Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВ ГОСУДАРСТВ ЕАЭС И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ'

РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВ ГОСУДАРСТВ ЕАЭС И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ / СТРАНЫ ЕАЭС / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / ГОСУДАРСТВА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ / ПОЗИЦИИ СТРАН НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зиядуллаев Н. С., Бахриддинова Х. А., Омарова З. К.

Актуальность исследования обусловлена важностью комплексного изучения вопросов эффективного функционирования и перспектив развития национальных хозяйств государств ЕАЭС и Центральной Азии в рамках формирования многогранной системы отношений на постсоветском пространстве. В статье анализируются проблемы эффективного преодоления кризисных явлений в рамках национальных государств в условиях глобальной геополитической и экономической турбулентности; рассматриваются механизмы сближения национальных законодательств и единообразия макроэкономических и институциональных преобразований; проанализирован ряд важных аспектов в рамках обеспечения экономической безопасности стран ЕАЭС и Центральной Азии и устойчивого функционирования региональных экономических систем в целом.Метод (методология) проведения работы. Проведенный в статье анализ методологических положений акцентирует внимание на исследовании конкурентных преимуществ и системы координации взаимодействий экономик стран ЕАЭС и Центральной Азии.Результаты. На основе анализа перспектив развития государств Центральной Азии, в части исследования вопросов территориальной общности, равных стартовых уровней экономического развития, единых транспортных и энергетических коммуникаций, оценки и эффективности использования водных ресурсов, сформулированы выводы о необходимости реализации комплекса мероприятий, предусматривающих структурную перестройку национальных экономик, наращивание инвестиционного потенциала в приоритетных направлениях (к примеру, новые технологии, развитие человеческого капитала) с позиции гармонизации моделей трансформации национальных хозяйств и согласования не всегда совпадающих интересов общества, государства и корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Зиядуллаев Н. С., Бахриддинова Х. А., Омарова З. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF NATIONAL ECONOMIES OF THE EAEU STATES AND CENTRAL ASIA IN CONDITIONS OF GLOBAL TURBULENCE

The relevance of the study is due to the importance of a comprehensive study of the issues of effective functioning and development prospects of the national economies of the EAEU states and Central Asia in the framework of the formation of a multifaceted system of relations in the post-Soviet space. The article analyzes the problems of effectively overcoming crisis phenomena within the framework of national states in the context of global geopolitical and economic turbulence; mechanisms for convergence of national legislations and uniformity of macroeconomic and institutional transformations are considered; analyzed a number of important aspects in the framework of ensuring the economic security of the countries of the EAEU and Central Asia and the sustainable functioning of regional economic systems in general.Method (methodology) of the work. The analysis of methodological provisions carried out in the article focuses on the study of competitive advantages and the system for coordinating the interactions between the economies of the EAEU and Central Asia.Results. Based on the analysis of the prospects for the development of the states of Central Asia, in terms of studying issues of territorial community, equal starting levels of economic development, unified transport and energy communications, assessment and efficiency of the use of water resources, conclusions are drawn about the need to implement a set of measures that provide for the structural restructuring of national economies, increasing investment potential in priority areas (for example, new technologies, development of human capital) from the position of harmonizing the models of transformation of national economies and harmonizing the not always coinciding interests of society, the state and corporations.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВ ГОСУДАРСТВ ЕАЭС И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ»

Экономические системы. 2022. Том 15, № 2 (57). С. 190-200. Economic Systems. 2022;15(2(57)):190-200.

Научная статья УДК 338

DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-2-190-200

РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВ ГОСУДАРСТВ ЕАЭС И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ

Наби Саидкаримович Зиядуллаев1, Хосият Арифовна Бахриддинова2, Зарема Курбановна Омарова33

1 Институт проблем рынка РАН, Москва, Россия, [email protected]

2 Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, Ташкент, Республика Узбекистан, [email protected]

3 Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Россия, zkomarova1978@mail. ги

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена важностью комплексного изучения вопросов эффективного функционирования и перспектив развития национальных хозяйств государств ЕАЭС и Центральной Азии в рамках формирования многогранной системы отношений на постсоветском пространстве. В статье анализируются проблемы эффективного преодоления кризисных явлений в рамках национальных государств в условиях глобальной геополитической и экономической турбулентности; рассматриваются механизмы сближения национальных законодательств и единообразия макроэкономических и институциональных преобразований; проанализирован ряд важных аспектов в рамках обеспечения экономической безопасности стран ЕАЭС и Центральной Азии и устойчивого функционирования региональных экономических систем в целом.

Метод (методология) проведения работы. Проведенный в статье анализ методологических положений акцентирует внимание на исследовании конкурентных преимуществ и системы координации взаимодействий экономик стран ЕАЭС и Центральной Азии.

Результаты. На основе анализа перспектив развития государств Центральной Азии, в части исследования вопросов территориальной общности, равных стартовых уровней экономического развития, единых транспортных и энергетических коммуникаций, оценки и эффективности использования водных ресурсов, сформулированы выводы о необходимости реализации комплекса мероприятий, предусматривающих структурную перестройку национальных экономик, наращивание инвестиционного потенциала в приоритетных направлениях (к примеру, новые технологии, развитие человеческого капитала) с позиции гармонизации моделей трансформации национальных хозяйств и согласования не всегда совпадающих интересов общества, государства и корпораций.

© Зиядуллаев Н.С., Бахриддинова Х.А., Омарова З.К., 2022

Ключевые слова: геополитическая и экономическая турбулентность, страны ЕАЭС, Содружество Независимых Государств, государства Центральной Азии, национальное хозяйство, обеспечение экономической безопасности, национальные интересы, постсоветское пространство, механизмы интеграции, позиции стран на международной арене

Для цитирования: Зиядуллаев Н.С., БахриддиноваХ.А., Омарова З.К. Развитие национальных хозяйств государств ЕАЭС и Центральной Азии в условиях глобальной турбулентности // Экономические системы. 2022. Том 15, № 2 (57). С. 190-200. DOI 10.29030/2309-2076-202215-2-190-200.

Original article

DEVELOPMENT OF NATIONAL ECONOMIES OF THE EAEU STATES AND CENTRAL ASIA IN CONDITIONS OF GLOBAL TURBULENCE

Nabi S. Ziyadullaev1, Khosiyat A. Bakhriddinova2, Zarema K. Omarova33

1 Institute of market problems of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, [email protected]

2 Tashkent Institute of Irrigation Engineers and mechanization of agriculture, Tashkent, Republic Uzbekistan, [email protected]

3 Central Economics and Mathematics Institute of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, zkomarova1978@mail. ru

Abstract. The relevance of the study is due to the importance of a comprehensive study of the issues of effective functioning and development prospects of the national economies of the EAEU states and Central Asia in the framework of the formation of a multifaceted system of relations in the post-Soviet space. The article analyzes the problems of effectively overcoming crisis phenomena within the framework of national states in the context of global geopolitical and economic turbulence; mechanisms for convergence of national legislations and uniformity of macroeconomic and institutional transformations are considered; analyzed a number of important aspects in the framework of ensuring the economic security of the countries of the EAEU and Central Asia and the sustainable functioning of regional economic systems in general.

Method (methodology) of the work. The analysis of methodological provisions carried out in the article focuses on the study of competitive advantages and the system for coordinating the interactions between the economies of the EAEU and Central Asia.

Results. Based on the analysis of the prospects for the development of the states of Central Asia, in terms of studying issues of territorial community, equal starting levels of economic development, unified transport and energy communications, assessment and efficiency of the use of water resources, conclusions are drawn about the need to implement a set of measures that provide for the structural restructuring of national economies, increasing investment potential in priority areas (for example, new technologies, development of human capital) from the position of harmonizing the models of transformation of national economies and harmonizing the not always coinciding interests of society, the state and corporations.

Keywords: geopolitical and economic turbulence, EAEU countries, Commonwealth of Independent States, Central Asian states, national economy, ensuring economic security, national interests, postSoviet space, integration mechanisms, positions of countries in the international arena

For citation: Ziyadullaev N.S., Bakhriddinova Kh.A., Omarova Z.K. Development of national economies of the EAEU states and Central Asia in conditions of global tur-bulence. Economic Systems. 2022;15(2(57)):190-200. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-2-190-200.

Введение

Формирование многогранной системы отношений на постсоветском пространстве со всеми ее сложностями и возможностями, глобальные изменения в экономической, политической, социальной и многих других сферах общественной жизни выявляют необходимость поиска рычагов, способствующих расширению и углублению взаимоотношений между бывшими союзными республиками. Разрешение общих проблем для эффективного преодоления кризисных явлений в рамках национальных государств на постсоветском пространстве возможно лишь в условиях объединения усилий для совместного ведения деятельности по различным областям.

Важнейшей тенденцией развития мировой экономической системы в современных реалиях является региональная экономическая интеграция, эффективность которой во многом будет обеспечиваться результативностью глобального диалога интеграционных объединений и их внутренней устойчивостью. Основой интеграционных процессов выступает укрепление каждым из государств - членов интеграционной группировки своих позиций на международной арене, поскольку их скоординированные действия позволят быстрее решать проблемы, не ставя под угрозу собственные национальные интересы.

После распада СССР создание Содружества Независимых Государств (СНГ) как международной организации, регулирующей взаимодействие бывших союзных республик и функционирующей на добровольной основе, представлялось платформой, которая позволила всем участникам интеграционного объединения разглядеть их ресурсный потенциал, определить политические цели, разумно оценить свои возможности и выявить проблемы, чтобы эти страны смогли сделать правильный выбор при присоединении к той или иной интеграционной группировке.

Вместе с тем с приобретением самостоятельности перед постсоветскими государствами остро встала дилемма трансформации единого народнохозяйственного комплекса с ярко выраженным внутрисоюзным разделением общественного труда в такие производственно-хозяйственные структуры, которые отвечали бы гибким требованиям развивающегося рынка и в то же время обеспечивали комплексность национальных экономик. И дело тут вовсе не в том, что вне общесоюзных технологических и общеэкономических связей республиканское хозяйство полноценно функционировать не могло из-за отсутствия собственного воспроизводственного комплекса. Решить эти задачи молодые государства могут, либо ориентируясь только на национальные возможности, либо дополняя выгодами участия в международном разделении труда. Те из них, кто решил задействовать потенциал интеграции, должны пойти на эффективное

сближение национальных законодательств и адекватное единообразие макроэкономических и институциональных преобразований.

Проведение в 1991 г экономических реформ в государствах Содружества характеризовалось не только мерами общего характера (к примеру, снятие ограничений в вопросах ценообразования, осуществление внешнеэкономической деятельности, приватизация предприятий госсектора и пр.), но и локальными специфическими мероприятиями в части преодоления внешней зависимости в области сырьевого и продовольственного обеспечения. Безусловно, ряд государств столкнулись с негативными потрясениями и последствиями, обусловленными неэффективностью кооперации и интеграционных цепочек, недостаточной неконкурентоспособностью части промышленных производств, неуправляемостью и безответственностью в управлении по сферам экономики.

Вместе с тем интеграционные возможности существенно ограничены ввиду следующих причин:

• неравномерного распределения ресурсов и резервов экономического развития государств - членов Содружества;

• частых военных столкновений на их приграничных территориях;

• наличия противоречий в системе целей национальной политики и интересов мировых финансовых центров;

• недостаточной проработанности правовых систем и национального законодательства государств - членов Содружества.

С этих позиций стратегической предпосылкой эффективного функционирования экономик постсоветских государств (с учетом имеющихся рисков вытеснения на периферию мировой экономики ввиду ряда объективных причин и факторов навязанного характера) выступает усиление потенциала экономического развития Содружества и наиболее прогрессивных интеграционных образований - ЕАЭС и ЦА - в формате объединения для целей повышения конкурентоспособности и наращивания конкурентных преимуществ.

Следует приложить немало усилий в части предоставления равных условий для развития и поддержки предпринимательской среды, проведения взаимосогласованных мер структурной политики и технической модернизации производства, комплексной и поэтапной реализации Программы действий по развитию Содружества независимых государств на период до 2030 г.

Уже сегодня ЕАЭС стремится к наибольшей конвергенции независимых государств, являющихся членами Союза. Однако есть некоторые проблемы реализации этой цели. Среди этих проблем можно назвать следующие:

- неодинаковые хозяйственные условия ведения экономической деятельности в странах-членах Союза;

- отсутствие полноценной системы наднациональных механизмов регулирования экономических отношений, которая бы отвечала современным условиям;

- недостаточное количество финансовых ресурсов для реализации совместных проектов;

- экономические проблемы каждого из государств.

Можно выделить и более глобальные проблемы, заключающиеся в важности своевременной трансформации экономических отношений с третьими странами, усилении экономического вектора в интеграционном развитии и формате сотрудничества, ускорении встраивания в глобальную систему цепочек создания стоимости и сетевой экономической модели [8].

Основная часть

Государства - члены ЕАЭС еще не достигли всех намеченных целей интеграционного сотрудничества. Имеется еще достаточно барьеров во взаимной торговле, не устранены препятствия в развитии межгосударственных отношений, отсутствует полноценная система координации взаимодействий в рамках Союза. И поэтому, принимая во внимание весь опыт предыдущих отношений, учитывая недочеты и проблемы, с которыми пришлось столкнуться, государства ЕАЭС должны стремиться к развитию еще более прочных взаимовыгодных отношений, соответствующих тенденциям и вызовам глобальной экономики. Это особенно актуально с позиции обеспечения экономической безопасности стран ЕАЭС и Центральной Азии для стабильного и устойчивого функционирования региональных экономических систем в целом.

Страны Центральной Азии по повестке регионального и глобального развития все больше акцентируют внимание с позиций консолидации. Как отметил в ноябре 2019 г. глава Узбекистана во время второй Консультативной встречи глав государств ЦА, «наше сближение и расширение сотрудничества в регионе - это востребованный и необратимый процесс... Укрепляя единство и сплоченность, мы содействуем становлению стабильного и устойчиво развивающегося региона, а значит - перспективного и предсказуемого международного партнера. Важно максимально задействовать конкурентные преимущества нашего региона, обладающего емким рынком, значительными природно-сырьевыми и людскими ресурсами. Необходимо совместно выявлять возможности и продвигать проекты кооперации в разных отраслях экономики в целях формирования цепочки добавленной стоимости, расширения внутрирегиональной торговли, создания рабочих мест, что найдет отражение в разрабатываемом Едином видении дальнейшего развития сотрудничества в ЦА» [13].

Основными рисками в рамках проблемы обеспечения экономической безопасности стран Центральной Азии следует признать:

• экономическую модель сырьевого развития с ее зависимостью от конъюнктурных колебаний на мировом сырьевом рынке;

• преобладающую структуру экономики преимущественно на основе первичной обработки сырья;

• высокий процент теневого сектора экономики;

• скрытую безработицу;

• значительную миграцию населения трудоспособного возраста;

• неравномерность экономического пространства вкупе с внутрирегиональными различиями социально-экономического развития территорий.

Территориальная общность, равные стартовые уровни экономического развития, единые транспортные и энергетические коммуникации государств Центральной Азии и ряд других факторов задают стратегический вектор социально-экономического развития территорий, определяя перспективы развития государств Центральной Азии. Интеграция становится важным вопросом в части сохранения национальной идентичности, поддержания самодостаточности и экономической самостоятельности каждого государства. Вместе с тем интеграционный аспект очень важен с позиции противостояния внешним угрозам и обеспечения национальной безопасности государств (терроризм, религиозный фундаментализм, угроза нарастания конфликта со стороны границ Афганистана, распространение наркотических средств и пр.).

Водные ресурсы государств Центральной Азии, огромные запасы сырья (нефти, природного газа, урана, угля), единство энергетической и экологической инфраструктур, единые бассейны рек (Сырдарьи и Амударьи) и единая линия газопроводов (Газли - Бухара - Ташкент - Чимкент - Алма-Ата), а также сформированная промышленная основа устойчивого социально-экономического развития центральноазиатских стран в части производства и распределения энергоресурсов, повышения энергоэффективности - важные стратегические ресурсы и факторы экономического роста государств Центральной Азии.

Туркменистан, Узбекистан и Казахстан - наиболее энергоемкие государства. Распад Советского Союза привел к разбалансированию политики внутреннего развития центральноазиатских стран, не учитывающей интересы соседних государств. Итогом таких преобразований стало нарастание потенциальных конфликтов в социально-политической, этно-национальной и межгосударственной сферах. К примеру, воды трансграничных рек стали источником конфликтов, способствующих расхождению политик территорий верхней и нижней части течения Амударьи и Сырдарьи.

Если прибрежные территории нижней части трансграничных рек проявляли интерес к получению весомой части доли стока в летний период для целей орошения земель, то потребности территорий верхней части трансграничных рек сводились к использованию водных ресурсов для выработки электрической энергии в зимнее время. Сезонные различия способствовали формированию противоречивых подходов в использовании водных ресурсов. Около 80% запасов водных трансграничных ресурсов находятся под контролем Таджикистана и Кыргызстана, желающих их использовать для выработки электрической энергии и строительства гидроэлектростанций, при этом ущемляя интересы Узбекистана. Принятие в марте 2018 г. Узбекистаном решения - отказа от возражений против возведения в Таджикистане Рогунской плотины и гидроэлектростанции - способствовало охлаждению экономических взаимоотношений и взаимодействий двух стран, сокращению поставок со стороны Узбекистана электроэ-

нергии и газа, принятию ограничительных мер по части железнодорожного транзита таджикских грузов.

Урегулирование существующих проблем с использованием водных ресурсов региона осуществляется благодаря разработанным ООН международно-правовым нормам и конвенции об использовании водных ресурсов речных бассейнов Амударьи и Сырдарьи. С апреля 2018 г. наладились процессы экспорта электрической энергии в Узбекистан из Таджикистана, вырос экспорт природного газа Узбекистана в Таджикистан.

В настоящий период потенциал гидроэнергетики государств Центральной Азии, основной объем которого сосредоточен в Таджикистане и Кыргызстане, использован недостаточно полно из-за нехватки собственных финансовых ресурсов, важных при финансировании строительства гидроэлектростанций, что вынуждает обращаться к внешним источникам финансирования. В связи с этим важны поиск компромиссов и учет взаимных интересов в системе совместного управления водным потенциалом, выработка единой точки зрения в вопросах привлечения внешних инвесторов для финансовой реализации проектов строительства гидроэлектростанций.

В совокупности Туркмения, Узбекистан и Казахстан обладают мировыми доказанными запасами газа в объеме 4,3% (8 трлн куб. м), что позволяет предполагать увеличение объемов экспорта газа в перспективе. При этом газовые месторождения в Киргизии и Таджикистане практически отсутствуют, что вынуждает эти государства обращаться к вопросам поставок природного газа. Основной газопровод для поставок узбекского и туркменского газа в Россию, Украину и страны Закавказья проходит через Казахстан. Транзитной страной для природного газа Туркмении является Узбекистан, а для природного газа Узбекистана - Казахстан. Объемы экспортируемого газа в страны Содружества зависят от свободных мощностей газотранспортных систем государств ЦА.

Наряду с этим важными вопросами на повестке экологических проблем региона, требующими скорейшего разрешения в части совместного использования водно-энергетического потенциала бассейна Аральского моря, признаются дефицитность воды в ЦА (ввиду превышения конкурентного спроса на воду над располагаемыми водными ресурсами) и тенденция ее нарастания в силу расширения площадей орошаемых земель, увеличения численности населения; приоритетность решения задач по реализации долгосрочных инвестиционных проектов по строительству объектов гидроэнергетики1.

Высыхание Аральского моря - наиболее актуальная экологическая проблема планетарного масштаба, решение которой предполагает совместные усилия всех заинтересованных сторон, органов власти в части прилегающих тер-

1 На проведенной в декабре 2020 г. конференции ООН по среднесрочному всеобъемлющему обзору хода достижения целей Международного десятилетия действий «Вода для устойчивого развития» были поддержаны инициативные проекты Таджикистана по водным ресурсам.

риторий по реализации эффективных механизмов сотрудничества в вопросах сохранения экологии Южного Приаралья, изменения климата вследствие ошибок и просчетов в принятии хозяйственных решений, опустынивания земель и проблем эрозии почв, восполнения биоразнообразия и разрешения биопродуктивности. В докладе Евразийского банка развития «Инвестиции в водно-энергетический комплекс ЦА» в июне 2021 г. отмечалось, что из-за противоречий интересов стран верховья и низовья бассейна трансграничных рек к 2050 г. регион рискует стать «вододефицитным». Поэтому важен учет мирового опыта в вопросах оценки природных ресурсов и эффективности их использования как основа при разработке комплекса природоохранных мероприятий, экономическом обосновании и принятии хозяйственных решений,

В мае 2021 г. со стороны узбекской стороны озвучен инициативный проект по вопросу объявления Приаралья Зоной экологических инноваций и технологий и предложены механизмы межгосударственного стимулирования «зеленого» развития и решения Аральского кризиса. Президент Узбекистана на заседании ЕАЭС 14 октября 2021 г. предложил странам ЕАЭС обсудить в сентябре 2022 г. в Нукусе на Международном форуме по зеленой энергетике возможность реализации совместных проектов в условиях усиления экологических вызовов.

Важным структурным аспектом в решении энергетических проблем региона следует рассматривать формирование единых основ энергетического пространства в рамках регионального «Энергетического клуба» Шанхайской организации сотрудничества с учетом взаимных интересов стран - производителей энергетического сырья, к которым следует отнести Российскую Федерацию, Узбекистан, Казахстан, Иран, и, возможно, впоследствии Азербайджан и Туркменистан, а также интересов стран - потребителей энергоресурсов (Китая, Киргизии, Таджикистана, Пакистана, Индии).

Инициативное предложение со стороны Российской Федерации относительно формирования центральноазиатского энергетического кольца предоставляет широкие возможности в части всестороннего доступа на рынки зарубежных стран, что, в свою очередь, способствует повышению доходной части бюджета от экспорта энергоносителей. Вместе с тем использование в полной мере располагаемого высокого потенциала возобновляемых источников энергии солнца, искусственно созданных ветров способствует внедрению технологий энергосберегающего типа, сокращению энергоемкости, инновационному обновлению и модернизации топливно-энергетического комплекса, диверсификации энергетического баланса.

В современной экономике решение проблем энергетического комплекса требует согласования экономических интересов государственных структур, общества и корпоративного сегмента. Так, экономический интерес корпоративного сектора сводится к максимизации прибыли, государственных структур - к гармонизации отношений, общества - к стремлению сформировать эффективную воспроизводственную энергосистему.

Таким образом, водно-энергетическая проблематика государств Центральной Азии характеризуется высоким конфликтным потенциалом в силу засушливых природных условий. От того, насколько эффективно будет решена парадигма управления водными ресурсами, энергетическими системами и глобальными климатическим изменениями, зависит устойчивость развития государств региона.

Заключение

Решение вышеперечисленных региональных проблем требует совместного обоснования и согласованного обсуждения политико-экономических решений, что выдвигает на первый план важность гармонизации трансформирующихся отношений в рамках национальных хозяйств всех стран региона. Успешная реализация трансформационной модели возможна на основе оптимальных решений синтетического свойства. В разные периоды были озвучены ряд различных позиций государств Центральной Азии по отношению к странам Содружества и Российской Федерации; сохраняется неоднозначность направлений экономического развития и ориентированности в моделях социально-экономического реформирования; конкуренция за лидерство в регионе.

Стратегическими направлениями в реализации моделей социально-экономической координации и согласовании действий государств Центральной Азии следует признать:

• комплекс мер по наращиванию торгово-экономического потенциала и расширению институциональной базы для увеличения товарооборота и усиления кооперационных связей;

• создание единых основ функционирования рынка при решении задач обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

• разработку общей транспортной стратегии, предусматривающей повышение транзитных возможностей, ускоренное развитие инфраструктуры всех видов транспорта, внедрение эффективных механизмов широкого использования логистического потенциала туристического комплекса;

• расширение механизмов экономического и геополитического взаимодействия для целей устойчивого и безопасного существования территорий;

• скорейшее урегулирование задач в области использования природных водно-энергетических ресурсов, рек трансграничных регионов;

• приоритетность долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества на основе модели учета интересов и потребностей всех заинтересованных сторон и выработки единых позиций по результатам взаимных региональных консультаций.

Список источников

1. Зиядуллаев Н.С. Социально-производственная инфраструктура государств Центральной Азии // Экономика Центральной Азии. 2021. № 1. С. 9-28.

2. Зиядуллаев Н.С., Омарова З.К., Зиядуллаева Л.Н. Формирование эффективных механизмов внутреннего развития в системе обеспечения экономической безопасности го-

сударства // Цифровая экономика: создание информационного общества, формирование и усиление роли России на мировой арене : материалы Межд. науч.-практ. конф. / под ред. В.А. Цветкова, К.Х. Зоидова. М., 2020. С. 15-18.

3. Зиядуллаев У.С. Экономическая безопасность и интеграция национального хозяйства Республики Узбекистан в мировой рынок капитала / под ред. В.А. Цветкова. М. : ИПР РАН, 2020. 296 с.

4. ЗоидовК.Х., УруновА.А., Омарова З.К., УсмановД.И. Регулирование пространственного развития и активизация процессов экономической интеграции: методологические аспекты оценки уровня качества единого экономического пространства // Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. № 5 (115). С. 5-20.

5. Лясников Н.В., Усманов Д.И., Магарамов М.Ш., Омарова З.К. Особенности развития транзитивных экономик в эпоху цифровизации (на сравнительном примере ЕАЭС и БРИКС) // Проблемы рыночной экономики. 2019. № 1. С. 93-100.

6. Мировая динамика. Закономерности, тенденции, перспективы / отв. ред. А.А. Акаев, В.А. Садовничий ; РАН и МГУ им. М.В. Ломоносова. М. : ЛИБРОКОМ, 2014. 488 с.

7. Ожигина В.В. Проектирование евразийской интеграции: внутреннее и внешнее измерение // Oikonomos: journal of social market economy. 2019. № 1 (13). С. 67-68.

8. Омарова З.К. Интеграция финансового и промышленного капиталов как фактор эффективного регионального развития // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 29. С. 46-50.

9. Цветков В.А. Постсоветское экономическое пространство: современное состояние и перспективы развития // Пространственная экономика. 2010. № 3. С. 27-48.

10. Цветков В.А., Зоидов К.Х., Омарова З.К. Совершенствование механизмов регулирования пространственного развития как важнейший вектор нового качества экономического роста территории // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 4 (34). С. 11-25.

11. Центральная Азия 2027: меняющийся стратегический ландшафт. Вероятные сценарии на десять лет вперед. Астана : Библиотека Первого Президента РК, 2017.

12. https://news.rambler.ru/asia/37136959/_content=rnews&utmedium=read_more&utm_ source=copylink (дата обращения: 04.04.2022).

References

1. Ziyadullaev N.S. Socio-industrial infrastructure of the Central Asian States. Ekonomika Central'noj Azii = The economy of Central Asia. 2021;(1):9-28. (In Russ.).

2. Ziyadullaev N.S., Omarova Z.K., Ziyadullayeva L.N. Formation of effective mechanisms of internal development in the system of ensuring the economic security of the state. Digital economy: the creation of an information society, the formation and strengthening of the role of Russia on the world stage : materials Inter. scientific and practical conf. / ed. by V.A. Tsvetkov, K.Kh. Zoidova. Moscow, 2020. Р. 15-18. (In Russ.).

3. Ziyadullaev U.S. Economic security and integration of the national economy of the Republic of Uzbekistan into the world capital market / ed. by V.A. Tsvetkov. Moscow : IPR RAS, 2020. 296 p. (In Russ.).

4. Zoidov K.Kh., Urunov A.A., Omarova Z.K., Usmanov D.I. Regulation of spatial development and activation of economic integration processes: methodological aspects of assessing the quality level of the single economic space. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional problems of economic transformation. 2020;(5(115):5-20. (In Russ.).

5. Lyasnikov N.V., Usmanov D.I., Magaramov M.Sh., Omarova Z.K. Features of the development of transitive economies in the era of digitalization (on the comparative example of the EAEU and BRICS). Problemy rynochnoj ekonomiki = Problems of market economy. 2019;(1):93-100. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. World dynamics. Regularities, trends, prospects / ed. by A.A. Akaev, V.A. Sadovnichy ; RAS and Lomonosov Moscow State University. Moscow : LIBROCOM, 2014. 488 p. (In Russ.).

7. Ozhigina V.V. Designing Eurasian integration: internal and external dimension. Oikonomos: journal of social market economy. 2019;(1(13):67-68. (In Russ.).

8. Omarova Z.K. Integration of financial and industrial capitals as a factor of effective regional development. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional economy: theory and practice. 2008;(29):46-50. (In Russ.).

9. Tsvetkov V.A. Post-Soviet economic space: current state and development prospects. Prostranstvennaya ekonomika = Spatial economics. 2010;(3):27-48. (In Russ.).

10. Tsvetkov V.A., Zoidov K.Kh., Omarova Z.K. Improvement of mechanisms for regulating spatial development as the most important vector of a new quality of economic growth of the territory. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki=Regional problems of economic transformation. 2012;(4(34):11-25. (In Russ.).

11. Central Asia 2027: a changing strategic landscape. Probable scenarios for ten years ahead. Astana : Library of the First President of the Republic of Kazakhstan, 2017. (In Russ.).

12. https://news.rambler.ru/asia/37136959/_content=rnews&utmedium=read_more&utm_ source=copylink. (In Russ.).

Информация об авторах

Н.С. Зиядуллаев - доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент АН Узбекистана, главный научный сотрудник;

Х.А. Бахриддинова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления водного хозяйства;

З.К. Омарова - доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник.

Information about the authors

N.S. Ziyadullaev - doctor of economic sciences, professor, chief researcher, honored scientist of the Russian Federation, corresponding, мember of the Academy of sciences of Uzbekistan; Kh.A. Bakhriddinova - doctor of economic sciences, professor, professor of the Department of water management;

Z.K. Omarova - doctor of economic sciences, associate professor, leading researcher.

Статья поступила в редакцию 15.04.2022; одобрена после рецензирования 25.04.2022; принята к публикации 30.04.2022.

The article was submitted 15.04.2022; approved after reviewing 25.04.2022; accepted for publication 30.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.