Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РФ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РФ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ / ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТАВОК / АКЦИЗЫ НА ТОПЛИВО / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ / ENVIRONMENTAL TAX / TRANSPORT TAX / DIFFERENTIATION OF RATES / FUEL EXCISE / ENVIRONMENTAL CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Силева Д.Ю., Поляков Н.С.

В связи с возрастанием количества автотранспортных средств и как следствие увеличение негативного воздействия на экологию возникает необходимость изучения экологической составляющей транспортного налога. В статье рассмотрены этапы развитии налогообложения транспортных средств в РФ. Проведен анализ экологической составляющей транспортного налога в субъектах РФ, изучены направления развития транспортного налога в Оренбургской области. Главная проблема заключается в отсутствии разделения ставок транспортного налога по экологическому критерию на региональном уровне. Даны рекомендации для решения транспортно-экологической проблемы в виде трех моделей преобразования транспортного налога. Грамотное воплощение любой из предложенных моделей позволит сократить использование транспортных средств с низким экологическим классом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE TAXATION OF VEHICLES IN RUSSIA: ECOLOGICAL ASPECT

Due to the increase in the number of vehicles and as a consequence of the increase in the negative impact on the environment, there is a need for studying the environmental component of the transport tax. The article describes the stages of development of taxation of vehicles in the Russian Federation. The environmental component of the transport tax in the subjects of the Russian Federation was analyzed. The directions of development of the transport tax in the Orenburg region were studied. The main problem is the lack of division of transport tax rates according to environmental criteria at the regional level. Recommendations for the solution of the “transport-ecological” problem in the form of three models of transformation of the transport tax are given. Competent implementation of any of the proposed models will reduce the use of vehicles with low environmental class.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РФ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 336.2

РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РФ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Силева Д.Ю., студент, направление подготовки 38.03.01 Экономика, Оренбургский государственный университет, Оренбург е-mail: sil28e@yandex.ru

Поляков Н.С., студент, направление подготовки 15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств, Оренбургский государственный университет, Оренбург е-mail: hiki1606@mail.ru

Научный руководитель: Стеба Н.Д., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов, Оренбургский государственный университет, Оренбург е-mail: n_steba@mail.ru

Аннотация. В связи с возрастанием количества автотранспортных средств и как следствие увеличение негативного воздействия на экологию возникает необходимость изучения экологической составляющей транспортного налога. В статье рассмотрены этапы развитии налогообложения транспортных средств в РФ. Проведен анализ экологической составляющей транспортного налога в субъектах РФ, изучены направления развития транспортного налога в Оренбургской области. Главная проблема заключается в отсутствии разделения ставок транспортного налога по экологическому критерию на региональном уровне. Даны рекомендации для решения транспортно-экологической проблемы в виде трех моделей преобразования транспортного налога. Грамотное воплощение любой из предложенных моделей позволит сократить использование транспортных средств с низким экологическим классом.

Ключевые слова: экологический налог, транспортный налог, дифференциация ставок, акцизы на топливо, экологические критерии.

THE DEVELOPMENT OF THE TAXATION OF VEHICLES IN RUSSIA: ECOLOGICAL ASPECT

Sileva D.Yu., student, training direction 38.03.01 Economics, Orenburg State University, Orenburg e-mail: sil28e@yandex.ru

Polyakov N.S., student, training direction 15.03.04 Automation of technological processes and productions, Orenburg State University, Orenburg e-mail: hiki1606@mail.ru

Scientific adviser: Steba N.D., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Finance, Orenburg State University, Orenburg e-mail: n_steba@mail.ru

Abstract. Due to the increase in the number of vehicles and as a consequence of the increase in the negative impact on the environment, there is a need for studying the environmental component of the transport tax. The article describes the stages of development of taxation of vehicles in the Russian Federation. The environmental component of the transport tax in the subjects of the Russian Federation was analyzed. The directions of development of the transport tax in the Orenburg region were studied. The main problem is the lack of division of transport tax rates according to environmental criteria at the regional level. Recommendations for the solution of the "transport-ecological" problem in the form of three models of transformation of the transport tax are given. Competent implementation of any of the proposed models will reduce the use of vehicles with low environmental class.

Keywords: environmental tax, transport tax, differentiation of rates, fuel excise, environmental criteria.

В эпоху технологического прорыва человече- развитии, однако в погоне за технологическим ство, несомненно, продвинулось в экономическом будущем было упущено негативное воздействие

транспортных средств на экологию. В данный момент проблема загрязнения воздуха транспортом не теряет своей актуальности. Это связано с тем, что количество транспортных средств из года в год растет, а их выхлопы негативно влияют на здоровье. За достаточно большой промежуток времени с 1995 по 2018 г. количество легковых автомобилей увеличилось почти в 4,5 раза. Если в 1995 г. их количество в России составляло 11 млн. шт., то в 2018 г. уже более 45 млн [2].

Транспортные налоги могут быть инструментом воздействия на поведение налогоплательщика. Налоги заставляют его отказаться от приобретения или частого использования транспорта, либо выбирать транспортные средства более высокого экологического класса. Сложность данного исследования заключается в том, что повышение ставок для транспортных средств с низким экологическим классом влечет за собой, как правило, дополнительное налоговое бремя, которое может привести к недовольству населения. Необходимо создать такую структуру налога, чтобы, во-первых, налог не оказал неблагоприятное влияние на развитие транспортной сферы, а во-вторых - сыграл бы экологическую роль.

Рассмотрим эволюцию развития транспортного налогообложения в РФ. В 1992 году был принят, известный в современной налоговой системе как транспортный налог. В 90-х гг. ХХ использовались несколько транспортных налогов: 1) при приобретении транспортных средств; 2) за пользование дорогами; 3) с владельцев транспортных средств; 4) с юридических лиц; 5) акцизы при продаже легковых автомобилей; 6) транспортные средства (водно-воздушные). Данные налоги не содержали экологических критериев. Большая их часть была установлена Законом РФ №1759-1 от 18 октября 1991 г. «О дорожных фондах в РФ», основная цель которого - образование финансовых ресурсов для развития автомобильных дорог единого пользования.

В настоящее время объект транспортного налога составляют транспортные средства, зарегистрированные на физических и юридических лиц. В зависимости от мощности транспортного средства устанавливаются твердые ставки налога за каждую лошадиную силу. При этом важно отметить, что на федеральном уровне налогооблагаемая база никак не связана с показателями объекта, характеризующими его воздействие на экологию. Таким образом, регулирующая роль отражена только в праве субъектов РФ разделять налог в зависимости от экологического или возрастного критерия транспортных средств.

В современных условиях налоги должны играть регулирующую роль, связанную с защитой окружающей среды. Однако в РФ транспортный налог

остается имущественным налогом и порядок его исчисления не соответствует стандартам, принятым в европейских странах.

Субъекты РФ в 2010 г. получили возможность дифференциации налоговых ставок, исходя из возрастного и экологического критериев автотранспортных средств. По данным статистики, проанализировав региональные законы в отношении транспортного налога, было установлено, что в 2015 г. только в 11 субъектах РФ из 85 ставки разделялись в зависимости от возраста автомобиля. При этом разделения ставок по экологическому критерию не осуществляется ни в одном субъекте

[4].

Что касается разделения по возрасту, то можно выделить два подхода. Первый подход используется по принципу платежеспособности экономического субъекта, который гласит, что чем больше возраст автомобиля, тем меньше размер ставки.

Второй подход применяется исходя из экологического критерия под названием «загрязнитель платит». Поэтому, для того чтобы стимулировать граждан заменять старые транспортные средства новыми, более экологически чистыми, необходимо повышать ставки налога при увеличении количества лет автомобиля.

Так как разделения ставок на региональном уровне по экологическому критерию нет, дополнительно был проведен анализ льгот, используемых субъектами РФ. В результате анализа 85 субъектов РФ было выявлено, что в 17 из них используют критерии, учитывающие негативное воздействие транспортных средств на окружающую среду. Во-первых, это использование электродвигателей. Во-вторых, использование двигателей того или иного экологического класса. В-третьих, использование природного газа в качестве моторного топлива. Еще одним не менее важным критерием является возраст транспортного средства.

Рассмотрим динамику поступлений транспортного налога в Оренбургской области за 2014-2017 годы.

В Оренбургской области количество налогоплательщиков транспортного налога за 2014-2017 годы остается на стабильном уровне и составляет около 500 тыс. физических лиц, что составляет около 30% населения и 6,5 тыс. организаций на рисунке 1.

Количество наземных транспортных средств у физ. лиц остается на стабильном уровне, однако у организаций имеется тенденция к сокращению их количества на рисунке 2.

Таким образом, общая сумма, подлежащая уплате в бюджет по наземным транспортным средствам у организаций снизилась за последние 4 года на 10%, а у физических лиц возросла на 13% на рисунке 3.

513 511

490201

499554

7 213

145 363

6 630 6 4-93 6597

го га га га

=г =Г =Г =Г

=г =г =г =Г

га ^ га ^ га ^ га ^

п п п п

X и X и X и X и

I I г I г I г

га ^ и га ^ и га ^ и га ^ и

о. в о. ^ о. ^ о. ^

О т з: О т О т О т

гл х р-| г р-| г р-| г

в е в в

2014- 2015 2016 2017

Рисунок 1 - Количество налогоплательщиков транспортного налога Оренбургской области 2014-2017 гг.

Организации ■ Физические лица

** 69 096

о

о

ш о

66 715

64032

690 302

694273

693 249

63656

710525

Рисунок 2 - Количество наземных траснпортных средств Оренбургской области за 2014-2017 гг.

Рисунок 3 - Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по наземным транспортным средствам за 2014-2017 гг.

Исходя из данных статистических показателей, депутаты Законодательного собрания Оренбургской области приняли решение изменить региональный транспортный налог. Теперь физические лица, на которых оформлено более одной «легковушки» с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил должны обязательно уплачивать данный налог. В министерстве финансов Оренбургской области рассчитывают, что отмена льготы принесет бюджету доход в размере 60 миллионов рублей [5].

Таким образом, в настоящее время для решения «транспортно-экологической» проблемы возможны три модели преобразования транспортного налога:

1) сохранение существующей налоговой базы и добавление экологического критерия, который позволит определять размер налога исходя из экологической безопасности транспортных средств (экологический класс автомобиля, выбросы СО2,);

2) замена налоговой базы, функционирующей на данный момент на ту, которая, косвенно отразит экологический вред (объем двигателя), в сочетании

с дополнительными экологическими критериями, позволяющими производить дифференциацию налога;

3) абсолютная замена налоговой базы, которая выразит прямую связь между характеристиками транспортного средства и его воздействием на окружающую среду.

Однако на сегодняшний день ситуация такова, что только акцизы на топливо учитывают экологические критерии. Как же можно преобразовать существующее транспортное законодательство?

Во-первых, необходимо расширить состав акцизного топлива, так как не учитываются альтернативные виды топлива.

Во-вторых, предлагается установить более низкие ставки для транспортных средств, которые соответствуют более высоким экологическим стандартам. Таким способом можно сгладить разницу между стоимостью дорогих, но экологически безопасных автомобилей, и более дешевых, но экологически вредных.

Литература

1. Автобум в России [Электронный ресурс] // Автостаг. - Режим доступа: http://www.autostat.ru/new/ view/23019 (дата обращения: 28.03.2019).

2. Резябкин Е. Д. Транспортный налог по регионам РФ / Е.Д. Резябкин, К.А. Кузнец, М.С. Семенова. - М.: НАЛОГ-ИНФО, 2017. - С.158-169.

3. Захарова М. А. Экологическая и фискальная эффективность налога за воздействие на экологию // Актуальные вопросы экономики и социума. - 2018. - С. 172-179.

4. Охрана окружающей среды в РФ 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/ publications/ catalog /doc_1139919459344 (дата обращения: 21.03.2019).

5. Информация о ставках и льготах по имущественным налогам Оренбургской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria56.ru/posts/v-orenburzhe-utverdili-transportnyj-nalog-na-vtoroj-avtomobil. htm (дата обращения: 11.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.