Научная статья на тему 'Диагностика как направление технологии формирования социально-бытовой компетентности детей с нарушением интеллекта'

Диагностика как направление технологии формирования социально-бытовой компетентности детей с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика как направление технологии формирования социально-бытовой компетентности детей с нарушением интеллекта»

школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования/ ФИРО. -М., 2010 - Вып. 6. - 80 с.

8. Полонская И.Н. Социокультурная традиция: онтология и динамика. Автореферат дисс. док. фил. наук. - Ростов-на-Дону, 2006.

9. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. / З.Е. Александрова. - 2011.

10. Современный энциклопедический словарь / под ред. А.В. Алтунина. - М.: Полиграф, 2012. - С. 348.

11. http://epistemology_of_science.academic.ru

ДИАГНОСТИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Унковская Екатерина Сергеевна

аспирант Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО МГПУ, г. Москва

В течение всей жизни в разных социальных группах происходит социализация личности. Социальные группы, составляющие ближайшее окружение человека и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей (семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников) называются институтами социализации. Наиболее значимые институты социализации в младшем школьном возрасте - семья и школа.

Каждый институт социализации представляет собой достаточно устойчивую социокультурную среду, является субъектом социального воспитания и представляет в социально-воспитательном отношении то особенное, что характеризует его в государстве (обществе). У каждого из них свои специфические социально-воспитательные цели, задачи, формы и методы их достижения. И только в условиях согласованного взаимодействия институтов социализации можно успешно решить задачи социальной адаптации личности [1, с. 27].

В рамках нашего исследования цель взаимодействия семьи и школы заключается в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в формировании социально-бытовой компетентности младших школьников с нарушением интеллектуального развития.

Диагностика занимает центральное место в деятельности педагогического коллектива, поскольку от полученной информации зависит дальнейшее направление коррекционно-педагогической работы.

Выбор содержания, форм и методов для осуществления взаимодействия принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и устремления родителей, а также от конкретных задач, стоящих перед школой и семьей на данном этапе.

Задачи педагогической диагностики:

1. выявление уровня сформированности социальной и бытовой компетенции младших школьников с нарушением интеллектуального развития;

2. выявление уровня развития мелкой моторики;

3. выявление уровня владения коммуникативными действиями;

4. изучение потребности родителей в информационной поддержке и помощи со стороны школы в вопросах формирования социально-бытовой компетентности их детей;

5. составление индивидуальной программы по формированию социально-бытовой компетентности в условиях взаимодействия семьи и школы. Групповые формы взаимодействия семьи и школы:

общешкольные и классные родительские собрания.

Индивидуальные формы взаимодействия семьи и школы: индивидуальные консультации.

Методы: анкетирование, беседа, наблюдение. На каждого ребенка заполняется диагностическая карта (приложение), составленная на основе выполнения заданий учащимися, вопросов беседы с педагогами-воспитателями, вопросов беседы с младшими школьниками, анкетирования родителей.

Заполняют диагностическую карту педагоги специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Оценка уровня сформированности социальных и бытовых компетенций, навыков ручной моторики, коммуникативных действий происходит по 3-х бальной шкале:

- высокий уровень - у ребенка полностью сформированы знания и навыки, самостоятельно выполняет задания и отвечает на вопросы - 2 балла;

- средний уровень - ребенок с трудом выполняет задания и затрудняется отвечать на вопросы, ему требуется помощь со стороны взрослого - 1 балл;

- низкий уровень - ребенок не выполняет задания и не может ответить на вопросы беседы - 0 баллов. По результатам заполнения намечается индивидуальная программа по формированию социально-бытовой компетентности для каждого ребенка. В конце учебного года подводились итоги. Результаты работы вписываются в диагностическую карту.

После анализа диагностических карт, социальный педагог проводит общешкольное родительское собрание, посвященное введению в тему: «Взаимодействие семьи и школы как важное условие социально-бытовой адаптации детей». В рамках данной тематики были освещены следующие вопросы: социально-бытовая адаптация как одно из приоритетных направлений коррекционно-педагогиче-ской работы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида; цель взаимодействия семьи и школы; основные задачи взаимодействия семьи и школы; основные формы организации взаимодействия.

Кроме того, организуются классные родительские собрания, где олигофренопедагоги знакомят родителей с обобщенными результатами педагогической диагностики и приглашают на индивидуальные консультации, где более подробно рассматривают результаты диагностики и обсуждают с родителями намеченную индивидуальную программу формирования социально-бытовой компетентности.

Список литературы:

1. Сулейменова Ж. А. Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации подрастающего поколения // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.

Приложение Диагностическая карта сформированности социально-бытовой компетентности

ФИО ребенка_

Класс_

ФИО родителей

На- Баллы Уровень:

правление Навыки 2 1 0 (высокий, средний, низкий)

¡.Навыки личной гигиены:

- моет руки с мылом, умывается

- чистит зубы

- расчесывается

- стирает мелкие вещи

¡¡.Навыки одевания/раздевания:

- застегивает пуговицы, молнию, кнопки

и - вдевает ремень в брюки

н (D - переобувается

С S - завязывает шнурки

§ Ш. Навыки самообслуживания за столом:

« о н - наливает воду из бутылки в стакан

- открывает пачку с печеньем

W - готовит бутерброды

- намазывает тост шоколадной пастой

¡V. Хозяйственно-бытовые навыки

- моет посуду

- вытирает пыль

- подметает пол

- протирает пол

¡.Навыки межличностного взаимодействия на бытовом

уровне:

- вступает в разговор со сверстниками

- вступает в разговор со взрослыми

- имеет друзей

- пользуется телефоном, начинает разговор

- знает, как связаться с пожарной охраной, полицией, ско-

§ рой помощью

н (D ¡¡. Навыки ориентировки в социальном окружении:

Н (D - называет свою фамилию, имя и отчество

а S - называет домашний адрес

§ - знает дату своего рождения, сколько полных лет

§ - называет школу, класс, в котором учится

к Л S я о - называет фамилию, имя, отчество родителей

- знает кем приходится родителям, бабушке и дедушке, сестре и брату

О - знает профессии

- самостоятельно ходит в магазин

¡¡¡. Навыки организации досуга:

- посещает кружки

- ходит с родителями в театр, кинотеатр

- ходит с родителями в гости, встречает гостей

- соблюдает режим дня

- знает как организовать свой досуг дома в отсутствии ро-

дителей

- выполняет пальчиковую гимнастику

п - обводит контуры простых предметных изображений

S а - штрихует изображения в различных направлениях

о н - рисует бордюры по образцу

S - нанизывает на нить бусины

Я - сгибает бумагу по образцу

- завязывает узелки, бантики

¿у - вырезает ножницами из бумаги по контуру предметные изображения

Коммуникативные действия I. Организационные действия: - владеет общепринятыми правилами организации контакта

II. Перцептивные действия: - правильно воспринимает информацию

- владеет правилами корректировки коммуникации, начала и окончания контакта

III. Оперативные действия: - грамматически правильно оформляет фразу

- имеет достаточный лексический запас

- имеет правильное звукопроизношение

Потребность родителей в поддержке со стороны школы - в формировании навыков самообслуживания

- в организации посильной помощи ребенка в хозяйственно-бытовых делах в семье

- в развитии речи, навыков общения и культурного поведения в общении с людьми

- в развитии способности организовать свой досуг, позаботиться о себе в отсутствии взрослых

- в помощи организации совместного времяпровождения с ребенком

В формировании умения ориентироваться в окружающей действительности

Другое:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индивидуальный план работы:_

_Дата:

Результаты:_

Дата:

МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Яковлева Татьяна Дмитриевна

г.Ярославль, ГОАУЯО «Институтразвития образования», доцент

«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО - система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на автономии и имущественной самостоятельности их участников, методом юридического равенства сторон в целях наделения частных лиц возможностями самоорганизации их деятельности по удовлетворению своих потребностей и интересов». Энциклопедия юриста. 2005.

В России наибольшую степень развития вопросы, связанные с реализацией гражданских прав, получили в период социализации экономики при разработке катего-

рии «общенародное достояние», но так и не были доведены до логического конца в связи с социальными преобразованиями в конце XX в.

Те немногочисленные труды, в которых фундаментально, комплексно рассмотрены проблемы осуществления гражданских прав, были написаны в кардинально иных по сравнению с сегодняшними социально-экономических условиях и на другой нормативно-правовой основе. Вопросы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей с разных позиций рассматривались

B.П. Грибановым (1970 г.), М.И. Цукерманом (1968 г.),

C.Т. Максименко (1970 г.), М.Н. Малеиной (1997 г.), Е.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.