Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НОВЫХ ФОРМАТОВ БИЗНЕСА В РАМКАХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

РАЗВИТИЕ НОВЫХ ФОРМАТОВ БИЗНЕСА В РАМКАХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / «БЫСТРАЯ ТОРГОВЛЯ» / ДОСТАВКА / КАДРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Палий Наталья Сергеевна

В данной статье анализируются главные предпосылки и результаты развития новых форматов бизнеса в современных условиях. Рассмотрены сущность и уровни цифровой экономики, приоритетные направления ее развития в Российской Федерации. Выявлены проблемы кадрового обеспечения цифровой экономики и пути их преодоления. Изучены особенности трансформации бизнеса, обобщены целевые ориентиры стратегического развития в рамках цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF NEW BUSINESS FORMATS WITHIN THE DIGITAL ECONOMY

This article analyzes the main prerequisites and results of the development of new business formats in modern conditions. The essence and levels of the digital economy, priority directions of its development in the Russian Federation are considered. Analyzed the problems of staffing the digital economy and ways to overcome them. The features of business transformation are identified, the target guidelines for strategic development within the digital economy are summarized.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НОВЫХ ФОРМАТОВ БИЗНЕСА В РАМКАХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 334.7:004

Палий Н.С.1

РАЗВИТИЕ НОВыХ ФОРМАТОВ БИЗНЕСА в рамках цифровой ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В данной статье анализируются главные предпосылки и результаты развития новых форматов бизнеса в современных условиях. Рассмотрены сущность и уровни цифровой экономики, приоритетные направления ее развития в Российской Федерации. Выявлены проблемы кадрового обеспечения цифровой экономики и пути их преодоления. Изучены особенности трансформации бизнеса, обобщены целевые ориентиры стратегического развития в рамках цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые технологии, интернет, «быстрая торговля», доставка, кадры.

Paliy N.

DEVELOPMENT OF NEW BUSINESS FORMATS WITHIN THE DIGITAL ECONOMY

Abstract. This article analyzes the main prerequisites and results of the development of new business formats in modern conditions. The essence and levels of the digital economy, priority directions of its development in the Russian Federation are considered. Analyzed the problems of staffing the digital economy and ways to overcome them. The features of business transformation are identified, the target guidelines for strategic development within the digital economy are summarized.

Keywords: digital economy, digital technologies, internet, fast trade, delivery, personnel.

Феномен цифровой экономики состоит в том, что данные в цифровой форме стали важнейшим фактором производства, внесли изменения во все сферы деятельности, и поэтому их влияние на социально-экономические характеристики развития общества сложно переоценить.

По определению Всемирного банка, цифровая экономика - это система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых ин-

формационно-коммуникационных технологий [1].

Сегодня цифровые технологии находятся в авангарде общественно- экономического развития и предоставляют собой уникальную возможность ускорить экономический рост, создать новые рабочие места, победить бедность и технологическую отсталость. Как показала практика, в кризисные периоды, начиная от стихийных бедствий до пандемии (COVID-19), цифровые технологии - это

1 Палий Наталья Сергеевна, канд. эконом, наук, доц., доцент кафедры туризма, ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», г. Донецк, Донецкая Народная Республика

Paliy Natalya, PhD of Economic Sciences, Associate Professorof of the Department of Tourism, Donetsk national university of economics and trade named after Mikhail Tugan-Baranovskiy, Donetsk, Donetsk People's Republic, e-mail: [email protected]

действенные инструменты для эффективного взаимодействия людей, государственных институтов и бизнеса. Они могут генерировать инновационные решения сложных задач и, в конечном итоге, помочь адаптироваться экономическим субъектам к новым этапам развития - от цифрового банкинга до блокчейна и телемедицины. Актуальность проблем развития бизнеса в аспекте цифровизации экономики, новые вызовы современности обусловливают необходимость рассмотрения наиболее знаковых изменений на основе фактологических данных.

Основные научные результаты, определяющие научную новизну исследования, заключаются в обобщении современных тенденций развития бизнеса в условиях цифровизации экономики; акцентуализации особенностей новых форматов бизнеса в рамках цифровой экономики.

Мировая практика цифрового развития тесно связана с системой государственного управления, одна из целей которой - это содействие созданию прочной основы для формирования цифровой экономики. Государственное влияние во многих странах направлено на устранение дисбаланса между спросом и предложением в процессе цифровой трансформации относительно ключевых факторов, особенно это касается всеобщего доступа к быстрому, надежному, безопасному Интернету. Правительственные структуры (например, Министерство цифрового развития Российской Федерации) работают над стимулированием спроса на цифровые продукты, цифровые навыки и компетенции, цифровые платформы для того, чтобы помочь гражданам и бизнесу максимально результативно влиться в цифровую среду.

Согласно программному документу «Цифровая экономика РФ», цифровая экономика состоит из трех институциональных образований, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и государства как на локальном, так и на глобальном уровне [2]:

1) рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где происходит взаимодействие субъектов (производителей, продавцов и потребителей);

2) технологические платформы и технологии, на основе которых создаются факторы производства отраслей экономики (сфер деятельности);

3) специальная среда, которая создает условия для развития платформ и технологий, эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности), охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

При этом каждое из направлений развития цифровой среды и ключевых институтов учитывает как фактические условия для возникновения прорывных и перспективных сквозных цифровых платформ и технологий, так и предпосылки для появления новых технических решений. К приоритетным сквозным цифровым технологиям согласно Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» относятся следующие: нейротехнологии и искусственный интеллект; системы распределенного реестра; квантовые технологии; большие данные; новые производственные технологии; компоненты робототехники и сенсорика; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной и дополненной реальностей; промышленный интернет [3].

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» декларирует ряд ключевых проектов федерального уровня

[3]:

1. Нормативное регулирование цифровой среды;

2. Кадры для цифровой экономики;

3. Информационная инфраструктура;

4. Информационная безопасность;

5. Цифровые технологии;

6. Цифровое государственное управление;

7. Искусственный интеллект.

На сегодняшний день внедрение цифровых технологий имеет первостепенное значение для всего мира. Так, по данным Всемирного банка, в конце 2019 г. половина населения мира не могла пользоваться Интернетом, причем подавляющее большинство - это жители развивающихся стран (в основном, стран Африки) [1]. В мире один миллиард человек не может подтвердить свою личность, и это

ограничивает их доступ к цифровым услугам и новым возможностям. По-прежнему значителен гендерный разрыв в наименее развитых странах, где женщины на 33% реже используют Интернет, чем мужчины. Самый большой гендерный разрыв зафиксирован в Южной Азии: там женщины на 51% реже пользуются мобильным интернетом, чем мужчины [1].

Важно отметить, что потенциал цифровых технологий, упрощение доступа к рынкам и возможностям вынуждает ряд стран инвестировать в цифровое развитие, так как это ведет к снижению бедности и неравенства. Согласно оценкам Всемирного банка, цифровая экономика составляет 15,5% мирового ВВП, и за последние 15 лет она растет в два с половиной раза быстрее, чем мировой ВВП. Исследования показывают, что усиление проникновения широкополосного интернета в Африке на 10% приведет к увеличению ВВП на душу населения на 2,5% [1]. В условиях, возникших после COVID-19, темпы цифровизации будут ускоряться во всем мире, но большинство развивающихся стран не имеют для этого соответствующих ресурсов.

Несмотря на скачкообразное распространение новых технологий по всему миру, у 4-х миллиардов человек по-прежнему нет доступа к Интернету, и нет рецептов по преодолению глобального разрыва. В ближайшем будущем инновации радикально изменят содержание труда: появятся новые профессии, виртуальные службы, удаленные сервисы, бесконтактные продажи и многое другое. Чтобы эффективно конкурировать в цифровой экономике, бизнесу необходимо уделять первоочередное внимание обучению и формировать цифровые навыки у сотрудников. Другими словами, сегодня стоит инвестировать в человеческий капитал. Также отметим тот факт, что по мере усиления цифровизации разработка безопасных и надежных цифровых систем, кибер-безопасность и защита данных становится особенно актуальными. Более того, особенности технологического развития последних нескольких лет демонстрируют взрывные и практически непрогнозируемые трансформации в различных аспектах жизнедеятельности.

Таким образом, текущая ситуация предполагает дальнейшее усиление цифровизации как макро- , так и на микроуровнях социально-экономического развития. Необходим новый подход для того, чтобы воспользоваться результатами технологического прогресса и занять выгодные позиции в глобальной цифровой экономике. Следует отметить появление и развитие новых форматов бизнеса, связанных с инновациями в области цифровой экономики.

В первую очередь, инновационные решения в цифровой сфере активно применяют торговые операторы, в особенности - международные торговые сети. Торговые сервисы Quick Commerce (q-commerce, от англ. «быстрая коммерция») - это направление бизнеса, суть которого заключается в продаже и быстрой доставке товаров повседневного спроса: продуктов питания, лекарств, электроники, товаров для бытовых нужд. Ассортиментный ряд товаров для q-commerce относительно узкий, и предназначен для оперативного закрытия потребностей. Средняя скорость доставки, на которую ориентируются продавцы и покупатели - от получаса до двух часов после оформления заказа, в зависимости от локации.

Хорошие перспективы для такого типа бизнеса демонстрирует тот факт, что направление «моментальной доставки» сегодня активно развивают компании Delivery Hero, Amazon, Carrefour и многие сетевые магазины [4].

Сегодня «быстрая торговля» получила широкое распространение во многих развитых странах мира: Euromonitor International выявил 30 компаний, которые конкурируют на рынке. Большинство из них были основаны в 2021 г., и, в основном, ориентированы на доставку продуктов питания [4]. Так как современные потребители во многих регионах адаптировались к быстрым и экстрабыстрым доставкам, собственникам брендов и розничным операторам важно прогнозировать тенденции, строить эффективные операционные модели и понимать перспективы. Итак, сейчас во всем мире растет сегмент предприятий «быстрой торговли».

«Быструю торговлю» можно определить как третье поколение торговли, основанное

на быстрой (около одного часа) доставке небольших партий товаров. Конечно, это относительно инновационная концепция, и она уже хорошо развита в Индии и Южной Корее. В последнее время страны Западной Европы стали очень привлекательными для международных инвесторов по нескольким причинам. Во-первых, Западная Европа занимает третье место в мире по уровню продаж продуктов питания на душу населения, и этот показатель вырос на 4% в 2020 г. Это объясняется тем, что из-за пандемии нужно было готовить больше еды дома во время карантина [5].

Следует отметить, что сильный импульс развитию новых форматов бизнеса в рамках цифровизации дало влияние пандемии (с начала 2020 г. и по настоящее время). Многие предприятия сервисной экономики (туристическая сфера, фитнес-индустрия, гостиничный бизнес, авиакомпании, транспортные предприятия, индустрия красоты и др.) испытали шоковое воздействие, критический спад потока потребителей и доходов. Стоит сказать, что сервисы, связанные с интернет-коммуникациями, использовали новое «окно возможностей», расширили свои рыночные сегменты, нарастили капитализацию (стри-минговые платформы, мессенджеры, онлайн-магазины, сервисы по доставке, онлайн-об-разование). В то же время следует отметить сложности при восстановлении бизнеса в сфере общественного питания (самого пострадавшего). Так, результаты мониторинга показывают, что в августе 2021 г. продажи ресторанов превысили 72 млрд. дол. [5], что в некоторой степени соответствует допан-демийному уровню. Но уровень занятости в секторе в сентябре 2021 г. зафиксирован примерно на миллион рабочих мест ниже, чем в докризисный период, и это несмотря на то, что работодатели опубликовали рекордное число вакансий - 1,5 миллиона только в августе. Кроме того, восстановление предприятий общественного питания происходит неравномерно, у некоторых ресторанов дела обстоят намного хуже, чем у остальных.

Разрывы экономических связей, перебои в поставках, проблемы с транспортировкой прямо связаны с пандемией, так как высокий

уровень заболеваний повлиял на снижение потока гостей в ресторанах. Многие предприятия перешли на сокращенный график работы, а работники вообще уходили из отрасли. По субъективным оценкам, объемы продаж в сфере общественного питания упали на 50 % по сравнению с допандемическим уровнем.

Развитие новых технологий и цифровых сервисов создало новые возможности для индустрии питания, а именно рынка «фудтех», приложений для заказа готовых блюд, бронирования столиков, безконтактной оплаты и доставки.

Неопределенность и энтропия - главный тренд современности, и этот факт не позволяет определить четкий путь развития. Традиционные логистические цепочки во многих случаях привели к сбоям поставок, срыву контрактов, росту цен, раскручиванию спирали «инфляция-безработица». Инфляция привела к росту стоимости товаров массового спроса на мировых рынках и динамика цен прогнозируется в рамках восходящего тренда на ближайший год. Статистика заказов и продаж сильно колеблется то вверх, то вниз, из-за того, что потребители не чувствуют себя в безопасности из-за продолжающейся пандемии.

Сегодня мировая экономика по-прежнему находится под воздействием негативных факторов, а предприятия и граждане стараются адаптироваться к новым ограничениям и правилам, которые, как многие надеялись, должны были быть временным.

Новые форматы бизнеса требуют более активного применения цифровых компетенций от сотрудников, менеджмента, партнеров. Так, современный рынок заставил переосмыслить подходы к организации труда и заработной плате. Миллионы людей по всему миру внезапно стали безработными, частично потерявшими доходы, а некоторые - в статусе банкрота. Сейчас многие люди меняют работу рекордными темпами из-за колебаний заработной платы в ряде отраслей. И хотя общий тренд экономического прогноза в 2021 г. году по-прежнему остается позитивным, вряд ли можно критично оценить экономические потрясения и их последствия, которые сохранятся после двух лет пандемии. Ясно, что часть

этих последствий как экономических, так и социальных, медицинских сохранятся и в дальнейшем.

Так, многие предприятия стремятся оперативно восстановить работу. Они обеспокоены тем, что трудно найти сотрудников, согласных на ту же оплату и условия, которые были до пандемии. Поэтому ряд компаний повысили заработную плату, чтобы переманить работников. Это привело к росту доходов, особенно для работников, которые были готовы перейти к новому работодателю. Как правило, работники при смене работы почти всегда получают больше выплаты, чем постоянные члены трудового коллектива, и этот разрыв сильно увеличился за два последних десятилетия. По данным Бюро статистики труда, сотрудники, которые сменили работу, получили оплату выше примерно на 5,4% по сравнению с предыдущим местом работы.

В настоящее время во многих корпорациях не хватает квалифицированного персонала для ряда направлений работы, поэтому они открывают собственные академии и субсидируют образовательные программы в профильных учебных заведениях. Кроме того, активно используются в бизнес-среде для восполнения пробела в области кадрового обеспечения краткосрочные программы переподготовки кадров, курсы повышения квалификации и пр.

Рынки труда ограничены в силу демографических причин, и поэтому крупные предприятия вынуждены повышать минимальную заработную плату. Так, за последние полгода было сделано несколько заявлений: McDonald's планирует дополнительно нанять 10 тыс. сотрудников в течение трех месяцев и увеличивает заработную плату сотрудников в среднем на 10%. Chipotle расширил штат на 20 тыс. работников и увеличил среднюю почасовую оплату в июне до 15 дол. США. Amazon нужны 75000 новых сотрудников в сфере логистики, и компания предлагает стартовую заработную плату в размере 17 дол. США (до 1000 долларов США при подписании контракта) [6]. Также Uber сообщает, что средняя почасовая оплата его водителей в крупных мировых городах превысила 30 дол. США.

Но пока увеличение ставок заработной платы коснулись только позиций низкого уровня квалификации. Согласно The Wall Street Journal, розничные продавцы по всей Америке сталкиваются с нехваткой цифровых навыков (например, анализа данных, инженерных компетенций). Найти кадры с нужными навыками довольно сложно, поэтому многие компании стремятся повысить квалификацию своими силами.

Эта стратегия имеет хороший экономический эффект: по оценкам консалтинговой компании McKinsey, замена сотрудника обходится компании в 20-30% годовой зарплаты, в то время как переподготовка действующего сотрудника обходится менее 10% от его годовой заработной платы.

Переподготовка кадров может принимать различные формы: компания Walmart заключила партнерское соглашение с Guild Education, чтобы дать возможность сотрудникам получить диплом колледжа за 1 доллар в день; Levi's создала учебный лагерь, в котором обучают статистике, программированию и навыкам машинного обучения (кандидаты отбираются по результатам собеседования); Verizon планирует переобучить 100 тыс. розничных продавцов в сфере компьютерных технологий для развертывания технологии 5G

[5].

Таким образом, развитие новых форматов бизнеса, структурные изменения в национальных экономиках, комплексные проблемы в области кадрового потенциала стали результатом усиления трендов цифровиза-ции экономики, а также неожиданного влияния факторов пандемии. Стоит заметить, что широкой общественности пока не представлен план по восстановлению глобальной экономики в условиях пандемии, и мир все еще проживает пандемический коллапс. Теперь восстановление должно компенсировать потери после того, как пострадавшие население и бизнес пересмотрели свое будущее. Развитие новых форматов торговли, производства, кадровой политики будет продолжаться, и поэтому исследования в этом направлении представляют большой практический интерес.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Digital Development [Электронный ресурс] URL: https://www.worldbank.org/en/topic/ digitaldevelopment/overvi ew#1

2. Национальная программа Цифровая экономика РФ, утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7. [Электронный ресурс] URL: https://www. digital-energy.ru/trends/analytics/projects/digital-economy-of-the-russian-federation/

3. Цифровая экономика РФ [Электронный ресурс] URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/ directions/858//

4. Quick Commerce in Western Europe: Trends, Operational Models and Prospects [Электронный ресурс] URL: https://www.euromonitor.com/article/quick-commerce-in-western-europe-trends-operational-models-and-prospects

5. The permanently temporary 2021 economy// URL: https://www.washingtonpost.com/ business/2021/10/16/economy-charts-inflation-supply-chain-wages/

6. Чунг Т. Фан Corporations are running out of talent - and reskilling programs are stepping in [Электронный ресурс] URL: https://thehustle.co/05182021-hiring-talent-reskilling/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.