внутривузовском конкурсе «Дерзайте! Вы умны и талантливы» 11 мая 2018 г. (г. Магнитогорск) и др.
4. Организация курсов повышение квалификации и школы тьюторства для профессорско-преподавательского состава.
5. Оказание студентам с ОВЗ и профессорско-преподавательскому составу психолого-педагогической помощи в условиях образовательной организации.
Выводы. Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению образования. Для развития инклюзивного образования в ВУЗах нужны системные институциональные изменения. Но самые сложные из них - это изменения в профессиональном мышлении преподавателей и сознании родителей и участников образовательного процесса. Важная характеристика данного этапа развития инклюзивного образования - недостаточная профессиональная подготовка педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход.
Одним из обязательных условий реализации образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения является создание инклюзивной образовательной среды способствующей социально-психологической адаптации студентов с ОВЗ к обучению в ВУЗе в частности и к социуму в целом.
Анализ теории и практики внедрения инклюзии, позволил также выделить особенности социально-психологической адаптации студентов с ОВЗ, обучающихся ВУЗе в условиях инклюзивной образовательной среды:
- студенты с ОВЗ более мотивированы к учебной деятельности и к получению будущей профессии;
- в процессе совместного обучения студентов-инвалидов и студентов-неинвалидов снижаются страхи и социальная тревожность по поводу выстраивания коммуникаций со сверстниками и преподавателями;
- раскрывается образовательный потенциал обучающихся с ОВЗ через уверенность в доступности для них учебного материала;
- наблюдается эмоциональная устойчивость и локус контроль личности;
- аккомодация и ассимиляция студенческой среды.
Литература:
1. Багаутдинова С.Ф., Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Тугулева Г.В. Стратегия и тактика научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» // Фундаментальные исследования. 2013. № 8-5. С. 1182-1186.
2. Елгина Л. С. Социальная адаптация студентов в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5. - С. 162-166.
3. Ильина Г.В., Тугулева Г.В., Яковлева Л.А. Психомоторное развитие детей дошкольного возраста средствами физической культуры в условиях инклюзивного образования // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2.; URL: https://www.stience-education.ru/m/artide/view?id=26301 (дата обращения: 09.05.2018).
4. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (142). С. 112-115.
5. Овсянникова Е.А., Серебрякова А.А. Социальная психология: учеб. пособие / Е.А. Овсянникова, А.А. Серебрякова. - Магнитогорск: МаГУ, 2014. - 140 с.
6. Парахонский А. П. Социальная адаптация студентов в процессе обучения в вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 11. - С. 85-86.
7. Романова Г.А. Развитие социокультурной компетентности студентов в условиях инклюзивного образования как социально-педагогическая проблема // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 11. - С. 175-178.
8. Третьякова О.Д., Овсянникова Е.А. Составляющие профессиональной компетентности педагога в
условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы современного общего и профессионального
образования. 2016. - С. 135-137.
Педагогика
УДК: 796
кандидат педагогических наук, профессор Олефиренко Виктор Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, доцент Проломова Марина Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются средства и методы развития общей и специальной выносливости у спортсменов игровых видов спорта (баскетбол, волейбол, гандбол). Исследовался уровень развития выносливости у 84 спортсменов-игровиков 15-16-летнего возраста, имеющие 1-2 взрослые разряды на этапе углубленной специализации путем внедрения различных комплексов физических упражнений методом длительного непрерывного упражнения с равномерной и переменной нагрузкой и кругового метода тренировки.
Авторами представлены результаты тестирования уровня общей и специальной выносливости спортсменов игровых видов спорта, а также физической работоспособности. По результатам педагогического эксперимента показан прирост показателей в таких тестах как проба Квергу, Индекс Скибинской, тест Купера, тест «Ёлочка», тест «Челночный бег» и тест «Комплексное упражнение».
Ключевые слова: общая выносливость; специальная выносливость; физическая подготовка; физическая работоспособность; игровые виды спорта; этап углубленной специализации; тестирование; педагогический эксперимент.
Annotation. The article examines the means and methods for developing general and special endurance in sportsmen of game sports (basketball, volleyball, handball). In the course of the pedagogical experiment, the level of endurance development in young men aged 15-16 was studied at the stage of profound specialization by introducing various sets of physical exercises by the method of prolonged continuous exercise with uniform and variable load and the circular method of training. The authors present the results of testing the level of general and special endurance of sportsmen of game sports, as well as physical performance in the following tests: the Quergu test, the Skibinsky index, the Cooper test, the Yolochka test, the "Shuttle run" test and the "Comprehensive exercise" test.
Keywords: general endurance; special endurance; physical training; physical working capacity; game kinds of sports; stage of in-depth specialization, testing, pedagogical experiment.
Введение. Игровые виды спорта предъявляют высокие требования как к уровню функциональной подготовленности, так и степени надежности технико-тактического мастерства спортсмена. В условиях игровой деятельности спортсменам приходится в течение длительного времени преодолевать огромные физические и психические нагрузки, требующие большой мышечной силы, быстроты движений, высокого уровня общей и специальной выносливости, а также надежности выполнения двигательных действий. Основой повышения мастерства спортсменов игровых видов спорта является их высокая физическая подготовленность, которая во многом определяется уровнем развития такого важного качества, как выносливость [1; 2].
Выносливость характеризуется способностью к длительному выполнению упражнений без снижения их эффективности. Над чем бы ни работал «спортсмен-игровик», количество и качество его упражнений, величина утомления организма под влиянием нагрузки, время восстановления в значительной степени будут зависеть от уровня выносливости. Различают общую и специальную выносливость.
С возрастом и ростом спортивного мастерства роль выносливости повышается, так как увеличивается интенсивность и специализированность тренировки спортсменов. Выдержать такие нагрузки нельзя без больших способностей к восстановлению. Следовательно, более выносливые спортсмены-игровики способны не только к использованию своих максимальных возможностей, но и к более длительной работе на высоком уровне. Все это дает основания указывать на необходимость повышения уровня аэробной выносливости, повышения функциональных возможностей, на которых спортсмен способен проявлять максимальную работоспособность скоростно-силового характера и удерживать ее в определенных игровых режимах с сохранением оптимальной стабильности и эффективности технико-тактических действий [4].
Одним из важнейших вопросов тренировки спортсменов игровых видов спорта является физическая подготовка и в частности их выносливость. Изучение выносливости спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта, возрастает на современном этапе в связи с тем, что для таких видов спорта как баскетбол, волейбол, гандбол характеры постоянно растущий темп игры, требующий от игроков длительно поддерживать высокую работоспособность [9].
Несмотря на это, в вышеперечисленных видах спорта, круг научных исследований, касающихся педагогических аспектов общей и специальной выносливости спортсменов 15-16-летнего возраста крайне мал, слабо исследована связь этого важного качества с физической работоспособностью. Все вышеизложенное обусловливает остроту проблемной ситуации и актуальность настоящего исследования.
Цель исследования - повысить уровень развития общей и специальной выносливости спортсменов 1516-летнего возраста на этапе углубленной специализации, занимающихся игровыми видами спорта.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:
1. Оценить уровень развития общей и специальной выносливости спортсменов игровых видов спорта.
2. Разработать комплексы физических упражнений, направленные на повышение уровня общей и специальной выносливости спортсменов 15-16-летнего возраста на этапе углубленной специализации, занимающихся игровыми видами спорта.
3. Доказать эффективность разработанных комплексов физических упражнений, направленных на повышение уровня общей и специальной выносливости спортсменов-игровиков 15-16 лет.
Исследование проводилось на трех базах: МБУ СШОР № 8 по баскетболу, МБУ СШОР № 12 по волейболу, МБУ СШОР № 13 по гандболу, г. Челябинска. В ходе педагогического эксперимента принимали участие шесть тренировочных групп юношей 15-16-летнего возраста, пятого года обучения в количестве 84 человек: три экспериментальных и три контрольных группы по 14 человек в каждой. Во время педагогического эксперимента проводилась оценка физической работоспособности с помощью функциональной пробы Квергу, при которой испытуемые выполняли 4 различных упражнения, которые следовали одно за другим без пауз отдыха: 30 приседаний за 30 с; бег на месте с максимальной скоростью в течение 30 с; 3-х минутный бег на месте с частотой шагов 150 в минуту; подскоки со скакалкой - 1 мин. Сразу после нагрузки в положении сидя измерялся пульс в течение 30 с., затем повторное измерение повторялось через 2 и 4 минуты после окончания работы.
Оценка состояния кардиоресператорной системы осуществлялась с помощью индекса Скибинской, где испытуемым предлагали после 5-минутного отдыха сидя определить ЧСС, жизненную ёмкость легких (ЖЕЛ, мл), а через 5 минут после этого задержать дыхание после спокойного вдоха. После чего определялось время задержки дыхания (ЗД). Индекс Скибинской отражает функциональные резервы дыхательной и сердечнососудистой систем.
Общая выносливость оценивалась путем использования теста Купера (12-минутный бег), а специальная выносливость у волейболистов оценивалась с помощью теста «Ёлочка», баскетболисты выполняли челночный бег на 20-метровой дистанции, гандболисты - комплексное упражнение.
Достоверность исследования определялась статистическими методами в приложении пакета Office 2007 Excel, в рамках которых определялся t-критерий Стьюдента (для выборок нормальным распределением) и критерия Манна-Уитни (для выборок с распределением отличным от нормального).
Изложение основного материала статьи. В возрастном аспекте выделяются два этапа, характеризующиеся интенсивным ростом выносливости: в 10-13 лет и 15-18 лет. На этапе углубленной специализации основной задачей остается развитие общей выносливости, которая в дальнейшее будет создавать хороший фундамент для развития специальной выносливости спортсменов.
Целесообразно применять следующие средства развития общей выносливости: подвижные и спортивные игры, езда на велоэргометре, длительный бег и кроссы с различной интенсивностью, плавание. Основными
методами воспитания общей выносливости являются равномерный метод тренировки, различные варианты переменного метода, игровой метод. Нагрузки должны строго соответствовать возрастным особенностям юных спортсменов.
Наиболее эффективными средствами воспитания специальной выносливости являются: перемещения в различных направлениях с максимальной скоростью, продолжительность от 10 до 30 с. в одной серии, 2-5 серий в одном тренировочном занятии, отдых 1-3 мин; то же, но с падениями; выполнение технических приемов (передача и ловля мяча, блок, ведение мяча, бросок) после перемещения, продолжительность от 10 до 30 с, интенсивность и быстрота перемещения максимальная, отдых 1-3 мин, 2-3 серии. Основными методами воспитания специальной выносливости являются: метод непрерывного упражнения (равномерный и переменный), методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный) и круговой метод. Для спортсменов игровых видов спорта очень важна прыжковая выносливость, характеризующая способность игровика к многократному выполнению прыжков на оптимальную высоту. Средства воспитания прыжковой выносливости: прыжковые упражнения со скакалкой, многократное напрыгивание на предмет, имитационные упражнения (выполнение блока, нападающего удара, броска в прыжке, выбивания и перехвата мяча), игровые упражнения (выполняются от 10 до 15-18 раз подряд).
Еще один вид выносливости, заслуживающий внимания - это игровая выносливость, которая заключается в способности спортсмена вести игру в высоком темпе без снижения эффективности технических приемов и тактических действий. Игровая выносливость совершенствуется увеличением на тренировочных занятиях количества сыгранных партий до 6-7, уменьшением количества игроков в командах до 4-3, с заполнением перерывов между партиями игрой в баскетбол 5-7 мин, выполнением прыжковых или беговых упражнений и т.д. [8].
В процессе развития и совершенствования выносливости тренировочная нагрузка характеризуется следующими пятью компонентами:
1. Интенсивность выполнения упражнений (скорость перемещения, количество упражнений в единицу времени, количество выполненных технических приемов в единицу времени и т.д.).
2. Продолжительность упражнения.
3. Продолжительность отдыха.
4. Характер отдыха (заполнение пауз отдыха другими видами деятель-ности - активный или пассивный отдых).
5. Число повторений.
В одну из задач нашего исследования входила апробация и внедрение разработанных комплексов физических упражнений, целью которых было содействовать развитию общей и специальной выносливости юных спортсменов игровых видов спорта. Разница в проведении основной части занятия волейболистов заключалась в том, что в контрольной группе она проводилась по общепринятой методике по программе СШОР, а в экспериментальной группе использовались специальные комплексы упражнений [3; 5; 6].
Как в экспериментальных, так и в контрольных группах занятия проводились пять раз в неделю, продолжительностью 180 минут. Было проведено 120 занятий. Всего разработано 18 комплексов физических упражнений. Главная задача комплексов - способствовать развитию общей и специальной выносливости у юных спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта. Данные комплексы включались в основную часть тренировочного занятия и занимали примерно 40-45 % времени от общей продолжительности тренировочного занятия (ТЗ). Интенсивность и продолжительность упражнений варьировалась и подбиралась в зависимости от задач занятия. Для проведения комплексов применялись следующие методы: метод непрерывного упражнения, равномерный и переменный методы, игровой метод, метод круговой тренировки. Результаты оценки физической работоспособности, общей и специальной выносливости юношей 15-16-летнего возраста, занимающиеся игровыми видами спорта после педагогического эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Оценка физической работоспособности, общей и специальной выносливости юношей 15-16-летнего возраста, занимающихся игровыми видами спорта после педагогического эксперимента
№ Вид Тесты Баскетбол Волейбол Гандбол
Эк. гр Кон.гр. Эк. гр Кон.гр. Эк. гр Кон.гр.
1 ФР* Проба Квергу 100,1±2,5 92,3±2,3 97,9±1,5 91,5±1,7 107,9±2,2 100,5±2,6
t=2,30; Р<0,05 1=2,82; Р<0,05 1=2,18; Р<0,05
Индекс Скибинской 40,4±0,6 | 43,2±0,8 42,4±1,5 | 49,6±1,3 43,4±1,8 | 48,6±1,5
t=2,80; Р<0,05 1=3,64; Р<0,01 1=2,31; Р<0,05
2 ОВ* Тест Купера, м. 2785±60,7 2608±50, 1 2698,5±4 0,8 2503,8±31, 2 2911,5±46, 2 2733±51, 2
t=2,25; Р<0,05 1=3,79; Р<0,01 1=2,58; Р<0,05
3 СВ* Тест Елочка, с. - 23,4±0,9 | 26,9±1,2 -
1=2,33; Р<0,5
Челночный бег, с. 31,4± 1,2 | 34,2±0,6 - -
1=2,19; Р<0,5 |
Комплексное упражнение, с. - - 17,2±1,02 19,8±0,6
1=2,20; Р<0,5
Примечание: * ФР - физическая работоспособность, ОВ - общая выносливость, СВ - специальная выносливость
Из таблицы 1 видно, что в экспериментальных группах юношей-игровиков улучшения более значительны, чем в контрольных группах.
Это можно объяснить тем, что разработанные для экспериментальной группы комплексы положительно сказались на работоспособности занимающихся, их кардиоресператорной системе, что говорит о том, что у испытуемых нормальные аэробные способности, здоровое сердце, высокая способность к переносу кислорода кровью.
Результаты пробы Квергу в экспериментальных группах возросли на 8,3 % от результатов начала эксперимента, в контрольных группах результаты увеличились на 4,7 %. Прирост результатов в индексе Скибинской в экспериментальных группах составил 9,5 %, в контрольных группах результаты увеличились на 6,8 %. При выполнении теста Купера выявлены статистически достоверные различия между экспериментальными (средняя длина пройденной дистанции равнялась 2798 м.) и контрольными (2615 м.) группами.
В экспериментальных группах дистанция, преодолеваемая за 12 минут, увеличилась на 680 м., что составляет 21,2 %, в контрольной группе на 470 м., что составляет 14,7%. После педагогического эксперимента при выполнении теста «Ёлочка» волейболистами 15-16-летного возраста выявлены статистически значимые различия. Результат в тесте «Ёлочка» в экспериментальной группе увеличился на 15,5 %, а в контрольной группе результат улучшился на 9,8 %.
Баскетболисты экспериментальной группы также улучшили свои показатели в тесте «Челночный бег». Прирост результатов в эксперимента-льной группе составил 16,8 %, в контрольной группе - 10,2 %. При выполнении теста «Комплексное упражнение» гандболисты показали следующие результаты. В экспериментальной группе среднее значение равнялось 17,2 с., что составляет прирост 17,5 %, в контрольной группе - 19,8 с., прирост составил 11,4 %.
Если сравнить результаты по видам спорта, то значительного улучшения добились гандболисты экспериментальной группы. Это связано с тем, что гандбол - игра достаточно интенсивная, проходит на высоких скоростях в условиях непосредственного контакта с соперником в борьбе за мяч. Поэтому быстрая смена игровых ситуаций, высокая эмоциональность и другие ее особенности предъявляют высокие требования к двигательной, функциональной и психической деятельности гандболиста.
Как отмечает И. Ю. Сорока, «гандбол - это игра с нестандартными движениями и динамической силовой работой переменной мощности. Интенсивность непрерывно меняется. Это обусловлено обстановкой на площадке в каждый момент игры, чередованием активных и пассивных фаз в двигательной деятельности игрока, в основном, следует через 3-20 с. Поэтому воспитанию специальной выносливости отводится важная роль в системе спортивной подготовки гандболистов» [10].
Реализация тренировочных программ занятий, включающих разработанные комплексы физических упражнений, направленных на развитие специальной выносливости гандболистов на этапе углубленной специализации, наиболее эффективно проходит при выполнении общеподготовительных, специально-подготовительных упражнений бегового характера (пробегание отрезков длиной от 60 до 800 метров и дистанций в диапазоне от 100 до 600 метров).
Специальную выносливость лучше развивать специально-подготовительными средствами (метод избирательного воздействия) и тренировочными формами соревновательного упражнения (метод целостного моделирования). Для совершенствования специальной выносливости необходимо применять интервальный метод тренировки. К примеру, чередование беговых отрезков максимальной интенсивности в 10 с. с такими же паузами отдыха стимулирует аэробную мощность, с паузами в 30 с. - аэробную мощность, а минутные интервалы отдыха способствуют циркуляторной функции крови.
Метод целостного моделирования включает в себя определенные правила организации упражнений.
1. Многократные повторения целостных игровых действий с различными интервалами отдыха.
2. Удлинение игрового времени.
3. Увеличение моторной плотности и общей интенсивности игры.
4. Применение отягощений для совершенствования силового компонента специальной выносливости.
В таблице 2 представлены показатели интенсивности подводящих игр, проводимых в течение 10-15 минут. При проведении игровых упражнений следует учитывать количество игроков, размер поля, установки на игру (с форой или без нее), так как все эти компоненты создают значительную разницу интенсивности упражнений. Разное количество спортсменов, участвующих в поточных упражнениях, тоже существенно меняет темп в связи с удлинением или укорочением пауз между повторениями [7, с. 41].
Таблица 2
Интенсивность подводящих игр спортсменов игровых видов спорта
№ Упражнения Средняя ЧСС, Интенсивность, % от Средние энерготраты
п/п уд/мин. МПК ккал/мин. у юношей
1 Борьба за мяч 180 86 19,6
2 Осалить мячом 178 84 19,2
3 Игра 3х3х3 164 72 17,2
4 Регби 174 80 18,6
5 Перестрелка 170 78 18,2
6 Катбол 178 84 19,2
7 Футбол 165 75 17,4
Таким образом, проведенный педагогический эксперимент позволяет констатировать актуальность проблемы развития общей и специальной выносливости юных спортсменов 15-16-летнего возраста. К средствам развития общей и специальной выносливости можно отнести вспомогательные, специально-подготовительные, специально-развивающие, соревновательные и игровые упражнения. В основном для развития выносливости характерно использование следующих методов: метод непрерывного упражнения (равномерный и переменный), методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный), игровой метод и метод круговой тренировки, при которой упражнения выполняются сериями с отдыхом между ними и в конце каждого круга. Кроме того, упражнения можно выполнять поточно, т. е. интервалы отдыха исключаются как между отдельными сериями, так и между кругами.
Выводы. Таким образом, упражнения на выносливость предъявляют высокие требования к работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем и способствуют повышению и улучшению обменных процессов. Высокий уровень специальной выносливости тесно связан с аэробными и анаэробными возможностями организма. Можно отметить, что педагогический эксперимент дал положительный результат, выразившийся в достоверном улучшении показателей как общей выносливости юношей-игровиков, так и их физической работоспособности. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность предложенной методики, вследствие чего, можно данную методику рекомендовать для внедрения в тренировочный процесс спортивных школ по игровым видам спорта на этапе углубленной специализации.
Литература:
1. Аверин, И. В. Специальная всего подготовка спортивной волейболиста / И. В. Аверин темпе // Спорт в школе. - 2008. - № 11-12. - С. 9-16.
2. Андреева, О. А. Особенности развития специальной выносливости в годичном цикле подготовки у юношей 14-16 лет, специализирующихся в игровых видах спорта / О. А. Андреева; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма. - М., 2015. - 68 с.
3. Баскетбол: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2004. - 100 с.
4. Боген, М. М. О принципе единства общей и специальной подготовки в спортивной тренировке и его реализации для воспитания специальной выносливости на этапе углубленной специализации / М. М. Боген, Р. М. Ибрагимов, С. А. Сорокин // Детский тренер. - 2011. - № 3. - С. 82-101.
5. Волейбол: примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» / под общ. ред. Ю. Д. Железняка, В. В. Костюкова, А. В. Чачина. - М.: ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», 2016. - 224 с.
6. Гандбол: примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Гандбол» / под общ. ред. В. Я. Игнатьевой. - М.: ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», 2016. - 152 с.
7. Игнатьева, В. Я. Средства подготовки игроков в гандбол: учеб. пособие / В. Я. Игнатьева, А. В. Игнатьев. - М.: Спорт, 2015. - 103 с.
8. Кладов, Э. В. Контроль за уровнем развития специальной выносливости в процессе тренировочной и соревновательной деятельности волейболистов тренировочных групп / Э. В. Кладов, В. А. Бобровский, В. А. Крестьянинов // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 2. - С. 22-25.
9. Миллер, В. И. Пути повышения уровня специальных координационных способностей и специальной выносливости в игровых видах спорта / В. И. Миллер, Е. С. Палехова // Сборник трудов ученых РГУФКСиТ: материалы науч. конф. РГУФКСиТ. - М., 2009. - С. 74-78.
10. Сорока, И. Ю. Тренировка специальной выносливости гандболистов в макроцикле типа годичного / И. Ю. Сорока; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма. - М., 2015. - 76 с.
Педагогика
УДК: 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Оринина Лариса Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); магистрант Хасанова Милана Лечиевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); магистрант Овсянникова Юлия Владиславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА
Аннотация. В данной статье рассмотрены феноменологические признаки процесса формирования информационной компетентности студенческой молодежи в педагогической теории и практике в современном образовательном пространстве вуза. Также в статье раскрыты определения ключевых понятий: компетентность, информационная компетентность, информационная компетентность студентов вуза, современное образовательное пространство, процесс формирования информационной компетентности студентов вуза, студенческая молодежь, информация, информационная культура. Особое место занимает междисциплинарный характер анализа ключевого понятия - «информационная компетентность студентов вуза»: с точки зрения психологии, социологии, педагогики и психологии, а также системный анализ понятия «компетентность» применительно к новым образовательным стандартам высшей школы.
Ключевые слова: информация, информационная компетентность, информационная компетентность студентов вуза, современное образовательное пространство, процесс формирования информационной компетентности студентов вуза.
Annotation. In this article, we consider the phenomenological features of the process of forming the information competence of students in pedagogical theory and practice in the modern educational space of the university. Also in the article definitions of key concepts are revealed: competence, information competence, information competence of university students, modern educational space, process of formation of information competence of university students, student youth, information, information culture. A special place is occupied by the interdisciplinary character of the analysis of the key concept - "information competence of university students": from the point of view of psychology, sociology, pedagogy and psychology, and also a system analysis of the concept of "competence" in relation to the new educational standards of higher education.
Keywords: information, information competence, information competence of university students, modern educational space, process of forming information competence of university students.