Development of tax audit in Russia Elnikova A. (Russian Federation) Развитие налогового аудита в России Ельникова А. С. (Российская Федерация)
Ельникова Анастасия Сергеевна / Elnikova Anastasia — студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в данной статье раскрыто понятие и сущность налогового аудита, определена его роль в российской системе аудита, а также пути совершенствования и развития налогового аудита в России. Главной целью данного исследования является исследование налогового аудита как самостоятельного направления аудиторской деятельности.
Abstract: in this article the concept and essence of the tax audit, identifies its role in the Russian system of audit, as well as ways of improvement and development of tax audit in Russia. The main purpose of this study is the examination of tax audit as an independent direction of audit activity.
Ключевые слова: налоговый аудит, аудиторская деятельность, налоговая база, система налогообложения, система общего аудита, юридический консалтинг, налоговый консалтинг, система учета. Keywords: tax audit, audit activity, tax base, tax system, system of General audit, legal consulting, tax consulting, accounting system.
Есть много мнений о причинах появления налогового аудита. Конечно же, в первую очередь, мы можем отнести к ним исторические условия развития аудита. Он всегда был тесно связан с государственным регулированием, которое, в свою очередь, посредством аудита осуществляло налоговый контроль. Более того, сложность российского налогового законодательства и системы налогообложение, а так же их частое изменяемость, которые не позволяют сотрудникам многих компаний быть хорошими специалистами в области налогов и налогообложения, и подтолкнули к развитию такого направления аудиторской деятельности, как налоговый аудит.
Налоговый аудит в настоящее время еще не так развит, и поэтому он, в соответствии с Федеральным законом № 307 «Об аудиторской деятельности», проводится аудиторскими компаниями лишь в качестве прочих услуг либо в рамках общего аудита. Но при налоговой составляющей общего аудита аудитор не всегда может обеспечить гарантию от штрафов налоговых органов, так как недостаточно глубоко и подробно исследует данные, используемые для налоговых деклараций, при проведении общего аудита.
В Российской Федерации при нынешней системе налогообложения многие компании ощущают на себе большую налоговую нагрузку. И действительно, сумма налогов занимает значительную часть расходов любой коммерческой организации. Неправильное исчисление налогов ведет к предъявлению налоговыми органами штрафов и пени, что резко уменьшает прибыль организации. Более того, использование неправильных способов оптимизации величины налогов может служить основанием для заведения уголовного дела на руководителей компании или же главных бухгалтеров.
Поэтому налоговый аудит является прекрасным механизмом для снижения финансовых рисков путем подтверждения достоверности механизма исчисления налогов и их оптимизации.
Более того, контроль правильного начисления налогов, то есть налоговый аудит, необходим не только компаниям, а в большей степени даже он необходим государству, ведь из налоговых поступлений складывается бюджет, а соответственно, это влияет на стабильность развития государства и поддержание социально значимых проектов и программ.
Для начала необходимо разобраться, что же под собой подразумевает налоговый аудит. На мой взгляд, наиболее полно понятие налогового аудита раскрыто в Методике аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами»:
Под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды [1].
Несмотря на постоянные изменения в налоговом законодательстве и рассмотрение налогового аудита как механизма снижения финансовых рисков и контроля за пополнением государственного бюджета, он очень слабо развит в России. Более того, мы можем заметить, что он и так же слабо регламентирован, ведь на данный момент его регулирует лишь Методика аудиторской деятельности,
которая носит лишь рекомендательный характер и уже упоминалась выше. Именно поэтому изучение и исследование налогового аудита в наше время немного затруднено.
Несмотря на это, я постараюсь наиболее подробно осветить данную тему и провести исследования на основании статей и информационных сайтов практикующих аудиторов.
Прежде всего, хочется отметить то, что в наше время налоговый аудит входит в систему общего аудита, юридического и налогового консалтинга.
Несмотря на это, мы можем назвать множество причин для выделения налогового аудита. Начнем с того, что налоговый учет и отчетность, независимы от системы финансового учета. Более того, многие показатели в налоговом аудите формируются отлично от показателей финансового учета. Помимо этого, в России мы имеем очень сложную систему налогообложения, и очень частно компании не знают все тонкости в данной сфере. Тем более, что налоговая составляющая общего аудита не имеет возможности охватить все аспекты и показатели налоговой информации. И как уже говорилось, в Российской Федерации значение налогового аудита очень велико.
Исходя из всего вышесказанного, на мой взгляд, налоговый аудит не просто должен быть выделен как самостоятельное направление аудиторской деятельности, но и необходимо пересмотреть законодательство относительно его регламентации и ответственности аудиторов, так как по данной теме также нет еще четких стандартов для регламентации работы. Налоговый аудит позволит разгрузить общий аудит от огромного массива информации, но больше всего, на мой взгляд, налоговый аудит необходим для того, чтобы обеспечить компании и налоговые органы аудиторскими заключениями по вопросам соблюдения налогового законодательства.
Если повсеместно ввести налоговый аудит, то это позволило бы освободить налоговые органы от огромного количества проверок. То есть по сути налоговый аудит станет элементом государственного и корпоративного контроля одновременно. К примеру, в конце года все компании наряду с общим аудитом обязаны провести налоговый аудит, тогда, если заключениям аудиторов можно будет повсеместно доверять и данные пункты будут законодательно прописаны, то налоговые органы могут быть освобождены от дополнительных проверок, из чего следует, что не будет проводиться двойная работа по сверке и проверке с контролем налоговых данных. То есть налоговый аудит заменить необходимые затраты государства на проверку достоверности отчетностей компаний в разрезе начисления налогов.
Наряду с тем, чтобы обеспечить заинтересованных пользователей необходимой информацией о системе налогообложения на том или ином предприятии посредством налогового контроля, аудитор во время налогового аудита будет обязан оценить эффективность системы учета и налогооблажения на предприятии, оптимизировать его посредством анализа деятельности клиента. Более того, он будет обязан объяснить руководству предприятия преимущества, недостатки, а также последствия и риски всех этих оптимизаций, которые могут привести к прекращению или приостановлению деятельности предприятия в будущем.
В данной творческой работе мы достигли всех поставленных целей и задач:
• раскрыли сущность налогового аудита
• его положение в системе аудита и как самостоятельное направление аудиторской деятельности
• исследовали предпосылки возникновения и развития налогового аудита
• а также рассмотрели пути совершенствования налогового аудита
Исходя из всего вышесказанного, мы можем отметить, что выделение налогового аудита в самостоятельное направление аудиторской деятельности очень обоснованно и может привести к перестройке системы общего аудита, налогового контроля и коснется перестройки и доработки нормативной базы по аудиту. Но выделение налогового аудита как обязательного для подготовки достоверных деклараций в налоговые органы, на мой взгляд, необходимо уже сейчас для того, чтобы оптимизировать работу как общего аудита, так и для оптимизации, исключении двойной работы и сокращении работы налоговых органов по проверке достоверности налоговых деклараций, расчета налогооблагаемой базы.
Также как мы могли видеть ранее, налоговый аудит является одним из главных рычагов для снижения финансовых рисков путем подтверждения достоверности механизма исчисления налогов и их оптимизации. Более того, по сути в большей степени даже он необходим государству, ведь из налоговых поступлений складывается бюджет, а соответственно, это влияет на стабильность развития государства и поддержание социально значимых проектов и программ.
Литература
1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности» (с
изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2015).
2. Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11 июля 2000 г., протокол №1). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Акулич Е. И. Сущность налогового аудита [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. М.: РИОР, 2011. С. 177-180.
4. Морозова Ж. А. Налоговый аудит: практическое руководство. М.: ООО ИИА «Налог Инфо»: ООО «Статус-Кво 97», 2007. 240 с.