Научная статья на тему 'Развитие образование и вызовы цифровой экономики: возможности взаимодействия'

Развитие образование и вызовы цифровой экономики: возможности взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие информационного общества / цифровизация / технологии / экономика / ценности / development of the information society / digitalization / technologies / economics / values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стукалова О.В.

Статья основана на представлениях о том, что одной из основных задач долгосрочной политики информатизации и цифровизации России становится разработка экономики информационного общества с новыми формами развития цивилизации. Данная проблематика стала в 2019-2021 гг. областью научных интересах крупного российского ученого Т.В. Темирова. Статья посвящена памяти Таймураза Владимировича. В статье раскрыт положения о том, что эффективность процесса перехода к новым экономическим отношениям в значительной мере зависима от системы ценностей и приоритетов общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of education and challenges of the digital economy: opportunities for interaction

The article is based on the notion that one of the main tasks of the long-term policy of informatization and digitalization of Russia is the development of the economy of the information society with new forms of civilization development. This problem has become in 2019-2021. the area of scientific interests of the prominent Russian scientist T.V. Temirov. The article is dedicated to the memory of Taimuraz Vladimirovich. The article reveals the provisions that the effectiveness of the process of transition to new economic relations is largely dependent on the system of values and priorities of society.

Текст научной работы на тему «Развитие образование и вызовы цифровой экономики: возможности взаимодействия»

DOI: 10.24412/2226-0773-2023-12-1-70-83

EDN: RNFNLJ

Развитие образование и вызовы цифровой экономики: возможности взаимодействия

О.В. Стукалова1,2

1Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни»

121248, г. Москва, ул. Набережная Тараса Шевченко д. 3

The Charity fund of social and cultural initiatives and guardianship’s development assistance “Way of Life”

Naberezhnaya Tarasa Shevchenko str., 3, Moscow 121248 Russia

e-mail: stukalova@obrazfund.ru

2Институт педагогики, психологии и социальных проблем

420039, г. Казань, ул. Исаева, д. 12

Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems

Isaeva str., 12, Kazan 420039 Russia

e-mail: info@ippisp.ru

Ключевые слова: развитие информационного общества, цифровизация, технологии, экономика, ценности.

Key words: development of the information society, digitalization, technologies, economics, values.

Резюме: Статья основана на представлениях о том, что одной из основных задач долгосрочной политики информатизации и цифровизации России становится разработка экономики информационного общества с новыми формами развития цивилизации. Данная проблематика стала в 2019 - 2021 гг. областью научных интересах крупного российского ученого Т.В. Темирова. Статья посвящена памяти Таймураза Владимировича. В статье раскрыт положения о том, что эффективность процесса перехода к новым экономическим отношениям в значительной мере зависима от системы ценностей и приоритетов общества.

Abstract: The article is based on the notion that one of the main tasks of the long-term policy of informatization and digitalization of Russia is the development of the economy of the information society with new forms of civilization development. This problem has become in 2019-2021. the area of scientific interests of the prominent Russian scientist T.V. Temirov. The article is dedicated to the memory of Taimuraz Vladimirovich. The article reveals the provisions that the effectiveness of the process of transition to new economic relations is largely dependent on the system of values and priorities of society.

[Stukalova O.V.1,2 Development of education and challenges of the digital economy: opportunities for interaction]

Глобальные изменения, происходящие в процессе формирования информационного общества, модифицируют социальную структуру общества в целом, воздействуя на все общественные процессы - экономические, политические, социальные, культурные. Сегодня нет области и сферы, на которую не влияла бы информация и которая не была бы погружена в информационную паутину. Информация является серьезным инструментом социально-экономического и культурного развития общества, что подтверждается Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».

Основными принципами Стратегии являются обеспечение прав граждан на доступ к информации; возможность выбора средств получения знаний при работе с информацией; обеспечение законности при сборе и распространении информации и др.

Таким образом, развитие информационного общества и интеграция в глобальное информационное общество становятся необходимыми условиями для полноценного вхождения государства в мировую экономику. Но, важно отметить, что информатизация в нашей стране представляет в большей мере компьютеризацию при существенном расхождении интеллектуальной и информационной составляющих.

Так, одной из основных задач долгосрочной политики информатизации и цифровизации России становится разработка основного маршрута информационно-сетевой экономики - экономики информационного общества с новыми формами развития цивилизации, в основе которой стоит информация, а интеллектуальные ресурсы становятся основным рычагом социально-экономического развития страны с такими отличительными свойствами, как использование информационных технологий и создание новых информационных продуктов.

Создание высокотехнологических средств передачи и обработки информации и развитие глобальных информационных сетей оптимизирует управленческие процессы во всех сферах и способствует достижению поставленных долгосрочных целей и задач, а новая цифровая парадигма делает возможным трансформировать информацию через новые знания.

Как правило, эффективность процесса перехода к новым экономическим отношениям в значительной мере зависима от системы ценностей и приоритетов общества, а информатизация и развитие информационного общества есть трансформация всей системы общественных отношений. С развитием информационных сетей экономики устанавливается новая система ценностей, ориентированная на улучшение качества жизни и рост предпочтений в части информационных услуг.

Таким образом, важным условием внедрения и реализации программы цифровизации экономики является обеспечение таких факторов, как защита персональных данных физических и юридических лиц, информационная безопасность государства и др. И в этом гарантом полноценного участия общества в становлении обновленной экономической системы, направленной на повышение благосостояния общества, является Национальная программа развития цифровой экономики России (Национальная программа «Цифровая экономика РФ»).

Цель программы развития цифровой экономики - формирование в стране благоприятных нормативных и организационных условий, обеспечивающих эффективное развитие цифровой экономики при активном участии государства и общества, а также обеспечение роста экономки за счет качественного изменения системы управления экономическими активами в условиях формирования глобальной цифровой экосистемы.

Как показывают практика и исследования, ручной труд остается широко распространенным в достаточно широкой сфере экономики, и тотальная цифровизация не обеспечивает решение проблемы ручного труда. Современные достижения в сфере генной инженерии, биологии и когнитивной науки делают грань между ручным трудом и технологическими методами более чувствительной, с одной стороны, и увеличивают социальное и цифровое неравенство с другой стороны.

Именно это является стимулом к разработке документов, учитывающих затронутые вопросы, и необходимых для включения России в мировое информационное общество. Так, в 1999 г. разработана и одобрена Государственной комиссией по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации «Концепция формирования информационного общества в России». Целью Концепции является определение оптимального метода формирования в России информационного общества и определения государственной политики с целью ее реализации (О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 г.).

Концепция включает определение и формулирование социально-экономических, политических и культурных предпосылок этого перехода, а также условий для обеспечения и обоснования определенного пути России к информационному обществу.

В документе подчеркивается, что «использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности», что «Россия должна войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством».

Внедрение современных технологий в сферы экономики в качестве цифровых активов обусловливает формирование внушительного объема экономически значимых данных, а вливание технологий в форме связи и коммуникаций в социальную сферу формирует предпосылки для применения этих данных для оценки экономического развития.

По мере того, как связь между человеком и технологиями становится все сильнее и глубже, цифровизация раскрывает все большие возможности для глобальных социальных и экономических изменений, влияющих на бизнес-модели в области экономической деятельности населения, а также в части оказания социальных услуг.

Именно цифровизация становится инструментом, обеспечивающим принятие определенных решений и создающим основания для формирования конкурентных преимуществ государства и бизнеса, в частности, на мировом уровне.

Доступность сети интернет для различных сфер и областей позволяет развить преимущества интернета. По предварительным подсчетам к середине XXI века к интернету будут подключены более 100 миллиардов различных устройств, в том числе мобильные устройства и приборы, камеры безопасности и автомобили, медицинские устройства и др., которые будут делиться огромным объемом информации.

В свою очередь, информация, полученная посредством интернета, будет использоваться для принятия разумных решений, способствующих более глубокому пониманию самого человека и окружающего его мира, для автоматизации и создания сети умных машин для решения более сложных задач управления и мониторинга, которые будут иметь огромное влияние на число значимых бизнес-процессов, реализация которых будет возможна без участия человека (Вербицкий, 2019).

Развитие цифровой экономики значительно увеличивает нагрузку на инфраструктуру, в основе которой находятся телекоммуникации и связь. Сегодня современному человеку очень важны доступ к информационным сервисам и платформам, а связь как таковая отступает на второй план. Цифровая трансформация общества кардинально меняет как саму среду, так и пользователей этой среды, в число которых попадают не только люди, но и электронные устройства, подключенные к сети или платформе. Число таких пользователей сегодня увеличивается в разы, и, в свою очередь, растет нагрузка на пропускную способность и на средства телекоммуникаций (Воинова, Плешаков, 2018).

Цифровизация экономики и общества, в целом, открывает новые возможности развития системы государственного управления - современные технологии обеспечат формирование высокотехнологичной цифровой платформы, которая позволит минимизировать участие человека и, тем самым, количество ошибок, автоматизирует работу с различной отчетностью, в том числе статистической, а также предоставит возможность принятия решений по итогам анализа ситуации (Бабкин, 2017). Следовательно, единая цифровая платформа, оснащенная всевозможными сертификатами и средствами безопасности и имеющиеся возможность расширения границ взаимодействия с государством при помощи созданных в облаке приложений и сервисов, работающих на этой платформе.

Таким образом, цифровизация обеспечивает решение значимых социальных проблем путем взаимодействия государства и гражданского общества, повышения качества социальных услуг и создавая улучшенные возможности для решения проблем и запросов различных групп населения, что, в свою очередь, откроет новые возможности для социальных исследований.

Выделим три основные проблемы, которые являются следствием цифровизации общества.

Во-первых, цифровизация и объем инвестиций в цифровые технологии вызывает сокращение рабочих мест и рост неравенства в связи с изменениями в оплате труда, что не может не вызывать беспокойство в обществе.

Во-вторых, цифровые технологии в области массовых коммуникаций и связи способствуют формированию малых обществ, не согласных с общепризнанными социальными ценностями.

И, наконец, внедрение современных технологий в различные отрасли, в том числе в отрасли сельского хозяйства и промышленности, является причиной разрушения природных экосистем.

Но, несмотря на это, цифровые технологии являются важным и значимым стимулом и рычагом экономического развития страны, предлагая современные решения глобальных проблем путем повышения эффективности управленческих решений и стимулирования активного участия бизнеса и общества с целью формирования экономически устойчивого благосостояния страны (Прохоров, Коник Л, 2019).

Несомненно, роль цифровой экономики как одного из рычагов развития общества и роста его благосостояния предъявляет государству требования учитывать социально-этические нормы и правила с целью своевременного реагирования на формирование глобального цифрового пространства (Bold, 2009).

Согласно показателю Индекса сетевой готовности, разработанного в 2002 году Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum) и Международной школой бизнеса INSEAD для специальной ежегодной серии докладов о развитии глобального информационного общества и с учетом изменений, внесенных в 2019 году по итогам исследования в партнёрстве с Всемирным альянсом информационных технологий и услуг (World Information Technology and Services Alliance), Россия находится на 48 месте.

В настоящее время Индекс сетевой готовности считается одним из наиболее важных показателей инновационного и технологического потенциала страны и учитывает возможности развития в сфере высоких технологий и цифровой экономики.

Исследование является одним из средств анализа, предназначенного для сравнительных рейтингов уровня развития информационного общества в странах.

Концепция, одобренная Государственной комиссией по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. № 32, предполагает сохранение социальных условий и явных признаков экономической ситуации с целью выявления основных признаков информационности общества в России.

В Концепции выделены основные характерные черты, в том числе:

• формирование единого информационного пространства России как части мирового цифрового пространства;

• полноправное участие России в мировом информационном и экономическом пространстве;

• развитие информационного рынка как дополнительного фактора к рынкау природных ресурсов, труда и капитала;

• переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития;

• повышение влияния информационно-коммуникационной инфраструктуры в обществе;

• повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном уровне (Акимова, Щербин, 2018);

• повышение роли профессиональных компетенций как важнейшей характеристики рынка труда (Темиров, 2008);

• создание эффективной системы обеспечения прав граждан на доступ к информации как важнейшего условия демократического развития.

Исследования процессов внедрения информационных технологий показывают, что пользователи принимают новшества за сравнительно короткий срок, и это приводит к интенсивному росту неравенства как внутри общества, так и на уровне глобализации экономики в мире, что, несомненно, усиливает социальное неравенство. Происходящие процессы могут привести также к значительному экономическому неравенству стран, находящихся на разных стадиях развития своих технологических и интеллектуальных возможностей.

В будущем информационные технологии позволят решать такие проблемы, как преодоление ограничений человеческого потенциала (Окинавская хартия глобального информационного общества, 2022). Посредством подключенных устройств передаваемая информация будет соотноситься с эмоциональной составляющей каждого человека: например, устройства, встроенные в контактные линзы, имплантаты и др. позволяют постичь виртуальные и дополненные реальности. Помимо этого, широкое распространение получает роботизация - роботы будут заниматься уходом за пациентами, доставлять покупки, оказывать услуги в сфере образования, обслуживание и иные услуги.

Но при этом необходимо учитывать, что цифровые технологии являются дорогостоящими, и не все смогут позволить себе это, а та группа населения, которые не смогут позволить себе такую модернизацию, окажутся неконкурентоспособными в условиях современной экономики. Помимо этого, развитие роботизация приведет к росту безработицы в стране.

Что касается сферы образования, цифровизация вносит кардинальные изменения в структуру и инструменты работы. В настоящее время учебные заведения предлагают новые методы обучения, новые подходы и образовательные модели; в учреждения внедряют современные технологии, обеспечивающие цифровизацию образовательного пространства.

Следовательно, область образования - это ключевая область внедрения новых цифровых методик, благодаря которым каждый человек имеет огромный ресурс для обучения, повышения квалификации, непрерывного образования, а также участия в социальной и экономической жизни каждого и повышения уровня грамотности, в том числе, в средствах массовой информации.

Информатизация образования в нашей стране осуществлялась в течение нескольких этапов.

Обобщенно их можно представить следующим образом:

- начальный этап (1990-е гг.) характеризуется фрагментарными, бессистемными изменениями в содержании образования. В общем, среднем специальном и высшем образовании появляются новые научные области, дисциплины, специальности, связанные с информационными технологиями. Постепенно информатизация осознается государством как значимое направление в развитии образования. В полной мере решить столь масштабные задачи в этот период оказалось невозможным. Этому помешали экономический кризис 1998 года и децентрализация образовательной сферы;

- этап концептуализации (начало 2000 - х гг.). В это время разработана «Концепция модернизации российского образования до 2010 года», результаты реализации которой раскрываются, главным образом, в таких показателях, как обеспечение образовательных организаций компьютерами и другой техникой (принтеры, сканеры и др.); внедрение информационных технологий в образовательный процесс и документооборот организации;

- этап широкой повсеместной информатизации (2010-е гг.). Этот этап связан с введением ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012-2013), который характеризуется:

а) укрупнением задач, которые можно решить посредством информационных технологий,

б) широким внедрением информационных технологий в учебный процесс,

в) развитием дистанционного образования за счет обновления средств электронного обучения, его освоения;

г) созданием информационно-образовательных сред, реализующих задачи по организации и сопровождению учебного процесса, в организациях различного вида - от дошкольных до организации повышения квалификации;

- этап перехода на новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС ВО 3+ для организаций высшего образования) (конец 2010 - начало 2020-x гг.). На этом этапе вводятся новые Порядки организации образовательной деятельности.

Они обязывают образовательные организации:

1) активно применять в своей деятельности электронные информационно-образовательные ресурсы,

2) иметь сайт организации и отражать на его страницах информацию по образовательным программам и учебному процессу,

3) хранить все значимые работы и достижения студентов и преподавателей в электронном виде (портфолио).

Ощутимый результат данного этапа - актуализация комплексного процесса конвергенции образования и информационных технологий, что позволило появиться новым знаниевым областям, педагогическим инструментам и методам (Авдеева и др., 2017). Вместе с экономическими и социальными сферами область образования стремительно развивается в части формирования цифровой стратегии обучения, которая постоянно расширяется и внедряется посредством возможностей цифровых средств массовой информации, предназначенных для предоставления высококачественного образования (Стариченко, 2020).

Тем не менее, остается проблема социальной адаптации общества к вызовам цифровизации в части непрерывного повышения квалификации и развития новых компетенций в интерактивном цифровом пространстве. Цифровые технологии трансформируют связи между человеком и его занятостью. Так, фриланс, имея широкий доступ к интернет-рынку и владея современными инструментами, находится на подъеме; предприниматели, используя современные технологии такие, как 3D-печать и прикладные программы, достигают быстрых нововведений. В течение следующих лет эти тенденции изменят принципы и структуру работы в целом, и для некоторых участников эти новшества будут способствовать созданию новых возможностей, а для других подобная конкуренция будет означать более снижение зарабатываемых средств, отсутствие льгот и экономическую незащищенность. Опираясь на вышеотмеченное, можно выделить основные направления обеспечения информационной безопасности в области образования, науки и технологий являются:

• создание и внедрение устойчивых к различным видам воздействия информационным технологиям;

• проведение научных исследований и разработок с целью создания перспективных информационных технологий;

• достижение конкурентоспособности современных цифровых технологий, развитие научно-технического потенциала в области обеспечения информационной безопасности.

Процесс формирования глобального информационного пространства становится значимым фактором международного взаимодействия и сотрудничества, что чрезвычайно важно и актуально для стабильного развития экономики и регуляции возможных разногласий в области цифровой экономики. Еще 01 декабря 2016 года в Послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации отметил высокую значимость включения России в работе международных организаций и неформальных объединений, таких как ООН, АТЭС, «Группа двадцати»; расширения рамок сотрудничества в рамках ЕАЭС и взаимодействия с другими странами СНГ (Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 №1632-р). Вышеуказанные объединения и организации могут стать влиятельной площадкой для внедрения интересов России в области цифровой экономики и в формате международного диалога стран с участием представителей государства, общества, науки и бизнеса. Международные объединения и организации становятся площадкой для формирования лидерских позиций России в глобальной системе цифровой экономики. В целом, можно заключить, что внедрение цифровых технологий потребует довольно глубокого пересмотра содержания профессиональной подготовки всех современных специалистов, в том числе и педагогов.

И так, в этом контексте наиболее значимыми оказываются:

- технологические компетенции в области освоения так называемых «облачных» и web-технологий, а также цифровых платформ (Heeks, 2016);

- коммуникативные компетенции - готовность к разнообразной и конструктивной онлайн-коммуникации, применению в профессиональной деятельности технологий «больших данных» и SMM-продвижения услуг, к межпрофессиональному взаимодействию на основе использования информационных ресурсов;

- интеллектуальные компетенции: проявление аналитического, критического мышления, креативности;

- деятельностные компетенции: готовность к мультизадачной, комплексной командной работе, в том числе в международных и межпрофессиональных коллективах.

От автора

Моё знакомство с Таймуразом Владимировичем Темировым началось в 2012 году, мы познакомились на одной из конференций РАО. Некоторое время я работала под руководством Т.В. Темирова в Институте культурологии образования РАО, затем научные контакты касались организации совместных семинаров, Круглых столов, подготовки монографий и статей. Поражала широта интересов Таймураза Владимировича, его открытость новым идеям и подходам. Безвременный уход этого ученого - безусловно, большая утрата для психолого-педагогической науки.

ЛИТЕРАТУРА

Авдеева С.М., Руднев М.Г., Васин Г.М., Тарасова К.В., Панова Д.М. 2017. Оценка информационно-коммуникационной компетентности учащихся. - Вопросы образования. 4: 104-132.

Акимова О.Б., Щербин М.Д. 2018. Цифровая трансформация образования: своевременность учебно-познавательной самостоятельности обучающихся. - Инновационные проекты и программы в образовании. 1: 27-34.

Бабкин А.В. 2017. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития. - Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 3: 9-16.

Вербицкий А.А. 2019. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы. - Homo Cyberus. 1(6). [Электронный ресурс] - URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 [23.01.2022].

Воинова О.И., Плешаков В.А. 2018. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум. - Homo Cyberus. 1(4). [Электронный ресурс]. - URL: http://journal.homocyberus.ru/personality_and_cybersocium_formation_of_cybersafty_and_classification_of_people_according_to_the_extent_of_the_integration_into_the_cybersocium [23.01.2022].

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] - URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/natsionalnaya-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii_NcN2nOO.pdf [22.12.2020].

О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102431687 [21.01.2022]

Окинавская хартия глобального информационного общества. [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901770887 [27.01.2022]

Прохоров А., Коник Л. 2019. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. Издание второе, исправленное и дополненное. М.: ООО «КомНьюс Груп». 368 с.

Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 №1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ [30.01.2022]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стариченко Б.Е. 2020. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания. - Педагогическое образование в России. 3: 49-58.

Темиров Т.В. 2008. Динамика профессионально-личностных характеристик педагогов в условиях социальной энтропии // В сб. Психологическое обеспечение национальных проектов развития общества: опыт, инновационные технологии, ментальные барьеры. Материалы II международного конгресса 17-18 октября 2008 г. Москва; Кострома: КГУ им. Некрасова. С. 383-385.

Bold M. 2009. Interaction in distance learning. Encyclopedia of distance learning. NY. P. 1244-1249.

Heeks R. 2016. Examining “Digital Development”: The Shape of Things to Come? Paper No. 64. University of Manchester. Manchester: Centre for Development Informatics. 83 p.

Поступила / Received: 20.01.2022

Принята / Accepted: 15.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.