Научная статья на тему 'Развитие образования в британских протекторатах на юге Африки'

Развитие образования в британских протекторатах на юге Африки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
391
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИОНЕРЫ / MISSIONARIES / СТРАНЫ ЮГА АФРИКИ / SOUTHERN AFRICA COUNTRIES / ОБУЧЕНИЕ В МИССИОНЕРСКИХ ШКОЛАХ / EDUCATION IN MISSION SCHOOLS / БРИТАНСКИЕ ПРОТЕКТОРАТЫ / PROTECTORATES OF THE GREAT BRITAIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грибанова Валентина Валерьевна

История становления и развития школьного обучения в странах южноафриканского региона берет свое начало с приходом миссионеров на эти территории. Спектр миссий, действовавших на юге Африки от различных религиозных организаций и церквей, поразительно разнообразен. Цели, которые преследовали миссионеры, обучая африканцев, главным образом заключались в стремлении обратить их в христианство. Основным предметом изучения были основы религии. Но постепенно новообращенных стали приобщать и к европейской культуре, начинает складываться школьная программа. Большое значение придавалось трудовому воспитанию. В целом цивилизаторская миссия служителей церкви заключалась в пропаганде европейского образа жизни. Еще одной важной задачей для миссионеров была подготовка проповедников из самих африканцев. В статье анализируется развитие обучения в колониальный период в бывших британских протекторатах на юге Африки: Басутоленд (Лесото), Свазиленд, Бечуаналенд (Ботсвана), Северная и Южная Родезии (Замбия и Зимбабве).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Грибанова Валентина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of education in the South African British Protectorates

The history of becoming and development of school training in the Southern Africa's countries begins after the occurrence of missionaries in these territories. In the process of training of Africans missionaries aspired, first of all, to convert them into Christianity. The main subject was the religious instruction. Gradually they began to attach new Christianities to the European culture; school programme started being formated. The great importance was given to industrial education. As a whole, civilization mission of missionaries consisted in propagation of the European way of life. One more important task for missionaries was preparation of preachers from Africans. In the article development of education in the Protectorates of the Great Britain such as Basutoland (Lesotho), Swaziland, Bechuanaland (Botswana), Northern and Southern Rhodesia (Zambia and Zimbabwe) is considered.

Текст научной работы на тему «Развитие образования в британских протекторатах на юге Африки»

В.В. Грибанова

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В БРИТАНСКИХ ПРОТЕКТОРАТАХ НА ЮГЕ АФРИКИ

История становления и развития школьного обучения в странах южноафриканского региона берет свое начало с приходом миссионеров на эти территории. Спектр миссий, действовавших на юге Африки от различных религиозных организаций и церквей, поразительно разнообразен. Цели, которые преследовали миссионеры, обучая африканцев, главным образом заключались в стремлении обратить их в христианство. Основным предметом изучения были основы религии. Но постепенно новообращенных стали приобщать и к европейской культуре, начинает складываться школьная программа. Большое значение придавалось трудовому воспитанию. В целом цивилизаторская миссия служителей церкви заключалась в пропаганде европейского образа жизни. Еще одной важной задачей для миссионеров была подготовка проповедников из самих африканцев. В статье анализируется развитие обучения в колониальный период в бывших британских протекторатах на юге Африки: Басутоленд (Лесото), Свазиленд, Бечуаналенд (Ботсвана), Северная и Южная Родезии (Замбия и Зимбабве).

Ключевые слова: миссионеры, страны юга Африки, обучение в миссионерских школах, британские протектораты.

Европейское влияние в Лесото начинается с проникновением в первой четверти XIX в. в страну Басуто миссионеров Парижского евангелического общества. А в 1884 г. над этой территорией был установлен британский протекторат, она получила название Басутоленд. Географическое положение этого протектората и его

© Грибанова В.В., 2012

Развитие образования..

экономическая зависимость от Южной Африки привели к тому, что образование африканцев в Басутоленде развивалось по стандартам образования ЮАС. К началу XX в. миссионерскую работу в стране, а значит, и просвещение африканцев вели помимо деятелей Парижского евангелического общества миссионеры Римско-католической и Англиканской церквей. Позже небольшие миссии открыли служители Уэслианского (методистского) миссионерского общества, Голландской реформатской церкви, Африканской методистской епископальной церкви и Истинного миссионерского методистского общества.

После создания протектората правительство обратило внимание на проблему обучения африканцев. Но вместо создания государственных школ была принята политика субсидирования и контроля за существующими миссионерскими школами. Был создан Департамент образования во главе с директором, при нем существовали должности инспекторов (один европеец и два африканца). Работа миссионеров была распределена по районам, глава каждой региональной миссии отвечал за работу своих школ перед своим начальством и действовал в соответствии с официальными инструкциями. Доклады о состоянии учебных заведений руководители миссий затем пересылали в Департамент образования.

Для контроля в области обучения африканцев ежегодно созывался Наблюдательный совет во главе с секретарем правительства. Вице-председателем совета был директор образования. Кроме того, в этот орган входили представители основных конгрегаций, работавших в Басутоленде: три от Парижского евангелического общества, по одному от Римско-католической и Англиканской церквей. В совете обязательно присутствовали и представители верховного вождя басуто. Все вопросы образовательной политики выносились на заседания этого совета, его согласие было обязательным условием для строительства новой школы.

Дотации миссионерским школам предоставлялись правительством пропорционально количеству обучаемых учеников. Средняя норма финансирования составляла 26 шилл. на школьника. В 1924 г. расходы на образование, медицину и сельское хозяйство Басутоленда составили 87 780 ф. ст. Это была достаточно большая сумма по сравнению с другими британскими владениями, но в то же время на содержание органов правопорядка было потрачено 39 тыс. ф. ст.1

Все школы в протекторате делились на три класса. Школы третьего класса были достаточно небольшие, их посещало от 20

В.В. Грибанова

до 45 учеников, преподавание здесь велось на родном языке, и не требовалась специальная подготовка учителей. В школах второго класса обучалось уже от 45 до 75 учеников, преподавание шло на родном языке и английском в течение 4 лет. Преподаватели были обязаны иметь учительский сертификат одного года обучения, выданный Департаментом образования Капской колонии, или получить допуск к работе от Департамента образования Басутоленда. Статус школы первого класса предоставлялся, когда количество учеников превышало 70. Язык обучения в начальных классах был родным, а в старших (до конца стандарта VI) - английским. Работники таких школ были обязаны иметь учительский сертификат трех лет обучения, также выдаваемый Департаментом образования Капской колонии.

Указанные сертификаты можно было получить в педагогическом колледже Басутоленда, готовившем выпускников к экзаменам на звание туземного учителя при Департаменте образования Капской колонии. Существовала всего одна государственная школа - профессионально-техническое училище в Масеру. В ней два преподавателя-европейца обучали 60 учащихся.

В 20-30-е годы XX в. среди 350 школ, организованных Парижским евангелическим обществом, имевшим доминирующее влияние на образование в Басутоленде, наиболее известными были педагогический колледж для мальчиков в Моридже, мужская индустриальная школа в Лелоаленге, женская индустриальная школа в Та-бана-Морена, Библейская школа. Помимо подготовки африканских учителей и проповедников, особое значение придавалось обучению африканцев каким-либо профессиям. Среди основных предметов обучения в мужской индустриальной школе в Лелоаленге были специальности плотников, кузнецов, каменщиков, сапожников. В женской индустриальной школе в Табана-Морене обучали домоводству, шитью, воспитанию детей. Выпускницы могли получить работу воспитательниц в детском саду. Вообще среди прихожан и учащихся Парижского евангелического общества большинство составляли женщины и девочки. Важной составляющей работы этой миссии в Басутоленде была издательская деятельность, начавшаяся еще в 1841 г. В 1874 г. в Моридже было основано издательство, которое обеспечивало нужды в религиозной и учебной литературе на языке сесото. В 1864 г. была основана и ежемесячная газета на этом языке, тираж которой к 20-м годам XX в. достиг 2 тыс. экземпляров2.

Количество школ, принадлежавших Римско-католической церкви, достигало в указанный период 112. Это были начальные шко-

Развитие образования..

лы, преподавали в которых сами африканцы, лишь в нескольких учебных заведениях детей обучали монахини. Из школ второй ступени работали педагогический и сельскохозяйственный колледжи для мальчиков и индустриальная школа для девочек.

Третья крупная конфессия, представленная в Басутоленде, -Англиканская церковь, содержала 60 начальных школ. Кроме того, в Масито был колледж для мальчиков, готовивший как учителей, так и рабочих разных специальностей, и женская индустриальная школа св. Екатерины в Масеру.

К моменту получения независимости в Лесото было уже 1100 начальных и всего 20 средних школ. Эта страна занимала одно из первых мест в Африке по грамотности населения, но образование большинства детей ограничивалось несколькими классами начальной школы. В 1962 г. число учащихся 20 средних школ не превышало 1500 человек. В период независимости большое внимание было уделено как раз развитию среднего и высшего образования3.

Свазиленд был независимым до 80-х годов XIX в., здесь почти не чувствовалось европейского влияния. Жители Свазиленда относились к группе народов банту - свази (более 80 %) и зулу (менее 20 %). Проникновение европейцев и распространение их влияния началось вместе с переселением буров в период Великого трека. На этой территории значительной была и деятельность миссионеров. К концу XIX в. в Свазиленде действовало уже 18 миссионерских обществ и церквей. Помимо школ, организованных миссиями для африканцев, в Свазиленде было 14 школ для европейских детей, особенно много по сравнению с другими странами региона, за исключением Южной Африки. Поэтому ассигнования на образование составляли внушительную цифру - 5 % всех расходов. В 1923 г. на нужды обучения было направлено 5954 фунта4.

Из всех детей школьного возраста в Свазиленде учебные заведения посещали в 20-е годы XX в. не более 3 тыс., менее чем одна седьмая от общего числа. Здесь действовало несколько десятков миссионерских школ для африканцев, но работали они неустойчиво, часто закрываясь на неопределенное время. При этом 300 детей белых поселенцев обучалось в 14 школах. Правительство содержало все европейские школы и только одну африканскую - в Зомбоде (более 100 учеников).

Власти Свазиленда основное внимание обращали на обучение африканцев профессиям, считая, что образованный африканец не должен быть только преподавателем или проповедником. По мнению администрации, образованный туземец только тогда принесет

В.В. Грибанова

пользу себе и обществу, когда он будет владеть полезной, хорошо оплачиваемой специальностью, которая «позволит причислить себя к цивилизованному обществу». В докладе, представленном секретарем правительства Свазиленда в сентябре 1924 г., заявлялось, что «туземцу необходимо обучение грамотности до стандарта IV, чтобы он мог получить правильные привычки и воспитать в себе дисциплину. Туземец должен знать английский язык, уметь написать письмо, считать деньги, понимать меры и веса. Но главное, он должен получить твердые навыки в ведении сельского хозяйства или профессию»5. Школы, существовавшие в Свазиленде в 20-30-е годы XX в., были двух типов. Школы первого класса (очень немногочисленные) имели хорошо оборудованные здания и предоставляли образование на высоком уровне. Подавляющее большинство школ относились ко второму классу. Они были небольшие, часто плохо приспособленные к процессу обучения, с элементарной программой.

Среди наиболее известных школ в тот период можно назвать педагогический колледж для девочек в Умбулузи при Единой Южно-Африканской церкви. По окончании они получали Сертификат африканского учителя первого года обучения. Это была первая в Свазиленде школа, где готовили туземных учителей. Образцовой, по мнению властей Свазиленда, что было отмечено в упомянутом выше докладе, была школа в Эхлозане, организованная Церковью провинций Южной Африки. Она получала специальные дотации от администрации. Это была типичная школа первого класса. Обучение проходило в хорошо оборудованных помещениях, школьники получали профессионально-техническое образование на хорошем уровне. Африканские мальчики здесь осваивали профессии плотника, столяра, краснодеревщика, кузнеца. Церковь провинций Южной Африки содержала несколько учебных заведений для африканцев.

Еще одной крупной религиозной организацией, занимавшейся просвещением местного населения, было Уэслианское (методистское) миссионерское общество. Среди нескольких школ этой миссии наиболее известным было учебное заведение в Махамба, в южной части протектората. Эта школа также принадлежала к первому классу. Активную работу в Свазиленде проводила и Римско-католическая церковь. Небольшие школы второго класса были у Союзной миссии Скандинавии и Адвентистов седьмого дня.

К моменту получения независимости, несмотря на значительные усилия миссионеров, подавляющая часть населения Свази-

Развитие образования..

ленда оставалась неграмотной, очень мало было средних учебных заведений.

Британский протекторат Бечуаналенд был установлен на территории Ботсваны в 1885 г. При этом южная часть страны, постепенно оккупировавшаяся англичанами в 1878-1885 гг., была присоединена к Капской колонии. После установления протектората Бечуаналенд был разделен на 11 округов, а африканцев расселили по 10 резерватам, выделив для них треть территории. Подавляющее большинство населения составляли бечуаны (их иногда называют западными басуто), часть населения составляли бушмены. Установление протектората было связано в том числе с деятельностью миссионеров, активно работавших здесь в XIX в. В первой половине XX в. основную работу по обучению африканцев проводили четыре конгрегации: Лондонское миссионерское общество (ЛМО), Голландская реформатская, Лютеранская и Англиканская церкви. Наибольшее число школ находились под управлением ЛМО. Более 5 тыс. детей школьного возраста (шестая часть от их общего числа) проходили обучение в школе. Всего зарегистрированных школ было 77.

Бечуаналенд представлял собой огромную территорию с достаточно редким населением, в основном сосредоточенным на юге. Поэтому школы также были рассеяны по этой обширной местности. Здесь не было правительственных школ, не было и Департамента образования (как в Басутоленде). Контроль за миссионерскими школами находился в руках директора образования Басутоленда, который инспектировал школы Бечуаналенда раз в году.

Важной особенностью развития образования в Бечуаналенде была поддержка, в том числе и материальная, а также контроль со стороны самих африканских общин и их вождей. Власти не поддерживали школы для африканцев в этом протекторате, кроме нескольких учебных заведений ЛМО, но перечисляли часть налогов, собираемых с африканцев, на нужды образования. Сверх этого, в некоторых общинах существовал специальный сбор в особый фонд, из которого финансировалась работа местной школы. Почти все школы управлялись школьными комитетами под председательством главы администрации района, который периодически инспектировал их работу. Членами комитета обычно были: руководитель миссии, при которой была создана школа, вождь или его представитель, старейшины племени. Часто от положительного или негативного отношения вождя к вопросам образования напрямую зависела судьба местной школы.

В.В. Грибанова

Ни одна из школ в Бечуаналенде в 20-30-е годы XX в. не предоставляла обучение выше начального уровня. Единственным местом, где готовили учителей-африканцев, был колледж Тайгер Клуф, организованный ЛМО на границе с Капской колонией. Отсутствие широкой подготовки преподавателей в Бечуаналенде приводило к низкой квалификации работающих здесь учителей. В 1919 г. правительством был принят стандарт учебной программы, рекомендованный для утверждения школьными комитетами. Он охватывал

4 года обучения и предполагал, что африканцы должны освоить такие предметы, как чтение, письмо, арифметика, английский язык, закон Божий, география и история.

Среди наиболее известных школ ЛМО в Бечуаналенде было учебное заведение в Серове. Его посещало большое количество учеников, школьное здание было просторным и удобным. Оно было построено при участии верховного вождя Кхамы, все расходы взяли на себя африканцы. Сын Кхамы - Секгоме ввел даже налог в

5 ф. ст. для всех мужчин на содержание этой школы6.

Другая образцовая школа для африканцев, созданная под руководством Голландской реформатской церкви, находилась в Ма-чуди. Вообще история развития обучения племени бакхатла очень показательна и для всей картины образования в Бечуаналенде. В 1869 г. основная часть этого племени, принуждаемая местными голландскими властями, переселилась из Трансвааля в соседний Бечуаналенд, где расселилась на выделенной им территории в 3600 кв. миль. Около 2/3 населения (которое в целом составляло к 1920 г. 12 тыс. человек) жили в столице - Мачуди, где находилась и резиденция вождя. Остальные разместились в девяти небольших деревнях недалеко от Мачуди. В резервацию за племенем последовала и миссия Голландской реформатской церкви, существовавшая до этого на территории племени в Трансваале.

Сначала образованием африканцев занимались только в миссии. Обучение в миссионерской школе заключалось главным образом в получении основ грамоты и религиозной подготовке. В 1920 г. правитель бакхатла Исанг, недовольный образовательной политикой миссии, передал контроль за обучением племенному комитету, в котором были представлены члены белой администрации территории, миссионеры и верхушка племени.

Новый импульс развитие образования получило с основанием администрацией Бечуаналенда Фонда развития африканцев, существовавшего за счет ежегодного взноса налогоплательщиков. В 1923 г. на племенные деньги в Мачуди было построено здание

Развитие образования..

школы, которое называли «величественным и современным»7. Также были построены школы в некоторых деревнях на территории резервата. В 1930 г. образование африканцев было заключено в рамки государственной системы: принят первый учебный план, для руководства был создан местный школьный комитет, который устанавливал систему оценок, ведал назначением и смещением учителей, оплатой их труда, следил за обеспечением школ необходимым оборудованием.

С ранних времен на территории Замбии сменилось несколько политических объединений. В XVIII в. здесь сложилось раннего-сударственное образование Баротсе, этническую основу которого составили лози или ротсе (баротсе). С 1860 г. эта страна была известна как Баротселенд. Первыми из миссионеров в 1884 г. на территории Баротселенда появились сотрудники Парижского евангелического общества. А затем, опираясь на деятельность миссионеров, основанная С. Родсом Британская Южно-Африканская компания навязала вождям африканских племен договоры, по которым европейцы приобретали исключительные права на торговлю, разработки недр и т. д.

В 1899 г. британское правительство признало власть Компании над северо-западной, а в 1900 г. - над северо-восточной Родезией. В 1911 г. обе территории были объединены в единую административную единицу, а в 1924 г. она была объявлена британским протекторатом Северная Родезия. Африканцы постепенно были переселены в резерваты, зачастую непригодные для ведения сельского хозяйства, вследствие чего среди них широко распространилось отходничество на фермы и промышленные предприятия европейцев.

Северная Родезия была страной с небольшой плотностью населения и очень пестрым этническим составом. В год создания протектората население составляло около 1 млн африканцев. Из них примерно треть принадлежала к пяти большим племенам, а всего было более 50 этнических групп8. Среди них наиболее известными были баротсе, жившие на западе страны, и ангони, жившие на северо-востоке. Европейское население было весьма немногочисленным (не более 4 тыс. человек).

Как и везде на юге Африки, школы для африканцев организовывались и обеспечивались миссионерами. К началу XX в. на территории Северной Родезии 15 церквей и миссионерских обществ содержали 72 станции. При них было организовано 1500 школ, где обучались 47 600 учеников и работали 205 европейских и 1600 африканских преподавателей. (В этот период в стране насчитывалось

В.В. Грибанова

примерно 200 тыс. африканских детей школьного возраста, таким образом, школы посещала только четверть из них.) Кроме миссионерских школ правительство содержало одну школу-интернат для мальчиков баротсе с 260 учениками и 7 так называемых «школ без зданий», где могло получить начальное образование до 350 человек9.

На территории Северной Родезии за редким исключением работали станции протестантских миссионерских обществ. Наиболее эффективными в области образования были Голландская реформатская церковь и Свободная церковь Шотландии, проводившие свою работу в основном в восточных районах страны.

В первой четверти XX в. Парижское миссионерское общество открыло 7 школ при станциях и еще 56 «школ без зданий», обучавших более 1,5 тыс. учеников. Все эти школы действовали в районах Баротсе и Батока, где проживало около 80 тыс. детей школьного возраста. Наиболее известным учебным заведением под руководством Парижского евангелического общества был педагогический колледж в Сефуле.

Школы миссий Голландской реформатской церкви в районе Восточный Луангва посещали 16 тыс. детей. (Всего в районе Восточный Луангва из 40 тыс. африканцев школьного возраста обучались 21,5 тыс.) Здесь работало 350 африканских учителей, которых готовили на специальных учительских курсах на пяти станциях. В соседнем Ньясаленде (современное государство Малави) на одной из станций Голландской реформатской церкви функционировала типография, снабжавшая учебными пособиями все миссионерские школы этой конгрегации, в том числе и на территории Северной Родезии.

Следующими по значению были школы Лондонского миссионерского общества, которое действовало также в основном на востоке страны, в районе Танганьика. ЛМО пришло на территорию Северной Родезии в 1887 г., вторым после Парижского евангелического общества. В первой половине XX в. это общество содержало 6 станций, в школах которых обучалось до 13 тыс. африканцев из 18 тыс. детей школьного возраста, проживавших в этом районе. Но более соответствовал действительности факт, изложенный в отчете ЛМО за 1924 г.: из 13 тыс. детей, записавшихся в школы, только чуть более половины действительно посещали занятия10. Лучшим учебным заведением этого общества была школа-интернат для девочек Мбереши, где обучались 83 воспитанницы. На этой станции также существовала школа профессионального обучения

Развитие образования..

для мальчиков, в которой они могли получить профессию плотника, кузнеца, резчика по кости.

Пять станций Объединенной церкви Шотландии были расположены в районах Танганьика, Восточный Луангва, Авемба и Серенджи. 12 европейских и 350 африканских учителей работало в 200 «школах без зданий», где обучалось более 9 тыс. учеников. Педагогический колледж для подготовки местных учителей располагался в Ливингстоне, на территории центральной станции этой конгрегации.

Работа Истинной методистской церкви в Северной Родезии началась в 1893 г. в районе Кафиэ (к северу от Ливингстона). Здесь, а также в соседнем районе Батока эта церковь содержала 29 школ, в которых обучалось до 1,5 тыс. учеников. Примечательно, что в районе Кафиэ из 10 тыс. детей школьного возраста посещало школы только 700, и все эти учебные заведения содержались Истинной методистской церковью. На центральной станции располагались преподавательские курсы и типография, выпускавшая евангелия и учебные пособия на африканских языках.

Пять станций Объединенной (универсалистской) миссии были расположены на территории четырех районов Северной Родезии - Мверу-Луапула, Восточный Луангва, Западный Луангва и Серенджи. При этих станциях существовали 33 «школы без зданий». Всего школы посещали около 900 учеников. Упор делался на религиозную составляющую обучения.

В районах Баротселенд, Казема и Мверу-Луапула школы организовывали миссионерское общество Плимутские братья, Южно-Африканская объединенная миссия, Адвентисты седьмого дня. Наконец, по 1-2 станции и небольшому количеству школ и учеников находились на содержании таких протестантских обществ, как Уэслианское, Братья во Христе, Церковь Христа и Южно-Африканские баптисты.

Римско-католическая церковь была не столь активна в этом регионе. От ее лица здесь действовали миссии Отцов-иезуитов и Белых отцов. Первые работали на 5 станциях в районах Восточный Луангва и Батока, при которых в 70 школах обучалось более 2,5 тыс. учеников. Белые отцы организовали 12 станций в четырех районах на северо-востоке страны, при которых находилось 570 школ, где работали 32 европейских и 218 африканских учителей. Упор делался на религиозное обучение и освоение навыков сельскохозяйственных работ.

Правительством была основана всего одна - Национальная школа Баротсе в 1906 г. в Каньенго. Часть средств из налогов, соби-

В.В. Грибанова

раемых с африканцев, шла на содержание этой школы-интерната, где обучалось около 200 мальчиков. В школе преподавались география, гигиена, пение, основы сельского хозяйства, плотницкое, каменщицкое, портняжное дело, машинопись. 7 «школ без зданий», поддерживаемых правительством, были подотчетны Национальной школе Баротсе (их посещали около 300 учеников), а также существовала небольшая (42 ученика) дневная школа в Ливингстоне.

Сразу после создания протектората Северная Родезия расходы правительства на образование, здравоохранение и сельское хозяйство составили чуть более 60 тыс. ф. ст. (17 % от всех государственных расходов). Из них собственно на образование было потрачено всего 9300 ф. ст. Эти деньги выделялись практически полностью на содержание незначительного количества школ для белых. Даже правительственная школа Баротсе главным образом финансировалась из налогообложения самих африканцев. В отличие от других колоний Великобритании миссионерские школы Северной Родезии не получали финансовой помощи от правительства11.

Вплоть до обретения независимости в 1964 г. система образования продолжала строиться на основе расовой сегрегации. Начальная школы была 8-летняя, средняя - 6-летняя. Средняя ступень обучения была развита очень слабо, возможности получить высшее образование в протекторате не было. Существовало небольшое число педагогических колледжей.

Европейское проникновение на территорию Зимбабве начинается в середине XIX в., когда здесь появляются первые белые промышленники и торговцы, привлеченные плодородными почвами и богатыми месторождениями полезных ископаемых, в том числе золота. Основу населения страны составляли народы группы банту - шона (прежнее название - машона), более 80 % всего населения, и ндебеле (матабеле), около 15 %. Первыми на земле ндебеле появились миссионеры Лондонского миссионерского общества, которые в 1859-1860 гг. по разрешению верховного вождя Моселе-катсе построили здесь первые миссионерские станции.

В 1888 г. агент созданной С. Родсом Британской Южно-Африканской компании добился от сына Моселекатсе Лобенгулы права на разработку полезных ископаемых. В следующем году компания получила хартию от британской королевы, по которой ей были предоставлены практически неограниченные права на эксплуатацию земель и строительство инфраструктуры к югу от р. Замбези. Эти земли получили название Южная Родезия. В конце XIX - начале XX в. начинается активная иммиграция на эту

Развитие образования..

территорию белого населения из Великобритании, США и южноафриканских колоний.

В начале XX в. европейское население составляло 2 % всех жителей Южной Родезии. Это была не очень большая по количеству (около 11 тыс. человек), но пропорционально значительная прослойка, особенно по сравнению с другими Британскими колониями, кроме Южной Африки. К 1923 г. число белых жителей колонии увеличилось в 3 раза, достигнув 33 тыс. человек. Этому способствовали чрезвычайно высокий экономический потенциал страны и умеренный, пригодный для жизни климат.

Практически сразу после прихода европейцев и в экономике, и в социальной жизни начинает складываться жесткое разделение между белыми и черными жителями. В экономике сложились два сектора: африканский и европейский. Фермы белых располагались на экспроприированных у африканцев землях. Для коренных жителей страны было создано 100 резерватов (где проживало 2/3 коренного населения) в разных частях страны. Остальные африканцы проживали на так называемых неотчужденных землях и белых фермах, около 20 тыс. - на шахтах и в городах.

В отличие от других колоний на юге Африки в Южной Родезии сразу создается юридически оформленная раздельная система образования для детей поселенцев и детей африканцев. С самого начала образование черных было нацелено на процесс их обращения в христианство и обеспечение достаточного количества подготовленных слуг для белых. Образование европейских детей преследовало совершенно иные задачи: обеспечение слоя образованных людей, способных управлять страной, в самой Южной Родезии. Образование белых практически с самого начала планировалось сделать конкурентоспособным не только по сравнению с южноафриканским, но и с английским.

На начальном этапе образование двух групп населения осуществлялось только в миссионерских школах. Первая школа для африканцев была открыта миссионерами ЛМО в Иньяти. Для европейских детей первые школы создавала католическая церковь - в Солсбери и Булавайо. В 1896 г. монахи-иезуиты открыли колледж св. Георгия, полностью копировавший модель английской частной школы. Недолго, с 1893 по 1898 г., просуществовала англиканская школа12.

В 1899 г. был принят первый документ, оформлявший складывающуюся систему обучения, - Постановление об образовании. Устанавливались стандарты учебных программ, финансирования,

В.В. Грибанова

квалификационные требования отдельно для белой и черной групп населения. Школы для африканцев оставались полностью в руках миссионеров. В отношении африканских школ устанавливался приоритет профессионального обучения. Правительство предоставляло финансовые субсидии тем школам, где велось ремесленное обучение не менее двух часов в день. Вообще половина учебного времени должна была быть занята профессиональным обучением.

В отношении белых школ были провозглашены совсем другие требования. Устанавливались два типа европейских школ: миссионерские или церковные и светские, под контролем правительства. Минимальное число учеников в миссионерской школе, при котором она имела право на государственную помощь, было 25 человек (в школах для африканцев - 50). Кроме того, школы для белых детей получали средства не только на оплату учителей и оборудование, но им также выплачивались премии за каждого ученика, успешно сдавшего экзамены. В 1903 г. было изменено условие получения финансовой помощи европейскими миссионерскими школами. Вместо минимального количества учеников в 25 человек требовалась только рекомендация от Департамента образования. Позже была увеличена помощь родителям детей, проживающим далеко от школы, чтобы они могли приезжать на учебу.

В 1907 г. школы для африканцев были разделены на три категории: школы первого класса получали самые высокие денежные субсидии и полностью соответствовали требованиям, изложенным в Постановлении 1899 г.; школы второго класса немного отклонялись от стандартов; и, наконец, школы третьего класса не предоставляли профессионального обучения, были открыты только два часа в день, квалификация учителей в них была очень низкой13.

Постепенно управление африканскими школами перешло к Департаменту развития туземцев. В 1921 г. его директор Х. Кейвин сформулировал принципы обучения местного населения: приоритет начального обучения при почти полном отсутствии среднего или высшего, а также усиление трудового компонента в обучении.

В 1923 г. Великобритания предоставила Южной Родезии статус «самоуправляющейся колонии». Была принята конституция, создано ответственное правительство и Законодательная Ассамблея, принимавшая все законы, касающиеся колонии. В этом году на поддержку африканских школ Департаментом развития туземцев было направлено всего 23 тыс. ф. ст. из 225 тыс. ф. ст., полученных им от правительства, и 7 тыс. ф. ст. получили две правительственные школы14. На обучение белых детей было направлено в этот

Развитие образования..

период в 7 раз больше. (Согласно переписи 1921 г. европейское население Южной Родезии составило 38 620 человек, в то время как коренных жителей было около 800 тыс.)

К 1925 г. сформировался широкий спектр миссий, работавших в Южной Родезии и обучавших африканцев. Больше всего помощи от правительства получали школы Римско-католической церкви, почти столько же - Голландской реформатской церкви. Больше всего школ 1-го и 2-го класса среди всех миссий было также у католиков. Много школ третьего класса и вечерних находилось в руках миссий Голландской реформатской, Англиканской церквей и Уэслиан-методистов. Миссии Американского методистского и Лондонского миссионерского обществ содержали достаточно много школ третьего класса и вечерних (94 и 71), в то время как школ 1-го и 2-го класса у них было очень мало (9 и 3).

Всего же 14 церквей и миссионерских обществ получали денежную помощь от правительства в размере 19 419 ф. ст., работало 86 школ первого и второго классов, где обучалось 5313 учеников. Школы этих категорий приближались по уровню оснащенности и качеству обучения к европейским стандартам образования. Школы третьего класса иногда называли «племенными». Их насчитывалось 975 по всей Южной Родезии и 28 вечерних. Общее число учеников этих школ достигало 37 756. Образовательная ценность этих учебных заведений периодически ставилась под сомнение, но колониальными властями была признана необходимость их существования. В отчете Департамента развития туземцев за 1923 г. отмечалось, что рост количества школ третьего класса явился заметным явлением, растет их посещаемость. В то же время качество обучения, квалификация учителей-африканцев, работающих в них, остаются очень низкими15.

В целом большинство африканских учеников уходило из школ, закончив только младшую начальную школу - стандарт II. При этом в городах образованные таким образом африканцы могли рассчитывать на хороший заработок, больший, чем получал африканский пастор или преподаватель после завершения стандарта V. Но и многие учителя приходили работать в школы после завершения только стандарта II, имея при этом очень низкую квалификацию.

В 1927 г. стандарты обучения в африканских школах были несколько изменены. Были также пересмотрены принципы финансирования миссионерских школ для африканцев, они стали более либеральными, но правительство получило больший контроль над

В.В. Грибанова

этими школами, в том числе в области квалификации учеников, их возраста, экзаменов и т. д.

К концу 20-х годов XX в. среди 122 школ, находящихся в ведении Римско-католической церкви, наиболее престижными были 10 школ первого класса, в которых обучалось 366 учеников. Эти школы полностью соответствовали европейским стандартам обучения. Также существовали 17 школ второго класса с 1587 учениками. В 91 школе третьего класса и 4 вечерних обучалось почти 4 тыс. учеников. Все эти учебные заведения получали субсидии от правительства - почти 4 тыс. ф. ст. в год. Это был самый большой грант в колонии. Обучение велось на родном языке и африкаанс, в программу обязательно включались такие предметы, как садоводство, домоводство, обучение различным видам профессий.

На втором месте по количеству и значению были школы Голландской реформатской церкви, основную работу проводившей среди шона. Эта конгрегация содержала 6 школ первого класса с 209 учениками и 7 школ второго класса с 434 учениками. Школ европейского уровня у миссий Голландской реформатской церкви было в два раза меньше, чем у католиков, но существенно больше (260) было школ третьего класса, где обучалось более 9 тыс. учеников. Школы миссий Голландской реформатской церкви получали практически такую же помощь от правительства, как и католические (более 3 тыс. ф. ст.). Отмечалось, что в реформатских школах наибольшее число учеников, успешно выдерживающих экзамены.

Миссии Англиканской церкви были широко распространены по стране, как в городах, так и в сельской местности. Школ первого класса у англикан было совсем немного - всего 4 (121 ученик), также было 7 школ второго класса (511 учеников). Сравнительно много (169) существовало школ третьего класса, в которых обучалось почти 7 тыс. человек. Было и 5 вечерних школ с 218 учениками. Правительственная помощь англиканским школам была достаточно большой - почти 3 тыс. ф. ст. в год.

Для общей картины развития образования в Южной Родезии в первой половине XX в. интересно описание школьного комплекса в Русале (к юго-востоку от Солсбери), содержавшейся Англиканской церковью. Здесь миссионеры работали среди трех племен: махонгве, вамбери и варози. На территории центральной станции находились две большие школы, в которых 229 детей обучали 5 европейских и 3 африканских учителя. Также в районе существовали 37 школ тре-

Развитие образования..

тьего класса или «школ без зданий», где 37 учителей-африканцев обучали почти 3 тыс. детей. Все эти школы располагались в резерватах. В одной из центральных школ обучалось 147 учеников, из них 42 находились на положении пансионеров. Учебный план такой школы включал помимо уроков чтения, письма и арифметики такие предметы, как гигиена, фермерство, кузнечное и столярное дело для мальчиков, шитье, домоводство, уход за младенцами и больными для девочек. Сотрудники центральных школ несколько раз в год обязаны были посещать «школы без зданий», где они помогали в работе и контролировали деятельность преподавателей-африканцев. Во многих школах запрещались национальные песни и танцы, зато поощрялось развитие футбола, хорового пения или театра16.

Среди 154 школ Уэслианского миссионерского общества, в которых преподавали 6 европейских и 75 африканских учителей, всего одно учебное заведение было первого класса, в нем обучалось 120 учеников. Три школы относились ко второму классу (215 учеников) и более 6 тыс. школьников проходили обучение в 137 школах третьего класса и вечерних. Уэслианское общество активно поддерживалось правительством в работе по просвещению коренного населения.

Среди 103 школ Американской методистской епископальной церкви подавляющее большинство (91) также были школы третьего класса. В них обучалось более 3,5 тыс. учеников.

Школы Американской объединенной миссии, сравнительно немногочисленные, отличались высокими стандартами обучения. Миссионеры содержали всего 17 школ третьего класса с почти тысячей учеников, но отличную репутацию имели две школы первого класса (236 учеников) и две школы второго класса (357 учеников). Лучшая школа объединенной миссии была расположена на юго-востоке Родезии на станции Маунт Силинда. Здесь были построены два школьных здания, интернат, церковь. Это был целый комплекс, где помимо интерната и начальной школы находились госпиталь, Библейская школа и педагогический колледж.

Лондонское миссионерское общество, первым начавшее работу в Матабелеленде, поддерживало небольшое число школ, но они отличались хорошим уровнем образования. Существовала одна школа первого класса (56 учеников) и две школы второго класса (87 учеников), а также 71 школа третьего класса, где обучалось почти три тысячи африканцев. Многие учителя в учебных заведениях ЛМО

В.В. Грибанова

были выпускниками колледжа Тайгер Клуф на границе с Капской колонией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме представленных миссий небольшое количество школ содержали такие религиозные организации, как Армия спасения, Братья во Христе, Адвентисты седьмого дня, Пресвитериане, Объединенная церковь Южной Африки.

Сегрегированный характер образования определялся в 1934 г. в связи с принятием закона о распределении земли, определившего места проживания каждой расовой группы и поделившего всю территорию страны на «европейские» и «африканские» районы. Образование, как и другие сферы общественной жизни, было поставлено в зависимость от нового земельного закона. Произошло значительное сокращение школ для африканцев в городских европейских районах. (По новому закону африканцы могли ограниченно проживать в местах расселения белых, но компактно, в отдельных тауншипах.) Для посещения африканскими школьниками оставшихся учебных заведений они должны были получить разрешение местных властей, согласованное с министерством образования. Разрешение могли в любой момент отозвать.

Посещение африканцами школ в сельской местности регулировалось в соответствии с законом об образовании 1956 г. 9-я статья этого закона предписывала возможность создания школы для африканцев в сельской местности, определенной для проживания белых, или возможность посещения черными уже существующих здесь школ только с разрешения местной администрации. Власти обязаны были также получить разрешение и от министерства. Соответствующее правило действовало и для европейцев, желающих организовать учебное заведение в районе расселения африканцев. Кроме того, местные власти могли накладывать и особые ограничения на использовавшиеся на их территории школьные помещения.

Закон об образовании 1956 г. был принят в соответствии с Конституцией Федерации Родезии и Ньясаленда 1953 г. Согласно новому основному закону, вопросы обучения африканцев оставались в ведении местных властей, в то время как образование для европейцев - под федеральным контролем. Было предусмотрено и раздельное бюджетное финансирование. Африканцы не имели доступ к фондам из бюджета государства. Таким образом, обучение белых было признано делом государства, образование же африканцев полностью регулировал Депар-

Развитие образования...

тамент по делам туземцев, практические вопросы оставались у миссий и местных общин. Сегрегации не существовало только на уровне университетского образования, где федеральное правительство приняло на себя полную ответственность за его содержание и развитие17.

Во второй половине XX в. субсидии правительства в африканское образование составляли уже 75 %, сами родители оплачивали 19 % всех расходов, а миссии уже только 6 %. Вопрос о контроле над миссионерскими школами был достаточно серьезным, поскольку не все миссии и их работники послушно следовали в русле сегрегационной политики властей.

Постепенно правительство решило передавать образование черных из рук миссий к ответственным управляющим советам самих африканцев, которые, тем не менее, должны были находиться под непосредственным контролем центральных властей. Но, несмотря на достаточно активные усилия по налаживанию системы обучения как миссионерами, так и правительством, накануне провозглашения независимости (1980 г.) свыше 75 % населения было неграмотно.

Примечания

1 Jones Th. J. Education in East Africa. A Study of East, Central and South Africa by the Second African Education Commission. L., [1925]. P. 271.

2 Ibid. P. 275-276.

Рытов Л.Н. Имперское наследие на юге Африки // Британская империя в XX в. М.: ИВИ РАН, 2010. С. 228-229. Jones Th. J. Op. cit. P. 278.

5 Ibid. P. 279.

6 Ibid. P. 278.

Western Civilization and Natives of South Africa / Ed. I. Schapera. L.: Routledge and Kegan Paul Ltd., 1967. P. 55.

В настоящее время в Замбии насчитывается свыше 70 этнических групп, крупнейшие из них бемба (более 30 %), тонга (более 10 %). Также выделяют такие, как ротсе (5,7 %), нгони и ньянджа (10,7 %), и совсем небольшие в процентном отношении нкойя, мбуэла, лунда, лучази, лугву, мамбе и др. Jones Th. J. Op. cit. P. 260.

3

4

7

В.В. Грибанова

10 Ibid. P. 261.

11 Ibid. P. 259.

12 O'Callagan M. Southern Rhodesia: the Effects of a Conquest Society on Education, Culture and Information. P.: Unesco, 1977. P. 15.

13 Ibid. P. 17.

14 Jones Th.J. Op. cit. P. 235.

15 Ibid. P. 240.

16 Ibid. P. 244.

O'Callagan M. Op. cit. P. 21.

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.