Титаренко Л. Г.
д.соц.н., профессор Белорусского государственного госуниверситета, Минск
larisal 66@mail .ru
РАЗВИТИЕ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПРИОРИТЕТ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Ключевые слова: модернизационный потенциал, студенческая молодежь, Беларусь, Россия, евразийское образовательное пространство, инновационное образование.
Keywords: modernization potential, students, Belarus, Russia, Eurasian educational space, innovative education.
Одной из важных сфер, от которой зависит эффективность проводимых в странах евразийского региона процессов модернизации, является высшее образование. В его задачи входит подготовка квалифицированных кадров для инновационных отраслей экономики, воспитание сознательных граждан страны, упрочение связей между научными исследованиями, обучением и производством. Важность этой сферы еще больше возрастает в связи с необходимостью отвечать на современные вызовы, с которыми в XXI веке сталкиваются все государства. Поскольку модернизация в последние 10-15 лет стала лозунгом развития любой сферы общества (хотя в это понятие вкладывается разное содержание - от радикального перехода общества на более рациональный и эффективный уровень развития до любых умеренных изменений в той или иной отдельной сфере), она полностью применима и к высшему образованию. Целью модернизации в России и других странах постсоветского пространства является, как справедливо утверждает Н.И. Лапин, не только построение информационной экономики, т.е. технико-технологическое изменение, но также еще три важных компонента: социоэкономический, социокультурный, институционно-регулятивный. Они взаимосвязаны и образуют комплексный процесс. В своей целостности, эти глубинные изменения должны изменить жизнь миллионов людей, развить человеческий потенциал, повысить качество жизни1. Высшее образование может внести существенный вклад в создание «общества знания» через подготовку необходимых квалифицированных специалистов для инновационной экономики, через воспитание молодого поколения и формирование в обществе новых ценностей, способствующих повышению качества жизни. Другие страны, включенные в Евразийское пространство, хотя они несколько отстают от России по экономическому развитию и уровню жизни населения, ориентированы в перспективе на те же цели. Это означает, что системы высшего образования стран Евразийского пространства должны развивать инновационное образование, менять содержание и методы обучения, вводить новые специальности и т.п. Вместе взятые эти цели должны позволить образовательным системам указанных стран повысить их конкурентоспособность. В отношении воспитания и обучения студентов современные вызовы диктуют необходимость вместо акцента на исполнительность и дисциплинированность развивать у студентов как будущих участников процессов модернизации общества и производства такие качества, как инициативность и креативность. Модернизация общества также требует постоянного обновления знаний: по некоторым специальностям знания обновляются каждые пять лет. Поэтому современные студенты должны осознать необходимость «образования в течение всей жизни», т.е. постоянного профессионального совершенствования. Студенты должны сформировать у себя готовность к восприятию новых идей и подходов к любой деятельности, способность адаптироваться к постоянным переменам, отказываться от устаревающих стереотипов. Все эти качества и способности может развить современная система образования, которая и сама находится в постоянном изменении.
С целью определения, насколько современное поколение студенческой молодежи готово принять на себя новые роли в обществе, то есть стать активными участниками процессов перемен и осознавать долю ответственности за происходящее вокруг них, в 2016-2017 гг. нами было проведено исследование студентов г. Минска. Всего было опрошено более 1000 студентов разных вузов, репрезентирующих три основные направления образования (естественнонаучное, техническое, социально-гуманитарное) и приехавших учиться в столицу из разных регионов Беларуси. В связи с этим мы полагаем, что полученные данные могут быть распространены на все белорусское студенчество. Ошибка выборки составила 2,5%. Кроме опроса, проводились глубинные интервью с экспертами в области образования и фокус-группы со студентами разного профиля и разных курсов обучения. Качественные методы позволили уточнить некоторые детали, выяснить причины тех ил иных действий молодых людей, их отношение к принятию на себя активной роли в обществе. Исследовательская задача состояла в том, чтобы определить, в какой степени современная студенческая молодежь Беларуси потенциально готова к активному участию в процессах модернизации, т.е. в какой мере белорусское студенчество уже обладает модернизационным потенциалом, необходимым для активного включения в эти процессы в будущем. Студенты рассматривают профессиональную практическую деятельность как «отложенную» до
1 Лапин Н.И. Фундаментальные ценности цивилизационного выбора в XXI столетии. Ч. 1. Человеческая цивилизация перед лицом выбора конфигурации фундаментальных ценностей // Вопросы философии. - М., 2015. - № 4. - С. 3-15.
получения диплома о высшем образовании и начала профессиональной деятельности. Их основным видом деятельности является учеба. Поэтому в исследовании для замера модернизационного потенциала студенческой молодежи мы использовали индикаторы, связанные с ростом ее человеческого капитала как источника модернизационных ценностей (получение высшего образования, различные виды социальной активности, формирование экологической культуры, соответствующей целям инновационного развития). Если институт высшего образования выполняет свою роль в подготовке высококвалифицированных кадров, высшее образование служит социальным лифтом для молодежи и продуцирует человеческий капитал, необходимый для развития в обществе инновационной составляющей, без которой невозможна современная (вторая, по терминологии Н.И. Лапина) волна модернизации. Если в процессе учебы студенческая молодежь получает знания и навыки, которые способствуют творческому отношению к будущей профессиональной деятельности, развивают открытость к инновациям, то, видимо, эта социальная группа сумеет воплотить в деятельности свои ценностные ориентации (профессиональные и индивидуальные) и стать активным субъектом модернизационного процесса. Ставилась задача изучить, какие цели ставит перед собой студенческая молодежь в процессе получения высшего образования, чем было мотивировано ее поступление в вуз, прилагает ли она усилия для получения дополнительных знаний и квалификаций, в каких сферах жизнедеятельности молодые люди предполагают найти применение полученным знаниям в будущем. Ответы на эти вопросы помогают выяснить, как связано современное высшее образование с модернизационным потенциалом молодежи: способствует ли оно росту открытости студентов к инновациям, готовности принимать риски на пути к достижению своих профессиональных целей, улучшению экологической среды? Или же, напротив, образование остается формальным условием продвижения по карьерной лестнице (диплом как формальная необходимость получения должности, независимо от качества знаний и даже от полученной специализации).
Согласно теориям Н.И. Лапина, Р. Инглхарта, других исследователей модернизации, этот процесс в своем развитии проходит через несколько разных этапов. Первый этап модернизации давно завершен большинством стран Запада, которые к концу прошлого века уже достигли второго этапа модернизационного развития - информационного общества, характеризующегося такими понятиями, как сетевая структура, четвертая технологическая революция, господство постматериалистических ценностей1.
Если в современной России часть (хотя и небольшая) регионов уже достигла второго уровня модернизации и вступила в информационную эру, в Беларуси первый этап модернизации проходил, главным образом, во второй половине ХХ в. Второй этап модернизации начался здесь с большой задержкой, в связи с чем постсоветская модернизация получила название «догоняющей». Такая модернизация в принципе не позволяет стране достигать уровня развития самых передовых стран: она обречена на постоянное копирование, следование за готовыми образцами, уже внедренными в передовых странах. Для успешного развития всегда нужен прорыв, т.е. проведение модернизации не столько догоняющего плана, сколько инновационного: внедрения таких механизмов развития, которые позволили бы выйти вперед в тех сферах, в которых это возможно с учетом социально-исторического и культурного уровня развития «догоняющей» страны. Для Беларуси такими отраслями могли бы стать новейшие сферы услуг: использование информационных технологий, логистики, консультирование, которые бы пользовались спросом у других стран. Экспорт подобных услуг может вывести страну вперед независимо от скудости природных ресурсов и энергоносителей. Иначе говоря, развитие сферы образования, открытие инновационных специальностей, повышение качества подготовки специалистов может стать именно тем механизмом, который сделает белорусское общество современным и отвечающим глобальным вызовам четвертой научно-технической революции, которая происходит в самых передовых в этом отношении странах. В контексте нашего исследования речь идет о развитии модернизационного потенциала студенчества, т.е. его мотиваций на получение востребованной профессии и ориентаций на активное творческое включение в практику в недалеком будущем. В студенческие годы потенциал развивается через дополнительное образование, развитие собственной экологической культуры, умений и навыков, которые будут необходимы для творческого подхода к профессии. Все эти установки и знания при наличии в обществе соответствующих социально-экономических условий могут способствовать становлению молодежи в качестве активного агента модернизации, т.е. социальной силы, реализующей инновационные идеи в разных сферах жизни. В аспекте развития человеческого капитала студенчества индикаторами этого потенциала студенческой молодежи служат мотивы поступления в вуз, уровень полученных знаний и их качество, профессиональные планы на будущую работу и понимание своих перспектив, ценностные ориентации на творчество, открытость к изменениям, и т.п. Развитый человеческий капитал современного студенчества может способствовать не только личностному развитию будущих профессионалов, но и росту управленческой и интеллектуальной культуры, повышению качества жизни общества, развитию экономики.
Все эти области применения человеческого капитала вносят вклад в развитие интеллекта людей и повышение качества их жизни и таким образом в обеспечение развития как экономики, так и общества в целом. Тем самым условия получения качественного образования и повышение качества жизни (в широком смысле слова) могут способствовать инновационному развитию общества во всех сферах.
В связи с возможной широкой интерпретацией смысла модернизационных ценностей и статуса гражданских ценностей в контексте инновационного развития Беларуси были проведены экспертные интервью. По мнению белорусских экспертов, модернизационные ценности могут существовать в рамках национальной традиции и не должны с
1 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000; Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные ценности и демократия: последовательность человеческого развития. - М.: Новое изд-во, 2011; Лапин Н.И. Спонтанность модернизации в регионах России и конституционные принципы ее регулирования // Власть. - М., 2017. - № 3. -С. 25-33.
неизбежностью противоречить друг другу. Такие категории, как «традиция» и «модернизация», по мнению белорусских экспертов, нельзя трактовать как абсолютные противоположности. Модернизацию можно осуществить в рамках переосмысленной национальной традиции, с учетом своеобразия истории и культуры страны. Следовательно, в процессе модернизации экономики важно сохранять баланс между сохранением базовых национальных ценностей и инновационными ценностями, соответствующими современной эпохе. Думается, что эти результаты интересны и для российского общества: они доказывают, что население, участвующее в процессах тех или иных изменений, желает при этом сохранять национальные традиции, а не только развивать чужие идеи и принимать как должное чужие ценности, возможно, не имеющие в отечестве достаточных исторических оснований для адаптации и укоренения.
Важными индикаторами ориентации студенческой молодежи на модернизационное развитие и показателями развития человеческого капитала являются первоначальные мотивы при выборе профессии, удовлетворенность своим выбором в процессе учебы, а также ориентация на будущее трудоустройство по получаемой специальности. Эти критерии проанализированы в нашем исследовании студенчества с точки зрения того, насколько студенческие установки соответствуют либо модернизационной, либо традиционной модели поведения. Первая модель предполагает, что студенты ориентируются на интересную и творческую профессиональную деятельность, в которой они могут проявить самостоятельность и инициативность, открытость к новизне и готовность к риску, а также могут развить свои способности. Во второй модели доминирует ориентация на стабильную работу, не обязательно связанную с получаемой специальностью (но с хорошей зарплатой) и не требующую полной отдачи1.
При изучении мотивов поступления в вуз оказалось, что более половины опрошенных студентов независимо от их ориентации на традиционализм или инновационность указали так называемые образовательные (хотя и не равнозначные) мотивы: личностный рост через вуз, диплом как залог будущей успешной жизни и т.п. С одной стороны, этот результат можно интерпретировать как индикатор того, что в целом все студенчество хотело бы получать в процессе образования необходимые знания, приобретать навыки, полезные в будущем. Иначе говоря, все студенчество обладает некоторыми общими модернизационными установками, что является позитивным для развития его модерни-зационного потенциала. С другой стороны, видимо, мотивы поступления в вуз не выполняют роли дифференцирующих в процедуре выделения модернизационного и традиционного типов деятельности студентов. Если же рассматривать мотивы более детально, то самый важный, на наш взгляд, мотив получения высшего образования - получение востребованной в обществе специальности - был отмечен лишь пятой частью респондентов. И все же на первом месте у студентов, судя по их ответам, оказалось желание стать высококвалифицированными специалистами в избранной профессии. В этом варианте не указывалось, должна ли быть специальность высоко востребованной в обществе или нет, однако в любом случае выбор профессионального мотива получения образования можно оценить положительно. Лишь квалифицированные профессионалы своего дела смогут в будущем проявлять инновационность, вносить вклад в модернизационное развитие страны.
При изучении оценок студентами роли высшего образования была выявлена значимая (хотя и не сильная) связь между этой оценкой и модернизационным потенциалом, репрезентируемым посредством ориентации студентов на будущую деятельность. Среди студентов, демонстрирующих модернизационные ориентации, выявлена повышенная (по сравнению с ориентированными на традиционализм) доля тех, кто считает высшее образование хорошей платформой для построения карьеры (хотя и не считает образование единственной составляющей успеха). Особенно высок процент таких выборов среди студентов, желающих развивать в будущем свое собственное дело на основе получаемой профессии, т.е. тех, кто хочет стать предпринимателем, заниматься бизнесом. Студенты, желающие заняться бизнесом, продемонстрировали наиболее высокий уровень ориентации на инновационную деятельность и в других вопросах. Например, такие инструментальные ценности, как инициативность, готовность к трудностям, открытость к новизне, ответственность, стремление к завершенности в наибольшей степени проявляются именно в этой группе.
Было выявлено, что многие студенты активно занимаются получением дополнительного образования, которое они рассматривают как необходимое для будущей профессиональной карьеры. Только четверть респондентов не участвовала в тех или иных формах дополнительного образования. Каждый десятый проходил разные стажировки, каждый пятый - онлайн-курсы, каждый третий посещал очные образовательные курсы. Более половины студентов ответили, что занимаются самообразованием, читают научную литературу. Главная причина обращения студентов к дополнительному образованию - это потребность в самореализации. Среди других причин отмечается неудовлетворенность качеством вузовского образования, желание расширить круг общения, получить новые возможности для карьерного роста. Все эти причины укладываются в модернизационную модель поведения студентов. Кроме того, около двух третей респондентов принимает участие в разных формах студенческой внеаудиторной активности (научная деятельность, конференции, клубы по интересам, спорт, самодеятельность). При этом студенты почти не участвуют в экологической деятельности, хотя и говорят, что «любят природу». По отношению к природе респонденты почти поровну разделились на антропоцентристов (ради целей развития экономики готовы жертвовать природой) и экологоцентристов (отметивших, что защита природы - это главное), однако экологическая культура и первой и второй групп оказалась недостаточно развита.
В ответах на вопрос о наиболее значимых критериях выбора будущей работы (трудоустройства), студенты назвали следующие (в порядке убывания): интересная работа, возможность профессионального роста, хорошие условия труда, высокая заработная плата. Количество студентов, выбравших каждый отдельный из первых трех критериев, оказалось незначительным, в то же время, вместе взятые, все четыре названных критерия работы имеют важность для
1 Титаренко Л.Г. Модернизационный потенциал студенческой молодежи Беларуси: опыт эмпирического исследования // Петербургская социология сегодня. Сб. науч. трудов. Вып. 8. - СПб.: Нестор-история, 2017. - С. 7-17.
студенчества. Однако исследования Института социологии НАН Беларуси показывают, что и белорусская молодежь, и студенчество, и население Беларуси в целом выше всего ценят материальные аспекты труда (настоящего и будущего) - зарплата, стабильность, хороший коллектив, а не его инновационный творческий характер или карьерное продвижение1 . Видимо, инновационный потенциал студенчества и молодежи (как и населения в целом) пока развит недостаточно, чтобы стать значимым субъектом модернизации общества.
Что касается вопроса о том, планируют ли студенты после получения диплома работать по получаемой специальности, было выявлено, что лишь немногие из них осознают важность получаемой профессии и свои возможности трудоустройства в соответствии с профилем образования. Белорусские студенты недооценивают тот факт, что государство гарантирует им предоставление первого места работы на рынке труда: многие стараются избежать «распределения» и найти работу самостоятельно; при этом эта работа далеко не всегда соответствует полученной квалификации по диплому. Значит, такие студенты не ориентированы на полное раскрытие своего трудового потенциала, сформированного в вузе, что снижает общественную отдачу от их учебы.
Исследование помогло уточнить, имеется ли взаимосвязь между восприятием студентами себя как движущей силы инновационного развития страны и их ориентациями на модернизацию или традиционализм. Была выявлена слабая значимая связь между этими показателями: от четверти до трети студентов рассматривают себя как потенциального двигателя модернизации и инноваций. Отсюда можно заключить, что для актуализации восприятия себя движущей силой модернизации студенчеству необходимы более существенные стимулы, чем те, которые у них есть, и более четкое понимание своих перспектив на будущее, т.е. нужна более высокая оценка существующих в обществе условий для включения молодежи (особенно будущих выпускников вузов) в жизнь общества. Отметим также, что студенты, ориентированные на научно-исследовательскую работу, в меньшей степени рассматривают себя как движущую силу инновационного развития, нежели студенты, ориентированные на развитие своего бизнеса. Именно последние чаще всего позитивно высказывались о своей будущей авангардной роли в модернизации общества. В какой-то степени эти результаты подтверждают, что молодым предпринимателям необходима активная жизненная позиция, без которой они не могут добиться успехов. Поэтому в социальном плане они развиваются уже на студенческой скамье более активно, и затем так же активно отстаивают свои интересы в самостоятельной трудовой жизни. Традиционалисты проявляют больше пассивности и предпочитают видеть в специальности, скорее, средство для достижения спокойной и материально обеспеченной жизни, чем инструмент творческой самореализации или средство совершенствования качества жизни.
Исследование показало, что современное студенчество отличается высоким уровнем познавательной мотивации, работоспособностью, активным «поиском себя», что и делает студенческую молодежь одним из важнейших ресурсов инновационного развития страны. Белорусское студенчество обладает модернизационным потенциалом, особенно ориентированным на реализацию в предпринимательской сфере. Однако использование этого потенциала в реальной жизни зависит от социально-экономических условий, имеющих место в обществе в конкретно-исторический момент времени.
1 Денисова Н.Ф., Лашук И.В., Мицкевич О.Н. Базовые ценности белорусского общества: функционально-ориентирующие кластеры и вариативность ценностных структур // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. - № 4. - С. 37-53.