Научная статья на тему 'Развитие научной фантастики в СССР и еe путь'

Развитие научной фантастики в СССР и еe путь Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
285
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
советская научная фантастика / культура СССР / особенности национального фэнтези / советское детское фэнтези / советская космическая фантастика / Soviet science fiction / culture of the USSR / features of national fantasy / Soviet children's fantasy / Soviet space science fiction

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сунь Цзинъяо, Цао Хайянь

Статья посвящена изучению развития советской научной фантастикой. В статье предпринимается попытка объяснить существования национального фэнтези, вошедшие в форме “сказочная фантастика”. В статье анализируется особенность и типы научного фэнтези, связанного с культурой СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the development of Soviet science fiction. The article attempts to explain the existence of national fantasy, included in the form of “fairytale fiction”. The article analyzes the features and types of scientific fantasy associated with the culture of the USSR.

Текст научной работы на тему «Развитие научной фантастики в СССР и еe путь»

DOI: 10.24412/cl-37114-2023-1-558-563 Сунь Цзинъяо

эджш

лшил^ьш^р19-фяай

Школа иностранных языков Даляньского технологического университета, Далянь, Китай

cristina_sjy@163.com Цао Хайянь

штш

Преподаватель кафедры русского языка Школы иностранных языков Даляньского технологического университета, Далянь, Китай

annachy008@163.com

Развитие научной фантастики в СССР и еe путь

Аннотация. Статья посвящена изучению развития советской научной фантастикой. В статье предпринимается попытка объяснить существования национального фэнтези, вошедшие в форме "сказочная фантастика". В статье анализируется особенность и типы научного фэнтези, связанного с культурой СССР. Ключевые слова: советская научная фантастика, культура СССР, особенности национального фэнтези, советское детское фэнтези, советская космическая фантастика. Abstract. The article is devoted to the study of the development of Soviet science fiction. The article attempts to explain the existence of national fantasy, included in the form of "fairytale fiction". The article analyzes the features and types of scientific fantasy associated with the culture of the USSR.

Key words: Soviet science fiction, culture of the USSR, features of national fantasy, Soviet children's fantasy, Soviet space science fiction.

Есть в советской истории вопросы, на которые исследователи до сих пор не в состоянии дать внятного ответа и склонны только строить предложения. Один из таких вопросов - был ли в СССР фэнтези. На самом деле даже самого термина о фантастике не существовало: худо-бедно на этом месте в системе понятной стояла сказочная фантастика. Впрочем, есть несколько нюансов. Один из них доказывает, что советского фэнтези не просто не было - его не могло быть, а второй - что, несмотря ни на что, оно все-таки существовало.

Цель данной работы заключается в представлении произведения научной фантастикой и классификации и анализе культуры, которая существует в СССР.

1. Материализм, одна из главных аспектов новой советской идеологии в СССР, перестал развитие эпического, высокого фэнтези.

Одним из главных аспектов новой советской идеологии стал материализм. В основе мира лежит физическая материя, мир принципиально познаваем, основа познания - научный метод. Советских людей окружает объективная реальность, законы которой работают независимо от их представлений. Религия является порождением несовершенного сознания, и у них оно должно отмереть в процессе закономерного исторического развития, обусловленного эволюцией средств производства.

Поскольку целью исторического развития в СССР считался коммунизм, то врагами главных героев будущего выступают не враждебные пришельцы, а «космиче-

ские пираты». Заметное место в советской фантастике занимает образ Атлантиды. 'Атлантида (др.-греч. AтЛavтlg) - мифический остров-государство. Наиболее подробное описание Атлантиды известно по диалогам Платона, который ссылался на Солона. Также известны упоминания и комментарии Геродота, Диодора Сицилийского, Посидония, Страбона, Прокла.'[Яндекс].

Но с другой стороны, мы узнали из книг, как СССР строил социализм в реальности и каким образом писатели-фантасты видели будущее коммунизма в своих мечтах.

Как совмешать коммунизм и фантастику

2. Детские сказки, атрибут детской литературы, стали становиться способом обойти запрет.

Нетерпимость к религии, которая в конце 1920-х годов перешла от пропаганды к открытой борьбе, автоматически распространилась на всю мистику. В первые годы советской власти даже детские сказки кардинально изменились: классические народные персонажи и сюжеты были заменены персонажами и сюжетами из «новой жизни». Но вскоре стало ясно, что детские сказки надо не запрещать, а, иначе, развивать, вытесняя все нематериальное, делая их несерьезными, глупыми, а значит, безопасными. И Самуил Маршак, объединивший на Первом съезде советских писателей детскую и фантастическую литературу, передал весь этот инструментарий писателям-фантастам. Можно даже сказать, писателям-фантастам в эту литературу:

У наших поэтов и прозаиков есть все, что нужно для создания замечательной сказки, великолепного фантастического романа, героической эпопеи, какой еще не бывало. Юный читатель любит молодых героев. Вспомните, как увлекались мы когда-то подвигами юного Роланда и приключениями пятнадцатилетнего капитана из повести Жюля Верна. А разве мало у нас молодых героев, чьи биографии кажутся поистине сказочными? Мы будем внимательно изучать народный эпос, старую сказку, легенду, былину. Но у нас уже настало время для создания новой сказки.

В советских сказках, где главными действующими лицами являются дети, события происходят в заведомо безопасном мире, и с героями не может случиться ничего по-настоящему необратимого. Дети там совершают подвиги, на которые способны только эпические герои, и у них нет недостатка в волшебных помощниках. Фэнтези должно быть не таким, по крайней мере, если вы не хотите притворяться, что это сказка для детей. Герои там взрослые, и на кону стоит судьба мира, если не всей вселенной... Но в СССР фэнтези считалось детским жанром.

В советских сказках, где дети играют важную роль, события происходят в заведомо безопасном мире, и с героями не может произойти ничего по-настоящему не-

обратимого. Дети там совершают подвиги, на которые способны только эпические герои, и у них нет недостатка в волшебных помощниках. Фэнтези не должно быть таким, по крайней мере, если вы не хотите притворяться, что это детская сказка. Персонажи там взрослые, и на кону стоит судьба мира, если не всей Вселенной... Но в СССР фэнтези считалось детским жанром.

Научная фантастика (детские книги) в СССР

З.Советская космическая фантастика является методом представить ближайшие достижения науки и техники в неразрывной связи с общественными преобразованиями и новыми психологическими и нравственными качествами человека коммунистического общества.

Нужно иметь в виду, что космос в этих произведениях понимался не только как околоземное или далекое космическое пространство. Можно сказать, что космос в его архаичном понимании включал в себя в том числе нижный мир, подземный или подводный, - то, что располагалось под человеческим "обиталищем" и было столь же трудно достижимо, как небо над головой. Таким образом, по замыслу произведения авторов, космос - символ ближайших достижении науки, где выражаются психологические и нравственные качества.

В 1920-х в Советской России появлялись и другие книги, герои которых отправляются в космос. Об этом писал, например, Виктор Гончаров, чьи персонажи - комсомолец Андрей и ученый Никодим - помогают аборигенам совершить революцию на Луне (дилогия «Межпланетный путешественник» и «Психомашина», 1924). На Марс летят герои романа Александра Ярославского «Аргонавты Вселенной» (1926). Ближний космос осваивают персонажи рассказа Андрея Платонова «Лунная бомба» (1926) и повести Валерия Язвицкого «Путешествие на Луну и Марс» (1928). Встречам с иным разумом посвящены сборник рассказов Грааля Арельского «Повести о Марсе» (1925) и повесть С. Горбатова «Последний рейс «Лунного Колумба» (1929). А в романе Николая Муханова «Пылающие бездны» (1924) впервые в отечественной

НФ описана межпланетная война, где земляне сражаются с вездесущими марсианами. Причем космические эскадры ведут битвы с применением лучевого оружия!

В начале 1930-х появилось еще несколько произведений, сюжет которых так или иначе связан с космосом: «Планета КИМ» Абрама Палея (1930), «Страна счастливых» Яна Ларри (1931) и «Прыжок в ничто» Александра Беляева (1933). На две последние книги стоит обратить особое внимание. Повесть классика советской детской фантастики Яна Ларри - утопическая фантазия, где отображены представления автора о коммунистическом обществе близкого будущего. Помимо других тем, Ларри затронул и необходимость освоения космоса. В повести имелись намеки политического свойства, из-за чего ее много лет усердно игнорировали. Впоследствии наивный Ларри возмечтал написать фантастический роман лично для товарища Сталина. Историю инопланетянина, который воочию видит все недостатки советского строя, Ларри анонимно посылал вождю, за что в 1941 году был арестован НКВД и получил 10 лет лагерей.

После Победы космические истории в научной фантастикой по-прежнему появлялись нечасто. В 1945-м вышел военно-приключенческий роман Сергея Беляева «Десятая планета». В повести тогда еще начинающего писателя Ивана Ефремова «Звездные корабли» (1947) продвигалась идея множественности разумной жизни во Вселенной. Можно вспомнить еще познавательный рассказ Владимира Обручева «Полет по планетам» и художественный очерк Бориса Ляпунова «Из глубины Вселенной» с теорией инопланетного корабля как источника Тунгусской катастрофы (оба - 1950). Но нарочито приземленная НФ господствовала почти безраздельно, усиленно насаждаясь свыше. Вот отрывки из типичной для того времени статьи, напечатанной в одном из ведущих литературных журналов:

Советская научно-фантастическая литература должна отображать завтрашний день нашей страны... промежуток времени, отделенный от наших дней одним-двумя десятками лет, а может быть, даже просто годами. А некоторые литераторы ориентируются сами и ориентируют других на изображение отдаленного будущего. Это не случайная ошибка. Это стремление поклонника западноевропейской фантастической литературы направить нашу литературу на тот же лад. [Из статьи С. Иванова (журнал «Октябрь», №1 за 1950 год]

Уже в 1954 году выдающийся кинодеятель Александр Довженко написал сценарий фильма «В глубинах космоса», который, правда, остался нереализованным. Через год в журнале «Знание - сила» был опубликован рассказ Владимира Савченко «Навстречу звездам», посвященный первому звездному старту, который происходит в 1977 году. Велик вклад в развитие отечественной космофантастики Георгия Мартынова, чьи повести «220 дней на звездолете» (1955) и «Планетный гость» (1957) положили начало популярным циклам «Звездоплаватели» и «Каллисто». Первый из них посвящен освоению в недалеком будущем Солнечной системы, сюжет второго вертится вокруг посещения Земли инопланетянами, которые, оказывается, давно построили у себя коммунизм.

А в 1957 вышел роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», ознаменовавший второе рождение советской научной фантастики. Наверное, дело не только в достоинствах самой книги. 1957 год - время для нашей страны особое. С одной стороны, невиданный всплеск народного энтузиазма, вызванный общественной перестройкой, которую окрестили «оттепелью». С другой - колоссальный научно-технический прорыв, ярче всего отразившийся в запуске первого в истории искусственного спутника Земли. Казалось - вот оно, счастье! Наконец-то по-настоящему свободный советский человек сделает решающий шаг в светлое коммунистическое завтра! И книга Ефремова отменно накладывалась на всеобщий оптимизм. Действие происходило в далеком коммунистическом будущем на объединенной Земле, населенной принципиально новыми людьми. Тяжкий труд здесь превратился в радостное

созидание, людям открылся секрет долголетия, они отправились к звездам, образовав с иными цивилизациями «Великое Кольцо». В 1959-м Ефремов вернулся к своей истории будущего в повести «Сердце Змеи», посвященной контакту землян с расой «чужих».

Еще одна этапная книга отечественной НФ того времени - дебютный роман Аркадия и Бориса Стругацких «Страна багровых туч» (1959), сюжет которого связан с событиями первой экспедиции на Венеру. Главное достижение книги - стремление еще начинающих тогда писателей переориентировать традиционную авантюрную и научно-технологическую НФ напоказ становления человеческих характеров. Некоторое время Стругацкие плодотворно разрабатывали космическую тему в серии произведений, показывающих события в годы зарождения Мира Полдня. В повестях «Путь на Амальтею» (1960) и «Стажеры» (1962) некоторые герои их первого романа вместе с новыми персонажами продолжают тяжелую работу по освоению Солнечной системы. Но главное для Стругацких - проблема нравственного выбора. Особенно четко эта мысль прослеживается в одном из лучших романов ранних АБС «Далекая радуга» (1963).

Стоит отметить и роман Игоря Забелина «Пояс жизни» (1960) - слабый в художественном отношении, но любопытный тем, что это фактически первая в отечественной НФ книга о терраформировании иной планеты. Проблемам освоения космоса - от чисто научных до морально-этических - посвящен ряд заметных произведений: сборник Генриха Альтова «Легенды о звездных капитанах» (1961), повесть Валентины Журавлевой «Летящие по вселенной» (1963), повести Георгия Гуревича, позже объединенные в роман-утопию «Мы - из Солнечной системы» (1965), рассказы и повести Игоря Росоховатского, Анатолия Днепрова, Владимира Михайлова.

Как ни странно, полет Юрия Гагарина и новые завоевания советской космонавтики невольно привели к некоторому затуханию космической темы в отечественной НФ. Космос перестал быть Великой мечтой, обратившись будничной работой. Впрочем, общественная потребность в космической фантастике была еще велика, поэтому время от времени в этом жанре появлялись достойные книги.

Одним из самых масштабных произведений стала эпическая трилогия Сергея Снегова «Люди как боги», действие которой происходит в далеком коммунистическом будущем. Особый восторг читателей (и зубовный скрежет критиков) вызвала показанная с невиданным для советской НФ размахом галактическая война. За начальные романы цикла «Галактическая разведка» (1966) и «Вторжение в Персей» (1968) Снегова тут же принялись обвинять в пропаганде «чуждой» советскому человеку космической оперы. В итоге заключительный том трилогии, «Кольцо обратного времени», вышел только в 1977-м.

Необычную для советской НФ романтическую фантастику, связанную с космосом, писала Ольга Ларионова: повесть «Вахта «Арамиса» (1967), некоторые рассказы. Как всегда, на высоте были братья Стругацкие, вновь поднявшие проблему нравственного выбора в повести о контакте с принципиально чуждой человеку цивилизацией «Малыш» (1971). Герои романа Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова «Плеск звездных морей» (1970) занимались терраформированием Венеры в условиях очередной коммунистической утопии - правда, верилось в нее уже с трудом. В романе Сергея Жемайтиса «Багряная планета» (1973) прилетевшие на Марс земляне обнаруживали остатки исчезнувшей цивилизации. Достоверны в психологическом отношении и увлекательные повести Кира Булычева о космическом медике Павлыше.

Во второй половине 1970-х и на протяжении 1980-х советская космическая НФ забуксовала. Во многом это было связано с очередным идеологическим «закручиванием гаек». Да и освоение космоса из суровых будней на глазах превращалось в показушную рутину. «Лунная гонка» с американцами была проиграна. Возникли труд-

ности с реализацией программы космического «челнока». А на орбиту гурьбой отправлялись представители стран соцлагеря - ибо так было надо. Что до фантастики, то издательство «Молодая гвардия» выпускало вереницу ничем не примечательных книг, среди которых была даже НФ, написанная советскими космонавтами: «Путь к Марсу» (1979), «На астероиде» (1984) и «Здравствуй, Фобос!» (1988) Левона Хача-турьянца и Евгения Хрунова, «Черное безмолвие» (1987) Юрия Глазкова.

Наиболее заметная книга космофантастики тех лет - роман Сергея Павлова «Лунная радуга» (1978-1983), где поднимаются вопросы опасностей, связанных с освоением иного пространства. Герои романа, бывалые косморазведчики, фактически перестают быть людьми, приобретая «экзотические» свойства, что не приносит счастья ни им, ни окружающим. Стоит еще отметить дилогию Владимира Михайлова о звездном капитане Ульдемире: «Сторож брату моему» (1976) и «Тогда придите, и рассудим» (1983). Но эту весьма специфическую историю странного экипажа межзвездной экспедиции и их прогрессорской деятельности вряд ли можно отнести только к космической НФ, ибо она носит отчетливый социально-философский характер.

Научная фантастика советских авторов - уникальное и самобытное явление в мировой литературе. Эти книги и рассказы о далеких мирах и межгалактических путешествиях, о будущем человечества и путях достижения гармоничного мироустройства, о вопросах экологии, кибернетики, генетики и этики, экстраполированные на десятки, если не сотни, тысячи лет вперед, не теряют своей актуальности и сегодня. Но самое главное - эти книги чистые и светлые. Какими бы замысловатыми ни были сюжеты и необычными миры, советские писатели-фантасты никогда не стремились напугать или шокировать читателя, не ограничивались желанием просто развлечь его. Поднимая важные вопросы, они предлагали пути их решения, а главное - задавали высокие моральные и нравственные ориентиры и неизменно вселяли в читателя непоколебимую веру в себя, в Дружбу, Любовь и Человечность, выступая тем самым своеобразной «путеводной звездой», свет которой, несомненно, будет освещать дороги будущим поколениям землян.

Ссылки на источники

1. Иванов Константин Воображаемые космические путешествия в ранней советской научной фантастике // Философско-литературный журнал «Логос». 2018. №2(123). Источники

При написании статьи использованы «Библиография советской фантастики» В. Вельчинско-го (bibliography.narod.ru), материалы сайтов «Русская фантастика» (rusf.ru) и «Эпизоды космонавтики» (epizodsspace.testpilot.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.