Научная статья на тему 'Развитие музейного дела в Казахстане в условиях культурного строительства'

Развитие музейного дела в Казахстане в условиях культурного строительства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1435
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ / КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА / НАУЧНЫЙ АТЕИЗМ / MUSEUMS / CULTURAL REVOLUTION / IDEOLOGY / ANTIRELIGIOUS ADVOCACY / SCIENTIFIC ATHEISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балтабаева Айгуль Мухаметхановна

В рассматриваемой статье показана роль музеев на начальном этапе культурного строительства. Данный вид культурного учреждения использовался в качестве одного из инструментов идеологического воздействия на советское общество. На основе документального материала определены задачи музеев, а также мероприятия по политическому воспитанию, техническому просвещению, антирелигиозной пропаганде музеев, носивших более традиционный характер, нежели связанные со сбором и хранением исторического материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ohe progess of museums in Kazakhstan in conditions of cultural development

The role of museums on their first step of cultural development is shown in the given article. Such kind of cultural institution was used as one of ideological ways of influence on the soviet society. According to documental materials, problems of museums and their tasks are specified to political bringing up, technical education, antireligious advocacy of museums, having traditional character than developing connected with collecting and keeping of historical materials.

Текст научной работы на тему «Развитие музейного дела в Казахстане в условиях культурного строительства»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

5. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 889. Л. 6 об.

6. Диспуты о религии в деревне // Трудовой набат. — 1923. — 4 июля. - С. 3.

7. Антирелигиозный диспут // Трудовой набат. — 1923. — № 186. - С. 2.

8. Из инфсводки Ишимского окротдела ГПУ о политическом и экономическом состоянии Ишимского округа на 1 ноября 1923 г. // Материалы ВЧК-ОГПУ-НКВД как источник по изучению Русской Православной Церкви в Тюменском крае (1921- 1945 гг.). — 2-е изд., доп. —Тюмень, 2002. — С. 79 — 80.

9. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 66. Л. 118.

10. Белов, С.Л. Религиозный элемент в сознании населения Тюменского края в 1920-е годы / С.Л. Белов // Земля Тюменская : ежегод. Тюм. обл. краев. музея. Вып. 21. — Тюмень, 2007.— С. 73.

11. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 30. Оп. 1. Д. 360. Л. 60.

12. Трудовой набат. — 1924. —26 дек. —С. 1.

13. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 242. Л. 182.

14. Крапивин, М.Ю. Непридуманная церковная история: власть и Церковь в Советской России (октябрь1917-го — конец 1930-х годов) / М.Ю. Крапивин. — Волгоград, 1997. — С. 164.

15. Трудовой набат. — 1924. - 26 дек. — С. 3.

16. Трудовой набат. — 1925. - 16 дек. — С. 4.

17. Трудовой набат. — 1927. - 22 нояб. — С. 4

18. Трудовой набат. — 1928. - 19 янв. — С. 4.

МАВЛЮТОВА Зульфия Шакировна, соискатель кафедры этнологии, археологии и специальных исторических дисциплин Уральского государственного университета, младший научный сотрудник НИИ истории науки и техники Зауралья Тюменского государственного нефтегазового университета.

Адрес для переписки: e-mail : [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.01.2010 г.

© З. Ш. Мавлютова

УДК 94 (574) А. М. БАЛТАБАЕВА

Инновационный Евразийский университет (г. Павлодар)

РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В КАЗАХСТАНЕ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА__________________________________

В рассматриваемой статье показана роль музеев на начальном этапе культурного строительства. Данный вид культурного учреждения использовался в качестве одного из инструментов идеологического воздействия на советское общество. На основе документального материала определены задачи музеев, а также мероприятия по политическому воспитанию, техническому просвещению, антирелигиозной пропаганде музеев, носивших более традиционный характер, нежели связанные со сбором и хранением исторического материала.

Ключевые слова: музеи, культурная революция, краеведение, идеология, антирелигиозная пропаганда, научный атеизм.

Наряду с разнообразными видами и направлениями культурной жизни периода развернувшейся культурной революции, во всех регионах советской страны значительное место стали занимать такие культурно-просветительные учреждения, как музеи. Более того, по мере проникновения в общественную жизнь этих новых форм культуры советской действительности, музейное звено стало расширяться и дало начало не только республиканским, но и областным, городским, районным музеям, музеям при отдельных организациях, учреждениях, на предприятиях. И это выглядело вполне уместным в деле воспитания советских граждан, учитывая идеологическую направленность и политическую значимость музеев.

Становление музейного дела началось в 30-е годы, когда повсеместно стали создаваться из наспех подобранного материала краеведческие музеи. Подобные музеи могли находиться как на местном, так и государственном бюджете. Согласно типовому положению о местных музеях областного, районного масштаба они являлись «научно-исследовательскими

учреждениями, ставящими задачи по изучению края и области в его историческом развитии, по широкому ознакомлению с ними трудящихся масс в целях активного содействия хозяйственному и культурному развитию края, а также по проведению соответствующих работ по линии оказания посильной помощи местным хозяйственным и плановым органам и низовым просветительным учреждениям» [1, с. 16].

В соответствии со своими задачами музеи должны были осуществлять:

— собирание относящихся к их программе коллекций и отдельных предметов и печатной литературы:

— хранение собранных материалов, отвечающих требованиям научной и музейной техники;

— исследование собранных материалов, а также научную разработку отдельных вопросов, связанных с изучением края;

— просветительную работу, направленную на поднятие хозяйственного и культурно-просветительного строительства края;

— экспозицию музейных материалов, основанную на научной работе музея и приспособленную к наилучшему осуществлению просветительной работы.

Однако не все музеи строго придерживались обозначенных в положении задач и допускали значительные издержки по понятным причинам отсутствия тогда опыта как со стороны местной администрации, так и руководства музеев.

Музеи имели право на:

— пополнение своих коллекций путем самостоятельного собирания, приема их от государственных учреждений, общественных организаций и частных лиц;

— учет и регистрацию, охрану в пределах своего края памятников природы, быта, искусства, связанных с программой музея и ценных для науки вообще;

— проведение совместной полезной исследовательской работы и участия в экспедициях других музеев, научных и хозяйственных организаций;

— установление сети сотрудников-корреспон-дентов в целях поддержания постоянной живой связи с местной общественностью;

— командирование сотрудников по своему району и по СССР для изучения специальных вопросов, входящих в круг заданий музея;

— организацию научных конференций;

— изготовление и хранение карт крупных масштабов;

— собирание и хранение книг, необходимых для научной работы музея, даже запрещенных в публичных библиотеках;

— собирание и хранение документов, дополняющих и поясняющих коллекции музея;

— устройство подсобных учреждений, научных кабинетов, библиотек, архива документов;

— опубликование своих трудов: описаний и воспроизведений материалов, отчетов о деятельности, каталогов путеводителей, научных исследований;

— устройство постоянных экспонатов и временных выставок;

— организацию публичных лекций, чтений, бесед, докладов и т.д.;

— организацию и руководство экскурсиями по музею и вне его;

— вхождение в научно-просветительские объединения;

— отношения по вопросам своей научной и просветительной деятельности с разными учреждениями илицами;

— устройство филиальных отделений на территории, обслуживаемой музеем

Однако столь многостороннее поле деятельности музеев не всегда могло быть реализовано. Вследствие отсутствия средств, квалифицированных сотрудников, и что не менее важно понимающего отношения со стороны общественности затрудняло работу музеев, реализацию всех намеченных задач по удовлетворительному их функционированию [1, с. 18].

На Первом республиканском совещании музейных работников, созванном Народным Комиссариатом просвещения в декабре 1937 года, отмечалось, что рост количества музеев с четырех до двадцати — двух центральных, семи областных и одиннадцати районных является недостаточным и что «музеи, которые должны быть одним из опорных пунктов марксистско-ленинского воспитания и технической пропаганды среди широких трудящихся масс, в действительности ни по характеру, ни по качеству своих экспонатов не отвечают своему назначению. Методы работы музеев в большинстве случаев не соот-

ветствуют задачам настоящего этапа социалистического строительства» [2, с. 85].

Так была оценена руководством республики работа музеев на первоначальном этапе их развития, связанного во многом с периодом их становления. Учитывая огромные ассигнования на нужды народного образования, в том числе на музеи, безусловно, неоправданно выглядели незначительные результаты музейной работы на местах. Подобное можно было объяснить не поставленной работой в прошлом по сбору исторически ценного материала. Лишь в немногих регионах к тому времени имелись отдельные коллекции памятников материальной и духовной культуры, собранные силами энтузиастов-краеведов, либо русскими ссыльными, внесшими вклад в сохранение казахской национальной культуры.

Вполне уместно выглядели и обвинения по поводу того, что во многих музеях отсутствовали квалифицированные казахские кадры. Народным Комиссариатом просвещения на протяжении ряда лет не организовывались курсы по подготовке кадров музейных работников, особенно среди национальных групп. В 1933 году во время доклада музейной группы сектора науки Народного Комиссариата просвещения, Президиум Комитета национальностей подчеркивал положительную работу национальных музеев. «В работе Сектора науки НКП имеются некоторые улучшения в методическом руководстве и поднятии научной и массовой работы национальных музеев» [3, с. 1]. Данная работа проявилась, однако, прежде всего в организации секторов социалистического строительства, политехнических музеев на новостройках, снабжении национальных музеев выставками и т.д. Нужно отметить развернувшуюся тогда работу центральных музеев народоведения, восточных культур, выставочную работу государственного музея народного образования в Москве. Однако деятельность большинства музеев была связана с идеологическим воспитанием трудящихся масс и имела отношение к их техническому просвещению, хозяйственному образованию, социалистическому воспитанию подрастающего поколения, а также антирелигиозной пропаганде. И никак их деятельность не была связана с основными задачами музеев по сбору и хранению исторического материала, проведению по этому поводу научных конференций, организации выставок и т.д.

Одним из крупных музеев на территории Казахстана в 30-е годы был музей истории религии и атеизма, который сложился в 1936 году, ярко продемонстрировавший позицию правящей партии не только в отношении к религии, но и в целом — особой важности воспитательного процесса народных масс.

Вышеобозначенный музей был организован по инициативе группы работников Союза воинствующих безбожников и являлся центральным научно-исследовательским политико-просветительным учреждением Каз.ССР, «ведущим работу по изучению религиозных верований казахов и преодоления религии в связи с социалистическим строительством» [4, с. 58].

Уже в отчетном докладе директора музея за первый год его существования указывалось на проведенную работу в области развертывания экспозиционных тем по истории возникновения религиозных верований в условиях исторического развития человеческого общества классов и классовой борьбы. «Музей вскрывает и разоблачает классовую сущность религии, связь всех религиозных организаций с господствовавшими эксплуататорскими классами, вскрывает и разоблачает на конкретном материале

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

антисоветскую контрреволюционную роль религии в СССР». Одновременно музей занимался показом материала по истории атеизма античного мира, средневекового антиклерикального движения и т.д.

Музеем были организованы передвижные выставки на материалах экспозиции в районах областей, на предприятиях с параллельными лекциями на антирелигиозные темы. Большая работа была проведена музеем в Южно-Казахстанском регионе, где были организованы отделы: естественно-исторический, истории религии, истории и классовой сущности христианства, ислама и религиозных верований казахов, женщины и религии, пролетарского атеизма. Именно там было обнаружено наибольшее «скопление» религиозных организаций, молитвенных сооружений, в связи с чем были предприняты конкретные шаги по антирелигиозной и атеистической пропаганде.

Несмотря на «скудность» экспозиционного материала в первые годы деятельности музея, он стал методически-научным центром в разработке отдельных вопросов, связанных с антирелигиозной пропагандой, выработкой материалистического мировоззрения. С середины 1937 года перед дирекцией музея была поставлена задача расширения отделов музея, значительного обогащения их новыми экспонатами. Экспозиции должны были быть разработаны в соответствии с тематикой вузов, школ и подчинены задачам социалистического строительства.

Учитывая идеологически поставленную работу в учебных заведениях, учителя школ, научные сотрудники, пропагандисты обращались за методической помощью в музей. Популярность его быстро росла, так, что в отдельные дни количество посетителей достигало 1000 человек.

«Перед музеем стоит задача в проведении действенной антирелигиозной пропаганды, которая должна стать неотъемлемой частью всей партийномассовой работы. Антирелигиозный музей должен овладеть всеми формами партийной агитации и пропаганды и на конкретном материале каждодневно вскрывать и разоблачать перед массами всю подрывную деятельность духовенства. Особенно это необходимо в настоящий момент, в связи с развертыванием социалистической демократии в нашей стране, когда объявлена свобода совести и предоставлена церковникам свобода выполнения религиозных обрядов в соответствии со 124-й статьей Сталинской Конституции, каковая статья и используется духовенством и расценено ими якобы как изменение политики Партии и Советской власти к религии, когда эта пропаганда сейчас занимает в районах Казахстана немалое место и им, к сожалению, не дается соответствующего отпора в антисоветской контрреволюционной деятельности» [5, с. 73], говорилось в отчете директора музея т. Шустрова об основных направлениях деятельности антирелигиозного музея.

Руководством музея указывалось также на существующие материальные затруднения, осложнявшие деятельность учреждения для проведения широкой массовой работы и привлечения новых сотрудников. Музей был вынужден принять меры по изысканию денежных средств из других статей расходов для «эффективного» продолжения работы. При этом в сокращении финансирования директором музея были обвинены бывшие партийные работники республики. «В 1936 году по смете было предусмотрено 5 человек, в 1937 году оставили 4, на одного человека сократили, вместо того, чтобы увеличить.

Таким образом, это важнейшее культурное идеологическое учреждение умышленно свертывалось, задерживалось развертывание антирелигиозной пропаганды. Мендешев, Асфендияров, Лекеров, а в последующем Жургенев — эти национал-фашисты прекратили всякое руководство антирелигиозным музеем, тормозили его финансирование... Теперь нам ясны их вредительские замыслы. Ничего у них не вышло, просчитались, рука пролетарской диктатуры захватила их с поличным, правда, с опозданием. Наша бдительность оказалась не на должной высоте. В 1938 году научных сотрудников будет работать 11 человек. Это говорит само за себя, о предстоящих темпах работы музея» [5, с. 79]. Можно было догадываться о масштабах развернувшейся по всей республике работы по антирелигиозной пропаганде, и особенно среди мусульманского населения. Ислам как основное религиозное верование в Казахстане больше всего испытало борьбу против религии — как со стороны организации Союза воинствующих безбожников, так и других культурно-массовых, просветительных учреждений, в том числе антирелигиозного музея.

В антирелигиозном музее были отдельно представлены отделы по исламу, верований восточных национальностей Казахстана. Руководством республики и музея отмечалась тяга коренного населения к исповедованию ислама и исполнению религиозных обрядов. Ислам рассматривался как один из опасных вероучений, «объединяющих на Востоке сотни миллионов населения. Учитывая его реакционность и утонченность, вытекает задача серьезного показа в стенах музея на ярком, глубоко научном наглядном материале. Музеем уже изготовлено 62 картины и 1 скульптурная группа» [5, с. 82].

Другой отдел музея, посвященный верованиям восточных национальностей, касался истории и религии уйгурской и дунганской диаспоры. В нем рассматривались процессы заселения Семиреченского региона уйгурами и дунганами, а также их расселения на территории Китая (провинции Шеньсу, Гансу, Синь-Цзяне). В разделе «Распространение ислама среди уйгур» была показана регрессивная роль ислама уже с первых лет его существования. «Распространение ислама вело к уничтожению огромных культурных ценностей. Мусульманское духовенство с первых шагов явилось важнейшим слугой иностранных угнетателей (монголов, ойратов, китайцев, русского военно-феодального империализма). Контрреволюционная роль мусульманского и уйгурского духовенства ярко выражена в национально-освободительных восстаниях» [5, с. 83].

Примерно тот же агитационный материал использовался и в отношении дунганского населения. Однако из-за отсутствия необходимой литературы сотрудникам музея в своей работе приходилось ограничиваться выдержками из религиозных книг, доказывая их антинаучность, а также путем выявления связи представителей духовенства с агентами японского империализма и др.

Помимо музея истории и религии, антирелигиозной деятельностью занимались все остальные музейные учреждения. Ставились те же задачи по искоренению религиозного сознания населения, использовались те же методы и формы работы. В 1939 году по республике насчитывалось 25 музеев, а в 1970 году —

29 [6, с. 4]. Однако для подавляющего большинства из них оставалось характерно идеологически коммунистическое воспитание общества, а не научноисторическая деятельность по изучению родного края.

Многие музеи испытывали одинаковые трудности, связанные с недостаточным финансированием, особенно те, что находились на местном бюджете, необеспеченностью помещениями, квалифицированными кадрами, отсутствием методической помощи и др. Но любые трудности преодолевались идейным энтузиазмом как самих идеологов, так и исполнителей. Благодаря активности музеев, как одного из видов культурно-просветительных учреждений в период социалистического строительства, удалось во многом изменить сознание советского общества, идеологически подковать, построить мир новых реалий, ценностей и стереотипов.

Библиографический список

1. ЦГА РК (Центральный Государственный архив Республики Казахстан). Ф. 81. Оп. 3. Д. 1104. Л. 16— 19.

2. ЦГА РК. Ф. 1692. Оп. 1. Д. 59. Л. 85-87 об.

3. ЦГА РК. Ф. 81. Оп. 3. Д. 290. Л. 1-3.

4. ЦГА РК. Ф. 81. Оп. 3. Д. 602. Л. 58-65.

5. ЦГА РК. Ф. 1692. Оп. 1. Д. 59. Л. 70-84.

6. Вопросы изучения истории и культурного наследия Казахстана : сборник статей работников Центрального Государственного музея Казахстана. - Алматы, 1998. - 157 с.

БАЛТАБАЕВА Айгуль Мухаметхановна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Общественноисторические дисциплины».

Адрес для переписки: e-mail : [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.02.2010 г.

© А. М. Балтабаева

Информация

Конкурс на знание культуры стран Латинской Америки.

Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Интеркультура» (AFS Россия) при поддержке посольства Коста-Рики в РФ и Института стран Латинской Америки РАН объявляют конкурс на знание культуры стран Латинской Америки.

Цели и задачи конкурса

— выявление творчески мыслящих молодых людей, интересующихся современностью, историей и культурой стран Латинской Америки, взаимоотношениями между странами Латинской Америки и Россией, готовых представлять культурные и жизненные ценности россиян за рубежом;

— развитие у молодежи интереса к межкультурному и социальному взаимодействию;

— поддержка языкового многообразия в образовании, в частности, интереса к изучению испанского языка.

Призы конкурса

1 место — стипендия фонда «Интеркультура» (AFS России) для участия в программе «Академический год в Латинской Америке» с июля 2011 г. по июнь 2012 г.

2 место — поездка в международный AFS лагерь

3 место — памятный ценный подарок.

Всех финалистов конкурса ждут грамоты и подарки.

Участники конкурса

В конкурсе могут принять участие граждане РФ — учащиеся общеобразовательных учреждений в возрасте 15— 17 лет (на июль 2011 г.).

Задание конкурса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участникам предлагается написать эссе на русском языке на тему «Латинская Америка: почему мы нужны друг другу». Для этого им нужно выбрать одну из трех латиноамериканских стран — Коста-Рику, Аргентину или Чили и написать эссе, основываясь в основном на материале об этой стране.

Эссе должно:

— раскрывать тему, т.е. рассказывать о том, что разделяет и объединяет наши страны, культуры, языки; что у нас общего и разного в истории, традициях, политике, экономике, есть ли у России и стран Латинской Америки культурные связи и какие; почему страны Латинской Америки являются для обычного российского человека одновременно и далекими, и близкими; почему наши страны нужны друг другу.

— быть не менее 2-х и не более 3-х страниц текста. (Текст необходимо отформатировать для печати на бумаге формата А4 (297х210), при этом поля должны быть следующими: верхнее — 20 мм, нижнее — 20 мм, левое —

30 мм, правое — 10 мм. Шрифт (гарнитура) основного текста — Times New Roman Cyr. Кегль (размер) — 121 обычного начертания.)

Взятые из Интернета тексты к рассмотрению не принимаются!

Подробная информация доступна на сайте AFS .

Источник : http://www.rsci.ru/grants/grant_news/258/228172.php (дата обращения : 30.12.10)

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.