Научная статья на тему 'Роль миссионерских станций в распространении европейской модели образования в западной Африке во второй половине xix века'

Роль миссионерских станций в распространении европейской модели образования в западной Африке во второй половине xix века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
518
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миссионеры / аккультурация / миссионерские станции / межкультурный диалог / образование / образ «другого» / христианство / народы Западной Африки ибо и йоруба / missionaries / acculturation / missionary stations / intercultural dialogue / education / the image of "the other" / Christianity / the people of West Africa for Yoruba

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кудряшова Юлия Александровна

Статья посвящена анализу специфики межкультурных коммуникаций на этапе существования фронтира в Африке. Автор рассматривает деятельность миссионеров по распространению христианства и европейской культуры, прежде всего, образования, среди местного населения, показывая противоречивость этого процесса и его влияние на трансформацию местных обществ. Необходимо изучать это продвижение, его политические, экономические и социальные результаты, а также человека, который существовал в этих условиях. Часто взаимодействие народов носило конфликтный характер, в ходе которого европейская и африканская культуры взаимно адаптировались друг к другу путем заимствования отдельных традиционных элементов. Обусловленные этими заимствованиями изменения вынуждали представителей данной культуры приспосабливаться к ним, осваивая и используя эти новые элементы в своей жизни. В результате этого человек в большей или меньшей степени достигал совместимости с новой культурной средой. Иными словами происходил процесс аккультурации. В современном мире термин «аккультурация» используется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (у культуры донора). Исследования в области аккультурации актуализировались в конце XX в. С одной стороны это связано с глобализационными и миграционными процессами, с другой – возросшим интересом к проблеме межкультурной интеграции как в прошлом, так и в настоящем. В статье рассматривается явление аккультурации как результат деятельности английских христианских миссий в Западной Африке во второй половине XIX в. в аспекте межкультурной коммуникации. Важнейшей целью и результатом аккультурации является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. Она характеризуется относительно стабильными изменениями в жизни как пришлых, так и местных народов в ответ на требования окружающей среды. С одной стороны туземцы оценивали европейцев с точки зрения их полезности местному обществу, с другой, сами миссионеры понимали необходимость адаптации к климатическим, социальным, экономическим и иным особенностям жизни туземцев. В статье показана организация жизни в миссионерской станции, определены приоритетные направления деятельности миссионеров среди туземцев, такие как образовательная политика, врачебная деятельность, торговля, развитие сельского хозяйства. Несомненно, важна также идея о том, что миссионерские станции представляли собой особую территорию проживания европейцев и африканцев, некий симбиоз экономического, социального и духовного взаимодействия народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE MISSIONARY STATIONS IN THE DISSEMINATION OF EUROPEAN MODELS OF EDUCATION IN WEST AFRICA IN THE SECOND HALF OF THE NINETEENTH CENTURY

The article analyzes the specifics of intercultural communication at the stage of existence of the frontier in Africa. The author examines the activities of missionaries in spreading Christianity and European culture, education, among the local population, showing the inconsistency of this process and its impact on the transformation of local societies. Need to study this promotion, its political, economic and social outcomes, including humans, which existed in these circumstances. Often the interaction of peoples conflicted character, during which European and African culture are mutually adapted to each other by borrowing some traditional elements. These borrowings due to changes forced the representatives of this culture to adapt to them, mastering and using these new elements in your life. As a result, people to a greater or lesser extent, have achieved compatibility with the new cultural environment. Thus, in the interaction of cultures, the adaptation of man to the elements of a new culture the process of acculturation. In today's world the term "acculturation" is used to denote the process and result of the mutual influence of different cultures, in which all or part of the representatives of one culture (the recipient) take on the norms, values and traditions of another (the donor culture). Research in the field of acculturation has resulted in the end of XX century. On the one hand this is due to globalization and migration processes, with another – the increased interest in the problem of intercultural integration in the past and in the present. The article discusses the phenomenon of acculturation as a result of the activities of the English Christian missions in Western Africa in the second half of the XIX century in the aspect of intercultural communication. The most important objective and outcome of acculturation is a long-term adaptation to life in a foreign culture. It is characterized by relatively stable changes in the lives of both migrant and local peoples in response to the demands of the environment. On the one hand the natives has been evaluated by the Europeans from the point of view of their usefulness to the local community, with other missionaries understood the need to adapt to climatic, social, economic and other peculiarities of life of the natives. The article describes the organization of life in the missionary station, identified priority activities of the missionaries among the natives, such as educational policy, medical practice, trade, the development of agriculture. Certainly, important also is the idea that missionary stations were a particular area of living of Europeans and Africans, a symbiosis of economic, social, and spiritual interaction of the peoples.

Текст научной работы на тему «Роль миссионерских станций в распространении европейской модели образования в западной Африке во второй половине xix века»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ФРОНТИР

РОЛЬ МИССИОНЕРСКИХ СТАНЦИЙ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Кудряшова Ю.А.

Кудряшова Юлия Александровна, Астраханский государственный университет, 414056, Астрахань, Россия, ул. Татищева, 20а. Эл. почта [email protected]

Статья посвящена анализу специфики межкультурных коммуникаций на этапе существования фронтира в Африке. Автор рассматривает деятельность миссионеров по распространению христианства и европейской культуры, прежде всего, образования, среди местного населения, показывая противоречивость этого процесса и его влияние на трансформацию местных обществ. Необходимо изучать это продвижение, его политические, экономические и социальные результаты, а также человека, который существовал в этих условиях. Часто взаимодействие народов носило конфликтный характер, в ходе которого европейская и африканская культуры взаимно адаптировались друг к другу путем заимствования отдельных традиционных элементов. Обусловленные этими заимствованиями изменения вынуждали представителей данной культуры приспосабливаться к ним, осваивая и используя эти новые элементы в своей жизни. В результате этого человек в большей или меньшей степени достигал совместимости с новой культурной средой. Иными словами происходил процесс аккультурации. В современном мире термин «аккультурация» используется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (у культуры донора). Исследования в области аккультурации актуализировались в конце XX в. С одной стороны это связано с глобализационными и миграционными процессами, с другой - возросшим интересом к проблеме межкультурной интеграции как в прошлом, так и в настоящем.

В статье рассматривается явление аккультурации как результат деятельности английских христианских миссий в Западной Африке во второй половине XIX в. в аспекте межкультурной коммуникации. Важнейшей целью и результатом аккультурации является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. Она характеризуется относительно стабильными изменениями в жизни как пришлых, так и местных народов в ответ на требования окружающей среды. С одной стороны туземцы оценивали европейцев с точки зрения их полезности местному обществу, с другой, сами миссионеры понимали необходимость адаптации к климатическим, социальным, экономическим и иным особенностям жизни туземцев. В статье показана организация жизни в миссионерской станции, определены приоритетные направления деятельности миссионеров среди туземцев, такие как образовательная политика, врачебная деятельность, торговля, развитие сельского хозяйства. Несомненно, важна также идея о том, что миссионерские станции представляли собой особую территорию проживания европейцев и африканцев, некий симбиоз экономического, социального и духовного взаимодействия народов.

Ключевые слова: миссионеры, аккультурация, миссионерские станции, межкультурный диалог, образование, образ «другого», христианство, народы Западной Африки ибо и йоруба.

На протяжении длительного времени европейская экспансия и ее столкновение с неевропейским миром остается весьма актуального темой исследования как российской, так и зарубежной историографии, в то время как культурный контакт афро-европейского миров и как следствие их культурная трансформация остается все еще недостаточно изученной. С одной стороны взаимоотношения европейцев и туземцев часто носили конфликтный характер. С другой, африканский фронтир был зоной интенсивного коммерческого, духовного и дипломатического взаимодействия. Во многом этому способствовала организация жизни в миссионерских станциях.

В 1804 г. первые миссионеры Центрального Миссионерского Общества (ЦМО) (преподобный П. Хортвиг и М. Реннер) были посланы во Фритаун (главный город Сьерре - Леоне). Впоследствии, в основном из репатриантов, здесь была создана Западноафриканская миссия, объединившая несколько районов, в том числе, район Фритауна, включавший сам город и близлежащие деревни (Киссей, Вилберфос, Веллингтон), а также речной, морской и горный районы. В разное время здесь работали миссионеры Е.Джонс, Ч. Рейчордт, Ф. Кейгер, Я. Колс, В. Квокер и другие. (The Nigerian story, 1978, p. 256)

В 1842 г. в Бадагри прибыли миссионеры Г. Таунсенд и Э. Вилхелм, которые совместно с Т. Фрименом открыли на Рождество церковь. В 1845 г. здесь появились агенты ЦМО. В том же году в другой город Йорубаленда -Абеокуту - прибыл вместе с женой Анной Дэвид Хиндерер (член Центрального миссионерского общества, английский миссионер, одним из первых основавший миссионерскую станцию в Западной Африке среди народа йоруба). Тем самым было положено начало формирования Йорубской миссии. В нее входили станции, основанные на побережье Гвинейского залива (Бадагри, Отта), а также собственно района Абеокуты. В разное время здесь работали: в Абеокуте - Г. Таунсенд (1836 г.), С. Голлмер (1851 г.), Э. Попер (1859 г.); в Ибадане с 1849 г. Д. и А. Хиндерер; в Иджайи - А. Манн (с 1852 г.). Были открыты станции в Ойо, Ифе, Илеша. (Proceedings of the CMS for Africa and the East, 1861, p.14)

В 1851 г. преподобный М. Голлмер и африканец Э. Мартин наладили работу миссионерского дома в Лагосе. Согласно статистике ЦМО к 60 гг. XIX в. Йорубская миссия насчитывала 9 станций, 46 африканских агентов, 1863 местных христиан, 17 школ, в которых обучались 555 учеников. (Proceedings of the CMS for Africa and the East. 1861, p.55). Соглашение, заключенное ещё в 1841 г. между миссионерами и ибо Оссайи из Абоха -было первым записанным договором вождя ибо о принятии миссионеров. В шестом пункте данного документа сказано, что «христианам какой-либо нации или страны, которые миролюбиво ведут себя во владениях вождя, не будут мешать в их попытках обучать тех, кто желает быть обученным» (Nwabara S. 1978, p. 47). В июле 1857 г. было подписано соглашение между С. Кроутером и оби Аказуа об основании станции в г. Онитше.

В 1841 г., 1854 г. в результате Нигерской экспедиции в 500 милях от

побережья была создана Нигерская миссия со станциями в г. Онитша, г. Игбебе и других. (A brief view of principles..,1860,P. 11.) Наибольшем влиянием здесь пользовались миссионеры Д. Тейлор, С. Кроутер, Т. Олдхэле. Например, Д. Тейлор возглавлял миссию в Онитше с 1857- 1868 гг. К 80 годам XIX в. Нигерская миссия имела 11 станций, в том числе 4 в Дельте Нигер, Осомари, Асаба, Апенсо. В 1861 г. появились станции в Окассе, в 1864 г.- в Бонни. В 1867 г. ЦМО основало миссию в Брасе. А центром миссионерской активности в Старом Калабаре становится Грик Таун. (Isichei E.1973, P. 91.)

В октябре 1877 г. миссионеры и торговцы заключили договор с королём и вождями Онитши, в котором последние уступали европейцам собственные фактории, разрешали на своей территории «любую британскую торговлю», оговаривали цены, запрещали человеческие жертвоприношения, так как «этот обычай был неприятен королеве и народу Британии», а также обещали «принять всех миссионеров какой-либо христианской деноминации», что живут среди них. . (Ayandele E. 1966, P. 79.)

Ярким примером противостояния миссиям является борьба между их сторонниками и противниками в Южной Нигерии. Начало миссионерской работы в Старом Калабаре связано с королём В. Пипплом. В 1848 г. он обратился к Объединённому Пресвитерианскому Миссионерскому Комитету в Эдинбурге с просьбой направить к ним миссионеров, обещая оплачивать все расходы миссий в своём королевстве в течение двадцати лет. В 1867 г., когда королём Бонни становится Георг Пиппл, формируется оппозиция миссии во главе с его братом Джайа (король Опобо). Несмотря на то, что последний признавал эффективность технологической стороны европейской цивилизации, он полагал, что миссионеры представляют самую большую опасность для процветания Опобо. (Ayandele E. 1966, P. 82.) В 70 гг. XIX в. в Бонни, Око, Джамбо и других местах Южной Нигерии вожди также начали сожалеть о своём доверительном отношении к миссиям.

Отношение к миссионерам зависело не только от их взаимодействия с местными правителями, но также оценивалась их деятельность с точки зрения их полезности для африканского общества. Например, организация собственного хозяйства миссионеров способствовала развитию сельского хозяйства окружающих народов. Рассмотрим устройство одной из миссионерских станций - в Бадагри (остальные миссии имели аналогичное устройство). Миссионерский дом и церковь располагались на центральной площади. Двери миссионерского дома всегда были открыты для гостей (тем самым, европейцы уважили африканский обычай гостеприимства). Полы были покрыты циновками, стены обклеены обоями, окна застеклены. Однако здания станций были построены из местных материалов. Миссионерский дом и церковь окружали, с одной стороны, жилые постройки: школа-интернат, дома, в которых жили работники. С другой стороны - мастерские, кухня, дом переводчика и охрана. Особняком стояли конюшни и вдовий приют. В школах-интернатах жили ученики местной школы (она, как правило, располагалась в миссионерском доме). Станция была окружена деревнями,

непосредственно к ограде миссии примыкал дом вождя. Труд местных жителей использовался на полях и плантациях (они также располагались вдоль центральной улицы станции). Предпочтение отдавалось выращиванию овощей и риса. (Ajayi A. 1965, P.208-209.). По вечерам миссионеры устраивали чаепития для детей из миссионерских школ. Д. Хиндерер (миссионер в Ибадане) отмечал, что «дети были одеты в европейские платья, встречи всегда начинались с пения гимнов и молитвами, дети ели хлеб и пирожные» (British Africa. 1969, P.31). Другой миссионер - епископ Т. Бауэн (работал в Сьерре - Лионе) также описывал ежедневные службы миссионеров: «Наши службы проходили на открытом воздухе; некоторые регулярно посещали молитвенные встречи; другие были кандидатами для крещения. Многие входили в маленькую церковь и приносили с собой своих идолов...» (Proceeding of the CMS for Africa...1861, P. 30)

Отмечая влияние религии на душу и ум человека, миссионеры пытались распространить среди своих черных прихожан нормы и ценности западной цивилизации. Подчеркнём, что распространение европейской науки, техники и коммерции никогда не рассматривалось европейцами как самоцель, но всегда считалось важнейшим методом проникновения христианства в жизнь местных народов. Действительно, миссионеры внедрили достижения западной цивилизации (предметы быта, станки, медицинские знания, книги), но в тоже время «не хотели создать класс культурных подражателей европейцам» (Sanneh L. 1983, P. 88). Исследователь британских миссий, долгое время работающий в Африке, С. Нейллз отмечал, что миссионеры желали создать новую и особую Африку. Они основывали новые поселения, освобождали детей-рабов, людей, которые по каким-либо причинам теряли свою связь с племенем, преступников, бежавших от правосудия (кроме убийц); они строили школы и институты, занимались просветительской работой, поощряли желание молодых людей учиться мастерству, которое могли преподавать только белые (Neills S. 1966, P. 71). Миссионеры поощряли разведение наиболее важных для Африки культур, а местных жителей старались обучить основам сельского хозяйства. Например, в 1859 г. миссионерами был разработан проект выращивания хлопка в Абеокуте, согласно которому английское правительство, по ходатайству миссии, обязалось прислать в Африку 200-300 джинов (хлопкоочистительных машин) и пять - шесть прессов (Sanneh L. 1983, P. 90).

В 1862 г. в этом районе для возделывания хлопка было отведено уже 240 акров земли, нанято 150 рабочих. Через два года обрабатываемая площадь и количество рабочих удвоились. Миссионеры организовали техническую школу (ею руководили четыре священника), в которой обучалось 125 учеников (сто изучали аграрные науки, остальные -технические). Однако, хлопок - слишком капризная культура для африканского континента. Поэтому, очень скоро европейцы отказались от распространения этой культуры и стали выращивать какао и производить пальмовое масло. (Sanneh L. 1983, P. 90.)

Другой сельскохозяйственный проект был разработан в 1895 г.

доктором Моджола Агбеби совместно с Э. Блайденом (чёрным священником). Основное внимание в нём уделялось производству кофе, какао при помощи выпускников технического института, созданного Э. Блайденом. На землях около г. Иджебу - Оде была создана ферма, помимо кофе и какао здесь производили сахарный тростник, каучук, пальмовое масло. Здесь работали около 800 фермеров, обученных европейцами. В разработке этих и других проектов большая заслуга принадлежала миссионеру Д. Кокеру (он был сторонником Г. Венна и считал, что необходимо способствовать формированию экономической основы будущей африканской независимости). Огромную часть своего богатства Д. Кокер потратил, путешествуя и пропагандируя производство кофе, а также вкладывая средства в развитие местных церквей. Следует отметить, что лозунг «Библия и плуг» являлся одним из основных, с которым миссионеры приходили во внутренние районы Африки основывать станцию (The Nigerian story,1978, P. 19). С этой целью миссионеры основывали современные фермы, присуждали награды за вклад местных жителей в развитие этой отрасли хозяйства (Ajayi J. 1959, P. 70). Например, в 40 гг. XIX в. фермы, где разводили крупный рогатый скот, были построены в Бонни, Бадагри, Ибадане, Онитши.

В некоторых районах миссионеры контролировали торговлю, как, например, в Абеокуте - производство и торговлю пальмовым маслом. (Groves C. 1969. P. 468). Кроме плантационных хозяйств, миссионеры основывали ботанические станции (например, на Золотом Берегу и в Лагосе), в которых молодёжь обучалась лучшим способам культивации и производства продукции для использования, как на внутренних рынках, так и для экспорта. В сентябре 1893 г. было принято решение об основании ботанических станций в Дельте Нигера. Глава каждой станции получал около 200 ф. ст. в год. Это должно было привлечь местных жителей к обучению мальчиков основам сельскохозяйственных наук. Ботанические станции являлись своеобразными школами, в которых теоретическое образование сочеталось с практикой и обучение продолжалось от 4 до 5 лет. (Ajayi A. 1965, P. 167).

Миссионеры завоевали позиции на Чёрном континенте не только благодаря тому, что способствовали созданию экономической и промышленной основы для процветания африканцев, но также развитием медицинских знаний. Миссионерские госпитали играли не меньшую роль в становлении системы здравоохранения в Западной Африке, чем миссионерские школы - в сфере образования. Некоторые африканцы становились квалифицированными медиками и основывали собственные медицинские пункты под контролем миссионеров. Позже стали возникать школы, дающие основы медицинских знаний. Большое внимание уделялось изучению таких болезней, как чума, дизентерия, тиф, а также основ акушерства. Миссионеры проявляли интерес к вакцинации против оспы. Каждая миссия содержала медицинских агентов, а некоторые миссионеры сами имели медицинское образование, например, А. Хьюэн стал известным доктором в Калабаре. С. Кроутер Младший, основал диспансер в Абеокуте в

1852 г., открытый три раза в неделю. У него было 20 пациентов. С помощью миссионеров начали работать медицинские школы, в которых изучали анатомию, физиологию, ботанику (Ajayi A. 1965, P. 160).

Как правило, к европейским лекарям африканцы обращались в том случае, если местные знахари (дибиа) оказывались бессильными. Однако, африканская молодёжь, приобретавшая медицинские знания, изучала, в том числе и местную медицину. Местные знахари обладали обширными знаниями трав и кореньев и их сочетаний. Поэтому, миссионеры пытались создать современный тип африканского доктора - местный знаток трав, воспитанный на европейских научных методах (Ajayi A. 1959, P.336.).

Одним из первых врачей, отвечающих данным требованиям, был Д. Хортон. В письме к Г. Венну он отмечал, что был одним из первых африканцев, «которым правительство Её Величества дало образование и направило в армию в качестве ассистента хирурга, чтобы употребить это благородное искусство на благо соотечественников и тех европейцев, которые пожелают воспользоваться моими услугами» (Ajayi A. 1965, P. 257).

Таким образом, следует отметить, с одной стороны, возросший интерес африканцев к сельскому хозяйству, торговле, медицине; с другой стороны - значительную роль миссионеров в удовлетворении этого интереса. Поскольку возрастает необходимость использовать труд местного населения в миссиях, и вслед за этим неизбежность обучения африканцев основам экономического, медицинского, духовного образования, увеличивается значимость образования в целом, как духовного, так и светского. Нужно было «не только научить негров читать, писать и считать, но сделать их полезными для себя» (Ayandele E. 1966, P. 82).

Как правило, вожди игнорировали моральное и религиозное воспитание. Школы были нужны им для приобретения профессиональных знаний: считать зерна, выжимать пальмовое масло, получать сахар или строить лодки (Ajayi A. 1965, P. 133). Африканцы хотели видеть своих детей грамотными в силу многих причин: необходимостью правильно истолковывать местные церемонии, занимать разнообразные должности в государственной иерархии и т.д. (Thompson T.1958, P. 89.). Другой миссионер Д. Шон (станция Ойо) с удовольствием говорил о школе для мальчиков, основанной здесь в 1841 г., в которой насчитывалось 150 школьников, «все хорошо читали, правильно отвечали на вопросы из библейской истории и знали арифметику (Schon J. 1958, P. 122.).

Миссионер станции Иджайи М. Крукшенк отмечает, что родители тысячи детей посылают в школы, образованных людей местные вожди использовали в качестве писцов (каждая деревня имела не менее одного писца) (Ayandele E. 1966, P. 284). У многих правителей были секретари, чаще всего собственные сыновья. Услуги секретарей и писцов оплачивались высоко, обычно жалованье составляло около 10 пенсов. Известны случаи, когда платили примерно 4 фунта (Cruickshank J.1958, P. 136).

Таким образом, следует отметить постепенное развитие системы европейского образования в Африке. Однако важно различать

направленность миссионерских школ и учебных заведений, образованных правительством. С одной стороны, миссионеры стремились развивать духовное образование (как отмечает И. Айянделе, они «фанатично отстаивали религиозную концепцию школ» (Ayandele E. 1966, P. 286.) С другой стороны, правительство и массы были заинтересованы в развитии прагматического образования, которое подготавливало к жизни.

Христианские миссии выработали определённый школьный стандарт, делая акцент на моральном и духовном развитии человека, прежде всего как проповедника идей Господа, будущий пасторов. Однако дети жаловались родителям, что им достаточно религиозных инструкций, которые дают в церкви и воскресных школах. Тем не менее, родители приводили своих детей в дом миссионера, поскольку, помимо религиозных знаний, здесь обучали чтению, письму, арифметике; девочек - шитью; в станции поддерживалась строгая дисциплина и поощрялся ручной труд. Как правило, в миссиях существовала только система начальных и женских школ.

В марте 1853 г. А. Хиндерер писала: «У нас сейчас хорошая маленькая дневная школа. Некоторые приходят регулярно, я дала им голубые рубашки. Наш дом мал, и многие приходят в конце дня. Пришли девочка и мальчик, дети вождя Олунлайа... Всего собирается около тридцати детей» (The Nigerian story...1978, P. 270.). В 1855 г. здесь была открыта Воскресная школа, 40-50% учеников составляли взрослые. В том же году в Ибадане открыли дневную школу для мальчиков и девочек.

Следует отметить, что в школах отсутствовали занятия ручным трудом и физическими упражнениями. Как отмечал миссионер Д. Граф, «умственное перенапряжение приводило к физической слабости и укорачивало жизнь» (Nwabara S. 1978, P. 45). Он наблюдал за сыном короля, мальчиком 13 лет, который учился рано утром и поздно вечером. Д. Граф пытался сказать учителю и королю, что «очень умные дети - больны», однако, безуспешно, слишком сильны были аргументы последних в защиту образования (Graf D. 1998, p.14).

Постепенно осознание необходимости физического труда пришло к миссионерам. Многие из них имели фермы, на которых стали работать дети по 4-5 часов. Как правило, утром в течение 4-5 часов шли уроки, затем мальчики отправлялись на ферму, а девочки шили (Ajayi A.1965, P. 141.). Миссионеры не вводили академического образования, считали, что физический труд является наиболее важным фактором в деле привлечения учеников в школу. Очень часто миссионерские станции располагались рядом с торговыми поселениями. Например, в г. Онитши миссионерский дом располагался в 2 километрах от торговой станции. Торговцы финансировали школу, созданную Д. Тейлором (Nwabara S. 1978, P. 50.).

ЦМО также финансировало свои миссионерские станции и школы. Например, в 1882 г. общество открыло 9 начальных школ (814 человек) в Лагосе, вложив в них 3703 фунтов. В 1910 г. из 120 школ Йорубской миссии 9 финансировало ЦМО. Ещё один источник дохода миссионерских школ и выплаты жалованья учителям - воскресные пожертвования и плата за

обучение. Например, плата за обучение в начальных школах Йорубаленда колебались от 4 до 6 фунтов ежемесячно, в неприграничных средних школах от 44 до 66 фунтов в год. Во внутренних районах страны - от 3 до 6 фунтов ежемесячно. С 1911 г. богатые родители ибо, чьи дети получали английское образование, платили жалованье учителям и приобретали школьное оборудование. В Западноафриканской и Йорубской миссиях на образование тратили соответственно 3,5 % и 2,5 %. Лишь в Нигерской миссии образовательная статья расходов составляла примерно 14 % доходов. (Ajayi А. 1965, Р. 289).

Миссионеры имели монополию на начальное образование. Как правило, в миссиях существовала только система начальных и женских школ. Среднее образование давалось обычно в интернатах, готовых принять детей из большого географического региона (Isichei Е.1995. Р.270.)

Многие миссионеры не доверяли профессиональным школам, так как после получения образования студенты оставляли миссию ради гражданской службы или уходили в коммерцию (особенно были популярны профессии клерка и медика, поскольку их жалованье составляло примерно 500 фунтов). Кроме того, миссионеры лишались толковых помощников в миссиях, поскольку, более умные студенты предпочитали изучать светские предметы, в то время как менее талантливые вынуждены были довольствоваться религиозным образованием. Однако не все миссионеры были негативно настроены против профессионального образования, в связи с чем во второй половине XIX в. миссионерские общества стали открывать грамматические школы.

В 1845 г. ЦМО открыло первую грамматическую школу для мальчиков во Фритауне (её возглавил преподобный Т. Рейтон), в ней преподавали математику, историю географию, греческий, английский, музыку, латынь. В 1849 г. здесь же среднюю школу открыло Веслейанское Методическое общество. Первыми учениками грамматических школ стали сыновья вождей.(Sanneh L.1983, Р. 135.) В 1849 г. грамматическая школа ЦМО была открыта в Лагосе во главе с Т. Маккалеем. Из 25 мальчиков -учеников школы родители восьмерых были меценатами, четырнадцати -торговцы, священник, плотник. Нигерский бизнесмен Д. Девис пожертвовал школе 50 фунтов на покупку книг. В расписание помимо уже перечисленных выше предметов были включены элементы Евклидовой геометрии, латинская грамматика, естественная философия. Таким образом, к концу XIX в. следует отметить превосходство общего образования над специальным в средних школах.

Г. Венн поддержал миссионерские школы, так как они давали возможность сформировать местный средний класс и обучать африканскую молодёжь многим профессиям. Например, миссионерская школа в Онитше воспитывала каменщиков и столяров. Её выпускники соорудили многие миссионерские дома, делали мебель для администрации. (Ajayi А. 1965, Р. 297.)

В 1878 в Лагосе была создана методистская школа для мальчиков.

Группа богатых купцов попросила миссионеров открыть школу для их детей, вложив в неё 500 фунтов. Жёны миссионеров преподавали девочкам уроки рукоделия и домоводства, например, М. Слессор преподавала в Калабаре в 1876 г. в миссионерской школе. К концу XIX в. ЦМО имело Грамматические школы в Лагосе, Онитше, Ибадане, Иджебу Оде, Абеокуте; женскую школу и грамматическую школу памяти Дениса в Лагосе (Nduka O.1964. P. 25).

Согласно переписи населения в Сьерра-Леоне, проведённой в 1860 г., 22% детей и молодёжи обучались в таких школах. К 1900 г. в восточных провинциях Нигерии англиканская церковь имела 61 школу; в центральных -73; в западных - 196 . (Nduka O.1964. P. 14). В 1912 г. ЦМО имело 41 школу в Онитше, Асаба, Авка, Оверри (5230 учеников, из которых 4643 мальчика и 587 девочек)( Nwabara S. 1978, P. 64).

Промышленный бум, как отмечает И. Айанделе, способствовал росту высшего образования и грамотности в целом, причём она росла так быстро, что, например, книжный магазин ЦМО в Иджебу вводил квоту на продажу книг в одни руки в этом районе Йорубаленда (Ayandele E. 1966, P. 291). В связи с этим усилился интерес правительства в целом к образованию, и в частности к миссионерским школам. В 1882 г был принят образовательный декрет, а в 1908 г. - циркуляр колониального секретаря, в которых подчёркивалась необходимость выплаты правительством жалованья учителям, а также запрещение задержек оплаты педагогам в миссионерских школах. Помимо открытия собственных школ, правительство финансировало учебные заведения, открытые при содействии миссионеров, что выражалось в представлении грантов. Например, Хасскому Благотворительному институту предоставили грант в размере 500 фунтов в 1886 г (Ayandele E. 1966, P. 297). Между 1895-1900 гг. Пресвитерианская миссия получила 500 фунтов на строительство школ. Согласно декрету 1882 г., представление грантов основывалось на хорошей организации, дисциплине и конечном результате обучения. К 1912 г. 91 миссионерская школа получала гранты. В 1900 г. Институт Хоупа Водделла получил от ЦМО 250 фунтов для открытия индустриального факультета. К 1905 г. сумма правительственных грантов, представленных миссионерским школам и высшим учебным заведениям, составила 2490 фунтов (Nwabara S. 1978, P. 62). Как отмечал Ф. Лугард, в законе о грантах (1916 г.) 20% от всей суммы грантов шло на оплату служащим школ, 10% вкладывали в строительство школьных зданий; остальную часть тратили на выпускные экзамены и приобретение учебной литературы (40% и 30 % соответственно) (Neills S. 1966, P.66).

К 1911 г. в центральных провинциях работало 28 правительственных и 45 миссионерских школ; в западных провинциях 10 правительственных и 186 миссионерских учебных заведений; в восточных - 22 правительственных и 107 миссионерских школ. В 1912 г. ЦМО имело 41 школу в Онитше, Асаба, Авка, Оверри (в них обучались 5230 учеников, из которых 3800 получили образование на родном языке) (Nwabara S. 1978, P. 65).

Кроме того, миссионерские организации финансировали отправку африканских детей для продолжения учёбы в Англию, тем самым, повышая

интерес к европейскому образованию как форме профессионального образования. В 1880 г. только в Нигерии количество образованных людей составило 54. В то же время упал авторитет миссионерских школ, дававших исключительно основы счёта и письма, и акцентировавших своё внимание на религиозном обучении. Однако следует отметить, что миссионеры учили детей и молодёжь понимать обычаи и религию, способствовали сохранению местных языков. Службы в миссиях велись на местных языках, на них же шло обучение в начальных школах (Ajayi A. 1959, P. 340).

Миссионеры делали это, так как понимали, что религиозное обучение будет наиболее эффективным, если его будут вести на родном языке. Г. Венн с помощью немецких и английских лингвистов пытался создать систему орфографии не только для йоруба, но, если возможно, для всех африканских языков. Помимо изобретения письменности для местных языков, миссионеры пытались сохранить литературную норму языка, переводили Библию. В 1849 г. был создан «Словарь языков ибо»; в 1862 г.- «Принципы грамматики эфик и образцы языка ». В 1860 г. Д. Тейлор перевёл на диалект ибо четыре Евангелия. В 1866 г. - Новый Завет, который автор послал для публикации в Англию. Черный священник С. Кроутер опубликовал букварь ибо. Использование местных языков и создание письменности способствовало объединению народов, формированию связей между различными этническими группами. Например, народ ибо говорил на трёх родственных диалектах и не имел общего стандартного языка; его создание и выработка литературной нормы - заслуга миссионеров - переводчиков Библии. Создавая языковую норму, общую для ряда родовых объединений, миссионеры-лингвисты способствовали росту этнического, а не племенного самосознания и складыванию народностей.

Помимо развития образования, медицины, местных языков, миссионеры способствовали развитию градостроительства, прежде всего каменных построек. Например, в 1864 г. Г. Таунсенд начал строить первое каменное здание в Абеокуте; Д. Тейлор во Фритауне собирал деньги для аналогичного строительства. Как уже было отмечено, индустриальные отделения институтов готовили каменщиков, а в Лагосе, Абеокуте, Онитше и других местах открывали фабрики по производству кирпича.

Таким образом, взаимодействие христианства и африканской культуры было сложным и неоднородным процессом, имеющим собственную логику развития, не всегда напрямую связанную с колониальной политикой метрополии.

Библиографический список:

1. A brief view of the principles and proceedings of the Church Missionary Society. L., 1860.-18 P.

2. Ajayi J. Henry Venn and the policy of development // Journal of the Historical Society of Nigeria.1959.Vol. 1 №4.P. 70.

3. Ajayj, J. Christian missions in Nigeria. 1841- 1891. The making of a

New elite / J. Ajayj. - L.: Longmans, Green and Co, 1965- 317 P.

4. Ayandele, E. The Missionary Impact in Modern Nigeria. 1842- 1914 /E. Ayandele. - L.: Longman, 1966 - 369 P.7.

5. British Africa. L., 1969.-32 P.

6. Cruickshank J. Growth of literacy // Pagent of Ghana. L. 1958- P. 136.

7. Graf D. Missionary Tour to Labaya Country- 1850 // History and culture. 1998. № 1.

8.Groves C. Missionary and humanitarian aspects of imperialism from 1870- 1914// Colonialism in Africa. 1870- 1960 . Vol. 1. Cambridge, 1969. P. 468.

9. Ilogy E. Christianity and Ibo culture/ E. Ilogy - Leiden,1974-198 P.

10. Isichei E. The Ibo people and the Europeans/ E. Isichei - New York: St. Martin's Press,1973-409 P.

11. Nduka O. Western education and the Nigerian cultural background / O. Nduka - Ibadan: Oxford U.P, 1964- 168 P.

12. Neills S. A History of Christian Missions/ S. Neills L.: Cambridge University Press, 1966- 528 P.

13. Newbery C. The Western Slave coast and its rulers/ C. Newbery.-Oxford: Clarendon,1961- 221 P.

14. Nwabara S. Iboland: a century of contact with Britain 1860-1960. N.Y. ,1978. P. 47.

15. Proceedings of the CMS to Africa and the East. L., 1861. - 18 P.

16. Sanneh, L. West African Сhristianity / L. Sanneh. - L.: C. Hursy & Company, 1983- P. 245.

17. Schon J Christian educatuon. 1841// Pagent of Ghana. L. 1958- P. 122.

18. The History of Christianity in West Africa / edited by Ogbu Kalu. - L.: Rex Collings, 1978- 187 P.

19. The Nigerian story. Ibadan, 1978- 231 P.

20. Thompson T. The First Missionary // Pagent of Ghana. L. 1958- P. 136.

THE ROLE OF THE MISSIONARY STATIONS IN THE DISSEMINATION OF EUROPEAN MODELS OF EDUCATION IN WEST AFRICA IN THE SECOND HALF

OF THE NINETEENTH CENTURY.

Kudryashova Y.A.

Kudryashova Yuliya Aleksandrovna Ph.D. (History), associate Professor Astrakhan State University, 20a Tatishcheva st., Astrakhan, 414041, Russia

E-mail: [email protected]

The article analyzes the specifics of intercultural communication at the stage of existence of the frontier in Africa. The author examines the activities of missionaries in spreading Christianity and European culture, education, among the local population, showing the inconsistency of this process and its impact on the transformation of local societies. Need to study this promotion, its political, economic and social outcomes, including humans, which existed in these circumstances. Often the interaction of peoples conflicted character, during which European and African culture are mutually adapted to each other by borrowing some traditional elements. These borrowings due to changes forced the representatives of this culture

to adapt to them, mastering and using these new elements in your life. As a result, people to a greater or lesser extent, have achieved compatibility with the new cultural environment. Thus, in the interaction of cultures, the adaptation of man to the elements of a new culture the process of acculturation. In today's world the term "acculturation" is used to denote the process and result of the mutual influence of different cultures, in which all or part of the representatives of one culture (the recipient) take on the norms, values and traditions of another (the donor culture). Research in the field of acculturation has resulted in the end of XX century. On the one hand this is due to globalization and migration processes, with another - the increased interest in the problem of intercultural integration in the past and in the present.

The article discusses the phenomenon of acculturation as a result of the activities of the English Christian missions in Western Africa in the second half of the XIX century in the aspect of intercultural communication. The most important objective and outcome of acculturation is a long-term adaptation to life in a foreign culture. It is characterized by relatively stable changes in the lives of both migrant and local peoples in response to the demands of the environment. On the one hand the natives has been evaluated by the Europeans from the point of view of their usefulness to the local community, with other missionaries understood the need to adapt to climatic, social, economic and other peculiarities of life of the natives. The article describes the organization of life in the missionary station, identified priority activities of the missionaries among the natives, such as educational policy, medical practice, trade, the development of agriculture. Certainly, important also is the idea that missionary stations were a particular area of living of Europeans and Africans, a symbiosis of economic, social, and spiritual interaction of the peoples.

Key words: missionaries, acculturation, missionary stations, intercultural dialogue, education, the image of "the other", Christianity, the people of West Africa for Yoruba.

References:

1. A brief view of the principles and proceedings of the Church Missionary Society. L., 1860.-18 P.

2. Ayandele, E. The Missionary Impact in Modern Nigeria. 1842- 1914 / E. Ayandele. - L.: Longman, 1966 - 369 P.7.

3. Ajayj, J. Christian missions in Nigeria. 1841- 1891. The making of a New elite / J. Ajayj. - L.: Longmans, Green and Co, 1965- 317 P.

4. Ajayi J. Henry Venn and the policy of development// Journal of the Historical Society of Nigeria. 1959.Vol. 1 №4.P. 70.

5. British Africa . L., 1969.-32 P.

6. Cruickshank J. Growth of literacy // Pagent of Ghana. L. 1958- P. 136.

7. Groves C. Missionary and humanitarian aspects of imperialism from 1870- 1914// Colonialism in Africa. 1870- 1960 . Vol. 1. Cambridge, 1969. P. 468.

8. Graf D. Missionary Tour to Labaya Country- 1850 //History and culture. 1998. № 1.

9. Ilogy E. Christianity and Ibo culture/ E. Ilogy - Leiden,1974-198 P.

10. Isichei E. The Ibo people and the Europeans/ E. Isichei - New York: St. Martin's Press,1973-409 P.

11. Nduka O. Western education and the Nigerian cultural background / O. Nduka - Ibadan: Oxford U.P, 1964- 168 P.

12. Neills S. A History of Christian Missions/ S. Neills L.: Cambridge

University Press, 1966- 528 P.

13. Newbery C. The Western Slave coast and its rulers/ C. Newbery.-Oxford: Clarendon,1961- 221 P.

14. Nwabara S. Iboland: a century of contact with Britain 1860-1960.N.Y. ,1978. P. 47.

15. Proceedings of the CMS to Africa and the East. L., 1861. - 18 P.

16. Sanneh, L. West African Shristianity / L. Sanneh. - L.: C. Hursy & Company, 1983- P. 245.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Schon J. Christian educatuon. 1841// Pagent of Ghana. L. 1958- P. 122.

18. The History of Christianity in West Africa / edited by Ogbu Kalu. - L.: Rex Collings, 1978- 187 P.

19. The Nigerian story. Ibadan, 1978- 231 P.

20. Thompson T. The First Missionary// Pagent of Ghana. L. 1958- P. 136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.