Научная статья на тему 'Развитие модернизационного потенциала студенческой молодежи как приоритет системы образования на евразийском пространстве'

Развитие модернизационного потенциала студенческой молодежи как приоритет системы образования на евразийском пространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизационный потенциал / студенческая молодежь / Беларусь / Россия / евразийское образовательное пространство / инновационное образование. / modernization potential / students / Belarus / Russia / Eurasian educational space / innovative education.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие модернизационного потенциала студенческой молодежи как приоритет системы образования на евразийском пространстве»

Титаренко Л. Г.

д.соц.н., профессор Белорусского государственного госуниверситета, Минск

larisal 66@mail .ru

РАЗВИТИЕ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПРИОРИТЕТ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Ключевые слова: модернизационный потенциал, студенческая молодежь, Беларусь, Россия, евразийское образовательное пространство, инновационное образование.

Keywords: modernization potential, students, Belarus, Russia, Eurasian educational space, innovative education.

Одной из важных сфер, от которой зависит эффективность проводимых в странах евразийского региона процессов модернизации, является высшее образование. В его задачи входит подготовка квалифицированных кадров для инновационных отраслей экономики, воспитание сознательных граждан страны, упрочение связей между научными исследованиями, обучением и производством. Важность этой сферы еще больше возрастает в связи с необходимостью отвечать на современные вызовы, с которыми в XXI веке сталкиваются все государства. Поскольку модернизация в последние 10-15 лет стала лозунгом развития любой сферы общества (хотя в это понятие вкладывается разное содержание - от радикального перехода общества на более рациональный и эффективный уровень развития до любых умеренных изменений в той или иной отдельной сфере), она полностью применима и к высшему образованию. Целью модернизации в России и других странах постсоветского пространства является, как справедливо утверждает Н.И. Лапин, не только построение информационной экономики, т.е. технико-технологическое изменение, но также еще три важных компонента: социоэкономический, социокультурный, институционно-регулятивный. Они взаимосвязаны и образуют комплексный процесс. В своей целостности, эти глубинные изменения должны изменить жизнь миллионов людей, развить человеческий потенциал, повысить качество жизни1. Высшее образование может внести существенный вклад в создание «общества знания» через подготовку необходимых квалифицированных специалистов для инновационной экономики, через воспитание молодого поколения и формирование в обществе новых ценностей, способствующих повышению качества жизни. Другие страны, включенные в Евразийское пространство, хотя они несколько отстают от России по экономическому развитию и уровню жизни населения, ориентированы в перспективе на те же цели. Это означает, что системы высшего образования стран Евразийского пространства должны развивать инновационное образование, менять содержание и методы обучения, вводить новые специальности и т.п. Вместе взятые эти цели должны позволить образовательным системам указанных стран повысить их конкурентоспособность. В отношении воспитания и обучения студентов современные вызовы диктуют необходимость вместо акцента на исполнительность и дисциплинированность развивать у студентов как будущих участников процессов модернизации общества и производства такие качества, как инициативность и креативность. Модернизация общества также требует постоянного обновления знаний: по некоторым специальностям знания обновляются каждые пять лет. Поэтому современные студенты должны осознать необходимость «образования в течение всей жизни», т.е. постоянного профессионального совершенствования. Студенты должны сформировать у себя готовность к восприятию новых идей и подходов к любой деятельности, способность адаптироваться к постоянным переменам, отказываться от устаревающих стереотипов. Все эти качества и способности может развить современная система образования, которая и сама находится в постоянном изменении.

С целью определения, насколько современное поколение студенческой молодежи готово принять на себя новые роли в обществе, то есть стать активными участниками процессов перемен и осознавать долю ответственности за происходящее вокруг них, в 2016-2017 гг. нами было проведено исследование студентов г. Минска. Всего было опрошено более 1000 студентов разных вузов, репрезентирующих три основные направления образования (естественнонаучное, техническое, социально-гуманитарное) и приехавших учиться в столицу из разных регионов Беларуси. В связи с этим мы полагаем, что полученные данные могут быть распространены на все белорусское студенчество. Ошибка выборки составила 2,5%. Кроме опроса, проводились глубинные интервью с экспертами в области образования и фокус-группы со студентами разного профиля и разных курсов обучения. Качественные методы позволили уточнить некоторые детали, выяснить причины тех ил иных действий молодых людей, их отношение к принятию на себя активной роли в обществе. Исследовательская задача состояла в том, чтобы определить, в какой степени современная студенческая молодежь Беларуси потенциально готова к активному участию в процессах модернизации, т.е. в какой мере белорусское студенчество уже обладает модернизационным потенциалом, необходимым для активного включения в эти процессы в будущем. Студенты рассматривают профессиональную практическую деятельность как «отложенную» до

1 Лапин Н.И. Фундаментальные ценности цивилизационного выбора в XXI столетии. Ч. 1. Человеческая цивилизация перед лицом выбора конфигурации фундаментальных ценностей // Вопросы философии. - М., 2015. - № 4. - С. 3-15.

получения диплома о высшем образовании и начала профессиональной деятельности. Их основным видом деятельности является учеба. Поэтому в исследовании для замера модернизационного потенциала студенческой молодежи мы использовали индикаторы, связанные с ростом ее человеческого капитала как источника модернизационных ценностей (получение высшего образования, различные виды социальной активности, формирование экологической культуры, соответствующей целям инновационного развития). Если институт высшего образования выполняет свою роль в подготовке высококвалифицированных кадров, высшее образование служит социальным лифтом для молодежи и продуцирует человеческий капитал, необходимый для развития в обществе инновационной составляющей, без которой невозможна современная (вторая, по терминологии Н.И. Лапина) волна модернизации. Если в процессе учебы студенческая молодежь получает знания и навыки, которые способствуют творческому отношению к будущей профессиональной деятельности, развивают открытость к инновациям, то, видимо, эта социальная группа сумеет воплотить в деятельности свои ценностные ориентации (профессиональные и индивидуальные) и стать активным субъектом модернизационного процесса. Ставилась задача изучить, какие цели ставит перед собой студенческая молодежь в процессе получения высшего образования, чем было мотивировано ее поступление в вуз, прилагает ли она усилия для получения дополнительных знаний и квалификаций, в каких сферах жизнедеятельности молодые люди предполагают найти применение полученным знаниям в будущем. Ответы на эти вопросы помогают выяснить, как связано современное высшее образование с модернизационным потенциалом молодежи: способствует ли оно росту открытости студентов к инновациям, готовности принимать риски на пути к достижению своих профессиональных целей, улучшению экологической среды? Или же, напротив, образование остается формальным условием продвижения по карьерной лестнице (диплом как формальная необходимость получения должности, независимо от качества знаний и даже от полученной специализации).

Согласно теориям Н.И. Лапина, Р. Инглхарта, других исследователей модернизации, этот процесс в своем развитии проходит через несколько разных этапов. Первый этап модернизации давно завершен большинством стран Запада, которые к концу прошлого века уже достигли второго этапа модернизационного развития - информационного общества, характеризующегося такими понятиями, как сетевая структура, четвертая технологическая революция, господство постматериалистических ценностей1.

Если в современной России часть (хотя и небольшая) регионов уже достигла второго уровня модернизации и вступила в информационную эру, в Беларуси первый этап модернизации проходил, главным образом, во второй половине ХХ в. Второй этап модернизации начался здесь с большой задержкой, в связи с чем постсоветская модернизация получила название «догоняющей». Такая модернизация в принципе не позволяет стране достигать уровня развития самых передовых стран: она обречена на постоянное копирование, следование за готовыми образцами, уже внедренными в передовых странах. Для успешного развития всегда нужен прорыв, т.е. проведение модернизации не столько догоняющего плана, сколько инновационного: внедрения таких механизмов развития, которые позволили бы выйти вперед в тех сферах, в которых это возможно с учетом социально-исторического и культурного уровня развития «догоняющей» страны. Для Беларуси такими отраслями могли бы стать новейшие сферы услуг: использование информационных технологий, логистики, консультирование, которые бы пользовались спросом у других стран. Экспорт подобных услуг может вывести страну вперед независимо от скудости природных ресурсов и энергоносителей. Иначе говоря, развитие сферы образования, открытие инновационных специальностей, повышение качества подготовки специалистов может стать именно тем механизмом, который сделает белорусское общество современным и отвечающим глобальным вызовам четвертой научно-технической революции, которая происходит в самых передовых в этом отношении странах. В контексте нашего исследования речь идет о развитии модернизационного потенциала студенчества, т.е. его мотиваций на получение востребованной профессии и ориентаций на активное творческое включение в практику в недалеком будущем. В студенческие годы потенциал развивается через дополнительное образование, развитие собственной экологической культуры, умений и навыков, которые будут необходимы для творческого подхода к профессии. Все эти установки и знания при наличии в обществе соответствующих социально-экономических условий могут способствовать становлению молодежи в качестве активного агента модернизации, т.е. социальной силы, реализующей инновационные идеи в разных сферах жизни. В аспекте развития человеческого капитала студенчества индикаторами этого потенциала студенческой молодежи служат мотивы поступления в вуз, уровень полученных знаний и их качество, профессиональные планы на будущую работу и понимание своих перспектив, ценностные ориентации на творчество, открытость к изменениям, и т.п. Развитый человеческий капитал современного студенчества может способствовать не только личностному развитию будущих профессионалов, но и росту управленческой и интеллектуальной культуры, повышению качества жизни общества, развитию экономики.

Все эти области применения человеческого капитала вносят вклад в развитие интеллекта людей и повышение качества их жизни и таким образом в обеспечение развития как экономики, так и общества в целом. Тем самым условия получения качественного образования и повышение качества жизни (в широком смысле слова) могут способствовать инновационному развитию общества во всех сферах.

В связи с возможной широкой интерпретацией смысла модернизационных ценностей и статуса гражданских ценностей в контексте инновационного развития Беларуси были проведены экспертные интервью. По мнению белорусских экспертов, модернизационные ценности могут существовать в рамках национальной традиции и не должны с

1 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000; Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные ценности и демократия: последовательность человеческого развития. - М.: Новое изд-во, 2011; Лапин Н.И. Спонтанность модернизации в регионах России и конституционные принципы ее регулирования // Власть. - М., 2017. - № 3. -С. 25-33.

неизбежностью противоречить друг другу. Такие категории, как «традиция» и «модернизация», по мнению белорусских экспертов, нельзя трактовать как абсолютные противоположности. Модернизацию можно осуществить в рамках переосмысленной национальной традиции, с учетом своеобразия истории и культуры страны. Следовательно, в процессе модернизации экономики важно сохранять баланс между сохранением базовых национальных ценностей и инновационными ценностями, соответствующими современной эпохе. Думается, что эти результаты интересны и для российского общества: они доказывают, что население, участвующее в процессах тех или иных изменений, желает при этом сохранять национальные традиции, а не только развивать чужие идеи и принимать как должное чужие ценности, возможно, не имеющие в отечестве достаточных исторических оснований для адаптации и укоренения.

Важными индикаторами ориентации студенческой молодежи на модернизационное развитие и показателями развития человеческого капитала являются первоначальные мотивы при выборе профессии, удовлетворенность своим выбором в процессе учебы, а также ориентация на будущее трудоустройство по получаемой специальности. Эти критерии проанализированы в нашем исследовании студенчества с точки зрения того, насколько студенческие установки соответствуют либо модернизационной, либо традиционной модели поведения. Первая модель предполагает, что студенты ориентируются на интересную и творческую профессиональную деятельность, в которой они могут проявить самостоятельность и инициативность, открытость к новизне и готовность к риску, а также могут развить свои способности. Во второй модели доминирует ориентация на стабильную работу, не обязательно связанную с получаемой специальностью (но с хорошей зарплатой) и не требующую полной отдачи1.

При изучении мотивов поступления в вуз оказалось, что более половины опрошенных студентов независимо от их ориентации на традиционализм или инновационность указали так называемые образовательные (хотя и не равнозначные) мотивы: личностный рост через вуз, диплом как залог будущей успешной жизни и т.п. С одной стороны, этот результат можно интерпретировать как индикатор того, что в целом все студенчество хотело бы получать в процессе образования необходимые знания, приобретать навыки, полезные в будущем. Иначе говоря, все студенчество обладает некоторыми общими модернизационными установками, что является позитивным для развития его модерни-зационного потенциала. С другой стороны, видимо, мотивы поступления в вуз не выполняют роли дифференцирующих в процедуре выделения модернизационного и традиционного типов деятельности студентов. Если же рассматривать мотивы более детально, то самый важный, на наш взгляд, мотив получения высшего образования - получение востребованной в обществе специальности - был отмечен лишь пятой частью респондентов. И все же на первом месте у студентов, судя по их ответам, оказалось желание стать высококвалифицированными специалистами в избранной профессии. В этом варианте не указывалось, должна ли быть специальность высоко востребованной в обществе или нет, однако в любом случае выбор профессионального мотива получения образования можно оценить положительно. Лишь квалифицированные профессионалы своего дела смогут в будущем проявлять инновационность, вносить вклад в модернизационное развитие страны.

При изучении оценок студентами роли высшего образования была выявлена значимая (хотя и не сильная) связь между этой оценкой и модернизационным потенциалом, репрезентируемым посредством ориентации студентов на будущую деятельность. Среди студентов, демонстрирующих модернизационные ориентации, выявлена повышенная (по сравнению с ориентированными на традиционализм) доля тех, кто считает высшее образование хорошей платформой для построения карьеры (хотя и не считает образование единственной составляющей успеха). Особенно высок процент таких выборов среди студентов, желающих развивать в будущем свое собственное дело на основе получаемой профессии, т.е. тех, кто хочет стать предпринимателем, заниматься бизнесом. Студенты, желающие заняться бизнесом, продемонстрировали наиболее высокий уровень ориентации на инновационную деятельность и в других вопросах. Например, такие инструментальные ценности, как инициативность, готовность к трудностям, открытость к новизне, ответственность, стремление к завершенности в наибольшей степени проявляются именно в этой группе.

Было выявлено, что многие студенты активно занимаются получением дополнительного образования, которое они рассматривают как необходимое для будущей профессиональной карьеры. Только четверть респондентов не участвовала в тех или иных формах дополнительного образования. Каждый десятый проходил разные стажировки, каждый пятый - онлайн-курсы, каждый третий посещал очные образовательные курсы. Более половины студентов ответили, что занимаются самообразованием, читают научную литературу. Главная причина обращения студентов к дополнительному образованию - это потребность в самореализации. Среди других причин отмечается неудовлетворенность качеством вузовского образования, желание расширить круг общения, получить новые возможности для карьерного роста. Все эти причины укладываются в модернизационную модель поведения студентов. Кроме того, около двух третей респондентов принимает участие в разных формах студенческой внеаудиторной активности (научная деятельность, конференции, клубы по интересам, спорт, самодеятельность). При этом студенты почти не участвуют в экологической деятельности, хотя и говорят, что «любят природу». По отношению к природе респонденты почти поровну разделились на антропоцентристов (ради целей развития экономики готовы жертвовать природой) и экологоцентристов (отметивших, что защита природы - это главное), однако экологическая культура и первой и второй групп оказалась недостаточно развита.

В ответах на вопрос о наиболее значимых критериях выбора будущей работы (трудоустройства), студенты назвали следующие (в порядке убывания): интересная работа, возможность профессионального роста, хорошие условия труда, высокая заработная плата. Количество студентов, выбравших каждый отдельный из первых трех критериев, оказалось незначительным, в то же время, вместе взятые, все четыре названных критерия работы имеют важность для

1 Титаренко Л.Г. Модернизационный потенциал студенческой молодежи Беларуси: опыт эмпирического исследования // Петербургская социология сегодня. Сб. науч. трудов. Вып. 8. - СПб.: Нестор-история, 2017. - С. 7-17.

студенчества. Однако исследования Института социологии НАН Беларуси показывают, что и белорусская молодежь, и студенчество, и население Беларуси в целом выше всего ценят материальные аспекты труда (настоящего и будущего) - зарплата, стабильность, хороший коллектив, а не его инновационный творческий характер или карьерное продвижение1 . Видимо, инновационный потенциал студенчества и молодежи (как и населения в целом) пока развит недостаточно, чтобы стать значимым субъектом модернизации общества.

Что касается вопроса о том, планируют ли студенты после получения диплома работать по получаемой специальности, было выявлено, что лишь немногие из них осознают важность получаемой профессии и свои возможности трудоустройства в соответствии с профилем образования. Белорусские студенты недооценивают тот факт, что государство гарантирует им предоставление первого места работы на рынке труда: многие стараются избежать «распределения» и найти работу самостоятельно; при этом эта работа далеко не всегда соответствует полученной квалификации по диплому. Значит, такие студенты не ориентированы на полное раскрытие своего трудового потенциала, сформированного в вузе, что снижает общественную отдачу от их учебы.

Исследование помогло уточнить, имеется ли взаимосвязь между восприятием студентами себя как движущей силы инновационного развития страны и их ориентациями на модернизацию или традиционализм. Была выявлена слабая значимая связь между этими показателями: от четверти до трети студентов рассматривают себя как потенциального двигателя модернизации и инноваций. Отсюда можно заключить, что для актуализации восприятия себя движущей силой модернизации студенчеству необходимы более существенные стимулы, чем те, которые у них есть, и более четкое понимание своих перспектив на будущее, т.е. нужна более высокая оценка существующих в обществе условий для включения молодежи (особенно будущих выпускников вузов) в жизнь общества. Отметим также, что студенты, ориентированные на научно-исследовательскую работу, в меньшей степени рассматривают себя как движущую силу инновационного развития, нежели студенты, ориентированные на развитие своего бизнеса. Именно последние чаще всего позитивно высказывались о своей будущей авангардной роли в модернизации общества. В какой-то степени эти результаты подтверждают, что молодым предпринимателям необходима активная жизненная позиция, без которой они не могут добиться успехов. Поэтому в социальном плане они развиваются уже на студенческой скамье более активно, и затем так же активно отстаивают свои интересы в самостоятельной трудовой жизни. Традиционалисты проявляют больше пассивности и предпочитают видеть в специальности, скорее, средство для достижения спокойной и материально обеспеченной жизни, чем инструмент творческой самореализации или средство совершенствования качества жизни.

Исследование показало, что современное студенчество отличается высоким уровнем познавательной мотивации, работоспособностью, активным «поиском себя», что и делает студенческую молодежь одним из важнейших ресурсов инновационного развития страны. Белорусское студенчество обладает модернизационным потенциалом, особенно ориентированным на реализацию в предпринимательской сфере. Однако использование этого потенциала в реальной жизни зависит от социально-экономических условий, имеющих место в обществе в конкретно-исторический момент времени.

1 Денисова Н.Ф., Лашук И.В., Мицкевич О.Н. Базовые ценности белорусского общества: функционально-ориентирующие кластеры и вариативность ценностных структур // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. - № 4. - С. 37-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.