УДК 37.013
DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-56-60
РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ XIX В.
Милованов КЮ, Никитина ЕЕ
Институт стратегии развития образования Российской академии образования 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16, Российская Федерация
Аннотация. В данной статье рассматривается историко-культурный процесс развития научно-педагогического направления в отечественной системе образования XIX в. Показаны культурно-образовательный фон эпохи, доминантные педагогические идеи, определены теоретико-методологические источники отечественной педагогической науки в ретроспективном контексте, даны исторические характеристики основных представителей научно-педагогического направления. Сделан вывод о прогрессивном значении фундаментальных принципов научной педагогики для последующего развития современной российской системы образования.
Ключевые слова: педагогическая наука, история педагогики, история образования, система образования, педагогическая мысль.
DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL DIRECTION IN RUSSIAN EDUCATION IN THE XIX CENTURY
K. Milovanov, E. Nikitina
Institute of the Strategy for the Development of Education RAE 5/16, Makarenko ul, Moscow, 105062, Russian Federation
Abstract. In this article the historical and cultural process of development of the scientific and pedagogical direction in the domestic educational system of the XIX century is considered. The cultural and educational background of the epoch, the dominant pedagogical ideas are shown, the theoretical and methodological sources of the national pedagogical science are defined in a retrospective context, historical characteristics of the main representatives of the scientific and pedagogical direction are given. The conclusion is made about the progressive significance of the fundamental principles of scientific pedagogy for the subsequent development of the modern Russian education system.
Key words: pedagogical science, history of pedagogy, history of education, system of education, pedagogical thought.
В XIX в. вопросы народного просвещения приобретают первостепенное общественное и государственное значение. Именно в это время происходят выявление и разработка отдельных проблем типологии просвещения и его культурно-исторических оснований в трудах учёных самых различных направлений - педагогов,
© CC BY Милованов К.Ю., Никитина Е.Е., 2018.
философов, теологов, филологов, историков [1; 2]. Эта подготовительная работа своим основанием имела как национальные корни, так и западноевропейские педагогические традиции. Во второй половине XVIII - начале XIX вв. в европейских странах, преимущественно в Германии, формируются основные идеи, понятия, представления и терминология собственно педагогической науки. Оттуда со временем они распространяются на другие культуры и страны. В России учёные-педагоги разрабатывали концепции, посвящён-ные проблематике народности в образовании и общественном воспитании. Тандем «воспитание - обучение» стал восприниматься как необходимый залог стимулирования единства нравственного, умственного и физического развития детей, в котором нравственное воспитание традиционно занимало первенствующее место. Масштабная просветительская деятельность, причём не только государства, но также и общества, принимает всё большие размеры [8; 10]. Именно поэтому вопросы научной педагогики разрабатываются не только учёными-специалистами, но всеми заинтересованными лицами, считающими себя причастными к делу развития образования.
Народное образование заявляет о себе как о ведущем факторе духовного, интеллектуального и социально-экономического развития страны. Де-ятельностное просвещение населения становится одной из определяющих целей социальной политики имперского периода. Научно-педагогическое направление как полноправная отрасль корпуса наук об образовании стало формироваться с первой половины XIX в. Происходил закономер-
ный процесс становления и развития основ нормативно-методологического, методического и организационного ядра научной педагогики.
Научная педагогика долгое время развивалась в тени «государственной педагогии». Она оформилась в самостоятельное направление в эпоху Великих реформ (60-70 гг. XIX в.), когда в России был накоплен необходимый научный и модернизационный потенциал [9, с. 30]. Социум в ещё большей степени осознал свою образовательную миссию по отношению к неграмотным слоям населения. При этом педагогика всегда воспринималась в России в первую очередь как практика, как опыт целенаправленного эмоционально-умственного воздействия на учащихся.
Процесс обособления научной педагогики в гуманитарном знании стартовал со второй четверти XIX в. На его развитие основное влияние оказали философско-педагогическая мысль века Просвещения (Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо) [3, с. 24, 25], идеи крупнейшего педагога постпросветительской эпохи И.Г. Песталоцци, а также видных учёных-современников - Ф.А. Вольфа, А. Бека, Л. фон Ранке, Ф.К. фон Савиньи.
В данный период происходит складывание в едущих теоретических принципов и практических подходов к развитию педагогики как науки. С этого времени научная педагогика начинает опираться на опытно-эмпирическое знание, а также целенаправленно фиксировать фактологию, формировать фундаментальные законы, закономерности и принципы бытования педагогического процесса. В начале 30-х гг. XIX в. в России появляются первые периодические научно-педагогиче-
ские издания и среди них легендарный «Педагогический журнал». Помимо К.Д. Ушинского, наиболее известными представителями научно-педагогического направления являются Н.И. Лобачевский, П.Г. Редкин, А.Г. Ободо-вский, Е.О. Гугель, П.С. Гурьев.
Н.И. Лобачевский внёс огромный вклад в становление педагогики высшей школы. П.Г. Редкин занимался дея-тельностным развитием и институциональной организацией педагогической науки, выступал за усиление связи школы, науки и жизни. А.Г. Ободовским были созданы первые отечественные учебники по педагогике [7]. Е.О. Гугель был первым профессиональным методистом в России, поставившим дело воспитания детей на научно-практические рельсы. Он является автором передовых для своего времени учебных книг для начальной школы в духе развивающего воспитания. П.С. Гурьев стоит в ряду выдающихся педагогов, методистов и организаторов школьного образования в России того времени. Е.О. Гугель и П.С. Гурьев выступили историческими предтечами А.С. Макаренко и всего магистрального направления социального воспитания в деле позитивной и продуктивной социализации детей-сирот, создания специализированных воспитательных учреждений и деятельностной декриминализации личности.
Ретроспективно генезис, становление и дальнейшее развитие научно-педагогического направления стали характерным симптомом обретения научной и институциональной самостоятельности, т. е. методологической, методической и понятийно-терминологической независимости всего корпуса фундаментальных и прикладных
наук об образовании от некогда эталонной и казавшейся незыблемой, но к тому времени значительно утратившей своё «первородство» австро-прусской научно-педагогической системы. Безусловно, данное обстоятельство имело судьбоносное значение для дальнейшей «национализации» и «русификации» педагогической науки и отечественного образования во всех его сегментах (от дошкольного до высшего). Наиболее ярко научная педагогика как направление проявилась во второй половине XIX в., что связано с просветительской деятельностью великого педагога К.Д. Ушинского и его последователей - Н.Ф. Бунакова, В.И. Водо-возова, П.Ф. Каптерева, Н.А. Корфа, В.Я. Стоюнина, И.Н. Ульянова, а также других выдающихся учёных, мыслителей и практиков образования [4; 5; 6].
Таким образом, XIX в. является доминантным историческим периодом для формирования и дальнейшего развития педагогики как гуманитарной науки. Шёл полиформатный и достаточно неоднозначный процесс выработки оригинального отечественного научно-педагогического контента - от рецепции (заимствования культурно-педагогических форм) к интродукции (глубокой творческой переработке заимствованного в новых условиях) и от интродукции к достижению педагогической зрелости, самобытности и самостоятельности. Несомненно, что каждый из представителей научно-педагогического направления внёс свой особый и немаловажный историко-культурный вклад в развитие педагогической науки, системы образования и широкой образовательной практики.
Статья поступила в редакцию 15.12.2017
vssy
БЛАГОДАРНОСТИ
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 гг. (№ 27.8089.2017/БЧ) «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».
1. Богуславский М.В. Историко-педагогическая экспертиза инноваций в образовании: научные основы. М., 2015. 118 с.
2. Богуславский М.В., Милованов К.Ю. Перспективы развития историко-педагогиче-ского знания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 3. С. 25-32.
3. Милованов К.Ю. Концепция правового государства в философско-исторической мысли Просвещения: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2009. 28 с.
4. Милованов К.Ю., Никитина Е.Е. В.Я. Стоюнин - выдающийся отечественный ученый-педагог, просветитель и методист-словесник (по страницам юбилейной конференции) // Проблемы современного образования. 2017. № 1. С. 129-140.
5. Никитина Е.Е. Методическая концепция обучения чтению в трактовке В.И. Водовозо-ва: традиции и новации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 5. С. 36-44.
6. Никитина Е.Е., Милованов К.Ю. Научно-методическое и педагогическое наследие В.Я. Стоюнина: актуальность, проблематика, новизна // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 1. С. 15-25.
7. Никитина Е.Е., Провоторова Е.Ю. Новинки учебно-методической литературы в системе СПО и НПО по профессиям и специальностям техникума // Профессиональное образование и общество. 2013. № 3. С. 107-114.
8. Овчинников А.В. Культурно-исторический контекст политико-правового процесса в области образования в России // Пространство и Время. 2014. № 1. С. 153-160.
9. Преемственность и новаторство в развитии основных направлений в отечественной педагогической науке (конец XIX-ХХ вв.) / под ред. М.В. Богуславского. М., 2012. 500 с.
10. Принятие решений в системе образования / под ред. С.В. Ивановой. М., 2014. 548 с.
1. Boguslavskii M.V. Istoriko-pedagogicheskaya ekspertiza innovatsii v obrazovanii: nauchnye osnovy [Historical and pedagogical expertise of educational innovations: the scientific basis]. Moscow, 2015. 118 p.
2. Boguslavsky M.V., Milovanov K.Yu. [Prospects for developing the historical-pedagogical knowledge]. In: Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and foreign pedagogics], 2016, no. 3, pp. 25-32.
3. Milovanov K.Yu. Kontseptsiya pravovogo gosudarstva v filosofsko-istoricheskoi mysli Pros-veshcheniya: avtoref. dis. ... kand.ist. nauk [The concept of the rule of law in the philosophical and historical thought of the Enlightenment]. Moscow, 2009.28 p.
4. Milovanov K.Yu., Nikitina E.E. [V.Y. Stoyunin - an outstanding Russian scientist, educator and methodist-linguist (pages of jubilee conference)]. In: Problemy sovremennogo obra-zovaniya [Problems of modern education], 2017, no. 1, pp. 129-140.
5. Nikitina E.E. [Methodological concept of teaching reading in the interpretation of V.I. Vodo-vozov: traditions and innovations]. In: Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and foreign pedagogics], 2015, no. 5, pp. 36-44.
6. Nikitina E.E., Milovanov K.Yu. [Scientific-methodical and pedagogical heritage of V. J. Stounin: importance, perspective, novelty]. In: Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and foreign pedagogy], 2017, vol. 1, no. 1, pp. 15-25.
ЛИТЕРАТУРА
REFERENCES
7. Nikitina E.E., Provotorova E.Yu. [Novelties of methodological literature in the system of SPE and BPE on specialities and professions of the college]. In: Professional'noe obrazovanie i obshchestvo[Vocational education and society], 2013, no. 3, pp. 107-114.
8. Ovchinnikov A.V. [Cultural and historical context of the political and legal process in education in Russia]. In: Prostranstvo i Vremya[Space and Time], 2014, no. 1, pp. 153-160.
9. Boguslavsky M.V., ed. Preemstvennost' i novatorstvo v razvitii osnovnykh napravlenii v otechestvennoi pedagogicheskoi nauke (konets XIX-XX vv.) [Continuity and innovation in the development of the main directions in the Russian pedagogical science (the end XIX-XX centuries)].Moscow, 2012. 500 p.
10. Ivanova S.V., ed. Prinyatie reshenii v sisteme obrazovaniya [Decision-making in education]. Moscow, 2014. 548 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Милованов Константин Юрьевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории педагогики и образования Института стратегии развития образования Российской академии образования; e-mail: [email protected]
Никитина Екатерина Евгеньевна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра истории педагогики и образования Института стратегии развития образования Российской академии образования; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Konstantin Yu. Milovanov - Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher of the Center of History of Pedagogy and Education of the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education; e-mail: [email protected]
Ekaterina E. Nikitina - Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Researcher of the Center of History of Pedagogy and Education of the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Милованов К.Ю., Никитина Е.Е. Развитие научно-педагогического направления в российском образовании XIX в. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 2. С. 56-60. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-56-60
FOR CITATION
Milovanov K., Nikitina E. Development of scientific-pedagogical direction in the Russian education of the XIX century. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2018. no. 2, рр. 56-60. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-56-60