Научная статья на тему 'Развитие налогового федерализма в России: некоторые проблемы и пути их разрешения'

Развитие налогового федерализма в России: некоторые проблемы и пути их разрешения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
585
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / ФОРМАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ СТОРОНА / ФИНАНСОВАЯ СТОРОНА / МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ НАЛОГОВОГО ФЕДЕРАЛИЗМА / TAX FEDERALISM / TECHNICAL SIDE / FINANCIAL SIDE / STEPS FOR THE TAX FEDERALISM DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крохичева Галина Егоровна, Милькевич Андрей Андреевич

В предлагаемой статье рассматриваются некоторые проблемы налогового федерализма в России, а также некоторые предложения по его развитию с целью обеспечения общественного благополучия в нашей стране и повышения конкурентоспособности России в условиях глобализации экономических процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the tax federalism in Russia: some problems and the ways to resolve them

The Abstract: In the proposed article there are some problems of the tax federalism in Russia and some suggestions for it’s progress considered to ensure the social prosperity in our country and to improve the competitiveness of Russia in the globalization of economic processes conditions

Текст научной работы на тему «Развитие налогового федерализма в России: некоторые проблемы и пути их разрешения»

Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов

права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)

Крохичева Г алина Егоровна

Krohicheva Galina Egorovna Ростовский государственный строительный университет Rostov state university of civil engineering Доктор экономических наук, профессор заведующая кафедрой Управленческого учёта и анализа Doctor of economic science, professor, head of the department

of Management accounts and analysis

Милькевич Андрей Андреевич

Milkevich Andrei Andreevich Ростовский государственный строительный университет Rostov state university of civil engineering Аспирант кафедры Управленческого учёта и анализа Postgraduate student of the department of Management accounts and analysis

E-Mail: amilkbuh@mail.ru

08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит»

Развитие налогового федерализма в России: некоторые проблемы и пути их разрешения

Development of the tax federalism in Russia: some problems and the ways to resolve them

Аннотация: В предлагаемой статье рассматриваются некоторые проблемы налогового федерализма в России, а также некоторые предложения по его развитию с целью обеспечения общественного благополучия в нашей стране и повышения конкурентоспособности России в условиях глобализации экономических процессов

The Abstract: In the proposed article there are some problems of the tax federalism in Russia and some suggestions for it’s progress considered to ensure the social prosperity in our country and to improve the competitiveness of Russia in the globalization of economic processes conditions

Ключевые слова: Налоговый федерализм, формально-юридическая сторона, финансовая сторона, меры по развитию налогового федерализма

Keywords: Tax federalism, technical side, financial side, steps for the tax federalism development

***

Общественное благосостояние любой страны зависит от количества и качества услуг, предоставляемых государством. В современном обществе государственные услуги преимущественно финансируются частными лицами через налогообложение. Таким образом, налоги сегодня являются основным источником покрытия общественных издержек.

Современные государства среднего и крупного размера состоят из 2 или 3 уровней власти. Государственное устройство России предполагает наличие трёх уровней власти: фе-

Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ)

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

деральный, региональный и местный [1]. При этом фактически местный уровень зачастую сам состоит из двух уровней: муниципального района и поселения в составе муниципального района.

Это означает, что государственные услуги оказываются всеми уровнями власти в соответствии с их предметом ведения, который определён в случае России Конституцией. Поскольку государственные услуги оказываются тремя уровнями власти, то у каждого уровня должны быть источники денежных средств для выполнения своих функций.

В связи с этой необходимостью Бюджетный Кодекс РФ разграничивает доходы каждого уровня власти. В БК определено какие виды доходов в какой уровень бюджетной системы поступают [2].

Как было отмечено выше, основным источником пополнения бюджетов в современных условиях являются налоги, следовательно, система налогов также должна быть многоуровневой (в случае России, трёхуровневой). Налоговый Кодекс России определяет полномочия органов власти всех трёх уровней по установлению, введению, изменению, отмене налогов. На этом основании в России выделяются федеральные, региональные и местные налоги [3].

Указанное разграничение налоговых полномочий между уровнями власти называют налоговым федерализмом.

Налоговый федерализм включает как формально-юридическую, так и финансовую сторону. Формально-юридическая сторона налогового федерализма предполагает официальное разграничение налоговых полномочий в правовых актах. Финансовая сторона - фактическое разграничение налоговых доходов между уровнями власти.

Следовательно, налоговый федерализм развит в той стране, в которой чётко установлены официальные полномочия каждого уровня государственной и муниципальной власти в налоговой сфере, а также, каждый уровень власти имеет налоговые источники, достаточные или почти достаточные для выполнения всех своих функций.

В России налоговый федерализм развит недостаточно по следующим соображениям:

1. Хотя Налоговый Кодекс и устанавливает разграничение полномочий уровней власти в налоговой сфере, но полномочия регионов и муниципалитетов недостаточны для полноценного управления налогами. Они ограничены установлением налоговых ставок в пределах, определённых НК, порядка и сроков уплаты налогов и налоговых льгот [3]. То есть, в основном элементы налога устанавливаются федеральным центром в Налоговом Кодексе, а значит, регионы и муниципалитеты не имеют достаточных правовых рычагов для управления налогами.

2. Поступления по региональным и местным налогам не играют существенной роли в пополнении бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов [12]. Основные поступления составляют отчисления от федеральных налога на прибыль (только в региональные бюджеты) и налога на доходы физических лиц (в региональные и местные бюджеты). Также значительна доля межбюджетных трансфертов [9, 10]. Такая ситуация приводит к тому, что регионы и муниципалитеты не контролируют большую часть своих доходных источников, учитывая, что нормативы отчислений от федеральных налогов и объёмы межбюджетных трансфертов устанавливаются федеральной властью. Поэтому в России наблюдается разрыв между расходами, которые передаются на региональный уровень, и доходами, большинство которых остаётся в ведении федерального центра [4, 5, 8, 9, 10, 11]. Этот разрыв приводит в острой нехватке денежных средств в регионах и муниципалитетах [6].

Таким образом, в России налоговый федерализм слабо развит и с формальноюридической, и с финансовой стороны. Необходимо увеличить обеспеченность регионов и

Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов

права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)

муниципалитетов собственными доходами для полноценного выполнения ими своих функций

[7, 10].

Для решения обозначенных проблем нами предлагается ряд мер, которые позволят улучшить позиции России на международной арене, что особенно актуально в условиях глобализации экономики и вступления нашей страны в ВТО.

Расширение полномочий регионального и местного уровней власти в области регулирования налогов. Необходимо законодательно передать все полномочия по установлению налоговых ставок по региональным и местным налогам органам власти регионов и муниципалитетов соответственно. Установление налоговых ставок в любых размерах позволит субъектам федерации и муниципалитетам проводить активную налоговую политику для полноценного выполнения своих функций. Определение субъектов, объектов, порядка расчёта налоговой базы по всем налогам можно оставить на уровне федерации для сохранения единства налоговой системы.

Передача на региональный уровень налога на добавленную стоимость и изменение бюджета, в который налог уплачивается. Налог на добавленную стоимость является, по существу, налогом на оборот товаров, выполнение работ и оказание услуг. Следовательно, налоговая база по НДС возникает в связи с выполнением указанных хозяйственных операций. Целесообразно установить порядок, по которому НДС уплачивается не по месту регистрации налогоплательщика, а по месту осуществления облагаемых операций, а значит, по месту возникновения налоговой базы. Объёмы внутреннего товарооборота на территории отражают уровень её экономического развития. Чем выше оборот, тем более развита территория. Поэтому для стимулирования регионов развивать свои территории необходимо НДС сделать региональным налогом либо, по меньшей мере, зачислять НДС в бюджеты субъектов федерации, на территории которых осуществляются облагаемые налогом операции.

Изменение бюджета, в который зачисляется налог на прибыль. Налог на прибыль сегодня зачисляется в бюджет по месту регистрации организации, а на деле, головного офиса. Это означает, что часто налог платится в бюджет не той территории, на которой в действительности осуществляется деятельность, следовательно, компания получает выгоды от государственного управления, коллективные блага на одной территории, а платит налоги в другой. Эта ситуация характерна для крупных налогоплательщиков. Если же налог на прибыль будет уплачиваться по месту ведения деятельности, то тогда он будет идти в бюджет того субъекта федерации, в котором компания получает общественные блага. Кроме того, такой порядок позволит более равномерно распределять налоговые доходы по территории России, что позволит повысить бюджетную обеспеченность многих территорий.

Изменение бюджета, в который зачисляется налог на доходы физических лиц. Налог на доходы физических лиц, уплачиваемый с зарплаты человека, зачисляется в бюджет по месту работы, то есть, по месту нахождения работодателя. Возникает ситуация, аналогичная налогу на прибыль, когда налогоплательщик уплачивает налог на одной территории, а получает общественные блага на другой. В случае НДФЛ следует установить порядок, по которому он зачисляется в местный бюджет (или местные бюджеты в случае муниципального района и поселения) по месту жительства налогоплательщика. Эта мера приведёт к более равномерному распределению поступлений по НДФЛ, а также устранит несправедливость, по которой человек проживает и пользуется общественными благами на одной территории, а налог уплачивается в бюджет другой территории.

Таким образом, проведённое исследование показало, что налоговый федерализм в России развит слабо как с формально-юридической, так и с финансовой стороны. Решение проблемы развития налогового федерализма лежит в расширении полномочий региональных и

Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов

права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)

местных органов власти по установлению налоговых ставок, передаче НДС на региональный уровень, выравнивании бюджетной обеспеченности территорий за счёт уплаты налога на прибыль в бюджет территории, на которой фактически осуществляется деятельность, а налога на доходы физических лиц в бюджеты по месту жительства лица, а не по месту работы.

Указанные меры позволят преодолеть ряд проблем, возникающих с финансированием государственных услуг, являющихся основой для социального благополучия в стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция РФ // СПС Консультант+

2. Бюджетный Кодекс РФ // СПС Консультант+

3. Налоговый Кодекс РФ // СПС Консультант+

4. Аронов А. В. Социализация налоговой политики Российской Федерации // авто-реф. д.э.н., М., 2009. - 38 с.

5. Белов А. В. Инструменты и методы формирования эффективной бюджетной политики // автореф. д.э.н., СПб, 2010. - 36 с.

6. Голодова Ж. Г. Формирование и управление финансовым потенциалом региона в целях обеспечения его экономического роста // автореф., д.э.н., М., 2010. - 46 с.

7. Николаев А. А. Условия формирования финансовой системы региона // авто-реф., к.э.н., М., 2010. - 26 с.

8. Осипов М. А. Налоговое стимулирование формирования и реализации инвестиционного потенциала региональной экономики // автореф. д.э.н., М., 2008. - 42 с.

9. Осипова Е. С. Развитие субфедерального налогового потенциала в Российской Федерации // автореф. д.э.н., М., 2009. - 39 с.

10. Пинская М. Р. Гармонизация налоговых отношений в федеративном государстве // автореф. д.э.н., М., 2010. - 41 с.

11. Сергеева Л. А. Оценка эффективности региональной системы налогообложения // автореф., к.э.н., М., 2010. - 26 с.

12. Смирнов Д. А. Теория и методология имущественного налогообложения // авто-реф., д.э.н., М., 2009. - 45 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.