Б01 10.24412/с1- 37222-2023-2-360-369
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСПЕШНОГО МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ
Л.В. Петросян1, К. Лакнер2
1Российско-Армянский(Славянский) университет 2 Зальцбургский университет lianna.petrosyan@rau.am, christoph.lackner@stud.sbg.ac.at
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с образованием и навыками ХХ1в., необходимыми студенту для достижения успехов не только в будущей профессиональной деятельности, но и в жизни. Вследствие этого возникает необходимость пересмотра методики преподавания РКИ в университете с точки зрения образовательной ценности для студентов. Именно поэтому здесь подчеркивается важность введения социально-эмоционального обучения (СЭО) на занятия по РКИ. Предлагается авторская концепция построения занятия по РКИ, основанная на выработке у современных студентов практических навыков успешного межличностного общения. На основании разработанного по авторской методике и проведенного урока на тему «Ненасильственное общение» установлено, что введение СЭО на занятия по РКИ повышает интерес студентов к изучению русского языка при отсутствии реальной языковой среды, а также способствует развитию гибких навыков, необходимых современному студенту. В настоящее время СЭО становится необходимым условием любого образовательного процесса.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, социально-эмоциональное обучение, ненасильственное общение, контентно-ориенти-рованное обучение, навыки XXIв.
Введение
В современном мире в контексте глобализации, многочисленных кризисов, миграции, пандемии COVID-19 все чаще возникают проблемы, связанные с социальной сплоченностью, распределительной справедливостью, межкультурными отношениями. Воздействие этих процессов, безусловно, сказывается на всех слоях населения, но особенно негативно на социальном и эмоциональном развитии молодого поколения [1]. А как известно, необходимым условием для социального и экономического благополучия любого социума является воспитанное, высококвалифицированное и хорошо образованное общество. Решающим же фактором в обеспечении людей знаниями, позициями, умениями и компетенциями для эффективного участия в социальной, эконо-
мической и культурной жизни является образование. В связи с этим нам необходимо понимать, что образование в постоянно меняющемся современном мире должно являться той средой, в которой человек получает не только знания о конкретной дисциплине, но и необходимые навыки и инструменты для применения их на практике и достижения поставленных целей не только в работе, но и в течение всей жизни. Так, Всемирной организацией здравоохранения были определены центральные жизненные навыки, которые включают в себя группу психосоциальных навыков и компетенций успешного межличностного общения [2]. Данные жизненные навыки позволяют людям успешно адаптироваться к жизненным ситуациям, принимать решения, критически и творчески мыслить, строить здоровые отношения с другими людьми, справляться с проблемами и требованиями повседневной жизни и мн. др.
В связи с этим считаем, что необходимо постоянно пересматривать наши образовательные стратегии, чтобы мотивировать студентов к самостоятельным и осознанным действиям как в рамках учебного процесса, так и в общественной жизни, что позволит молодому поколению освоить навыки, необходимые в любых жизненных ситуациях.
Материал и методы
Образование - это вечный спор. При нынешнем методическом подходе жизненный мир и наука объединяются посредством предметной дидактики, в центре которой находится ориентация на проблему. Исследования в области мотивации, преподавания, обучения и нейродидактики показали, что люди учатся более эффективно, когда могут связать обучение со своим собственным жизненным миром, принимать собственные решения, искать и находить выходы из проблемных ситуаций [3]. Ориентация же на науку предполагает изучение основных проблем, описание и решение которых находит свое отражение в нормативных документах [4, 5].
Проблемно-ориентированное обучение ХХ1в. необходимым образом должно вносить конкретику в образовательный процесс, именно поэтому дидактика оказывается обращенной к нам на субъектном уровне. Мастерство преподавателя заключается в том, чтобы свести воедино индивидуальные и общие образовательные цели таким образом, чтобы каждый студент смог понять, что даже те вопросы, которые пока не затрагивают его лично, могут или будут приобретать индивидуальное или общественное значение.
Кроме того, надо понимать, что образование неотделимо от общественного контекста, поэтому процесс обучения в основе своей носит социальный
характер. И как говорил Л.С. Выготский, «только то обучение является хорошим, которое забегает "вперед развития" и указывает нам зону ближайшего развития, что поможет нам определить "завтрашний день" ребенка, динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания» [6:332]. Зоны ближайшего развития могут быть сформированы только в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, что позволяет способствовать постепенному становлению внутренних психических процессов субъекта. Таким образом, обучение является социальным процессом и строится не только на взаимодействии студента и преподавателя, но и на взаимодействии студентов друг с другом.
Поэтому особую актуальность приобретает развитие у студентов навыков позитивного и успешного общения, которое является частью социально-эмоционального обучения (СЭО). Программа СЭО позволяет эффективно развивать у студентов 5 основных навыков:
• Самосознание включает в себя понимание собственных эмоций, личных целей и ценностей, умение дать точную оценку своих сильных и слабых сторон, а также способности понять, как взаимосвязаны наши мысли, чувства и действия и как они влияют на наше поведение;
• Самоуправление требует навыков и отношений, которые способны регулировать эмоции и поведение — такие, как контролировать различные импульсы, справляться со стрессом, преодолевать трудности для достижения личных и образовательных целей.
• Социальная осведомленность включает в себя знание социальных норм поведения, а также способность понимать, сопереживать и чувствовать сострадание к людям другой культурной принадлежности или иного социального класса.
• Навыки взаимоотношений включают способность действовать в соответствии с социальными нормами и помогают учащимся устанавливать и поддерживать здоровые и доверительные отношения: активное слушание, эффективное общение, сотрудничество, конструктивное урегулирование конфликтов и др.
• Ответственное принятие решений - умение делать конструктивный выбор в отношении личного поведения и социальных взаимодействий в различных условиях, что требует способности учитывать этические стандарты, вопросы безопасности, поведенческие нормы, благополучие себя и других, реалистично оценивать последствия различных действий [7].
И, несмотря на то, что разговоры о важности и необходимости введения
СЭО в России ведутся уже более 15 лет, проблема заключается в том, что, в основном, все программы обучения рассчитаны на детей школьного возраста [8, 9]. При этом важно понимать, что СЭО не является отдельной самостоятельной дисциплиной, но может стать естественным и необходимым элементом любого образовательного предмета. В контексте образовательной политики ХХ1в. мы все чаще обращаемся к развитию у наших студентов так называемых «мягких навыков», которые подготавливали бы студентов к будущей профессиональной деятельности и жизни в постоянно меняющемся мире. Исходя из вышесказанного, включение социальной, эмоциональной и коммуникативной компетенций в учебный процесс оказывается обязательным компонентом, что подтверждется эмпирическими исследованиями в данной области [10]. Вследствие этого, нам необходимо пересмотреть наши стратегии обучения, что касается преподавания всех дисциплин, в том числе и преподавания русского как иностранного.
Необходимо донести, что СЭО - не очередной тренд, а отсутствующий образовательный компонент, который демонстрирует, как можно готовить студентов к успешной деятельности не только в университете, но и в социуме, на работе и в жизни.
Авторская разработка урока по теме «Ненасильственное общение»1 на основе СЭО, впервые примененная на занятии по РКИ в Российско-Армянском университете, демонстрирует начальный подход к решению данной задачи.
Можно продемонстрировать вышесказанное на конкретном примере разработанного нами занятия по РКИ для продвинутого уровня. Выбор темы нашего занятия «Ненасильственное общение» (ННО) определялся следующими факторами: во-первых, принимали во внимание ментальность армянской аудитории, которая очень часто ведет себя импульсивно, что может привести к конфликтным ситуациям. Во-вторых, на втором сертификационном уровне от студента требуется умение выражать и выяснять различные виды эмоциональной оценки адекватно своему социальному статусу в социально и психологически значимых ситуациях общения [4, 8]. В-третьих, мы попытались наделить образовательный материал ценностью для современного студента, в результате которого он приобретает необходимые навыки для разрешения подобных ситуаций в будущем.
Концепция ННО может быть использована почти во всех областях, где возникают конфликты. Метод ненасильственного общения возник благодаря
1 Полную версию урока можно скачать по ссылке: https://www.edxtool.com/post/нена-сильственное-общение.
участию Маршала Розенберга в работе организации «Американское движение за гражданские права» в начале 1960-х гг., когда он помогал бороться мирным путем с расовой сегрегацией в школах и других государственных учреждениях. Считая, что произнесенные людьми слова часто могут причинять боль, М. Розенберг рассматривал факторы, влияющие на то, как мы поддерживаем эмпатию, а также изучал роль языка в общении с людьми. Именно поэтому метод получил название «ненасильственное общение» [11].
Формула ННО состоит из этих последовательных 4-х шагов, следуя которым, можно целенаправленно продвигать процесс коммуникации:
1. Наблюдать, не оценивая. Люди привыкли, описывая события, оценивать их. В таком случае собеседники слышат критику и в ответ защищаются, либо нападают. Поэтому лучше всегда заменять оценивание наблюдением. Необходимо выработать в себе способность сознательно различать ситуации, когда мы наблюдаем и рассказываем о чем-либо и когда мы начинаем описывать наблюдаемую картину, добавляя наши представления и «навешивая ярлыки».
2. Выражение чувств и эмоций. Наши эмоции помогают нам жить, они связывают нас с бытием, дают нам понять, как мы относимся к различным жизненным ситуациям, насколько удовлетворены наши собственные потребности. Когда мы открыто и ясно выражаем свои чувства, окружающим легче разговаривать с нами открыто и по-доброму.
3. Подтверждение потребностей. ННО предлагает думать о потребностях как о причине наших чувств и действий. Потребность отвечает на вопрос, что именно нужно кому-либо, и заставляет нас стремиться к этому. Чем лучше мы научимся связывать наши чувства с нашими потребностями, тем легче будет другим людям пойти нам навстречу и ответить с пониманием.
4. Высказывание просьбы. Последний шаг связан с ясностью выражения и четкостью запроса. Негативно построенные просьбы чаще всего вызывают сопротивление, поэтому необходимо понятно формулировать то, в чем мы нуждаемся, что позволит собеседнику предпринять конкретные действия [12].
Практическая разработка данного коммуникативного метода на занятиях по РКИ позволяет студентам ознакомиться с содержанием ННО, приобрести важные навыки, необходимые во многих жизненных ситуациях, что и представляется в разделе результатов.
Материал и план урока
Конкретными целями данного тематического комплекса занятий являлось:
• уметь выражать и выяснять различные виды эмоциональной оценки адекватно своему социальному статусу в социально и психологически
значимых ситуациях общения;
• пополнить эмоциональный словарь;
• понимать и выражать как собственные эмоции и потребности, так и распознавать эмоции и потребности других людей;
• активно слушать и поддерживать здоровые отношения;
• выбирать тип поведения с целью конструктивного урегулирования ситуации;
• преодолевать трудности для достижения личных и образовательных целей.
Поставленные цели ориентированы на таксономию Б. Блума [13] и Стандарт по русскому языку как иностранному [4].
Поскольку разработанное нами занятие рассчитано на 6-ти академических часов и состоит из 4-х тематических блоков, которые соответствуют шагам ННО, попытаемся продемонстрировать вышесказанное лишь на одной части нашего урока по ННО.
Каждый блок имеет единообразную структуру и предваряется рубрикой «Давайте подумаем!», в которой мы предлагает студентам ответить на вопросы, которые подвели бы их к самой теме:
^ Напишите в тетради, какие эмоции Вы испытываете в тех или иных ситуациях. Попытайтесь объяснить, почему? (Напр.: Я злюсь, когда меня просят все время что-то сделать, так как мне кажется, что меня используют).
^ Насколько часто в Вашей жизни Вы наблюдаете ситуации, в которых люди ведут себя агрессивно? Приведите примеры.
^ Можете ли Вы сдерживаться и не отвечать агрессивно, если Ваш собеседник выводит Вас из себя своим поведением?
^ Как часто Вы сами ведете себя импульсивно? В каких случаях? Опишите свое эмоциональное состояние.
^ Какие эмоции Вы испытываете чаще - позитивные или негативные?
^ Как Вы думаете, нужны ли нам вообще эмоции?
После данного задания студентам для чтения предлагается адаптированный отрывок текста из книги «Мечта жирафа», чтобы познакомиться с одним из шагов метода:
Наблюдать, не оценивая
Это важный элемент общения без агрессии. Описывая события, мы привыкли рассказывать не о том, что мы увидели, а то, как мы оцениваем данное событие. Например, сравним высказывания об одном и том же событии:
- «Ты пришел через 20 минут после начала фильма!» (наблюдение);
— «Ты опять опоздал!» (негативная оценка, выраженная с помощью интонации).
В ходе чтения учащиеся сравнивают и анализируют приведенные примеры, выявляют элементы оценки в высказываниях.
Рефлексия, которая следует за прочитанным отрывком, призвана направить внимание студентов к их собственному опыту: они пытаются вспомнить и записать ситуации, когда были недовольны чем-то и как они реагировали на это? Выразили ли они негативную оценку или просто констатировали факт? Во время данного задания студенты учатся формулировать свои мысли так, что избежать оценки, понимают, какие слова не надо употреблять. После проведенного анализа учащимся предлагается потренировать свои умения на тестовом задании, в котором предлагается выбрать только те утверждения, которые являются наблюдениями без оценки:
^ Позавчера Саша рассердился на меня без всякой причины.
^ Вчера вечером Маша грызла ногти, когда смотрела телевизор.
^ На совещании Юрий не стал спрашивать моего мнения.
^ Мой отец - хороший человек.
^ Анатолий слишком много работает.
^ Иван агрессивен.
^ Ежедневно на этой неделе Оля поднимала руку на уроке литературы.
^ Ребенок часто не чистит зубы.
^ Женя сказал мне, что в желтом я плохо выгляжу.
^ Когда я разговариваю с тетей, она только и делает, что жалуется.
Большое значение придается работе с лексикой. В связи с этим студентам предлагается создать свой эмоциональный словарь. Вписывая в таблицу положительные, отрицательные и нейтральные эмоции, учащиеся не только пополняют свой эмоциональный словарь, но и учатся распознавать синонимы по степени возрастания эмоций, а также подбирать к ним антонимы.
Важная роль отводится работе в парах. В таких заданиях, как, например, «Подумайте, о чем бы вам сейчас хотелось бы попросить друга (подругу); Спросите у родителей, сможете ли вы следующие выходные провести за городом с подругой?» студенты должны построить диалоги в парах и обсудить с напарником, правильно ли были сформулированы данные просьбы. Таким образом, за счет умений вступать в коммуникацию, активно слушать, мыслить критически студенты в группе находят решение предложенной проблемы.
В век технологий невозможно обойтись без внедрения цифровых инструментов в занятие, тем более, что современные студенты хорошо ими владеют
и с удовольствием решают поставленные задачи в онлайн-среде. Именно поэтому в течение всего урока мы применяем различные цифровые технологии и приложения. Так, для закрепления материала, была создана виртуальная доска РаШе^ перейти к которой можно было по QR-коду. Учащимся предлагалось ответить на замечания собеседника, используя известную им уже формулу ННО. При выполнении данного задания каждый участник не только записывал свои варианты, но и видел ответы других студентов и мог их комментировать. Таким образом создавалось сообщество, которое сообща справлялось с поставленной перед ними задачей.
Используя взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности, мы, конечно же, не могли обойти вниманием аудирование. Для этого студентам предлагается посмотреть двухминутный отрывок из фильма «Развод по-американски»2 в центре которого конфликт, происходящий между мужем и женой. Перед просмотром студентам предлагались общие вопросы, на которые они должны были обратить внимание во время просмотра видео: «Кто персонажи ролика? Где они находятся? Чем они занимаются в момент разговора? О чем они говорят? Можно ли это назвать обычной беседой мужа и жены? Объясните, почему вы так подумали? Как они себя ведут? Кто какую позицию занимает в разговоре?» После анализа ситуации, студентам предлагалось выступить в роли экспертов и заполнить таблицы, проанализировав эмоции, потребности, диалог героев и показав, что именно они делают правильно, а что нет, исходя из метода ННО.
В заключение урока студентам предлагалось оценить метод ННО, написав небольшой текст по предложенным вопросам: «Что лежит в основе метода ННО? Для чего он нам нужен? Как изменилось ваше отношение к общению после данного урока? Будете ли вы использовать его в своей жизни и почему?»
Выводы
Материал и метод ННО студенты воспринимали с интересом, так как это нарушало их привычное восприятие занятия по языковой дисциплине. Анкетирование студентов показало, что средняя оценка разработанной темы и изученного метода составила 9 баллов из 10. Чтобы не быть голословными, приведем мнения студентов:
«Яуже начала применять его в своей жизни, что, кажется, внесло мир в разговор».
«Это действительно хороший метод, и он мне очень понравился после
2 https://www.youtube.com/watch?v=ANkb0n1xQCw
прохождения курса, потому что он учит нас бесконфликтному общению или максимальному уменьшению присутствия конфликта во время разговора».
«После данного урока я начала задумываться над тем, как я выражаюсь и как высказываю что-то кому-то».
«Метод ННО мне очень помог. Сейчас я могу лучше понимать свои эмоции и правильно выражать их. Я определенно буду использовать этот метод в жизни».
Данное контентно-ориентированное занятие показало: русский язык в отсутствие языковой среды может служить инструментом для решения социально-эмоциональных проблем, возникающих в жизни каждого человека. Таким образом, формируется интерес к изучению русского языка: студенты понимают, что язык не простой набор правил, а средство достижения целей - учиться «навыкам жизни». Способность же выражать свои мысли, думать, общаться и действовать в значительной степени зависит от языковой компетенции.
Мы считаем, что в рамках любого предмета, студенты должны иметь возможность с помощью языка и посредством языка использовать и расширять свои когнитивные, эмоциональные, социальные и творческие способности. Именно поэтому мы настаиваем, что СЭО - это необходимый компонент любого образовательного процесса. Столкновение с различными условиями социализации позволяет понять, что мировоззрение и структуры мышления формируются прежде всего лингвистически. Но еще очень важно, чтобы современные студенты могли распознавать и определять проблему, самостоятельно искать пути выхода из возникших проблем и критически оценивать не только обстоятельства, но и собственные действия. И роль преподавателя - помочь учащимся научиться решать возникающие вопросы, как с самими собой, так и с другими людьми, конструктивно для всех заинтересованных сторон.
Разработанное нами занятие по развитию навыков ненасильственного общения может быть адаптировано для конкретной аудитории и использовано не только в вузах, но и в старших классах школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Bonsaksen, Tore et al. Students' Mental Health, Well-Being, and Loneliness during the COVID-19 Pandemic: A Cross-National Study. Healthcare (Basel, Switzerland) vol. 10,6 996. 27 May. 2022, doi:10.3390/healthcare10060996.
2. World Health Organization. Life skills education in schools. Geneva: WHO (Ed.). 1994.
3. Herrmann U. (Hg.): Neurodidaktik. Grundlagen und Vorschläge für Gehirngerechtes Lehren und Lernen. Basel, 2006.
4. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение / Т.А. Иванова и др. М.-СПб: «Златоуст», 1999. 40с.
5. 21-st Century Learning // http://exploresel.gse.harvard.edu/frameworks/3/terms
6. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: «Педагогика-Пресс», 1999. 536с.
7. Casel's SEL Framework // https://casel.org/casel-sel-framework-11-2020/?view=true.
8. Наймушина Л.М. Социально-эмоциональное обучение как новое направление развития педагогической науки и практики // Педагогика: история, перспективы. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-emotsionalnoe-obuchenie-kak-novoe-na-pravlenie-Raviteja-pedagogicheskoy-nauki-i-praktiki (дата обращения: 01.11.2021).
9. КожевниковаМ.Н. Междисциплинарный cеминар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании» // «Человек и образование». № 1 (58) 2019. СС. 183189.
10. Frenzel, A.C., Götz., T., & Pekrun, R. Emotionen. In E. Wild & J. Möller (Hrsg.), Pädagogische Psychologie Berlin: Springer 2015. PP. 201-224.
11. РозенбергМ. Язык жизни: Ненасильственное общение = Nonviolent Communication: A Language of Life. 2018.
12. ННО: теория и практика «Мечта жирафа»: учебно-методическое пособие. Изд-ие 2-ое, дополненное и переработанное / Под общей ред. Г. Вдовиченко, Н. Яыриковой, С. Польской-Новозыбковой, 2017. 36с.
13. Anderson, L. andKrathwohl, D., et al (Eds.) A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives. Allyn & Bacon. Boston, MA (Pearson Education Group), 2001.
DEVELOPING EFFECTIVE INTERPERSONAL COMMUNICATION SKILLS IN RFL CLASSES
L. Petrosyan1, C. Lackner2
1Russian-Armenian (Slavonic) University 2University of Salzburg
ABSTRACT
This article deals with issues related to education and 21st century skills necessary for a student to achieve success not only in future professional activities, but also in life. As a consequence, there is a need to revise the methodology of teaching RFL at university in terms of educational value for students. That is why the importance of introducing social-emotional learning (SEL) in RFL classes is emphasized. The authors propose an author's concept of constructing a RFL teaching unit based on developing practical skills of successful interpersonal communication in nowadays students.
Based on the author's methodology and the conducted lesson on "Nonviolent communication" it has turned out that the introduction of SEL in the RCT classes increases students' interest in learning Russian in the absence of a real language environment and also promotes the development of flexible skills needed by present students. Nowadays, SEL seems to be a necessary condition for any educational process.
Keywords: Russian as Foreign Language; social-emotional education; content-based learning; non-violent communication; 21st century skills.