По географическому признаку можно выделить регионы и федеральные округа России, поскольку степень локализации инжиниринговых услуг достаточно высока. Однако, официальная статистика и аналитические обзоры по данному признаку отсутствуют, что является предметом дополнительных исследований.
Заключение. В результате анализа рынков металлургии, машиностроения и инжиниринга выделены следующие основные тенденции, которые можно рассматривать как стимулы развития инжиниринговых услуг:
- рост рынков металлургии и машиностроения, возможность импортозамещения (в ближайшие годы — сокращение импорта, как минимум, на 5%);
- задействование неиспользуемого потенциала ресурсо-эффективности литейных производств;
- умеренный рост металлургической промышленности (как следствие — рынка металлургического оборудования), рост инвестиций в отрасль;
- модернизация технологий и оборудования металлургических компаний для выпуска высокотехнологичной продукции;
- рост внутреннего спроса на продукцию металлургии со стороны строительной индустрии и новых инфраструктурных проектов (по оценкам экспертов — до 18%);
- рост спроса на мини-заводы металлургического профиля в регионах, развитие прорывных инновационных проектов в отраслях металлургии и машиностроения;
- активный рост рынка инжиниринга в металлургии и машиностроении (в настоящее время — высокая рыночная концентрация и сосредоточение ижиниринговых компаний на Урале и в европейской части России).
Эти тенденции позволяют сделать вывод о том, что рыночная ситуация в целом способствует формированию рынка инжиниринга на региональных рынках металлургии и машиностроения, производственного и технологического инжиниринга в данной сфере, его динамичному развитию в ближайшие годы и, как следствие, целесообразности инвестирования в развитие инжиниринговых структур как инновационной инфраструктуры развития региональной промышленности.
Литература
1. Отчет FC «Ресурсоэффективность литейного производства в России» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: М1р://\«\«\«. i-mash.ru/index.php?newsid=10955 (дата обращения: 02.10.2015).
2. Приказ Минпромторга РФ от 18.03.2009 № 150 «Об утверждении Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99566/ (дата обращения: 04.09.2015).
3. Чекмачев И.Ю., Иода Е.В. Инжиниринговый центр как элемент инновационной инфраструктуры региона // Социально-экономические явления и процессы. — Т.9. — 2014. — №9. — С. 84.
4. Распоряжение Правительства РФ от 23 июля 2013 г. № 1300-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») в области инжиниринга и промышленного дизайна» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70320156/#ixzz3pDMmxBWp (дата обращения: 31.08.2015).
5. Рейтинг «Модернизация и инжиниринг — 2013». Портал «Управление производством» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.up-pro.ru/specprojects/rating-engineering/itogi2013.html (дата обращения: 15.05.2014).
6. Рейтинг «Инжиниринг в России — 2010». Итоги. Портал «Управление производством» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.up-pro.ru/specprojects/rating-engineering/rejting_inzhiniring_v_rossii_2010_itogi.html (дата обращения: 15.05.2014).
7. Новиков Н.И., Подъяпольский Д.В., Новикова Г.В. Роль черной металлургии в развитии национальной и региональной экономики // Вестник Кемеровского госуд. ун-та. — 2014. — №2 (58). Т.2. — С. 254-257.
РАЗВИТИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ КЛАСТЕРИЗАЦИИ В РАМКАХ АКТИВНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
М.М. Подшивалова,
доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского государственного экономического университета
anna_pimenova@bk.ru
В статье раскрыты вопросы формирования и реализации механизма активной региональной промышленной политики на базе кластерного подхода. Рассматриваются ключевые системно-образующие характеристики кластера, определяется комплекс принципов, лежащий в основе региональной кластеризации. Предложена последовательность создания саморегулируемой организации промышленных кластеров.
Ключевые слова: региональная промышленная политика, кластеры, предприятие, эффективность
ББК У9(2)300-18,0
Сегодня развитие отечественной промышленности сопровождается серьезными количественными и качественными трансформациями: сокращаются темпы ее роста, продолжаются неблагоприятные структурные сдвиги. Обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности промышленного производства напрямую зависит от проводимой государством промышленной политики, но достижение ее целей будет возможно только в том случае, если будет иметь место тесная взаимосвязь указанной политики с обеспечением решения задач, поставленных перед хозяйствующими субъектами на региональном уровне.
Особая значимость разработки и проведения целенаправленной промышленной политики на уровне регионов обусловлена, прежде всего, тем, что именно она имеет наиболее широкий спектр инструментального воздействия на отдельные
экономические субъекты. Кроме того, территориальная взаимосвязь органов регионального управления и промышленных предприятий создает возможности более оперативного проведения мониторинга осуществления данной политики, и на этой основе — принятия оперативных решений и корректировок в стратегии развития регионального промышленного комплекса. При этом подобные корректировки возможны только с учетом особенностей и различных факторов влияния на деятельность промышленных предприятий конкретного региона.
Следует также особо подчеркнуть, что серьезные изменения геополитической обстановки, связанные с введением санкций со стороны стран ЕС, США, Канады, Японии, обуславливают необходимость максимально возможной переориентации нашей экономики на импортозамещение. Осуществление подобного
20 1
процесса возможно только на основе инновационного развития промышленных комплексов конкретных регионов. Необходимость восстановления промышленного роста, обеспечения инновационной направленности индустриального развития требует не только корректировки промышленной политики в большинстве регионов, но и активного привлечения наиболее эффективных механизмов ее реализации, к числу которых в современных исследованиях все чаще относят кластерный подход, масштабное формирование кластерных структур в промышленности.
Несмотря на то, что исследованию вопросов формирования и реализации промышленной политики на различных уровнях в последнее время уделяется всё больше внимания, проблематика, связанная именно с реализацией механизма активной региональной промышленной политики на базе кластерного подхода, является недостаточно изученной, особенно в части обеспечения согласования положений промышленной политики государства и регионов с целями и задачами хозяйствующих субъектов-участников промышленного кластера.
Следует отметить, что хоть и достигнуты определенные результаты по повышению эффективности функционирования промышленных предприятий, существует ряд проблем, которые серьезно сдерживают их развитие. К подобным проблемам, прежде всего, следует отнести:
- низкую конкурентоспособность отечественной промышленной продукции;
- острую потребность в модернизации российского промышленного комплекса, в частности, таких его отраслей, как машиностроение, пищевая промышленность, легкая промышленность и ряд других;
- необходимость создания инфраструктуры, удовлетворяющей современным требованиям (т.е. современных телекоммуникационных информационных сетей), внедрения инновационной электронной торговли и услуг, формирования предпосылок для развития научно-исследовательских институтов и их прямого взаимодействия с промышленным сектором экономики;
- отсутствие сбалансированности между государственной промышленной политикой и промышленной политикой регионов, а, следовательно, и стратегиями промышленных предприятий в части целей, задач и способов их решения.
Таким образом, с учетом рассмотренных выше проблем встают вопросы разработки и внедрения принципиально новой промышленной политики, учитывающей формирующиеся
тенденции в развитии экономики страны в целом и на уровне регионов, а также способствующей становлению новых форм взаимодействия предприятий и организаций.
Если говорить о современном этапе экономического развития в целом и о развитии промышленности, в частности, то, прежде всего, следует отметить, что сама по себе, так называемая «активная промышленная политика» уже сегодня достаточно чётко заявила о себе в пореформенной России, даже, несмотря на то, что во многих отношениях наша промышленность отстаёт от современного мирового уровня. Тем не менее, следует признать, что практически все основные инструменты подобной политики, в той или иной мере используются и в развитии российской промышленности. И это в полной мере относится к таким важнейшим явлениям промышленного развития современной цивилизации, как интенсивное развитие промышленных кластеров. В этом отношении сделанное выше замечание можно рассматривать как безусловное, поскольку практика всех передовых стран мира однозначно показывает, что инновации как раз и идут непосредственно через использование процессов кластерной интеграции производств и сферы обслуживания. Положительный эффект взаимодействия кластеризации и активной региональной промышленной политики представлен на рис. 1.
Следует согласиться, что в России во многих случаях кластеризация, как таковая, имеет место, но в то же время конечный продукт, получаемый в результате этого, либо содержит очень слабую инновационную составляющую, либо, что также нередко, она полностью отсутствует. Отсюда вытекает и центральная проблема исследования, которую можно было бы определить следующим образом: почему подобное прогрессивное явление современного промышленного развития не дает надлежащего эффекта в условиях российской экономики, и каковы те пути, посредством использования которых эту проблему можно было решить.
Когда речь идет о неких формах экономического развития в целом и промышленного — в особенности, то на первое место в современных исследованиях выдвигается то, что можно определить как институционально-сетевой подход, который положен в основу кластеризации. Анализ современной научной литературы и периодики не оставляет сомнений в том, что к числу именно таких форм следует отнести кластеры как новую форму промышленного развития (ключевые системно-образующие характеристики кластера представлены на рис. 2). И именно в
Рис. 1. Кластеризация и активная региональная промышленная политика: решение проблем
силу этого обстоятельства мы считаем необходимым обратить особое внимание на несколько важнейших элементов, которые непосредственно связаны с этой экономической категорией.
Следует, прежде всего, отметить, что именно с пониманием природы и характера кластеров связано представление о том, что ресурсы самого различного вида, такие как: технологии, капиталы, знания, услуги, человеческие ресурсы и т.д., могут быть объединены особым образом и могут давать безусловный и исключительно высокий эмерджентный эффект. С другой же стороны, понятно, что поскольку речь идет об объединении этих ресурсов и о каком-то особом способе этого объединения, то решающую роль в успешности такого объединения должны играть правильно найденные связи, а соответственно — точные представления о характере взаимодействия различных видов ресурсов, которые имеют место в реальной действительности.
Здесь необходимо отметить, что в итоге любого объединения ресурсов, о котором шла речь выше, безусловно, должно иметь место возникновение своего рода единого информационного пространства. На этот элемент следует указать особо, поскольку современные исследования однозначно доказывают, что важнейшим моментом такого объединения является эффективное использование распределенного между различными видами ресурсов знания, а это, в свою очередь, требует эффективного информационного пространства, в рамках которого будет происходить идентификация, накопление, обмен и развитие знания, как такового.
Наконец, надо отметить и ещё один и, безусловно, центральный элемент проведения эффективной региональной кластеризации, который можно определить, как возникновение, формирование и — самое важное — согласование интересов, связанных с объединением и взаимодействием такого рода ресурсов.
Конечно, этими элементами не исчерпывается всё многообразие возникающих вопросов, проблем и возможностей. И если опуститься на уровень конкретных критериев и показателей, то конечно же, такие фундаментальные индикаторы, как конкурентоспособность продукции и услуг, отдельных предприятий и отраслей промышленности в целом или вопрос о росте производительности труда, снижении издержек и иных того же рода системных результатах взаимодействия и развития разнородных ресурсов — всё это представляет собой теснейшим образом взаимосвязанное эволюционное пространство. Создание подобного эволюционного пространства потребует
соответственно выполнения определенных принципов, которые в дальнейшем могут лежать в основе региональной кластеризации. В состав подобного комплекса принципов, по нашему мнению, следует включить:
1) безусловное наличие взаимозависимости централизованных органов управления и промышленных предприятий, а также механизма координации их взаимодействия;
2) долгосрочность взаимосвязей и необходимость согласования стратегий развития участников регионального промышленного кластера с приоритетами государственной и региональной промышленной политики;
3) географическое единство, тесно переплетающееся с мультиотраслевым подходом;
4) создание институциональной и функциональной инфраструктуры процессов кластеризации;
5) естественную и центральную, по существу, роль процессов особого рода, создающих стоимость на базе взаимодействия в технологических цепочках;
6) абсолютную и первостепенную роль потребителей в кластере;
7) способность создавать новые виды ресурсов;
8) решающую роль той инновационной программы, которая объединяет участников кластера, а также гибкость и открытость кластера, как системы.
Как видно из представленного комплекса принципов, основополагающей составляющей в развитии кластеризации на региональном уровне является наличие взаимозависимости и механизма координации взаимодействия централизованных органов управления с промышленными предприятиями, которая призвана обеспечить выполнение всех выдвинутых принципов.
Естественно, подобный механизм требует дополнительного исследования, особенно в части разработки методического обеспечения согласования стратегий развития малых, средних и крупных промышленных предприятий региона с государственными приоритетами развития промышленности. По сути, подобная согласованность и будет являться основой для эффективной реализации активной промышленной политики региона. Таким образом, напрашивается вывод о том, что реализация механизма согласования возможна исключительно на базе определенной организационной структуры. Подобная структура должна иметь, с одной стороны, научно-исследовательский потенциал для проведения анализа и оценки финансово-хозяйственной деятельности промышленных предпри-
Ключевые системообразующее характеристики кластера
Производственная н 1шфраструктурная сеть, вхлючакяцая потребителя, связанная отношениями взаимозависимости
Территориально-географическая общность
Долгосрочного
Наличие комплекса регулирующих механизмов
Создание новых типов ресурсов
Единая инновационная программа
Создание стоимости
Рис. 2. Ключевые системно-образующие характеристики кластера
ятий региона и их проблем, а с другой — иметь возможность принятия активного участия в формировании, корректировке и реализации промышленной политики государства. Следует особо подчеркнуть, что 30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», который определил, что стимулирование развития кластеров «возможно при условии создания специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития промышленного кластера...» [3]. Кроме того, закон определил, что создание новых и развитие существующих промышленных кластеров на территориях субъектов РФ должно осуществляться с учетом плана стратегического развития Российской Федерации и регионов. Таким образом, формирование централизованной структуры регулирования кластерных процессов и на законодательном уровне признано необходимым условием развития региональной кластеризации. Соответственно сразу возникает вопрос о нормативно-правовой составляющей подобной структуры, так как она призвана решать серьезные проблемы, как государственного уровня, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. И тут можно предложить наиболее простой способ — создание вышеуказанной структуры (координационного центра), в соответствии с Федеральным законом № 315 от 01.12.07 года «О саморегулируемых организациях» (СРО). Положения представленного закона полностью соответствуют необходимым
компетенциям и функциям, которые предполагается осуществлять координационному Центру.
Учитывая специфические особенности Саморегулируемой организации промышленных кластеров и решаемые ею задачи, можно предложить последовательность создания и функционирования подобного органа, которая включает:
1) формирование проекта и обоснования создания Саморегулируемой организации промышленных кластеров для потенциальных членов;
2) сбор информации о потенциальных членах СРО и их регистрация;
3) проведение аудита научно-исследовательской и технической сферы региона;
4) создание комитетов при СРО по наиболее актуальным направлениям: комитет национальной технологической инициативы; комитет оценки необходимости предоставления государственных гарантий, финансовой поддержки и ее распределения; комитет развития индустриальных парков; комитет реализации отраслевых планов импортозамещения; комитет мониторинга и оценки реализации и корректировки положений активной региональной промышленной политики.
Таким образом, использование сформулированных выше рекомендаций по совершенствованию процессов формирования и развития промышленных кластеров позволит решить задачи повышения эффективности реализации активной региональной промышленной политики.
Литература
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 года № 2539-р — http://www. minpromrb.ru/upload/news/2013.02/gprogram.pdf (дата обращения 17.05.2015)
2. Хасаев Г.Р., Михеев Ю.В. Кластеры — современные инструменты повышения конкурентоспособности региона // http//www. poria.ru/files/236/doc (дата обращения 25.08.2015)
3. http://garant.ru (дата обращения 15.09.2015)
ВЕЙВЛЕТ-АНАЛИЗ В ФОРСАЙТИНГЕ ИННОВАЦИОННО-ОБУСЛОВЛЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ*
А.В. Мурава-Середа,
доцент кафедры менеджмента предпринимательской деятельности Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского»(г. Симферополь),
кандидат экономических наук
С.Ю. Цехла,
зав. кафедрой менеджмента предпринимательской деятельности Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского»(г. Симферополь),
доктор экономических наук;
И.Г. Павленко,
доцент кафедры менеджмента предпринимательской деятельности Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского»(г. Симферополь),
кандидат экономических наук 11 irin@rambler.ru
В статье предложено использовать на этапе сценарного прогнозирования форсайтинга метод вейвлет-анализа для выявления скрытых закономерностей кластерно- и инновационно-обусловленного экономического роста трансграничных регионов. Предложен перечень специфических показателей и индикаторов, характеризующих экономический рост, инновационное развитие и кластеризацию в трансграничном контексте. Показано, что применение математического метода группировки данных позволяет осуществлять вейвлет-анализ на большом объеме разнородных данных в задачах оценки эффектов инновационно- и кластерно- обусловленного экономического роста трансграничных регионов.
Ключевые слова: экономический рост, инновации, кластер, регион, вектор, вейвлет-анализ
УДК 332.146.2 ББК 65.9(2Рос)
Современные трансграничные регионы являются концентрированным проявлением интеграционных процессов, являющихся одной из основных движущих сил современной
экономики. Общепризнанным фактом является то, что важнейшим фактором роста современной экономики является ее инновационное развитие (инноватизация), а интеграцион-
* Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, в рамках научного проекта р_юг_а № 14-46-01634.