Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

РАЗВИТИЕ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
672
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / САНКЦИИ / МИНИМИЗАЦИЯ ВЛИЯНИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ЭКСПОРТ НЕФТИ И ГАЗА / ИНВЕСТИЦИИ / ОГРАНИЧЕНИЕ ДОСТУПА К ТЕХНОЛОГИЯМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кизилбеков Айдамир Хасанович, Макарова Екатерина Борисовна

В статье анализируются влияние санкций на реализацию нефтегазовых проектов и способы минимизации этого влияния. Отмечается, что 2022 год стал для российской нефтегазовой промышленности шоковым. Несмотря на отрицательные прогнозы, объем добычи нефти в России вырос на 2 %, при этом экспорт нефти увеличился на 7 %. Однако к началу 2023 г. увеличились риски снижения добычи из-за введения Евросоюзом и странами G7 потолка цен на нефть. Потеря европейского рынка, с одной стороны, серьезно ударила по производственным, логистическим цепочкам, финансовой устойчивости российских экспортеров, с другой - возникшая ситуация стимулировала интенсивный рост внутреннего рынка, поиск новых покупателей и развитие технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE OIL AND GAS INDUSTRY UNDER SANCTIONS

The article analyzes the impact of sanctions on the implementation of oil and gas projects and ways to minimize this impact. It is noted that 2022 was a shock year for the Russian oil and gas industry. Despite negative forecasts, Russian oil production increased by 2%, while oil exports increased by 7%. However, by the beginning of 2023, the risks of a decrease in production increased due to the introduction by the European Union and the G7 countries of an oil price ceiling. The loss of the European market, on the one hand, seriously affected the production and logistics chains, the financial stability of Russian exporters, on the other hand, the situation that arose stimulated the intensive growth of the domestic market, the search for new buyers and the development of technologies.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

DOI 10.47576/2949-1886_2023_3_125 УДК 338.2

Кизилбеков Айдамир Хасанович,

студент 4 курса факультета международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия, e-mail: kizilbekAH@mail.ru

Макарова Екатерина Борисовна,

кандидат экономических наук, доцент департамента мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия, e-mail: makarovaeb@gmail.com

В статье анализируются влияние санкций на реализацию нефтегазовых проектов и способы минимизации этого влияния. Отмечается, что 2022 год стал для российской нефтегазовой промышленности шоковым. Несмотря на отрицательные прогнозы, объем добычи нефти в России вырос на 2 %, при этом экспорт нефти увеличился на 7 %. Однако к началу 2023 г. увеличились риски снижения добычи из-за введения Евросоюзом и странами G7 потолка цен на нефть. Потеря европейского рынка, с одной стороны, серьезно ударила по производственным, логистическим цепочкам, финансовой устойчивости российских экспортеров, с другой - возникшая ситуация стимулировала интенсивный рост внутреннего рынка, поиск новых покупателей и развитие технологий.

Ключевые слова: нефтегазовая промышленность; санкции; минимизация влияния; диверсификация экономики; альтернативные источники энергии; экспорт нефти и газа; инвестиции; ограничение доступа к технологиям, развитие внутреннего рынка.

UDC 338.2

Kizilbekov Aidamir Khasanovich,

4th year student of the Faculty of International Economic Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, e-mail: kizilbekAH@mail.ru

Makarova Ekaterina Borisovna,

PhD in Economics, Associate Professor of the Department of World Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, e-mail: makarovaeb@gmail.com

The article analyzes the impact of sanctions on the implementation of oil and gas projects and ways to minimize this impact. It is noted that 2022 was a shock year for the Russian oil and gas industry. Despite negative forecasts, Russian oil production increased by 2%, while oil exports increased by 7%. However, by the beginning of 2023, the risks of a decrease in production increased due to the introduction by the European Union and the G7 countries of an oil price ceiling. The loss of the European market, on the one hand, seriously affected the production and logistics chains, the financial stability of Russian exporters, on the other hand, the situation that arose stimulated the intensive growth of the domestic market, the search for new buyers and the development of technologies.

Keywords: oil and gas industry; sanctions; impact minimization; economic diversification; alternative energy sources; export of oil and gas; investments; restriction of access to technologies, development of the internal market.

РАЗВИТИЕ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

DEVELOPMENT OF THE OIL AND GAS INDUSTRY UNDER SANCTIONS

Нефтегазовая промышленность - одна из ключевых отраслей в России и в мировой экономике. Она обеспечивает необходимые ресурсы для производства энергии, транспорта, различных материалов и других отраслей экономики. Однако, несмотря на свое важное значение, нефтегазовая промышленность также является объектом санкций со стороны международного сообщества.

Санкции - это экономические, политические или технологические ограничения, которые налагаются на страны, компании или отдельных лиц в ответ на определенные действия. Они могут быть применены для достижения различных целей, таких как наказание за нарушение международных соглашений, изменение политических режимов, пресечение нарушений прав человека и демократических ценностей, борьба с терроризмом и т. д.

Санкции существенно влияют на нефтегазовую промышленность, поскольку она зависит от инвестиций, доступа к новым технологиям, оборудованию и экспорту. Это может привести к уменьшению объемов добычи, снижению прибыли компаний.

Примеры стран, которые столкнулись с санкциями в нефтегазовой отрасли - Россия, Иран, Венесуэла и др. Санкции могут воздей -ствовать на различные аспекты нефтегазо-

вой промышленности, от добычи и экспорта до разработки новых месторождений и получения необходимых технологий.

Однако существуют способы минимизации влияния санкций на нефтегазовую промышленность. В частности, нефтегазовые компании выбирают альтернативные источники финансирования, развивая внутренний рынок и замещая импорт, а также изыскивать возможности в развитии альтернативных источников энергии.

В статье рассмотрено влияние санкций на реализацию нефтегазовых процессов, приведены примеры их воздействия на отдельные страны, а также способы минимизации негативных последствий.

После начала специальной военной операции России на Украине в 2022 г. многие правительства и международные компании ввели санкционные меры против отдельных физических лиц, организаций и системообразующих отраслей российской экономики, включая нефтегазовую сферу [2], в результате которых произошло сокращение добычи и экспорта энергоресурсов, замедление модернизации нефтеперерабатывающих заводов и уменьшение объема инвестиций в энергетическую отрасль (табл. 1) [1; 7; 8; 12-17].

Ограничение Страны/компании, которые приняли решение о введении Краткое описание

Нефть и нефтепродукты Запрет на импорт российской нефти и нефтепродуктов Введено - США, Канада, Австралия, ЕС Потери 25-43 млн т экспорта нефти и нефтепродуктов (7-11 % экспорта товарных групп) при эмбарго США, Канады, Австралии, Великобритании

Отказ от закупок российской нефти или нефтепродуктов Введено - BP, Shell, Eni, Equinor, Maersk, Ampol, Viva, Energy, Eneos, Galp, Nestle, Preem, Repsol, TotalEnergies, Varo Energy Ежедневные потери экспорта ~1-2 млн барр. Сокращение добычи нефти ~1-3 млн барр./день.

Ограничения на импорт оборудования нефтедобычи Введено - США, ЕС, Швейцария, Норвегия Ограничение доступа к трудноизвлекае-мым запасам (~10 % добычи, ~65 % разведанных запасов нефти)

Ограничения на импорт оборудования нефтепереработки Введено - США, ЕС, Швейцария, Норвегия, Япония Снижение эффективности НП3 и срыв планов по их модернизации (~69 % катализаторов крекинга, гидрокрекинга и гидроочистки)

Нефтегазовые проекты и инвестиции Выход из совместных нефтегазовых проектов Введено - Shell, Equinor, Exxomobil, Eni, TotalEnergies, OMV, Technip Energies Отток инвестиций из проектов. Доли компаний в проектах: 30 % - «Сахалин - 1», 28 % - «Сахалин - 2», 50 % - «Салым петролеум», 25 % - Южнорусское месторождение, 50 % - «Голубой поток» и др.

Запрет на инвестиции в проекты ТЭК России Введено - США, ЕС

Таблица 1 - Ключевые санкции против нефтегазовой отрасли России

В 2022 г. несколько государств установили запрет на ввоз нефти и нефтепродуктов из России, а также был установлен потолок цен на российскую нефть [4]. В ответ на это Россия ввела запрет на поставки своих нефтепродуктов в страны и организации, которые потребуют в контрактах соблюдения данного условия. Кроме того, Россия готова сократить добычу на 5-7 % (на 500-700 тыс. барр. в сутки). Снижение добычи газа в России ожидается на 18-20 %. Тем не менее добыча газа в 2023 г. составит порядка 671 млрд куб. м (на внутренний рынок пойдет примерно 470 млрд кубометров).

С 5 декабря 2022 г. начал действовать потолок цен на российскую нефть, который был предложен странами 07 (Германия, Япония, Великобритания, Канада, США, Франция и Италия), а также другими европейскими государствами, странами ЕС и Австралией. Уровень потолка был установлен на отметке $60 за баррель, а затем планировалось пересматривать каждые два месяца потолок цен с целью установить его на 5 % ниже цены на российскую нефть марки ига^. Потолок цен на российские нефтепродукты вступил в силу с 5 февраля 2023 г.

Вследствие ужесточения антироссийских санкций российские компании, занимающиеся добычей нефти и газа, вынуждены были изменить направление своих поставок, перенаправляя их из Европы в Азию, и продавать топливо со скидкой [6].

Несмотря на прогнозы, добыча и экспорт нефти в России в 2022 г. увеличились благодаря дополнительному спросу на топливо за рубежом и снижению внутреннего потребления готового топлива [10; 11].

Запасы нефти и природного газа были восполнены за счет геологоразведки, что привело к приросту запасов нефти и конденсата на порядка 600 миллионов тонн и запасов природного газа на 675 миллиардов кубометров к концу 2022 г. В 2023 г. расходы на геологоразведку углеводородов составят порядка 12 млрд руб.

Необходимо отметить, что введенные санкции против нефтегазовой отрасли оказали существенное влияние и на бюджетную систему Российской Федерации. Риск сокращения нефтегазовых доходов является одним из вызовов для российского бюджета в 2023 г. В связи с введением западными стра-

нами потолка цен на нефть в 2023 г. экспорт нефти и газа из России сократился, что повлекло за собой уменьшение нефтегазовых доходов федерального бюджета.

По прогнозам, в 2023 г. доходы федерального бюджета от нефтегазовых отраслей должны составить 8,9 трлн рублей, в том числе более 900 млрд рублей дополнительных доходов, которые будут зачисляться в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Если нефтегазовые доходы окажутся ниже базового уровня, то в соответствии с бюджетным правилом для покрытия дефицита Банк России начал продавать юани из Фонда, чтобы обеспечить Министерство финансов необходимой суммой рублей.

На данный момент имеются три сценария прогноза для газовой и нефтяной индустрии России на 2023 г.: пессимистический, базовый и оптимистический.

Учитывая, что российские нефтяные компании будут продолжать опираться на внутренний рынок в 2023 г., как и в 2022 г. они будут стараться сохранять текущие объемы переработки, поскольку внутри страны получают субсидии по демпферу, а также имеют логистические преимущества. В условиях санкций экспорт может оказаться менее надежным и прибыльным, чем поставки на внутренний рынок [9].

Второй предпосылкой является возможность российским нефтяным компаниям перенаправить часть обычно экспортируемой нефти в страны Европейского Союза на другие рынки.

Еще одна предпосылка заключается в том, что компании больше заинтересованы в сокращении дисконтов, чем в увеличении объемов экспорта нефти, поэтому они будут стремиться экспортировать меньше, но по более высокой цене.

В сценарии базового прогноза объемы поставки газа через Украину в 2023 г. останутся на текущем уровне. В то же время продолжатся поставки по газопроводу «Турецкий поток», в то время как другие маршруты экспорта в Европу не будут использоваться. Ожидается, что экспорт в Европейский Союз и Сербию составят 32 миллиарда кубических метров, в Турцию - 27 миллиардов кубических метров, а в Китай - 25 миллиардов кубических метров.

Эксперты Центра РЭ прогнозируют, что в

2023 г. восстановится внутреннее потребление газа в России, несмотря на продолжающийся экономический спад. В 2022 г. ожидается снижение внутреннего потребления газа на 4 %, до 451 млрд кубометров.

Предполагается, что рост потребления газа будет связан с увеличением спроса на этот ресурс на прилегающих территориях, где его использование в настоящее время ограничено только коммунально-бытовыми нуждами. Прогнозируется увеличение потребления на 5 млрд кубометров газа ежегодно.

В пессимистическом сценарии предполагается, что поставки газа в Европу через Украину будут прекращены.

Эксперты отмечают, что рост производства газа в России зависит от создания новой инфраструктуры на Востоке, где Китай является главным потенциальным покупателем нашего трубопроводного газа [16].

Однако, если Россия заключит с Китаем газовые контракты сейчас, они могут быть невыгодными для нас, учитывая максимальную выгоду, которую Китай хочет извлечь из политической ситуации в мире. Реализация трубопроводных газовых проектов является долгосрочной задачей, поэтому в 2023 г. эффект от них не будет ощутим. Тем не менее, если все планы по созданию транспортной инфраструктуры на востоке будут реализованы, Россия может разнообразить направления экспорта газа и тем самым уменьшить свою критическую зависимость от экспорта в определенное направление.

Россия направила часть своего экспорта нефти на рынок АТР, но объемы зависят от цен на нефть и предложения со стороны других стран-производителей нефти. Если Иран и Венесуэла вернутся на мировой рынок, (все зависит от санкций США), то в 2023 г. Россия может потерять до миллиона баррелей нефти в день, которые она экспортирует.

В худшем сценарии прогноза предполагается, что экспорт нефти упадет до 3,6 миллиона баррелей в день в январе из-за санкций, при этом добыча снизится до 8,6 миллионов баррелей в день. Затем экспорт будет постепенно расти до 4,5 миллиона баррелей в день в мае.

В соответствии с мнением экспертов, в 2023 г. российские нефтяные компании будут ориентироваться на внутренний рынок и стремиться сохранить объемы переработки.

Таким образом, результаты исследования показали, что введение экономических санкций приводит к значительным трудностям для нефтегазовой промышленности. Среди основных проблем можно выделить сокращение инвестиций, снижение объемов добычи и экспорта нефти и газа, ограничение доступа к технологиям и оборудованию, а также ухудшение финансовой устойчивости компаний и снижение их рыночной стоимости.

Вышедшие из нефтегазовых проектов зарубежные партнеры не играли в них ключевые роли, тем не менее это вызвало потерю доступа к технологиям и оборудованию. В основном были приостановлены шельфовые проекты, которые требуют специфических технологий, а также низкорентабельные проекты, в частности проекты по трудноизвлека-емым запасам (ТРИЗ).

Однако наряду с проблемами, санкции также стимулируют нефтегазовые компании к поиску новых путей развития и сокращению зависимости от внешних рынков. К настоящему времени нефтегазовые компании трансформировали свои стратегии под изменившиеся условия и текущую конъектуру мирового нефтегазового рынка. В рамках этого процесса компании вкладывают в развитие альтернативных источников энергии, усиление экспорта нефти и газа в другие регионы, а также внедрение новых технологий и повышение эффективности процессов добычи.

Нефтегазовая индустрия получила дополнительное финансирование благодаря запасу прочности российской экономики, однако проблемы с технологиями и оборудованием все еще не решены. Некоторые технологии необходимы для увеличения эффективности процессов добычи, снижения экологических рисков и оптимизации затрат. Ограничение доступа к таким технологиям может привести к снижению производительности нефтегазовых компаний и ограничению их конкурентоспособности.

Кроме стимулирования добычи, в нефтегазовой отрасли важной задачей является гарантирование технологического суверенитета. Важное значение придается развитию переработки нефти и обеспечению устойчивости рынка моторных топлив внутри страны. Кроме того, в настоящее время осуществля-

ются проекты по созданию нефтехимических комплексов как в центральной части России, так и на Дальнем Востоке.

В рамках реализации нефтегазовых проектов в 2022 г. пробурена рекордная длина, количество новых скважин превышает показатели 2021 г. Экспортные поставки оборудования не были критичными для этих проектов, поскольку отечественные производители уже имеют хороший портфель решений для замены ушедших западных конкурентов.

В 2023 г. предвидится быстрое развитие производства нефтеперерабатывающего оборудования внутри страны, а также усиленная локализация его производства. В нефтегазовой отрасли идет поиск альтернативных решений и технологий у отечественных партнеров, которые могут помочь отрасли при переходе к новой экономической модели и изменении рынков.

Несмотря на то что санкции, наложенные на российскую нефтегазовую промышленность, могут быть разрушительными для эко -номики России, они способствуют долгосрочному развитию отрасли и страны в целом.

Так, в частности, санкции способствуют диверсификации экономики - развитие других отраслей поможет уменьшить зависимость от нефтегазовой промышленности и снизить уязвимость экономики перед санкциями [5]. Данная тенденция положительно отразится на развитии сельского хозяйства, туризма, высокотехнологичных отраслей и других направлениях, которые могут стать драйверами экономического роста.

В настоящее время особое внимание уделяется проектам по развитию арктической зоны, где находятся обширные запасы углеводородов [3]. Главный акцент в газовой отрасли сделан на достижение запланированной мощности для газопровода «Сила Сибири» и на разработке газопроводной системы «Сила Сибири-2».

В связи с потерей западного экспортного направления большое внимание уделяется развитию внутреннего рынка, включая газификацию регионов, обсуждение биржевой торговли углеводородами и создание региональных топливно-энергетических балансов [12; 13]. Эти меры призваны стимулировать спрос от платежеспособных российских потребителей.

Развитие альтернативных источников энергии, таких как солнечная и ветровая энергия, способствует уменьшению зависимости от нефти и газа. Кроме того, это может снизить воздействие санкций на нефтегазовую промышленность, так как развитие альтернативных источников энергии может стать драйвером экономического роста.

Таким образом, развитие других отраслей экономики, внутреннего рынка, замещение импорта и альтернативных источников энергии могут помочь уменьшить влияние санкций на нефтегазовую промышленность. Эти меры также могут стать драйвером экономического роста и содействовать развитию более устойчивой и диверсифицированной экономики.

В заключение можно отметить, что перспективы и взгляды на будущее в нефтегазовой области представляют собой множество возможностей и вызовов. Однако, несмотря на быстрый технологический прогресс, который дает нам возможность решать все более сложные задачи, все еще остается много нерешенных проблем.

Список литературы

1. Amadi-Echendu J., Niederman F., Singh P. Challenges and opportunities for the petroleum industry amidst the COVID-19 pandemic // Technological Forecasting and Social Change. 2020. № 160. С. 120254.

2. Arora V., Sharma P., Rana R. Economic sanctions and their impact on the global economy // Journal of Economic Structures. 2020. № 9(1). С. 1-19.

3. Carayannis E. G., Campbell D. F. J. Innovation, entrepreneurship, and sustainable energy in the global economy: A case for smart cities, green manufacturing, and green entrepreneurship // Journal of the Knowledge Economy. 2020. № 11(2). С. 439-457.

4. Center for Strategic and International Studies. (2021). Russian Energy Sanctions Tracker. URL: https://www.csis. org/russian-energy-sanctions-tracker (дата обращения: 23.04.2023).

5. Coyle W. T. The US shale revolution and its impact on global energy markets // Journal of Energy Markets. 2020. № 13(2). С. 39-62.

6. Дода Б., Лавлесс М. Влияние западных санкций на энергетический сектор России. Оксфордский институт по изучению энергетики. 2020.

7. International Energy Agency. (2021). Oil 2021 analysis and forecast to 2026. URL: https://www.iea.org/ reports/oil-2021 (дата обращения: 23.04.2023).

8. Газпром. Сайт Газпрома. 2021. URL: https://www. gazprom.com/ (дата обращения: 23.04.2023).

9. Корнеева А. Санкции и нефтегазовая промышленность России. 2021. Natural Gas World.

10. Крыштановская О. Российская элита в кризисе: политические и экономические последствия санкций //

Журнал коммунистических исследований и политики переходного периода. 2020. № 36 (3). С. 328-344.

11. Мировой рынок СПГ иллюзия избытка. URL: https://vygon.consulting/upload/iblock/542/vygon_ consulting_lng_world_balance_2018.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

12. Eia.gov. (2021). US Energy Information Administration. URL: https://www.eia.gov/ (дата обращения: 23.04.2023).

13. Energy.gov. (2021). US Department of Energy. URL: https://www.energy.gov/ (дата обращения: 23.04.2023).

14. The World Bank. (2021). World Bank Open Data. URL: https://data.worldbank.org/ (дата обращения: 23.04.2023).

15. URL: https://www.rbc.ru/business/10/11/2022/636 ba57c9a794735244180c3 (дата обращения: 23.04.2023).

16. URL: https://www.vedomosti.ru/business/ articles/2023/01/20/959881-rossiya-narastila-kitai (дата обращения: 23.04.2023).

17. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_ torgovlya (дата обращения: 23.04.2023).

References

1. Amadi-Echendu J., Niederman F., Singh P. Challenges and opportunities for the petroleum industry amidst the COVID-19 pandemic. Technological Forecasting and Social Change. 2020. No. 160. P. 120254.

2. Arora V., Sharma P., Rana R. Economic sanctions and their impact on the global economy. Journal of Economic Structures. 2020. No. 9(1). Pp. 1-19.

3. Carayannis E. G., Campbell D. F. J. Innovation, entrepreneurship, and sustainable energy in the global economy: A case for smart cities, green manufacturing, and green entrepreneurship. Journal of the Knowledge Economy. 2020. No. 11(2). Pp. 439-457.

4. Center for Strategic and International Studies. (2021). Russian Energy Sanctions Tracker. URL: https://www.

csis.org/russian-energy-sanctions-tracker (accessed: 04/23/2023).

5. Coyle W. T. The US shale revolution and its impact on global energy markets. Journal of Energy Markets. 2020. No. 13(2). Pp. 39-62.

6. Doda B., Loveless M. The impact of Western sanctions on the Russian energy sector. Oxford Institute for the Study of Energy. 2020.

7. International Energy Agency. (2021). Oil 2021 analysis and forecast to 2026. URL: https://www.iea.org/reports/oil-2021 (accessed: 04/23/2023).

8. Gazprom. Gazprom's website. 2021. URL: https:// www.gazprom.com / (accessed: 04/23/2023).

9. Korneeva A. Sanctions and the oil and gas industry of Russia. 2021. Natural Gas World.

10. Kryshtanovskaya O. The Russian elite in crisis: political and economic consequences of sanctions. Journal of Communist Studies and Politics of the Transition period. 2020. No. 36 (3). Pp. 328-344.

11. The global LNG market: the illusion of excess. URL: https://vygon.consulting/upload/iblock/542/vygon_ consulting_lng_world_balance_2018.pdf (accessed: 04/23/2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Eia.gov. (2021). US Energy Information Administration. URL: https://www.eia.gov / (accessed: 04/23/2023).

13. Energy.gov. (2021). US Department of Energy. URL: https://www.energy.gov / (accessed: 04/23/2023).

14. The World Bank. (2021). World Bank Open Data. URL: https://data.worldbank.org / (accessed: 04/23/2023).

15. URL: https://www.rbc.ru/business/10/11/2022/636b a57c9a794735244180c3 (accessed: 04/23/2023).

16. URL: https://www.vedomosti.ru/business/ articles/2023/01/20/959881 - rossiya-narastila-kitai (accessed: 04/23/2023).

17. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_ torgovlya (accessed: 04/23/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.