РАЗВИТИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
М.Э. Аманов, старший преподаватель М.А. Ялкапова, старший преподаватель Б.А. Кулиева, преподаватель Г.Н. Кулиева, преподаватель О.М. Нурбердиева, преподаватель
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт (Туркменистан, г. Ашхабад)
Б01:10.24412/2500-1000-2023-12-2-42-46
Аннотация. Статья посвящена важности формирования общечеловеческих ценностей в педагогике и воспитании молодежи в условиях межкультурного пространства. Важно адаптироваться к культурным и социальным нормам страны, в которой вы находитесь, и знать обычаи и традиции, чтобы проявлять уважение. Поскольку мир постоянно развивается, очень важно идти в ногу со временем и действовать при этом этично и ответственно. Понимание международного этикета и знание нюансов речи определенно могут помочь нам легко ориентироваться в различных ситуациях.
Ключевые слова: международный этикет, национальные традиции, моральные ценности, молодое поколение, чувство патриотизма.
Современная этика опирается на обычаи и традиции всех народов на протяжении всей истории. Эти общие ценности не связаны каким-либо конкретным обществом, а представляют собой разнообразные социально-политические системы современного мира. Примечательно, что, по оценкам экспертов, 85% людей получают хорошую работу благодаря своим исключительным коммуникативным
навыкам (быть вежливым в общении между людьми, порядочность), и только 15% получают это благодаря образованию [1]. Это подчеркивает важность соблюдения правильного этикета и овладения искусством активного общения, поскольку они имеют решающее значение для достижения успеха и завоевания уважения.
Понимание и уважение международного этикета имеет решающее значение в глобализированном мире. Уникальная социальная жизнь, историческое происхождение и национальные традиции каждой страны формируют их этикет. Изучая и ценя речевую культуру других народов, мы можем найти общие черты, которые могут обогатить собственные культурные знания. Поэтому важно признать актуаль-
ность изучения международного этикета и его влияние на содействие культурному взаимопониманию и гармонии.
Формирование нравственных ценностей у подростков - важнейшая и целенаправленная деятельность, предполагающая создание благоприятных условий для их развития. Подросткам необходимо иметь возможность самостоятельно выбирать моральные ценности, формировать личностные моральные критерии, придавать моральным ценностям личностный смысл, определяющий их поведение. В этом отношении влияние художественной литературы на нравственное совершенствование невозможно переоценить. Литература может не только доставлять эстетическое удовольствие, но также обучать и формировать личность читателя. Поэтому важно знакомить подростков с литературными произведениями, которые могут сформировать их моральные ценности и помочь им стать ответственными и чуткими личностями [2]. Литература - незаменимая академическая дисциплина, предлагающая студентам множество преимуществ. Это не только расширяет знания, но и играет ключевую роль в развитии сильных уст-
ных и письменных коммуникативных навыков. Более того, это эффективный инструмент привития студентам моральных ценностей. В подростковом возрасте, когда у подростков еще формируется мировоззрение, особое значение имеют занятия литературой. Активно участвуя в этих занятиях, учащиеся могут расширить свой кругозор и развить сильное чувство нравственности, которое будет руководить ими на протяжении всей жизни. Поэтому занятия литературой должны быть неотъемлемой частью дополнительного образования каждого школьника.
В замечательных книгах, написанных нашим национальным лидером Гурбангу-лы Бердымухамедовым, особый акцент сделан на святости дорогой Родины, сохраняющихся веками в благородных традициях нашего народа. Взглянув на страницы книг, вы заметите, что многие произведения пронизаны любовью к нашему отечеству, нашим национальным ценностям, играющим важную роль в жизни туркменского народа. В качестве примера можно привести строки из романа «Птица Государства» [3, с. 5]. «Жизненный путь моего любимого отца является для меня образцовым путем, его благородные и высокие моральные качества мой идеал, мой университет жизни». Как видно из строк, чистые и благородные мотивы - важнейший элемент нравственного поведения личности. В этом предложении говорится о высоких моральных качеств человека, то есть человека с чистым сердцем, ясным умом, доброй душой, отражающее тонкое чувство любви к своей стране, народу, родителям и близким. В то же время национальное воспитание и воспитание наших предков, очень ясно подчеркивается в трудах нашего Национального Лидера, что является образцовой школой для каждого человека.
Художественные произведения способны вдохновлять и обучать нас во многих отношениях. Они часто содержат скрытые послания и моральные уроки, которые могут помочь нам стать лучше. Читая художественные произведения, мы можем узнать о различных культурах, образах жизни и взглядах. Это может помочь нам
стать более чуткими и понимающими по отношению к другим. Кроме того, художественные произведения могут вдохновить нас на более творческий подход и воображение. Они могут помочь нам развить наши собственные уникальные голоса и взгляды на жизнь. В целом художественные произведения являются важной частью культуры любого народа, хранящих в себе духовно-нравственные ценности многих поколений людей, воспитывающие в нас лучшие человеческие качества.
Значение наших национальных моральных норм невозможно переоценить. Передаваемые из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери, эти стандарты совершенствовались с течением времени и имеют прочную историческую основу. Мы должны гордиться этими ценностями, которые определяют нас как народ, и отстаивать их с максимальной ответственностью. Наш долг - сохранить эти стандарты для будущих поколений, чтобы они тоже могли извлечь пользу из мудрости и этики, которыми мы руководствовались на протяжении веков. Духовно-нравственные ценности нашего народа отражены во многих произведениях богатого фонда нашего национального достояния, таких как «Ковуснама», «Горкут ата», «Вагзы-Азат», «Гёроглы», что в свою очередь является кладозеем знаний и мудрости. Это не литературные или общественные произведения, а научные труды с глубоким смыслом, сокровища, воплощающие величие нашей национальной нравственной культуры.
Произведения Махтумкули Фраги, несомненно, являются ценным вкладом в формирование мировоззрения подрастающего поколения. Моральные уроки, переданные через его стихи, продолжают оставаться актуальными и сегодня. Примечательно, что его работа выдержала испытание временем и осталась неизменной. Его стихи выражают его взгляд на различные стороны человеческих отношений, такие как любовь, дружба, патриотизм, верность чести и долгу, сострадание, добро и зло. Это действительно лейтмотив его произведений.
Стихи Махтумкули поистине завораживают и пленяют. Его лирический язык настолько чувственен и гармоничен, что с самого начала привлекает внимание читателя. Каждая строка его стихов сама по себе подобна шедевру. Рифмы, слоги и строфы составлены так красиво, что создают симфонию ума, ласкающую слух читателя.
Махтумкули поистине поэт-философ. Его поэзия не только полна эмоций, но и несет в себе глубокие мысли и идеи. Его познание бытия, догматические утверждения и философские размышления в его стихах поистине удивительны и оставляют неизгладимое впечатление в сознании читателя.
Удивительно, как на протяжении всей истории люди часто обращались к произведениям поэтов за советом по важным вопросам. Одним из таких поэтов является Махтумкули, чьи произведения предлагают понимание различных философских, социальных, гуманистических, духовных, моральных и этических вопросов. Его стихи всегда были источником вдохновения и руководства, помогая людям преодолевать многочисленные жизненные трудности и неопределенности. Фактически, многие из его цитат рассматриваются как маяк надежды, указывающий путь к праведному пути [4].
Вот, к примеру, некоторые из них: «Куда не позвали - туда не ходи, Завистника встретишь - пройди стороной, Блажен тот, кто с бессовестным не говорит, Тайн заповедных зря не открывай, Советам верь, но берегись измены, Среди народа сына воспитай, Без просьбы дел чужих не исполняй, От бесчестного отойди, На завистника не гляди, С глупым спора не заводи, Не держи пути за слепцом».
Хотелось бы отметить, что Махтумкули в своем творчестве часто использует народную мудрость, пословицы и поговорки. Его четкие формулы выдержали испытание временем и широко используются до сих пор. Удивительно, как его произведения отражают непоколебимый дух нашего народа и по-настоящему представляют нашу культуру. Мы видим, как
он восстает против пороков и вредных привычек, которые могут ослабить наш дух и привести к неспособности защитить нашу свободу и нашу Родину. Его призыв искоренить ложь, жадность и гордыню и взращивать дружбу, честность, верность и справедливость поистине вдохновляет [4].
Произведения Махтумкули, являясь своего рода сводом законов, норм и правил морально-нравственного, этического поведения человека в обществе, получили широчайшее распространение во всём мире. На сегодняшний день стихи великого классика переведены на многие языки народов мира.
В стихах нашего народного поэта Махтумкули Фраги идет широкая дискуссия о роли нравственных ценностей в воспитании молодежи. В его произведениях реализованы такие идеи, как уважение к старшим и детям, уважение к родителям и женщинам, обращение внимания на воспитание детей и избегание вредного поведения.
Для развития широкого сотрудничества и укрепления международного авторитета Туркменистан, являясь инициатором глобальных прогрессивных изменений, в реализации своей государственной политики успешно использует возможности культурной дипломатии - обмена идеями, информацией, ценностями, традициями, верованиями и т.д. что способствует улучшению взаимопонимания между народами. Примером тому служит и тот факт, что во всех учебных заведениях Туркменистана изучали, изучают и будут изучать русский язык и русскую литературу, искусство и т.д. Другими словами, через язык и литературу мы познаем русскую культуру. Язык и культура настолько тесны, что идентифицируются как синонимы. С одной стороны, язык используется для выражения культурных мыслей, убеждений и общения людей; с другой стороны, культура заложена в язык [5]. Взаимосвязанные связи между языком и культурой можно резюмировать в работе Брауна: «Язык - это часть культуры, а культура -это часть языка; они неразрывно переплетаются таким образом, что невозможно разделить их, не утратив значения ни язы-
ка, ни культуры» [6]. Невозможно преподавать язык без его культуры, так как культура это необходимый контент для использования языка. Так в своей работе Ю. Цэн отмечает, что феномены лингвистики связаны с их обществом и культурой, говоря дословно: «Успех в изучении языка зависит от приобретения культурных знаний: учащиеся, изучающие язык, приобретают знания культурного фона для общения и улучшения понимания изучаемого языка» [7].
Если обратится к русским писателям как И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и многих других, то в их произведениях мы можем наблюдать, например, идеал русской женщины. Интересно узнать о разных типах персонажей, представленных И.С. Тургенев в своих произведениях. Одна из самых примечательных - «тургеневская девушка», сильная и страстная барышня с высокими стремлениями. В творчестве Тургенева есть и образ любящего героя, прекрасного и одухотворенного.
Говоря о поэзии С. Есенина, видно, что он глубоко любил свою родину, Россию. Его лирические произведения наполнены гордостью и восхищением страной. Студенты, анализирующие его стихи, видят, что Есенин был един со своей страной и не мыслил себя без нее. Это видно по эпитетам и метафорам, которые он использовал в своих произведениях [2].
Как мы видим, литература каждого народа, отражающая его духовно-нравственные ценности, делает его народ
национальности, народа есть свои великие писатели и поэты, затрагивающие данную тематику в своих произведениях. Понимание ценности литературы, можно выразить и словами автора «Творчество или фантазия в руках писателя это огромный мир в руках читателя!» (М.Э. Аманов).
Именно развитие межкультурного пространства, способствует объединению духовно-нравственных ценностей всех народов, её пониманию и уважению. Поэтому мы можем смело утверждать, что Язык и Культура - зеркало народа.
Диалог между национальными культурами и цивилизациями имеет решающее значение для объединения континентов в политическом, экономическом и культурном отношениях. Культура выступает мостом, объединяющим разные народы и нации, ее язык доступен и понятен без перевода. Символами дружбы и взаимопонимания между народами стали творческие мероприятия, такие как фестивали изобразительного искусства, кино и театра, Дни культуры различных стран, международные выставки и ярмарки.
Культурные мероприятия играют жизненно важную роль в расширении культурных связей, популяризации разнообразных ценностей и обогащении жизни людей. Эти мероприятия являются краеугольным камнем сохранения лучших традиций многовекового межкультурного диалога. Только так можно сохранить преемственность лучших традиций многовекового межкультурного диалога.
всемирно известным, и почти у каждой
Библиографический список
1. Егоров, В.П. Этика деловых отношений: учеб. пособие. - М.: Юридический институт МИИТа, 2016. - 142 с.
2. Ланге Н.А. Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании современной молодёжи // Наука, образование и культура. - 2019. - № 9 (43). - С. 30-33.
3. Гурбангулы Бердымухамедов. Роман «Государственная птица» А.: ТДНГ, 2013.
4. Ашыров А. Анализ рукописей Махтумкули. - Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба, 2014.
5. Найман Е.А. и др. Взаимоотношения языков и культур и роль культуры в языковом образовании // Язык и культура. - 2013. - № 1 (21). - С. 90-106.
6. Brown H.D. Principles of language learning and teaching. Englewood Cliff. - N.: Prentice Hall Regents, 1994.
7. Tseng Y.H. A lesson in culture // ELT journal. - 2002. - Т. 56. № 1. - С. 11-21.
DEVELOPMENT OF UNIVERSAL HUMAN VALUES IN THE EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION THROUGH THE PRISM OF THE INTERCULTURAL
EDUCATIONAL SPACE
M.E. Amanov, Senior Lecturer M.A. Yalkapova, Senior Lecturer B.A. Kulieva, Lecturer G.N. Kulieva, Lecturer O.M. Nurberdieva, Lecturer
Turkmen State Architecture and Construction Institute (Turkmenistan, Ashgabat)
Abstract. The article is devoted to the importance of the formation of universal human values in pedagogy and education of youth in an intercultural space. It is important to adapt to the cultural and social norms of the country you are in and be aware of the customs and traditions to be respectful. Since the world is constantly evolving, it is very important to keep up with the times and act ethically and responsibly. Understanding international etiquette and knowing the nuances of speech can definitely help us navigate different situations easily.
Keywords: the international etiquette, national traditions, moral values, the younger generation, sense of patriotism.