УДК 37(470.343)”192”
РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАРИЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 20-е ГОДЫ XX ВЕКА
DEVELOPMENT OF NATIONAL EDUCATION IN MARI AUTONOMOUS REGION IN THE 20s OF THE XXth CENTURY
П. А. Апакаев
P. A. Apakaev
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация. В статье раскрываются характерные особенности развития народного образования в Марийской автономной области в 20-е годы XX века в период социалистического общества, ломки структурного развития дореволюционной школы, внедрения политикоидеологических решений в практику новой системы образования.
Abstract. This article reveals the characteristic features of national education development in Mari Autonomous Region in the 20s of the XXth century, which was the period of the socialist society, collapse of structural development of pre-revolutionary school, introduction of political and ideological solutions into the new educational system practice.
Ключевые слова: Совет национальных меньшинств НКП РСФСР, Марийский областной отдел образования, учебно-методическая секция, Программа государственного ученого совета, переводный метод, учебно-педагогическое издательство.
Keywords: council of national minorities of NCE of the RSFSR, Mari Regional Department of Education, educational-methodical group, Programme of state academic council, translation method, educational-pedagogical publishing house.
Актуальность исследуемой проблемы. Становление народного образования в условиях новой социалистической общественной формации с точки зрения политики и идеологии изучено достаточно полно. Однако вопросы развития народного образования в условиях Марийского края изучены недостаточно. Целью нашего исследования является наиболее всестороннее освещение исторических фактов и сведений о развитии народного образования в Марийском крае в 20-е и последующие годы.
Материал и методика исследований. Предложенная статья является итогом многолетней работы автора по выявлению, изучению, анализу и обобщению архивных и опубликованных источников, соответствующей литературы по вопросам развития системы образования в Марийской автономной области, в частности, в 20-е годы XX века. Сравнительно-исторический, конкретно-исторический методы исследований способствовали более полному, объективно-аргументированному анализу образовательной политики в Марийской автономной области, осмыслению ее политикоидеологической направленности в этот период.
Результаты исследований и их обсуждение. Школа в новых исторических условиях, условиях коренных преобразований в государственном переустройстве, мыслилась как государственно-общественное учреждение.
В целях успешного решения проблем народного образования на местах и для координации работы на национальных окраинах при Наркомпросе РСФСР в 1920 г. организуется Совет национальных меньшинств, в работу которого включается и Марийское бюро при ЦК РКП(б). При Марийском областном отделе образования в 1921 г. создается учебно-методическая секция, а решением III съезда Советов в 1923 г. - бюро Совета национальных меньшинств НКП РСФСР как «центр координации педагогической мысли и вопросов научных исследований» [2, 35].
Связь Москвы с Марийской автономной областью осуществлялась путем предоставления отчетов и протоколов заседаний Марбюро и Марийского областного отдела народного образования, Научно-методического бюро Маробоно и методической комиссии подкомиссии Марбюро. Проводились съезды, курсы, открывались учебные заведения, составлялись методико-издательские планы [7, 10]. Инструкторы подотдела большую часть времени находились на местах, оказывали помощь школам, избам-читальням, красным уголкам, клубам, ликвидационным пунктам в организации их работы. С 20 июня по 20 августа 1927 года в г. Краснококшайске состоялись Всемарий-ские курсы по повышению квалификации работников ликбеза [8, 1-16]. В 1927 г. издается инструкция НКП РСФСР «О порядке приспособления программы ГУСа (Государственного ученого совета) для школ национальных меньшинств».
Проводилась большая работа по организации и проведению крупных мероприятий. 20-23 февраля 1921 г. состоялась I Марийская областная конференция, где серьезно велся разговор об ответственности школы за образование и воспитание детей. В этом же году 7-17 июня в Москве был проведен I Всероссийский съезд работников просвещения мари. Съездом были определены задачи, очередные мероприятия в области профессионально-технического образования. При этом подчеркивалось, что «профтехобразование, базирующееся на трудовой политехнической школе, должно создать гармонически развитую, политехнически образованную личность с определенной профессиональной подготовкой и построением, т. е. должно дать ... нравственно ясного человека, ибо само значение труда будит мысль организовать человечество на основе полного осуществления начал коммунизма».
Прежде всего для школ нужны были программы. Трудности были вызваны тем, что не хватало квалифицированных педагогических кадров, плохо обстояло дело с учебно-материальной базой и обеспечением школьников учебно-письменными принадлежностями, не было научно-методических разработок. В начале 20-х годов работа велась по инициативе самих учителей. В 1921 г. были разработаны программы по предметам для повышенных школ, в которых были учтены требования связать обучение с трудом и жизнью.
Следующая, более совершенная программа для школ была создана в 1924 г. под названием «Программа по марийскому языку с указанием материалов и методическими заметками о преподавании его в школе и вне ее». Она была составлена В. М. Васильевым для школ I ступени и повышенных школ [1].
В первой половине 20-х годов для школ I ступени стали создаваться программы по самоуправлению и самообразованию, огородничеству и садоводству, организации праздников, эстетическому воспитанию, обществоведению (истории), природоведению и географии, изобразительному искусству, политграмоте, русскому языку, родиноведе-нию с указанием образовательных материалов и методов их изучения [3]. В них поднимался вопрос о нормах школьного труда по программе ГУСа [4, 25].
В 1928-1929 гг. В. Т. Соколовым были выпущены две программы по марийскому языку, где больше внимания уделялось краеведческой и мироведческой работе [4, 13].
Основательно и детально для того времени разрабатывались комплексные темы, которые расписывались поурочно.
На коллегии НКП РСФСР заслушиваются доклады «О принципах перехода национальных школ на родной язык», «О создании и продвижении национального учебника» (28 марта 1928 г.) [5, 1-11].
Обобщением результатов проделанной работы и определением задач на будущее явились кантонные конференции учителей. Так, в июне 1924 г. повсеместно прошли районные конференции - курсы школьных работников Козьмодемьянского и Моркин-ского кантонов, где основательно были заслушаны доклады о работе каждой школы, программе ГУСа, рассмотрены вопросы, связанные с организацией детской среды, говорилось о форме и содержании культурной работы [6, 1-79].
Демократизация школьного дела, которая прежде всего заметна была в области национального образования, осуществлялась на основе «Декларации о единой трудовой школе», куда вошли «Положение о единой трудовой школе» и «Основные принципы единой трудовой школы» (1918).
Для руководства органов народного образования и учителей составляется и издается программа ГУС. Основой и ведущей идеей воспитания объявляется история и духовная культура народа, его психология, язык, обычаи, традиции, идущие из глубины веков, сохранившиеся и почитаемые народом. В третьем номере журнала «Туныктымо паша» за 1928 г. был напечатан марийский вариант программы ГУСа для школ I ступени, где были учтены местные условия и национальные особенности Марийского края. По этой программе должны были заниматься и русские, и татарские, и удмуртские школы области. Программой был определен необходимый уровень знаний и навыков по родному языку, математике, устному счету, труду. Программа по русскому языку предлагалась на третьем году обучения в школах I ступени. На базе прочных знаний по родному языку предусматривалось обучение русскому языку.
После состоявшегося в начале января 1925 г. Всесоюзного съезда учителей, во второй половине января этого же года, в Москве был проведен Всемарийский съезд учителей, рассмотревший проблемы народного образования и культпросветработы среди марийцев, проживающих на территории РСФСР.
25-30 августа 1925 г. представители учебных заведений различных типов (школы-семилетки, педтехникумы, совхозы-техникумы, профшколы, школы II ступени, ШКМ, школы музыкальных инструментов, совпартшкола, школьные городки) в Крас-нококшайске провели 2-ю областную конференцию работников школ повышенного типа (так назывались эти учебные заведения).
Круг вопросов был разнообразным: основные моменты в развитии просвещения МАО; связь между учреждениями народного образования; новые программы и положения о школах нового типа (по этому вопросу выступили представители почти всех учебных заведений); участие учителей в общественной работе; опытно-показательные школы [6, 6].
Центральное марийское бюро Совнацмена и отдел педагогического образования Главпрофбюро НКП РСФСР предлагает с 1923-1924 учебного года во всех марийских педагогических техникумах наряду с преподаванием общих предметов ввести изучение марийского языка, истории и этнографии мари. В связи с этим в школах составляются учебные программы, методические рекомендации, которые утверждаются на педагогических советах учебных заведений.
Проводилась кропотливая работа по подготовке авторов учебников к налаживанию учебно-издательского дела.
Еще в 1920 г. видный профессор Н. В. Никольский в г. Казани выпустил «Историю мари (черемис)» как руководство в обучении и воспитании детей в школе.
Первый учебник по марийскому языку был издан в Москве в 1926 г. просветите-лем-педагогом Г. Г. Кармазиным под названием «Марий йылмылончыш» в двух частях (в 1929 г. он был переиздан).
В марийской области к концу 20-х гг. была создана определенная база для реализации идей НКП РСФСР по подготовке учебников с учетом местных условий, национальных особенностей детей.
В 1931 г. было создано крупнейшее в стране издательство Учпедгиз НКП РСФСР, которое сыграло большую роль в ликвидации неграмотности, повышении образовательного и культурного уровней народов России. В Учпедгизе была собрана группа редакторов и корректоров по марийским учебникам во главе с Н. М. Орловым. Параллельно шла работа по подбору и подготовке авторов программ, учебников и учебнометодических пособий, по созданию авторских коллективов в целях подготовки учебников для лугомарийских и горномарийских школ по всем школьным дисциплинам на марийском языке. Были созданы 2 бригады по созданию комплексов, учебных, учебнометодических пособий с привлечением ученых, преподавателей вузов, учителей, журналистов, писателей, других представителей марийской интеллигенции.
Учебники составлялись для школ I, II ступеней для малограмотных и неграмотных, повышенных школ, дошкольных учреждений, нулевых групп, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 годов обучения. Кроме учебников марийского и русского языков составлялись учебники по естествознанию, математике, истории, географии, политехническому труду, сельскому хозяйству, физике, счету, грамоте для курсовых групп, пособия по рассказыванию, сборники игр, песен. Большое теоретическое и практическое значение для авторов учебников имела II Всероссийская конференция-курсы авторов национальных учебников, состоявшаяся в июле 1930 года в г. Москве.
В 20-е же годы особо актуален был вопрос об объеме и качестве изложения теоретического материала в учебниках марийского языка, хотя решался он непросто. В этом отношении большой результативностью отличалась конференция (курсы) по переподготовке марийских учителей в г. Козьмодемьянске, которая проходила с 1 июня по 1 августа 1927 года. Она явилась всемарийским мероприятием. К ее организации имели отношение Министерство народного просвещения РСФСР и областные
организации. Курсы были организованы в целях «маринизации» всей учебной работы школ, подготовки учителей к этой работе, перевода на родной язык всего процесса обучения.
По итогам курсов в г. Краснококшайске состоялась Всемарийская методическая конференция, где были рассмотрены вопросы о программе и методике родного языка, русского языка в марийских школах I ступени, об организации методической работы по созданию учебной литературы для марийских школ и т. д.
Центром подготовки будущих учителей стали Марийский государственный педагогический институт и открытые еще в 20-е годы Краснококшайский (Йошкар-Олинский), Горномарийский, Яранский, Красноуфимский (Уралмари), Краснокамский (Вичемари) педагогические техникумы.
Резюме. В 20-е годы XX века функционирование школы шло с учетом требований политики партии к единой трудовой школе. Быстрыми темпами возрождалась национальная культура, росла национальная интеллигенция, расширялась сеть общеобразовательных учреждений, разрабатывались учебные программы, издавались учебники марийского языка и литературы, по многим учебным предметам были изданы учебники на марийском языке. Обучение в начальных классах и в большинстве семилетних школ шло на марийском языке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев, В. М. Программа по марийскому языку с указанием материалов и методическими заметками о преподавании его в школе и вне ее / В. М. Васильев. - Краснококшайск, 1924. - 32 с.
2. Государственный архив Республики Марий Эл (ГА РМЭ). - Ф. Р. 171. - Оп. 1. - Д. 143. - Л. 35.
3. ГА РМЭ. - Ф. Р. 171. - Оп. 1. - Ед. хр. 206. - Л. 1-5, 7-12, 23, 25, 33, 34, 45.
4. ГА РМЭ. - Ф. Р. 171. - Оп. 1. - Ед. хр. 267. - Л. 13, 25.
5. ГА РМЭ. - Ф. Р. 171. - Оп. 1. - Д. 286. - Л. 1-11.
6. ГА РМЭ. - Ф. Р. 171. - Оп. 1. - Ед. хр. 267. - Л. 1-79.
7. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). - Ф. Р. 296. - Оп. 1. - Ед. хр. 129. - Л. 10.
8. ГА РФ. - Ф. Р. 296. - Оп. 1. - Д. 367. - Л. 1-16.