Научная статья на тему 'Развитие музыкальной тюркологии на современном этапе'

Развитие музыкальной тюркологии на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
711
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЮРКОЛОГИЯ / ЭТНОМУЗЫКОЗНАНИЕ / ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА / ЖЫР / ДАСТАН / ТЕРМЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ АНАЛИЗ ЗВУКА / MUSICAL TURKOLOGY / ETHNOMUSICOLOGY / TRADITIONAL MUSIC / DZYR / DASTAN / TERME / COMPUTER ANALYSIS OF SOUND

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Утегалиева Сауле Исхаковна

Исследуются актуальные вопросы музыкальной тюркологии, одного из ведущих направлений современного этномузыкознания. Цель - охарактеризовать нынешнее состояние этой, относительно новой научной дисциплины. Впервые выявлены основные этапы в становлении музыкальной тюркологии, определены ее цели и задачи, намечены перспективы дальнейшего развития. Объектом исследования служат имеющиеся достижения в данной области знания, в том числе деятельность ряда организаций, занимающихся изучением и пропагандой музыкально-поэтического искусства тюркских народов, а также музыкальный материал, касающийся традиционного вокального, вокально-инструментального и инструментального творчества тюрков, преимущественно Центральной Азии. Научная и практическая значимость статьи обусловлена обращением к малоизученным явлениям в музыке тюрков и их популяризации. Методология исследования связана с использованием комплексного подхода в анализе отдельных проблем музыкальной тюркологии, а также сравнительно-типологического, сравнительно-исторического методов. Перспективы развития музыкальной тюркологии связаны с созданием международного регионального научно-исследовательского центра (МНИЦ) или института по музыке тюрков при Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, в рамках которого станут возможными организация международных фольклорно-этнографических экспедиций в регионы проживания тюркских народов или тюркских диаспор (Китай, Монголия, страны СНГ, Турция, Венгрия, Германия и др.) и проведение совместных исследований в разных направлениях музыкальной тюркологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of musical Turkology at the present stage

The paper examines the topical issues of musical Turkology, one of the most popular trends in modern ethnomusicology. Its purpose is to describe the current state of this relatively new scientific discipline. The author for the first time reveals the main stages in the development of musical Turkology, defines its goals and objectives, and outlines the prospects for further development. The objects of the research are the achievements in the field of this knowledge, including the activities of a number of organizations involved in the study and promotion of musical and poetic art of the Turkic peoples, as well as musical material on traditional vocal, instrumental and vocal-instrumental art of Turks, mostly in Central Asia. Scientific and practical significance of this paper is that it investigates the poorly known phenomena in the music of the Turks and popularizes them. The research methodology involves the use of an integrated approach in the analysis of separate problems of musical Turkology and comparative typological and comparative historical methods. Prospects for the development of musical Turkology in the author’s opinion are in creation of the international regional scientific-research center (ISRC) or the Institute for the music of the Turks at the Kurmangazy Kazakh National Conservatory. Within its frameworks it will be possible to organize international folklore and ethnographic expeditions in the regions inhabited by Turkic peoples or Turkic diaspora (China, Mongolia, the CIS countries, Turkey, Hungary, Germany, etc.), as well as to carry out joint researches in different areas of musical Turkology.

Текст научной работы на тему «Развитие музыкальной тюркологии на современном этапе»

Искусствоведение

УДК 78.022 (51)

ББК 85.315.3 (5)

У 84

Утегалиева С.И.

Кандидат искусствоведения, профессор кафедры музыковедения и композиции Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, e-mail: sa_u@mail.ru

Развитие музыкальной тюркологии на современном этапе

(Рецензирована)

Аннотация:

Исследуются актуальные вопросы музыкальной тюркологии, одного из ведущих направлений современного этномузыкознания. Цель - охарактеризовать нынешнее состояние этой, относительно новой научной дисциплины. Впервые выявлены основные этапы в становлении музыкальной тюркологии, определены ее цели и задачи, намечены перспективы дальнейшего развития. Объектом исследования служат имеющиеся достижения в данной области знания, в том числе деятельность ряда организаций, занимающихся изучением и пропагандой музыкально-поэтического искусства тюркских народов, а также музыкальный материал, касающийся традиционного вокального, вокально-инструментального и инструментального творчества тюрков, преимущественно Центральной Азии. Научная и практическая значимость статьи обусловлена обращением к малоизученным явлениям в музыке тюрков и их популяризации. Методология исследования связана с использованием комплексного подхода в анализе отдельных проблем музыкальной тюркологии, а также сравнительно-типологического, сравнительно-исторического методов. Перспективы развития музыкальной тюркологии связаны с созданием международного регионального научно-исследовательского центра (МНИЦ) или института по музыке тюрков при Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, в рамках которого станут возможными организация международных фольклорно-этнографических экспедиций в регионы проживания тюркских народов или тюркских диаспор (Китай, Монголия, страны СНГ, Турция, Венгрия, Германия и др.) и проведение совместных исследований в разных направлениях музыкальной тюркологии.

Ключевые слова:

Музыкальная тюркология, этномузыкознание, традиционная музыка, жыр, да-стан, терме, компьютерный анализ звука.

Utegaliyeva S.I.

Candidate of Art Criticism, Professor of Department ofMusicology and Composition of the Kazakh National Conservatory named after Kurmangazy, e-mail: sa_u@mail.ru

The development of musical Turkology at the present stage

Abstract:

The paper examines the topical issues of musical Turkology, one of the most popular

trends in modern ethnomusicology. Its purpose is to describe the current state of this relatively new scientific discipline. The author for the first time reveals the main stages in the development of musical Turkology, defines its goals and objectives, and outlines the prospects for further development.

The objects of the research are the achievements in the field of this knowledge, including the activities of a number of organizations involved in the study and promotion of musical and poetic art of the Turkic peoples, as well as musical material on traditional vocal, instrumental and vocal-instrumental art of Turks, mostly in Central Asia. Scientific and practical significance of this paper is that it investigates the poorly known phenomena in the music of the Turks and popularizes them. The research methodology involves the use of an integrated approach in the analysis of separate problems of musical Turkology and comparative typological and comparative historical methods. Prospects for the development of musical Turkology in the author's opinion are in creation of the international regional scientific-research center (ISRC) or the Institute for the music of the Turks at the Kurmangazy Kazakh National Conservatory. Within its frameworks it will be possible to organize international folklore and ethnographic expeditions in the regions inhabited by Turkic peoples or Turkic diaspora (China, Mongolia, the CIS countries, Turkey, Hungary, Germany, etc.), as well as to carry out joint researches in different areas of musical Turkology.

Keywords:

Musical Turkology, ethnomusicology, traditional music, dzyr, dastan, terme, computer analysis of sound.

Музыкальное наследие тюркских народов, как явление уникальное, занимает особое место в общемировом культурном пространстве. Как известно, тюрки населяют обширные степные пространства, расположенные в самом центре евразийского континента. Они дифференцируются по географическому признаку (тюрки Южной Сибири, Поволжья / Приуралья, Кавказа, Западной и Средней Азии), типу хозяйства (кочевой, скотоводческий и оседло-земледельческий), языку (внутри алтайской языковой семьи западно- и восточно-гуннские ветви), расовой и религиозной принадлежности.

Всестороннее изучение и пропаганда лучших достижений музыкальных культур тюркского этноса представляются актуальными не только для музыкальной науки, но и служат одним из определяющих векторов культурной политики.

Предпосылки в формировании данной области знания сложились в недрах общей тюркологии, изучающей «историю, языки и культуру тюркских народов» [1: 28]. Возникнув в XVIII в., она получи-

ла свое мощное развитие в трудах целой плеяды выдающихся российских ученых Х1Х-ХХ вв. (В.Бартольд, В.Жирмунский, В.Радлов, С.Малов, Н.Самойлович, А.Кононов и др.), внесших значительный вклад в развитие отечественной и мировой тюркологии (достаточно вспомнить серию книг «Тюркологический сборник»), В их работах обозначены ее основные задачи и приоритетные направления; приводится ценная информация об обрядах и обычаях, в том числе музыкальном, музыкально-поэтическом, театральном искусстве тюркских народов. Во второй половине XX-нач. XXI вв. изданы замечательные труды в области сравнительной филологии (см. словарь Э.Севортяна в 2х томах, а также работы под ред. Э.Тенишева) [2; 3].

По мнению Б. Каракулова, становление музыкальной тюркологии как таковой связано с советской эпохой, прежде всего с научной деятельностью

A.Затаевича, В.Виноградова, В.Беляева,

B.Успенского и др. Работы вышеназванных ученых в основном посвящены музыкально-этнографическому опи-

санию «отдельных музыкальных культур (тюрков - С.У.) вне их объективной исторической взаимозависимости» [4: 28]. Изучая музыку конкретного тюркского народа, они заложили основы для будущих сравнительно-типологических, сравнительно-исторических исследований. Данный этап обозначен нами как первый, описательно-констатирующий, поскольку в центре исследовательского внимания — ограниченное число тюркских музыкальных культур.

Второй этап в ее развитии характеризуется геополитическими изменениями в Центральной Азии, распадом Советского Союза, приобретением многими тюркскими республиками своей независимости (1991). Становление молодых государств, их вхождение в мировое сообщество в качестве равноправных участников сопровождаются возрастающим интересом к вопросам истории, языка и культуры тюркских народов, возрождением многих забытых традиций и обычаев, повышением уровня самосознания, определением своего исторического места. Наблюдается и встречный процесс - международное признание тюркского мира, в том числе и музыкального, как вполне самодостаточного, самоценного, заслуживающего специального внимания. Этот этап назван когнитивным, поскольку появились реальные возможности для более углубленного изучения и пропаганды музыкального наследия тюрков. Все большее число тюркских музыкальных культур становится объектом внимания ученых.

Сказанное касается как собственно сферы музыкальной науки, так и государственных институтов. Начиная с конца прошлого века в Казахстане стали проводиться международные конференции, фестивали, посвященные музыке тюркских народов. Символично, что Первый такой симпозиум по музыке тюрков проходил в 1994г., в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. В нем приняли участие около 100 человек (ученые и му-

зыканты) из разных стран мира.

Важным итогом встречи стало создание международной музыкально-тюркологической ассоциации (ММТА) (рук. Б.Каракулов), просуществовавшей около года; принятие коммюнике, адресованное главам правительств тюркских государств. Материалы симпозиума оказались изданными только в 2009 г. Тем не менее, они не утратили своей актуальности, напротив, стали своего рода индикаторами возросшего научного интереса к данной области музыкальной науки. Неслучайно, что с 2005-2006 гг. международные конференции, концерты традиционной музыки тюркских народов стали проводиться регулярно, и не только в Казахстане, но и за его пределами (см. конференции: «Музыка тюркских народов: настоящее и будущее», «Коркыт и музыка Великой степи», «Музыка тюркских народов», Кзыл-Орда, 2006, 2011, 2014 гг.; «Музыкальные инструменты тюркских народов», Баку, 2010; «Истоки и эволюция литератур и музыки тюркских народов», Казань, 2014).

Кроме того, в 2006 г. в рамках ICTM (Международный совет по традиционной музыке) при ЮНЕСКО была организована исследовательская группа (Study Group)

— «Музыка тюркоговорящего мира» (рук.

- проф. Р.Султанова). Проведены четыре встречи: в Лондоне (2006, 2012), Берлине (2010) и Стамбуле (2014). Подготовлены и изданы материалы ряда конференций.

Уже в конце прошлого века (1993) стала функционировать международная (межправительственная) организация тюркской культуры под названием «ТЮРКСОЙ» со штаб-квартирой в Турции (Анкара) (в настоящее время ее генеральный секретарь - Д.Касеинов). В нее входит постоянный совет министров культуры - стран-членов «ТЮРКСОЙ». Ими проводится большая работа по сохранению и пропаганде духовного наследия тюркских народов. Под эгидой «ТЮРКСОЙ» состоялись международные кон-

ференции (в Кзыл-Орде, Баку, Казани, Стамбуле), изданы книги тюркских поэтов и писателей, осуществлены постановки опер и балетов на сценах оперных театров тюркских государств, включая премьеры, приуроченные к юбилеям некоторых композиторов (У.Гаджибекова «Керо-глу», М.Тулебаева «Биржан и Сара»).

Показательно, что в России создан комитет тюркологов (РКТ), возникший на общественных началах и возглавляемый акад. И. Кормушиным. В Германии при Свободном университете Берлина в 90-х гг. XX в открыт Институт тюркологии [5].

Ввиду актуальности тюркологических исследований президентом Казахстана Н.Назарбаевым в 2010 г. в Астане специально была учреждена Тюркская академия (во Дворце мира и согласия), признанная одним из мировых центров по тюркологическим исследованиям. Имея самостоятельный научный статус, академия проводит круглые столы, международные конференции. Издаются специальный журнал «Тюркский альманах» (на трех языках: каз., рус., англ.), а также книги, монографии, посвященные разным аспектам преимущественно общей тюркологии.

Третий этап в развитии музыкальной тюркологии определяется нами как сравнительно-типологический. Он связан, на наш взгляд, появлением комплексных компаративных исследований традиционной музыки тюрков. Необходимость в них давно осознана музыкантами и учеными. В этой области науки накоплен значительный научный и практический материал, требующий своего всестороннего осмысления и систематизации. Среди трудов, появившихся в последние годы, назовем монографии и книги Р.Абдуллаева, Б.Аманова, А.Мухамбетовой и других [6; 7]. В них предпринята попытка сравнительного изучения разнообразного материала, что способствует обогащению современной музыкальной тюркологии. В 2013 г. в Москве выпущена монография Утега-

лиевой С. «Звуковой мир музыки тюркских народов: теория, история, практика (на материале инструментальных традиций Центральной Азии)» — одно из первых фундаментальных исследований, посвященных феномену звука и шире - звуковому миру музыки тюркских народов [8; 9].

Музыкально-этнографическое изучение традиционной культуры каждого тюркского народа по-прежнему остается в числе приоритетных задач музыкальной тюркологии [10: 229]. Имеют место и белые пятна. Действительно, с одной стороны, не все музыкальные культуры тюрков представлены равномерно, с другой - некоторые из них остаются пока малоизвестными. Так, среди тюрков Южной Сибири менее исследована музыка шорцев и тофалар, а из среднеазиатских - каракалпаков, в Поволжье - ногайцев, в западноевропейской части России - гагаузов и др.

Вместе с тем, традиционная музыка ряда тюркских народов Центральной Азии изучена достаточно хорошо. Имеющиеся материалы, их тщательный анализ дают возможность проводить сравнительные исследования в области тюркского героического и лироэпоса, обрядового фольклора, а также музыкального инструментария. В них должны учитываться и региональные различия..

Героический и лирический эпос (жыр) у многих тюркских народов бытует в разных национальных вариантах. Об этом свидетельствуют их сходные названия - «Алмапыс» («Алпамыш», «Алпо-миш») или «Коруглы» («Кероглы»), Некоторые из них («Коруглы») возникли в огузо-кыпчакскую эпоху и получили распространение у тюрков Передней и Средней Азии (азербайджанцы, туркмены, казахи, узбеки). Другие (как знаменитый дастан «Едиге») появились в ногайлин-ский период и популярны у тюрков Евразии (башкиры, казахи, узбеки, каракалпаки, а также крымские и сибирские татары). Некоторые крупные эпические полотна («Алпамыс» «Козы Корпеш и Баян

Суду», «Кыз Жибек», 500-летие которого не так давно отмечала мировая общественность) причислены к нематериальному наследию человечества и находятся под охраной ЮНЕСКО.

Поскольку жыр (дастаны, терме) [11] у тюркских народов относится к синкретическим явлениям, где особое место отводится не только слову и напеву, но в ряде случаев и инструментальному сопровождению, его этномузыковедческое изучение сопряжено с множеством трудностей. В отличие от филологов, вполне успешно занимающихся сравнительным изучением национальных версий тюркского эпоса, этномузыковеды совсем недавно стали фиксировать инструментальное сопровождение (казахи, каракалпаки, кыргызы). Полноценная запись эпоса позволяет отразить реальную картину его бытования (см. эпические образцы на казахском, кыргызском, каракалпакском материалах) [12: 34, 37]. Разумеется, ввиду трудоемкости нотной фиксации эпоса, говорить о проведении сравнительного анализа его национальных вариантов пока еще не приходится.

Специального внимания заслуживает обрядовый фольклор тюркских народов, Отметим появление монографии Р.Абдуллаева [13: 11], в которой впервые использован значительный материал по обрядовому фольклору тюрков Центральной Азии. В свете сказанного, в перспективе представляется актуальным подготовка многотомного издания традиционной музыки тюрков, включая образцы обрядового фольклора, эпоса и лирики. Примером может служить книжная серия «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», публикуемая в России. Назрела необходимость в написании учебных пособий (учебников) по традиционной музыке тюркских народов.

Особый интерес представляет музыкальный инструментарий тюркских народов. Назрела необходимость в создании «Атласа тюркских музыкальных

инструментов» (на трех языках - казахском, русском и английском языках), что позволит объединить усилия ученых из разных тюркских республик. Такое издание будет способствовать не только пропаганде и популяризации тюркского музыкального инструментария, но и послужит важным ориентиром для проведения сравнительно-типологических и сравнительно-исторических исследований, а также окажется полезным в учебно-педагогической практике.

Разумеется, развитие музыкальной тюркологии тесно связано с использованием новых методов и подходов. Один из весьма перспективных, на наш взгляд, метод компьютерного анализа звуков, звукорядов, звукового строя тюркских музыкальных инструментов. Думается, современные компьютерные технологии, привлечение имеющихся (см. БРАХ -А.Харуто) и разработка новых специальных программ, в той или иной мере будут способствовать проведению музыкально-акустических исследований не только голоса, но и инструментов, в том числе разных приемов игры на них, таких как вибрато, флажолетная система, а также образцов одно- и многоголосной музыки.

Перспективы развития музыкальной тюркологии на современном этапе видятся в укреплении и налаживании международного сотрудничества, консолидации совместных усилий этномузыковедов-тюркологов по сохранению, изучению и популяризации общетюркского музыкального наследия. Они тесно связаны:

1) с созданием и реализацией научных проектов по традиционной музыке тюркских народов;

2) с организацией международных фольклорно-этнографических экспедиций в регионы проживания тюркских народов или тюркских диаспор (Китай, Монголия, страны СНГ, Венгрия, Германия и др.);

3) с проведением совместных ис-

следований в разных направлениях музыкальной тюркологии.

Поскольку тюрки проживают в разных регионах Евразии, целесообразно создание нескольких научных центров по изучению их музыкального наследия, как в России (на Кавказе, в Поволжье/ При-уралье, Сибири), так и в соседних тюркских государствах. На наш взгляд, региональный научно-исследовательский центр (МНИЦ) или институт по музыке тюркских народов, в рамках которого будет осуществляться международное сотрудничество, должен быть организован при Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, В него войдут исследователи-тюркологи из разных стран мира. И тогда станут возможными:

1) публикации совместных трудов, сборников статей по музыке тюркских народов;

2) выпуск СБ с образцами традиционной и современной музыки тюркских народов с последующим созданием звукозаписывающей студии, а также фоно-граммархива, специального библиографического фонда;

3) организация международных конференций, семинаров, круглых столов, мастер-классов по музыке тюркских народов;

4) формирование школы молодых этномузыковедов-тюркологов;

5) изучение и пропаганда творчества композиторов из тюркских государств;

6) создание видеофильмов, посвященных традиционному творчеству тюркских народов, в том числе казахским музыкальным традициям и музыкальному инструментарию;

7) организация передач на радио и ТВ о музыке тюркских народов;

8) наличие своего издательства, публикация бюллетеня (или журнала) по музыкальной тюркологии с освещением текущей деятельности МНИЦ, информацией о новых изданиях, выпущенных СБ, а также конференциях и др.

Только совместная работа, научные, культурные и дружеские контакты между учеными-тюркологами из разных стран мира позволят музыкальной тюркологии стать самостоятельной научной дисциплиной.

Примечания:

1. Каракулов Б.И. Проблемные вопросы музыкальной тюркологии // Вестник АН КазССР. 1979. № 9. С. 28-31.

2. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков (общетюркские и межтюркские лексические основы). Т. 1. М.: Наука, 1974.767 е.; Т. 2. М.: Наука, 1978. 349 с.

3. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика / под общ. ред. Э.Р. Тенишева. М.: Наука, 2001. 822 с.

4. Каракулов Б.И. Проблемные вопросы музыкальной тюркологии // Вестник АН КазССР. 1979. № 9. С. 28-31.

5. См. одно из изданий института: Turkvölker im Volga-Ural-Gebiet: Folklore. Geschichte. Genderproblematik. Studia Turcologica 3. Berlin, 2005. 72 S.

6. Абдуллаев P.C. Обряд и музыка в контексте культуры Узбекистана и Центральной Азии. Ташкент, 2006. 336 с.

7. Аманов Б., Мухамбетова А.И. Казахская традиционная музыка и XX век. Алматы: Дайк-Пресс, 2002. 544 с.

8. Утегалиева С.И. Звуковой мир музыки тюркоязычных народов // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2010. Вып. 3. С. 237-242.

9. Утегалиева С.И. Звуковой мир музыки тюркских народов: теория, история, практика (на материале инструментальных традиций Центральной Азии). М.: Компо-

зитор, 2013. 528 с.

10. Каракулов Б.И. О перспективах развития музыкальной тюркологии // Музыка тюркского мира: материалы Первого междунар. симпозиума. Алматы: Дайк-Пресс, 2009. С. 225-231.

11. Дастан (достон, дессан) — крупное эпическое сказание у тюркских народов; поэма; рассказ, сочетающий в себе прозу, стихи и музыку. Терме (терма) - вид речитативной песни, разновидность малых эпических жанров.

12. Токжан Т. Сырлы сарын. Музыкальщ-этнографияльщ жинак. Алматы: Фонд Сорос-Казахстан, 2002. 264 б.

13. Абдуллаев Р.С. Обряд и музыка в контексте культуры Узбекистана и Центральной Азии. Ташкент, 2006. 336 с.

References:

1. Karakulov B.I. Problematic issues of a musical study of Turkic languages // Bulletin of the AS of the KazSSR. 1979. No. 9. P. 28-31.

2. Sevortyan E. V. Etymological dictionary of Turkic languages (all-Turkic and inter- Turkic lexical bases). V. 1. - M.: Nauka, 1974. - 767 pp.; V. 2. - M.: Nauka, 1978. - 349 pp.

3. Comparative and historical grammar of Turkic languages. Vocabulary / general ed. by E.R. Tenishev. - M.: Nauka, 2001. - 822 pp.

4. Karakulov B.I. Problematic issues of a musical study of Turkic languages // Bulletin of the AS of the KazSSR. 1979. No. 9. P. 28-31.

5. See one of the editions of the institute: Turkvolker im Volga-Ural-Gebiet: Folklore. Geschichte. Genderproblematik. Studia Turcologica 3. Berlin, 2005. - 72 s.

6. Abdullaev R.S. A ceremony and music in the context of culture of Uzbekistan and Central Asia. - Tashkent, 2006. - 336 pp.

7. Amanov В., Mukhambetova A.I. Kazakh traditional music and the XX century. - Almaty: Dayk-Press, 2002. - 544 pp.

8. Utegaliyeva S.I. Sound world of music of the Turkic people //ASU Bulletin. Iss. 3 (63). Maikop, 2010. P. 237-242.

9. Utegaliyeva S.I. Sound world of music of the Turkic people: theory, history, practice (based on instrumental traditions of Central Asia). - Moscow: Composer, 2013. - 528 pp.

10. Karakulov B.I. On prospects of development of musical study of Turkic languages // Music of the Turkic world. Materials of the First international symposium. Almaty: Dayk-Press, 2009. P. 225-231.

11. Dastan (doston, dessan) - a large epic legend of the Turkic people; a poem; a story combining prose, verses and music. Terme (terma) - a type of a recitative song, a kind of small epic genres.

12. Tokzhan T. Syria сарын. Muzykala-etnografiyaly к; tire к. — Almaty: Fund Soros Kazakhstan, 2002. - 264.

13. Abdullaev R. S. A ceremony and music in the context of culture of Uzbekistan and Central Asia. - Tashkent, 2006. - 336 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.