Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ИНКЛЮЗИИ У ДЕТЕЙ С РАС'

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ИНКЛЮЗИИ У ДЕТЕЙ С РАС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ / ИНКЛЮЗИВНЫЕ КЛАССЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ / УСПЕШНАЯ ИНКЛЮЗИЯ / НАВЫКИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ VB-MAPP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронецкая Полина Александровна

Несмотря на присутствие в регулярном классе огромного количества моделей использования речевых и социальных навыков, ребенок, не обладающий базовыми коммуникативными навыками, может просто не обращать внимание на ключевые детали этих моделей и, следовательно, не достигнет успеха в освоении этих навыков. Однако если начать обучать ребенка с РАС навыкам социального взаимодействия в дошкольном возрасте, то инклюзивный класс будет огромной пользой для его дальнейшего развития, а не испытанием для родителей и учителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронецкая Полина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ИНКЛЮЗИИ У ДЕТЕЙ С РАС»

УДК 159.99

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ИНКЛЮЗИИ У

ДЕТЕЙ С РАС

Воронецкая П. А.

КГУ «Средняя школа №4» (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Анотация. Несмотря на присутствие в регулярном классе огромного количества моделей использования речевых и социальных навыков, ребенок, не обладающий базовыми коммуникативными навыками, может просто не обращать внимание на ключевые детали этих моделей и, следовательно, не достигнет успеха в освоении этих навыков. Однако если начать обучать ребенка с РАС навыкам социального взаимодействия в дошкольном возрасте, то инклюзивный класс будет огромной пользой для его дальнейшего развития, а не испытанием для родителей и учителей

Ключевые слова: прикладной анализ поведения, инклюзивные классы для детей с аутизмом, успешная инклюзия, навыки социального взаимодействия, диагностический инструмент VB-MAPP.

С недавнего времени у детей с ООП появилась возможность обучаться вместе с типично развивающимися сверстниками. Бесспорно одно из важнейших преимуществ инклюзии в регулярный класс - это постоянное наблюдение моделей использования речевых и социальных навыков. Для того чтобы начать эффективно общаться, ребенок должен освоить ряд социальных навыков. Важно не только знать нужные слова, но и уметь сказать их во время и правильным образом. Конечно, взаимодействие с типично развивающимися сверстниками создаёт много моделей, подходящего использования речи. При выполнении обычных школьных заданий используется большой набор слов и интонаций, а так же большой набор моделей взаимодействия. Эти модели могут помочь ребенку освоить сложные навыки социального взаимодействия. Однако некоторым детям полная или частичная инклюзия не поможет освоить базовые речевые навыки, поскольку регулярная программа не ориентирована на имеющиеся у них зачаточные навыки. Несмотря на присутствие в регулярном классе огромного количества моделей использования речевых и социальных навыков, ребенок, не обладающий базовыми коммуникативными навыками, может просто не обращать внимание на ключевые детали этих моделей и, следовательно, не достигнет успеха в освоении этих навыков. Это подобно тому, как если бы мы поставили крышу на дом без стен. Конечно, результат будет совершенно не таким, который мы ожидали- дом не получится. Так и здесь - модели правильного социального взаимодействия не усвоятся, если нет базовых навыков коммуникации.

Помимо этого, педагогический персонал регулярных классов обычно не имеет подготовки, которая необходима для обучения базовым навыкам коммуникации. Так же имеется ряд организационных трудностей: мало времени на индивидуальные

занятия, сложно предоставлять индивидуальное подкрепление в регулярном классе и удержать мотивацию ребенка на должном уровне. Так же, для того чтобы сверстники действительно могли помочь ребенку, необходимо их обучать когда и ка нужно осуществить эту помощь, как нужно отреагировать если возникает нежелательное поведение.

В связи с возникающими трудностями в процессе инклюзии родители и педагоги обращаются к специалистам с целью помочь детям с РАС успешно влиться в коллектив нормотипичных сверстников. Конечно, для этого ребенку нужно уметь взаимодействовать в социуме, а так как навыки социального взаимодействия - это комплексные навыки и их очень сложно анализировать, во-первых потому что очень часто смысл, вкладываемый в это слово у всех участников процесса обучения разный, во-вторых от того что мы вкладываем в слово «социализация» зависят и навыки из которых будет формироваться этот комплексный навык социального взаимодействия, то давайте разбираться....

Опираясь на знания о развитии ребенка в онтогенезе, мы понимаем, что для того, чтобы ребенок чему-либо смог научиться, нужны какие-то базовые знания и навыки. Например, чтобы ребенок мог играть с мячом ( здесь целевое умение), нужно чтобы он умел стоять, ходить, перемещаться в пространстве и владеть конечностями своего тела (здесь базовые навыки). Конечно, в развитии базовых навыков участвует много процессов, не отягощенных никакими повреждениями, такие как развитие головного мозга, мышечного скелета, координации и так далее. Нормотипичному ребенку не требуется посторонняя помощь в развитии базовых навыков, да и во время обучения целевым умениям тратиться небольшое колличество времени, чего не сказать о детях с аутизмом. Многие педагоги подтвердят, что можно годами учить такого ребенка какому-то навыку и не добиться успеха в этом. Однако специалисты в области прикладного анализа поведения достигают в обучении больших успехов, нежели педагоги смежных специальностей (психологи, дефектологи, логопеды), причина тому подход к проблеме научения. То есть в ПАП всё рассматривается через призму поведения, а именно писать статью-это поведение, помахать кому-то в ответ на приветствие-это тоже поведение и даже слушать учителя на уроке-это тоже поведение. Обычно в ПАП выбирается целевое поведение и изменяется до достижения определенных критериев. Критерий зависит от того что мы хотим в этом поведении изменить, например, нужно увеличить частоту верных решений, тогда у целевого поведения «решать примеры в пределах 5», критерий достижения успеха в изменении поведения, будет -10 верных решений из 10 примеров.

Чтобы начать изменять поведение, нужно понять какое именно поведение мы будем изменять и в какую сторону. Представим запрос специалистов и родителей «успешно влиться в коллектив сверстников» в виде поведения. Для этого нужно подумать, как можно представить этот процесс, то есть, как мы это видим, что вкладываем в понятие «успешно влиться в коллектив сверстников». В этот момент мы сталкиваемся с подменой понятий или недостаточно определенной сферой над которой необходимо провести работу. Можно подумать, что ребенок будет социализироваться если он будет: играть с другими детьми, поддерживать беседу на какую-либо тему , отвечать на вопросы других детей, реагировать на просьбы от

других детей и тому подобное. Однако социализация затрагивает множество сфер, которые порой не учитываются специалистами во время обучения.

И так для успешной инклюзии детей с РАС необходимо развивать у них навыки социального взаимодействия, которые включают в себя:

1. навыки самопомощи

2. навыки поведения в обществе

3. навыки трудовой занятости

4. навыки общения со сверстниками

Каждый из указанных выше навыков необходимо рассматривать отдельно, выбирая целевое поведение и устанавливая четкие критерии, по которым будет определяться достигнуто ли изменение в поведении. Коротко обсудим, почему именно эти навыки необходимы для социального взаимодействия.

Навыки самопомощи - включают в себя широкий спектр умений, которыми норматипичные дети овладевают без специального обучения. В приложении 1 можно ознакомиться с чек-листом по навыкам самопомощи составленным Марком Санбдергом.РкВ..БСБЛ из раздела «Протокол» диагностического инструмента УБ-МЛРР. Конечно, если ребенку с РАС уже 8 лет и он идёт в первый класс в условия инклюзии, то очень важны развитые навыки самопомощи. Ребенок, у которого неопрятная одежда, который не может аккуратно кушать в столовой, не может застегнуть брюки или забывает помыть руки после посещения туалетной комнаты вряд ли найдет друзей в школьном коллективе, ведь мало кому из нас приятно общаться с неопрятным собеседником, вероятнее всего дети начнут его избегать. А это конечно не приведет такого ребенка к успешному взаимодействию со сверстниками.

Навыки поведения в обществе - включают в себя достаточно большое количество других навыков, но самое главное, это отсутствие неприемлемого поведения. При формировании данной группы навыков можно опираться на соответствующий раздел в диагностическом инструменте УБ-МЛРР. Там подробно расписаны, какие именно навыки поведения в обществе должны были сформироваться к определенному возрасту и как именно сформировать эти базовые навыки при их отсутствии. Применяя прикладной анализ поведения можно довольно успешно справиться с неприемлемым поведением. С детьми более развитыми навыками можно использовать социальные истории или видеомоделирование.

Навыки трудовой занятости - это навыки самозанятости, которых так же достаточно много, их спектр варьируется от навыков игры, до навыков труда. Умение занять себя чем-то в свободное время иногда для ребенка с РАС непосильная задача и он начинает прибегать к самостимуляции, что конечно в условиях инклюзии не совсем приемлемо. К ребенку, который бегает и машет руками, мало вероятно подойдут другие дети. А вот если этот ребенок будет заниматься приемлемым видом деятельности, например, собирать пазл, с такой картинкой, которые нравятся этой группе детей, то они конечно подойдут и возможно захотят собирать пазл вместе, что возможно в дальнейшем приведет к более частым контактам одноклассников.

Навыки общения со сверстниками - это умение поддерживать общение, социальное взаимодействие, коммуникация и даже дружба, но с точки зрения ПАП в первую очередь это навыки слушателя и говорящего которым так же нужно обучать отдельно. Если у ребенка имеется достаточно высокие навыки в этой сфере, то вероятность успешной инклюзии в разы больше. Первичные навыки социального взаимодействия определяются как способность ребенка находиться в окружении сверстников, не мешая им и не досаждая им, как способность следить взглядом, за движениями сверстников, играть в их окружении, обращаться к сверстникам с просьбой и реагировать на просьбы и обращения сверстников. В дальнейшем обучение навыкам социального взаимодействия включает обучение совместным действиям, соблюдение правил игры и очередность, а так же ведение разговора на общую тему, участие в групповых и подвижных играх, понимание перспективы другого человека и так далее. Оценка и развитие навыков социального взаимодействия разделяется на несколько сфер: социальное обучение, социальная осведомленность, социальная коммуникация, социальное взаимодействие, социальная привязанность. В каждой их перечисленных сфер огромное количество навыков, которым необходимо обучать детей, как в индивидуальном порядке, так и в группе.

Конечно, если начать обучать ребенка с РАС вышеперечисленным навыкам в дошкольном возрасте, то инклюзивный класс будет огромной пользой для его дальнейшего развития, а не испытанием для родителей и учителей. Для этого в Казахстане проводятся большая работа, по открытию инклюзивах групп в детских садах. В г. Нур-Султан открыты детские сады №89 и №37, где с детьми работают специалисты в области прикладного анализа поведения и успешно формируют необходимые для ребенка навыки.

Глоссарий

1. Целевое умение- умение, которому специально обучают.

2. Базовые навыки- навыки необходимые для обучения.

3. Целевое поведение- то поведение, которое будет подвергаться изменениям.

4. РАС - расстройство аутистического спектра.

5. ПАП - прикладной анализ поведения.

6. Социальные истории - подготавливаются специально для каждого ребенка отдельно, используется позитивная речь и изображения ситуаций, которые необходимо скорректировать или обучить, если их не было в жизни ребенка ранее.

7. Видеомоделирование- моделирование ситуации в положительном ключе, то есть так как нужно будет действовать ребенку в этой ситуации, чтобы быть успешным.

8. Вербальные реакции- реакции, осуществленные вербально, то есть речевым способом, с помощью карточек PECS или жестового языка.

9. Навыки слушателя - это побуждение к беседе, взгляд в глаза, привлечение внимания собеседника, поощерение реакций говорящего, а именно качание головой, управление собственными желаниями, реакция на просьбы, выражать эмоции, вербальные реакции, быстрота реакции.

10. Навыки говорящего - это умение обращаться с просьбами, комментировать личные события, повторять действия и слова, вести диалог на определённую тему, читать, писать.

ЧЕКЛИСТ САМОПОМОЩИ

В центре внимания УВ-МДРР, прежде всего, находится коммуникация и социальные навыки. Однако, навыки самопомощи являются важной частью растущей самостоятельности ребенка. Следующий чеклист самопомощи может быть использован для оценки и отслеживания навыков. При необходимости данный перечень можно скачать и распечатать для усовершенствования программы вашего ребенка. Как всегда, процедуры поведенческого анализа представляют собой лучший способ обучения данным навыкам.

ОДЕВАНИЕ - ПРИМЕРНО К ВОЗРАСТУ 18 МЕСЯЦЕВ

• Снимает шляпу.

• Снимает носки.

• Снимает варежки.

• Снимает обувь (может потребоваться помощь со шнурками, пряжками и липучками).

• Снимает куртку (может потребоваться помощь с расстегиванием пуговиц и молнии).

• Снимает штаны (может потребоваться помощь с расстегиванием пуговиц и молнии).

• Натягивает штаны (может потребоваться помощь в надевании штанов поверх подгузников, а также с застегиванием пуговиц, защелкиванием кнопок и молнией).

ОДЕВАНИЕ - ПРИМЕРНО К ВОЗРАСТУ 30 МЕСЯЦЕВ

• Развязывает шнурки на обуви.

• Расстегивает пуговицы впереди.

• Расстегивает кнопки.

• Застегивает и расстегивает липучки.

• Расстегивает молнии впереди (маленькие молнии могут вызывать трудности).

• Снимает кофту (тесные кофты могут потребовать помощи).

• Снимает штаны или юбки (может потребоваться помощь с расстегиванием молнии и пуговиц).

• Одевает обувь (требуется помощь в различении правого и левого ботинка, а также в завязывании шнурков).

• Одевает штаны (может потребоваться помощь с застегиванием молнии и пуговиц).

• Поправляет одежду.

• Выбирает собственные носки.

• Выбирает собственную обувь.

• Кладет грязную одежду в корзину.

ОДЕВАНИЕ - ПРИМЕРНО К ВОЗРАСТУ 48 МЕСЯЦЕВ

• Раздевается (может потребоваться помощь с тесной одеждой, снимающейся через голову).

• Одевается (может потребоваться помощь с пуговицами сзади и молниями, такими, как на платье).

• Одевает куртку.

• Одевает носки.

• Одевает штаны.

• Застегивает и расстегивает большинство пряжек (некоторые из них могут представлять больше трудностей).

• Застегивает и расстегивает молнии впереди.

• Застегивает и расстегивает пуговицы впереди.

• Застегивает и расстегивает кнопки впереди.

• Пробует шнуровать обувь.

• Одевает обувь (различает правый и левый с подсказкой-стимулом).

• Пробует завязывать шнурки на обуви.

• Вешает свою одежду на крючок.

• Вешает свою одежду на вешалку (с помощью).

• Складывает свою одежду.

• Кладет одежду в ящик.

КУПАНИЕ И УХОД ЗА СОБОЙ - ПРИМЕРНО К ВОЗРАСТУ 18 МЕСЯЦЕВ

• Вытирает нос салфеткой (с помощью).

• Моет руки (с помощью).

• Вытирает руки (с помощью).

• Пытается чистить зубы (с помощью).

КУПАНИЕ И УХОД ЗА СОБОЙ - ПРИМЕРНО К ВОЗРАСТУ 30 МЕСЯЦЕВ

• Пытается использоваться мочалку и мыло во время купания (с помощью).

• Чистит зубы (с помощью).

• Умывает лицо (с помощью).

• Вытирает лицо.

• Пытается мыть руки самостоятельно.

• Вытирает руки.

• Пытается расчесывать волосы (но требуется помощь).

КУПАНИЕ И УХОД ЗА СОБОЙ - ПРИМЕРНО К ВОЗРАСТУ 48 МЕСЯЦЕВ

• Вытирает нос салфеткой и кладет ее в мусорное ведро.

• Использует мочалку и мыло во время купания.

• Моет волосы (с помощью в случае длинных волос).

• Чистит зубы.

• Чистит зубы зубной нитью (с помощью).

• Моет руки.

• Умывает лицо.

• Вытирает как лицо, так и руки.

• Вешает полотенце после умывания.

• Расчесывает волосы (с помощью в случае длинных волос).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИЕМ ПИЩИ - ПРИМЕРНО К ВОЗРАСТУ 18 МЕСЯЦЕВ

• Ест пищу при помощи рук.

• Самостоятельно пьет из чашки.

• Пользуется ложкой, чтобы зачерпнуть еду.

• Пьет из соломки/трубочки.

ПРИЕМ ПИЩИ - ПРИМЕРНО К ВОЗРАСТУ 30 МЕСЯЦЕВ

• Использует вилку, чтобы взять еду.

• Использует салфетки.

• Приносит свой ланч-бокс или тарелку к столу.

• Открывает свой ланч-бокс.

• Открывает пакеты на Зиплоках (Товарный знак ластиковых пакетов различного размера, которые можно герметично закрывать при помощи специальной запатентованной застежки. Используются для хранения, заморозки продуктов питания и др.).

• Разворачивает частично открытые упаковки пищевых продуктов.

• Вставляет трубочку в пакетик с соком.

• Чистит банан.

• Снимает свой детский нагрудник («слюнявчик»).

ПРИЕМ ПИЩИ - ПРИМЕРНО К ВОЗРАСТУ 48 МЕСЯЦЕВ

• Использует боковую сторону вилки для того, чтобы разрезать мягкую пищу.

• Использует нож для намазывания.

• Использует нож для резки (мягкие продукты).

• Сохраняет место приема пищи достаточно чистым во время еды.

• Разворачивает большинство упаковок с едой.

• Открывает контейнеры (паки) с молоком и соком.

• Наливает жидкость в чашку или миску (из небольшого кувшина или термоса для обедов).

• Помогает в приготовлении простых блюд (намазывает, помешивает, использует формочки для печенья, держит венчик, измеряет ингридиенты, добавляет ингридиенты).

• Помогает накрывать на стол для приема пищи.

• Забирает посуду в раковину.

• Вытирает стол при помощи губки или полотенца.

НАВЫК ТУАЛЕТА - НАВЫКИ ГОТОВНОСТИ - ПРИМЕРНО К ВОЗРАСТУ

24 МЕСЯЦЕВ

• Реагирует на усиление.

• Следует простым указаниям.

• Кажется, чувствует себя некомфортно в грязных подгузниках.

• Остается сухим на протяжении 2 часов единоразово.

• Испражняется предсказуемо и регулярно.

• Снимает штаны.

• Натягивает штаны.

• Может сидеть спокойно на протяжении 2 минут единоразово.

НАВЫК ТУАЛЕТА - ПРИМЕРНО К ВОЗРАСТУ 24 МЕСЯЦЕВ

• Изучил слово, знак или карточку PECS для использования туалета (например, горшок, писать, значок туалета).

• Просится в туалет.

• Расстегивает пуговицы, кнопки и молнию на штанах .

• Садится на унитаз.

• Мочится в унитаз.

• Вытирается после того, как помочится (девочки).

• Испражняется в унитаз.

• Вытирается после того, как испражнится (с некоторой помощью).

• Смывает унитаз.

• Моет руки (с некоторой помощью).

• Вытирает руки.

НАВЫК ТУАЛЕТА - ПРИМЕРНО К ВОЗРАСТУ 48 МЕСЯЦЕВ

• Попадает в унитаз, справляя свою нужду стоя (мальчики).

• Вытирается (девочки вытираются по направлению спереди назад).

• Растегивает молнии впереди.

• Застегивает пуговицы впереди.

• Застегивает кнопки впереди.

• Моет и вытирает руки - как часть процедуры использования туалета.

• Обучены ночному времени (но все еще возможны инциденты).

Библиографический список

1.VB-MAPP Марк Санбдерг.Ph.D..BCBA, https://marksundberg.com/vb-mapp/

2. Марк Л.Санбдерг, Джейсм Партингтон «Формирование речевых навыков у детей с аутизмом и иными ограниченными возможностями в обучении» https://proaba.ru/books/.

Воронецкая Полина Александровна, педагог-психолог, учитель-дефектолог, специалист в области прикладного анализа поведения, учитель Кабинета Поддержки Инклюзии при поддержке благотворительного фонда АО «Болашак» в городе Кокшетау, КГУ «Средняя школа №4» (Республика Казахстан, г. Кокшетау). e-mail: аngel_77_88_99@mail.ru Дата поступления статьи: 08.11.2020

© П.А. Воронецкая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.