Научная статья на тему 'Развитие образовательного потенциала школьников в рамках предметной области «Филология» (на примере использования элементов сравнительно- исторического языкознания)'

Развитие образовательного потенциала школьников в рамках предметной области «Филология» (на примере использования элементов сравнительно- исторического языкознания) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE FSES OF THE SECOND GENERATION / COMPARATIVE-HISTORICAL LINGUISTICS / EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ / СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черепанова Тамара Борисовна

В контексте рассматриваемого феномена «образовательный потенциал учреждений общего образования» представлены основные требования к результатам (личностные, метапредметные, предметные) и качеству образования, способов интеграции в образовательный процесс на уровне урочной и внеурочной деятельности элементов сравнительно-исторического языкознания. Выявлен потенциал использования материала по истории языка для достижения регламентных требований ФГОС основного общего образования. Проанализирована практика включения вопросов истории русского языка в учебную литературу для школьников, рамочно описан курс для внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF STUDENTS IN THE SUBJECT OF “PHILOLOGY” (ON THE EXAMPLE OF THE USE OF COMPARATIVE LINGUISTICS ELEMENTS)

In the context of the phenomenon of “educational potential of institutions of General education” outlines the key requirements for the results (personal, meta-subject, subject) and the quality of education, the methods of inclusion in the educational process at the level of curricular and extracurricular activities of the elements of comparative historical linguistics, experience enriching educational environment in a particular educational institution. Identifies the potential use of material on the history of language to achieve the procedural requirements of the new standard of basic General education, gaves the characteristics of the educational-methodical complex of the authors T. A. Ladyzhenskaya, etc. from the point of view of the inclusion material and assignments on the history of the Russian language. Describes the framework of the course for extracurricular activities on the Russian language, based on the history of the emergence and development of dictionaries and the formation of skills of work with them.

Текст научной работы на тему «Развитие образовательного потенциала школьников в рамках предметной области «Филология» (на примере использования элементов сравнительно- исторического языкознания)»

Т. Б. Черепанова. Развитие образовательного потенциала школьников в рамках предметной области.

УДК 373.1.02:372.8

Т. Б. Черепанова

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ» (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СРАВНИТЕЛЬНО-

ИСТОРИЧЕСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ)

В контексте рассматриваемого феномена «образовательный потенциал учреждений общего образования» представлены основные требования к результатам (личностные, метапредметные, предметные) и качеству образования, способов интеграции в образовательный процесс на уровне урочной и внеурочной деятельности элементов сравнительно-исторического языкознания. Выявлен потенциал использования материала по истории языка для достижения регламентных требований ФГОС основного общего образования. Проанализирована практика включения вопросов истории русского языка в учебную литературу для школьников, рамочно описан курс для внеурочной деятельности.

Ключевые слова: образовательный потенциал, ФГОС второго поколения, сравнительно-историческое языкознание, учебно-методический комплекс.

Комплексное исследование, осуществляемое авторами в течение ряда лет, ориентировано на исследование феномена «образовательный потенциал учреждений общего образования». С использованием различных подходов и методов, ведущими из которых определены индуктивный и системный, было сформулировано рабочее понятие образовательного потенциала в широком и узком смыслах, основанное на междисциплинарном включении компонентов личностного потенциала, что выступило основанием для определения совокупности не только количественных, но и качественных параметров, критериев и составляющих, а в качестве ведущего фактора образовательного потенциала описана диалектика содержания и формы, кор-релирующиеся характером субъектов - носителей потенциала. Контурно образовательный потенциал может быть представлен в трех основных формах: образовательных условий; образовательных ресурсов; образовательных достижений, что органично сочетается с регламентными требованиями ФГОС, а именно к личностным, метапредметным и предметным результатам школьников.

На базе Северского лицея (ЗАТО Северск Том -ской обл.) в течение длительного срока осуществляется экспериментальная отработка механизмов обогащения образовательного пространства общеобразовательного учреждения, в рамках которого было сформулировано рабочее определение понятия «качество образования» (понимается как совокупность показателей обученности, воспитанности, развития всех сторон личности и здоровья), а также определена целевая установка на выстраивание образовательного процесса таким образом, чтобы сформировать образованную личность, т. е. личность, обладающую фундаментальными свойствами, способную к преобразованиям различных сфер жизнедеятельности с учетом ее собственных потребностей и меняющихся условий жизни. Реа-

лизация данной целевой установки осуществляется через специально организованное урочное и внеурочное пространство, проекты (в том числе сетевые и дистанционные), дистанционные формы работы, в том числе объединенные в проект «Ли-цей-сйу» (организуется на основе использования методики имитационно-ролевых игровых технологий).

В качестве примера рассмотрим механизм обогащения образовательного пространства образовательной области «Филология».

Президент Российской академии образования академик Л. А. Вербицкая утверждает: «Мне кажется совершенно очевидным, что будущее России в значительной мере зависит от того, удастся ли сохранить национальную культуру, нормативный русский язык и образование. <...> В языке народа отразилась вся его жизнь, история его материальной и духовной культуры» [1].

Действительно, уровень владения русским языком во многом определяет и уровень развития личности. ФГОС второго поколения определил в качестве ведущего системно-деятельностный подход, который проявляется в том числе в «единстве процессов овладения системой лингвистических знаний, умений и навыков и формирования способности применять их в повседневной речевой практике, в ходе активной коммуникативной деятельности» [2]. И в этом контексте значительный потенциал лежит в области сравнительно-исторического языкознания, недостаточно включенного в контекст предметного содержания курса школьного русского языка.

Включение элементов сравнительно-исторического языкознания, компонентов по истории развития русского языка может более эффективно решить целый ряд задач современного образования, среди них: 1) формировать у школьников понимание исторических, межпреметных и прочих связей,

Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2016. 10 (175)

соединяя не только предметы гуманитарной направленности (русский и иностранный языки, литературу, историю), но и способствуя развитию у него целостной картины мира, в которой язык и формы речевой выразительности становятся одним из важных инструментов; 2) развивать культурологический кругозор, формируя видение языка в контексте общей культуры и науки; 3) формировать способы деятельности, составляющие ключевые компетенции и др. И вместе с тем «школьная традиция, к сожалению, такова, что все такие вопросы (имеется в виду совокупность вопросов, связанных со сравнительно-историческими процессами языка, за исключением этимологии. -Т. Ч) остаются за рамками обучения. В школе обучают грамматике, орфографии родного языка и элементам иностранного, но не дают даже самых первоначальных представлений о том, как языки изменяются во времени» [3].

Современное образование и его научно-методическое обеспечение характеризуется значительным количеством учебных пособий и учебно-методических комплексов. Из них в контексте исследования, несомненно, выделяется учебно-методический комплекс для 5-9-х классов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., в котором уделено достаточное внимание истории русского языка. Авторы данного учебно-методического комплекса органично включили задания по этимологии и по характеристике единиц языка с позиции активного и пассивного словарного запаса (к слову, подобного рода задания есть практически во всех рекомендованных учебниках и учебных пособиях), ввели задания по историко-словообра-зовательному и историко-морфемному анализу слов, включили тексты по истории развития языка

и другие типы заданий (типологию заданий по сравнительно-историческому языкознанию в данном учебно-методическом комплексе провели Н. В. Глухих, А. А. Миронова [4]).

Обязательным компонентом по ФГОС является внеурочная образовательная деятельность, основным условием которой выступает органичное взаимодействие с урочной. И в этом контексте вопросы истории развития языка содержат богатый материал, способствующий гармоничному развитию личности обучающегося. Так, разрабатываемый курс, посвященный словарям, содержит разделы об истории появления словарей, об их типах, учит школьников активно использовать словари в учебной и внеучебной работе, содержит задания, направленные на получение как предметного, так и метапредметного результата, а самое главное -на достижение личностного результата обучающимся. Помимо этого, у обучающихся формируется и совершенствуется языковая компетенция -«степень владения языком, выражающаяся, с одной стороны, в определенном уровне сформиро-ванности теоретического знания о системной организации языка, категориальных характеристиках языковых единиц разных уровней, приемах анализа и описания этих единиц; с другой - в степени практического использования ресурсов всех уровней языковой системы, их умелом применении в конкретной коммуникативной ситуации» [5, с. 90].

Авторы солидарны с мнением О. В. Архиповой, что «гуманитарное образование - это путь личности, где во многом формируются взгляды на бытие, раскрываются потенции к преобразовательной деятельности, меняется стиль и качество жизни» [6].

Список литературы

1. Вербицкая Л. А. Роль языковой нормы в практике обучения русскому языку // Rhema. Рема. 2011. № 1. С. 47-53.

2. Львова С. И. Учебник русского языка как основа образования, развития и воспитания современного школьника // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С.62-69.

3. Зализняк А. А. Из заметок о любительской лингвистике. М.: Руссш М1рь: Московский учебник, 2009. 240 с.

4. Глухих Н. В., Миронова А. А. Комментирование фактов истории русского языка в школьном обучении // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2013. № 12-2. С. 206-214.

5. Курьянович А. В. Психолого-педагогические, лингводидактические и методические аспекты совершенствования языковой компетенции в школе и вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 90-101.

6. Архипова О. В. Гуманитарное образование и гуманитарная педагогика: природа, специфика, цели // Общество. Среда. Развитие (TerreHumana). 2011. № 2. С. 192-195.

Черепанова Т. Б., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 05.07.2016.

Т. Б. Черепанова. Развитие образовательного потенциала школьников в рамках предметной области...

T. B. Cherepanova

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF STUDENTS IN THE SUBJECT OF "PHILOLOGY" (ON THE EXAMPLE OF

THE USE OF COMPARATIVE LINGUISTICS ELEMENTS)

In the context of the phenomenon of "educational potential of institutions of General education" outlines the key requirements for the results (personal, meta-subject, subject) and the quality of education, the methods of inclusion in the educational process at the level of curricular and extracurricular activities of the elements of comparative historical linguistics, experience enriching educational environment in a particular educational institution. Identifies the potential use of material on the history of language to achieve the procedural requirements of the new standard of basic General education, gaves the characteristics of the educational-methodical complex of the authors T. A. Ladyzhenskaya, etc. from the point of view of the inclusion material and assignments on the history of the Russian language. Describes the framework of the course for extracurricular activities on the Russian language, based on the history of the emergence and development of dictionaries and the formation of skills of work with them.

Key words: educational potential of the FSES of the second generation, comparative-historical linguistics, educational-methodical complex.

References

1. Verbitskaya L. A. Rol' yazykovoy normy v praktike obucheniya russkomu yazyku [The role of linguistic norm in the practice of Russian language teaching]. Rhema- Rema, 2011, no. 1, pp. 47-53 (in Russian).

2. L'vova S. I. Uchebnik russkogo yazyka kak osnova obrazovaniya, razvitiya i vospitaniya sovremennogo shkol'nika [Textbook of the Russian language as the basis of education, development and education of the modern student]. Munitsipal'noye obrazovaniye: innovatsii i eksperiment -Municipal education: innovation and experiment, 2013, no. 1, pp. 62-69 (in Russian).

3. Zaliznyak A. A. Iz zametok o lyubitel'skoylingvistike [A Note on the amateur linguistics]. Moscow, Russkiy mir', Moskovskiy uchebnik Publ., 2009. 240 р. (in Russian).

4. Glukhikh N. V., Mironova A. A. Kommentirovaniye faktov istorii russkogo yazyka v shkol'nom obuchenii [Commenting on the facts of the history of the Russian language in school education]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- HeraldofChelyabinsk State Pedagogical University, 2013, no. 12-2, pp. 206-214 (in Russian).

5. Kuryanovich A. V. Psikhologo-pedagogicheskiye, lingvodidakticheskiye i metodicheskiye aspekty sovershenstvovaniya yazykovoy kompetentsii v shkole i vuze [Psycho-pedagogical, linguodidactic and methodical aspects of linguistic competence enhancement in schools and universities]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2015, no. 1 (7), pp. 90-101 (in Russian).

6. Arkhipova O. V. Gumanitarnoye obrazovaniye i gumanitarnaya pedagogika: priroda, spetsifika, tseli [Arts education and humanitarian pedagogy: nature, specificity, goals]. Obshchestvo. Sreda. Razvitiye (Terre Humana) - Society. Environment. Development (Terra Humana), 2011, no. 2, pp. 192-195 (in Russian).

Cherepanova T. B.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.