Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ'

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ / ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Рунова Т.А.

Статья посвящена проблеме развития мышления старших дошкольников на этапе подготовки к школе. В ней говорится о значимости мышления как одного из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе и поэтапно описывается работа по его развитию в соответствии с системно-деятельностным подходом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Рунова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF COGITATIVE OPERATIONS OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN AT A STAGE TO PREPARATION FOR SCHOOL

The article is devoted to the problem of development of thinking of the senior preschool children at a stage of preparation for school. In her it is told about the importance of thinking as one of the main indicators of readiness of the child for training at school and work on his development according to system and activity approach is step by step described.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ»

2. Крутова, И. В. Проблемы реализации деятельиостиого подхода на примере обучения истории в школе / И. В. Крутова, Р. В. Пазин // Нижегородское образование. — 2015. — № 2. — С. 42—49.

3. Крутова, И. В. Системно-деятельностный подход: методический аспект (на примере обучения истории) / И. В. Крутова, Л. П. Разбегаева Р. В. Пазин // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 6. — С. 3—8.

4. Крутова, И. В. Формирование ценности толерантности на уроках истории и обществознания / И. В. Крутова // Преподавание истории в школе. — 2009. — № 4. — С. 28—30.

5. Методика преподавания истории в средней школе : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / С. А. Ежова, И. М. Лебедева, А. В. Дружкова [и др.]. — М. : Просвещение, 1986. — 272 с.

6. Немов, Р. С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. — 4-е изд. — М. : ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. — М. : Педагогика, 1989. — Т. 2. — 488 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования //URL: http:// минобрнауки.рф/документы/938.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования // URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365.

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

Е. Г. ГУЦУ, Е. В. КОЧЕТОВА, Т. А. РУНОВА,

кандидат

психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина elenagytcy@mail.ru

старшии преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина evkoch@mail.ru

кандидат

психологических наук, доцент кафедры начального образования НИРО

runova-tata@rambler.ru

Статья посвящена проблеме развития мышления старших дошкольников на этапе подготовки к школе. В ней говорится о значимости мышления как одного из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе и поэтапно описывается работа по его развитию в соответствии с системно-деятельностным подходом.

The article is devoted to the problem of development of thinking of the senior preschool children at a stage of preparation for school. In her it is told about the importance of thinking as one of the main indicators of readiness of the child for training at school and work on his development according to system and activity approach is step by step described.

Ключевые слова: готовность к школе, развитие мышления, мыслительные операции, обеспечивающие успешность обучения

Key words: psychological readiness, the development of thinking, cogitative operations providing success of training

Развитие мышления является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе и, следовательно, одной из центральных линий подготовки к обучению.

Модернизация образования на всех уровнях, введение новых образовательных стандартов требуют переосмысления проблемы преемственности при переходе от одной ступени к другой. ФГОС начального образования не только задает новые ценностные ориентиры системе начального образования, но и диктует новые подходы к организации подготовки ребенка к школе. Одним из таких подходов стал системно-деятель-ностный, который позволяет ребенку присвоить ценности общества через его собственную деятельность в рамках специально организованного сотрудничества со значимыми для него субъектами. Сис-темно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность образования по следующим показателям:

3 прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

3 существенное повышение мотивации и интереса к учению;

3 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.

В отличие от традиционной «знание-вой» модели, показателем успешности подготовки ребенка к школе является не только и не столько накопление суммы знаний, умений и навыков, сколько создание оптимальной интеллектуальной основы для дальнейшего обучения [1], не дублирование программы дошкольной подго-

товки и первого класса, а развитие над-предметных мыслительных навыков, то есть основных мыслительных операций, обеспечивающих успешность обучения.

Развитие мышления является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе и, следовательно, одной из центральных линий подготовки к обучению.

В психолого-педагогической литературе много исследований посвящено проблеме развития внутренних психических познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия и речи. Так, проблема развития мышления детей достаточно хорошо представлена в трудах таких известных ученых, как А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Б. М. Теплов, Л. Б. Ительсон, Н. В. Мас-лова, Н. В. Рождественская. И. С. Якиманская, А. Валлон, Ж. Пиаже, Г. Ш. Блон-ский, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Н. Н. Под-дъяков, Н. Г. Салмина, Е. Е. Сапогова, Л. С. Сахарнов и др.

Исследованием памяти занимались П. П. Блонский, А. Р. Лурия, М. С. Роговин, М. В. Шенцев, Е. Н. Соколов, Дж. Арден, С. Роуз, М. Хальбвакс.

Внимание изучали П. Я. Гальперин, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, Т. К. Комарова, Д. Кане-ман, Ф. Дойч, Д. Дойч, Д. Бродбент, И. Герберт, У. Гамильтон.

Проблемам развития восприятия большое внимание уделяли Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, В. П. Зинченко, И. П. Пав-

лов, А. А. Бодалев, Н. С. Лейтес, В. А. Лекторский, О. Н. Громова, Г. Р. Латфуллин, А. Миллер, Н. В. Казаринова, В. Н. Куни-цына и др.

Однако в исследованиях этих и многих других авторов развитие психических познавательных процессов рассматривается изолированно. Очень мало научных трудов, где мышление, память, восприятие, речь рассматриваются в совокупности.

В настоящее время существует множество программ подготовки детей к обучению в школе. К сожалению, многие из них дублируют учебный материал 1-го класса, многие отличаются определенной ограниченностью или локальностью. В качестве примера можно привести программу подготовки детей к обучению в школе Г. А. Цукерман «Введение в школьную жизнь», ориентированную в большей степени на социальную готовность.

С целью развития мышления детей нами была разработана развивающая программа в рамках деятельности «Школы будущего первоклассника», где мы попытались синтезировать учебные навыки и формируемые операции. Сначала ребенок осваивает мыслительную операцию, а потом у него формируется навык. Программа построена по принципу усложнения, каждая осваиваемая мыслительная операция является основой для усвоения последующей. Общий алгоритм можно представить в виде цепочки последовательных этапов: анализ — синтез — сравнение — классификация — обобщение.

Реализуемый нами системно-деятель-ностный подход позволил рассмотреть каждый этап развития мышления старших дошкольников с точки зрения целей и особенностей деятельности детей.

Первой мыслительной операцией является операция анализа. Ее психологический смысл заключается в способности выделить в объекте как можно больше признаков. В основе разработки данного этапа лежат идеи Н. Ф. Талызиной о развитии познавательной деятельности

ребенка [3]. Сначала операция формируется на уровне восприятия, то есть анализируется реально представляемый ребенку объект (например, кубик).

Учитель предлагает детям ответить на вопрос: «Что можно рассказать о кубике? Какой он?». Как правило, дети называют 3— 5 признаков, например, форму, цвет, наличие углов, материал, из которого он сделан. Все признаки последовательно записываются учителем на доске, детьми — в тетради. Для этого используются значки, которые помогают запомнить выделенные признаки. Важно, что значки предлагаются не учителем (сис-темы заранее предложенных значков нет), а самими детьми. Это способствует развитию опосредованного запоминания и формирует рациональные мнемические навыки. Когда признаки записаны, учитель предлагает, используя значки, повторить, что уже сказали о кубике, и говорит, что это все признаки кубика.

Затем учитель последовательно сопоставляет кубик с другими предметами, которые позволяют выделить и другие признаки кубика. Например, при сравнении с конфетой выделяется признак «несъедобный», при сравнении с вырезанным из картона квадратом выделяется признак «объемный», при сравнении со стеклышком выделяются признаки «непрозрачный», «небьющийся» и т. д. Все признаки последовательно записываются с помощью предлагаемых детьми значков.

Важным моментом является этап выделения алгоритма действия анализа и формулировки вывода. Для этого учитель обращает внимание на то, что признаки есть не только у кубика, но и у любого другого предмета. Затем спрашивает: «Почему мы сначала выделили мало признаков, а потом так много? Каким приемом мы пользовались?» С помощью

С целью развития мышления детей нами была разработана развивающая программа в рамках деятельности «Школы будущего первоклассника», где мы попытались синтезировать учебные навыки и формируемые операции.

учителя дети формулируют вывод: для того чтобы выделить много признаков предмета, нужно сравнивать его с другими предметами.

Усложнение деятельности детеИ достигается с помощью объектов анализа, а затем анализ проводится не на основе восприятия, а на основе представлении, когда объект анализа и предметы, с которыми он сравнивается, не предлагаются ребенку в реальноИ ситуации. Этап считается завершенным, когда дети могут выделить 10—12 признаков.

Параллельно с операцией анализа формируется операция синтеза, которая является обратной для операции анализа. Для этого предлагаются задания на определение предмета по названным признакам.

Развитие мышления

Подбери к каждым признакам подходящие предметы.

Объясни свой выбор.

Измени признак

Измени цвет.

Мяч

БольшоИ ПолосатыИ РезиновыИ П

Шар КруглыИ ЦветноИ ВоздушныИ [2]

Кот

БольшоИ ПолосатыИ ПушистыИ

Лист БольшоИ ГладкиИ Г4 БерезовыИ

Лист

МаленькиИ РезноИ [5| КленовыИ

Кот

МаленькиИ УсатыИ [61 ВеселыИ

Вторым этапом является развитие операции сравнения. ПодготовкоИ ко введению алгоритма сравнения является работа по изменению отдельных признаков объектов на примере геометрических фигур. Сначала ребенку предлагается изменить один заданныИ признак.

Измени форму.

Измени размер.

Затем выполняются цепочки последовательных изменениИ.

Учимся менять признак

У / 1 \ V \

/ \ ( \ 1 \ / \ / \

/ ч

\ /

\

Самым сложным вариантом является изменение фигур, которое выполняется в виде таблиц.

Учимся менять признак

Цвет Форма Размер Цвет, форма Размер, цвет Форма, размер Цвет, форма, размер

®

/с\

Кр.

<^ел>

Главной задачей является формирование алгоритма сравнения. Психологическое содержание сравнения предполагает выделение отдельных признаков предметов и сопоставление предметов по этим признакам. Как правило, дети 5—6 лет при задании сравнить какие-либо предметы называют только их различия. Правильный алгоритм сравнения предполагает выделение не только различий, но и сходства, введение понятий сходного и отличительного признаков.

Первоначально сравнение выполняется с опорой не только на изображение сравниваемых предметов, но и на их реальное предъявление. Вводится новая форма записи: сходные признаки записываем наверху над дугой, которая соединяет оба предмета, отличительные признаки записываем отдельно под каждым предметом.

Развиваем мышление

Принцип усложнения деятельности ребенка аналогичен тому, что заложен на первом этапе при развитии операции анализа. Это постепенный переход от сравнения реально предъявляемых объектов к сравнению на основе представлений и понятий.

Важно то, что при завершении данного цикла занятий работа с операцией сравнения не заканчивается, а выполняется на сложных учебных объектах, носящих отвлеченный абстрактный характер. Например, при работе со звуковыми схемами слов учитель может спросить: «Какой признак является общим у всех схем, по какому признаку они отличаются?»

Развитие речи

Соедини слова с подходящими к ним схемами. Обрати внимание на ударение.

Третий этап посвящен развитию операции классификации. Ее психологический смысл заключается в объединении предметов на группы по сходным признакам. Операция классификации отрабатывается на заданиях «Делим на группы» с помощью таблиц отличительных признаков.

Делим на группы

Рассмотри фигурки, раздели их на группы по признакам. Занеси данные в таблицу.

Оптимальный алгоритм операции классификации вырабатывается на основе работы с таблицей отличительных признаков.

Детям предлагается разделить предметы на определенное количество групп (2, 3, 4, 5 и т. д.) так, чтобы в каждоИ группе предметы были чем-то похожи (имели сходныИ признак), а группы между собоИ чем-то отличались (имели отличительным признак). Работа начинается с объектов, имеющих три отличительных признака и, как следствие, три варианта возможного деления на группы. На завершающих этапах количество признаков увеличивается до пяти-шести.

ОптимальныИ алгоритм операции классификации вырабатывается на основе работы с таблицеИ отличительных признаков. Работа с таблицеИ заключается в том, что каждыИ отличительным признак заносится с помощью условных значков так, чтобы каждыИ признак (цвет, форма, количество, штриховка, наличие или отсутствие каких-либо элементов и др.) фиксировался в одноИ строчке, а каждыИ но-выИ признак — с новоИ строчки.

Например, головы кошек отличаются по форме, количеству усов и положению глаз. Признак «форма» заносится в первую строчку: квадрат, треугольник, круг. Признак «количество усов» — во вторую строчку: 1 усик, 2 усика, 3 усика, без усиков. Признак «положение глаз» — в третью строчку: вертикальное или горизонтальное.

Чтобы ответить на вопрос, как разделить кошек на четыре группы, надо посмотреть в таблицу отличительных признаков. В таблице наглядно видно, что по форме можно разделить на три группы, по положению глаз — на две, по усикам — на четыре. Значит, правильныИ ответ: на четыре группы можно разделить по количеству усов. Важно, чтобы данная работа сопровождалась реальными деИствиями детеИ с наглядным дидактическим материалом, чтобы дети могли объединять объекты в группы. Это создает условия для разви-

тия вариативности мышления, умения видеть разные варианты ответа.

Линия развития мышления завершается знакомством с различными закономерностями. Оптимальными на этапе подготовки являются два вида законо-мерностеИ:

3 линеИные:

Найди закономерность и продолжи ряд.

ЕВЕВЕШ

3 «9-И недостающиИ»:

Необходимо преодолеть следующее препятствие, для этого дорисуй недостающий предмет.

Сложность закономерностеИ варьируется от одного до трех отличительных признаков. Алгоритм работы с закономерностями заключается в пошаговом выделении сходных признаков и их фиксации, например, у гусениц сходными признаками являются форма тела, усики и глазки, поэтому данные признаки можно просто перерисовать в пустую клеточку. Затем находим отличительные признаки и поочередно фиксируем их в новом изображении. Например, гусеницы отличаются формоИ головы. Замечаем, что в каждоИ строчке есть круг, треугольник и квадрат. В строчке с недостающим изображением есть квадрат и круг, следовательно, не хватает треугольника, сразу его нарисуем. Аналогично работаем со вторым отличительным признаком — положением ротика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£

На завершающем этапе работы с закономерностями детям предлагается самим придумать закономерности и предложить другим детям. Это формирует активную позицию в обучении, познавательную мотивацию, чувство компетентности.

Выстроенная таким образом система работы с базовыми мыслительными операциями, входящими в умение учиться, создает необходимую интеллектуальную основу для успешного освоения школьной программы.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Андреева, А. Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизацион-ных условиях / А. Д. Андреева //URL: http://www.mininuniver.rU/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/ 2013-06%202/Andreeva.pdf.

2. Гуцу, Е. Г. Проблема диагностики психологической готовности детей к обучению в школе в свете новых требований ФГОС / Е. Г. Гуцу, Е. В. Кочетова, Т. А. Рунова // Нижегородское образование. — 2015. — № 3. — С. 146—151.

3. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. — М., 1988. — 175 с.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Е. А. ЦИЛИНА, И. Н. МОХОВА,

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры

доцент кафедры начального начального образования НИРО

образования НИРО mohovairina@mail.ru

Zakat_83@bk.ru

Статья посвящена требованиям к формированию информационной культуры младших школьников с нарушениями письменной речи. Описываются особенности развития учеников начальных классов, имеющих речевые нарушения, трудности, возникающие у них при анализе, переработке, представлении информации. Рассматриваются приемы формирования информационной культуры в учебной и внеурочной деятельности. Определяются направления совместной деятельности с родителями обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.