школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования/ ФИРО. -М., 2010 - Вып. 6. - 80 с.
8. Полонская И.Н. Социокультурная традиция: онтология и динамика. Автореферат дисс. док. фил. наук. - Ростов-на-Дону, 2006.
9. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. / З.Е. Александрова. - 2011.
10. Современный энциклопедический словарь / под ред. А.В. Алтунина. - М.: Полиграф, 2012. - С. 348.
11. http://epistemology_of_science.academic.ru
ДИАГНОСТИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Унковская Екатерина Сергеевна
аспирант Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО МГПУ, г. Москва
В течение всей жизни в разных социальных группах происходит социализация личности. Социальные группы, составляющие ближайшее окружение человека и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей (семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников) называются институтами социализации. Наиболее значимые институты социализации в младшем школьном возрасте - семья и школа.
Каждый институт социализации представляет собой достаточно устойчивую социокультурную среду, является субъектом социального воспитания и представляет в социально-воспитательном отношении то особенное, что характеризует его в государстве (обществе). У каждого из них свои специфические социально-воспитательные цели, задачи, формы и методы их достижения. И только в условиях согласованного взаимодействия институтов социализации можно успешно решить задачи социальной адаптации личности [1, с. 27].
В рамках нашего исследования цель взаимодействия семьи и школы заключается в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в формировании социально-бытовой компетентности младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
Диагностика занимает центральное место в деятельности педагогического коллектива, поскольку от полученной информации зависит дальнейшее направление коррекционно-педагогической работы.
Выбор содержания, форм и методов для осуществления взаимодействия принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и устремления родителей, а также от конкретных задач, стоящих перед школой и семьей на данном этапе.
Задачи педагогической диагностики:
1. выявление уровня сформированности социальной и бытовой компетенции младших школьников с нарушением интеллектуального развития;
2. выявление уровня развития мелкой моторики;
3. выявление уровня владения коммуникативными действиями;
4. изучение потребности родителей в информационной поддержке и помощи со стороны школы в вопросах формирования социально-бытовой компетентности их детей;
5. составление индивидуальной программы по формированию социально-бытовой компетентности в условиях взаимодействия семьи и школы. Групповые формы взаимодействия семьи и школы:
общешкольные и классные родительские собрания.
Индивидуальные формы взаимодействия семьи и школы: индивидуальные консультации.
Методы: анкетирование, беседа, наблюдение. На каждого ребенка заполняется диагностическая карта (приложение), составленная на основе выполнения заданий учащимися, вопросов беседы с педагогами-воспитателями, вопросов беседы с младшими школьниками, анкетирования родителей.
Заполняют диагностическую карту педагоги специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Оценка уровня сформированности социальных и бытовых компетенций, навыков ручной моторики, коммуникативных действий происходит по 3-х бальной шкале:
- высокий уровень - у ребенка полностью сформированы знания и навыки, самостоятельно выполняет задания и отвечает на вопросы - 2 балла;
- средний уровень - ребенок с трудом выполняет задания и затрудняется отвечать на вопросы, ему требуется помощь со стороны взрослого - 1 балл;
- низкий уровень - ребенок не выполняет задания и не может ответить на вопросы беседы - 0 баллов. По результатам заполнения намечается индивидуальная программа по формированию социально-бытовой компетентности для каждого ребенка. В конце учебного года подводились итоги. Результаты работы вписываются в диагностическую карту.
После анализа диагностических карт, социальный педагог проводит общешкольное родительское собрание, посвященное введению в тему: «Взаимодействие семьи и школы как важное условие социально-бытовой адаптации детей». В рамках данной тематики были освещены следующие вопросы: социально-бытовая адаптация как одно из приоритетных направлений коррекционно-педагогиче-ской работы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида; цель взаимодействия семьи и школы; основные задачи взаимодействия семьи и школы; основные формы организации взаимодействия.
Кроме того, организуются классные родительские собрания, где олигофренопедагоги знакомят родителей с обобщенными результатами педагогической диагностики и приглашают на индивидуальные консультации, где более подробно рассматривают результаты диагностики и обсуждают с родителями намеченную индивидуальную программу формирования социально-бытовой компетентности.
Список литературы:
1. Сулейменова Ж. А. Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации подрастающего поколения // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.
Приложение Диагностическая карта сформированности социально-бытовой компетентности
ФИО ребенка_
Класс_
ФИО родителей
На- Баллы Уровень:
правление Навыки 2 1 0 (высокий, средний, низкий)
¡.Навыки личной гигиены:
- моет руки с мылом, умывается
- чистит зубы
- расчесывается
- стирает мелкие вещи
¡¡.Навыки одевания/раздевания:
- застегивает пуговицы, молнию, кнопки
и - вдевает ремень в брюки
н (D - переобувается
С S - завязывает шнурки
§ Ш. Навыки самообслуживания за столом:
« о н - наливает воду из бутылки в стакан
- открывает пачку с печеньем
W - готовит бутерброды
- намазывает тост шоколадной пастой
¡V. Хозяйственно-бытовые навыки
- моет посуду
- вытирает пыль
- подметает пол
- протирает пол
¡.Навыки межличностного взаимодействия на бытовом
уровне:
- вступает в разговор со сверстниками
- вступает в разговор со взрослыми
- имеет друзей
- пользуется телефоном, начинает разговор
- знает, как связаться с пожарной охраной, полицией, ско-
§ рой помощью
н (D ¡¡. Навыки ориентировки в социальном окружении:
Н (D - называет свою фамилию, имя и отчество
а S - называет домашний адрес
§ - знает дату своего рождения, сколько полных лет
§ - называет школу, класс, в котором учится
к Л S я о - называет фамилию, имя, отчество родителей
- знает кем приходится родителям, бабушке и дедушке, сестре и брату
О - знает профессии
- самостоятельно ходит в магазин
¡¡¡. Навыки организации досуга:
- посещает кружки
- ходит с родителями в театр, кинотеатр
- ходит с родителями в гости, встречает гостей
- соблюдает режим дня
- знает как организовать свой досуг дома в отсутствии ро-
дителей
- выполняет пальчиковую гимнастику
п - обводит контуры простых предметных изображений
S а - штрихует изображения в различных направлениях
о н - рисует бордюры по образцу
S - нанизывает на нить бусины
Я - сгибает бумагу по образцу
- завязывает узелки, бантики
¿у - вырезает ножницами из бумаги по контуру предметные изображения
Коммуникативные действия I. Организационные действия: - владеет общепринятыми правилами организации контакта
II. Перцептивные действия: - правильно воспринимает информацию
- владеет правилами корректировки коммуникации, начала и окончания контакта
III. Оперативные действия: - грамматически правильно оформляет фразу
- имеет достаточный лексический запас
- имеет правильное звукопроизношение
Потребность родителей в поддержке со стороны школы - в формировании навыков самообслуживания
- в организации посильной помощи ребенка в хозяйственно-бытовых делах в семье
- в развитии речи, навыков общения и культурного поведения в общении с людьми
- в развитии способности организовать свой досуг, позаботиться о себе в отсутствии взрослых
- в помощи организации совместного времяпровождения с ребенком
В формировании умения ориентироваться в окружающей действительности
Другое:
Индивидуальный план работы:_
_Дата:
Результаты:_
Дата:
МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Яковлева Татьяна Дмитриевна
г.Ярославль, ГОАУЯО «Институтразвития образования», доцент
«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО - система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на автономии и имущественной самостоятельности их участников, методом юридического равенства сторон в целях наделения частных лиц возможностями самоорганизации их деятельности по удовлетворению своих потребностей и интересов». Энциклопедия юриста. 2005.
В России наибольшую степень развития вопросы, связанные с реализацией гражданских прав, получили в период социализации экономики при разработке катего-
рии «общенародное достояние», но так и не были доведены до логического конца в связи с социальными преобразованиями в конце XX в.
Те немногочисленные труды, в которых фундаментально, комплексно рассмотрены проблемы осуществления гражданских прав, были написаны в кардинально иных по сравнению с сегодняшними социально-экономических условиях и на другой нормативно-правовой основе. Вопросы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей с разных позиций рассматривались
B.П. Грибановым (1970 г.), М.И. Цукерманом (1968 г.),
C.Т. Максименко (1970 г.), М.Н. Малеиной (1997 г.), Е.Г.