Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НЕАВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕКАТЕРИНБУРГСКОМ ЦЕНТРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ НЕАВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕКАТЕРИНБУРГСКОМ ЦЕНТРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воздушный транспорт / обслуживание воздушного движения / сборы за аэронавигационное обслуживание / неавиационная деятельность / коммерческие экскурсии / air transport / air traffic control / aeronautical taxes / non-aeronautical activity / commercial excursions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.В. Сливинский, В.А. Кузьменко

В связи с резким сокращением авиационных перевозок в мире, вызванным распространением новой коронавирусной инфекции, экономическим спадом и сокращением доходов предприятий воздушного транспорта, в Екатеринбургском центре обслуживания воздушного движения возникла острая необходимость развивать неавиационные виды деятельности с целью финансово-экономической стабилизации предприятия. Предложены и обоснованы конкретные практические рекомендации по развитию неавиационной деятельности – организация и проведение коммерческих экскурсий на объект обслуживания воздушного движения – диспетчерскую вышку аэропорта Кольцово города Екатеринбурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-AERONAUTICAL ACTIVITY DEVELOPMENT IN EKATERINBURG CENTRE OF AIR TRAFFIC CONTROL

To normalize economical and financial position of Ekaterinburg air traffic control centre, which was caused by air traffic reduction in the world due to COVID-19 spread, there is necessity to develop non-aeronautical activity. Specific and precise practical recommendations for nonaeronautical activity development are found and proposed – commercial excursions to air traffic control tower in Koltsovo airport of the city of Ekaterinburg.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НЕАВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕКАТЕРИНБУРГСКОМ ЦЕНТРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ»

РАЗВИТИЕ НЕАВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕКАТЕРИНБУРГСКОМ ЦЕНТРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

Д.В. Сливинский1, канд. экон. наук, доцент В.А. Кузьменко2, канд. пед. наук, доцент

1Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации 2ФГУП ГК ОрВД филиал «Аэронавигация Урала» 1(Россия, г. Санкт-Петербург) 2(Россия, г. Екатеринбург)

DOL10.244W24П-0450-2021-П-1-210-213

Аннотация. В связи с резким сокращением авиационных перевозок в мире, вызванным распространением новой коронавирусной инфекции, экономическим спадом и сокращением доходов предприятий воздушного транспорта, в Екатеринбургском центре обслуживания воздушного движения возникла острая необходимость развивать неавиационные виды деятельности с целью финансово-экономической стабилизации предприятия. Предложены и обоснованы конкретные практические рекомендации по развитию неавиационной деятельности - организация и проведение коммерческих экскурсий на объект обслуживания воздушного движения -диспетчерскую вышку аэропорта Кольцово города Екатеринбурга.

Ключевые слова: воздушный транспорт, обслуживание воздушного движения, сборы за аэронавигационное обслуживание, неавиационная деятельность, коммерческие экскурсии.

Введение. Последствия пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией, напрямую сказались на интенсивности и объемах воздушных перевозок, резком экономическом «проседании» авиационной отрасли, что сопровождается резким падением доходов авиапредприятий. По данным Росавиации, с января по декабрь 2020 года российские авиакомпании перевезли 69,17 млн пассажиров, что на 46% меньше, чем годом ранее. Так как доходы Екатеринбургского центра ОВД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от авиационной деятельности в 2020 г. резко упали, то в предприятии возникла острая необходимость развивать неавиационные направления в качестве источника дополнительных доходов. По разным прогнозам, восстановление авиационного трафика 2019 года может произойти в 2024 году - разные специалисты говорят о начале или конце года, но не раньше.

1. Основы реализации

неавиационной деятельности на воздушном транспорте.

Основным видом деятельности предприятий воздушного транспорта является авиационная деятельность. Тарифы авиапредприятий, аэропортовые сборы предприятий воз-

душного транспорта РФ регулируются государством и установлены приказом для каждого предприятия воздушного транспорта. Однако средства, которые получает аэропорт, установленные предприятием воздушного транспорта, не всегда возмещают расходы, а значит - возникает необходимость поиска новых источников доходов, связанных преимущественно с развитием неавиационной деятельности предприятий воздушного транспорта.

Развитию именно неавиационной деятельности уделяется особое внимание и в Руководстве по экономике предприятий воздушного транспорта Международной организации гражданской авиации (ИКАО) [1]. Политика ИКАО по развитию неавиационной деятельности предприятий воздушного транспорта заключается в том, что неавиационные доходы фактически являются источником дополнительного дохода и прибыли для любого предприятия воздушного транспорта. Однако увеличение прибыли от неавиационной деятельности не должно негативно повлиять на обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности, а главная задача предприятий воздушного транспорта заключается в обеспечении воздушного движения.

2. Основные производственные и финансовые показатели предприятия.

Анализ производственных и финансово-экономических показателей деятельности ФГУП ГК ОрВД проведён на основе бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за 2018-2020 гг., представленных на официальном сайте предприятия [2].

Уставный капитал компании увеличился за 2018-2020 гг. на 957342 тыс. руб. По состоянию на 01.01.2021 г. в балансе компании присутствует нераспределенная прибыль. К концу периода она снизилась на 18231689 тыс. руб. по сравнению с 2018 г. Заемные средства ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» как на начало, так и на конец периода включают в себя долгосрочные и краткосрочные обязательства. Долгосрочные обязательства за период исследования увеличились на 6567781 тыс. руб. и или на 41,99%. В составе долгосрочных обязательств отсутствуют кредиты и займы. Сумма кредиторской задолженности на 01.01.2021 г. увеличилась по сравнению с положением на 01.01.2019 г. на 658305 тыс. руб. Наблюдается низкий удельный вес кредиторской задолженности. По состоянию на 01.01.2019 г. ее уровень составляет 1,07% общей стоимости имущества компании, а на 01.01.2021 г. - 1,45%. Снижение активов на 5978296 тыс. руб. сопровождается одновременным ростом обязательств компании на 9037966 тыс. руб. за 2019-2020 гг. Поскольку платежеспособность зависит от покрытия обязательств ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» его активами, то можно утверждать, что вследствие того, что обязательства компании увеличились в большей степени, чем стоимость активов, отношение текущих пассивов к текущим активам изменилось и повлекло ухудшение платежеспособности предприятия.

Прогноз банкротства ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» по пятифакторной модели 22 представлен следующим образом:

2018 г. Ъ = 2,754 - вероятность банкротства небольшая от 15 до 20%;

2019 г. Ъ = 2,940 - вероятность банкротства малая до 15%;

2020 г. Ъ = 2,168 - средняя вероятность краха предприятия от 35 до 50%.

За анализируемый период ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» имеет нестабильную рыночную финансовую устойчивость. Отрицательная динамика почти всех полученных коэффициентов свидетельствует о снижении рыночной финансовой устойчивости. Обобщая вышеизложенное, мы приходим к выводу, что в предприятии необходимо формировать и стремительно развивать другие источники доходов, не связанные с получением сборов от аэронавигационного обслуживания, а именно -от неавиационной деятельности.

3. Рекомендации по развитию неавиационной деятельности в предприятии.

Основная рекомендация по развитию неавиационной деятельности - организация и проведение коммерческих экскурсий для граждан на аэродромной диспетчерской вышке в аэропорту Кольцово города Екатеринбурга. Нами доказано, что решение реализовать данную коммерческую услугу положительно скажется на доходах Екатеринбургского центра обслуживания воздушного движения, и данный опыт впоследствии может быть экстраполирован на другие структурные единицы Госкорпорации по ОрВД. Данную экскурсию сможет посетить любой желающий совершеннолетний гражданин Российской Федерации. Для этого потребуется заблаговременно оставить заявку на сайте предприятия, где необходимо будет заполнить небольшую форму-анкету для оформления разового пропуска. Диспетчерская вышка в Кольцово находится непосредственно в пассажирском терминале, что существенно упрощает задачу проведения и организации экскурсии, поэтому любой желающий пассажир может ее посетить, например, перед вылетом своего рейса, просто поднявшись на лифте на верхний этаж в здании аэровокзала, то есть до нее не нужно добираться по территории аэродрома на спецтранспорте в сопровождении представителей службы авиационной безопасности, получая дополнительно пропуск на аэродром, надевая специальный отличительный жилет и т.д. Таким образом, вся

организация осуществляется силами Екатеринбургского центра ОВД, что во многом упрощает и удешевляет задачи проекта. При этом дополнительного найма персонала не предполагается, сотрудникам,

Таблица 1. Текущие расходы предприятия

осуществляющим организацию и проведение экскурсий, будут осуществляться доплаты к основной заработной плате. Затраты на оплату труда персонала, рекламу и налоги представлены в табл. 1.

Год З/п сотрудникам, руб. Расходы на рекламу, руб. Налоги с з/п, руб. Итого

2020 600 000 56 290 186 000 842 290

2021 630 000 58 950 195 300 884 250

2022 661 500 61 838 205 065 928 403

2023 694 575 64 869 215 318 974 762

2024 729 304 66 853 226 084 1 023 441

Показатели чистой прибыли от реализации проекта представлены в таблице 2. Таблица 2. Показатели чистой прибыли на 2020-2024 гг.

Год Выручка, руб. Себестоимость, руб. Налоговые отчисления, руб. Чистая прибыль, руб

2020 1 674 000 841 000 669 600 163 400

2021 2 148 300 883 050 859 320 405 930

2022 2 700 720 927 203 1 080 288 693 230

2023 3 342 141 973 563 1 336 856 1 031 722

2024 4 084 839 1 022 241 1 633 936 1 428 663

При реализации проекта 79% затрат на проведение экскурсий составляет реклама. Отметим, что данное соотношение характерно только для первого года реализации проекта, так как впоследствии затраты на рекламу будут меньше. Максимальный расход предполагается в первый год реализации проекта. Затем расход имеют тен-

денцию к снижению, главным образом, за счёт уменьшения расходов на рекламу, так как в первые годы проект будет популяризироваться, а затем он станет известным в городе.

Соотношение затрат и доходов отражено на рис. 1.

2500000

2000000

1500000

ю а

1000000

500000

1584000

1440000

2108304

1916640

1742400

670000 670000

650000 650000

000 000

0

2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г. 2026 г. ■ Доходы ■ Расходы

Рис. 1. Соотношение затрат и доходов при реализации проекта

Выручка от реализации проекта имеет за пять лет прирост выручки составит устойчивую тенденцию к росту. В целом 46,41%. Переменные затраты будут сни-

жаться с 120 тыс. руб. до 15 тыс. руб. в 2026 г. Соответственно, валовая прибыль увеличится на 107,47%.

Заключение. В связи с пандемией в 2020-2021 гг., спрос на авиаперевозки резко сократился, что сильно ухудшило финансовое положение предприятия. Для повышения доходности предприятия было предложено внедрить идею проведения коммерческих экскурсий. Данный проект будет полностью реализован филиалом «Аэронавигация Урала». Управленческие расходы будут учтены в финансовой отчетности данной организации. При реализации экскурсии «Один день из жизни авиадиспетчера» потребуются затраты на рекламу в размере 310 тыс. руб., затраты на изменение сайта в размере 50 тыс. руб. и затраты на оплату труда экскурсоводов в размере 360 тыс. руб. Таким образом, затраты составят 720 тыс. руб. в первый год проекта. Выручка от реализации проекта имеет устойчивую тенденцию к росту. В целом за пять лет прирост выручки составит 46,41%. Переменные затраты будут снижаться с 120 тыс. руб. до 15 тыс. руб. в

2026 г. Соответственно, валовая прибыль увеличится на 107,47%. Маржинальный доход увеличивается с каждым годом и к концу 2026 г. должен составить 2093304 руб. Общий прирост за пять лет составит примерно 58,6%.

Сила операционного рычага (отношение маржинальной прибыли к валовой прибыли) в 2022 г. составит 1,75%. Так, увеличение выручки на 10% должно давать 75%-ное увеличение валовой прибыли (10% * 1,75). Однако видно, что сила операционного рычага снижается на протяжении 2022-2026 гг., при этом имея высокое значение.

Так как чистый дисконтированный доход за 2022-2026 гг. положителен, то предлагаемые мероприятия в ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» однозначно следует осуществить. Дисконтированный срок окупаемости инвестиций равен 8 месяцам. Предлагаемый нами проект имеет инвестиционную

привлекательность, так как сможет обеспечить дополнительную отдачу капитала.

Библиографический список

1. Руководство по экономике предприятий воздушного транспорта // Международная организация гражданской авиации, 999 University Street, Montréal, Quebec, Canada H3C 5H7 // электронный ресурс: Режим доступа: https://www.icao.int/publications/Documents/9562_3ed_ru.pdf

2. Официальный сайт ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://gkovd.ru/ (дата обращения 03.06.2021)

NON-AERONAUTICAL ACTIVITY DEVELOPMENT IN EKATERINBURG CENTRE OF

AIR TRAFFIC CONTROL

D.V. Slivinsky1, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor V.A. Kuzmenko2, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor 1Saint Petersburg State University of Civil Aviation, 2 FSUE GK ATM branch "Air Navigation of the Urals"

1 (Russia, St. Petersburg)

2 (Russia, Yekaterinburg)

Abstract. To normalize economical andfinancial position of Ekaterinburg air traffic control centre, which was caused by air traffic reduction in the world due to COVID-19 spread, there is necessity to develop non-aeronautical activity. Specific and precise practical recommendations for non-aeronautical activity development are found and proposed - commercial excursions to air traffic control tower in Koltsovo airport of the city of Ekaterinburg.

Keywords: air transport, air traffic control, aeronautical taxes, non-aeronautical activity, commercial excursions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.