность, по условиям договора фирма-пользователь должна ежегодно вылавливать от 10 до 20 тыс. т рыбного сырья на сумму 12-24 млн долл. США. Не менее 2 тыс. т из этого количества вылавливается за счет квот в российской территориальной зоне.
Если бы государство просто продавало иностранцам право на вылов этой рыбы в своей зоне, оно могло бы получать в доход бюджета до 80 млн долл. в год. Но поскольку государство выделяет квоты бербоут-чартерным судам бесплатно, оно не имеет ничего, а так как эти суда являются собственностью иностранных фирм, то оно даже не получает налогов. Кроме того, фирмы, владеющие бербоут-чартерными судами, зарегистрированы в оффшорных зонах, что не позволяет государству хотя бы контролировать эффективность использования частными предприятиями рентного в сущности дохода от использования природных ресурсов, которые являются безусловной государственной собственностью.
Если рассматривать ситуацию в масштабах всей страны, необходимо отметить, что теряя огромные средства на деятельности неконтролируемого и нерегулируемого оффшорного бизнеса, государство, чтобы компенсировать потерю доходов бюджета, вынуждено увеличивать уровень налогообложения.
Между тем, очевидно, что в одних отраслях экономики имеются большие возможности для ведения оффшорной деятельности (прежде всего это экспортно-ориентированные и зависящие от импортных поставок отрасли экономики), а в других отраслях такие возможности ограничены (в большей степени это относится к отечественные производителям, работающим на внутреннем рынке).
Поэтому увеличение ставок налогообложения ведет в первую очередь к усилению налогового бремени на реальный сектор экономики, ориентированный на внутренний рынок страны, и в значительно меньшей степени сказывается на других отраслях. Это ведет к росту цен на отечественные товары и в конечном итоге способствует снижению их конкурентоспособности на внутреннем рынке. В данных обстоятельствах экономически более выгодным оказывается завозить в страну импортные товары, чем производить их у себя дома. В результате через оффшорные посреднические фирмы, расположенные за пределами страны, идут дополнительные товарно-денежные потоки, и вновь происходит уменьшение совокупных поступлений в налоговый бюджет. Это, в свою очередь, приводит к нарушению макроэкономического равновесия и становится фактором экономического кризиса.
Таким образом, бесконтрольный оффшорный бизнес ведет не только к уменьшению доходной части государственного бюджета, но и к изменению структуры национальной экономики за счет угнетения отечественных производителей товаров для внутреннего рынка и увеличения крена в сторону преимущественного развития экспортно-ориентированных и зависящих от импортных поставок отраслей экономики.
Следовательно, для поддержания макроэкономического равновесия необходимо государственное регулирование оффшорного бизнеса. Оно должно заключаться прежде всего в том, чтобы ограничить круг участников оффшорной деятельности теми хозяйствующими субъектами, у которых осуществление оффшорных финансово-экономических операций способствует росту производства, созданию дополнительных рабочих мест и т.д.
Схема 4. Влияние оффшорного бизнеса на экономику страны Если наглядно представить
влияние оффшорного бизнеса на экономику страны (схема 4), то видно, что на макроэкономическом уровне оффшорный бизнес имеет
отрицательное влияние на
национальную экономику. В то же время с микроэкономической точки зрения, он имеет большой положительный потенциал.
В качестве иллюстрации к данной схеме можно привести то обстоятельство, что зарубежными консультантами применительно к условиям современной России разработана и активно применяется методика налогового планирования, которая основана на комбинированном использовании трех факторов:
- различием налоговых систем различных государств;
- различием организационно-правовых форм ведения бизнеса;
- различием форм извлечения дохода
от своей деятельности.
Разработка проекта, направленного на минимизацию налоговых выплат, начинается от платящего субъекта. При этом на первом этапе путем комбинации перечисленных выше факторов решается задача снижения НДС и других налогов с оборота. В частности, желаемого результата можно достичь, если удастся формально перевести контракт или его большую часть в разряд внешнеторговых, в котором в качестве получателя будет выступать оффшорная компания, не имеющая постоянного представительства в РФ.
На втором этапе решается задача снижения налога на прибыль. Достигается это за счет использования иностранных оффшорных компаний и построения цепочки: иностранная оффшорная компания - российское предприятие, зарегистрированное на льготной территории, - посредническая компания в регионе, где осуществляется основная деятельность.
Третий этап - выбор наиболее благоприятных условий для аккумулирования денежных средств. Так, при получении дивидендов рекомендуется использовать компании, зарегистрированные в странах, имеющих с РФ договора об избежании двойного налогообложения. Если говорить в общем, то "добиваться снижения налогов с торговой прибыли внутри России лучше, комбинируя работу через
низконалоговые (льготные или зарегистрированные в российских "налоговых оазисах") предприятия в России с привлечением оффшорных компаний-подрядчиков" (Пеппер, I999).
Четвертый этап - "метод косвенного снижения налогов" применяется в том случае, если на трех предыдущих этапах не удалось достичь поставленной цели. Суть его состоит в уменьшении налогов на прибыль за счет искусственного увеличения расходов предприятия. Очень удобным инструментом для этого также может служить оффшорная компания (Пеппер, I999).
Нетрудно заметить, что данная методика основана на адаптированных к российским реалиям и широко применяемых в международном налоговом планировании методов:
- перераспределение (диверсификация) прибыли (profit diversion): накопление прибыли от бизнеса в странах с низкими налогами (американским аналогом данного способа минимизации налогов является метод "upstreaming income");
- занижение прибыли (profit extraction): увеличение расходной части баланса предприятия за счет включения в нее издержек от сотрудничества с оффшорными компаниями;
- создание прибыли (profit creation), т.е. перенос всей деятельности в оффшорную юрисдикцию.
Если проанализировать направления развития оффшорного бизнеса в РФ, то следует отметить, что в России, как и во всем мире, использованием оффшорных структур стремятся обеспечить защиту активов, имущественное планирование и использование трастов, обеспечение конфиденциальности и отмывание "грязных денег". При этом в качестве самостоятельного направления использования оффшорных компаний российскими гражданами и предприятиями следует выделить незаконный вывоз капиталов за рубеж. Необходимо также признать и то, что именно незаконный вывоз капитала и отмывание "грязных" денег являются главными, тесно связанными между собой направлениями развития оффшорного бизнеса в России.
Под разговоры о том, что реформируемая экономика нуждается в иностранных инвестициях, страна превратилась в мировую "прачечную" по отмыванию преступно заработанных средств. Инвестиций это не прибавило, но подобная "всеядность" не прошла даром - "Россия находится в специальном списке стран, считающихся международными центрами отмывания денег" (Пеппер, I999).
Что касается несанкционированной утечки капитала, то достаточно простым и очень эффективным методом незаконного вывоза капиталов является работа через оффшорную структуру, созданную российским экспортером для ведения от ее имени внешнеторговых операций. Вот как выглядит схема, ставшая настоящим бичом российской экономики: "основная часть продукции уходит по бартеру за сырье, топливо, энергию... основная масса финансовых средств аккумулируется за границами России, экспортные потоки в основном идут через посреднические фирмы в оффшорных зонах, часто учредителями таких фирм выступают высшие должностные лица предприятий или их родственники" (Пришвин, I997).
Особую роль в процессах оттока капитала из страны играют международные договора об избежании двойного налогообложения. Прежде всего это относится к Соглашению от 29.I0.82 г. между правительством СССР и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, поскольку в сферу его деятельности попадают кипрские оффшорные компании.
Вот, например, как выглядит схема работы через кипрскую судовладельческую компанию. Российская судовладельческая компания учреждает кипрскую оффшорную компанию, которая затем становится собственником судна. Затем российское и кипрское предприятия заключают договор о совместной деятельности. Например, кипрская компания сдает российской корабль в бербоут-чартер, т.е. в аренду без экипажа. Договора составляются таким образом, чтобы максимум прибыли от перевозок приходился на кипрскую компанию, а российское предприятие могло лишь поддерживать на необходимом уровне свою жизнеспособность. В результате, как и в рассмотренных выше случаях, российские материальные и людские ресурсы работают на благо не своего государства, а оффшорной юрисдикции.
Аналогичным образом без налогообложения в России могут быть организованы автомобильные перевозки между странами СНГ. При этом перевозки грузов или пассажиров могут вестись как собственным, так и арендованным транспортом.
Рассмотренный механизм ухода от уплаты российских налогов путем подмены их кипрскими, который условно можно назвать "налоговым насосом", имеет место и в отношении налогообложения доходов от авторских прав и лицензий, а также при налогообложении дивидендов.
Помимо Соглашения с Кипром, Россия имеет договора об избежании двойного налогообложения с четырьмя другими оффшорными юрисдикциями: Ирландией, Люксембургом, Нидерландами и Швейцарией, но используются они не так активно как Соглашение с Кипром.
Схема 5. Перекачка денежных средств из России на Кипр с использованием кипрской оффшорной строительной компании
1 - полная оплата стоимости контракта; 2 - минимальные перечисления для финансирования работ в России; 3 - уплата кипрского налога на прибыль по ставке 4,25 %; 4 - выведенная из-под российского налогообложения прибыль; 5 - выполнение строительных работ, отсутствие прибыли; 6 - минимальные
или "нулевые" перечисления российских налогов.
3. Заключение
В настоящее время оффшорный бизнес является планетарным явлением, имеющим огромное влияние на экономико-политическую ситуацию во всём мире. Уже достаточно четко сформировались как общие направления развития оффшорного бизнеса, так и конкретные способы использования оффшорных структур в интересах частных лиц и организаций. В то же время стало ясно, что цели, которые преследуются при создании подобных структур, не всегда совпадают с интересами государства, а в некоторых случаях носят откровенно криминальный характер. Не замечать или недооценивать это нельзя. К каким отрицательным последствиям это приводит, можно легко убедиться на опыте РФ.
Страны с открытой экономикой раньше России столкнулись с "обратной стороной" оффшорного бизнеса и поэтому раньше приступили к разработке и реализации контрмер. В мире уже накоплен большой положительный опыт по регулированию процессов, происходящих в оффшорном бизнесе. Однако данный опыт не был учтен при реформировании российской экономики: экономика стала небывало открытой, а меры, направленные на упорядочение взаимодействия российских граждан и предприятий с иностранными оффшорными образованиями, приняты не были. Подобные комплексные меры, имеющие экономическую и административную составляющие, в мире принято условно называть антиоффшорным законодательством.
Существующие на сегодня законодательные акты и ведомственные инструкции не в состоянии обеспечить экономические интересы страны. Только специализированное антиоффшорное законодательство, построенное на основе анализа ситуации, сложившейся в настоящее время с оффшорным бизнесом в РФ, и учитывающее мировой опыт, накопленный в данной области, способно обеспечить национальные интересы России. Без этого "у России может просто не оказаться будущего" (Абалкин, 1994).
Литература
Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. Вопросы экономики, № 12, с.4-13, 1994.
Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: факторы, критерии, показатели. Вопросы экономики, № 12, с.36-44, 1994.
Гуров А. Красная мафия. Служба безопасности. Новости разведки и контрразведки, № 1, с.16-23, 1993.
Зимелев А. Под "крышей" Святого Престола. Offshore express, №3 (39), с.48-50, 1998.
Климанов В.В. Свободные экономические зоны в современном мире и России. География в школе, № 6, с.15-20, 1996.
Наговицын А. Валютные аспекты экономической безопасности России. Российский экономический журнал, № 9, с.36-41, 1996.
Пеппер Джон. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. М., ИНФРА-М, 228 е., 1999.
Пришвин А. Богатство России "Запсибом" убывать будет. Эксперт, № 23, с.34-36, 1997.
Царство Божие: версия третья, тихоокеанская. Offshore express, №3 (39), с.14-25, 1998.
Шишков Ю. Россия в глобализуемой системе международных хозяйственных связей (материалы к лекциям и семинарам). Российский экономический журнал, № 9-10, с.79-89, 1998.