Тернер Б. 2012. Религия в постсекулярном обществе. — Государство, религия, Церковь в России и за рубежом, № 2(30). С. 21-51.
Христиане Монголии готовы отстаивать свободу вероисповедания. Доступ: http:// www.dommilosti.ru/news.html?id=29 (проверено 10.05.2014).
SommerviUe C. 1998. Secular Society Religious Population: Our Tacit Rules for Using the Term Secularization. — Journalfor the Scientific Study of Religion. Vol. 37. No 2. P. 249253.
The Migration and Remittances. Factbook 2011. Mongolia. Доступ: www.worldbank.org (проверено 10.05.2014).
УДК 321 ИСАЕВА Елена Александровна -
к.ю.н., доцент кафедры социального и семейного законодательства Ярославского государственного
университета им. П.Г. Демидова
150000, Россия, г. Ярославль, ул. Советская, 14.
РАЗВИТИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 г.
THE DEVELOPMENT OF THE NON-PROFIT SECTOR IN THE YAROSLAVL REGION IN 2013
В статье анализируются данные, касающиеся изменений качественного и количественного состава некоммерческих организаций, зарегистрированных и действующих на территории Ярославской обл. в 2013 г. Определяются факторы, влияющие на рост числа НКО на муниципальном уровне. Приведена оценка нормативной базы муниципального уровня, связанной с поддержкой социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской обл. Формирование пласта некоммерческих организаций разного профиля на уровне муниципальных образований, особенно некрупных, крайне важно. НКО способны в той или иной мере взять на себя помощь территории в реализации социальных услуг в молодежной среде, в работе с ветеранами, сиротами и другими категориями граждан, нуждающихся в особой социальной поддержке и внимании.
Ключевые слова: некоммерческие организации, общественные объединения, НКО, конкурсная поддержка, гражданская активность
The article analyzes the data on the qualitative and quantitative changes in composition of non-profit organizations, registered and operating in the Yaroslavl region in 2013. The author fixed the factors that influences on the growth of the number of NGO at the municipal level. The municipal regulations, which provide support for socially oriented non-profit organizations in the Yaroslavl region, are also analyzed in the article. The author notes, that formation of the nonprofit organizations in different fields at the municipal level, especially the medium-size ones, are extremely important and are able to provide social services to the youth, to work with veterans, orphans and other categories of citizens needed in of special social support and care.
Keywords: non-profit organizations, associations, NGO, competitive support, civic engagement
Гражданская активность и вовлеченность населения в решение вопросов местного значения проявляется, в частности, в числе созданных и активно действующих на конкретной территории общественных объединений
и некоммерческих организаций. Рост числа организаций некоммерческого сектора может свидетельствовать о возрастании уровня гражданской активности, готовности жителей территории брать на себя решение проблемных
вопросов. Создавая НКО, жители планируют своими силами что-то улучшить в социальной, культурной или иной сфере. Число зарегистрированных НКО в субъекте РФ, их качественная характеристика (тематические приоритеты деятельности) и динамика создания может многое сказать также о проблемном поле, существующем в регионе в той или иной сфере, о поддержке/отсутствии поддержки гражданских инициатив со стороны органов власти и местного самоуправления. Некоммерческие организации являются средоточием активности населения по насущным проблемам, которая так необходима для формирования гражданского общества. За последние несколько лет наблюдается тенденция поощрения создания НКО в субъектах РФ. Их основными формами поддержки являются гранты, субсидии, предоставление льгот как самим организациям, так и их участникам [Бондаренко 2014: 3].
По данным Управления Министерства юстиции России по Ярославской области общее число зарегистрированных некоммерческих организаций в регионе на 01.01.2014 составляет 2 371 (на
01.01.2013 - 2 419; на 31.12.2011 - 2 439), из них: 1 065 общественных объединений (на 01.01.2013 - 1 103), 56 региональных отделений политических партий (на 01.01.2013 - 31), 359 религиозных организаций (на 01.01.2013 - 348); 891 иная некоммерческая организация (на 01.01.2013 - 937).
При анализе указанных цифр становится очевидным, что общее число НКО Ярославской обл., имеющих статус юридического лица, сокращается. За 2 последних года общая количественная убыль зарегистрированных НКО составила 68. При этом число региональных отделений политических партий и религиозных организаций, наоборот, возрастает.
Из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций в 2013 г. было исключено 217 НКО, что на 17% превышает показатель 2012 г. (186).
Причин снижения численности зарегистрированных некоммерческих организаций в Ярославской обл. несколько:
а) инициатива самих учредителей НКО - в Управление Минюста в 2013 г.
поступили заявления о ликвидации 18 некоммерческих организаций, что практически соответствует показателю 2012 г. (17), из них: 8 общественных объединений, 10 иных некоммерческих организаций;
б) инициатива государственных органов (виновные основания со стороны НКО):
- 49 общественных объединений исключены на основании решения суда по ст. 29 федерального закона «Об общественных объединениях» (в 2012 г. - 72);
- 118 некоммерческих организаций (в 2012 г. - 14) - в результате прекращения деятельности по инициативе налогового органа по статье 21.1 федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Статья предполагает, что юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц;
- 28 некоммерческих организаций -на основании решения суда об их ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ (в 2012 г. указанные решения не принимались);
- 3 некоммерческие организации - по иным основаниям (в 2012 г. - 3).
Контролирующие органы проводят «чистку» рядов НКО региона, исключая организации, фактически прекратившие деятельность. Это влияет на количественные показатели: снижается общее число НКО региона, но при этом сокращается и число организаций некоммерческого сектора Ярославской обл., действующих только формально.
Формирование пласта некоммерческих организаций разного профиля на уровне муниципальных образований, особенно некрупных, крайне важно. НКО способны в той или иной мере взять на себя помощь территории в реализации социальных услуг в молодежной
среде, работе с ветеранами, сиротами и другими категориями граждан, нуждающихся в особой социальной поддержке и внимании [Соколов 2012: 131]. Для формирования некоммерческой организации как субъекта оказания услуг в социальной сфере необходима хотя бы на первом этапе серьезная поддержка и понимание со стороны государства [Исаева 2013а: 39].
На региональном уровне в Ярославской обл. нормативная база, связанная с поддержкой социально ориентированных некоммерческих организаций, стабильно развивается на протяжении последних 5 лет. На муниципальном уровне данный процесс был запущен лишь в отдельных крупных муниципальных образованиях, имеющих возможность поддержки некоммерческих организаций и общественных объединений из средств муниципального бюджета, к примеру в Рыбинске, Ростове. В данных муниципальных образованиях поддержка оказывается НКО на конкурсной основе, что свидетельствует о заинтересованности разработчиков положений о поддержке НКО в комплексном развитии некоммерческого сектора района, стимулировании организаций некоммерческого сектора, чтобы те предлагали для реализации конкурентоспособные, инновационные социальные проекты. Конкурсные процедуры вынуждают социально ориентированные НКО развиваться, повышать уровень профессиональных знаний, изучать лучшие практики других НКО, что в перспективе позитивно повлияет на развитие социальной сферы муниципального образования. Конкурсные процедуры поддержки СО НКО развивают некоммерческий сектор конкретной территории, стимулируют регистрацию общественных объединений в форме юридических лиц, формирование их как профессиональных субъектов сферы оказания социальных услуг. Формирование пула зарегистрированных НКО в муниципальном образовании дает им возможность претендовать на участие и победу в крупных конкурсах для СО НКО, привлекая в район серьезные федеральные/региональные субсидии [Исаева 2013б: 79].
При анализе муниципальных актов о поддержке социально ориентирован-
ных некоммерческих организаций в Ярославской обл. выявляются, к сожалению, редкие, но очень показательные образцы заинтересованности органов местного самоуправления в развитии институтов гражданского общества. В качестве примера можно привести компенсацию расходов по регистрации в качестве юридического лица для НКО и ТОС, создание ресурсного центра для НКО, содействие обмену опытом между ТОС и СО НКО г. Рыбинска и других муниципальных образований Ярославской обл., предусмотренные городской целевой программой «Муниципальная поддержка деятельности территориального общественного самоуправления и социально ориентированных некоммерческих организаций в городском округе город Рыбинск на 2013-2015 годы»1; а также указание в целевых показателях программы числа проведенных консультаций с руководителями СО НКО по разработке пакета документов для участия в областном конкурсе программ (проектов) СО НКО по оказанию социальных слуг ветеранам, инвалидам, пожилым людям2. К сожалению, таких примеров в муниципальных актах пока крайне мало.
Для стимулирования процесса развития нормативной базы местного уровня, муниципальных программ поддержки СО НКО в региональное законодательство было в 2012 г. введено специальное положение. Важным аспектом Закона Ярославской области от 6 декабря 2012 г. N 56-з «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области» стал механизм стимулирования муниципальных образований региона в разработке нормативной базы по поддержке СО НКО на местном уровне. В соответствии со ст. 10 указанного регионального закона правительство Ярославской обл. ежегодно проводит конкурс муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
1 Утв. постановлением Администрации города Рыбинска от 10.01.2013 № 13.
2 Муниципальная целевая программа «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в Ростовском муниципальном районе на 2014-2016 годы». Утв. постановлением Администрации Ростовского муниципального района от 25.11.2013 № 2019.
Местным бюджетам муниципальных образований, победивших в конкурсе муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, могут предоставляться субсидии из областного бюджета на реализацию соответствующих муниципальных программ.
Подсчитать реальное число действующих в Ярославской обл. некоммерческих организаций и общественных объединений не так просто. В соответствии с российским законодательством общественные объединения имеют возможность действовать без государственной регистрации, не имея статуса юридического лица. Именно такие незарегистрированные объединения преобладают в сельских территориях Ярославской обл. Далеко не всегда они являются менее эффективными, зачастую итоги их деятельности намного превосходят по социальной значимости результаты работы юридически оформленных организаций области. Но в силу слабых коммуникаций внутри некоммерческого сектора области активисты данных объединений чувствуют себя в определенной изоляции, что может приводить к затуханию общественных инициатив на местах [Соколов, Исаева 2012: 334]. Этому способствует и скудость муниципальных бюджетов. Отсутствие возможности поддержать общественные инициативы на территории района, сельского поселения, отсутствие мероприятий по обмену опытом представителей некоммерческого сектора внутри региона приводит к низкой социальной активности самих граждан.
По данным Ярославльстата от
22.08.2013 г. на территории муниципаль-
ных образований области действуют 649 некоммерческих организаций. Из них более 60% — на территории г. Ярославля. На территории некрупных муниципальных образований в основном зарегистрированы местные отделения региональных организаций ветеранов, инвалидов. Как правило, органы местного самоуправления работают именно с этими СО НКО, не замечая и обходя поддержкой некоммерческие организации иного профиля, что тормозит развитие новых НКО и порождает иждивенческие позиции у «приоритетных» в плане оказания поддержки организаций. При этом активно работающие СО НКО способны в рамках конкурсных процедур поддержки привлекать в муниципальное образование финансы федерального и регионального уровней. В качестве примера можно привести городское поселение Рыбинск, где при поддержке комитета по развитию местного самоуправления администрации инициирована разработка проектов среди СО НКО для участия в федеральных и региональных конкурсах, грантах. С 2010 по 2012 г. общая сумма грантов, полученных рыбинскими СО НКО, составила более 2,0 млн руб. из бюджетов других уровней. Если говорить о регионе в целом, то в 2013 г. по итогам конкурсов проектов на предоставление грантов президента РФ победителями были признаны 13 проектов НКО Ярославской обл. с общим объемом финансирования из федерального бюджета в 15,6 млн руб.
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 13-33-01227.
Литература
Бондаренко Е.О. 2014. К вопросу о развитии гражданского общества в сельской местности. — Огарев-опИпе, № 7(21).
Исаева Е.А. 2013а. Нормативно закрепленные диалоговые площадки власти и общества в субъектах России: предпосылки эффективности. — Власть, № 8. С. 39-41.
Исаева Е.А. 2013б. Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций как предпосылка трансформации некоммерческого сектора России. — Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Сер. Гуманитарные науки, № 4.
Соколов А.В. 2012. Некоммерческие организации и общественные объединения в Ярославской области: условия и факторы деятельности. — Ярославский педагогический вестник. Т. 1. № 1. С. 131-135.
Соколов А.В., Исаева Е.А. 2012. Формирование некоммерческого сектора в субъ-
ектах Российской Федерации (на примере Ярославской области). - Гуманитарные и социальные науки, № 2. С. 334-341.
УДК 316.77:316.462 УЛЬЯНЧЕНКО Кирилл Михайлович -
научный сотрудник Российского государственного университета туризма и сервиса 141221, Россия, Московская обл., Пушкинский р-н, пос. Черкизово, ул. Главная, 99. [email protected] Тел.: 8-926-244-57-46.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЛАСТИ КАК ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
DYNAMIC CHARACTERISTICS OF THE STATE POWER AS POLITICAL PROCESS
В статье рассматривается политический процесс как технология реализации власти и показатель ее эволюции, динамики и трансформации в пространстве и времени, показаны режимы функционирования, развития и упадка политического процесса, представлена динамическая характеристика власти. В статье подчеркивается, что политический процесс является неотъемлемой стороной нашей повседневной реальности и характеризует взаимодействие социальных и политических структур общества. При этом политический процесс раскрывает содержание реально существующих фактов и явлений, которые сложились на пересечении социальной и политической жизни общества.
Ключевые слова: фактор, власть, кризис, политическая динамика, политическая статика, политический процесс, революция, эволюция
Political process as a technology of realization of the authority and as an indicator of its evolution is analyzed in the article. The author analyses the modes of functioning, development and decline of political process. The author demonstrates that political process is an integral part of the daily reality and in the most general view is characterized as an interaction of the social and political structures of society. Thus political process opens the maintenance of the real-life facts and the phenomena, which developed on crossing of social and political life of society.
Keywords: factor, power, crisis, political dynamic, political static, political process, revolution, evolution
В отечественной социологической науке политический процесс рассматривается как особый вид социально-исторических процессов, основная черта которого заключается в достижении политическими субъектами общих целей при помощи использования власти и существующих норм. При более глубоком изучении данной проблематики становится очевидным, что в рамках политического процесса явления власти изучаются с точки зрения движения, а также изменения своего обычного положения.
В самом широком смысле политический процесс принято рассматривать как некую форму исключитель-
ной политической активности общества. Однако в научных исследованиях Т. Парсонса прослеживается специфика политических процессов в результатах функционирования политической системы [ Парсонс 1998: 54-61], а в научных работах Р. Дарендорфа раскрывается идея динамики борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти. В свою очередь, Ч. Мерриам видит уникальность политических процессов в поведенческих аспектах реализации субъектами своих интересов и целей. Основываясь на научных изысканиях данных авторов, мы склонны полагать, что политический процесс - это не только центральная, но вместе с