Научная статья на тему 'Развитие начального образования в Якутии в дореволюционном периоде'

Развитие начального образования в Якутии в дореволюционном периоде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ЯКУТИЯ / ЭТАПЫ / РАЗВИТИЕ / ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ ВРЕМЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / PRIMARY SCHOOL / YAKUTIA / STAGES / DEVELOPMENT / PRE-REVOLUTIONARY TIME / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Екатерина Николаевна, Николаева Мария Ивановна

В данной статье рассматривается становление начального образования в Якутии в системе педагогической мысли в дореволюционном периоде. Изучаются этапы начального образования периода с 1734 по 1917 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неустроева Екатерина Николаевна, Николаева Мария Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PRIMARY EDUCATION IN YAKUTIA IN THE PRE-REVOLUTIONARY PERIOD

This article discusses the formation of primary education in Yakutia in the system of pedagogical thought in the pre-revolutionary period. The stages of primary education from 1734 to 1917 are studied.

Текст научной работы на тему «Развитие начального образования в Якутии в дореволюционном периоде»

университет; Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2015. - 160 с.

5. Taylor, C.W. Various Approaches to & Definitions of Creativity / R. Sternberg, T. Tardif (eds.) // The Nature of Creativity/ - Cambridge: Cambridge Press, 1988. - P. 429-446.

Педагогика

УДК: 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Екатерина Николаевна

Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (г. Якутск); магистр 2 курса Николаева Мария Ивановна

Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (г. Якутск) РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ ПЕРИОДЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается становление начального образования в Якутии в системе педагогической мысли в дореволюционном периоде. Изучаются этапы начального образования периода с 1734 по 1917 годы.

Ключевые слова: начальная школа, Якутия, этапы, развитие, дореволюционное время, образование.

Annоtation. This article discusses the formation of primary education in Yakutia in the system of pedagogical thought in the pre-revolutionary period. The stages of primary education from 1734 to 1917 are studied.

Keywords: primary school, Yakutia, stages, development, pre-revolutionary time, education.

Введение. За последние годы в системе образования произошли существенные изменения. Россия стала страной, открытой миру, демократическим обществом, строящим рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее мерой свободы и ответственности. Эти фундаментальные процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию: от традиционного для конца XIX -первой половины XX века индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному. Чтобы полностью иметь представление о изменениях в сфере образования, следует заглянуть в завесу истории.

Происшедшее в первой половине XVII века вхождение Северо-Востока Сибири в состав Российского государства имело существенное прогрессивное значение. Оно способствовало преодолению его исторически сложившейся экономической, политической ограниченности, изолированности. В целом, основными рубежами истории развития начального образования и начальной школы Якутии в дореволюционный период следует считать 3 периода: I этап - 1734 - 1870 гг., II этап - 1870 - 1905 гг., III этап - 1905 - 1917 гг.

Изложение основного материала статьи. Изучение содержания этапов развития начального образования в Якутии позволяет охарактеризовать предпосылки и условия профессионального развития учителей начальных классов в республике. В связи с этим целью нашего исследования явилось определение основных этапов развития начального образования в Якутии в дореволюционный период и сложившихся условий, определивших специфику развития общего образования в целом.

В трудах В.Ф. Афанасьева, Н.Д. Неустроева, А.П. Панчукова, А.В. Ососкова, Л.А. Яцечко, Р.П. Денисова и в архивных материалах Национального архива РС (Я) отмечены, что начало первого этапа дореволюционного периода развития начального образования связано с общероссийскими реформами периода Петра I. В Якутии первые цифирные и гарнизонные школы были также открыты в начале 1730-х годов, около полувека действовала навигацкая школа. Начальный период развития начального образования начинается с конца XVIII века, когда были сделаны первые шаги по организации школ в области народного просвещения. С.А. Токарев в «Очерке истории якутского народа» (1940) пишет: «...отдаленнейшая из окраин тогдашней России - не в такой степени подвергалась действию петровских преобразований, как центральные области страны, однако и на ней не могли не сказаться новые политические, экономические и культурные условия. XVIII век поэтому и для якутов представляет новую эпоху» [3. 2]. Как уже было отмечено выше, преподавание в первых школах осуществлялось в основном священнослужителями с целью развития христианства среди местного населения или назначаемыми людьми, не имевшими большого желания заниматься просвещением, поскольку отдаленность региона воспринималась ими скорее как наказание или ссылка.

Как факт начала развития сети школьного образования в дореволюционной Якутии следует отметить открытие ряда наиболее значимых учебно-воспитательных учреждений: духовная школа при Якутском монастыре (1801), 1-е якутское гражданское уездное училище (1808), казачьи школы (1812, 1823, 1826), воскресные школы [4. 3].

Следует отметить, что в отличие от Амурской области становление народного просвещения в Якутии произошло значительно раньше. Как отмечает Р.П. Денисов, заселение Дальневосточного региона, в частности, Приамурья, началось в 1858 году, с чем связано и появление первых начальных школ, инициированных и содержащихся за счет средств военного казачества. Школы Министерства просвещения открылись в данном регионе несколько позднее. Отсюда следует, что в развитии школьного образования в Якутии значительную роль сыграли, как и в центральных регионах России, передовые реформы Петра I, что свидетельствует о начале приобщения Северо-Востока России к единой государственной линии развития народного образования в XVII веке.

Под влиянием роста крупной промышленности и развивающихся капиталистических отношений в стране в 60-е гг. XIX в. встал вопрос не только о расширении сети народных школ, но и о всеобщем обязательном первоначальном обучении [3. 4]. В 1864 г. вышло «Положение о начальных народных училищах», где впервые признавалась государственная необходимость начальных народных школ, устанавливалась определенная система их организации и управления.

Второй этап берет начало с 1870 г. и завершается революцией 1905 г. Начиная с 1870-х годов в Якутии замечается новое оживление школьного дела. Это оживление связано с таким событием, как принятие Министерством народного просвещения правил «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 г.

Новые правила к дальнейшему развитию просвещения «инородцев» были направлены на усиленное внедрение с помощью школы православия в народные массы. Данные решения положительно отразились на развитии сети школ, на повышении уровня школьного образования, на использовании национального языка в школьном обучении, на организацию совместного обучения мальчиков и девочек в национальной школе.

В связи с этим последнее десятилетие второго периода указывает на заметный рост школьной сети по округам Якутской области за счет церковноприходских школ [1. 1-3].

Из табл. 1 видно, что развитие министерских школ значительно отстает от усиленного роста церковноприходских школ и школ грамоты.

Таблица 1

Показатели развития сети начальной школы по Якутской области

Годы Число школ по ведомству Министерства народного просвещения Число школ по ведомству православного исповедания Общее число школ по двум ведомствам

1880 18 - -

1886 18 9 27

1903 17 77 94

Таблица 2

Состояние школьного образования в Якутии по данным 1877 года

Губернии и области Число низших уч. зав. Число уч-ся муж.пола Число уч-ся жен. п. Общее число уч-ся Средства от казны Ср-ва от общ-в От част. лиц Общая сумма

Иркутская 55 1456 238 1694 9427 25925 7006 42359

Енисейская 95 1186 141 1327 9311 17345 181 26838

Якутская 19 246 8 254 325 8108 840 9273

Забайкалье 66 2355 134 2489 19513 18779 1135 39427

Таблица 3

Динамика количества начальных школ в Восточной Сибири

Губернии и области Число начал. школ в 1894 г. Число начальных школ в 1910 г. % увеличения за 15 лет

Иркутская губерния 264 658 149,2

Енисейская губерния 193 366 89,6

Забайкальская область 306 619 102,3

Якутская область 71 108 52,1

834 1751 110,0

Быстрый рост церковно-приходских школ объясняется усилением миссионерской деятельности в Якутии, которая поддерживалась святейшим Синодом, оказавшим денежную помощь строительству школ в крае. Тогда как содержание министерских школ почти целиком относилось на местный бюджет, который всей своей тяжестью ложился на плечи местного трудового населения. В этот период министерские школы Якутии не получали дальнейшего интенсивного развития и переживали наиболее трудные годы своего существования. А.В. Ососков пишет, что такая тенденция наблюдалась в целом по стране, так как

правительство выделяло в два с лишним раза больше средств на церковноприходские школы, чем на министерские [4. 4].

По данным 1877 года, состояние школьного образования в Якутии значительно отставало от других регионов Сибири, несмотря на происходящие сдвиги в данном направлении.

Данные свидетельствуют о том, что причина столь малого, по сравнению с другими регионами, количества школ объясняется незначительным финансированием якутских школ со стороны правительства. Имеющееся развитие начального образования в Якутской области после 1870-го года является недостаточным на тот период [2. 5].

Следует отметить, что в Восточном Забайкалье в конце XIX века отмечалось доминирование школ Министерства народного просвещения среди всех типов начальных школ, что объяснялось увеличением финансовой поддержки со стороны государства, тогда как в Якутии расширялась сеть церковных школ с православным содержанием обучения. Таким образом, можно сделать вывод, что на втором этапе дореволюционного периода была достаточно расширена сеть церковноприходских школ в Якутской области с целью привития православной веры инородцам, школы Министерства народного просвещения недостаточно финансировались, но в то же время это способствовало не только христианизации, но и просвещению коренных народов Якутии, в то время как начальное образование в Восточном Забайкалье было распространено среди казачьего населения и крестьян, а значит, не среди коренного населения [3. 2-6].

Третий этап дореволюционного периода развития школьного дела в Якутской области начинается с революции 1905 года и заканчивается Февральской революцией 1917 года. Основной характерной чертой этого периода в истории народного просвещения в Якутии является то обстоятельство, что министерские школы получают новый стимул для своего развития под влиянием революционных настроений. Церковноприходские школы начинают терять свое значение и вступают в кризисное состояние. В 1912 году из 141 начальной школы Ведомства православного исповедания осталось всего лишь 65.

Министерство народного просвещения к этому времени насчитывало 76 школ, тогда как в 1903 г. их было только 17. Этот рост следует объяснить особым вниманием к светской школе, которая должна была удовлетворить растущую потребность населения в практическом образовании. Наблюдается заметный приток детей из улусов и наслегов в городские начальные и средние учебные заведения. При таких обстоятельствах церковно-приходские школы начали реорганизовываться в министерские или просто стали закрываться.

Результаты однодневной школьной переписи, проведенной 18 января 1911 года, показали, в сравнении с данными 1894 г., рост количества начальных школ разных ведомств в Восточной Сибири [4. 5].

Как видно из данных таблицы, по сравнению с другими регионами в Якутии, темпы роста количества школ уступали центральным губерниям и областям, относящимся также к Восточной Сибири. Но за этот же период сеть начальных школ получила наибольшее развитие в Приамурском крае. Так, если за 15 лет процент увеличения количества начальных школ в Восточной Сибири составил 110 %, в Западной Сибири - 167,1 %, то в Приамурском крае он достиг 347,3 %. Количество учащихся соответственно увеличилось: в Восточной Сибири - на 299 %, в Западной Сибири - на 330,2 %, в Приамурье - на 580,5 %.

Выводы. Таким образом, третий этап дореволюционного периода развития начального образования в Якутии характеризуется снижением роли церковно-приходских школ и постепенным расширением сети министерских школ, значительным ростом интереса населения к просвещению, а также активизацией общества в организации школьного дела в г. Якутске и округах. Тем не менее, как и по всей стране, необходима была система государственных мероприятий, направленных на дальнейшее стабильное развитие школьного образования в области. Необходимо также отметить, что расширение сети начальных школ в Якутии в указанный период осуществлялось значительно менее интенсивно, чем в той же Амурской области, несмотря на ходатайства губернатора Якутской области перед царским правительством.

В целом, в дореволюционный период была сформирована основная сеть начальных школ, которые оставались основным типом учебных заведений на территории Якутии. Территориальная разбросанность начальных школ, их отдаленность друг от друга требовали дополнительного ассигнования постройки и содержания пансионов и интернатов для учащихся, что не представлялось возможным в рамках выделяемого бюджета. В основном, сеть начальных школ развивалась за счет общественных средств, собранных с населения и выделенных из средств местного самоуправления, что свидетельствует о высокой потребности местного населения в образовании и появлении традиций общественного участия населения в организации школьного дела.

Указанные исторические факты свидетельствуют о том, что в республике современная школьная практика осуществляется на сложившихся традициях поликультурного, поликонфессионального начального образования, а также государственно-общественного управления школьным делом, активного участия населения в обучении детей.

Система начального образования республики, России находится на этапе реализации идеи модернизации содержания образования. Сама идея модернизации предполагает не ее коренное изменение, а совершенствование с позиции современных изменившихся целей образования.

Анализ системы начального образования как образовательной структуры, ее основных свойств позволил выстроить следующее определение: система начального образования - это сложная, вертикально и горизонтально целостная, иерархичная, вариативная, развивающаяся образовательная структура.

Проблема развития системы начального образования многоаспектна, поэтому дальнейшего исследования требуют такие вопросы, как: создание предметно-развивающей среды в начальной школе; роль информационных технологий в развитии личности младшего школьника; готовность педагогов к интегрированному обучению; содержательный аспект переподготовки учителей по вариативным технологиям обучения.

Литература:

1. Михайлова Е.И. Приоритеты развития образования в Республике Саха (Якутия) // Народное образование Якутии. - 2000. - №2 С. 10-25.

2. Михайлова Е.И. Роль начального образования в воспитании духовно богатого, интеллектуально развитого, физически здорового человека // Народное образование Якутии. - 2000. №1. - С. 3-13.

3. Неустроева А.Н. Развитие системы начального общего образования в Якутии в дореволюционный период: сравнительный анализ // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-3. - С. 529-532.

4. Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н. Историография развития начального образования в Якутии. - М.: МПГУ, 2006. - 302 с.

5. Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917). - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.

6. Шадрин П.И. Основные проблемы начального образования в Якутской АССР. Якутск, 1972. 80с.

7. Шадрин П.И. Сеть общеобразовательных школ Якутской АССР / Труды историко-филологического факультета Якутского университета. - Якутск, 1969. - Вып.2. - С. 302-315.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Новик Ирина Рафаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Рузанова Юлия Владимировна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №40» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ПРОФМОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ

Аннотация. Статья посвящена решению актуальной проблемы современного образования - развитию профессиональной мотивации обучающихся путем реализации индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в практике работы с учащимися 9-11 классов. Раскрываются особенности индивидуальных образовательных маршрутов. Приводится схема ИОМ учащегося.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная программа, индивидуальная образовательная траектория, профмотивация обучающихся.

Annotation. The article is devoted to solving the urgent problem of modern education - the development of professional motivation of pupils through the implementation of individual educational routes (IOM) in the practice of working with students in grades 9-11. The features of individual educational routes are revealed. The scheme of IOM of the pupil is given.

Keywords: individual educational route, individual educational program, individual educational trajectory, professional motivation of pupils.

Введение. Проблема выбора профессии обучающимися выпускных классов и снижения профмотивации как старшеклассников, так и первокурсников вузов не нова, но по-прежнему весьма актуальна [5, 8, 9].

Профессиональная мотивация - это целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии. Результатом этой деятельности является развитие профессионального самоопределения личности.

Процесс профессиональной мотивации ученые [13] разделяют на три жизненно важных шага:

1. Выбор собственного жизненного пути, своего рода период «активного поиска цели», он может различаться во времени, по глубине проникновения в сущность явлений и зависеть от социального заказа общества, социального статуса личности и других факторов, влияющих на его профессиональное и социальное определение.

2. Самоопределение индивида - осознание важности цели для себя и важности для государства и общества. На данном этапе формируются ценностные ориентации, направленные на личность со стороны общества. Степень их осознания может быть разной: от примитивных форм функционирования до ярко выраженных убеждений.

3. Реализация жизненных ценностей. В это понятие принято включать одновременно как активную позицию со стороны общества, так и со стороны самой личности. Формирование активной гражданской и жизненной позиции человека - это одна из приоритетных задач мотивации профессиональной ориентации и социализации в целом.

Как показывают исследования, проведенные в МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода в феврале 2016г. с использованием теста Дж. Голланда и опросника Л. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной [5, 6, 12], из 66 человек, обучающихся в 9 классах, 74% учащихся четко определились в выборе будущей профессии (указывали на одну профессиональную область) и 26% учащихся определили для себя круг из нескольких профессий, с которыми хотели бы связать свое будущее. Через год, в феврале 2017г., определилось лишь 60% выпускников 9 класса, 40% - не смогли сделать выбор из 3 профессий.

Еще больше затрудняет выбор ориентация выпускников 9 и 11 классов не на уровень развития своих склонностей и способностей, а на мнение родственников, сверстников или старших друзей. Трехлетние исследования выбора профессии одиннадцатиклассниками МБОУ «Школа №129» и МБОУ «Школа №101» констатируют факт, что лишь 15% выпускников серьезно и осознанно выбирают профессию, остальные затрудняются [5, 8, 9]. В связи с этим в современной школе совершенно необходимо проведение профориентационной работы с обучающимися на всех ступенях образования [5, 10], причем наличие индивидуальных и групповых образовательных маршрутов основательно повышает результативность профориентационной и профессионально мотивирующей работы [3, 4, 13, 14].

Изложение основного материала статьи. Смена социально-экономических условий развития общества привела к модернизации и реформированию системы образования, способствуя всё большей гибкости и мобильности образования, появлению вариативных образовательных систем, наиболее полному учету индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся для реализации своей профессиональной мотивации. Как и другие виды мотивации, профессиональная формируется под воздействием внешних и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.