УДК 338.22.021.2
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
Р.Г. МАЛЫШЕВ
Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.
В статье рассматриваются вопросы целесообразности создания систем дистанционного обслуживания воздушного движения в России.
Ключевые слова: обслуживание воздушного движения, эффективность, безопасность, средства наблюдения.
Провайдеры аэронавигационного обслуживания (АНО) во всём мире сталкиваются с проблемой рентабельности предоставления диспетчерского обслуживания на аэродромах с низкой интенсивностью воздушного движения. Условно-постоянные расходы С(.) на содержание диспетчерского пункта, практически не зависящие от количества обслуженных взлётов-посадок1 воздушных судов (ВС), при этом не покрываются сборами за обслуживание (рис. 1).
Прибыль
Рис. 1. Области эффективной и неэффективной работы диспетчерского пункта
Минимальное количество обслуженных ВС должно равняться N0, чтобы существование диспетчерского пункта на конкретном аэродроме было экономически оправдано. Безусловно, диспетчерское обслуживание является фактором, повышающим уровень безопасности полётов, однако при низкой интенсивности воздушного движения и риски авиационных событий существенно ниже: там, где никто не летает нет и авиационных рисков.
В мире существуют различные варианты решения этой проблемы:
- дотирование АНО на нерентабельных аэродромах за счёт сборов на трассах, либо из бюджетов заинтересованных сторон (муниципалитетов, предприятий и пр.);
1 http://dic.academic.m/dicлsШic_economic_law/16803/условно
- прекращение аэронавигационного обслуживания (Минтранс США принял решение с 7 апреля 2013г. закрыть 149 контрольно-диспетчерских пунктов из 250, находящихся в федеральном ведении2);
- создание новых технических систем и процедур ОВД, менее затратных по сравнению с традиционными (удалённое ОВД) и пр.
В настоящей статье рассматривается перспективная технология удалённого или дистанционного ОВД.
Удалённое ОВД - это, по сравнению с существующей, менее затратная технология обслуживания (организации) воздушного движения, позволяющая в полном объёме оказывать пользователю услуги на аэродроме при взлёте, посадке и рулении.
Суть этой технологии состоит в том, что на территории аэродрома вместо строительства и содержания вышки командно-диспетчерского пункта (КДП) и стартовых диспетчерских пунктов (СДП) устанавливаются стационарные видеокамеры с высоким разрешением и переменным фокусным расстоянием (зумом).
Информация с этих видеокамер передаётся на мониторы или проекторы виртуального диспетчерского пункта, который теоретически может быть расположен на значительном удалении от контролируемого аэродрома. Видеокамеры могут быть установлены практически в любой точке аэродрома. При этом уровень безопасности полётов повысится за счёт большей осведомлённости диспетчера о поверхности аэропорта и окружающего воздушного пространства. В традиционном варианте диспетчер посадки и руления может использовать только бинокль для идентификации типа воздушного судна, оценки его посадочного положения, наблюдения за территорией маневрирования. Видеокамера же с учётом современных возможностей обработки изображения (приближение, наблюдение в инфракрасном диапазоне, автоматическая селекция движущихся объектов, идентификация объектов и пр.) позволит автоматизировать отдельные операции, существенно повысит информированность диспетчера, в том числе и в условиях ограниченной видимости на взлётно-посадочной полосе (ВПП), всей площади маневрирования аэродрома и в окружающем воздушном пространстве (рис. 2).
ВПП
СДП
$ о
СДП
о
видеокамеры
виртуальный
КДП
Рис. 2. Вариант структуры виртуального КДП
; http://www.faa.gov/news/testimony/news_story.cfm?newsId=14514
Технология удаленного ОВД, разработанная Saab при участии государственного провайдера АНО Швеции - предприятия LFV, в мае 2011 г. была успешно продемонстрирована международной аудитории в Мальме .
Аналогичные проекты разрабатывается по инициативе национальных провайдеров АНО Австралии (Airservices Australia), Канады (NAV CANADA), США (FAA).
Во второй половине 2012 года планировалось проведение оценки технологии управления воздушным движением в районе аэродрома Алис-Спрингс из центра ОВД в г. Аделаида (Австралия) на расстоянии около 1500 км4. Результаты оценки официально ещё не опубликованы (рис. 3).
Рис. 3. Проект дистанционного ОВД Airservices Australia (2012 г.)
С 19 по 30 ноября 2012 г. в Штаб-квартире ИКАО (Монреаль, Канада) состоялась 12-я Аэронавигационная конференция (AN-Conf/12). В рамках пункта 2 повестки дня конференции «Операции на аэродроме - повышение эффективности работы аэропортов» в том числе обсуждался вопрос дистанционного обслуживания воздушного движения.
Комитет поддержал предложение о включении модуля, касающегося дистанционно управляемых аэродромных диспетчерских пунктов, в процесс блочной модернизации авиационной системы (Aviation System Block Upgrades) и предложил распространить этот принцип на весь спектр деятельности в области дистанционного обслуживания воздушного движения.
На рис. 4 приведена карта модульной программы повышения эффективности работы аэропортов из отчёта 12-й Аэронавигационной конференции, на которой в том числе обозначен модуль B1-81: REMOTELY OPERATED AERODROME CONTROL MANEGMENT.
3 http://www.lfv.se/en/News/Nyheter-2011/Remote-tower-operations-a-step-closer-to-realisation/
4 http://www.airservicesaustralia.com/projects/remote-tower-technology/
Agenda Item2: Aerodrome operations - improving airport performance 2.1: Airport capacity
Performance
Improvement
Areas
Greener
Airports
Globally Interoperable Systems and Data
Optimum Capacity and Flexible Flights
Efficient Flight Path
Block 2
(2023)
Block 3
(2028 & >)
у
BO-65: optimization of approach _ PROCEDURES «CUBING VERTICAL GUIDANCE OPTIMIZED AIRPORT ACCESSIBILITY
B0-70; INCREASED RUN WAY THROUGHPUT —. — — Bl-70: INOttASESRUNWRT IHMXRiHIVI ГНЮШаН L _ _ THROUGH ШЕ TURBULENCE SEPARATION SYM^W*«TIJMuLlS« SEPARATION — B2-70: ADVANCED WAKE TURBULENCE SEPARATION
“ B2-15! LINKED АМАП/ОМДМ
" — 83-15:
OFAMAH/DMAN'SMA*
BO-75: SAFETY AND EFFICIENCY Of 5URFACE OPERATIONS (A-SMGG LEV‘SLl'2
BO-80: и
- -
, Bl-75i enhanced safety anoefhcjenctof SURFACE OPERATIONS [A-SMGCS.'SURFIAJ AND №
IROUSHACSMTOTAL ABIPQRT МИЧЧОЕМ!
B0-30: SERVICE IM PSOVEMEVT THROUGH DIGITAL m ' AERONAUTICAL INFORMATION WAMQEMENT 60-25; INCREASED INTEROPERABILITY, EFFtCIBKV AND CAPACITY THFIOJGH «
B0-105: METEOROLOGICAL INFORMATION SUPPORT) 4-3 ENHANCED CPE RATIONAL EFFICIENCY ' Eanefwett_____________________________________.
„В1-10: SERVICE INTE-aWTICH OF All DKWTAL АГМ INFORM^ Bl-2Sl INCREASED INTEROPERABILITY, I Чаш capacity tkm tr-i<xji application BEFORE OtPARTURE Bl-3il PERFORMANCE BMPROVEMENTTHftOI THE APPLICATION OF SYSTEM WIDE
MAMnaiaiT|W)___________________'
В1-105: ENHANCED OPERATIONAL DEQ544X45 — THROUGH INTECRATED METEOROLOGICAL I4FORM ATIQN •: PLANNING SERVICE}______________
SO-10; IMPROVED OPERATIONS THROUGH
B1-81: REMOTELY OPERATED AERODROME CONTROL MANEGMENT
BG-S6: IMPROVED ACCESS TO OPTIMUM FUGH LEVELS THROUGH CLIMB/OeSC£M PROCEDURES tSINSAOS'B
BO-IOI; ACAS IFlWROVEMENTS
B0-102 ; INCREASES’ EFFECTJVENESS Of GROUND EASED5AFETY (NETS
B0-40: IMPROVED SAFETY AMD EfF*CIE*Y THROUGH THE INITIAL APPUCAT ION OF DATA HI
— -
B2-65: AIRBORNE SEPARATION
_ e Б1-102; GROUND BASED SAFETY NETS Of
•В2-Ю1: NEW COLLISION AVOIDANCE SYSTEM
“■ ""““Вг-ОБ: OPTIMIZED AKWYALS IN DENSE AIRSPACE — — — ■ В1-05: PULLlfiTRAIECTORY BAUD OPERiTlOftS
Bl-90 MITIAL INTEGRATION OF «МОТИЛ.
Рис. 4. Операции на аэродроме - повышение эффективности работы аэропортов (DRAFT REPORT OF THE COMMITTEE ON AGENDA ITEM 2)
Разработка положений ИКАО в отношении дистанционного обслуживания воздушного движения (AN-Conf/12-WP/4, 7/5/12) ИКАО:
a) обновить дополнительные руководящие принципы, касающиеся систем наблюдения, бортовых и наземных систем связи;
b) подготовить требования к использованию датчиков и технологий индикации вместо визуального наблюдения за воздушным движением при обслуживании воздушного движения;
c) подготовить требования к подготовке персонала службы обслуживания воздушного движения (ОВД) и летных экипажей, выдаче свидетельств персоналу служб ОВД и соответствующим процедурам дистанционного обслуживания воздушного движения5.
Удалённое ОВД имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- взлётно-посадочную полосу диспетчер сможет наблюдать с нескольких точек, где установлены видеокамеры, в отличие от традиционного визуального контроля с диспетчерского пункта;
5 http: //www.icao.int/Meetings/anconf12/Draft%20Reports/AN ConfWP 157.2.EN .REV .pdf
- возможности обработки изображения - видео в инфракрасном диапазоне, распознавание образов, селекция движущихся объектов, автоматизация контроля занятости ВПП и пр. безусловно послужат повышению уровня безопасности полётов;
- стоимость инсталляции виртуальной вышки на 50-75% ниже, чем объем инвестиций, необходимых для строительства новой вышки;
- эксплуатационные затраты на содержание виртуального КДП существенно ниже, чем на содержание реальных диспетчерских пунктов;
- один виртуальный диспетчерский пункт позволит заменить несколько реальных на аэродроме или обслуживать несколько аэродромов при невысокой интенсивности полётов;
- эта технология может служить дополнительным или резервным средством на существующих традиционных диспетчерских пунктах.
Подобная технология фактически применяется в России при создании укрупнённых центров ОВД. Разница лишь в составе передаваемой информации. Сейчас в укрупнённый центр с периферийных позиций транслируется радиолокационная, радиопеленгационная и связная информация. Для удалённого ОВД дополнительно потребуется трансляция видеоинформации. Необходимо идеологически принять видеокамеру как средство наблюдения так же, как и радиолокатор.
Учитывая вышеперечисленные достоинства системы удалённого ОВД и рекомендации ICAO, не остаётся сомнений в целесообразности использования этой технологии в целях повышения безопасности воздушного движения и эффективности ЕС ОрВД России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Руководство по требованиям к системе организации воздушного движения: Doc 9882 ICAO.
2. Одиннадцатая аэронавигационная конференция, Монреаль, 22 сентября - 3 октября 2003 г., рабочий документ МАК: AN-Conf/11-IP/38.
3. Воздушный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ.
4. TWELFTH AIR NAVIGATION CONFERENCE. DRAFT REPORT OF THE COMMITTEE ON AGENDA ITEM 2. ANConf. 12.WP.157.en.docx.
5. Радиотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь. Сертификационные требования: Федеральные авиационные правила: утв. приказом директора ФСВТ России от 11 августа 2000 г. № 248.
REMOTE SERVICE OF AIR TRAFFIC
Malyshev R.G.
In article questions of expediency of creation of systems of remote service of air traffic in Russia are considered.
Key words: service of air traffic, efficiency, safety, watch facilities.
Сведения об авторе
Малышев Роман Григорьевич, 1959 г.р., окончил Куйбышевский авиационный институт им. С.П. Королёва (1982), Международный институт рынка (2008), начальник службы ЭРТОС филиала "Аэронавигация Центральной Волги" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", область научных интересов -экономическая эффективность аэронавигационного обслуживания воздушного движения, перспективные технологии ОВД.