Научная статья на тему 'Развитие морского круизного туризма в портах Западной Арктики'

Развитие морского круизного туризма в портах Западной Арктики Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
214
56
Поделиться
Ключевые слова
АРКТИКА / МОРСКОЙ ТУРИЗМ / КРУИЗНЫЕ СУДА / МУРМАНСК / АРХАНГЕЛЬСК / АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Грушенко Эдуард Борисович

Анализируется текущее состояние и перспективы морского круизного туризма в российских портах Западной АрктикиМурманске и Архангельске

DEVELOPMENT OF CRUISE TOURISM IN THE PORTS OF THE WESTERN ARCTIC

Analysis the current state and prospects of marine cruise tourism in the Russian ports of the Western Arctic − Murmansk and Arkhangelsk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Развитие морского круизного туризма в портах Западной Арктики»

УДК 338.38

РАЗВИТИЕ МОРСКОГО КРУИЗНОГО ТУРИЗМА В ПОРТАХ ЗАПАДНОЙ АРКТИКИ DEVELOPMENT OF CRUISE TOURISM IN THE PORTS OF THE WESTERN ARCTIC

© Грушенко Эдуард Борисович, научный сотрудник Института экономических проблем Кольского научного центра Российской Академии наук. Телефон: +7 (8152) 25 35 58

L

© Grushenko Eduard Borisovich, research officer Institute of Economic Problems of Kola Scientific Center, Russian Academy of Sciences (IEP KSC RAS). Contact phone: +7 (8152) 25 35 58

Аннотация. Анализируется текущее состояние и перспективы морского круизного туризма в российских портах Западной Арктики - Мурманске и Архангельске Ключевые слова: Арктика, морской туризм, круизные суда, Мурманск, Архангельск, атомный ледокол

Abstract. Analysis the current state and prospects of marine cruise tourism in the Russian ports of the Western Arctic - Murmansk and Arkhangelsk

Keywords: Arctic, marine tourism, cruise ships, Murmansk, Arkhangelsk, nuclear icebreaker

Для большинства россиян Арктика остается пока малоизвестным и непривлекательным для туризма регионом. Главные условия для развития туризма по арктическим морям

— создание специального круизного флота и береговой туристической инфраструктуры. В настоящее время российские туроператоры слабо представлены в сегменте экспедиционных круизов в Арктику. Финансовая мощь и экспедиционный опыт иностранных круизных компаний практически исключают возможность для российских компаний самостоятельно организовывать и продавать на мировом рынке круизы в российской Арктике. В среднем за год Русскую Арктику и Северный полюс посещает около 1000 иностранных туристов [1, 2011].

Первым российским организатором арктических экспедиционных круизов становится московская компания «Клуб путешествий «Спешиал», организующая до 10 % всех круизов в Арктику. Компания, начиная с 2010 г., стала организовывать собственные круизы в Российскую Арктику на зафрахтованных российских судах, в том числе на Землю Франца-Иосифа (ЗФИ) на дизельном ледоколе Мурманского филиала ФГУП «Росморпорта» «Капитан Драни-цын». В дальнейшем компания планирует организовать арктические круизы из Мурманска на остров Вайгач и Новую Землю, по маршруту Мурманск — Шпицберген — остров Виктория

— ЗФИ — Шпицберген — Мурманск [2, 2012]. Летом 2011 г. «Спешиал» организовал новый туристический рейс на теплоходе «Академик Шокальский» из Мурманска в Архангельск по

Белому и Баренцеву морям с посещением Соловков. Вдоль побережья Кольского полуострова действует единственный морской пассажирский маршрут Мурманск — Чаваньга, по которому ходит теплоход «Клавдия Еланская», ранее выполнявший рейсы до Архангельска.

ФГУП «Росатомфлот» уже несколько лет подряд занимается организацией круизных рейсов к Северному полюсу. Круизы на ледоколах — единственный в России реально эксклюзивный турпродукт, так как предлагает его только российская компания PoseidonExpedi-^оп, входящая в ассоциацию операторов по экспедиционным арктическим круизам. Россия — единственная страна в мире, которая морским путем доставляет туристов на вершину планеты. В отличие от традиционных, экспедиционные круизы не развлекательные, а познавательные. Круизные суда заняты основной работой с октября по май, а летом их загрузка невысока. Это позволяет «Росатомфлоту» выделять суда для круизов и получать дополнительные средства на их содержание. Летний круизный сезон короток — всего 50 дней. Если в начале 90-х гг. на ледоколах к Северному полюсу было перевезено не более 60-70 чел. за сезон, то в 2011 г. количество туристов достигло 530 чел., из них 58 россиян. Число российских туристов по сравнению с 2009 г. увеличилось в 6,5 раза. Отметим, что до 2009 г. россиян практически не было в арктических круизах. Начиная с 2010 г. круизы на вершину планеты выполняет самый молодой и самый мощный ледокол в мире — «50 лет Победы», способный принять на борт до 130 чел. Стоимость двухнедельного круиза составляет от 16 до 25 тыс. евро. Рейсы на Северный полюс выполняются из Мурманска через Шпицберген или через Землю Франца-Иосифа с заходом на Новую Землю. В течение 2010-2011 гг. атомоход «50 лет Победы выполнил по 3 круизных рейса за сезон. В 2012 г. планировалось сделать 4 круиза ледокола на Северный полюс 1 .

Мурманск с 1990-х гг. развивается как центр международного морского туризма, начальный пункт круизов по северным морям. Заходы круизных судов в Мурманск на протяжении последних 13 лет организовывала мурманская туроператорская компания «Нордморсервис тревел», принимая и обслуживая в торговом и рыбном порту за один летний сезон в среднем от 3 до 6 круизных лайнеров с количеством иностранных туристов на борту от 160 до 1000. В летний сезон 2011 г. Мурманск посетило 11 различных судов с туристами, всего сделав 13 заходов в Мурманский рыбный порт. На их борту в Мурманск прибыло около 5 тыс. круизных туристов, среди которых много гостей из Германии. В 2012 г. ожи-

1 Информация предоставлена ФГУП «Росатомфлот» (Мурманск)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

далось 15 судозаходов 2. На настоящий момент только 1 % от общего количества туристов, путешествующих на круизных судах, являются гражданами России [3, 2012].

Мурманск включен в маршруты океанических лайнеров «Принцесса океана», «Альбатрос», «Ле Диамант», «Кристина Регина». Потенциально в обозримой перспективе Мурманск мог бы принимать до 50 тысяч круизных туристов в год [4, 2012]. Для этого необходима коренная реконструкция причального пассажирского комплекса мурманского морского порта: дноуглубительные и берегоукрепительные работы, удлинение главного пирса, создание пограничного пункта пропуска, реконструкция и расширение морского вокзала.

К 100-летию Мурманска (2016 г.), начиная с 2012 года, осуществляется федеральный инвестиционный проект создания морского фасада «Арктическая гавань» стоимостью в 20 млн долларов, который предполагает организацию рекреационной, туристической, культурной зоны в районе морского вокзала. Реализовывать проект совместно с правительством области будет московская инвестиционная компания «Олимпик Сити». Морской фасад «Арктическая гавань» — это комплекс, который будет включать в себя причал для круизных лайнеров, прогулочную набережную, место стоянки для плавучих музеев — атомного ледокола «Ленин» и подводной лодки «К-3» [4, 2012]. Для превращения Мурманска в привлекательный для туристов круизный центр международного уровня также необходимо законодательно утвердить право на безвизовый прием иностранных туристов с круизных лайнеров на период до 72 час. Это даст толчок к развитию туристического сектора экономики, будет способствовать созданию современной городской инфраструктуры и расширению рынка труда.

В настоящее время прорабатывается вопрос о восстановлении морского пассажирского сообщения между Мурманском и Киркенесом, которое действовало в 90-е гг. Кроме того, ещё в 2010 году были проведены международные переговоры с представителями крупнейшего норвежского круизного туроператора — компании «Хуртигрутен» о продлении популярного круизного маршрута Берген — Нордкап — Киркенес до порта Мурманск и далее, в Архангельскую область с посещением Архангельска и Соловецких островов. В среднем за сезон около 110 круизных судов посещают мыс Нордкап. Это создает неплохие потенциальные возможности для привлечения этих судов в Мурманск и Архангельск. В Карелии разрабатывается проект кругового водного маршрута на круизных лайнерах по маршруту: Санкт-Петербург — Балтика — Нордкап — Мурманск — Соловки — Карелия — Санкт-

2 Информация предоставлена пресс-службой Мурманского рыбного порта.

Петербург. Реализация данных проектов позволит к юбилею Мурманска принимать до 50 туристических судов в год [4, 2012].

Наибольшим туристическим потенциалом в Западной Арктике обладает Приморский район Архангельской области, протянувшийся вдоль беломорского побережья и включающий в себя: Малые Корелы, Соловки, архипелаг ЗФИ и остров Виктория. Пятый год функционирует национальный парк «Русская Арктика», учрежденный в 2009 году.

В 2010 г. парк «Русская Арктика» посетило не более 500 туристов (4 круизных лайнера), в 2011 г. поток посетителей

СОСТАВ И ГРАНИЦЫ ООПТ

Национальный парк «Русская Арктика» 1426 тыс. га - общая площадь 632,1 тыс. га. - суша 793,9 тыс. га. - море

Федеральный заказник «Земля Франца-Иосифа» 4200 тыс. га. - общая площадь

V

РУССКАЯ АРКТИКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

национальный парк

архипелага возрос до 865 чел., в 2012 г. - 1024, в 2013 г. уменьшился до 707 чел.[5, 2013]. Существующие проблемы связаны с развитием инфраструктуры парка, экологической ответственностью, работой пункта пропуска, получением разрешений и другими причинами. Появление в высоких северных широтах национального

парка «Русская Арктика» позволяет закрепить присутствие России в арктическом регионе.

Архангельск — первый морской порт России, «ворота в Арктику», становится не только центром научного освоения арктической территории, но и аттрактивным центром привлечения туристской деятельности по северным маршрутам. Здесь сохранились уникальные памятники деревянного и каменного зодчества. Главным украшением города является пятикилометровая набережная Северной Двины и заповедная пешеходная улица Чумбарова-Лучинского — Архангельский Арбат. Среди факторов, сдерживающих развитие въездного туризма, можно отметить дефицит морских судов круизного класса и комфортабельного автотранспорта для перевозки туристов.

Основным туроператором по приему иностранных круизных судов и экскурсионному обслуживанию на берегу в Архангельске является турфирма «Интурист-Архангельск». Компания достаточно активно работает на данном направлении с 2004 г. Важную роль в работе на круизном направлении играет также компания «Беломортранс», которая выполняет работу морского агента. В течение 2004-2009 гг. в Архангельске и на Соловках было в среднем принято по одному-два круизных судна за сезон. В 2010 году ни Соловецкие острова, ни Ар-

хангельск не посетил ни один иностранный круизный лайнер ввиду чисто экономических причин, а именно из-за высоких портовых сборов, что сказалось на решении судовладельцев о заходе в Белое море [3, 2012]. К примеру, для теплохода «Дискавери», способного принять на борт 750 пассажиров, они составляли 75 тыс. долларов за 10-часовой судозаход [6, 2012]. Для сравнения: в Мурманске портовые сборы в 2 раза меньше, еще ниже они в Санкт-Петербурге. В некоторых странах, заинтересованных в увеличении туристического потока, портовые сборы для круизных лайнеров и вовсе отменены. Везде благоприятные условия приема туристических судов являются результатом осмысленной и целенаправленной политики региональных и муниципальных властей. В 2011 г. была достигнута договоренность о предоставлении 50 % скидки на некоторые сборы для круизных лайнеров, в результате чего Соловки и Архангельск посетило пять туристических судов. По оценке специалистов, при создании нормальных условий для приема пассажирских лайнеров количество судозаходов в период летней навигации в Архангельске и на Соловках может достигнуть сотни, а это не менее 30 тысяч иностранных гостей [6, 2012]. Увеличение числа круизных лайнеров и их пассажиров в перспективе должно сказаться на увеличении финансовых поступлений в бюджет города. Однако есть пока нерешенные технические проблемы с приемом круизных судов на морском-речном вокзале Архангельска. Здесь могут причалить только небольшие суда с осадкой менее 7,5 м. Крупные океанские лайнеры из-за ограниченных возможностей причальных зон и узких размеров двинских рукавов вынуждены швартоваться в грузовом морском торговом порту Экономия на северной окраине Архангельска.

Существует предложение о переоборудовании одного из причалов Красной пристани в центре Архангельска под швартовку круизных лайнеров, что самым положительным образом сказалось бы на организации приёма туристов по морю и реке. Разрабатывался проект «Беломорский круиз», предусматривающий развитие круизной линии вдоль побережья Белого моря с заходом на Соловки [3, 2012]. Однако реконструкция причальных комплексов Красной пристани и морского-речного вокзала требует значительных инвестиций, вложений огромного количества финансовых средств, которых пока нет у ФГУП «Росморпорт», ответственного ведомства за обустройство причалов. Практически прекращены морские круизы из Архангельска. На Соловки изредка ходит грузовой теплоход «Беломорье» (в пути трое суток), который может взять на борт только 10 пассажиров. В перспективе возможно увеличение потока иностранных туристов на Соловки, если восстановить морской круиз из порта Кандалакша, действовавший в советское время. В Кандалакшу туристы смогут прибывать автобусами со стороны российско-финского пункта пропуска Салла. Кроме того, благоприят-

ные перспективы открываются при успешной реализации программ, разработанных правительством Архангельской области в 2013 г. и поддержанных Президентом России и Правительством Российской Федерации.

Правительство Архангельской области 16 июля 2013 года одобрило Стратегию развития Соловецкого архипелага как уникального объекта духовного, историко-культурного и природного наследия, а 11 октября 2013 года утвердило Государственную программу Архангельской области «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага (2014-2019 годы)»[7]. На утверждении в Правительстве Российской Федерации находится проект ФЦП «Сохранение и восстановление комплекса духовного, культурного, природного наследия и развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2014-2019 годы». Реализация комплекса системных мероприятий позволит не только создать практически заново всю инфраструктуру на Соловках, но и сформировать современный федеральный центр туризма мирового уровня. Намечается восстановление круизных рейсов из Архангельска, реконструкция и строительство причалов на Соловках, приобретение двух судов на воздушной подушке и другие эффективные меры для развития морского туризма.

Литература

1. Пресс-конференция «Экспедиционный туризм в России. Арктический сезон 2011» 25.05.2011. Москва. Русское географическое общество.

2. Ассоциация туроператоров по Арктике. URL: http://www.delinform.ru/ article (дата обращения: 23.11.2012).

3. Сидоров В. В. Перспективы развития морского круизного туризма в Архангельской области. URL: httr//rudocs.exdat.com/docs/indeh-319997.html (дата обращения: 21.11. 2012).

4. Министерство экономического развития Мурманской области. URL: http://www. mineconomy.gov-murman.ry (дата обращения: 24.12.2012).

5. Фельд А.А. Развитие туризма на арктических морских ООПТ на примере национального парка «Русская Арктика»//докл. на конференции «Проблемы и перспективы развития прибрежных территорий в Арктической зоне». - Архангельск, 28 ноября 2013 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Круизные лайнеры не пустят в Архангельск? URL: http://arkhangelsk.narodpravda. ru/node/70776 (дата обращения: 21.11.2012).

7. Государственная программа Архангельской области «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага (2014-2019 годы)». URL: http://мои-соловки.рф/program/ (дата обращения: 18.01.2014).

Рецензент — Кузнецов Виктор Сергеевич, кандидат географических наук