Научная статья на тему 'Развитие навыков быстрого решения через применение равносильных переходов'

Развитие навыков быстрого решения через применение равносильных переходов Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
317
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАВНОСИЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ФУНКЦИЯ / НЕРАВЕНСТВО / СПОСОБ РЕШЕНИЯ / EQUAL TRANSITIONS / FUNCTION / INEQUATIONS / THE METHOD OF SOLUTIONS

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Маслова Ольга Алексеевна

Данная работа предлагает некоторые приемы нестандартного подхода к решению заданий традиционно «нелюбимых» учениками: решение показательных, логарифмических, иррациональных неравенств, задания с аркфункциями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков быстрого решения через применение равносильных переходов»

Развитие навыков быстрого решения через применение равносильных переходов

Маслова О. А.

Маслова Ольга Алексеевна /Maslova Olga Alekseevna - учитель математики,

Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления, г. Караганда, Республика Казахстан

Аннотация: данная работа предлагает некоторые приемы нестандартного подхода к решению заданий традиционно «нелюбимых» учениками: решение показательных, логарифмических, иррациональных неравенств, задания с аркфункциями.

Annotation: the given article suggests some methods of unconventional approaches to solving the cases that are usually considered as «unpopular» among students such as: exponential, logarithm and irrational inequations, jobs with inverse trigonometrical functions.

Ключевые слова: равносильные преобразования, функция, неравенство, способ решения.

Keywords: equal transitions, function, inequations, the method of solutions.

Обратные тригонометрические функции

Значения обратных тригонометрических функций от положительных чисел - это углы, лежащие в первой четверти, то есть острые углы. Тогда при решении заданий с аркфункциями очень удобным приемом является применение прямоугольного треугольника. Достаточно найти недостающий элемент - катет или гипотенузу и задать тригонометрическую функцию через отношение элементов прямоугольного треугольника.

2

1) sin(2arkcos у)

2

Пусть arkcos — = а

7

d = 3j5

, тогда

2

cos а = — 7

sin(2arkcos у )= sin2 а

2sina- msa=n. hH.2

7 7

12 V5

49

Этот же прием с успехом применяется, если аргумент - отрицательный.

2) tg(arcos( --))

1 1

Положим, arccos — = а , тогда cos а = —

3 3

11 fn

tg(arcos( — — ))=tg( п — arccos у )=tg( ж — а )=4^а =- V 8 .

2 3

3) 2л/13 cos(arctg —) = 2л/1з cos а = 2л/13 • = 6.

3 V13

2

arctg— = а

Показательные и логарифмические неравенства с переменным основанием

Понятие «равносильный переход» учениками часто используется на уровне интуиции. Самое простое: перенос из одной части уравнения в другую, умножение или деление обеих частей уравнения или неравенства на одно и то же число - понятно, привычно и не вызывает сомнений. Отсутствие «сомнений» в равносильности преобразований при решении иррациональных уравнений, неравенств, уравнений и неравенств с модулем часто являются причинами, не позволяющими ученику справиться с заданием. А как пользоваться равносильными переходами именно с целью упрощения решения сложных заданий и, соответственно, экономии времени?

1. В показательных неравенствах с переменным основанием имеет место:

Знак разности a(x)f ( ) — a(x) g( ) совпадает со знаком произведения (a(x) — 1) • (f (x) — g(x)) в ОДЗ. [1]

Пример 1.

(x — 2) x2—5x > (x — 2)—6 .

В данном случае ученики вынуждены решать неравенство со сложной экспонентой, которая не рассматривается в школьном

/ \f (x)

курсе математики. Главный вопрос, что является ОДЗ? Функция вида у = a(x) называется сложной экспонентой, областью определения которой является множество Х, на котором a(x) > 0, а сама функция принимает только положительные значения. [1] Особенность в том, что эта функция не является ни показательной , ни степенной.

Решение:

(x - 2)x2 -5x - (x - 2) -6 > 0 о (x - 2-1) • (x2 - 5x + 6) > 0;

(x - 3) • (x - 2) > 0, решаем методом интервалов, учтем, что X - 2 > 0, получим: x Е (2; &) .

2. В логарифмических неравенствах с переменным основанием имеет место:

• Знак разности log f (x) - log ^ g(x) совпадает со знаком произведения (a(x) -1) • (f (x) - g(x)) в ОДЗ.

• Знак log f (x) совпадает со знаком произведения (a(x) - 1) • (f (x) -1) в ОДЗ. [l]

Пример 2.

, 3x -1 A

log x 2 7 >0 °

x2 +1

3x -1

> 0

x2 +1 x > 0, x ф1 ,

3x -1

(x -1) • (^x-1 -1) > 0

решив данную систему, получим

x

2 +1

<

x е ф1) и (1;2)

систему, получим x Е (-1; &)

Пример 3.

log x+1

x+7

0,7 > 0

о <

x +1 x + 7 x +1 x + 7 ^ x +1 (x + 7

> 0 ф 1

-1) • (0.7 -1) > 0

решив

Стоит заметить, что применять эти условия равносильных переходов можно при решении любых показательных и логарифмических неравенств.

Правила 1 и 2 позволяют избежать громоздких решений в виде совокупности двух систем. В таких примерах ученики часто путают объединение и пересечение. Решив две системы, берут в ответ не объединение промежутков, а пересечение и, естественно, получают неверный ответ.

Следующее правило равносильного перехода применяется в неравенствах, содержащих знак модуля.

3. Знак разности модулей |f (x)| - |g(x)| совпадает со знаком произведения

(f (x) - g(x)) • (f (x) + g(x)).[1]

Пример 4.

x2 - 5x < 6 ^ (x2 - 5x)2 < 62 ^ (x2 - 5x - 6) • (x2 - 5x + 6) < 0

(x - 6)(x + 1)(x - 2)(x - 3) < 0,

решим методом интервалов, получим x Е (-1;2) U (3;6) .

Пример 5.

< \х - 5

x2 - 5x

((х2 - 5х) - (х - 5)) • ((х2 - 5х) + (х - 5)) < 0

о (х2 - 6х+5) • (х2 - 4х - 5) < 0 о (х - 5) • (х+5) • (х-1)2 < 0

Решим методом интервалов, получим x Е (-5;1) U (1;5).

Графический способ решения неравенств

Графический способ решения уравнений и особенно неравенств - вот идеальное решение проблемы для тех, кто «не любит возиться» с ОДЗ, проверять равносильность преобразований!

Часто в заданиях, где ответ является целым числом , решить уравнение и неравенство можно практически устно, используя эскиз графика.

Пример: -\/x + 3 > x +1, рассмотрим y = ^x + 3 и y = x +1, найдем точки пересечения графиков и определим, где график функции y = Vx + 3 выше графика y = x +1.

у

Рассмотренные задания и способы их решений не только позволяют ускорить темп решения не самых простых заданий, эти знания способствуют развитию у ученика важных исследовательских качеств, любовь к поиску «красивых» способов решения. Ведь именно это качество приводит в дальнейшем к великим открытиям!

Литература

1. Колесникова С.И. «Математика», серия «Домашний репетитор», «Айрис Пресс», Москва, 2008г.

2. Ким Н.А. Элективный курс «Неравенства: через тернии к успеху», «Корифей», Волгоград, 2007г.

3. Ковалева Г.И. и др. Тренировочные задания «Математика», для учащихся 11 класса и поступающих в вузы, «Учитель», Волгоград.

4. ЗеленскийА.С. Сборник конкурсных задач по математике Москва, НТЦ «Университетский» «АСТ-ПРЕСС», 1996г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.